Государство стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина

Обновлено: 23.04.2024

Целостную концепцию правового государства можно отнести к концу XVIII – началу XIX в.. В то время появлялись политические теории, которые критиковали абсолютизм, беззаконие и феодализм. При этом сама идея такого государства стала зарождаться еще в период Античности. Разработку концепции правового государства осуществляли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.

В современной политической науке до настоящего времени нет единой концепции правового государства, но выделяют 3 базовых концептуальных подхода, которые определяют его сущность:

  • этатистский,
  • юридизированный,
  • субстанциональный (сущностный).

Первый из них отождествлял право с государственным законом, при этом основа подобной трактовки правового государства лежала в концепциях государственного суверенитета и волевой концепции права. Они рассматривали государственную волю в качестве источника и критерия права. Это можно считать примером классического юридического позитивизма. С его позиции поведенческую норму, которая исходит от государства и обеспечена его силой принуждения, автоматически можно считать правовой. В соответствии с данным признаком любую страну, где существуют законы в виде приказа суверена гражданам, можно считать автоматически правовой.

Юридизированный подход к трактованию понятия правовое государство предложили немецкие юристы в XIX в.. В то время в научный оборот ввели понятие «правовое государство». Здесь государство рассматривали в качестве общего правопорядка, общения, которые урегулированы правом. В этом процессе происходит отождествление категорий государства и права.

Право с позиции подхода рассматривается как первооснова государства и общества, при этом первое из них может являться источником права и выступать как юридическое лицо.

В данном трактовании позитивным представляется положение, касающееся верховенства закона и правовой связанности государства, включая разграничение между законотворческими и административными функциями, судебную независимость, законодательную установку прав и обязанностей граждан. В число недостатков теории можно включить формальность в понимании закона, стремление к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, включая рационализацию данного вмешательства. Таким образом, правовое государство можно представить в виде государства порядка и всеобщей урегулированности.

Субстанциональный (сущностный) подход к социальному государству

Последний подход различал закон и право, право и государство, отдавая приоритет первому. Закон представлялся установлением власти, а право выступало в качестве особого феномена. Оно провозглашается равным для любого субъекта, включая бедных и богатых, слабых и сильных. Любой человек при этом рассматривался как субъект права. Трактовка справедливости в праве состоит в восстановлении правового равенства людей в качестве субъектов права при его нарушении. Это ведет к урегулированности и предсказуемости отношений в обществе. Основой субстанциональной концепции правового государства является теория прав и свобод индивида. Она зародилась в XVII-XVIII вв. в системе либеральной традиции правопонимания. Свобода, равенство, собственность должны признаваться правами, которые принадлежат людям с рождения. Источником права выступает не государство, а именно народ.

Государство как внутренний ограничитель рассматривается с позиции принципа разделения властей. Это не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, а фактор, способный формировать условия ограничения ими друг друга. Это выражено созданием системы сдержек и противовесов.

К внутреннему ограничителю необходимо добавить также внешние ограничители:

  1. конституцию, которая принимается с общего согласия общества и определяет формирование органов власти;
  2. законы, которые принимает представительный орган власти, избираемый обществом и отражающий его интересы.

Субстанциональная концепция правового государства разграничивает право и закон страны в качестве одного из его формальных источников. Право обращается к людям и имеет в основе свободу, равенство, собственность. Понимание государства заключается в средоточии реальной политической силы общества, оно может угрожать праву и свободе любого индивида. Можно сказать, что государство и право конфликтуют друг с другом, при этом конфликт должен решаться в пользу права, в состав которого включены индивиды и общество.

С позиции субстанционального подхода к категории правового государства разрабатывается несколько требований к государству и закону:

  1. Закон, принимаемый государством, должен соответствовать правовым принципам свободы и равенства, что не должно нарушать неотъемлемые права человека.
  2. Законы должны быть обнародованы, понятны, стабильны.
  3. Закон может приниматься только представительным органом власти, который избирается с помощью всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права при соблюдении специальной процедуры обсуждения и принятия. Помимо этого, законодательный орган функционирует в соответствии с Конституцией.
  4. Исполнительные органы власти создаются посредством Конституции, реализуя принятые представительным органом законы и осуществляя текущую государственную политику.
  5. Проведение разграничения полномочий осуществляется между центральными и местными органами в соответствии с управленческой вертикалью.
  6. Любой спор по поводу права между гражданами и между гражданами и государством рассматривается в суде, который выступает как беспристрастный арбитр. Споры властных органов должны разрешаться Конституционным Судом.
  7. Любые отношения, возникающие в правовом государстве между гражданином и государством, выстраиваются лишь на основе закона, при этом:
    1. >граждане несут ответственность перед государством лишь в таких случаях, которые предусматривает закон;
    2. >гражданин имеет обязанность выполнять только требования государственных представителей, основанных на законе;
    3. >если должностные лица или государственные органы посредством своих действий или бездействия наносят вред гражданину, то государство должно взять на себя ответственность за возмещение такого ущерба.

    Выполнение институтами правовых государств собственных функций имеет в основе реализацию основных принципов демократии, которая представляет собой условие его формирования. В случае выполнения данных демократических принципов (включая всеобщее избирательное право; свободу слова, печати, собраний; конкуренцию политических организаций за голоса избирателей) производится контроль действий государства со стороны общества.

    Особенности правового и социального государства

    Можно выделить следующие характеристики правового государства:

    1. Верховенство законов в любой области жизни общества. Их принимают государственные законодательные органы в соответствии с конституцией. Они не могут быть изменены, приостановлены или отменены посредством других ветвей власти. Вся деятельность общества производится по законам, закрепление которых осуществляется с помощью Конституции.
    2. Соблюдение прав и свобод, которые принадлежат человеку и гражданину от рождения.
    3. Взаимная ответственность личности и государства. Оно издает законы и принимает обязательства перед гражданами, организациями в обществе, другими странами и всем международным сообществом. Не менее важной считается ответственность граждан перед страной и обществом. Она может ослабляться в периоды застоя, когда ослабляется интерес к делам государства. Преодоление отчуждения граждан от власти, повышение ответственности за их поступки достигается с помощью раскрепощения личности, предоставления возможности для инициативы.
    4. Разделение властей, включающее законодательную, исполнительную и судебную власть, что позволяет исключить монополию на власть с позиции одного органа, лица или социального слоя. Принцип разделения властей характеризуется работой механизма сдержек и противовесов, предназначенных для функционирования всех ветвей власти в рамках отведенных ей полномочий.
    5. Работа механизма контроля и надзора исполнения законов (арбитраж, суд, прокурорский надзор).

    Правовое государство не является самоцелью, оно представляет собой форму выражения, организации и защиты прав и свобод граждан. Объем и содержание свобод могут определяться с помощью уровня развития демократии в определенном обществе. Наличие законов не способно сделать государство правовым. В число критериев необходимо включить несколько документов, которые признаются международным сообществом, включая Устав ООН, «Всеобщую декларацию прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и др.

    Отметим, что правовое государство занимается не только декларированием прав и свобод своих граждан, но и формированием правового механизма их защиты и реализации.

    Если на ранних стадиях развития концепции правового государства общество, в первую очередь, отстаивало так называемую негативную свободу в виде ограничения государственного вмешательства в экономику и личную свободу индивида, то позже происходит формирование требований к государству в области обеспечения позитивных прав. Они относятся к борьбе граждан за улучшение собственного экономического положения, за социальные права, рост культурного статуса. Для этого появляется необходимость не отстранять государство, а выполнение им функций, предполагающих организацию и координацию. Это прямым образом подводит к появлению теории социального государства.

    Немецкий исследователь Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века впервые предлагает концепцию социального государства, которое должно стремиться к обеспечению для каждого гражданина достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. В конечном счете для каждого должны быть обеспечены равные жизненные шансы на самореализацию в обществе.

    Условия, которые требуются для возникновения социального государства:

    1. высокая степень экономического развития государств;
    2. целенаправленная государственная политика и политика гражданского общества;
    3. правовое, в первую очередь конституционное, закрепление частной собственности, включая принципы смешанной экономики рыночного типа, социальную и политическую свободу и демократию в форме правового государства, систему гражданского, трудового законодательства и др.;
    4. открытость власти государства, ее либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, демократизм, социальная защита граждан, высокая степень социальной и правовой культуры граждан. Это помогает достигать уровня социального партнерства в отношениях между государством и обществом.

    Зрелые социальные государства дают гарантию для своих граждан на достойный уровень жизни, особенно в области материального благополучия, обеспечения жильем, здравоохранения, доступной культуры и образования.

    Было бы ошибкой трактовать социальное государство в качестве благотворителя, который поддерживает лишь малоимущие слои населения. Подобное государство формирует новый тип социальных связей в обществе. Они имеют в основе принципы социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия. Такое государство не ставит цель достижения общего равенства и процветания, не должно порождать иждивенчество. Социальные государства гарантируют стабильное социально-экономическое положение, правовую и социально-политическую безопасность. В свою очередь, они ждут от граждан инициативы в разных областях жизни общества, готовности поддержать гражданское согласие и мир.

    В число основных задач социального государства включены:

    1. защищать всех граждан от нужды и бедности, гарантировать минимальное достойное существование;
    2. обеспечить большее равенство с помощью исключения различия в уровне благосостояния;
    3. обеспечить большую защиту перед лицом различных рисков, осуществлять адресную социальную помощь не только бедным, но и людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
    4. обеспечить рост и расширение благосостояния в обществе.

    Эти задачи реализуются с помощью использования нескольких стратегий: правовое вмешательство с целью улучшения юридического статуса, экономическое вмешательство с целью роста доходов человека, экономическое вмешательство с целью улучшения условий окружения, педагогическое вмешательство для совершенствования жизни личности на основе информационных и образовательных мероприятий.

    Западные политологи выделяют 3 базовых типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Это производится в соответствии со степенью выраженности и масштабами следующих индикаторов:

    1. защита от стихийного рынка, низкого уровня дохода граждан;
    2. социальные права и поддержка самых бедных слоев общества;
    3. удельный вес частных ассигнований, предназначенных для страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, в сравнении с бюджетными выплатами;
    4. индивидуальное и коллективное финансирование социальных программ;
    5. дифференцированная система социального обеспечения, разделенная на профессиональные группы и группы социального риска;
    6. емкость фондов социального страхования;
    7. гарантия и обеспечение полной занятости.

    Отметим, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей происходит деформация всей структуры прав и свобод человека. Снижается политическая активность, растет политическая апатия и неверие в государство, индивиду не всегда доступны правовые гарантии свобод и прав и т.д. По этой причине важно помнить, что социальные государства являются гарантами не только экономических, социальных и культурных, но и политических и гражданских прав.

    Если рассматривать становление социального правового государства, то оно представляет собой долгий и сложный процесс. В нашей стране он еще далек от своего логического завершения. В современной России право действует в большей мере формально, оно не наделено свойством всеобщности, а скорее работает избирательно в соответствии с обстоятельствами. Данный феномен называется «селективная юстиция»: к кому-либо предъявляются все существующие и даже не существующие требования, а кто-то может освобождаться от всякой ответственности. Не следует забывать основное предназначение права, которое состоит в формировании устойчивых правил игры, обеспечивающих предсказуемость протекания любого социального процесса. И если в положениях Конституции РФ отмечено, что наша страна является демократическим, правовым и социальным государством (ст. 1 и 7), то практические шаги по реализации данного положения еще только необходимо совершить.

    Социальное государство - государство, которое берет на себя обязан­ность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

    Главная задача социального государства:

      • достижение общественного прогресса на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

      Социальное государство должно удовлетворять интересы и потребности людей, стремиться к равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному и справедливому распределению жизненных благ.

      Это государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

      Социальной деятельностью такого государства является перераспределение доходов.

      Социальное государство призвано:

        1. создавать условия для обеспечения граждан работой,
        2. перераспределять доходы через государственный бюд­жет,
        3. обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство­вать увеличению числа мелких и средних собственников,
        4. охра­нять наемный труд,
        5. заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении,
        6. постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

        Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна иметь вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкурен­цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини­циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против бо­гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной соб­ственности.

        Функции социального государства:

          • создание усло­вий для поддержания полной занятости;
          • перераспределение доходов через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечение прожиточного минимума;
          • охрана наемного труда;
          • забота об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра­нении и т. д.

          Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.

          Социальная функция государства должна обеспечивать права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

          В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство призвано проводить политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности. Под свободным развитием понимается физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

          Достойная жизнь - это, конечно, слишком общая цель. Однако ч. 2 ст. 7 дает некото­рую расшифровку обязанностей государства:

          1. охрана труда и здоровья людей;
          2. установление гарантированного минимального размера оп­латы труда;
          3. обеспечение государственной поддержки семьи, материнст­ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
          4. развитие системы социальных служб;
          5. установление государственных пенсий, пособий;
          6. иные гарантии социальной защиты.

          Такой перечень социальных обязанностей государства явноотстает от общепризнанных в конституционной теории и практи­ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расшире­ния этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожале­нию, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, суще­ственно помогало бы становлению социального государства.

          (Social state, Социалдык мамлекет) - государство, проводящее политику приоритетного обеспечения благосостояния и развития всех своих граждан.

          государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.

          тип государства, в котором основные усилия государственной власти направлены на проведение активной социальной политики, смягчение и предупреждение социальных конфликтов.

          (Social state, Социалдык мамлекет) - государство, которое в своей Конституции провозгласило улучшение благосостояния всех своих граждан в качестве главной и приоритетной задачи.

          государство, ориентированное на обеспечение каждому гражданину достойных условий существования. А в идеале – равенства жизненных шансов и возможностей для самореализации личности.

          государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности.

          государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан. Результат трансформации капитализма под воздействием Великой Октябрьской революции. После распада мировой системы социализма начался медленный демонтаж социального государства.

          1) тип государства, в котором основные усилия государственной власти направлены на проведение активной социальной политики, смягчение и предупреждение социальных конфликтов;
          2) государство демократического типа, в условиях относительно стабильной и развитой экономики.

          тип организации государственной и общественной жизни, который основывается на приоритете социальных ценностей, создает все возможные условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, необходимого уровня материального благосостояния себе и членам своей семьи, социальной защищенности и т. д.

          понятие, служащее для обозначения современных высокоразвитых государств, проводящих активную социальную политику, направленную на поддержку малоимущих слоев населения, национальных, религиозных и иных меньшинств, женщин и пенсионеров, на развитие доступной всем системы здравоохранения, на борьбу с безработицей, обустройство молодого поколения и т.д.

          государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности и примерно равных стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности. «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (см. Конституция РФ. Ст. 7)

          государство, обеспечивающее гражданам достойные условия жизни. В настоящее время социальное государство рассматривается как такой вариант государства правового, в котором, наряду с гражданскими правами (право на свободную рыночную деятельность), политическими правами (право на участие в управлении государством) гарантированы и социальные, культурные, экологические права (право на определенный уровень социальной защиты, здоровую окружающую среду, сохранение культурных традиций).

          форма организации государственной власти, для которой характерно стремление к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защиты, равных возможностей для самореализации путем осуществления активной социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержку инвалидов и малоимущих слоев населения, предотвращение социальных конфликтов.

          (Государство всеобщего благосостояния) Sozialstaat. Welfare state (Social state) Демократическое государство, которое в своей конституции гарантирует не только основные права, свободу личности и экономическую свободу (правовое государство), но и осуществляет правовые, финансовые материальные мероприятия, чтобы сгладить социальные противоречия и трения (до определенного предела). Принцип С.г.(Г.в.б.) примыкает к цели правового государства – законности и зафиксирован в ст. 20 и 28 ОЗ ФРГ. См.: Правовое государство – Конституционное государство

          государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности. Деятельность С. г. направлена прежде всего на оказание помощи наиболее обездоленной части населения. Оно заботится о предоставлении тем, Кто может работать, возможности получить работу и тем самым обрести источник средств существования. Оно помогает материально тем, кто в силу состояния своего здоровья не может полноценно трудиться. Оно стремится создать равные условия для всех граждан в получении образования, охране здоровья, сделать доступным для каждого приобщение к ценностям культуры. Социальна деятельность государства осуществляется за счет перераспределения социального дохода в пользу малообеспеченных слоев.

          понятие, возникшее в политической теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Любое государство в принципе социально, поэтому термин «социальное государство» необходим для того, чтобы подчеркнуть способность такого государства осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, осуществлять современную социальную политику, проявлять заботу о правах граждан, создавать системы здравоохранения, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью, политическими конфликтами и т. д. Идея социального государства постепенно отказалась от политической и идеологической риторики и вошла в конце XX века - начале XXI века в понятийный аппарат серьезной политической науки.

          от нем. sozialstaat) - одно из ключевых. определений современного цивилизованного государства. Понятие «социальное государство» было введено в сер. XIX в. немецким юристом, государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890). Его теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, а также в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве». Социальное государство, по Штейну, должно не только охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа [Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - С. 223].

          Форма организации государственной власти, для которой характерно стремление к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защиты, равных возможностей для самореализации путем осуществления активной социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержку инвалидов и малоимущих слоев населения, предотвращение социальных конфликтов. Понятие «социальное государство» впервые было сформулировано в середине XIX в. немецким государствоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном, чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, т.к. развитие одного является условием и следствием развития другого. Социальное государство, по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующие классы, но и сознательно служить интересам народа.

          демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоев, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов и т.д.
          Понятие Г.с. широко вошло в оборот сравнительно недавно. Тем не менее, сегодня оно утвердилось и активно используется не только в науке, но и в политике, пропаганде, публицистике и т.д. Отражением этого является, в частности, то, что Конституция РФ 1993 г. объявила наше государство Г.с. Понятно, что это утверждение представляет собой не столько слепок с сегодняшней реальности, сколько стремление достичь поставленную цель - стать Г.с. в будущем. Решение этой задачи тесно связано с преодолением социально-политического, экономического и духовно-нравственного кризиса российского общества, с успешным становлением цивилизованной рыночной экономики и ее социальной переориентацией, утверждением гражданского общества и правового государства, иных социально-политических и нравственных ценностей.

          разновидность государства, характеризующегося развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин "Г.с." был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном: Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949. Концепция Г.с. окончательно сформировалась во второй половине XX в.
          Принципами Г.с. провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Основными целями Г.с. являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Существование Г.с. связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества.
          Выделяются три модели Г.с.: либеральная, консервативная и социал-демократическая.
          В либеральной модели Г.с. (функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии); степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слаба, гарантии занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.
          Для консервативной модели (действует в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ) характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.
          Социал-демократической модели (Дания, Норвегия, Швеция) присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов.
          Статус Г.с. официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. Так, Конституция РФ (1993) провозглашает, что "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а)охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

          СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

          Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

          Понятие “социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—90), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве. Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

          Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929—33 гг. и 2-я мировая война. “Новый курс” президента США Ф. Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

          Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т. н. “План Бевериджа”, представленный в кон. 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Кроме того, предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.

          После 2-й мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства — его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Вскоре после войны социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.

          В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

          Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики. В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

          В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

          Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

          Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение. Отражение принципа социального государства в конституции той или иной страны проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

          Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

          Лит.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997; Гончаров. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель.— Социально-гуманитарные знания (М.), 2000, № 2; Конституции государств Восточной Европы. М., 1996; Конституции государств Европейского Союза. М., 1997; Конституции зарубежных государств. М., 1996; Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechts-und Staatswissenschaftbei Deutschlands. Stuttg., 1876; Gall L. Liberalismus und bürgerliche Gesellschaf. Zu Charakter und Entwicklung der liberalen Bewegung in Deutschland.— Historische Zeitschrift, 1975, 220; SheehanJ. Der deutsche Liberalismus, Von den Anfängen in 18. Jahrhundert bis zum Ersten Veltkrieg 1770—1914. Munch., 1983; Ritter G. Der Sozialstaat-Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Miinch., 1989; Braun H; NiehaiisM. Sozialstaat Bundesrepublik Deutschland auf dem Weg nach Europa. Campus Verlag. Fr./M.—N. J., 1990; Garcia Hen-era M. A. El fin Estado Social Sistema (Madrid), 1994,¹ \\?,fW; Aragon M. Los problemas del Estad social.— Ibidem; Parras Madales A. J. La evolution del Estado social y sus perspectivas,— Ibidem; George V., Wlding P. Welfare and Ideology. L., 1994; Pierson С. Beyond the welfare state. Cambr., 1998; Welfare states in transition. L., 1998.

          Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

          ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - разновидность государства, характеризующегося развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин "Г.с." был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном: Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949. Концепция Г.с. окончательно сформировалась во второй половине XX в.

          Принципами Г.с. провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Основными целями Г.с. являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Существование Г.с. связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества.

          Выделяются три модели Г.с.: либеральная, консервативная и социал-демократическая.

          В либеральной модели Г.с. (функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии); степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слаба, гарантии занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

          Для консервативной модели (действует в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ) характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

          Социал-демократической модели (Дания, Норвегия, Швеция) присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов.

          Статус Г.с. официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. Так, Конституция РФ (1993) провозглашает, что "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а)охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

          Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики . М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. . 2001 .

          Полезное

          Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ" в других словарях:

          ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — (см. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

          ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — форма организации государственной власти, для которой характерно стремление к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защиты, равных возможностей для самореализации путем осуществления активной социальной… … Политологический словарь-справочник

          СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию… … Философская энциклопедия

          Государство — (лат. imperium, civitas; англ. state) в теории права способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт… … Энциклопедия права

          ГОСУДАРСТВО — I основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. выражает и защищает интересы всего общества и… … Энциклопедия юриста

          государство — 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства … Большой юридический словарь

          Социальное обеспечение — Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

          Государство всеобщего благоденствия — (welfare state) политическая система, при которой специальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий,… … Политология. Словарь.

          Социальное правовое государство — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой… … Элементарные начала общей теории права

          Государство благосостояния — (от англ. The Welfare State государство благосостояния) или «государство всеобщего благо­денствия» (социальное государство) понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов… … Политология. Словарь.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: