Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима правового государства

Обновлено: 24.04.2024

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истории человечества гражданское общество длительное время отождествлялось с государством. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государств формируются представления о гражданском обществе. Ж.Ж. Руссо, формируя концепцию общественного договора, разграничил понятия “гражданское общество” и “государство”. Он противопоставил государство (республику) и сообщество (ассоциацию) граждан как феномены, имеющие свои собственные задачи. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля. В отличие от своих предшественников, он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считает Гегель, гражданское же общество – это сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства. Интересы различных групп и индивидов выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают невертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Отличительные черты гражданского общества. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Задача гражданского общества – воспроизводство и прогресс социальной жизни, в центре которой стоит свободная личность. Права свободной личности, права человека и обеспечивает гражданское общество, в отличие от прав гражданина, обеспечиваемых государством.

Соотношение между правовым государством и гражданским обществом. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с формированием политических институтов правового государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основным вопросам общественной жизни.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система гражданского общества постоянно испытывает давление со стороны государства. В условиях тоталитарных режимов происходит этатизация (огосударствление) общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости общественной жизни от государства. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. Действительно демократический политический режим возможен только там, где имеется гражданское общество.

Для посткоммунистической Украины формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие перехода к рынку и правовой государственности. Политические реформы, приватизация, разгосударствление, плюрализация всех сторон общественной жизни, развитость системы общественных институтов, рыночные отношения – вот факторы, раздвигающие границы формирования гражданского общества.

Каждый из частных интересов легче реализовать, объединившись с другими людьми, имеющими такой же интерес. Чтобы решить проблемы водоснабжения дачи, её охраны и т. п., человек вступает в дачный кооператив. Обеспокоенный судьбой банковского вклада, он объединяется с другими вкладчиками в общество защиты своих прав. Коллекционер нуждается в постоянных связях с другими коллекционерами, и они создают, например, общество филателистов. Человек, желающий открыть кафе, но не располагающий достаточными средствами, ищет партнёров, готовых учредить совместное предприятие, и т. д.

Возможность воздействия гражданского общества на власть создаёт право на свободу ассоциаций. Слово «ассоциация» происходит от латинского слова association — соединять. Оно означает «объединение лиц или учреждений одного рода деятельности». Любой человек может свободно объединяться с другими людьми на основе общности политических, экономических, культурных или национальных интересов в кружки, группы, союзы, общества, комитеты, движения, политические партии. Все такие объединения являются добровольными, никто не может быть принуждён вступать в какую-либо ассоциацию.

Международный пакт о гражданских и политических правах, закрепляя право на свободу ассоциаций, содержит норму, согласно которой пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, что предусматриваются законом. Ограничения могут быть необходимы в интересах безопасности граждан, для защиты прав и свобод других лиц. Конституция нашей страны запрещает создание и деятельность объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, а также расовой, национальной, религиозной розни. Такие ограничения являются нормальными для демократического общества.

Обычно различные ассоциации (объединения) делят на формальные и неформальные. Первые отличаются тем, что имеют свой устав, программу или другие документы, излагающие цели объединения, порядок их организации и деятельности. Они регистрируются органами власти. Признак неформальных объединений — отсутствие официальной регистрации органами власти.

В каждом случае люди рассчитывают на взаимодействие, взаимопомощь, взаимоподдержку. Для решения своих проблем они нуждаются друг в друге. Заметим, что все эти общественные объединения возникают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них, участие в этих общественных организациях добровольное. Их члены имеют равные права.

Такие организации обеспечивают не только взаимопомощь своих членов, но и взаимоподдержку в защите интересов перед государством. В тех случаях, когда действия государственных органов или государственных чиновников ущемляют права членов общественной группы, или тогда, когда данная группа хочет добиться от государства более благоприятных условий своей жизнедеятельности, общественное объединение защищает интересы группы. Гражданин оказывается не в одиночестве перед лицом государственной власти, а под защитой объединения, которое занимает промежуточное положение между ним и государством. Таким образом, в гражданском обществе возникают многочисленные и разнообразные объединения, общественные организации: в экономической сфере — союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские союзы, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров и т. д.; в социальной сфере — семья, общества защиты прав потребителей, объединения защиты окружающей среды, молодёжные, женские, детские организации, общества ветеранов труда и войны, спортивные общества, благотворительные фонды и т. п.; в сфере духовной культуры — союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, кинематографистов, художников), педагогические общества, общества культурных связей с зарубежными странами, академические сообщества учёных, религиозные объединения и т. п. Защиту прав и интересов граждан перед лицом государства берут на себя также различные правозащитные организации, союз солдатских матерей, негосударственные средства массовой информации, политические движения и негосударственные политические организации, возникающие по почину граждан на добровольной основе.

Итак, гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то становление гражданского общества связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Местное самоуправление

В жизни гражданского общества большую роль играет местное самоуправление. Вы знаете, что управление обществом — важная функция государственной власти. Управление предполагает наличие управляющих (государственных органов, должностных лиц, государственных служащих) и управляемых. А при осуществлении самоуправления разделение на управляющих и управляемых исчезает, т. е. люди управляют общественными делами собственными силами. В масштабах страны это невозможно, а в местах компактного проживания людей, в масштабе отдельного населённого пункта вполне осуществимо. Словосочетание «местное самоуправление» как раз и означает организацию власти на местах, т. е. в городских и сельских поселениях и на других территориях. Конституция РФ предусматривает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Если государство объединяет население всей страны в целостный организм, обеспечивает государственный суверенитет, установленный конституционный строй, то местное самоуправление сводится в основном к обеспечению деятельности населённых пунктов, к обслуживанию повседневных житейских потребностей людей.

Люди, живущие в селе, посёлке, городе, нуждаются в том, чтобы надёжно работал транспорт, связывающий между собой населённые пункты или районы города; чтобы поддерживали в хорошем состоянии дороги; чтобы в жилые дома и производственные здания бесперебойно поступали газ, вода и электричество; чтобы своевременно осуществлялся ремонт домов, находящихся в муниципальной собственности, т. е. в собственности местного самоуправления; чтобы были удобно расположены и хорошо работали детские сады, школы, аптеки, поликлиники, магазины, прачечные, ремонтные мастерские; чтобы территория населённого пункта была благоустроена, а мусор своевременно убирался. Жители городов и посёлков заинтересованы в разумном использовании муниципальной собственности (жилых домов, нежилых помещений, предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.), в поддержании общественного порядка на их территории. Все эти и другие подобные интересы определяют те самые вопросы местного значения, решение которых на основе действующего законодательства обеспечивается местным самоуправлением.

Каковы же формы его осуществления? Это могут быть формы прямого волеизъявления: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан. Создаются также представительные органы самоуправления — думы, муниципальные комитеты, советы. Могут избираться также главы местной администрации, мэры городов, старосты в сёлах и другие должностные лица. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Для решения вопросов бытового и социально-культурного характера могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: избираемые на собраниях граждан квартальные, уличные и домовые комитеты.

В Конституции РФ записано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органам государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчётны.

Суть местного самоуправления — самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Развитие местного самоуправления, как и становление гражданского общества, — существенные признаки движения общества по пути демократии.

общество -это обособившаяся от природы часть материального мира, включаящая способы взаимодействия людей и формы их объединения.

гражданское общество - общество, граждане которого объединены в неофициальные организации, исповедующие идеологию, отличную отгосударственной, имеющие свою точку зрения на решение различных проблем и пытающиеся убедить власти в свое правоте.

Таким образом общество это более широкое понятие оно может быть гражданским а может и не быть гражданским. а гражданскоен общство это один из видов обществ.. . общество состоящее из активных людей. когда каждый считает важной свою роль в этом общесте. если мои выводы вам кажутся неверными, исходя из двух определений, сделайте выводы сами

гражданское общество имеет систему. у них есть права и законы. свой алгоритм взаимосвязи.
а в обществе - ето просто как люди собрались поболтать о какой нибудь теме. о политике. и создали тем самым свое общество. где каждый высказывает свое мнение и аргументы. но при етом они не функционируют как гоосударсво.
я считаю так)

общество это просто объединение людей.
Гражданское общество образуется в государстве с ростом правосознания граждан, с осознанием того, что от каждого члена общества что-то зависит

В учебнике обществознания сказано их различия в том, что человеческое общество возникло одновременно с человеком, то становление гражданского общества связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.
Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ГОСУДАРСТВО – важнейший элемент политической сферы жизни общества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА – одна из областей жизнедеятельности общества, наряду со сферами экономической, социальной и духовной культуры.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
– часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.
АССОЦИАЦИИ
АССОЦИАЦИИ – возможность воздействий гражданского общества на власть посредством объединений на основе общности интересов и взглядов

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВОАССОЦИАЦИИФОРМАЛЬНЫЕ – имеют устав, программу, регистрир.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
АССОЦИАЦИИ
ФОРМАЛЬНЫЕ
– имеют устав, программу, регистрируются органами власти
НЕФОРМАЛЬНЫЕ
- отсутствие официальной регистрации органами власти
ПРИМЕРЫ АССОЦИАЦИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА – союзы предпринимателей, кооперативы, профсоюзы.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – семья, общество защиты потребителей, страховые фонды.
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ – педагогические общества, союзы писателей, религиозные объединения.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВОГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность негосударственных общ.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.
В условиях тоталитарного
и авторитарного режима
гражданское общество нормально функционировать не может.
Становление гражданского общества неразрывно связанно
с утверждением правового государства.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕМЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (МСУ) – самостоятельная и под св.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (МСУ) – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ГОРОД, РАЙОН, СЕЛО)
НАСЕЛЕНИЕ УПРАВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ:
схода, референдума, прямых выборов органов самоуправления
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
– выборное собрание
(дума,
муниципальный комитет)
ВЫБОРНЫЙ ОРГАН
– глава муниципального образования (мэр, староста, глава администрации)

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
И МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА (2006)ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА - общественная организация, обе.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА (2006)
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА - общественная организация, обеспечивающая взаимодействие граждан и общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления (создана в 2006).
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ПРИНИМАЮТ
УЧАСТИЕ ГРАЖДАНЕ РФ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Появление общественной палаты это признак того, что высшая власть настроена на диалог с гражданским обществом и хочет знать мнение, неправительственных организаций о ситуации в стране.

СЛОВАРЬМЕСТНАЯ ВЛАСТЬ – любые властные инстанции, действующие на периферии, в.

СЛОВАРЬ
МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ – любые властные инстанции, действующие на периферии, в Российской Федерации – на уровне субъектов РФ, местного самоуправления.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Гражданское общество и правовое государство

Духовная подсистема (образоват., культурные учреждения, СМИ, церковь)
Политическая подсистема (политич. партии, местное самоуправление)
Первичный, основополагающий пласт гражд. общества
Удовлетворение матер. потребностей

Местное самоуправление играет важную роль в гражданском обществе. Это – нег.

Местное самоуправление
играет важную роль в гражданском обществе.
Это – негосударственная форма выражения народовластия; осуществляется территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
ФОРМЫ: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ: думы, городские и сельские советы
ФУНКЦИИ: формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, самостоятельно решают вопросы местного значения.

Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства?Стано.

Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства?
Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства.
Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества.
Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

Правовое государство это государство, вся деятельность которого подчинена нор.

Правовое государство
это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права

(реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль за властью со стороны общества)

Правовое государствоИдея правового государства, прежде всего, противоположна.

Правовое государство
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.
Принципы правового государства:

- верховенство закона;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- взаимная ответственность граждан и государства;
- гарантированность прав и свобод граждан;
- соответствие национального (внутреннего) законодательства общепризнанным стандартам и нормам международного права.

Российская модель правового государства!Советская официальная доктрина долго.

Российская модель правового государства
!
Советская официальная доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя. Во время перестройки правовая наука вернулась к изучению правового государства без идеологических шаблонов.
!
Впервые о необходимости создания правового государства в России было официально заявлено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. По Конституции Россия является правовым государством. Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство». В то же время текущий текст Конституции РФ не раскрывает это понятие.
!
Некоторые исследователи ставят под сомнение, является ли Россия правовым государством. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Доминиканской Республики и Того (уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Украины, Азербайджана, Ирана), причём в последние годы этот показатель вырос. Если в 1998 году он составлял 18,2 балла, то в 2005 году — 20,1 балла, в 2011 году — 25,4 балла (из 100 возможных).

Домашнее задание1) Подготовиться к написанию эссе по теме: «Трудности в форми.

Домашнее задание
1) Подготовиться к написанию эссе по теме: «Трудности в формировании гражданского общества и правового государства в России»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: