Государство во главе с монархом единоличным правителем получившим власть как правило по наследству

Обновлено: 24.04.2024

Что такое Монархия? Значение слова «Монархия» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Монархия» в словарях

Монархия

(от греч. monarchia - единовластие) - англ. monarchy; нем. Monarchie. 1. Форма правления, при к-рой верховная власть в государстве формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. 2. Государство с монархической формой правления. Различают М. неограниченную (деспотическую, абсолютную) и ограниченную (конституционную и парламентарную). См. АБСОЛЮТИЗМ.

Монархия

(греч. monarchia - единовластие) - одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица - монарха - верховной власти, которая передается по наследству. Различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархии. При абсолютной монархии всевластие главы государства не ограничено конституцией. Исполнительные органы государственной власти полностью подотчетны, подконтрольны монарху. Такая форма правления почти исчезла с арены современной политической жизни. Ограниченная монархия разделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства. При дуалистической монархии наличествуют два учреждения (монарший двор и монарх), которые различаются своими полномочиями. Монарший двор формирует правительство и парламент, но не оказывает реального влияния на правительство. Монарх всесилен в плане воздействия на парламент. При парламентарной (конституционной) монархии власть главы государства определена конституцией, другими законодательными актами. Власть монарха не распространяется на законодательную и исполнительную ветви власти. Законодательная власть находится у парламента, а исполнительная - у правительства, которое образуется на основе парламентского большинства, а следовательно, ответственно перед органом, его избравшим, то есть парламентом, а не монархом. Монарх подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Поэтому все издаваемые им распоряжения подтверждаются главой исполнительной власти и только после этого приобретают силу закона. Конституционными монархиями являются сегодня Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Дания, Голландия, Испания, Япония и некоторые другие. Роль монарха в них, во-первых, чисто символическая. Он присутствует на тожественных мероприятиях и церемониях, олицетворяя символ единства и сплоченности нации. Во-вторых, монархи, стоящие над партийными интересами, выступают в политической и общественной жизни страны в качестве верховных арбитров и при появлении различных крупных политических проблем они стараются их разрешить путем консультаций с лидерами политических партий, выступая значительной силой социально-политического развития государства и общества.

Монархия

(от греч. monarchia - единовластие) - государство, его форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху, султану и т.д.), обычно получающему эту власть и передающему ее в порядке наследования. Монархии подразделяются на абсолютные, неограниченные и конституционные, парламентарные, когда власть монарха ограничивается парламентом или иным образом. Примерами первых могут служить М. рабовладельческие и феодальные, а также российская М. до начала XX столетия. Сегодня абсолютных М. (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ и др.) почти не осталось. Что же касается конституционных М., то они весьма широко распространены до сих пор (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Дания и др.). Сегодня их насчитывается около четырех десятков. Иное дело, что чаще всего в развитых странах власть такого монарха носит во многом чисто символический, формальный характер и за ним сохраняются главным образом представительские, церемониальные функции. Иногда выделяются еще теократические М., где глава государства является одновременно и религиозным главой (Оман, Катар и др.).

Монархия

- государство, во главе с королем, царем, императором и т, п., власть которого обычно передается по наследству.

Монархия

- государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н. конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом.

Монархия

- государство во главе с монархом - единоличным правителем, как правило, получающим власть по наследству (князь, царь. Кроль, император и т.д.). Различают неограниченную монархию (абсолютизм: всей полнотой власти обладает монарх) и ограниченную (конституционную, парламентскую), где власть монарха ограничена парламентом и статьями Конституции.

Монархия

( греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена в руках единичного главы государства - монарха, а также государства с такой формой правления. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. наз. конституционную монархию), при которой власть монарха ограничена парламентом.

Монархия

(греч. monarchia - единовластие) - форма правления и государство, во главе которого стоит одно лицо (монарх), власть которого передается по наследству. может быть абсолютной, и тогда она сливается с самодержавием, но может быть и конституционной, парламентской. Монастырь - религиозная община, живущая обособленно по единым правилам (уставу) и ведущая свое хозяйство. Крупнейшие монастыри на Руси назывались лаврами. Монастыри владели землями и крепостными крестьянами. В начале XVI в. на почве отношения к монастырскому имуществу в русской православной церкви произошел раскол на иосифлян и нестяжателей. В 1764 г. при Екатерине II была осуществлена секуляризация (конфискация) церковных земель.

Монархия

— государство, главой которого является монарх. Форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. Различают неограниченную, абсолютную М. (самодержавие, абсолютизм), характерные для рабовладельческого и феодального строя, и ограниченную, или конституционную М., при которой власть монарха ограничена парламентом. В некоторых государствах монарх является одновременно и религиозным главой.

Монархия

- форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица - монарха и передается по наследству. Различают абсолютную монархию, т.е. не ограниченную конституцией или какими-то иными законами, и конституционную монархию, при которой власть монарха не распространяется на законодательную и исполнительную ветви государственной власти.

Монархия

( гр. monarchia единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке наследования престола. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная и конституционная. В свою очередь конституционная М. существует в двух видах(статистическая и парламентская М.). Особая разновидность М. - выборная (избирательная), сочетающая элементы М. и республики (Малайзия). Глава малайзийской федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на пять лет (в порядке очередности) Советом правителей, состоящим из правителей входящих в федерацию девяти монархических государств.

Монархия

(от греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия

- 1) форма государства; 2) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передастся по наследству.

Монархия

(от греч. monos - единый и arche - начало, власть) - религиозно санкционируемое единовластие в обществе, одна из авторитарных форм правления. В язычестве это часть священного миропорядка, с обожествлением монарха, признанием его хранителем социального уклада и гарантом космической стабильности. Библейские пророки оценивали монархию язычников как демоническую. В Новом Завете из слов Мк.10.42-43 вытекает, что монархия - не от Христа. Но в истории христианства, особенно на Востоке, вплоть до ХХ в. было немало приверженцев христианской монархии. Мотивы разные - от "любви к боговенчанному царю" до стремления силой наводить порядок в обществах, отказавшихся строить жизнь по закону Божию. Свящ. П.Флоренский считал монархию православным общественным идеалом и закрывал вопрос: монарх - от Бога, а не от людей. И.Ильин, напротив, писал, что монархия опирается на правосознание, чувство меры в социальных вопросах, законность и правопорядок, а ее корни - в "иррациональном предпочтении души" народа, в желании религиозно санкционировать власть и олицетворять в живом единоличном носителе государственный дух: это "художественный процесс, в котором монарх художественно отождествляется с народом и государством, а народ художественно воплощает себя и свое государство в Государе". Вековой спор монархистов и демократов сводится к вопросу, должны ли власть и правопорядок быть чисто человеческими или же иметь религиозную санкцию. С.Франк видел гибельное заблуждение демократии в идее, что государственность создается спонтанной волей народа, и настаивал, что вечные духовные основы жизни должны стать опорой конституционной монархии. Монарх (или "монократ") должен быть объективно избран (свыше) в качестве носителя Высшей правды. В современном мир религиозно-монархическое сознание разрушено везде и всюду, и монархизм не сможет породёить ничего кроме грубых форм социально-политического авторитаризма, отвергаемого демократами. Но если религиозное возрождение приведет к серьезному социальному обновлению, тогда монархия может появиться, по крайней мере в обществах конфессионально однородных и традиционных. Христианские монархии Византии и России были имперскими - они объединяли общества этнически и конфессионально разнородные и Православие было в них порабощено и искажено. Те, кто отвергает авторитаризм и дорожит свободой евангельского духа, навсегда останутся оппонентами любых видов монархии.

Монархия

(греч.-единовластие): политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица. является самым древним и стабильным в истории типом политической организации.

Монархия

(греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства, при которой главой государства является .монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. В современном мире сохраняются два исторических типа М. -абсолютная и конституционная. Конституционная М. существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая М. - переходная форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая М. характерна для стран с сильными пережитками феодализма. Парламентарная М. представляет собой гораздо более демократическую форму правления. В парламентарной М. отсутствует к.-л. дуализм: права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти. Он лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении министров (т.н. контрассигнация). Исполнительная власть осуществляется правительством, которое несет ответственность перед парламентом. Особая разновидность М. - выборная (или избирательная), сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Монархия

(гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

государство, во главе которого находится единоличный правитель-монарх. В Средневековье различали раннефеод. м., сословную м. и абсолютную м.

форма государственного правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

(от греч. monarchia — единовластие, единодержавие) — форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично (при конституционной или парламентской форме правления) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха.

государство во главе с монархом - единоличным правителем, как правило, получающим власть по наследству (князь, царь. Кроль, император и т.д.). Различают неограниченную монархию (абсолютизм: всей полнотой власти обладает монарх) и ограниченную (конституционную, парламентскую), где власть монарха ограничена парламентом и статьями Конституции.

греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена в руках единичного главы государства - монарха, а также государства с такой формой правления.
Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. наз. конституционную монархию), при которой власть монарха ограничена парламентом.

от греч. monarhia – единовластие), форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного, чаще всего наследственного главы государства – монарха. Выделяют М. абсолютную (абсолютизм): в России формируется в XVIII в. – и М. парламентарную: в России с 1905 г., с момента создания Государственной думы – парламентского представительства.

государство, главой которого является монарх. Форма правления, при которой верховная
государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. Различают неограниченную, абсолютную М. (самодержавие, абсолютизм), характерные для рабовладельческого и феодального строя, и ограниченную, или конституционную М., при которой власть монарха ограничена парламентом. В некоторых государствах монарх является одновременно и религиозным главой.

греч. monarchia - единовластие) - форма правления и государство, во главе которого стоит одно лицо (монарх), власть которого передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, и тогда она сливается с самодержавием, но может быть и конституционной, парламентской.
Монастырь - религиозная община, живущая обособленно по единым правилам (уставу) и ведущая свое хозяйство. Крупнейшие монастыри на Руси назывались лаврами. Монастыри владели землями и крепостными крестьянами. В начале XVI в. на почве отношения к монастырскому имуществу в русской православной церкви произошел раскол на иосифлян и нестяжателей. В 1764 г. при Екатерине II была осуществлена секуляризация (конфискация) церковных земель.

(греч. единовластие), форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха; различные варианты М. были характерны для всех народов уже на ранней стадии их историч. развития, особенно в периоды потрясений и войн. В странах античного мира (Греция и Рим) не существовало такой формы М., как деспотия, свойств, государствам Др. Востока. Древнейшие источники по Греции (крито-микенская культура) и Риму (легенда о 7 царях) свидетельствуют о наличии института М., но в Греции уже в 8 в. до н. э. наступил этап политич. господства родовой знати, сосредоточившей в своих руках земельные владения и возглавлявшей общину. В классич. период М. как таковой не существовало. Монархич. форма правления существовала в эллинистич. государствах. Для политич. жизни как Римской империи, так и Византии была характерна тенденция к превращению существовавшей там системы управления в наследств. М.

от греч. monarxia, букв. - единовластие) - форма правления, при к-рой верх. власть в гос-ве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного, чаще всего наследственного, главы гос-ва - монарха; существует в рабовладельч., феод. и бурж. обществах, меняя при этом свое клас. содержание: "Монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение" (Ленин В. И., Соч., т. 17, с. 248). В древности М. принимала преим. форму неограниченной деспотии, особенно характерной для др.-вост. гос-в; формой М., до известной степени аналогичной деспотии, был также доминат (поздняя империя в Риме); М. нередко принимала форму теократии. При феодализме М. была наиболее распространенной формой правления, пройдя ряд стадий: раннефеод. M.; M. периода феод. раздробленности, когда при формальном сохранении верх. власти одного монарха гос-во фактически распадалось на отдельные полусамостоят. М.; т. н. сословная монархия (или феод. М. с сословным представительством); абсолютная М. (см. Абсолютизм). Осн. монархич. титулы: император, царь, король, вел. герцог, герцог, князь и др., в странах Востока - фараон, султан, шах, эмир, хан и др. В большинстве случаев власть монарха являлась наследственной (чаще всего ее наследовали только наследники-мужчины), но существовали также избирательные М. (напр., Речь Посполита) или выборно-наследственные (напр., "Священная Рим. империя").

Требование упразднения феод. М. и установления республики было важнейшим политич. требованием бурж.-демократич. революций; в ходе англ. бурж. революции 17 в. была упразднена М. в Англии (восстановлена в 1660), в ходе франц. бурж. революции конца 18 в. - во Франции. Однако М. сохраняется и при бурж. строе, хотя и претерпевает изменение. Бурж. типом монархич. гос-ва является конституционная М. При ней власть монарха определяется конституцией и в соответствии с последней ограничивается представит. учреждением (парламентом), однако монарх иногда сохраняет право назначения пр-ва и смещения министров, распоряжения вооруж. силами, издания декретов, законодат. инициативы, роспуска парламента. В условиях развития бурж. парламентаризма политич. роль М. значительно ограничивается, за монархом по существу остаются лишь функции номинального главы гос-ва (напр., в Англии). Для ряда стран (напр., Германия, Россия) был характерен процесс медленного перерождения феод.-абсолютистской М. в буржуазную, так и не нашедший завершения, напр., в дореволюц. России (см. в ст. Абсолютизм). Низвержение царского самодержавия и завоевание демократич. республики выдвигалось в качестве ближайшей политич. задачи программой РСДРП 1903. М. в России была уничтожена в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917, в Германии - в ходе Ноябрьской революции 1918, в Австрии и Венгрии - в ходе революции 1918 и распада Австро-Венгрии. В ходе народно-демократич. и социалистич. революций была уничтожена М. в Югославии (1945), Болгарии (1946), Венгрии (1946), Румынии (1947), в результате массового антифаш. движения - в Италии(1946). В ряде стран М. уничтожена в ходе нац.-освободительных революций (напр., в 1922 в Турции, в 1953 в Египте, в 1958 в Ираке, в 1962 в Йемене).

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная).

Основные признаки монархии:

1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

2. Монарх пользуется властью пожизненно;

3. Власть передается по наследству;

4. Монарх юридически безответственен

1)По объему ограничений:

· Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

· Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

· Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

2) По традиционному устройству:

· Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

· Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия [2] . Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии [3] [4] .

· Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности [5] .

· Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

· Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

· Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

· Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

ü Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

ü Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

ü Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

ü Недостатками монархии называют:

ü Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.

ü Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной

ü Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.

ü Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой, примером такого кризиса служит Смутное время 1598—1613 года в России.

ü Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Манифест царя от 17 октября 1905 г. подтверждал ранее данное обещание созвать представительный орган – Государственную думу. Был расширен круг лиц, допускаемых к выборам. Таким образом, революционная борьба и давление на правительство со стороны либеральной оппозиции обусловили начало превращения самодержавия в конституционную монархию(государство во главе с монархом - единоличным правителем, получившим власть, как правило, по наследству - князь, царь, император, король). Важнейшим проявлением этого стала деятельность Государственной думы. Выборы в I Государственную думу состоялись в феврале—марте 1906 г., а первое ее заседание открылось 27 апреля 1906 г. В составе депутатов было 179 кадетов, 16 октябристов, 18 социал-демократов, 63 автономиста (представители буржуазно-помещичьих кругов Польши, Украины, Прибалтики, других национальных регионов), 97 членов трудовой крестьянской группы, 105 беспартийных. Дума намеревалась заняться законотворческой деятельностью, решать насущные вопросы жизни общества, через законодательство влиять на политику правительства. Однако выдвижение в Думе радикальных требований по аграрному вопросу, негативная реакция депутатов на правительственную декларацию встревожили царя, и 8 июня того же года он распустил Думу, хотя она была избрана на 5 лет. Недолго (около трех с половиной месяцев — с 20 февраля по 2 июня 1907 г.) просуществовала и II Государственная дума, показавшаяся царю еще более “левой” и тоже разогнанная им. I и II Государственные думы не успели принять сколько-нибудь существенных законов. Их заседания использовались для пропаганды позиции разных политических сил. Но тем не менее начало парламентаризму в России было положено. Государственная дума превратилась в элемент политической системы.

3 июня 1907 г. был обнародован новый избирательный Закон, который ограничивал представительство в Государственной думе основной массы населения России. Даже творцы этого Закона называли его “бесстыжим”: вдвое сокращалось представительство от крестьян, в два с половиной раза – от рабочих, в три раза – от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе. Помещики и буржуазия, составлявшие в общей сложности не менее одного процента населения страны, отныне получали более двух третей мест в Думе. III Государственная дума получила название “карманной”, самой “угодной” для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок (1907-1912). Подавляющее большинство принятых ею законодательных актов носило второстепенный характер. В IV Государственной думе, так же, как и в III, сохранились право-октябристское и октябристско-кадетское большинство. Однако она оказалась более оппозиционной к правительству. В 1915 г. часть депутатов Государственной думы и Государственного Совета образовали Прогрессивный блок. В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, представители националистических партий. Они потребовали создать правительство, обладающее доверием общества и ответственное перед думой.

В процессе формирования парламентаризма было по-новому определено и место Государственного Совета в системе власти. До 1906 г. он был совещательным органом при царе и не играл существенной роли. В 1906 г. он был преобразован в верхнюю палату парламента с правом отклонять законы, одобренные Думой. Члены Государственного Совета назначались царем. Совет стал фильтром, преградой на пути законопроектов, поступавших из Думы на утверждение императору. Революционные события вынудили царя осуществить и другие преобразования в государственном устройстве. В частности, было реорганизовано правительство, ранее действовавшее под непосредственным руководством императора. Существовавшая должность председателя Комитета министров не была сколько-нибудь значительной. С 1906 г. стал действовать Совет министров во главе с председателем, полномочия которого были расширены. Революция оказала глубокое воздействие на социально-экономическое развитие страны. В 1905—1907 гг. рабочие во многих местах явочным порядком устанавливали восьмичасовой рабочий день. Хотя это их завоевание сохранить не удалось, продолжительность рабочего дня сократилась до 9—11 часов. На некоторых предприятиях владельцы согласились на повышение зарплаты, заключение коллективных договоров с рабочими. Такие факты были единичными, но прецедент был создан. Следствием борьбы рабочих явилось введение их социального страхования. Революционная борьба не была безрезультатной и для крестьянства. Taк, 3 ноября 1905 г. царь объявил об отмене с 1907 г. выкупных платежей. Крестьяне добились отмены некоторых сословных ограничений, в том числе запрета наказаний по приговору властей.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий

§ Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия(Ватикан).

§ Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

§ Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

§ Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).

В свою очередь конституционная монархия делится на :

§ Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

§ Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Абсолютная монархия Конституционная монархия
Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
1. Принадлежность законодательной власти монарху разделена между монархом и парламентом парламенту
2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства перед монархом перед парламентом
5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето предусмотрено, но не используется
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указ монарха имеет силузакона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Марокко Великобритания, Испания, Нидерланды

Республика

Основная статья: Республика

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

- возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

§ Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

§ Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Португалия, Монголия).

Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрассигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (парламент представляет кандидатуру премьер-министра, а президент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть [6]
6. Право ветопрезидента на решения парламента отсутствует сильное право вето(преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето [6]
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие постапремьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

Нетипичные (смешанные) формы правления

§ Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации.

Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатовМалайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

§ Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он являетсяпожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

§ Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: