Государство в условиях которого коррупция представляет собой системно сетевое явление это

Обновлено: 18.04.2024

1. Что из перечисленного относится к запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79:
а) совместная работа близких родственников +
б) публичные высказывания
в) участие в управлении некоммерческой организацией

2. Правовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации:
а) включает нормативные правовые акты только федерального уровня управления
б) включает как общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, так и различные виды нормативных правовых актов Российской Федерации +
в) включает только Федеральный закон «О противодействии коррупции»

3. Выберите пример коррупционных действий:
а) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя
б) получение любого подарка
в) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников +

4. К числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации не относится принцип:
а) конфиденциальности при решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений +
б) сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами
в) приоритетного применения мер по предупреждению коррупции

5. В каком случае возможна утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия:
а) за получение взятки в крупных размерах
б) наличие личной заинтересованности
в) во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба +

6. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:
а) утрату доверия государственного гражданского служащего по отношению к представителю нанимателя
б) утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему +
в) утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа

7. Отметьте, в какой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:
а) если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей
б) если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру
в) если подарок вручен на официальном мероприятии +

8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений не несут:
а) материальную ответственность +
б) уголовную ответственность
в) дисциплинарную ответственность

9. Определите ситуации, при которых госслужащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при избрании единоличным исполнительным органом
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале +
в) при вхождении в коллегиальный орган управлении

10. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:
а) Правительством Российской Федерации
б) Президентом Российской Федерации +
в) Федеральным Собранием Российской Федерации

11. Какая форма предусмотрена для уведомления госслужащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения:
а) письменная +
б) устная
в) не имеет значения

12. Выберите верное утверждение:
а) Основные полномочия по координации и контролю в сфере противодействия коррупции возложены на Федеральное антикоррупционное агентство
б) Координация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции возложена на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров +
в) Проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера любых лиц, которые обязаны представлять такие сведения, может проводить Счетная палата Российской Федерации

13. Кто должен знать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, кроме госслужащего:
а) представитель наниматель +
б) лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе
в) правоохранительные органы

14. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» коррупция:
а) возможна только в государственном секторе экономики
б) не включает случаи, когда незаконная выгода должностного лица незначительна (не превышает одной тысячи рублей)
в) связана с незаконным использованием должностного положения в целях приобретения имущественной выгоды +

15. Кем был утверждён Национальный план противодействия коррупции:
а) Федеральным законом
б) Указом Президента РФ+
в) Постановлением Правительства РФ

16. Принятие Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
а) имело ограниченный эффект, поскольку данный закон регулировал противодействие коррупции только на федеральном уровне управления
б) позволило установить единые правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации +
в) позволило ввести законодательно установленное определение коррупции

17. В какой ситуации лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) при возмещении причиненного вреда
б) в случае деятельного раскаяния
в) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица +

18. К специальным мерам противодействия коррупции относится:
а) применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа
б) введение на государственной гражданской службе института увольнения в связи с утратой доверия +
в) регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих

19. В какой ситуации лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) в случае деятельного раскаяния
б) при возмещении причиненного вреда
в) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки +

20. К специальным мерам противодействия коррупции относится:
а) регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих
б) установление для государственных гражданских служащих запрета заниматься предпринимательской деятельностью +
в) применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа

21. При трудоустройстве на новую должность после увольнения с государственной службы гражданин обязан уведомить:
а) подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений +
б) комиссию по соблюдению требований к служебному поведению
в) представителя нанимателя о намерении заключить трудовой договор

22. К последствиям коррупции относится:
а) рост численности государственных служащих
б) ущерб репутации государственных органов +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

23. Государственному служащему не запрещено:
а) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе
б) занимать оплачиваемую должность в Профсоюзной организации при государственном аппарате
в) быть членом ревизионной комиссии в организации, при условии, что часть уставного капитала принадлежит РФ +

24. Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

25. Государственный служащий обязан предоставлять сведения о доходах следующих членов семьи:
а) на всех родственников
б) на всех близких родственников, включая родителей, а также сестер и братьев
в) на супругу(а) и детей +

26. Коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики, так ли это:
а) нет
б) да +
в) неизвестно

27. К взысканиям, которые предусмотрены за совершение коррупционных действий, независимо от их тяжести относятся:
а) дисциплинарные взыскания в виде выговора, строго выговора либо же увольнения +
б) отмена выплаты премии
в) понижение в должности либо же снижении чина, классности

28. Антикоррупционный стандарт устанавливает:
а) перечень возможных действий гражданского служащего в рамках своей служебной деятельности, считающихся коррупционными
б) нравственные основы служебного поведения гражданских служащих
в) единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности +

29. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:
а) обо всех случаях совершенных коррупционных действий +
б) о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей
в) только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего

30. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при вхождении в коллегиальный орган управлении
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале +
в) при избрании единоличным исполнительным органом

Буравлев Ю.М., Рязанский госуниверситет им. С.А. Есенина, кандидат юридических наук, доцент.

Коррупция - явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное по своей сути, многоликое, чрезвычайно живучее явление реальной жизни. В России прошлой и современной с коррупцией борются столько, сколько существует само государство. Коррупция уже давно является одной из самых острых проблем российской действительности, решить которую пока не удается.

На счет "три". Дмитрий Медведев объявил наступление на коррупцию по всем фронтам // Российская газета. 2008. 20 мая.

Социальный портрет коррупции хорошо исследован, проанализирован в научных трудах, критически описан в СМИ. Публикации по данной проблематике появляются постоянно, но и усилия по информационной поддержке борьбы с коррупцией планируется наращивать еще больше.

Панина Т. КЛАНирование коррупции // Российская газета. 2004. 27 октября.
См.: Козлова Н. Взятка по должности // Российская газета. 2008. 22 мая.

Председатель Национального антикоррупционного комитета приводит впечатляющие цифры незаконных денежных потоков, циркулирующих в теневой сфере бизнеса и оказания государственных услуг. Особенностью этой стороны коррупции является то, что здесь монопольно действуют несколько кланов, что свидетельствует о системном видоизменении современной коррупции, проявляющейся не только в появлении новых, но и в ожесточенной конкурентной борьбе существующих кланов. Активно проникает в эту специфическую область отношений и коррумпированная номенклатура.

Другой особенностью данного негативного явления считается расслоение коррупции на так называемые бытовую и деловую ее разновидности. По числу взяток на первом месте стоит низовая коррупция: в здравоохранении, правоохранительных органах, в сфере образования. Суммы взяток здесь значительно меньше. Так, в Ярославской области они составляют в среднем 585 рублей, в Карелии - 664 рубля. Но зато количественные показатели таковы, что в незаконный оборот вовлечены колоссальные средства, примерно 170 миллиардов рублей в год. Фонд ИНДЕМ, обследовав в 2003 г. 40 регионов страны, пришел к выводу, что средняя сумма взяток составляет 71 тыс. рублей. Для сравнения: в Москве - 155 тыс. рублей, а в отдельных регионах она еще выше, например, в Нижегородской области - 184 тыс. рублей.

Зарубежные коллеги придерживаются несколько иной классификации данного явления. Так, в Казахстане пришли к выводу, что коррупцию следует разграничить на политическую и административную. Борьба с административной коррупцией поручена Агентству по делам государственной службы - государственному органу, специально созданному для эффективного осуществления административной реформы и с этой целью напрямую подчиненному Президенту страны. Эта служба рекомендуют наказывать чиновников за мелкие взятки административными, а не уголовными мерами .

Взятки надо узаконить // Российская газета. 2003. 27 марта.

Генпрокуратурой рынок коррупции в Российской Федерации оценивается примерно в 240 миллиардов долларов, что сопоставимо с федеральным бюджетом . Размеры взяток доходят до такого уровня, что средний продажный чиновник может за год купить себе квартиру площадью в 200 квадратных метров.

Подробнее см.: Выжутович В. Кормление с должности // Российская газета. 2006. 10 ноября.

Размер причиняемого ущерба в материальном отношении порой поражает воображение, а в моральном плане даже не поддается оценке. Так, в уголовном деле начальника управления лесного хозяйства Липецкой области ущерб от его незаконных действий составил 12 миллиардов 398 миллионов рублей .

См.: Лесничий наломал дров // Российская газета. 2008. 18 марта.

Не совсем благополучно выглядит ситуация и в регионах. Так, в 2007 г. прокуратура Карелии выявила 176 преступлений коррупционной направленности, в том числе 57 фактов превышения должностных полномочий и 44 случая получения взятки. Также расследованы 106 фактов мошенничества с использованием служебного положения, выросло число иных должностных правонарушений .

См.: Взятка по должности // Российская газета. 2008. 22 мая.

Фактов коррупции, к сожалению, великое множество, их точная цифра неизвестна, поскольку официальная статистика, по образному выражению главы государства, - лишь верхушка айсберга. Латентность же данных деяний - величина условная, прогностическая.

Председатель Комиссии по противодействию коррупции Государственной Думы РФ (предыдущего созыва) в одном из интервью заметил, что на сегодняшний день нет единой - универсальной - методики вычисления индекса коррупции, но есть общий подход, есть набор рекомендаций экспертов. Среди признаков коррупциогенности названы: 1) неконкретность норм законодательства; 2) обилие положений отсылочного характера; 3) предоставление чиновникам дискреционных полномочий.

Ранее прилагались некоторые усилия по противодействию коррупции, но принимаемые меры носили бессистемный характер и не подкреплялись, с одной стороны, политическим вниманием к проблеме, с другой - общественной поддержкой и действенными мерами юридической ответственности за коррупционные правонарушения.

Для содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий и определения направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, ее реализации в 2003 г. был образован Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией и утверждено Положение об этом органе. При Совете образованы две Комиссии: по противодействию коррупции и по разрешению конфликта интересов.

См.: Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. N 1384 "О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией" // Российская газета. 2003. 26 ноября.

В последующем были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. . В связи с ратификацией Россией этих документов и согласно новым государственным решениям, направленным на противодействие коррупции, в мае 2008 г. принятые в связи с этим Указы утратили юридическую силу .

См.: Указы Президента РФ от 3 февраля 2007 г. N 129 и от 11 августа 2007 г. N 1068.
См.: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" // Российская газета. 2008. 22 мая.

Ряд мер, направленных на борьбу с подобного рода негативными явлениями, намечены в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы .

Российская газета. 2006. 1 ноября.

В июле 2006 г. Генеральным прокурором была утверждена стратегия работы прокуратуры по противодействию коррупции, ознаменовавшая собой принципиально новый подход к решению этой проблемы. Впервые речь идет не просто о выявлении преступлений и проверках, как чиновники выполняют закон о государственной и муниципальной службе, но, что особенно важно, поставлена задача - выявлять причины, порождающие коррупцию, и пробелы в законодательстве.

Учитывая масштабы распространения коррупции в стране и необходимость формирования системы мер по ее преодолению, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ была проведена конференция на тему "Правовые меры противодействия коррупции", на которой были высказаны различные предложения, направленные на решение этой проблемы. Отмечалось, что законодательство Российской Федерации содержит целый ряд недостатков и пробелов: отсутствие в нем определения коррупции; четких положений о полномочиях и ответственности государственных органов и должностных лиц; недооценка правового регулирования вопросов проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы законодательных актов. Было высказано пожелание, чтобы нормы антикоррупционной направленности пронизывали практически все отрасли права. Сделан вывод, что все это ограничивает возможности эффективного противодействия коррупции как опасному социально негативному явлению. В качестве задачи, стоящей перед юридической наукой в рассматриваемой сфере, названа разработка научно-методических основ противодействия коррупции .

Подробнее см.: Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. N 9. С. 159 - 169.

Участники Круглого стола, который проводился в Совете Федерации в марте 2008 г., пришли к выводу, что в России главным препятствием для борьбы с коррупцией является несовершенство существующего законодательства либо его полное отсутствие . В частности, отмечалось отсутствие дефиниции "коррупция", соответствующей статьи в УК РФ и другие пробелы в законодательстве.

См.: Крестовый поход против коррупции // Российская газета. 2008. 25 марта.

Для их преодоления Председатель Счетной палаты предложил внести изменения в законодательство о банкротстве, так как многие чиновники используют фиктивное банкротство для приватизации предприятий, разработать пакет антирейдерских законов и усовершенствовать систему таможенной классификации, внести поправки в Бюджетный кодекс для обеспечения большей прозрачности госбюджета, снизить ставку НДС с 18 до 12 - 13 процентов.

С принятием Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" планируется принять дополнительные, системные меры борьбы с этим злом, направленные на профилактику коррупции, выявление причин и условий, ее порождающих. С этой целью образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, определены его задачи и полномочия, утвержден персональный состав Совета и его президиума, сформирована межведомственная рабочая группа. Прокуратуре поручена координация работы правоохранительных органов.

Оперативно отреагировали на эти нововведения и в Государственной Думе, на межфракционной основе была создана Комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Несколько ранее такую инициативу проявила "Справедливая Россия", поручив эту работу своему Совету по противодействию коррупции.

Кроме того, в ближайшее время намечается разработать национальный план противодействия коррупции, который в рабочем варианте включает три раздела. Первый - юридическая часть, предполагающая принятие закона о противодействии коррупции. Вторая часть плана должна включать меры профилактики, использование возможностей гражданского общества. Название третьей, самой трудновыполнимой части Президент сформулировал так: "ликвидация условий для коррупции". По сути, заключил Д.А. Медведев, речь идет о создании стандарта антикоррупционного поведения .

Подробнее см.: Взятка по должности // Российская газета. 2008. 22 мая.

Целесообразно, чтобы национальный план противодействия коррупции вобрал в себя все полезное, что наработала правовая наука и передовая юридическая практика.

В настоящее время уже существуют различные предложения ученых и практиков по искоренению данного зла, которые, на наш взгляд, заслуживают внимательного изучения.

Прокуратурой Российской Федерации как весьма действенное средство борьбы с должностными правонарушениями рассматривается дисквалификация . Мировая практика показала, что с таким пятном в биографии рассчитывать на успешную карьеру не приходится. Дисквалификация для многих чиновников окажется страшнее штрафа или иного материального наказания.

Подробнее см.: Нечаев В. Кресло или кошелек // Российская газета. 2004. 13 октября.

Общественная палата предлагает свой рецепт борьбы с коррупцией. В июне 2006 г. в Общественной палате состоялся Круглый стол на тему "Коррупция в России: шансы противодействия". В ходе обсуждения проблемы выяснилось, что побороть коррупцию можно с помощью регламентов и антикоррупционного воспитания общества .

Дульман П. На коррупцию подняли руку. Общественная палата ищет способы борьбы с извечным российским злом // Российская газета. 2006. 20 июня.

В качестве одного из средств борьбы с незаконным обогащением Председатель Высшего Арбитражного Суда предлагает ввести обязательное декларирование доходов судьями и членами их семей. Эту позицию разделяют многие, например глава Совета Федерации , руководитель службы собственной безопасности МВД России . Подобные меры предлагаются и в других ведомствах, надо думать, что они найдут понимание и широкую общественную поддержку. Полная прозрачность в этом вопросе не ущемляет права тех, кто честно выполняет свой служебный долг, но позволяет сопоставить образ жизни чиновников и членов их семей с официальными доходами, осуществлять эффективный контроль за крупными покупками.

См.: Секрет миллиардера. С. Миронов обещает принять закон против коррупции до конца года // Российская газета. 2008. 1 апреля.
Подробнее см.: Фалалеев М. Криминальный менталитет // Российская газета. 2007. 7 декабря.

В научном сообществе, а также в СМИ вновь активно обсуждается тема конфискации имущества и ценностей, полученных преступным путем.

Целесообразность использования данной меры очевидна и подтверждается мировым опытом . Общеизвестно, отмечается в одной из публикаций, что наиболее эффективным средством противодействия организованной преступности и террористической деятельности являются конфискация имущества и пресечение легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, иными словами, наступление на их финансовую основу . Представляется, что подобная мера будет эффективной и в системе государственной службы.

Подробнее см.: Матвеева А.А. Конфискация имущества в современном законодательстве Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. N 4. С. 14 - 31.
Матвеева А.А. Указ соч. С. 16.

Есть предложения, которые звучат еще более радикально. Так, по степени общественной опасности коррупционные деяния предлагают приравнять к тяжким и особо тяжким преступлениям против государственной власти (например, к государственной измене). Председатель Совета Федерации убежден, что нужно конфисковывать имущество не только у коррупционеров, но и у членов их семей . Здесь, на наш взгляд, необходимо проявлять умеренность и осмотрительность, чтобы не пострадали невиновные люди.

См.: Секрет миллиардера // Российская газета. 2008. 1 апреля; Текстиль руководства // Российская газета. 2008. 28 мая.

Далеко не полный перечень мер, принимаемых для борьбы с коррупцией, свидетельствует, что их оказалось недостаточно для того, чтобы если не ликвидировать это зло, то хотя бы существенно ограничить его масштабы.

Можно ли победить коррупцию? Опыт таких "чистых" государств, как Финляндия, Исландия, Дания, Швеция, Швейцария, показывает, что эта задача выполнима, если она надлежащим образом решается.

Характеризуя коррупцию, глава государства назвал ее системным явлением, которому следует противопоставить и системные меры противодействия. Нам представляется, что их основу должны составить: правовые меры - совершенствование существующего и принятие нового антикоррупционного законодательства, качественное улучшение правоприменения; принудительно-превентивные; организационные; воспитательно-профилактические. Особо следует выделить меры, направленные на создание системы стимулов к антикоррупционному поведению.

Построение в России правового государства и развитие институтов гражданского общества - лучшее средство профилактики коррупции и других злоупотреблений в системе государственного управления. Но это длительная перспектива, которая в конечном итоге должна привести к тому, что верховенство закона станет естественным правилом жизни, а права и свободы человека и гражданина будут определять смысл и содержание деятельности всех ветвей власти и обеспечиваться правосудием, как этого требует ст. 18 Конституции Российской Федерации.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Интересно, что некоторые ученые находят в этом явлении и положительные моменты. Так в своей статье Епифанова 7 отмечала, что иногда встречается точка зрения, согласно которой взятка – это аналог обычного трансфертного платежа за услугу, который не влечет каких-либо серьезных последствий для общественного благосостояния. Более того, существует даже такой подход, в рамках которого доказывается, что коррупция увеличивает общественное благосостояние, поскольку позволяет избежать чрезмерного регулирования и построить систему адекватного вознаграждения труда недостаточно оплачиваемых госслужащих. Некоторые ученые находят правдоподобной прямую взаимосвязь коррупции и экономического роста, объясняя это тем, что коррупция способствует экономическому развитию и заключению большего количества сделок в более короткие сроки за счет минимизации трансакционных издержек. Существует также мнение, согласно которому коррупционное поведение позволяет избежать «обременительных и избыточных действий правительства».

Оппоненты подобной точки зрения обосновывают негативное воздействие коррупции на общественное благосостояние. Государственные служащие часто заинтересованы в искусственном создании бюрократических барьеров, порождающих дополнительный спрос на взятки, что приводит к ограничению в достижении эффективности. При этом любая взятка создает отрицательные экстерналии и негативно воздействует на экономическое развитие в целом».

Проведенный в указанной статье анализ экономических подходов к исследованию коррупции показал, что «не существует однозначного ответа на вопрос о ее влиянии на экономическое развитие. Оценивая воздействие коррупции на общественное благосостояние, необходимо учитывать не только исторические, культурные, политические и другие факторы, но и экономическую природу коррупции. И с большой уверенностью можно утверждать, что важным фактором распространения коррупции является отсутствие конкуренции. При этом монопольный доступ к благу сокращает количество коррупционных сделок, но увеличивает плату за это благо, то есть объем взяток. Нельзя однозначно выявить, какой эффект оказывает коррупция – позитивный или негативный. В том случае, если коррупция приводит к недопотреблению данного блага по сравнению с ситуацией ее отсутствия, общество действительно теряет от ее появления. Однако коррупция может и увеличивать объем потребления, становясь тем самым выгодной для общества».

По моему мнению, влияние коррупции может показаться положительным лишь на первый взгляд. Так Роуз-Аккерман отмечала, что «попустительство коррупции в одних областях обесценивает попытки добиться ее снижения в других, где она наносит несомненный вред» 8 .

Измерение коррупции

На пути преодоления коррупции важным и неотъемлемым шагом является определение ее уровня и степени влияния на общественное благосостояние. Однако измерение коррупции – это относительное новое направление деятельности исследователей и лиц, принимающих политические решения. Публикуемые в последнее десятилетие рейтинги коррупции в различных странах и секторах привлекают внимания представителей частного сектора и политиков, вызывают дискуссию об их объективности и пригодности для разработки антикоррупционных мер. Потому как измерение коррупции – это важный элемент любой национальной или региональной антикоррупционной стратегии. Оно помогает оценить общий уровень коррупции в стране или отдельном секторе экономики и выявить «горячие точки», в которых коррупция наиболее высока и должна рассматриваться как приоритетная проблема. Регулярные обследования уровня коррупции являются источником данных о факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах, и помогают выработать адекватные антикоррупционные меры. Само по себе измерение коррупции – это мощное средство исполнения политики: результаты обследований привлекают и усиливают внимание общества к опасности коррупции и помогают ему оказывать давление на свое правительство. Мониторинг коррупции через ее измерения помогает более эффективно реализовывать антикоррупционные меры.

Однако коррупция крайне трудно поддается измерению. Как правило, она скрыта от окружающих, и участники успешных коррупционных сделок почти всегда не заинтересованы в разглашении содержания этих сделок. Основные стоящие перед исследователями методологические проблемы:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

В настоящее время обследования для выявления общественного мнения – это наиболее часто используемое диагностическое средство оценки уровней коррупции. Обследуемые группы включают представителей населения, частного сектора и сегменты государственного управления. Как правило, эти обследования являются источником данных об определенных элементах или видах коррупции в стране. Большая часть таких исследований направлена на выявление субъективных мнений опрашиваемых с помощью прямых вопросов, касающихся опыта и практики граждан или частных предприятий.

Этот подход принят многими странами, международными и региональными организациями. Авторитетные организации регулярно публикуют индексы с оценкой деятельности государственных чиновников и их социального положения с различных точек зрения. Это такие индексы, как Индекс восприятия коррупции (ИВК) организации Transparency International и Индекс взяточничества, Индекс фонда Heritage Foundation, «Обследование в рамках века демократии» организации Freedom House; Индекс непрозрачности компании Pricewaterhouse Coopers и другие показатели.

Задачей обследований является повышение точности результатов. Главная проблема любого измерения связана с разработкой методологии, позволяющей получать объективные данные о степени коррупция в стране, различных секторах ее институциональной структуры, регионах и городах. Не все подходы одинаково надежны: некоторые используют небольшие выборки; некоторые самоизбирательны, и поэтому их нельзя считать полностью репрезентативным для данного сектора. Другие методы слишком громоздки и дорогостоящи, поэтому их повторение маловероятно, что снижает их ценность как диагностических средств. Не существует единого ответа на вопрос о том, как получить более объективные результаты – все зависит от конкретного случая. В случае обследования небольших стран или при проведении менее масштабного обследования (учреждения, сектора экономики и т.п.) обследование можно проводить за счет более обширных выборок или перекрестных вопросов. Практически нереально использовать все возможные механизмы измерений для того, чтобы получить более объективные данные: анкеты становятся слишком сложными и их обработка связана с большими затратами. Вероятны комплексные обследования, в которых каждый раздел (восприятие и практика) помогает перепроверить ответы в целом и обеспечивает внутренний механизм контроля качества. Таким образом, исследования, которые: а) используют сконцентрированный подход; б) позволяют осуществить внутреннюю перепроверку данных; в) обеспечивают возможность повторения, можно рассматривать в качестве наиболее достоверных.

В сфере противодействия коррупции в глобальном масштабе важно отметить деятельность Transparency International (ТИ). Это международное общественное движение по противодействию коррупции, созданное в 1993 году в Берлине, и объединяющее на данный момент около 100 отделений по всему миру. Существует национальные отделения и в Казахстане, и в России. Транспаренси Казахстан (ТК) сосредоточивает свои усилия на проведении исследований и выработке рекомендаций по искоренению коррупции на системном уровне. По мнению экспертов ТК, коррупция нарушает общественное развитие, подрывает моральные нормы и устои общества, искажает и развращает рыночные отношения, способствуя бедности и нищете людей. При поддержке частных граждан, представителей бизнеса и государственных структур, ТК содействует проведению демократических реформ, обеспечению большей прозрачности правительства и общества и уменьшения коррупции, как на национальном, так и международном уровне.

ТИ – ведущий независимый источник эмпирических исследований о коррупции. В ТИ составили комплексное портфолио исследовательских проектов, сочетающее в себе качественные и количественные подходы, макроуровневые индикаторы и тщательную диагностику, экспертный анализ и исследования, основанные на опыте и восприятии. Вместе взятые, эти исследовательские инициативы представляют собой полную эмпирическую картину масштаба распространения и динамики коррупции во всем мире, а также способствуют поддержке и продвижению эффективных реформ, основанных на собранных данных. Портфолио исследований ТИ включает:

Индекс восприятия коррупции (ИВК) – ежегодный мета-индекс, объединяющий несколько главных показателей экспертных опросов о коррупции и качественном государственном управлении, проводимых среди экспертов в более чем 175 странах мира;

Барометр мировой коррупции – ежегодный выборочный опрос свыше 60тыс. семей в более чем 60 странах, в котором оценивается восприятие коррупции и опыт столкновения с ней;

Индекс взяткодателей представляет собой рейтинг 30 ведущих стран-экспортеров, составленный на основе склонности фирм этих стран к даче взяток за границей. Он базируется на опросе руководителей компаний о практике деловых отношений иностранных фирм, работающих в их родных странах;

Изучение Национальной системы целостности (НСЦ) – это цикл исследований, разрабатываемых локально в различных странах и представляющих собой обширную оценку сильных и слабых сторон ключевых учреждений, которые обеспечивают надлежащее управление и национальную целостность страны;

Доклад о коррупции в мире является пятой составной частью портфолио. Он подходит к вопросу тематически и рассматривает коррупцию с точки зрения конкретного сектора или проблем управления на данный момент и в конкретном месте. В разделе «Исследования» доклад представляет, наряду с другими статьями на коррупционную тематику, последние эмпирические показатели, включая ИВК, Барометр мировой коррупции и Индекс взяткодателей.

Пути преодоления коррупции

Меры по активному противодействию коррупции можно подразделить на две достаточно общие группы. В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции, с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами. Вторую группу образуют меры борьбы с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.

Выделяют несколько основных путей преодоления коррупции – это:

Стратегия системного устранения причин коррупции. Из самого названия стратегии нетрудно установить, что основной акцент при выработке стратегий этого класса делается на устранении причин, порождающих коррупцию, а не внешних проявлений этой проблемы.

Стратегия «войны». Стратегия «войны» состоит в борьбе с внешними проявлениями коррупции (случаями дачи взяток конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами.

Смешанные стратегии противодействия коррупции представляются мне наиболее эффективными, так как реальность гораздо богаче предложенной типологии. На практике стратегия системного устранения причин коррупции может включать в себя противодействие конкретным коррупционерам, а стратегия «войны» с коррупцией, пусть и во фрагментарном виде, ориентирована и на устранение причин.

Стратегия «сознательной пассивности». Данный подход к противодействию коррупции базируется на утверждении о неэффективности и бесплодности активных действий, направленных на борьбу с коррупцией. Однако это не случай игнорирования проблемы или культурного фатализма. Коррупция рассматривается как существенная проблема, а также признается её вредное влияние на общество и государство. Но стремление опереться на активные действия оценивается как «пагубная самонадеянность», так как только «рынок может решить все проблемы». Возможны и другие формы рационализации стратегии «сознательной пассивности». Например, вовлечённость высшего руководства в коррупционные связи может толкать его к пассивному отношению к проблеме, сопряженному с заявлениями о существенной опасности коррупции для государства. Кроме того, к стратегии «сознательной пассивности» могут толкать также экономические неурядицы, если борьба против коррупции, по мнению руководства, весьма затратная.

В статье Сатарова «Как измерять и контролировать коррупцию» 9 отмечается, что «необходимым условием эффективности любых попыток ограничения коррупции является восстановление внешнего контроля над бюрократией. Это означает: возврат к полноценной политической конкуренции; формирование условий для свободного развития независимых СМИ, включая запрет на их учреждение органами государственного управления; предельную открытость властей; либеральный режим функционирования общественных организаций. Кроме того, важно восстановить разделение ветвей власти с упором на самостоятельность судебной системы».

Российская модель системной коррупции и стратегия ее преодоления - тема научной статьи по экономике и экономическим наукам из журнала Экономика и управление

Текст научной статьи на тему «Российская модель системной коррупции и стратегия ее преодоления»

Российская модель системной коррупции и стратегия ее преодоления

The Russian Model of Corruption and Strategies To Overcome Systemic Corruption

доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27

Dobrynin Leonid Aleksandrovich

Marata Str. 27, St. Petersburg, 191002, Russian Federation

Развитие любой экономической системы всегда сопровождается функционированием института коррумпированных связей. Системный объем ее может быть большим и малым. Однако в любом случае наличие коррумпированных связей и развитие на их основе административной, предпринимательской, деловой, политической, социальной, бытовой, криминальной и других видов коррупции свидетельствует о наличии изъянов в рыночно-деловом сотрудничестве.

В России с 1990-х гг. коррупционирование получило широкий диапазон, охватив почти все регионы, отрасли экономики, государственно-административный аппарат, правоохранительные органы. Ее скрытое и открытое проявление сдерживает экономический рост, деформирует связи, создает сложное впечатление достаточности и благополучия.

Автор статьи раскрывает виды и проявления коррупционных связей, образующих ложную систему экономического благополучия. Хотя на самом же деле коррупция в конечном итоге подрывает авторитет страны и резко снижает жизненный уровень населения.

The article deals with Russian corruption, and particularly covers strategies aimed at overcoming it on a systemic level. It adds that corrupt relationships often appear during the developmental stage of any economic system, large or small. The paper states that the presence of corruption in administrative, business, political, social, domestic, criminal, and other spheres, as in Russia, indicates that flaws may also exist in the area of market-business cooperation. At the end of the 20th century, Russia was plagued by corruption (or its derivatives) in most of its regions, industries, public-administrative apparati and law enforcement agencies. Whether it was exposed or concealed, its expression constrained economic growth, distorted communication and created the incorrect impression of economic sufficiency and well-being. In conclusion, the document reveals different types and manifestations of corrupt relationships, all of which present an image of false prosperity. In fact, the opposite is normally true, and corruption ultimately undermines the country's authority and, as a result, dramatically reduces the population's standard of living.

Ключевые слова: институт и параметры коррупции, цена коррупции, теневой коррупционный рынок, корыстное поведение, коррупционные услуги, связи, кланы и сети, коррупционная рента, взятничество, мошенничество

Keywords: institute and parameters of corruption, cost of corruption, corruption of 'shadow market', self-serving behavior, corrupt services, communications, clans and networks, corrupt rents, bribery, fraud

Оценка количественных параметров коррупции в России показывает, что в последние годы ее уровень непрерывно увеличивался. По данным международной организации «Transparency International», по итогам 2011 г. Россия по уровню коррупционности занимает 143-е место из 182-х государств мира. При этом ближайшими «соседями» нашей страны в этом рейтинге являются такие государства, как Уганда, Нигерия, Мавритания, Коморские острова, Того и Восточный Тимор.

Со временем размеры взяток, несмотря на все принимаемые в РФ меры, не только не уменьшаются, но и стремительно возрастают. Если в 2008 г. средний размер взятки в России составлял 9000 руб., то в 2009 г. он вырос до 23 000 руб., а в 2010 г. достиг значения 61 000 руб. (по данным правоохранительных органов РФ). Этот неуклонный рост представляет собой не что иное, как ответ на принимаемые против коррупционеров меры: попадая в более сложные условия, мздоимцы стремятся к увеличению размеров взяток, чтобы покрыть свои риски [1].

Динамический анализ рынка коррупции показал высокую подвижность коррупционных потоков. В последние годы в России наиболее быстрыми темпами увеличивались масштабы коррупции в образовании, здравоохранении и в районных военкоматах.

Мощные гнезда коррупции сконцентрированы в регионах, располагающих богатыми природными ресурсами. Барьерный бизнес распространился практически на все регионы России. Основной массив коррумпированных чиновников аппарата управления сосредоточен на региональном и местном уровнях. По абсолютной величине объем коррупционных услуг распределяется по уровням власти следующим образом: на федеральный уровень приходится примерно 5% услуг, на региональный уровень — 20%, на муниципальный уровень — 75% (табл. 1). Однако в относительных величинах самым коррумпированным является федеральный уровень.

Коррупция является составной частью экономических, социальных, правовых, морально-этических и других общественных институтов. Последние несут на себе отпечаток особенностей исторического развития, национальных традиций, нравов, обычаев народа или группы народов, населяющих определенную территорию.

Анализ истории коррупции в России позволил сделать вывод о том, что широкое ее распространение подкреплено особенностями общественного устройства. Российское государство исторически занимало и занимает командные позиции в жизни страны и населения. В России на первом плане всегда находилась институциональная система власти-собственности. Поэтому частная собственность была вынуждена искать покровителей, «покупая» у власти свое право на существование или защиту.

В системе власти-собственности доминирует общественно-служебная собственность, основными субъектами которой являются чиновники. Доступ к власти

обеспечивает достижение достатка и богатства. Коррупция в условиях разрастающегося бюрократического аппарата, отсутствия надежного контроля и нерасчлененности их функций является одним из самых эффективных путей реализации частного интереса.

В начале 1990-х гг. трансформация общественных отношений должна была способствовать укреплению западноевропейской модели и существенному ограничению коррупции. Однако на деле коррупция получила новые импульсы к своему расширению. Старый механизм управления экономикой был разрушен, а новый еще не создан. Появилась потребность в экономических институтах, позволяющих решать проблемы в условиях высокой неопределенности, отсутствия правового поля и слабости государства. В числе таких институтов коррупция находилась на первых местах. Рынок коррупции существенно расширился.

Признаки российской модели в окончательном виде еще не устоялись. Однако современный ее вариант — модель смешанного типа. Наряду с общими чертами, свойственными европейским моделям, она включила отрицательные элементы азиатских моделей, а также в определенной мере и латиноамериканских.

В результате имеет место переход российской коррупции на качественно новый уровень — системную коррупцию. Коррупционное поведение становится «правилом игры», причем не только теневым, но и законным или полузаконным. Коррупция приобрела сетевой характер. В нее вовлечены команды коррупционеров, занимающих ключевые места в государственной иерархии.

Коррупция как экономическое явление представляет собой специфическую форму оппортунистического поведения должностных лиц государственных и муниципальных организаций (распорядителей) по отношению к государству и муниципалитету как владельцам ресурсов и благ, осуществляемую в ходе взаимодействия государства и муниципалитета с предпринимателями и гражданами по поводу использования этих ресурсов, сопровождающуюся присвоением должностными лицами особого теневого дохода — коррупционной ренты.

Коррупции подвержены государственные и муниципальные должностные лица, уполномоченные принимать решения относительно выполнения государственных функций. Коррупция начинается с замещения интересов и целей государства и общества корыстными интересами должностных лиц и осуществляется в результате умышленного, незаконного использования, злоупотребления должностными лицами своим статусом, доверенными им правами и властными полномочиями. Коррупционные действия осуществляются должностными лицами с целью получения личной выгоды.

На наш взгляд под понятие коррупции попадает корыстное поведение должностных лиц, работающих во всех государственных учреждениях, организациях и коммерческих предприятиях, обеспечивающих выполнение государственных функций. Характеристики коррупции в равной мере относятся к муниципалитетам и их должностным лицам.

Распространение понятия коррупции на негосударственную сферу неправомерно. Сравнительный анализ коррупции как формы поведения государственных служащих и «моральной угрозы» преследования корыстных целей наемным персоналом предпринимательских структур и общественных организаций показывает, что они не совпадают. Одними из главных моментов являются существенные различия социальных последствий коррупции и корыстного пове-

Структура рынка коррупционных услуг по уровням ^ государственной власти [Там же] щ

Уровни властей Удельный вес, %

Муниципальные власти 75,00

Региональные власти 20,00

Федеральные власти 5,00

Исполнительная власть 98,97

Законодательная власть 0,17

Судебная власть 0,86

дения наемного персонала, состава мероприятий по х их ограничению.

К сожалению, приходится констатировать, что на современном этапе сформировался теневой коррупционный рынок. Цена коррупционной услуги принимает форму специфической коррупционной ренты. Получение последней является для должностных лиц основной целью коррупционных сделок.

Объектами коррупционных сделок являются все виды публичных ресурсов, которыми распоряжаются государственные должностные лица. Широкое распространение коррупции обусловлено крайне широким составом и значительными объемами ресурсов, находящихся в собственности или подвергающихся регулированию со стороны государства. В их число входят административный ресурс, бюджетные средства, государственное или муниципальное движ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: