Государство не может собрать всех запланированных налогов где выход

Обновлено: 27.03.2024

План
История развития налогообложения.
Функции налогов.
Налоговые правоотношения.
Источники налогового права. Налоговый кодекс РФ.
Характер норм налогового права.
Что такое «налог»?
Объекты налоговых правоотношений.
Субъекты налоговых правоотношений.
Налогоплательщики.
Права и обязанности налогоплательщика.
Налоговые органы РФ.
Аудит.
Домашнее задание:
Изучить п. 47, записи в тетради.
Ответить на вопросы самоконтроля.

Повторим:
Признаки государства
Единство
территории
Публичная
власть
Суверенитет
Принятие
законов
Гражданство
Налоги
Символы
государства
Функции
государства
Внешние функции
Внутренние функции
регулирующая
финансовый контроль
охранительная
защита интересов страны
оборона
сотрудничество с др. странами

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоги появились одновременно с появлением государства.
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания.
В Древнем мире и Средневековье налоги – бессистемные платежи, преимущественно в в натуральной форме.
Война, контрибуция и дань с покоренных народов – быстрый способ наполнения казны.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ВТОРОЙ ПЕРИОД
В новое время (конец XVII века) налоги становятся основным источником дохода бюджета многих государств.
Появляются прямые и косвенные налоги.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД
В новейшее время (после Первой мировой войны) появляются современные научно-теоретические воззрения на природу налогообложения.
Налоги приобретают системный и комплексный характер.

ФИСКАЛЬНАЯ
(формируется доходная часть бюджета)
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
(применение налогов как инструментов воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей через налоговые льготы, повышение налоговых ставок)
КОНТРОЛЬНАЯ
(позволяют контролировать деятельность фирм и учитывать доходы граждан)
СОЦИАЛЬНАЯ
(сглаживают неравенство доходов через различные ставки налогообложения и освобождение от налогов социально-незащищенных категорий населения)
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ:
ПООЩРИТЕЛЬНАЯ
(признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом, налоговые льготы Героям Советского Союза и РФ, участникам Великой Отечественной войны)

Что такое налог?
Словарь:
«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц».
Налоговый Кодекс РФ:
«Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях устанавливаемых законодательными актами.

Налоговые правоотношения
Налоговое право – отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по уплате налогов и сборов, а также связанные с ними отношения..
Предмет налогового права - установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов (материальные ценности, полученные законным путём) в бюджет.
Источники налогового права: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, другие подзаконные акты, законы субъектов РФ, решения местных органов власти.
Характер норм налогового права:
ПУБЛИЧНЫЕ
Носят характер власти и подчинения.
ИМПЕРАТИВНЫЕ (ОБЯЗЫВАЮЩИЕ)
Обязательны, не допускают выбора.

Налоговый кодекс РФ - основной источник налогового права:
устанавливает права и обязанности субъектов налогового права
определяет виды налогов и сборов
устанавливает ответственность за налоговые нарушения
определяет формы и методы налогового контроля

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «"Гугл" – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого "на мои налоги", источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Каждый работник в РФ отдаёт часть зарплаты государству в виде НДФЛ. Кроме того, каждый работодатель перечисляет за своих сотрудников страховые взносы. И частый вопрос, который интересует граждан: на что идут эти средства? Куда поступают деньги, которые перечисляют работодатели за сотрудников?

Предлагаем в этой статье разобраться с особенностями уплаты НДФЛ и страховых взносов и понять, какая в этом польза для обычных граждан.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 224 НК РФ , установлено пять видов ставок по НДФЛ — 9, 13, 15, 30, 35%. НДФЛ должен платить каждый человек, который получил доход. НДФЛ в размере 13% от зарплаты за работника платит работодатель, выступая его налоговым агентом. Если человек выиграл в лотерею сумму более 5000 руб., то ему придётся самостоятельно заполнить налоговую декларацию и уплатить НДФЛ в размере 35%.

НДФЛ, уплаченный по ставке 13%, можно уменьшить, получив налоговый вычет. Стандартный налоговый вычет могут получать участники боевых действий, инвалиды, работники, у которых есть дети, и другие категории граждан, указанные в НК РФ . Налоговый вычет можно получить, если человек потратил деньги на собственное обучение или обучение ребёнка, на лечение, покупку недвижимости или открыл индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС).

В гл. 23 НК РФ отражены правила начисления и уплаты НДФЛ.

Все налоговые вычеты для физических лиц

Куда идёт НДФЛ?

НДФЛ обязателен к уплате на территории всей России и, согласно ст. 56 и 61 БК РФ , поступает налог в региональный (85%) и местный бюджет (15%). То есть НДФЛ не уходит в федеральный бюджет, а остаётся в региональном и частично в местном. НДФЛ, который уплатил за вас работодатель, останется в этом регионе и пойдёт на его нужды: благоустройство области, города, работу больниц, социальное обеспечение и прочее.

Где посмотреть, на что уходят налоги?

Согласно БК РФ , кроме федерального бюджета, каждый регион, район и город самостоятельно утверждает свой бюджет на основании полученных доходов и планируемых расходов.

В России каждый гражданин может в свободном доступе посмотреть информацию не только о федеральном бюджете, но и о том, сколько налогов было собрано за определённый период и какие расходы планируются региональным и местным бюджетами.

Например, на портале правительства Москвы «Открытый бюджет» можно посмотреть информацию о бюджете столицы на 2021 г. и плановый на 2022 и 2023 г.

В 2021 г. общие доходы бюджета Москвы составили 2,6 трлн руб., из них наибольшую часть (около 46%) составляет НДФЛ.

Структура доходов бюджета Москвы, %

Рис. 1. Источник: портал правительства Москвы «Открытый бюджет»

Расходы бюджета Москвы по итогам 2021 г. составили 3,1 трлн руб. Это означает, что бюджет находится в дефиците. Основными статьями расходов бюджета Москвы является развитие транспортной системы (20,3%), социальная поддержка жителей (18,1%) и прочие программы (19,5%).

Структура расходов бюджета Москвы, %

Рис. 2. Источник: портал правительства Москвы «Открытый бюджет»

Рассмотрим детальнее государственные программы, на которые расходуются бюджетные деньги, собранные за счёт НДФЛ. Кроме развития транспортной системы и социальной поддержки москвичей, существенную часть расходов составляет развитие здравоохранения и образования в Москве.

Государственные программы Москвы, млрд руб.

Рис. 3. Источник: портал правительства Москвы «Открытый бюджет»

Таким же образом можно рассмотреть каждую государственную программу. Например, существенную часть в расходах на здравоохранение составляют расходы на совершенствование оказания скорой медицинской помощи.

Вызывая скорую помощь, оснащённую высокотехнологичным оборудованием, человек может быть уверен, что оборудование закуплено в том числе и на его НДФЛ.

Структура расходов на развитие здравоохранения города Москвы, %

Рис. 4. Источник: портал правительства Москвы «Открытый бюджет»

Граждане из других субъектов РФ и городов могут посмотреть информацию о бюджете на сайтах региональных или местных органов самоуправления.

Страховые взносы

Кроме НДФЛ, работодатель обязан уплачивать за каждого работника страховые взносы:

    взносы на пенсионное страхование — в размере 22% (+10% в случае, если доходы сотрудника выше установленной предельной величины базы);

Страховые взносы, в отличие от НДФЛ, рассчитываются с зарплаты и прочих выплат работникам (премии, отпускные, компенсации, материальная помощь более 4000 руб., командировочные). Некоторые плательщики страховых взносов могут использовать пониженные тарифы, согласно ст. 427 НК РФ .

Порядок уплаты и размер страховых взносов регулирует ст. 34 НК РФ , а также ряд федеральных законов об обязательном социальном, пенсионном и медицинском страховании.

Зачем нужны страховые взносы?

Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование уплачиваются в ИФНС по месту нахождения организации, а страховые взносы на травматизм платятся в Фонд социального страхования. Затем взносы на пенсионное страхование поступают в Пенсионный фонд России, на социальное и медицинское страхование — в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы платятся за сотрудника на обеспечение следующих социальных гарантий:

    взносы на пенсионное страхование обеспечивают пенсии;

На портале «Госуслуги» каждый человек может узнать о состоянии своего лицевого счёта в ПФР.

Рис. 5. Источник: портал государственных услуг РФ

Кто получает выгоду от уплаты налогов?

В общей сложности работодатель перечисляет за каждого работника более 43% (30% + 13%). При этом в абсолютном выражении, чем больше у человека заработная плата, тем больше сумма его отчислений. Если ощутить выгоду от уплаты НДФЛ сложнее, так как он поступает в бюджет и потом распределяется на общие нужды города или региона, то страховые взносы платятся конкретно за сотрудника на его обеспечение. Операцию в больнице по полису ОМС, пенсию, больничные и декретные обеспечивают страховые взносы. Но и отчисления НДФЛ нельзя недооценивать. Прогуливаясь по новому парку с детской и спортивной площадкой, отправляя ребёнка каждый день в школу или вызывая участкового, чтобы сообщить о краже, не все задумываются, что всё это доступно за счёт налоговых отчислений. Сокрытие налогов может привести к уменьшению доходов бюджета, что отразится на благосостоянии региона, города или района. Поэтому, не пряча зарплату в конвертах и уплачивая НДФЛ, не стоит воспринимать это как подарок государству, эти отчисления вернутся вам в виде бесплатных социальных благ.

Чтобы «Открытый журнал» день ото дня становился лучше, нам важно знать ваше мнение о нём. Делитесь впечатлениями, предложениями, пожеланиями, задавайте вопросы – форма обратной связи существует именно для того, чтобы мы постоянно находились в диалоге с читателями!

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

1 сентября в рамках просветительского марафона «Новое знание» мэр Москвы Сергей Собянин в ответ на нарастающее недовольство жителей регионов в отношении Москвы, которая, по их мнению, живёт за счёт регионов, заявил , что на самом деле всё обстоит иначе. Москва является крупнейшим донором для регионов. Ведь только за 2020 г. столица пополнила государственные внебюджетные фонды на 2,9 трлн руб. Причём около половины собранных средств было потрачено на выплату пенсий и медицинское обеспечение жителей других регионов.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Право. 10–11 класс. Профильный уровень

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Учебник по курсу «Право», предназначенный для профильного уровня, состоит из 12 глав и 70 параграфов. В первых двух главах рассмотрены ключевые вопросы истории и теории государства и права. Особое внимание уделено истории и общей характеристике современного состояния права Российской Федерации, а также вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. Последующие девять глав представляют собой систематический обзор важнейших отраслей российского права: конституционного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава посвящена правам и свободам человека. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Завершает учебник глава о правовой культуре общества и личности.

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень важны дополнительные и методические материалы, помещенные после параграфов, объединенные в рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда совпадают с точкой зрения автора.

«Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию». В этой рубрике даны практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они связаны с темой параграфа. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Темы для рефератов и обсуждения завершают каждый параграф.

В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать реферат.

Предлагаемый учебник адресован в первую очередь учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, изучающим курс «Право» на профильном уровне. Вместе с тем он может быть полезен для тех старшеклассников, знакомство которых с проблемами политики, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом или профильном уровне.

Из истории государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: