Государством норм нарушение правонарушение установленных права

Обновлено: 24.04.2024

Правила поведения, носящие характер общеобязательных, установленные государством и принудительно обеспечиваемые его силой, представляют собой норму права.

Основной признак нормы права – общеобязательность для всех участников общественных отношений, регулируемых этой нормой. Нормы права многообразны так же, как те общественные отношения, которые они регулируют.

В нормах права выражена государственная воля, что отличает норму прав от обычая, традиции, прочих социальных норм. Их совокупность образует позитивное право в целом.

Признаки нормы права:

  • обращены к любому лицу, которое в любое время может оказаться в обстоятельствах, на которые рассчитано действие нормы права;
  • может быть применена многократно;
  • имеет формальное выражение;
  • предписывает определенное поведение или накладывает определенную обязанность.

Норма права состоит из определенных элементов, связанных между собой:

  • гипотеза – указывает обстоятельства и круг лиц, на которые она распространяется;
  • диспозиция – характеризует возможное поведение субъекта права на которого указывает гипотеза норы права;
  • санкция – описывает варианты наказания, которому может быть подвергнут субъект, нарушивший норму права.

Рассмотренная структура получила название логической, то есть все три элементы должны в ней присутствовать с точки зрения логики. Однако, в реальности некоторые элементы нормы прав могут подразумеваться, но напрямую не указываться в статье нормативного акта.

Значительная часть людей старается соблюдать нормы права, то есть их поведение является правомерным, что способствует нормальному развитию социума. Нарушение нормы права приводит к той или иной степени дезорганизации общественных отношений.

Понятие правонарушения нормы и его виды

Нарушение нормы права всегда неправомерно, виновно и представляет собой опасность для социума. Оно всегда совершается человеком, его субъектом не могут быть признаны силы природы или животные.

Готовые работы на аналогичную тему

Характерные признаки нарушения нормы права:

  • совершается путем действия (бездействия), но не мыслями, чувствами, словом;
  • противоречит требованиям закона;
  • является опасным для общества, так как наносит ущерб ценностям, интересам;
  • его субъектом может быть только человек, осознающий свои действия и способный нести за них ответственность;
  • деяние может быть умышленным или неосторожным, но всегда должно быть виновным;
  • наказуемость деяния. Его признаки должны быть указаны в соответствующем законодательстве.

Субъект может совершить аморальный проступок, осуждаться общественным мнением, но, если этот проступок не предусмотрен ни одним нормативным актом и не влечет за собой применения установленных государством мер принуждения, он не может считаться нарушением нормы права.

Правом защищаются не все интересы физического или юридического лица, поэтому не всякое их нарушение будет считаться неправомерным.

В зависимости от степени опасности для социума нарушение нормы права может быть признано преступлением, либо проступком.

В зависимости от того нормы права какой отрасли нарушены выделяют:

  • административные деликты. Данный вид, в основном, связан с нарушением норм государственного управления.
  • гражданско-правовые деликты. Предполагает нарушение норм права, регулирующих выполнение обязательств, договоров, заключение сделок и тому подобное.
  • дисциплинарные правонарушения, связаны с нарушением служебных, учебных, трудовых обязанностей лица;
  • уголовные преступления.

Особенности конкретного вида нарушения нормы права и санкции, которые за ним следуют, описаны в соответствующих правовых актах: Кодексах По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее , законах.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 25.08.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

n Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

n В чем причины преступности?

n Как можно предотвратить преступность?

n Статистические данные по России.

На преступность влияет воспитание и социальная среда.

Уровень жизни предопределяет преступность в обществе.

Составьте термин – определение из следующих слов:

Государством, норм, нарушение, установленных, права.

Правонарушение- нарушение норм права, установленных государством.

1.Кого закон относит к несовершеннолетним? ( лиц от 14 до 18 лет)

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность по общим основаниям? ( с 16 лет )

4. Какой максимальный срок наказания полагается несовершеннолетним? (10 лет)

Возраст от 14 до 18 лет- это период становления и взросления личности, поиск себя, стремление проявить себя и самоутвердиться в глазах сверстников и взрослых . И именно в этот период статистика отмечает высокий процент правонарушений среди несовершеннолетних.

Задание №3 проанализировать состав преступления на примере

Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, так как подъехала полицейская машина. Субъект - Иванов и Сидоров; объект - пункт обмена валюты; субъективная сторона - вина в виде прямого умысла; объективная сторона - покушение на преступление: грабеж.

По высказываниям философов и писателей

определите не менее 3-х причин

n 2. « Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости» ( Аристотель )

n 3. «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений» (Виктор Гюго )

«Преступление редко остаётся скрытым; тот, совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть»

От какого слова происходит название Уголовного кодекса:
а) от слова "угол" - почетное место в старорусской избе;
б) от слова "головьник" - убийца по древнерусски;
в) от слова "голова" (т.е. заглавная, важная отрастль права).
г) от словосочетания "у голов" (т.е. зависимость от тех, кто вершит суд).

Представьте, что вы адвокат и вам необходимо определить, в какой форме совершено преступление: умышленное или неосторожное.

n 14- летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен. (неост.)

n Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом. (умыш.)

n Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб. (умыш.)

n Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои.(умыш.)

Десятиклассник N возвращался домой по пустынной улице. К нему подошли двое знакомых ребят, стали его оскорблять. А затем избили. N побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса они нашли хулиганов и нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия N необходимой обороной? Нет

Гражданин N следовал на автомашине “КамАЗ” по городу, не нарущая правил. Когда машина поравнялась с женщиной, шедшей по тротуару вместе с пятилетним мальчиком, тот неожиданно выбежал на проезжую часть дороги. Шофер резко вывернул руль. “КамАЗ” пересек тротуар и врезался в киоск. В результате государству был причинен ущерб. Можно ли считать действия N крайней необходимостью. Да

Верно ли следующие суждение о преступлении?

А. Преступление – это тяжкое правонарушение.

Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Признаком преступления является:
а) общественная опасность;
б) дееспособность;
в) правосубъектность;
г) правоспособность.

Между родителями ученика и школой возникают:
а) гражданские правоотношения;
б) административные правоотношения;
в) трудовые правоотношения;
г) дисциплинарные правоотношения.

Что из перечисленного является примером правонарушения:
а) гражданин П. появился на службе в спортивном костюме;
б) гражданин Н. опоздал на спектакль;
в) гражданин К. во время киносеанса грыз семечки;
г) гражданин Р. отказался вернуть деньги, взятые в долг.

Презумпция невиновности как гарантируемое Конституцией РФ право каждого человека означает, что он не может быть привлечен к уголовной ответственности, пока:
а) этот человек чистосердечно не раскается в совершенном преступлении;
б) вина этого человека не будет доказана в суде приговором суда;
в) он находится в федеральном или международном розыске;
г) этот человек не будет арестован.

Принципами юридической ответственности являются:
а) законность;
б) строгость;
в) обоснованность;
г) неотвратимость;
д) своевременность;
е) индивидуализация;
ж) справедливость.

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

Речь идет об ответственности за правонарушения.

Почему за особо тяжкие преступления взрослых приговаривают к пожизненному заключению, а несовершеннолетних наказывают на срок не более 10 лет?

Нет ли в этом несправедливости, ведь тяжесть преступления является одинаковой?

Турнир капитанов

Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.

1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. +

2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. +

3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. +

5. Подростки курили в школьном туалете.

6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. +

7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. +

8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

9. Подростки умышленно повредили рельсы, что привело к крушению поезда. +

Определите вид правонарушений

А) ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (адм)

Б) подростки поджигали кнопки лифта(адм)

В) гражданка не выполнила долговые обязательства о найме жилья (граж)

Г) подростки исписали стены домов (адм)

Д) компания подростков распространяли наркотики(угол)

Е) Иванов прогулял рабочий день, не предупредив начальство ( дисц)

Ж) гражданин не явился в суд для исполнения обязанностей присяжного (адм)

Проблемное задание
Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?
В чем причины преступности?
Как можно предотвратить преступность?

Задание №1
1 группа
На преступность влияет воспитание и социальная среда.
2 группа
Уровень жизни предопределяет преступность в обществе.

Задание №2
Составьте термин – определение из следующих слов:
Государством, норм, нарушение, установленных, права.

Мозговой штурм
Кого закон относит к несовершеннолетним?
С какого возраста наступает уголовная ответственность по общим основаниям?
За какие виды преступлений уголовное наказание наступает с 14 лет?
Какой максимальный срок наказания полагается несовершеннолетним?

Ответ
Правонарушение- нарушение норм права, установленных государством.

Задание №3
Проанализировать состав преступления на примере:
Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, так как подъехала полицейская машина.

Задание №5
От какого слова происходит название Уголовного кодекса:
а) от слова "угол" - почетное место в старорусской избе;
б) от слова "головьник" - убийца по древнерусски;
в) от слова "голова" (т.е. заглавная, важная отрастль права).
г) от словосочетания "у голов" (т.е. зависимость от тех, кто вершит суд).

Задание №6
Представьте, что вы адвокаты и вам необходимо определить, в какой форме совершено преступление: умышленное или неосторожное.
14- летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен.
Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом.
Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб.
Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои.

Задание№7
Ситуация 1
Десятиклассник N возвращался домой по пустынной улице. К нему подошли двое знакомых ребят, стали его оскорблять. А затем избили. N побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса они нашли хулиганов и нанесли им телесные повреждения.
Можно ли считать действия Н. необходимой обороной?
Ситуация 2
Гражданин N следовал на автомашине “КамАЗ” по городу, не нарущая правил. Когда машина поравнялась с женщиной, шедшей по тротуару вместе с пятилетним мальчиком, тот неожиданно выбежал на проезжую часть дороги. Шофер резко вывернул руль. “КамАЗ” пересек тротуар и врезался в киоск. В результате государству был причинен ущерб.
Можно ли считать действия Н. крайней необходимостью?

Задание
Верно ли следующие суждение о преступлении?
А. Преступление – это тяжкое правонарушение.
Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны

Признаком преступления является:
а) общественная опасность;
б) дееспособность;
в) правосубъектность;
г) правоспособность.

Между родителями ученика и школой возникают:
а) гражданские правоотношения;
б) административные правоотношения;
в) трудовые правоотношения;
г) дисциплинарные правоотношения.

Что из перечисленного является примером правонарушения:
а) гражданин П. появился на службе в спортивном костюме;
б) гражданин Н. опоздал на спектакль;
в) гражданин К. во время киносеанса грыз семечки;
г) гражданин Р. отказался вернуть деньги взятые в долг.

Задание
Презумпция невиновности как гарантируемое Конституцией РФ право каждого человека означает, что он не может быть привлечен к уголовной ответственности, пока:
а) этот человек чистосердечно не раскается в совершенном преступлении;
б) вина этого человека не будет доказана в суде приговором суда;
в) он находится в федеральном или международном розыске;
г) этот человек не будет арестован.

Принципами юридической ответственности являются:
а) законность;
б) строгость;
в) обоснованность;
г) неотвратимость;
д) своевременность;
е) индивидуализация;
ж) справедливость.

Задание №8
"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.
Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

Задание №9
Мини- дискуссия:
Почему за особо тяжкие преступления взрослых приговаривают к пожизненному заключению, а несовершеннолетних наказывают на срок не более 10 лет?

Нет ли в этом несправедливости, ведь тяжесть преступления является одинаковой?

Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.
5. Подростки курили в школьном туалете.
6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.
7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
9. Подростки умышленно повредили рельсы, что привело к крушению поезда.

Задание
Определите вид правонарушений
А) ученик переходил улицу на красный сигнал светофора
Б) подростки поджигали кнопки лифта
В) гражданка не выполнила долговые обязательства о найме жилья
Г) подростки исписали стены домов
Д) компания подростков распространяли наркотики
Е) Иванов прогулял рабочий день, не предупредив начальство
Ж) гражданин не явился в суд для исполнения обязанностей присяжного

Спасибо за урок!
Спасибо за урок!

Учащиеся 11 класса угнали чужую машину.
Их действия являются
Административным проступком
Уголовным преступлением
Дисциплинарным проступком
Гражданским проступком

А) судимость
Б) выговор
В) лишение свободы
Г) предупреждение
Вид
правонарушения

?
В какой из отраслей права формой юридической ответственности может быть лишение свободы?
Гражданское право
Административное право
Уголовное право
Конституционное право

Преступление
Виды преступлений:
По степени опасности: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие.
По характеру: корыстные (кражи, взятки…), экономические (нарушение интересов потребителя, ущерб окружающей среде…), насильственные (убийства…), терроризм.
Согласно УПК: против личности, в экономической сфере, против общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности.
Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное противоправное деяние.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Проступки и преступления

Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления.

Преступление - это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Проступки - это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния. В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.

Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.

Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя. При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.

Дисциплинарный проступок в сфере образования

это неисполнение обучающимися своих обязанностей, предусмотренных образовательным законодательством, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка или договором, взыскание, за которое налагается руководителем образовательного учреждения.

В перечень основных составов дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, включаются такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий, либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.

В частности:

- систематические опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

- появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- нарушение мер пожарной безопасности, курение в не отведенных для этих целей местах;

- оскорбительные и неуважительные действия и высказывания в отношении преподавателей или работников общежитий и обучающихся, и иных лиц;

- использование ненормативной (нецензурной) лексики на территории техникума и в общежитиях;

- нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

- неисполнение законных требований педагогического работника, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

- подделка (фальсификация) учебных документов и результатов аттестации;

- распространение информации, наносящей моральный вред здоровью студентов и участникам образовательного процесса;

- пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

- порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

За совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

-замечание,

-выговор,

-отчисление из техникума.

Дисциплинарный проступок - это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.

Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.

Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.

Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.

Гражданское правонарушение - это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.

Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.

Социальная сущность правонарушений коренится в самих общественных отношениях, которые порождают поступки людей. Противоправное поведение как особое социальное поведение обусловлено наличием объективных и субъективных причин и условий, существующих в самой общественной жизни. По словам известного американского социолога Э. Шура, «все существующие модели преступного поведения являются ценой, которую мы вынуждены платить за ту структуру нашего общества, которую создали сами»6. Следовательно, социальная природа правонарушаемости обусловлена социально-экономическими условиями жизни общества.

Субъективные причины правонарушений - это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества. Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности. Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.

Объективные причины правонарушений - это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений - это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.

КоАП РФ Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 2 ст. 2.1 см. Постановления КС РФ от 21.07.2021 N 39-П, от 14.04.2020 N 17-П.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

(часть 4 введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ)

5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: