Государство продукт договора между людьми о защите их естественных прав

Обновлено: 15.04.2024

37.117. Государство, его функции. Форма государства

Государство — главный институт политической системы, единая политическая организация общества, распространяет власть на все населения на закрепленной территории, имеет аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом.

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Основные теории происхождения государства:

  • теологическая(Августин Блаженный, Фома Аквинский) - государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;
  • классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) - государство - продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;
  • патриархальная (Р. Филмер) - государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
  • договорная (естественно-правовая) (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк) - государство - продукт договора между людьми о защите их естественных прав;
  • теория насилия(Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) - государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Признаки государства:

территориальная организация власти(включает государственную границу и понятие гражданства как принадлежность людей к тому или иному государству);

публичный характер власти(все ее решения претворяются в жизнь, все действия опубликованы, донесены до граждан);

суверенный характер власти(верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях);

принудительность власти(применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений);

исключительное право на законотворчество, создание нормативно-правовой базы;

исключительное право на взимание налогов и эмиссию (выпуск) денег;

обязательность членства в государстве;

государство — собственник ресурсов и средств производства;

наличие государственной символики (герб, гимн, флаг).

Функции государства:

  • политическая (государство является главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов);
  • экономическая (государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике);
  • социальная (осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • идеологическая (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей и др.)
  • участие в разрешении глобальных проблем;
  • обеспечение социальной безопасности;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества;
  • отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Формыгосударства(основныепризнаки,отличительныечерты)

Форма правления

Форма государственно-территориального устройства

Политический режим

Способ организации верховной государственной власти

Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией

Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления

  • Монархия
  1. Абсолютная
  2. Дуалистическая
  3. Парламентская
  • Республика
  1. Президентская
  2. Смешанная
  3. Парламентская
  • Унитарная
  1. Однонациональная
  2. Многонациональная
  • Федеративная
  1. Территориальная
  2. Национальная
  • Конфедеративная
  • Демократический
  • Недемократический
  1. Авторитарный
  2. Тоталитарный

Рассмотрим более подробно основные признаки, отличительные черты по каждому элементу формы государства

Виды монархий и их признаки

Линия сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская (конституционнная)

Принадлежность законодательной власти

Разделена между монархом и парламентом

Осуществление исполнительной власти

Формально – монарх, фактически - правительство

Назначение главы правительства

Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов

Право роспуска парламента

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомендации правительства)

Право вето монарха на решения парламента

Предусмотрено, но не используется

Чрезвычайно-указное законодательство монарха

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия

Иордания, Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды

Формы государственно-территориального устройства

Линии сравнения

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

Сущность формы государственного территориального устройства

Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство

Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии

Конституционные (определяющие) решения

Принимаются высшими органами власти

Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения – с участием субъектов федерации

Принимаются высшими органами власти государств – участников

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства

Право роспуска парламента у президента

Президент имеет право роспуска парламента

Президент имеет право роспуска парламента

Наличие поста премьер-министра

Существует пост премьер-министра

Существует пост премьер-министра

Видыполитическихрежимовиихпризнаки:

План сравнения

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

Непосредственная и представительная

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили

Опора на большинство населения, сознательно поддерживающая ценности режима

Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения

Опора на традиционные социальные институты – бюрократия, армию, церковь

Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей

«Всеобщее государство», осуществляющее полный контроль всех сторон частной и общественной жизни

Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни

Господство одной партии

Правящая партия огосударствлена

Её деятельность ограничена жесткими рамками

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Всё, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

Права и свободы граждан

Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан

Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер

Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина

Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой

Существует единственная обязательная официальная идеология

Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений

Строго подчиняются закону

Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны

Важный элемент государственного аппарата

Взаключенииотметимхарактерныечертыгосударства,какважнейшегополитическогоинститута:

государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества.

любой человек участвует в жизни государства как политической организации.

государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

государство является собственником ресурсов и средств производства.

государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.

государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а, следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.

будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли. В ее истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.

Основные теории происхождения государства

Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) – государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;

Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) – государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;

Патриархальная (Р. Филмер) – государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;

Договорная (естественно-правовая) (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк) – государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав;

Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) – государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.




Наряду с указанными основными признаками государства в современной науке выделяют дополнительные признаки:

язык как средство общения на территории того или иного государства;
– единую оборонную и внешнюю политику,
– единую транспортную, информационную, энергетическую системы и др.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

Формы осуществления функций государстваоднородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.


Государство является главным управляющим центром политической системы общества.

Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни

Государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества.

Любой человек участвует в жизни государства как политической организации.

Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

Государство является собственником ресурсов и средств производства.

Государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.

Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.

Будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

Основные понятия: государство, признаки государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, форма государственно-территориального устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, функции государства.

Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли. В её истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.

Основные теории происхождения государства

Наименование теории (её создатели)

Её сущность

Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин)

Государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов

Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Государство сотворено Богом; правитель подчинён Божественной воле

Патриархальная (Р. Фил мер)

Государство выросло из семьи; подданные относятся к нему как дети к отцу

Договорная (естественно-правовая) (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк)

Государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав

Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович)

Государство создаётся в процессе завоевания для подчинения побеждённых

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Основные признаки государства

Государственная территория — это часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства

Понятие территории государства включает в себя:

  • наземное пространство, ограниченное государственной границей, недра, полезные ископаемые, континентальный шельф, т. е. часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши;
  • водное пространство (реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили);
  • воздушное пространство (воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолёта);
  • экстерриториальная зона (посольства, консульства) и имущество (автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда)

Наличие публичной (государственной) власти

Власть государства является высшей властью. Только оно наделено правом устанавливать общеобязательные нормы, принимать законы для всего населения

Суверенитет государственной власти

верховенство власти по отношению ко всем физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны, исключительное право представлять всё общество, а не его отдельные группы

независимость государственной власти, признание данного государства международным сообществом, осуществление самостоятельной внешней политики, невмешательство других государств во внутренние и внешние дела данного государства

Монополия на легитимное насилие

Только государство обладает законным правом принуждать граждан исполнять принятые государством решения

Специальный аппарат управления обществом

Государственный аппарат (механизм) — система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.

Структура государственного аппарата определяется функциями государства и зависит от тех задач, которые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичная ячейка государственного аппарата — его органы и учреждения.

Государственный аппарат:

составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделённые государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства

имеют юридическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структурно обособлены

государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделённые властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и др. учреждения связи и транспорта)

Система налогов и сборов

Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, финансового обеспечения деятельности государственных учреждений, решения управленческих задач в экономической и социальной сферах общественной жизни

Дополнительные признаки государства

  • Государственная символика (флаг, герб, гимн), позволяющая гражданам выделять своё государство, отличать его от других на визуальном, эмоциональном уровне.
  • Материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др.

Функции государства — основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и назначение.

Классификации функций государства

Основа классификации

Наименование функций

Их содержание

Присущи государству на всех этапах его существования

Ограничены во времени, это обусловлено спецификой задач государства на отдельных исторических этапах, например, функция нейтрализации сопротивления свергнутых классов или партий при смене государственного строя

Выполняются всеми органами государства во взаимодействии, одинаково присущи каждому звену государства

Свойственны лишь отдельным государственным органам

Сферы государственной деятельности (объекты воздействия)

Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества

Выработка и координация государством стратегических направлений развития экономики страны в оптимальном режиме: осуществление налоговой политики, выделение кредитов, использование экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики и др.

Осуществление политической власти: поддержание политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы; обеспечение политической стабильности; установление отношений с компетентными партиями, общественными институтами; выработка программных целей и задач развития общества; регулирование национальных, религиозных отношений

Установление правовых норм и принятие законов; регулирование общественных отношений и поведения граждан

Удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодёжи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности

Адаптация сферы образования к требованиям современности; выработка образовательной политики

Создание условий для удовлетворения культурных запросов людей; формирование высокой духовности, гражданственности

Основные направления деятельности государства на международной арене

— Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами

Установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений; отстаивание собственных национальных интересов

— Участие в решении глобальных проблем

Объединение усилий большинства государств по поддержанию стабильной обстановки на планете

— Обеспечение национальной безопасности

Совершенствование вооружённых сил, повышение их боеспособности и боеготовности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; военное обучение запаса вооружённых сил (резервов); внешняя разведка и контрразведка

— Осуществление защиты граждан, находящихся за пределами государства

Обеспечение государством постоянной поддержки и покровительства своим гражданам

Государство осуществляет свои функции в определённых формах.

Формы осуществления функций государства — однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции

Правовая форма

Организационная форма

разработка и принятие юридических норм, издание нормативных правовых актов

текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.

принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)

оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучётом, статистикой, снабжением и т. д.

контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям

повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных правовых актов и формированием общественного мнения

Государство является главным управляющим центром политической системы общества.

Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни общества:

  • Является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества.
  • Обладает суверенитетом.
  • Располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.
  • Является собственником ресурсов и средств производства.
  • Имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.
  • Любой человек участвует в жизни государства как политической организации

Будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические, образовательные стандарты, выполняет организационные функции и др.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование

Форма правления

Форма государственно-территориального устройства

Политический режим

Способ организации верховной государственной власти

Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закреплённый конституцией

Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления

  • Монархия (от гр. monarchia — единовластие, самодержавие)
  • Республика (от лат. respublica- общественное дело, государство)
  • Унитарное (от фр. unitaire — единый).
  • Федерация (от лат. foedus — союз, договор).
  • Конфедерация (от лат. соп-f oederatio — союз, сообщество)
  • Демократический (от гр. demokratia — власть народа).
  • Тоталитарный (от лат. totaliter — целиком, полностью).
  • Авторитарный (от лат. auctoritas — полная власть, приказание)

Монархия — форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

Признаки всех монархий:

  • Власть монарха наследственна и передаётся в установленном законом порядке.
  • Власть монарха не ограничена сроками полномочий.
  • Монарх обладает внешними атрибутами власти, имеет право на трон, мантию, корону, скипетр, державу и титул.
  • Монарх не несёт ответственности перед народом

Виды монархий и их признаки

Линии сравнения

Абсолютная (неограниченная)

Дуалистическая (от лат. dualis — двойственный)

Ограниченная (парламентская, конституционная)

1. Принадлежность законодательной власти

Разделена между монархом и парламентом

2. Осуществление исполнительной власти

Формально — монарх, фактически — правительство

3. Назначение главы правительства

Формально — монарх, но с учётом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

5. Право роспуска парламента

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомендации правительства)

6. Право veto (от лат. veto — запрещаю) монарха на решения парламента

Предусмотрено, но не используется

7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

8. Примеры современных государств

Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия

Иордания, Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Республика — форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки всех республик:

  • Выборность главы государства.
  • Срок полномочий главы государства ограничен конституцией.
  • Глава государства является обычным государственным служащим, за свою деятельность он получает заработную плату.
  • Глава государства несёт за свою деятельность уголовную или политическую ответственность

Виды республик и их признаки

Линии сравнения

Президентская

Полупрезидентская (смешанная)

Парламентская

1. Порядок избрания президента

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Избирается на заседании парламента

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

3. Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства

4. Право роспуска парламента у президента

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министра

Существует пост премьер-министра

6. Объём полномочий президента

Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несёт за них ответственность

7. Примеры современных государств

США, страны Латинской Америки

Австрия, Россия, Франция

Германия, Индия, Италия, Швейцария

Формы государственно-территориального устройства

Линии сравнения

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

1. Сущность формы государственно-территориального устройства

Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство

Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии

2. Конститутивные (определяющие) решения

Принимаются высшими органами власти

Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации

Принимаются высшими органами власти государств-участников

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром

Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке

Отсутствие единой территории

4. Политическая самостоятельность

Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью

Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью

Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность

Союза и субъектов, верховенство конституции союза

Союзное и субъектов

7. Правовая и судебная системы

Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты

Отсутствие единой правовой и судебной систем

8. Международная деятельность

В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях

Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены

Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объёме

9. Право расторжения договора

Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации

Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке

10. Примеры современных государств

Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония

Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария

Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС)

Унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным.

Унитарное государство

Предоставляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией

Крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их полномочия сильно ограничены

Происхождение государства. Как и другие теоретики естественно-правовой школы. Локк исходит из представления о «естественном состоянии», при котором «всякая власть и всякое право являлись взаимными, никто не имел больше другого», т.е. состоянии, в котором господствовали свобода и равенство – естественные права человека. К естественным правам относилась и собственность (право на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его результаты). Однако в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно разрешать споры, возникающие между людьми (они все-таки возникали). Поэтому в целях обеспечения естественных прав, защиты личности и собственности люди заключили договор об образовании государства, отказавшись в его пользу от некоторых прав. Но государство не может отнять у человека основные права: право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство, сохраняется также право народа на восстание против деспотической власти. Государство обязано их охранять, поскольку естественные права возникли раньше, чем возникло государство. Эти неотчуждаемые права – границы власти и действия государства. Теория Дж. Локка об общественном договоре исходила из принципа, что созданное таким образом государство должно опираться на явное или хотя бы молчаливое согласие людей.

Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Цель государства – общее благо.

Формы государства: демократия, олигархия, монархия (наследственная или выборная). Абсолютная монархия отсутствует, как противоречащая сути общественного договора ставящая короля выше закона. Смена форм, по Локку, - нормальное явление. Но идеальных форм не существует. Каждая из них не застрахована от вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Какую форму Локк считал наилучшей непонятно: однажды он назвал демократию совершенной формой, но не возражал и против конституционной монархии.

Учение о разделении власти.Дж. Локк разделяет государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть – основная (верховная), которая непосредственно вытекает из общественного договора.

Исполнительная власть - реализует на практике решения законодательной власти и осуществляет контроль за их исполнением. Суд – часть исполнительной власти.

Федеративная власть – регулирует отношения с другими государствами. Это, по сути, не что иное, как исполнительная власть в области внешних сношений.

Право.Высшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная, но народ выше закона, поэтому «народ вправе отменить или изменить законы, если найдет, что они противоречат их делу». Следуя идеи естественного права, Локк советует правительству не изобретать законы, а находить их. Именно закон предшествует государству, а не наоборот. Признаки закона: стабильность и долговременность действия, равный для всех (для богатых и бедных), закон создается для блага людей, а не для их подавления.

Дж. Локк считается родоначальником идеи прав человека, ярко проявившейся в Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина времен Великой Французской революции (1789). Дж. Локк считается и основоположником политического либерализма.

Политические и правовые идеи Ш. Л. Монтескье

Основные произведения: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», главное произведение «О духе законов» было включено Папой в Индекс запрещенных книг.

Государство.

Происхождение государства. Ш. Монтескьё, приняв в целом идею «естественного состояния», отверг концепцию, при которой образование государства выводилось из требований естественного права. Более того он не принял и само понятие общественного договора. Возникновение государства он рассматривал как исторически закономерный процесс. По его мнению, государство и право появляются вследствие войн, а не договора. Сам общественный договор он рассматривал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть и, следовательно, вправе без согласия правителей изменить форму государства.

Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие «общего духа нации» (отсюда название его главного труда «О духе законов»). Согласно его учению, на общий дух, нравы, законы нации воздействуют физические и моральные причины.

Физические причины (географические факторы, климат, размеры и положение страны, численность населения и др.) определяют общественную жизнь в период выхода народа из состояния дикости. К примеру, азиатские народы склонны к подчинению, европейцы – к господству.

Моральные причины (принципы политического строя, религия, обычаи, нравственные убеждения и др.) определяют общественную жизнь позднее, с развитием цивилизации. Эти причины воздействуют на общий дух нации сильнее, чем физические.

Форма государства. Выделяет «правильные» и «неправильные» формы. «Правильные»:

· республика, где власть принадлежит всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Основополагающий принцип республики - любовь к отечеству;

· монархия (единоличное правление, опирающееся на закон). Ее основополагающий принцип – честь.

«Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия. Цель любой формы государства – сохранение свободы на основе закона.

Монтескьё обратил внимание на зависимость конкретных форм государства от общего «духа нации» и вслед за античными философами считал, что республика характерна для небольших государств, монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных территорий. Но он сделал одно исключение: республика может существовать и на большой территории, однако при условии, что эта форма государства будет иметь федеративное устройство. Рассмотрев роль конфликтов в государстве с республиканской формой правления, Монтескьё сделал вывод, что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства.

Разделение власти. Выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть - выявляет право и формулирует его в виде положительных законов государства.

Исполнительная власть – предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью.

Судебная власть – точно применяет закон, «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц».

Но это не просто отделение властей друг о друга, а их взаимное сдерживание. Принцип разделения – власть должна принадлежать разным государственным органам. Так, исполнительная власть имеет право вето в отношении решений законодательной, законодательная власть со своей стороны контролирует исполнение законов, привлекает к ответственности министров за их нарушение. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, одного учреждения или одного сословия ведет к злоупотреблению и произволу.

Право. Ш. Монтескьё, опираясь на представления о справедливости, полагал, что естественное право предшествует позитивному, которое есть результат человеческого разума и воплощение справедливости. Кроме того, позитивные законы - результат закономерного воздействия физических и моральных факторов на правотворческий процесс, т.е. закон (дух закона) зависит от климата страны, ее географического положения, формы правления, обычаев, числа людей и пр.

В зависимости от объекта регулирования различает три вида законов: закон наций (относящийся к международным отношениям), закон политический (регулирует отношения правительства и граждан), гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан). При этом подчеркивается, что поведение людей регулируется различными законами: естественным правом, божественным (право религии), церковным (каноническим), международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим государственным правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

Ш.Монтескьё развил учение о разделении власти и ответственности правительства перед парламентом, которое имело большое значение для дальнейшего развития политико-правовой мысли, он является родоначальником географической школы в социологии, к его учению обращались представители исторической школы права, теории насилия, сравнительного правоведения.

Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) родился в Женеве. Отец Жан Жака промотал состояние и дважды высылался из Женевы за нарушение строгих правил кальвинистской морали. Мать умерла при родах. Из-за отсутствия денег Руссо не окончил школу и был отдан в обучение ремесленнику. В 1728 он покинул Женеву, работал по найму, был лакеем, учителем музыки. В 1741 в Париже сблизился с французскими энциклопедистами и вскоре Д. Дидро привлек его к работе над «Энциклопедией» (Руссо является автором нескольких статей по вопросам музыки). В 1762 г. Руссо опубликовал политический трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и роман «Эмиль, или О воспитании», в котором была подвергнута критике современная система воспитания. Эти работы заинтересовали не только общество, но и власти. Опасаясь ареста, Руссо покинул Францию и уехал на родину. Через восемь лет возвратился в Париж, занимался перепиской нот, а остаток жизни провел в деревне, работая над многотомной «Исповедью».

Скончался Руссо в июле 1778 г., а во время якобинской диктатуры в 1794 г. прах его был торжественно перенесен в парижский Пантеон.

Основные произведения: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др. Руссо писал музыку и был родоначальником жанра «комическая опера».

Государство.

Происхождение государства. Естественное состояние Руссо трактует по-новому и делит его на два периода. Первый – состояние дикости, которое продолжается тысячелетия. Во втором – возникает семья, появляются зачатки морали, частная собственность. Именно появление последней порождает конфликты по поводу ее распределения. Но богатые члены общества придумали выход, который вроде бы отвечал интересам всех людей, но на самом деле закреплял их господство: принять соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все. Но такое соглашение - обман. По мнению Руссо необходимо принять подлинный общественный договор, где сувереном будет народ. Развивая идею договорного происхождения государства, Руссо видел в общественном договоре реализацию народного суверенитета и равенства граждан посредством подчинения каждого индивида общей воле, выражающей интересы всего общества.Общая воля,согласно Руссо, отличается от «воли всех». Общая воля выражает общие интересы, воля всех – частные, т.е. является суммой механическим сложением изъявленных воль частных лиц. Воля и право большинства главенствуют над волей и правом личности. Государственные решения должны приниматься на основании всеобщей воли.

Народный суверенитет - ядро учения Руссо. Именно народный суверенитет должен при заключении нового договора заменить суверенитет государства. При переходе к государству человек отчуждает в пользу образуемого суверена (народа) естественные права на защиту своего имущества и своей личности, т.е. народ является сувереном («вся государственная власть исходит от народа»). Но эти изъятые «мнимые» права затем возмещаются гражданину, как члену народа-суверена в виде установленных общественном договором гражданских прав и свобод (т.е. происходит обмен естественного состояния на гражданское). Имущество и личность становятся объектом защиты всего общества. В результате такого договора образуется республика, в которой господствует общая воля. Предел государственной власти определяется общественной пользой. Народный суверенитет имеет два признака: он неотчуждаем и неделим. Все граждане равноправны и выступают одновременно и как законодатели, и как правительство.

Разделение государственной власти на ветви.

Законодательная власть принадлежит народу.

Исполнительная власть принадлежит Правительству (части народа), назначаемому декретом, постановлением народа. Оно приводит в исполнение законы и создается с условием готовности «жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства». Для контроля над Правительством периодически созываются народные собрания, где обсуждаются вопросы: можно ли оставить управление в руках тех лиц, на которых оно возложено, или расторгнуть общественный договор, возвратившись в естественное состояние.

Форма государства.Исследованию форм правления Руссо уделял мало внимания. В зависимости от того, в чьих руках находится исполнительная власть, он традиционно выделял монархию, аристократию и демократию. Обосновывая превосходство республиканского строя над монархическим, считал, что только республика позволяет реализовать принципы демократии, основанной на системе законов, принятых собранием граждан.

Право. Закон – выражение общей воли. Виды законов: политические, гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех» - нравы, обычаи и общественное мнение.

К общественному договору Руссо относил только политические законы. При разработке законов законодатель должен учитывать географические факторы, нравы народа. Но необходимо дождаться зрелости народа, прежде чем подчинять его законам (критиковал Петра I за то, что подверг свой народ «цивилизации чересчур рано»).

Французский просветитель Жан Жак Руссо занимает особое место во французском Просвещении. Влияние его идей, как теоретическое, так и практическое, очень велико. Он подверг сомнению просветительский культ науки и важность прогресса для будущего развития человечества. В отличие от других просветителей Руссо сознавал ограниченность разума, ставя на первое место чувственное начало человека. Некоторые его идеи были воплощены во время Великой Французской революции. Якобинцы считали его своим учителем и оправдывали свою диктатуру его учением о народном суверенитете.

Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли. В ее истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.

Основные теории происхождения государства:

• Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквин-ский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;

• Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;

• Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;

• Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспе-чительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)

2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)

4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)

5. Исключительные права на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег

6. Обязательность членства в государстве

7. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага

8. Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)

1. Политическая — государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов

2. Экономическая - государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)

3. Социальная — осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры

4. Идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации

1. Участие в решении глобальных проблем

2. Обеспечение национальной безопасности

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества

4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Наряду с указанными основными признаками государства в современной науке выделяют дополнительные признаки:

— язык как средство общения на территории того или иного государства;

— единую оборонную и внешнюю политику;

— единую транспортную, информационную, энергетическую системы и др.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

Формы осуществления функций государства — однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства:

1) правовая форма:

- правотворческая форма - разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов;

- правоисполнительная форма - принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);

- правоохранительная форма - контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям;

2) организационная форма:

- организационно-регламентирующая форма - текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.д.;

- организационно-хозяйственная форма - оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.;

- организационно-идеологическая форма - повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения.

Государство является главным управляющим центром политической системы общества.

Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни:

— Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов общества.

— Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,

— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

— Государство является собственником ресурсов и средств производства.

— Государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.

— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.

Будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти.

Виды форм правления:

1) Монархия (отгр. monarchia — единовластие, самодержавие):

- абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия);

- дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал);

- парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция).

2) Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство):

- президентская (Аргентина, Бразилия, США);

- полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция);

- парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария).

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

- унитарное (от фр. unitai-ге — единый);

- федеративное (от лат. f oedus — союз, договор);

- конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

- демократический (от гр. demo-kratia — власть народа);

- тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью);

- авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, влияние).

Виды монархий и их признаки:

1. Принадлежность законодательной власти: абсолютная – монарху; дуалистическая (от лат. duo — два) - разделена между монархом и парламентом; парламентская (конституционная) – парламенту.

2. Осуществление исполнительной власти: абсолютная и дуалистическая – монарх; парламентская (конституционная) - формально — монарх, фактически — правительство.

3. Назначение главы правительства: абсолютная и дуалистическая – монарх; парламентская (конституционная) - формально — монарх, но с учетом парламентских выборов.

4. Ответственность правительства: абсолютная и дуалистическая – перед монархом; парламентская (конституционная) – перед правительством.

5. Право роспуска парламента: абсолютная - (парламент отсутствует); дуалистическая - у монарха (неограниченное); парламентская (конституционная) - у монарха (по рекомендации правительства).

6. Право veto монарха на решения парламента: абсолютная - (парламент отсутствует); дуалистическая - абсолютное veto; парламентская (конституционная) - предусмотрено, но не используется.

7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха: абсолютная - неограниченное (указ монарха имеет силу закона); дуалистическая - только в период между сессиями парламента; парламентская (конституционная) - предусмотрено, но не используется.

8. Современные государства: абсолютная - Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия; дуалистическая -Иордания, Марокко, Непал; парламентская (конституционная) - Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония.

Виды республик и их признаки:

1. Порядок избрания президента: президентская и полупрезидентская (смешанная) - избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь); парламентская - избирается на заседании парламента.

2. Порядок образования правительства: президентская - президент формирует правительство при определенном парламентском контроле; полупрезидентская (смешанная) - правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента; парламентская - правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии.

3. Ответственность правительства: президентская – перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству; полупрезидентская (смешанная) – двойная ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен; парламентская – перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.

4. Право роспуска парламент у президента: президентская – отсутствует; полупрезидентская (смешанная) и парламентская – президент имеет право роспуска парламента.

5. Наличие поста премьер-министра: президентская – отсутствует; полупрезидентская (смешанная) и парламентская – существует пост премьер-министра.

6. Объём полномочий президента: президентская – полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти; полупрезидентская (смешанная) – президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством; парламентская – президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность.

7. Современные государства: президентская – США, страны Латинской Америки; полупрезидентская (смешанная) – Австрия, Россия, Франция; парламентская – Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.

Формы государственно-территориального устройства:

1. Сущность формы государственно-территориального устройства: унитарное государство - единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство; федерация – объединение нескольких территориальных единиц в одно государство; конфедерация - объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.

2. Конститутивные (определяющие) решения: унитарное государство - принимаются высшими органами власти; федерация – принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации; конфедерация – принимаются высшими органами власти государств-участников.

3. Территория: унитарное государство - единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром; федерация – образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке; конфедерация – отсутствие единой территории.

4. Политическая самостоятельность: унитарное государство – административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью; федерация – субъекты обладают определённой политической самостоятельностью; конфедерация – государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.

5. Конституция: унитарное государство – единая; федерация – союза и субъектов, верховенство конституции союза; конфедерация – государств-участников.

6. Гражданство: унитарное государство – единое; федерация – союзное и субъектов; конфедерация – государств-участников.

7. Правовая и судебная системы: унитарное государство – единая; федерация – верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты; конфедерация – отсутствие единой правовой и судебной систем.

8. Международная деятельность: унитарное государство – в полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях; федерация – субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены; конфедерация – государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.

9. Право расторжения договора: федерация – субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации; конфедерация – может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: