Гражданин или юридическое лицо имеющие воздушное судно на праве собственности на условиях аренды

Обновлено: 19.04.2024

1. Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

2. Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

Комментарий к ст. 100 ВозК РФ

Данная статья определяет перевозчика как эксплуатанта, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки багажа, пассажиров, грузов, почты в соответствии с условиями договора воздушной перевозки. В соответствии со ст. 61 ВК РФ под эксплуатантом понимаются гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Необходимо иметь в виду, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Судебная практика по статье 100 Воздушный кодекс РФ:

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9, 20, 21, 61, 62, 100 Воздушного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая.

судов в коммерческих целях (предоставление услуг по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов) в отсутствие действующего сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок. В нарушение части 1 статьи 9, статьи 62, статьи 100 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" общество "Авиа-Сибирь" осуществляет воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Требования по обеспечению безопасности полетов являются едиными для всех перевозчиков независимо от их рейтинга В силу статей 8, 9, 35, 36, 61, 100 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов или почты допускаются только воздушные суда, соответствующие требованиям к летной годности и прошедшие обязательную сертификацию, и перевозчики.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В целях настоящих Федеральных авиационных правил применяются следующие основные термины, определения и сокращения:

Авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения (статья 52 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации)).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383.

Аэропорт базирования - аэропорт, заявляемый при обязательной сертификации в качестве постоянного места базирования воздушных судов заявителя (эксплуатанта), имеющий обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Заявитель - юридическое или физическое лицо, подавшее заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата или внесение изменений в условия эксплуатации заявленных воздушных судов.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 103, в ред. Приказа Минтранса России от 12.08.2011 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инспекционная проверка заявителя (эксплуатанта) - оценка соответствия представленных заявителем (эксплуатантом) основных данных заявки его реальным производственным возможностям и условиям эксплуатации воздушных судов, а также соблюдения сертификационных требований, указанных в необходимой документации, прилагаемой к заявке.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.07.2007 N 103)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 103.

(см. текст в предыдущей редакции)

Информационная система "Воздушный транспорт Российской Федерации" (далее - ИСВТ) - распределенная компьютерная система, предназначенная для обеспечения процедур сертификации и инспекционного контроля эксплуатантов.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.07.2007 N 103)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 103.

(см. текст в предыдущей редакции)

Комплексное заключение по сертификации заявителя (эксплуатанта) - документ, составленный на основании заключения по экспертизе заявки и необходимой документации, а также акта инспекционной проверки заявителя (эксплуатанта).

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.07.2007 N 103)

(см. текст в предыдущей редакции)

Необходимая документация - документы, представляемые заявителем (эксплуатантом) в уполномоченный орган в области гражданской авиации эксплуатантов в качестве приложения к заявке, включающие заключенные договоры аренды (лизинга) воздушных судов, договоры на обеспечение полетов и выполнение технического обслуживания, а также данные по персоналу эксплуатанта, воздушным судам, обязательному страхованию, документы, используемые заявителем (эксплуатантом) при организации, производстве и обеспечении полетов.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.07.2007 N 103)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы десятый - одиннадцатый исключены. - Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 103.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сертификат (свидетельство) эксплуатанта (далее - сертификат эксплуатанта) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям.

(в ред. Приказов Минтранса России от 25.07.2007 N 103, от 12.08.2011 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сертификация эксплуатантов - подтверждение соответствия эксплуатантов требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 103)

Абзацы тринадцатый - шестнадцатый исключены. - Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 103.

(см. текст в предыдущей редакции)

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Эксплуатационные спецификации - приложения к сертификату эксплуатанта, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов.

(в ред. Приказа Минтранса России от 12.08.2011 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Настоящие Федеральные авиационные правила устанавливают сертификационные требования к физическим и юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, порядок проведения сертификации физических и юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.

(п. 2 в ред. Приказа Минтранса России от 12.08.2011 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сертификат эксплуатанта действует бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования его уполномоченным органом в области гражданской авиации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 12.08.2011 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сертификат эксплуатанта не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не может быть передан одним юридическим (физическим) лицом другому.

4. Эксплуатация гражданских воздушных судов в коммерческих целях гражданином или юридическим лицом, не имеющим действующего сертификата эксплуатанта, не допускается.

Эксплуатация гражданского воздушного судна для выполнения полетов осуществляется в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях.

5. Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 103.

(см. текст в предыдущей редакции)

По просьбе заявителя сертификация других объектов, подлежащих обязательной сертификации, может быть совмещена с сертификацией эксплуатанта.

(в ред. Приказов Минтранса России от 25.07.2007 N 103, от 12.08.2011 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Каждому эксплуатанту выдается подлинный экземпляр сертификата эксплуатанта.

Копия сертификата эксплуатанта хранится в уполномоченном органе в области гражданской авиации. Копия сертификата эксплуатанта, являющаяся судовым документом, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью в установленном порядке.

1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.

3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

ГАРАНТ:

См. Особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3, авиационных двигателей в 2022 г., утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 марта 2022 г. N 412

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 114-ФЗ пункт 4 статьи 61 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

В соответствии со статьями 24 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения".

2. Установить, что настоящие Федеральные авиационные правила вводятся в действие с 1 января 2005 года.

Первый заместитель Министра

Приказом Минтранса России

от 18 июня 2003 г. N 147

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

"ЭКСПЛУАТАНТЫ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ

К ЭКСПЛУАТАНТУ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ

РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ

АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ"

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (далее - Правила) устанавливают требования к эксплуатантам авиации общего назначения (далее - эксплуатанты АОН), процедуры выдачи свидетельства эксплуатанта АОН, продления срока его действия, внесения в него изменений и контроля деятельности эксплуатантов АОН.

Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 28.05.2005 N 55.

Правила не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения либо сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения.

2. В целях настоящих Правил применяются следующие термины, определения и сокращения:

заявитель - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заявкой на регистрацию в качестве эксплуатанта АОН;

контроль деятельности эксплуатанта АОН - проверки, осуществляемые с целью установления, что эксплуатант АОН продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при регистрации;

проверка заявителя - проверка соответствия сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах, условиям эксплуатации воздушных судов, а также способности соблюдения заявителем действующих в гражданской авиации нормативных требований;

свидетельство эксплуатанта АОН - документ, подтверждающий регистрацию заявителя в качестве эксплуатанта АОН;

абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 30.11.2007 N 175;

эксплуатант АОН - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов в целях авиации общего назначения и имеющие свидетельство эксплуатанта АОН.

3. Использование для полетов в целях авиации общего назначения юридическим или физическим лицом воздушного судна, за исключением легкого гражданского воздушного судна либо сверхлегкого гражданского воздушного судна, не имеющим свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, не допускается.

4. Свидетельство эксплуатанта АОН (приложение N 1) выдается и продлевается на срок до 5 лет. При первоначальной регистрации заявителя в качестве эксплуатанта АОН с правом выполнения международных полетов свидетельство эксплуатанта АОН выдается на срок до 2 лет.

5. Свидетельство эксплуатанта АОН не может быть выдано на два или более юридических или физических лица и не может быть передано одним юридическим или физическим лицом другому.

6. Выдачу свидетельств эксплуатанта АОН, продление срока их действия и (или) внесение изменений в свидетельства эксплуатанта АОН осуществляют территориальные органы Росавиации (далее - территориальный орган).

7. Копия свидетельства эксплуатанта АОН является судовым документом и должна находиться на борту воздушного судна эксплуатанта АОН при выполнении полетов.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТУ АОН

8. Использование воздушного пространства Российской Федерации осуществляется эксплуатантом АОН в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации и установленными в гражданской авиации правилами производства полетов.

9. Эксплуатант АОН (заявитель) организует в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями:

создание необходимой базы для хранения воздушных судов, выполнения работ по поддержанию их летной годности и хранения эксплуатационно-технической и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов;

обеспечение технического обслуживания и ремонта заявленных воздушных судов;

учет данных об отказах и неисправностях воздушных судов;

учет наработки воздушных судов;

обработку полетной информации при наличии на борту воздушного судна бортовых самописцев;

медицинское, метеорологическое, аэронавигационное и другие виды обеспечения полетов;

обеспечение (осуществление мер) авиационной безопасности.

10. Обязательное страхование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Эксплуатант АОН (заявитель) - юридическое лицо кроме общественного авиационного спортивного объединения, а физическое лицо - в случае необходимости принимает на работу авиационный персонал в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Эксплуатант АОН (заявитель) - юридическое лицо (физическое лицо - в случае приема на работу авиационного персонала) разрабатывает в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания воздушных судов.

13. Эксплуатанты АОН (заявители), не указанные в пункте 12 настоящих Правил, представляют в территориальные органы в установленном порядке информацию по организации полетов и технического обслуживания воздушного судна.

14. Эксплуатанты АОН, указанные в пункте 12 настоящих Правил, обеспечивают наличие на борту воздушных судов, используемых для целей авиации общего назначения, необходимой информации для авиационного персонала из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации технического обслуживания воздушных судов.

15. Эксплуатанты АОН, не указанные в пункте 12 настоящих Правил, обеспечивают наличие на борту воздушного судна необходимой действующей информации по организации полетов и технического обслуживания воздушного судна.

16. Авиационный персонал эксплуатанта АОН имеет соответствующую подготовку и квалификацию, подтвержденные установленными законодательством Российской Федерации документами.

Эксплуатанты АОН обеспечивают изучение нормативных актов по вопросам безопасности полетов, авиационной безопасности и иных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, авиационным персоналом, ведут учет полетного и рабочего времени авиационного персонала, а эксплуатанты АОН, не указанные в пункте 12 настоящих Правил, изучают указанные документы самостоятельно.

17. Принадлежащие эксплуатанту АОН (заявителю) воздушные суда, заявляемые для полетов в целях авиации общего назначения, допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности, свидетельств о государственной регистрации. Воздушные суда оборудуются в соответствии с установленными требованиями для выполнения заявленных видов полетов в заявленных регионах.

18. Исключен. - Приказ Минтранса России от 30.11.2007 N 175.

III. ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ АОН

19. Заявка на регистрацию в качестве эксплуатанта АОН и продление срока действия свидетельства эксплуатанта АОН подается в соответствующий территориальный орган по основному месту базирования используемых в целях авиации общего назначения воздушных судов заявителя (эксплуатанта АОН), по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам.

К заявке прилагаются (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии):

свидетельства о государственной регистрации воздушных судов, заявляемых для полетов в целях авиации общего назначения;

сертификаты летной годности воздушных судов, заявляемых для полетов в целях авиации общего назначения;

документы, подтверждающие обязательное страхование (договоры страхования, страховые полисы и т.д.);

руководство по производству полетов или информацию по организации полетов для эксплуатанта АОН (заявителя), указанного в пункте 12 или 13 настоящих Правил;

руководство по организации технического обслуживания воздушных судов или информацию по организации технического обслуживания воздушных судов для эксплуатанта АОН (заявителя), указанного в пункте 12 или 13 настоящих Правил;

руководство по летной эксплуатации воздушного судна и регламент технического обслуживания воздушного судна или эквивалентные им документы;

свидетельства лиц авиационного персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов.

абзацы десятый - одиннадцатый исключены. - Приказ Минтранса России от 28.05.2005 N 55.

20. Заявка на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН подается в соответствующий территориальный орган по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам. В заявке на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН указываются изменяемые данные, и к ней прилагаются документы (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии), подтверждающие соответствие измененных основных условий деятельности эксплуатанта АОН (условий эксплуатации воздушных судов) нормативным требованиям, действующим в гражданской авиации.

21. Заявитель (эксплуатант АОН) отвечает за достоверность сведений, указанных в заявке и прилагаемых к ней документах, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

22. Заявка на регистрацию в качестве эксплуатанта АОН подается не позднее чем за 45 суток до планируемой даты начала полетов.

23. Заявка на продление срока действия свидетельства эксплуатанта АОН подается не позднее чем за 30 суток до окончания срока его действия.

24. Заявка на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН, предусматривающих изменение условий эксплуатации воздушных судов:

освоение эксплуатантом АОН нового типа воздушных судов;

выполнение международных полетов;

изменение аэропорта базирования;

аренду воздушных судов иностранной регистрации - подается не позднее чем за 30 суток до планируемой даты начала полетов в новых эксплуатационных условиях.

25. В остальных случаях заявка на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН подается не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты начала полетов в новых эксплуатационных условиях.

26. В процессе рассмотрения заявки и приложенных к ней документов территориальный орган определяет соответствие сведений, указанных в них, установленным в гражданской авиации нормативным требованиям. При положительных результатах рассмотрения территориальный орган принимает решение о выдаче свидетельства эксплуатанта АОН, продлении срока его действия или внесении изменений в свидетельство эксплуатанта АОН.

27. Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 28.05.2005 N 55.

Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 28.05.2005 N 55.

В случае несоответствия заявителя (эксплуатанта АОН) действующим в гражданской авиации нормативным требованиям свидетельство эксплуатанта АОН заявителю не выдается (срок действия свидетельства эксплуатанта АОН не продлевается, изменения в него не вносятся).

28. Результатом рассмотрения заявки на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН, не требующих проведения проверки эксплуатанта АОН, является переоформление свидетельства эксплуатанта АОН и (или) приложения к нему.

29. Решение об отказе в регистрации заявителя в качестве эксплуатанта АОН (продлении срока действия свидетельства эксплуатанта АОН, внесении в него изменений) может быть обжаловано заявителем (эксплуатантом АОН) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

30. Свидетельство эксплуатанта АОН вступает в силу с указанной в нем даты. Копии свидетельства эксплуатанта АОН, заявки и приложенных к ней документов хранятся в территориальном органе, выдавшем свидетельство эксплуатанта АОН.

31. Информация о выдаче свидетельства эксплуатанта АОН, продлении срока его действия или внесении изменений в свидетельство эксплуатанта АОН направляется территориальным органом в течение 3 рабочих дней в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в установленном формате в объеме данных заявки для внесения в сводную информационную базу данных.

32. В случае нарушения эксплуатантом АОН ограничений, изложенных в приложении к свидетельству эксплуатанта АОН, являющемся неотъемлемой частью указанного свидетельства, правил эксплуатации воздушных судов, а также правил использования воздушного пространства Российской Федерации и правил производства полетов или их обеспечения, угрожающего безопасности полетов и (или) авиационной безопасности, территориальным органом, выдавшим свидетельство эксплуатанта АОН, могут быть введены ограничения в действие свидетельства эксплуатанта АОН, его действие может быть приостановлено или свидетельство эксплуатанта АОН может быть аннулировано.

33. Расследование авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами эксплуатантов АОН осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

34. Основной целью контроля деятельности эксплуатанта АОН является проверка соблюдения эксплуатантом АОН установленных в гражданской авиации нормативных требований и условий (ограничений), указанных в приложении к свидетельству эксплуатанта АОН.

35. Контроль деятельности эксплуатантов АОН осуществляют территориальные органы, а также иные контролирующие органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

36. Плановый контроль деятельности эксплуатантов АОН проводится не чаще одного раза в два года.

При выявлении нарушений (поступлении в территориальный орган информации о нарушениях) эксплуатантом АОН установленных нормативных требований могут быть назначены и проведены внеплановые проверки деятельности эксплуатанта АОН.

к свидетельству эксплуатанта

авиации общего назначения

Тип ВС, назначение

Гос. регистр. опознават. знаки

Предельная масса взл./пос.

Максимальная пассажировместимость и грузоподъемность (чел./кг)

Допуск к выполнению разрешенных видов полетов

Срок действия сертификата (свидетельства)

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Исключены. - Приказ Минтранса России от 28.05.2005 N 55.

НАЛИЧИЕ И РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

Исключено. - Приказ Минтранса России от 28.05.2005 N 55.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВИАЦИОННОМ ПЕРСОНАЛЕ

Исключены. - Приказ Минтранса России от 28.05.2005 N 55.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минтранса России от 18.06.2003 N 147 (ред. от 10.11.2015) Об утверждении Федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения

10) приказ Минтранса России от 18.06.2003 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения";

10) приказ Минтранса России от 18.06.2003 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения";

4.2. Физическое, юридическое лицо Российской Федерации, организующее и выполняющее полеты воздушных судов, не относящихся к легким или сверхлегким, в целях АОН, должно иметь свидетельство эксплуатанта, полученное в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 147 .

2. При исполнении государственных функций по сертификации эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и инспекционного контроля за их соответствием сертификационным требованиям согласно Федеральным авиационным правилам "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", утвержденным Приказом Минтранса России от 4 февраля 2003 г. N 11, и по регистрации эксплуатантов авиации общего назначения в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.06.2003 N 147, установить следующее. До завершения формирования соответствующих межрегиональных территориальных управлений Росавиации:

При исполнении государственных функций по сертификации эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и инспекционного контроля за их соответствием сертификационным требованиям согласно Федеральным авиационным правилам "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", утвержденным Приказом Минтранса России от 4 февраля 2003 г. N 11, и по регистрации эксплуатантов авиации общего назначения в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.06.2003 N 147, установить следующее. До завершения формирования соответствующих межрегиональных территориальных управлений Росавиации:

В соответствии с п. 2 распоряжения Минтранса России от 24.06.2002 N НА-217р "Об утверждении Номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации", в связи с введением в действие федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", утвержденных Приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11, федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденных Приказом Минтранса России от 18.06.2003 N 147, предлагаю:

1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.

3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Судебная практика и законодательство — Воздушный кодекс РФ. Статья 61. Авиационное предприятие и эксплуатант

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение в той части, в какой оно во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 8, пунктов 1 и 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации налагает запрет на выполнение любых авиационных работ, не включенных в перечень, определяемый уполномоченным органом в области гражданской авиации и относящий те или иные работы с использованием полетов воздушных судов к авиационным работам, противоречит статьям 8 (часть 1), 19 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования частично, суды, оценив в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь условиями заключенного сторонами спора соглашения по эксплуатации и техническому обслуживанию воздушного судна от 26.09.2014, статьями 432, 779 - 782, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 37, пунктом 3 статьи 61, статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации пришли к выводу о том, что часть заявленных актов не имеет ссылок и указания на спорное соглашение, с учетом наличия между сторонами иных договорных соглашений, в том числе и по эксплуатации и обслуживанию иных воздушных судов; оказание услуг по акту от 01.04.2015 N 2718, составленному в одностороннем порядке истцом, не подтверждено иными первичными доказательствами оказания услуг, следовательно, факт оказания услуг не доказан истцом в данной части; оплата за январь, февраль и март 2015 года при простое воздушного судна по техническим причинам должна производиться по фактическому налету часов.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9, 20, 21, 61, 62, 100 Воздушного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" и исходили из следующего.

Удовлетворяя заявленные по настоящему делу требования, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 8, 20, 21, 61, 114, 115 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что общество "АК ИФаэро", являясь исполнителем (стороной) спорного договора, обязано соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатантам (иметь воздушные суда и сертификат (свидетельство) эксплуатанта).

Разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 8, 20, 21, 61, 114, 115 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что общество "АК ИФаэро", являясь исполнителем (стороной) спорного договора, обязано соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатантам (иметь воздушные суда и сертификат (свидетельство) эксплуатанта).

2) статьи 8, 36, 37, 48, 61 Воздушного кодекса Российской Федерации;

3) пункты 5.3.1, 5.4.18, 5.4.28, 5.4.48, 5.4.52, 5.4.55, 5.4.56 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396;

2) статьи 8, 36, 37, 48, 61 Воздушного кодекса Российской Федерации;

3) пункты 5.3.1, 5.4.18, 5.4.28, 5.4.48, 5.4.52, 5.4.55, 5.4.56 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396;

В соответствии со статьями 21, 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318; N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N 30 (ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615; 2015, N 27, ст. 3957; N 29 (ч. 1), ст. 4342, 4356, 4379, 4380) приказываю:

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющий воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующий указанное воздушное судно для полетов и имеющий Сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации).

В соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024) приказываю:

Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585);

<**>Пункт 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации.

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

бортовой и санитарный журналы, РЛЭ (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, РЛЭ необязательно);

Авиационное предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Авиационное предприятие (авиапредприятие) - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ).

В соответствии со статьями 24 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078) и в целях совершенствования государственного контроля и надзора за деятельностью авиации общего назначения приказываю:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: