Государство право и экономика как социальные институты

Обновлено: 19.04.2024

Государство как социальный институт — основные понятия, характеристика

Изучение государства как социального института занимало и занимает умы философов, социологов, политиков, филологов, политологов, других мыслителей и деятелей науки, поскольку требует глубоких знаний в разных отраслях научных знаний.

По мнению основателя социологии, французского философа Огюста Конта, это конструкция, способная обеспечить согласие и единство в социуме, представляющая для ученого интерес, как работающая функция в ходе социальной интеграции.

Как характеризуют социальные институты?

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Английский философ и социолог Герберт Спенсер, считал их устойчивыми механизмами самостоятельной организации совместной жизни людей, которые превращают асоциальных типов в личностей, способных взаимодействовать, общаться, находить общие интересы, объединяться. Герберт Спенсер обосновал теорию о существовании разных групп социальных институтов, где главенствующую роль играют политические институты (куда он относил и государство), обеспечивающие потребность безопасности (в защите или нападении), что более всего иного объединяет общество.
  2. Английский социолог Энтони Гидденс называл их «скрепы, цементирующие социальную жизнь» — средства обеспечения и организации жизни.
  3. Советский и белорусский ученый, кандидат философских наук А. А. Грицанов поясняет, что это механизмы, обеспечивающие набор социальных отношений и практик людей (некая гарантия, что все стабильно, предсказуемо), возможность упорядочивания общественных взаимодействий, что является преимуществом, если сравнивать с иными общественными структурными элементами.
  4. А. А. Грицанов дает их описание как механизмов, обеспечивающих набор социальных отношений и практик людей.

Доктор филологических наук профессор И. М. Дзялошинский считает, что «именно совокупность базовых институтов, определяющих основные формальные и неформальные нормы и правила жизнедеятельности людей, формирует институциональную матрицу, которая определяет спектр возможных траекторий развития общества».

Выделяют несколько основных социальных институтов, играющих существенную роль. Ученые обращают внимание на формальные институты, в которых урегулированы предписаниями (законами, уставами, правилами и тому подобными нормами) и объем функций, и средства, и методы функционирования. К формальным относится и государство.

Признаки государства, как социального института, примеры

Институт государства охватывает не только политическую, но и другие сферы общественной жизни: идеологическую, социальную, экономическую. Рассматривая государство как социальный институт, советский и российский социолог, доктор социологических наук, Ф. И. Шарков отмечает характерные признаки:

  • установленная цель деятельности;
  • конкретные функции, обеспечивающие достижение цели;
  • ряд социальных статусов и ролей;
  • организация жизни общества;
  • удовлетворение общественных потребностей;
  • политическая власть, применяющая принуждение. Уникальность функции принуждения людей к исполнению соцнорм позволяет отделять от иных формальный социальный институт государства.

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский, также упоминает функцию организации власти, которая невозможна без применения принуждения (ряда ограничений действий граждан) в границах принимаемых законов и норм морали и нравственности.

Ученые акцентируют внимание на осуществлении функций власти, поскольку это однозначный критерий отделения института государства в исторически сформировавшейся системе базовых институтов — регуляторов основных общественных сфер.

А. А. Галкин (советский и российский историк, политолог, доктор исторических наук, профессор), Ф. М. Бурлацкий (советский и российский политолог, журналист, кандидат юридических наук, доктор философских наук, профессор) и другие ученые называли следующие признаки:

  • право на силу;
  • охват всех сфер жизнедеятельности;
  • обязательное членство граждан;
  • территория;
  • независимость;
  • суверенность.

Известен и несколько иной перечень основных признаков:

  • наличие системы органов и учреждений, реализующих функции госвласти;
  • система правовых норм;
  • территория, на которой действует юрисдикция государства.

Примеры признаков государства: институт гражданство, издание нормативно-правовых актов, охрана государственной границы, денежная эмиссия, главенство власти над всеми физическими и юридическими лицами в пределах территории, взимание налогов.

Функции института государства, основные роли, кратко

Социальный институт государства уникален, так как, в отличие от всех других социальных институтов, обладает инструментами не только для добровольного и осознанного сотрудничества людей во имя достижения социально значимых целей, но и принуждения к признаваемой целесообразной и общественно полезной деятельности.

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский указывает, что государство как социально-политический институт обладает монополией:

  • нормировать отношения в обществе;
  • регулировать общественные отношения;
  • разрешать общественные конфликты.

Государство любой страны осуществляет множество необходимых функций:

  • защиты государственного строя;
  • предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;
  • регулирования экономических и других общественных отношений;
  • осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;
  • внешнеполитические функции защиты интересов страны;
  • функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое.

Социальные функции государства:

  • обеспечение единства общества;
  • безопасность общества;
  • гарантия прав и свобод человека;
  • создание условий для экономического роста;
  • обеспечение свободы, независимости и безопасности людей как в границах государства, так и за его пределами.

Структура социального института государства

Социальный институт государства, занимая основное положение в социальной системе, отвечает общим признакам социальных институтов, несмотря на их многообразие.

1. Право и государство. Право и политика. Право и экономика. Право и культура.

2. Ценность права и правовые ценности.

Задания для подготовки к лекции:

Подготовка к лекции связана с повторением студентами пройденного материала, посвященного вопросам происхождения государства и права, понятия и функций государства, форм государства.

Особое внимание важно уделить вопросам потестарного права, историческим формам возникновения и существования права: обычному праву (протоправу), санкционированному обычному праву (правовому обычаю), религиозному праву, судебному праву, законодательному праву.

На основе ранее полученных знаний студентам необходимо проанализировать соотношение права и политики, права и экономики, права и культуры, проблему социальной ценности права.

Лекция 9. Источники (форма) права (2 часа)

План:

1. Понятие источника права. Классификация источников права.

2. Общая характеристика отдельных видов источников права.

3. Нормативно-правовой акт: понятие и конститутивные признаки.

Задания для подготовки к лекции:

Одним из признаков права является его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Изучение данной темы связано с повторением вопросов происхождения государства и права, нормативных регуляторов ранних и переходных обществ, исторических форм возникновения и существования права, понятиях права в различных версиях правопонимания, сущности и социального назначения права.


II СЕМЕСТР (18 часов)

Лекция 10. Норма права (1 час)

План:

1. Понятие нормы права. Логическая структура: общая и отраслевая.

2. Классификация норм права.

3. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

Задания для подготовки к лекции:

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени. Норма права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью.

Студенты при подготовке к лекции по данной теме должны располагать необходимым уровнем знаний, касающихся понятия и признаков права, его внутреннего строения, места и роли права в системе нормативных регуляторов общественных отношений. К составным элементам права относятся: правовые идеи, правовые нормы, правовые ценности, правовые факты. Слушателям важно иметь четкое представление о широком и узком понимании права, объективном и субъективном в праве. Норма права — это первичный элемент системы права. Поэтому при изучении данной темы студентам важно ориентироваться в системе их основных и факультативных признаков.

Лекция 10. Правотворчество. Систематизация права (1 час)

План:

1. Понятие правотворчества. Виды правотворчества.

2. Законотворческий процесс: понятие и стадии.

3. Пределы действия нормативных актов. Систематизация нормативных правовых актов.

Задания для подготовки к лекции:

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество относится к основным функциям государства, поэтому при подготовке к лекции студенты должны повторить пройденный материал, касающийся функций и механизма государства, понятия и признаков права, источников права.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Экономическая и политическая сферы общества представляют собой основу его организации и развития. Государство – социальный институт, определяющий характер общественных отношений в сфере политики. Орудием деятельности государства является политическая власть. Она структурирует общество, его виды деятельности.

Экономика – социальный институт, регулирующий социальные отношения и взаимосвязи в экономической сфере жизни общества. Средством экономического регулирования является собственность. Эффективность деятельности экономической сферы зависит от заинтересованности в высокопроизводительном труде. Эта заинтересованность вытекает из собственности. Возможность распоряжаться собственностью, продуктами и результатами труда по своему усмотрению можно рассматривать как экономическую власть. Она имеет иную природу по сравнению с политической властью и исторически появляется гораздо позже. На первых этапах формирования общества политическая власть имела определяющее значение для отношений собственности, но в дальнейшем их взаимосвязи развивались не одинаково. Можно выделить два типа этих отношений:

Первый тип отношений – нераздельность власти и собственности – характерен для традиционных обществ, «восточной деспотии» и «азиатского типа производства». Его основными чертами являются: отсутствие полноценной частной собственности и ее гарантий; нераздельность собственности и административной власти при преимуществе последней; экономическое и политическое господство бюрократии. В такой системе социальных отношений главным является власть, а собственность играет второстепенное значение. Развитие экономики возможно только через усиление государства и его воздействие на нее.

Второй тип отношений – разделение, противопоставление и установление взаимоотношения власти и собственности – характерен для западного общества, рыночных отношений, демократического строя. Его основной чертой является свободная от государства частная собственность. В условиях экономической свободы может быть обеспечена эффективность хозяйственной деятельности, лучшее распределение ресурсов и большая социальная справедливость. Связь политической власти и собственности в таком обществе осуществляется как деятельность государства по охране собственности посредством законов. Роль государства состоит в установлении и сохранении стабильности общества. Для выполнения этой задачи необходимо с помощью властных рычагов противостоять монополизму, бороться за сохранение конкуренции в обществе и экономике. Выделяют две основные причины возникновения экономической роли государства: 1) государство осуществляет такие экономические функции, необходимые обществу в целом, которые не могут выполняться рынком (фундаментальные исследования в науке, вооруженные силы, органы правопорядка, содержание нетрудоспособных граждан); 2) в условиях ограниченности рыночного саморегулирования на государство возлагаются обязанности поддержания равновесия между спросом и предложением, поддержания на определенном уровне занятости, контроля за объемом денежной массы.

3. Социальные отношения

3. Социальные отношения 3.1. Социальная стратификация и мобильность Под социальной стратификацией (понятие введено социологом П. А. Сорокиным) понимается наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным

Социальные службы

Социальные службы СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического

11. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЭКОНОМИКА

11. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЭКОНОМИКА Государство, право, экономика – социальные институты. Вопрос об их взаимодействии обычно ставится в двух аспектах: 1) в аспекте первичности, т. е. об определяющем влиянии одного из этих факторов на другие; 2) в аспекте роли государства в

12. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

12. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Идея относительной самостоятельности гражданского общества от государства получила развитие в эпоху буржуазных революций. Затем она была развита в немецкой философии, в частности у Г.Ф.

40. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

40. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Социальные организации – это искусственно созданные социальные общества, которые могут считаться также разновидностью социальных институтов. Они устроены на основе иерархической структуры Элементы в структуре

30. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

30. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Социальные взаимодействия представляют собой действия личности, группы, общности, выполняемые в отношении к другим субъектам. Поэтому между ними возникают отношения и связи. Эти связи становятся устойчивыми и длительными, если касаются

Социальные факторы

Социальные факторы Распространено мнение, что поскольку человек – животное общественное, то наша социальная организация действует как своего рода препятствие для дальнейшей физической эволюции, потому что естественному отбору сложнее отбирать индивидов по каким-то

22. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Экономическая и политическая сферы общества представляют собой основу его организации и развития. Государство – социальный институт, определяющий характер общественных отношений в сфере политики. Орудием деятельности государства является политическая власть. Она структурирует общество, его виды деятельности.

Экономика – социальный институт, регулирующий социальные отношения и взаимосвязи в экономической сфере жизни общества. Средством экономического регулирования является собственность. Эффективность деятельности экономической сферы зависит от заинтересованности в высокопроизводительном труде. Эта заинтересованность вытекает из собственности. Возможность распоряжаться собственностью, продуктами и результатами труда по своему усмотрению можно рассматривать как экономическую власть. Она имеет иную природу по сравнению с политической властью и исторически появляется гораздо позже. На первых этапах формирования общества политическая власть имела определяющее значение для отношений собственности, но в дальнейшем их взаимосвязи развивались не одинаково. Можно выделить два типа этих отношений:

Первый тип отношений – нераздельность власти и собственности – характерен для традиционных обществ, «восточной деспотии» и «азиатского типа производства». Его основными чертами являются: отсутствие полноценной частной собственности и ее гарантий; нераздельность собственности и административной власти при преимуществе последней; экономическое и политическое господство бюрократии. В такой системе социальных отношений главным является власть, а собственность играет второстепенное значение. Развитие экономики возможно только через усиление государства и его воздействие на нее.

Второй тип отношений – разделение, противопоставление и установление взаимоотношения власти и собственности – характерен для западного общества, рыночных отношений, демократического строя. Его основной чертой является свободная от государства частная собственность. В условиях экономической свободы может быть обеспечена эффективность хозяйственной деятельности, лучшее распределение ресурсов и большая социальная справедливость. Связь политической власти и собственности в таком обществе осуществляется как деятельность государства по охране собственности посредством законов. Роль государства состоит в установлении и сохранении стабильности общества. Для выполнения этой задачи необходимо с помощью властных рычагов противостоять монополизму, бороться за сохранение конкуренции в обществе и экономике. Выделяют две основные причины возникновения экономической роли государства: 1) государство осуществляет такие экономические функции, необходимые обществу в целом, которые не могут выполняться рынком (фундаментальные исследования в науке, вооруженные силы, органы правопорядка, содержание нетрудоспособных граждан); 2) в условиях ограниченности рыночного саморегулирования на государство возлагаются обязанности поддержания равновесия между спросом и предложением, поддержания на определенном уровне занятости, контроля за объемом денежной массы.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Данная статья будет более полезна в теоретическом плане, нежели в практическом и представляет собой интерес прежде всего для читателей, интересующихся вопросами государства и права как социальными явлениями, которые определяют политические и правовые отношения между гражданами в обществе, решают круг социально-значимых задач как для граждан, так и для политической элиты. Государство и право необходимо рассматривать с общих теоретических позиций, которые раскрывают характеристику данных социальных институтов.

Говоря о государстве, как о сложном социальном явлении, надо отметить, что государство, как таковое, является элементом устройства современного общества, хотя оно уже существовало в далеком прошлом. Первые государства были известны со времен существования древнейших цивилизаций, как восточных, так и западно-европейских, где первые признаки зарождались с момента разделения труда. Известными примерами здесь могут послужить Месопотамия, Македонская империя, Римская республика, Урарту. Государством по сути является политическая организация власти в обществе, находящемся на определенной территории, имеющей свои границы, валюту, атрибуты, включающие флаг, герб и гимн. Государство имеет свои подразделения, имущество, органы управления, армию, бюджет, штат государственных служащих и должностных лиц, также государство теоретически должно обладать суверенитетом. Под суверенитетом следует понимать народ, живущий на определенной территории, имеющий свою власть, которая осуществляется в рамках государственных границ независимо от других государств.

На практике в мировой истории многие государства теряли свой суверенитет, распадались на несколько независимых государств, либо становились колониями, зависящими от метрополий. Яркими примерами являются страны Африки, Южной Америки которые имели зависимость от стран Западной Европы, Китай в свое время был японской колонией, многие восточные страны находились в колониальной зависимости от Великобритании. В современном мире возможно возникновение новых государств в силу геополитических конфликтов, в результате отделения части территории суверенного государства в самостоятельную и независимую путем проведения референдума, с последующем присвоением ей статуса нового государства.

Государство как социально-политическое устройство общества, как привило имеет свою форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Самыми популярными формами правления считаются монархия и республика. Форма государства может меняться от одной к другой в силу особенностей менталитета нации или народа, а также в зависимости от современной политической ситуации. Монархия предполагает наличие единоличного правителя, стоящего у власти, который передает ее по наследству, образуя при этом династию. Монархия может быть абсолютной и ограниченной (либо парламентом, либо на основании конституции). Монархии в свое время были популярны в Европе, странах Востока, но, при этом в современном мире во многих странах до сих пор формально закреплена монархия. Республика предполагает более демократический государственный строй с выборностью органов власти, наличием института президента, принципа разделения властей.

Также, следует упомянуть политический аспект для более точной характеристики государства, который выражается в том, что в мире могут существовать более властные государства, которые показывают себя в качестве империй, захватывая соседние государства, устанавливая над ними контроль, что является проявлением свой власти и влияния. Примеров империй довольно много, в мире некогда была сильна Османская империя, Британская империя, Российская империя, частично СССР можно считать империей. Большинство империй распались по определенным причинам. В настоящее время в мире существует единственная империя мирового масштаба — Соединенные Штаты Америки, которая более менее старается удержать свои имперские позиции.

Касаемо политического режима можно выделить несколько самых распространенных: демократический, авторитарный, тоталитарный режимы. С демократическим режимом все довольно понятно, поскольку данный режим официально установлен в Российской Федерации и был сильно проявлен в 1990-е годы в виду перехода от советского тоталитаризма, однако в последнее время в России сильно наблюдаются черты авторитарного политического режима. Под авторитарным режимом следует понимать всевозможные ограничения прав и свобод человека со стороны государства, частые притеснения определенных граждан, частичный запрет на свободу слова, фальсификации результатов выборов. Тоталитарный политический режим оказывает сильное давление на общество со стороны государства, присутствуют частые нарушения прав человека со стороны государства и организаций, неразвитые механизмы защиты прав в судебном порядке, правоохранительные органы имеют высокую подготовку и часто могут беспокоить граждан, подозревая их в совершении преступления применяя при этом грубое обращение, редко с применение специальных средств, нарушая их права при проведении допроса, и прочих следственных действиях. Часто в государствах с тоталитарным политическим режимом предусмотрена смертная казнь. Яркими примерами здесь являются нацистская Германия, СССР, Кампучия при режиме Пол Пота, который является самым кровавым и антидемократическим за вторую половину XX века.

Государство призвано выполнять определенные функции, обеспечивающие развитие, стабильность и благосостояние общества, что в не всегда совпадает с реальностью. Это в первую очередь военная функция, целью которой является защита своей территории и граждан, а также ведение внешних войн с целью расширения своего влияния, присоединения новых территорий. Государство обязано проводить социальную политику и в связи с этим выполнять социальную функцию, которая заключается в обеспечении граждан различными социальными благами, будь то пенсии по старости, по случаю потери кормильца, предоставление ночлега для бездомных, выплаты пособий на содержание ребенка семьям с одним родителем, налоговые льготы и вычеты малоимущим гражданам и так далее. Государство также осуществляет правоохранительную функцию через систему правоохранительных органов, куда входят органы внутренних дел, противопожарная служба, органы прокуратуры, следствия, судебная система. Правоохранительные органы занимаются предупреждением преступлений и административных правонарушений, защищают граждан от преступных посягательств, осуществляют поимку и задержание преступников, исполняют наказания в исправительных учреждениях и прочее. В целом у государства довольно большое количество функций, и с учетом его состояния они могут добавляться по мере необходимости.

Вторым рассматриваемым социальным явлением является право, которое создается государством. Для начала следует выделить несколько регуляторов общественных отношений, которые по своей природе схожи с правом. К ним относятся: мораль, религия, корпоративные нормы, внутренние правила определенной группы лиц (правила общения в среде молодежной субкультуры, преступной организации и т. д. ). Все названные социальные регуляторы, кроме права, регулируют общественные отношения, но важным отличием права от вышеперечисленных тут является то, что право является общеобязательным для выполнения для всех членов общества независимо от социальной или религиозной принадлежности, должностного положения. Если мораль или религиозное правило можно нарушить, то в случае нарушения нормы права для человека может наступить юридическая ответственность.

Право может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право понимается как совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных государством на основании закона, или иного правового акта (указа, постановления, устава, положения).

Право в объективном смысле делится на отрасли: конституционное (государственное) право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, административное право и т. д. Отрасли права в целом составляют систему, в которой каждая отрасль права регулирует свой круг общественных вопросов.

Право в субъективном смысле понимается как конкретное право (возможность) субъекта (человека либо организации, государства) получить какое-либо материальное или нематериальное благо. Субъективное право может быть предоставлено государством на основании Конституции, а также на основании закона. В России данному вопросу посвящена глава 2 Конституции, в которой содержится весь перечень прав человека, гарантированных в государстве (право на жизнь, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д. ) Право может быть предоставлено на основании договора. К примеру можно привести договор купли-продажи между покупателем и продавцом магазина, по которому покупатель приобретает право собственности на купленную вещь.

Наряду с субъективными правами существуют и обязанности.

Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержит в себе принципы – основополагающие идеи, начала, которые идейно пронизывают всю систему права или ее отдельную отрасль. Примерами принципов права являются: «равенство всех перед законом и судом», «незнание закона не освобождает от ответственности», «презумпция невиновности», «свобода договора», «независимость суда» и так далее.

Важно отметить, что государство и право являются взаимосвязанными социальными институтами, и говоря о политической составляющей, можно определить тот факт, что круг людей, находящихся у власти государства, может по своему усмотрению менять его форму, функции, атрибуты государства в целях удобства управления обществом. К сожалению такая же ситуация обстоит и с правом, поскольку оно в основном исходит из законодательства, которое принимается органами законодательной власти государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: