Государство юридические лица граждане как субъекты права собственности на компоненты природной среды

Обновлено: 25.04.2024

Компоненты природной среды отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т.е. таким, которые могут принадлежатъ лишь определенным участникам гражданского оборота. Соответственно формам собственности выделяются субъекты права собственности на компоненты природной среды.

Субъектом права государственной собственности является государство — Республика Беларусь. B законодательстве не закреплено право коммунальной собственности на природные ресурсы, находящиеся в пределах административно-территориальных единиц. Правомочия по распоряжению от имени государства-собственника осуществляют уполномоченные государственные органы — Президент Республики Беларусь, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы.

Согласно ст. 12 Кодекса о земле в частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для:

—строительства и (или) обслуживания жилого дома;

—ведения личного подсобного хозяйства;

Иностранные граждане и лица без гражданства также признаются субъектами права частной собственности на землю в случае, если они являются родственниками наследодателя при получении ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность.

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Иностранное государство, международная организация могут приобрести в собственность земельный участок для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь либо для размещения своего представительства в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона «О растительном мире» субъекты, права частной собственности на землю признаются также субъектами права частной собственности на объекты растительного мира, расположенные в границах их земельных участков.

Согласно ст. 6 Закона «О животном мире» дикие животные, их части, изъятые из среды обитания, а также содержащиеся или разведенные в неволе могут находиться в собственности юридических лиц и граждан.

Компоненты природной среды отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т.е. таким, которые могут при­надлежать лишь определенным участникам гражданского обо­рота. Соответственно формам собственности выделяются субъ­екты права собственности на компоненты природной среды.

Субъектом права государственной собственности является го­сударство — Республика Беларусь. В законодательстве не закре­плено право коммунальной собственности на природные ресурсы, находящиеся в пределах административно-территори­альных единиц. Правомочия по распоряжению от имени госу­дарства-собственника осуществляют уполномоченные государ­ственные органы - Президент Республики Беларусь, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы.

В частной собственности граждан Республики Беларусь, по­стоянно проживающих на территории Республики Беларусь или приравненных к постоянно проживающим, могут находиться земельные участки, приобретенные для:

— ведения личного подсобного хозяйства (в размере до 1 гектара с учетом площади земельного участка, предостав­ленного для строительства и обслуживания жилого дома);

— строительства и обслуживания жилого дома (в размере в городах — от 0,05 до 0,15 гектара; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 гектара);

— ведения коллективного садоводства (в размере до 0,15 гектара на одного члена кооператива);

— дачного строительства (в размере до 0,15 гектара на од­ного члена дачного кооператива).

Юридические лица Республики Беларусь вправе приобрести земельные участки в частную собственность при: а) прива­тизации объектов государственной собственности; б) при осу­ществлении инвестиционных проектов. Решение о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам при­нимается Президентом Республики Беларусь. ' Иностранным государствам земельные участки могут пе­редаваться в собственность для обслуживания зданий, исполь­зуемых для размещения постоянного дипломатического пред­ставительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок на па­ритетных условиях.

S3. Компоненты природной среды как объекты права собственности

Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность госу­дарства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Компоненты природной среды отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т.е. таким, которые могут при­надлежать лишь определенным участникам оборота. Закон Рес­публики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливает, что сле­дующие компоненты природной среды, природные ресурсы и природные объекты находятся только в государственной (республиканской) собственности:

— особо охраняемые природные территории и объекты;

— животные и растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь.

Юридические лица частной формы собственности и фи­зические лица не могут приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства.

Животный мир является собственностью Республики Бе­ларусь (ст. 4 Закона от 19 сентября 1996 г. «Об охране и ис­пользовании животного мира»).

Объекты растительного мира, расположенные на терри­тории Республики Беларусь, по общему правилу являются государственной собственностью. Объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков на праве частной собственности, являются собственностью граждан или юридических лиц — собственников земельных участков. Объекты растительного мира, на законном основании поса­женные и культивируемые пользователями земельных участ­ков или водных объектов, являются их собственностью. Объ­екты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены. Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Атмосферный воздух как компонент природной среды, не обладающий признаком овеществленности, не может нахо­диться в собственности. На воздушное пространство как часть воздушной сферы, расположенной в пределах территории Республики Беларусь, распространяется полный и исключи­тельный суверенитет Республики Беларусь.

Управомоченный субъект правоотношения собственности именуется собственником. Ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Обязанными субъектами в правоотношении собственности являются все другие субъекты гражданских прав. Они обязаны воздерживаться от любых нарушений прав собственника.

Субъектом права государственной собственности является государство РБ (АТЕ не является субъектом. ). Правомочия по распоряжению компонентами природной среды от имени государства-собственника осуществляют уполномоченные ГО — Президент, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы.

В соответствии со ст.11 КоЗ в частной собственности граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь или приравненных к постоянно проживающим, могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства. Иностранные граждане и лица без гражданства также признаются субъектами права частной собственности на землю в случае, если они являются родственниками наследодателя при получении ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность.

ЮЛ РБ, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, вправе приобрести земельные участ­ки в частную собственность при: приватизации объектов государственной собственности либо при осуществлении инвестиционных проектов. Негосударственным ЮЛ РБ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона.

Иностранным государствам и м/н организациям земельные участки могут передаваться в собственность для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РБ. Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Советом Министров Республики Беларусь. При этом местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 З «О растительном мире» субъекты права частной собственности на землю признаются также субъектами права частной собственности на объекты растительного мира, расположенные в границах их земельных участков. Согласно ст. 6 З «О животном мире» дикие животные, их части, изъятые из среды обитания, а также содержащиеся или разведенные в неволе могут находиться в собственности юридических лиц и граждан.

20. Компоненты природной среды как объекты права собственности.

В статье 13 Конституции РБ декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли с/х назначения согласно указанной статье К. находятся в собственности государства. ЮЛ частной формы собственности и ФЛ не могут приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства. Так, Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливает, что только в государственной (республиканской) собственности находятся: земли с/х назначения, а также иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность (например, согласно ст. 38 КоЗ земли общего пользования; земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нужд обороны; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.); недра; воды; леса; особо охраняемые природные территории и объекты; животные и растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории РБ, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе ЮЛ, гражданами находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами.

Объекты растительного мира, расположенные на территории РБ, согласно ст. 6 Закона «О растительном мире» находятся в государственной собственности. Такие объекты, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих иным субъектам на праве частной собственности, принадлежат гражданам или ЮЛ — собственникам земельных участков. Объекты растительного мира, на законном основании посаженные и культивируемые пользователями земельных участков или водных объектов, являются их собственностью. Объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены. Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Атмосферный воздух как компонент природной среды, не обладающий признаком овеществленности, не может находиться в собственности. На воздушное пространство как часть воздушной сферы, расположенной в пределах территории Республики Беларусь, распространяется полный и исключительный суверенитет Республики Беларусь

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах. Таким образом, компоненты природной среды по общему правилу отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т.е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению в порядке, установленном законодательными актами.

Владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляются от имени государства уполномоченными ГО и иными гос организациями. Негос организации, иностранные государства, м/н организации, ФЛ имеют право приобретать право собственности на эти объекты только в случаях, предусмотренных законами или актами Президента РБ. Они не подлежат приватизации, если иное не установлено законами или актами, но могут передаваться негос организациям, иностранным государствам, м/н организациям, физическим лицам в аренду без права выкупа или в безвозмездное пользование. Такие объекты не могут быть предметом залога, доверительного управления, если иное не установлено актами. Объекты, находящиеся только в собственности государства, могут быть предоставлены в концессию.

§ 1. Понятие права собственности на компоненты природной среды

Право собственности на компоненты природной среды представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества (компонентов природной среды) соответствующим субъектам (государству, физическим, юридическим лицам), определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника (право собственности в объективном смысле). Как правовой институт право собственности на компоненты природной среды объединяет нормы конституционного, гражданского, природоресурсного, налогового, уголовного, административного права, т. е. является комплексным институтом права.

Правомочия собственника имущества владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в данном случае, компонентами природной среды, именуются правом собственности в субъективном смысле.

Следует отметить, что право собственности на компоненты природной среды имеет специфику, по сравнению с правом собственно­сти в классическом, гражданско-правовом смысле, что обусловлено особенностями объекта рассматриваемых правоотношений. Так, компонентами природной среды в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупно­сти благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Самостоятельными объектами права собственности выступают: земля, недра, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир. С одной стороны, данные объекты являются вещами, имуществом в гражданско-правовом смысле и выполняют экономические функции в качестве средств производства. С другой стороны, они характеризуются также особым свойством, которое проявляется в их экологическом, рекреационном, оздоровительном, эстетическом назначении. Так, являясь пространственным базисом для размещения зданий, сооружений и т. п., земля остается единственным местом для проживания человека, и в этом смысле ее значение неоценимо. Атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство как компоненты природной среды не обладают признаком овеществленности и не могут находиться в собственности.

§ 2. Формы собственности на компоненты природной среды

Конституция Республики Беларусь, ГК устанавливают две формы собственности на компоненты природной среды: государственную и частную. В статье 13 Конституции Республики Беларусь декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения согласно указанной статье Конституции находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не могут приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства. Так, Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливает, что только в государственной (республиканской) собственности находятся:

• земли сельскохозяйственного назначения, а также иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность (например, согласно ст. 38 КоЗ земли общего пользования; земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нужд обороны; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.);

• особо охраняемые природные территории и объекты;

• животные и растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственно­сти государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами.

Объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» находятся в государственной собственности. Такие объекты, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих иным субъектам на праве частной собственности, принадлежат гражданам или юридическим лицам — собственникам земельных участков. Объекты растительного мира, на законном основании посаженные и культивируемые пользователями земельных участков или водных объектов, являются их собственностью. Объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены. Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах. Таким образом, компоненты природной среды по общему правилу отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т. е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению в порядке, установленном законодательными актами.

Управомоченный субъект правоотношения собственности именуется собственником. Ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 210 ГК). Обязанными субъектами в правоотношении собственности являются все другие субъекты гражданских прав.

Субъектом права государственной собственности на компоненты природной среды является государство Республика Беларусь. В законодательстве не закреплено право коммунальной собственности на компоненты природной среды, находящиеся в пределах административно-территориальных единиц. Правомочия по распоряжению компонентами природной среды от имени государства-собственника осуществляют следующие государственные органы: Президент Республики Беларусь, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы.

Компетенция государственных органов по распоряжению компонентами природной среды закреплена в кодексах: КоЗ, КоН, ЛК, ВК и иных законодательных актах, например в законах Республики Беларусь «О растительном мире», «О животном мире». Так, Президент Республики Беларусь в соответствии со ст. 9 КоН, в частности, утверждает перечни участков недр, которые могут являться объектом концессии, и принимает решения о необходимости концессии в отношении участков недр; принимает решения об изъятии и предоставлении участков недр для размещения объектов военной инфраструктуры и гражданской обороны, о предоставлении горных отводов для добычи стратегических полезных ископаемых, полезных ископаемых ограниченного распространения и использования геотермальных ресурсов недр и др. Согласно ст. 27 КоЗ областные исполнительные комитеты устанавливают порядок изъятия и предоставления земельных участков; принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах области, за исключением земель, решения по которым принимаются городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки и т.

Как было отмечено ранее, компоненты природной среды в Республике Беларусь находятся в исключительной собственности государства, кроме объектов животного и растительного мира, отдельных земельных участков.

Объекты животного и растительного мира могут находиться как в собственности государства, так и отдельных граждан и юридических лиц (ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире», ст. 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире»).

Земельные участки могут находиться в государственной собственности Республики Беларусь, в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь и в собственности иностранных государств, международных организаций.

Так, земельные участки могут предоставляться в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

• строительства и (или) обслуживания жилого дома;

• дачного строительства (ст. 12 КоЗ).

Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами.

В случае наследования земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя; иные лица, находящиеся в родственной связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки супруга (супруги) наследодателя.

• в городах — от 0,05 до 0,15 га включительно;

• в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 га включительно.

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки в частную собственность могут предоставляться по результатам аукциона и без его проведения.

Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь (ст. 12 КоЗ). Так, согласно Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков без проведения аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельные участки предоставляются, в частности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса; резидентам свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков — для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах, парках; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — для размещения объекта недвижимого имущества на территории Республики Беларусь, если строительство такого объекта (категории объектов) и юридические лица (их отдельные категории), индивидуальные предприниматели определены решением Президента Республики Беларусь либо программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь; инвесторам и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, после заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь — для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом и т. д.

Таким образом, законодательство, регулирующее отношения в области передачи земельных участков в частную собственность, содержит ограничения по субъектам предоставления земли, целям ее использования, размерам земельных участков.

Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в соответствии с Положением о порядке предоставления зданий, помещений и земельных участков дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульским учреждениям иностранных государств в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г. № 563.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: