Граждане государства как участники политического процесса

Обновлено: 29.04.2024

Политологи не могут дать точного определения субъекту политического участия по целому ряду причин. Это вопрос остается открытым еще со времен Древней Греции, когда первые мысли о политической субъектности озвучил Платон, а затем его идеи пояснил и расширил Ф. Ницше. Он считал, что основными субъектами политики являются так называемее избранные люди, обладающие любым типом одаренности и составляющие цвет нации, ее элиту.

Чуть позже свое видение по определению субъектов политического участия озвучил Ф. Маркс. Согласно его теории, основными историческими личностями, которые активно играют роль в политике, являются общественные классы. Их же он наименовал политическим классами, так как всегда они возглавлялись определенной политической организацией, например, партией. В качестве субъекта политики сегодня выступают любые демократические модели. Все они декларируют принцип власти народа и закрепляют это понятие на законодательном уровне.

Подходы к определению субъектов политики

На современном этапе развития политических процессов принято выставлять в качестве искомого субъекта политического участия любые формальные и неформальные организации. Они должны осознавать собственные политические интересы и защищать их любыми доступными средствами в определенном поле политического противоборства между собой.

Есть версия, что только формальные организации могут в полном праве существовать в виде истинных субъектов политики, так как они исполняют свои политические функции.

В России, согласно основному закону государства, носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ. Таким образом, он может осуществлять непосредственным образом свою власть и через специально уполномоченные на то органы государственной и муниципальной власти. В этой точки зрения все общественные движения, существующие в стране, представляют весь народ в целом и являются источником политической власти наравне с госструктурами. Они могут осуществлять свою власть не только путем всенародных выборов или через представительные органы, он и непосредственно через участие в митингах, забастовках, иных законных собраниях граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Специалисты обращают в этом случае внимание на то, что понятия субъекта права и субъекта политики не являются равноправными друг к другу. Своеобразный коллективный субъект политического участия, участвующий в политическом процессе, не является однородной группой, поэтому уже в начальной стадии своего зарождения и формирования начинают постепенно делиться на более мелкие группы. Их могут называть разными понятиями. Чаще всего они выступают в роли сторонних и активных наблюдателей, активистов, экспертов и других категорий граждан, способных влиять самостоятельно и при помощи групп на политические события и процессы в стране.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. Носителем предметной и практической деятельности в политике становится субъект политики. Он выступает в роли актора политического процесса и способен оказывать определенное воздействие на власть и властные отношения, которые являются объектами политики.

Виды субъектов политического участия

Выделяют несколько основных видов субъектов политики:

  • индивид;
  • политическая организация или движение;
  • определенная социальная общность на основе этнической группы населения, нации, класса;
  • общественная организация или группа;
  • политические элиты;
  • государство и группы стран;
  • все мировое сообщество;
  • влиятельные корпорации;
  • церковные организации;
  • армия;
  • средства массовой информации.

Список не является законченным, поскольку с точностью не определены все признаки и типы субъектов политического участия. При этом субъект политики предстает в образе такого члена общества или образования, который сам способен на должном уровне оказывать полноценное влияние на политические процессы и решения в стране. Также субъекта может проводить различные политические акции и мероприятия или не допускать прямого проведения подобных акций, при этом активным образом участвовать и создавать конкуренцию всему политически-общественному пространству на определенной территории.

Субъект политики наделяется определенными полномочиями, чтобы эффективным образом принимать решения, которые будут касаться неопределенного круга граждан. Эти незаменимые качества должны присутствовать неразрывно с их активной деятельностью, либо в индивидуальном порядке, либо у тех граждан, которые непосредственно занимают руководящие должности в конкретной политической структуре.

Одновременно с этим субъектом политического участия может быть простой рядовой гражданин страны. Он должен обладать всеми теми же качествами и быт способен своими действиями и активной позицией повлиять на течение политического процесса. Его деятельность должна носить только целенаправленный характер и не угасать долгое время.

В реальной политике субъектами являются политические лидеры или элита страны. Они могут входить в различные политические группировки, партии, движения, а также возглавлять институты государства. Также выступать в качестве субъектов политики могут серьезные социальные сообщества. Они эффективные в момент защиты своих прав, а также исполнения задач, которые они взяли на себя в период своего появления и развития. Однако нередко подобные группы людей могут стать пешками в политических играх более серьезных соперников, игроков политики, поэтому им требуется постоянная координация. Ее сложно добиться обычными способами, в том числе серьезной разнородностью интересов и целей.

Роль субъекта в политическом процессе

В политическом процессе роль субъекта является определяющим фактором успешного существования и решения поставленных перед ним целей и задач. Каждый такой участники политического процесса должен обладать:

  • необходимым набором волевых качеств, чтобы эффективно решать проблемы;
  • организаторскими способностями на хорошем уровне, иначе эффективность заявленных мер окажется бесполезной;
  • способностью привлечь на свою сторону других граждан, которые станут полноценными субъектами политической активности;
  • определенной степенью запаса ресурсов, необходимых для воплощения плана.

Отмечается различный уровень вовлеченности в политические процессы различных групп граждан. На это влияет целый ряд факторов. В том числе, уровня политической культуры, индивидуальной социальной активности личности, гражданского самосознания, установившейся в конкретном регионе страны или обществе уровне экономической и социально-политической ситуации, а также немаловажным является степень обладания капитала различного вида.

В настоящее время в российских условиях установилась довольно низкая вовлеченность простых граждан в реальный политический процесс, поскольку отсутствуют в нормальном количестве развитые институты гражданского общества. Также на низком уровне находится состояние нормативно-правовой базы. Это могло бы способствовать ускоренному развитию субъектом политики в стране.

Политические процессы – это события, происшествия, явления и т.п., что совершаются в общественно-политической области того, или иного сообщества, и рассмотренные через призму концепции функционирования общественно- политических сообществ.

Субъектом политического процесса считается и лицо, и организация, и социальная группа, которые относительно регулярно и сравнительно автономно принимает участие в политической жизни в согласовании с собственными интересами, воздействует на политическое поведение иных субъектов, вызывает собственными деяниями те или же другие конфигурации в политической системе.

Иногда в научной литературе термин «субъект» заменяют термин «действующее лицо» (actor) политического процесса. Отдельный индивидуум имеет возможность являться субъектом политического процесса при условии, что он функционирует от имени конкретной социальной группы, поддерживается ею и наделен определенными возможностями, властью.

Выделяют некоторое количество значений политической субъектности индивидуума:

  • рядовой инертный гражданин с наименьшим политическим воздействием, который практически находиться в статусе объекта политики;
  • гражданин, участвующий в политической жизни путем выполнение совокупных социальных обязательств или же путем участия в социальной организации;
  • гражданин, являющийся членом политической организации, интегрирован в ее состав по личной инициативе;
  • общественно-политический деятель;
  • умелый профессиональный политик;
  • политический фаворит.

Типология участников политического процесса

Существует несколько систематизаций субъектов политического процесса. Наиболее популярной представляется распределение субъектов на персональных и коллективных.

Готовые работы на аналогичную тему

К коллективным субъектам политического процесса принято относить социальные учреждения, «группы давления», общественно-политические партии либо организации, центры управления различного уровня (региональные, государственные), которые стараются достигнуть некоторых общественно-политических итогов собственной работы.

По уровню вовлеченности в политический процесс, и степени воздействия на принятие и выполнение политических решений, коллективные субъекты политические деятели разделяются на: базовые (первичные), вторичные и непосредственные.

Базовые (первичные) субъекты политического процесса - это большие общественные группы, возникающие спонтанно и побуждают людей, принадлежащих к ним и занимающих определенное экономическое, социальное и политическое положение, включаться в политическую борьбу за его сохранение или изменение.

Сюда относятся: нации, классы; социальные, социально-территориальные и социально-демографические сообщества; этнические и религиозные группы и тому подобное.

Первичные субъекты политики выполняют функции:

  • осознание через определение собственных интересов;
  • формирование общественно-политических структур;
  • предоставление им поддержки массовыми акциями и другими формами участия.

Базовые субъекты политического процесса одновременно являются субъектами и других видов деятельности - экономической, культурной, социальной и тому подобное.

Влиятельными между первичными субъектами политического процесса считается этносы, нации и социально-классовые группы.

Нация - это этнополитическое единство, которому присущ максимально возможная степень консолидации и самосознания, включенность в политическую жизнь, созидание или же желание к созданию собственной государственности.

Этносы и нации выступают субъектами политического процесса при определенных критериях: в момент борьбы за национальное правительство или же национально-административную автономию; при определении государственных ценностей на этапе развития политических институтов; в интернациональных отношениях.

Социально-классовые группы - это общества, которые отличаются меж собой по положению, властью, образованием, образом жизни. На базе обозначенных признаков классы разделяются на высшие, средние, невысокие и люмпенизированные.

Вторичные субъекты политической деятельности – это субъекты, которые образовались на основе базовых и считаются производными от них

Сюда относятся: политические партии; всеобщие политические движения; общественно-политические организации; группы поддержки и давления и др.

Разновидностью групп давления считается лоббистские группы - неформальные кулуарные объединения высокооплачиваемых агентов социальных групп, добивающихся приоритетного учета собственных интересов в политическом процессе.

Вторичные субъекты политической деятельности выполняют много функций в политической жизни, в частности: создают ценности и цели заинтересованных групп; внедряют программы; принимают участие в борьбе за власть; осуществляют «давление» на императивные структуры.

Непосредственные субъекты политического процесса - это лица или же группы лиц, которые сами принимают политические решения и воплощают свои решения в жизнь.

Речь идет о: политических лидерах; императивных структурах; верхушки политических партий. В функции непосредственных субъектов политического процесса входит: принятие политических решений; преодоление конфликтов; консолидацию общества; организационную деятельность; борьба за самосохранение.

Согласно уровня гласности и функционирования субъекты политического процесса разделяются на прямые (очевидные) и тайные (скрытые). Последние никак не демонстрируют собственного участия и защищают круг своих интересов незаконными методами, проводят внедрение «своих людей» в императивные структуры, используют подкуп чиновников, шантаж и принуждение. К ним принадлежат: всевозможные полулегальные сообщества, мафии, кланы «землячества» и «семей».

Полулегальные сообщества представляют собой небольшие категории, в границах белее высшей структуры, появляются спонтанно и стремятся негласно формировать определенные социальные настроения для того, чтобы завладеть в ней доминирующими позициями и приобрести максимальную выгоду. Особенностью мафии является четкая иерархия и сильно замаскированная организация, которая стремится достигнуть корыстных целей не только в рамках какого-либо учреждения или организации, а и сообщества в целом; применяя равно как легитимные, так и противозаконные ресурсы.

К кланам «землячеств» и «семей» можно отнести сформированные группы людей определенного круга. Лидеры или члены кланов зачастую занимают ключевые позиции в экономике, управлении, культуре, находятся в разнообразных контактах друг с другом. При этом оказываю обоюдные услуги, не смотря на миропонимание, общественно-политические приоритеты, общественное положение, образование и т.д.

Наличие сокрытых субъектов политического процесса свойственно различным странам с разными общественно-политическими режимами. Степень их общественно-политического воздействия находится в зависимости от: общественной и общественно-политической структурированности сообщества; степени правового нигилизма и общественно-политической культуры; безупречности экономических элементов социального взаимодействия.

Обратим внимание, что одна и та же социальная группа граждан может быть, как субъектом, так и объектом политического процесса.

В политологии термин «политика» рассматривается с различных точек зрения – как сфера социальной жизни, как вид деятельности, как социальный институт, как система отношений, как процесс. Процессуальность политики предполагает ее постоянное развитие и изменение, обусловленное деятельностью политических акторов. Степень их вовлеченности в политический процесс и роли в нем неодинаковы. Кого относят к акторам политического процесса, и чем они различаются – об этом далее в статье.


Что такое политический процесс?

Политический процесс – совокупность действий по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами на основе правовых и иных социальных норм. Структуру политического процесса составляет совокупность элементов:

  • Субъекты – те, кто непосредственно или опосредованно занимается политической деятельностью.
  • Объекты – то, на что направлены усилия субъектов политики: институты власти, общественно-политическое устройство, политический курс.
  • Мотивы деятельности – интересы, ценности, взгляды, убеждения субъектов политики.
  • Цели – получение власти и использование ее для сохранения или изменения существующей политической реальности.
  • Ресурсы – материальные, социальные, правовые, идеологические и иные средства достижения политических целей.
  • Результат – состояние политической реальности, являющееся следствием предпринятых политическими акторами действий.

Политический процесс является формой функционирования постоянно эволюционирующей политической системы общества. Политические процессы различаются по масштабам, характеру преобразований, составу участников, продолжительности, значимости для общества, характеру участия народных масс.

Политические акторы

Политический процесс – это цепь событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействий политических акторов. В современном обществе в него включены все дееспособные граждане. Политические акторы (от лат. actor – деятель) – те, кто осуществляет в политике конкретные действия и создает определенные ситуации. По степени вовлеченности в политический процесс их разделяют на субъектов и участников.

Кого относят к субъектам политики?

Субъекты политики – те, кто принимает в ней активное и осознанное участие, имеет свои интересы, цели, а также свои способы и методы реализации интересов и достижения поставленных целей. К ним относятся:

  • индивиды;
  • социальные группы и организации
  • политические организации, движения, институты;
  • государство, группы государств;
  • политические элиты.

По месту в политической системе выделяют субъектов:

  • социального уровня – индивиды, классы, нации, этносы, гражданское общество, электорат;
  • институционального уровня – государство, его лидер, правительство, парламент, партии, профсоюзы;
  • функционального уровня – оппозиция, лобби, группы давления, армия, полиция, церковь, СМИ, ТНК.

Политические субъекты играют в политической жизни определяющую роль. Они обладают способностями, возможностями и ресурсами для оказания влияния на политические процессы. По степени воздействия на принятие и выполнение политических решений субъекты политики делятся на:

  • первичные (базовые) – большие общественные группы, формирующие общественно-политические структуры и отстаивающие свои интересы политическими методами;
  • вторичные – политические и общественно-политические организации, группы поддержки и давления, принимающие участие в борьбе за власть, создающие ценности, цели, программы;
  • непосредственные – индивиды и группы, самостоятельно принимающие политические решения и внедряющие их в жизнь.


Сущность политического процесса определяется характером взаимодействия политических субъектов. Они могут состоять в конфронтации, поддерживать нейтралитет, достигать компромисса, приходить к консенсусу, объединяться.

Кто такие участники политического процесса?

Участники политического процесса – индивиды и общности, не имеющие в политике своих интересов, не проявляющие высокой политической активности и инициативы. Эта категория граждан участвует в политической жизни эпизодически. Формы политического участия:

  • голосование на выборах, референдумах;
  • участие в деятельности политических партий, общественных организаций, движений;
  • привлечение внимания общественности к работе политических институтов;
  • участие в митингах, демонстрациях, пикетах, забастовках;
  • посещение политических собраний, участие в политических дискуссиях;
  • обращение во властные структуры с целью удовлетворения личных потребностей и распределения ресурсов в пользу гражданина или группы;
  • оказание услуг политическим лидерам в качестве экспертов, консультантов, советников, политтехнологов, временных помощников;
  • предвыборная активность в рамках избирательных кампаний;
  • участие в решении вопросов местного самоуправления.

Политическое участие бывает двух типов:

  • автономное – осуществляемое осознанно и по собственной воле;
  • вынужденное – основанное на страхе или подкупе.

Определенная часть общества сознательно отказывается от участия в политике: не проявляет к ней интереса, не разделяет политических ценностей большинства, отстраняется от политических процессов, не верит в возможность оказания влияния на власть. Политическое бездействие называется абсентеизмом. Высокий уровень политического неучастия в обществе свидетельствует о глубоком кризисе легитимности политической системы.

Заключение

Политическая активность – главный признак, отличающий субъектов от участников. Она может быть конструктивной, созидательной или деструктивной, разрушительной. Политическая активность проявляется в деятельности политических лидеров, партий, элит, массовых политических акциях и действиях. Субъекты и участники политики могут меняться местами. Например, во время революций, стихийных бунтов коллективный участник – народ – становится субъектом политики, способным изменить ход политической жизни страны. Или, напротив, прежде активный субъект в силу тех или иных причин утрачивает свой статус и становится рядовым участником.

Политический процесс – это последовательность действий субъектов политики (самых разных – президента, избирателей, граждан, политических партий и т.д.) с целью реализации своих интересов и осуществления государственной власти, в ходе которых происходит изменение политической системы.

Политический процесс определяется как динамизм политики. Если политические институты сформированы, то процессы воплощают мобильность, изменчивость в политике (то есть динамику). Политические процессы определяются как набор действий в сочетании с одной и той же логикой, которая может начаться подготовленным или спонтанным образом.

Политический процесс

Субъекты политического процесса

Субъектами политического процесса называются участники политической жизни страны. К ним относятся:

  • государство (главный элемент, главный институт политической системы и главный субъект политики, к которому относятся президент, правительство, парламент, спецслужбы, армия, суды, полиция и т.д.);
  • политические партии;
  • общественно-политические движения;
  • политические элиты;
  • политические лидеры;
  • политические СМИ;
  • граждане как избиратели и как индивиды;
  • разные социальные группы.

Главная задача всех субъектов политики заключается в том, чтобы реализовывать свои интересы (материальные, территориальные, исторические, религиозные, традиционные и т.д.).

Этапы политического процесса:

  • выявление проблем, которые требуют вмешательства государства (например, плохое состояние экологии в каком-то регионе государства);
  • разработка политических решений (например, строительство безопасных и экологически чистых мусороперерабатывающих заводов);
  • принятие политических решений (выделяются деньги, назначаются ответственные, определяются сроки выполнения);
  • исполнение принятых решений;
  • контроль за исполнением решений и оценка результатов (со стороны органов исполнительной власти, правительства, министерства природных ресурсов, общественности, политических партий, рядовых граждан и т.д.);
  • обратная связь со стороны народа (опрос удовлетворённости народа, либо народ сам даёт оценку на выборах, на митингах и т.д.).

Виды политических процессов

Виды политических процессов

Многие критерии элементарны и традиционны. Например, по уровню выделяют следующие политические процессы:

  • международные (например, война);
  • общенациональные (например, принятие законов на федеральном уровне);
  • региональные (например, выборы главы области, края);
  • местные (например, митинги протеста в городе или выборы мэра города).

По времени:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

По законности:

По направлению:

  • внутриполитические;
  • внешнеполитические.

Видов политических процессов очень много.

Базовые:

  • связаны с принятием ключевых политических решений;
  • разнообразие способов политического участия граждан, путей формирования политических элит и др.

Периферийные:

  • не оказывают принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

Явные (открытые):

  • публичное выражение интересов субъектами политики;
  • государство делает доступным для общественного контроля процесс подготовки и принятия управленческих решений.

Теневые:

  • деятельность публично не оформленных политических институтов, а также властные притязания граждан, не выраженные в форме обращения к официальным органам власти.

Другие:

  • внутриполитические, внешнеполитические;
  • ориентированные на сотрудничество (или на соперничество).

Явные политические процессы – это те, которые могут контролироваться гражданами и происходят публично, с отчётами и пресс-конференциями, с выступлениями (например, принятие закона в парламенте – это открытый процесс, можно даже прямом эфире часто следить за этим процессом).

Теневые процессы представляют собой, например, закрытые переговоры между президентами, или это может быть подготовка покушения или теракта.

По значимости политические процессы делятся на базовые и периферийные.

Базовые политические процессы касаются жизни всей страны, всей политической системы, это принятие важнейших политических решений.

Периферийные процессы не оказывают влияния на всю страну, на всё общество, на всю политическую систему, это не значительные политические события и явления.

Поэтому выборы президента или война – это базовый процесс, а выборы мэра города – это периферийный политический процесс.

Суть политического процесса составляют выработка и принятие решений, формирование структур управления, выявление причин возникновения проблем. Таким образом, это практический процесс, который отображает политическую реальность и является итогом борьбы интересов политических сил, социальных групп, их влияния на государственные структуры.

Политический процесс

Стадии и субъекты политического процесса

Политический процесс – это способ деятельности политической системы общества, показатель ее функционирования и развития.

Стадии политического процесса:

  • разработка политических проблем (представление интересов граждан);
  • формирование политики (принятие решений);
  • выполнение, реализация решений;
  • контроль над результатами политической деятельности.

Эти стадии показывают динамику развития политической системы, благодаря которой в обществе происходят изменения. Внутренние стадии связаны между собой и имеют свойство циклически повторяться.

Субъекты политического процесса:

  1. Социального уровня: группы, классы, этнические объединения, индивиды (отдельные личности).
  2. Субъекты политики: государство, правительство, президент, партии, профсоюзы.
  3. Функциональные: армия, СМИ, оппозиция, силовые структуры, церковь.

Субъекты политического процесса преследуют определенные политические цели и интересы. А участниками политического процесса могут становиться граждане, даже не желающие этого делать, не имеющие задач и программы. Таким образом, политический процесс включает в себя, с одной стороны – сознательные усилий субъектов политической деятельности, с другой стороны – взаимодействия, возникающие спонтанно.

Структура политического процесса

Политический процесс – сложное и многогранное явление, и потому состоит из нескольких элементов:

  • субъекты и участники процесса;
  • объект процесса;
  • методы и ресурсы, связывающие субъект с объектом.

Процесс политический

О субъектах и участниках политического процесса говорилось выше. Объектом же называют любую политическую проблему или задачу. Таких задач может насчитываться несколько в рамках одного политического процесса.

Ресурсами принято считать научные знания, финансы, техническую оснащенность, общественное мнение, идеологию и другие факторы.

Типы политических процессов

В политическом процессе выделяют две активно взаимодействующие между собой составляющие: ценностную (нормы, ценности) и технологическую (объясняет механизмы процессов). Технологическая сторона обозначается понятием «стиль политики». Типология политических процессов осуществляется на основе различий присущих им политических стилей.

По объектам политического воздействия

  • внутриполитические – внутри своей страны;
  • внешнеполитические – затрагивают проблемы мирового сообщества.

По степени публичности

  • явные (открытые) – интересы субъектов выражаются публично, процесс подготовки и принятия решений доступен общественному контролю;
  • тайные (теневые) – основаны на интересах официально неоформленных институтов власти (криминальные структуры).

По характеру преобразований

  • революционный – быстро развивается, допускает использование средств насилия, проходит стихийно и массово, резко изменяет статус и функции политических субъектов;
  • эволюционный – противоречия разрешаются постепенно, конфликты улаживаются мирным путем, функции и роли субъектов разводятся постепенно, органы власти легитимны (законны).

По устойчивости взаимосвязей

  • стабильный процесс – устойчивые формы политического поведения людей, отработанные инструменты принятия решений, легитимность власти, эффективность социально-политических норм.
  • нестабильный процесс – возникает во время кризиса, отмечается отклонениями от политической стратегии государства, указывает на необходимость смены политического курса.

Политический процесс в современной России

Политический процесс в России

В политической жизни сегодняшней России можно отметить большое количество противоречий. Это связано с тем, что на данном этапе РФ относится к числу переходных обществ.

Поэтому можно выделить как положительные тенденции, так и отрицательные. Среди положительных изменений современного общества России отмечают:

  • демократичность – регулярные выборы, соблюдение политических прав и свобод;
  • плюрализм – многообразие мнений и направлений политической мысли;
  • постепенное формирование гражданского общества;
  • стремление субъектов политического процесса продвигать свои интересы и решать свои задачи, а не общероссийские.

В то же время политологи не отрицают недостатков политической системы нашей страны:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: