Государство которое совершило захват пиратского судна обязано

Обновлено: 18.04.2024

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, которая вступила в силу с 16 ноября 1994 года, все государства в максимально возможной степени обязаны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, которая вступила в силу с 16 ноября 1994 года, все государства в максимально возможной степени обязаны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

Согласно западным статистическим данным, около 90% пиратских акций на море происходят в акваториях, прилегающих к развивающимся странам, правительственные структуры которых (в том числе правоохранительные, разведывательные и дипломатические) оказываются неэффективными, слабо финансируемыми и некомпетентными в борьбе с морским терроризмом.

Согласованные действия патрульных сил ВМС стран самого опасного морского региона - Юго-Восточной Азии, на практике выражаются лишь в ограниченном обмене разведывательной информацией и обсуждении проблемы на региональных конференциях различного уровня. Тем не менее со стороны правительств стран региона предпринимаются некоторые антипиратские меры. В конце 2005 года представители Японии, Сингапура, Камбоджи и Лаоса подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии». Морская полиция Малайзии усилила контроль над обстановкой в Малаккском проливе и взаимодействие с соответствующими службами Индонезии. ВМС Филиппин приступили к регулярному патрулированию в акватории архипелага Сулу. Япония направила два патрульных самолета для борьбы с пиратами, нападающими на японские суда в водах Юго-Восточной Азии.

В 1991 году Международной торговой палатой в малазийской столице Куала-Лумпур был создан Центр по борьбе с пиратством. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти страны постоянно проводят морские учения по борьбе с морскими грабителями.

Вместе с тем, большинство стран региона не допускают иностранные военные корабли в свои территориальные воды.

Некоторые случаи силовых действий в отношении морских пиратов.

Первый известный случай, когда официальным властям удалось отбить у пиратов захваченное судно, произошел в ноябре 1999 года в Арабском море, когда индийский корвет Prahar, применив силу, освободил ранее захваченное пиратами грузовое судно Alondra Rainbow. После 12 дней преследования корвет с помощью двух самолетов‑разведчиков и патрульных катеров индийской береговой охраны обезвредил пиратов и возвратил похищенное судно владельцу.

18 марта 2006 года у берегов Сомали произошла перестрелка между двумя кораблями ВМС США ‑ ракетным крейсером «Кейп Сент‑Джордж» и ракетным эсминцем «Гонсалес», и пиратским судном. Первыми открыло огонь пиратское судно после того, как американский патруль подал сигнал о намерении проверить показавшуюся подозрительной лодку. В результате этого инцидента один пират был убит и еще пять человек получили ранения.

4 апреля 2008 года у побережья Сомали в Аденском заливе пираты захватили французскую яхту "Ле Понан" с командой 32 человека, потребовав крупный выкуп. В свою очередь Франция начала подготовку масштабной операции по силовому освобождению команды "Ле Понан". Решение французских военных поддержало правительство Сомали, которое позволила им зайти в территориальные воды.

Спецоперация началась 11 апреля после того, как пираты получили выкуп и освободили экипаж. Спецназовцы ВМС, а также бойцы элитного антитеррористического подразделения французской жандармерии десантировались с воздуха на военные корабли.

К тому моменту, когда военные прибыли на место происшествия, пираты пытались пересесть в заранее подогнанные грузовики. Однако их начали преследовать вертолеты, поднятые с французских кораблей. Военным удалось прострелить двигатель автомобиля, после чего захватчиков, увозивших часть выкупа, задержали.

Захваченное в Аденском заливе 21 апреля 2008 года дубайское судно "Аль‑Каледж" отбили вооруженные силы полуавтономного сомалийского региона Путленда. Армия предприняла штурм судна. Все заложники были освобождены, пираты арестованы. В перестрелке пострадали три человека.

В этот же день, 21 апреля, пираты на быстроходном катере попытались захватить японский танкер "Такаяма", следовавший из Южной Кореи в Саудовскую Аравию. Танкер спас находившийся в 90 километрах от места событий немецкий фрегат "Эмден", патрулирующий воды Аденского залива в рамках антитеррористической операции Enduring Freedom. Получив сигнал бедствия с "Такаямы", "Эмден" немедленно направился к месту происшествия, одновременно выслав вперед палубный вертолет. Одного появления вертолета и фрегата было достаточно, чтобы пираты обратились в бегство.

Государства - Стороны настоящей Конвенции,

желая кодифицировать постановления международного права, касающиеся открытого моря,

признавая, что заседавшая в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 года Конференция Объединенных Наций по вопросам морского права приняла нижеследующие постановления как носящие общий характер декларации установленных принципов международного права,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Слова "открытое море" означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.

Статья 2

Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Свобода открытого моря осуществляется в условиях, определяемых настоящими статьями и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных, так и для неприбрежных государств:

1) свободу судоходства,

2) свободу рыболовства,

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы,

4) свободу летать над открытым морем.

Все государства осуществляют эти свободы, равно как и другие свободы, признанные в соответствии с общими принципами международного права, разумно учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Статья 3

1. Государства, не имеющие морского берега, для того чтобы пользоваться свободой морей на равных правах с прибрежными государствами, должны иметь свободный доступ к морю. Для этой цели государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, по общему соглашению с этим последним и в соответствии с существующими международными конвенциями предоставляют:

а) государству, не имеющему морского берега, на основе взаимности, свободный путь через свою территорию и

б) судам, плавающим под флагом этого государства, на условиях равенства со своими судами или судами других государств, доступ к морским портам и использованию этих портов.

2. Государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, решают по общему соглашению с этим последним и с учетом прав прибрежного государства или государства, через территорию которого совершается транзит, а также особых условий, в которых находится государство, не имеющее морского берега, все вопросы, относящиеся к свободе транзита и равенства в пользовании портами, если такие государства не являются уже сторонами действующих международных конвенций.

Статья 4

Каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или нет, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Статья 5

1. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Между данным государством и данным судном должна существовать реальная связь; в частности, государство должно эффективно осуществлять в области технической, административной и социальной свою юрисдикцию и свой контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство выдает судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом, соответствующие документы.

Статья 6

1. Суда должны плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящих статьях, подчиняются его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода собственности или изменения регистрации.

2. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Статья 7

Постановления предыдущих статей не затрагивают вопроса о судах, состоящих на официальной службе какой-либо межправительственной организации и плавающих под флагом этой организации.

Статья 8

1. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

2. В настоящих статьях слова "военный корабль" означают судно, принадлежащее к военно-морским силам какого-либо государства и имеющие внешние знаки, отличающие военные корабли его национальности, находящиеся под командой офицера, состоящего на государственной службе, имя которого занесено в список офицеров военно-морского флота, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Статья 9

Суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой правительственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции государств, не являющихся государством флага.

Статья 10

1. Каждое государство обязано принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море судов, плавающих под его флагом, в частности, в том, что касается:

а) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения,

б) комплектования и условий труда экипажей судов, с учетом подлежащих применению международных актов, касающихся вопросов труда,

с) конструкции, оснащения судов и их мореходных качеств.

2. Предписывая эти меры, государство обязано соблюдать общепринятые международные нормы и предпринимать все необходимые меры для обеспечения их соблюдения.

Статья 11

1. В случае столкновения или какого-либо другого происшествия с судном при плавании в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица на службе судна, какое-либо уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является.

2. В области дисциплинарной ответственности государство, которое выдало диплом судоводителя или свидетельство о квалификации, является единственно компетентным для того, чтобы, после должной процедуры, отобрать эти документы даже в том случае, если их владелец не является гражданином государства, их выдавшего.

3. Ни арест, ни задержание этого судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Статья 12

1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

а) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель,

б) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать,

с) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, поскольку это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

2. Все прибрежные государства должны способствовать организации и содержанию соответствующей эффективной спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также заключать с этой целью в необходимых случаях региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами.

Статья 13

Каждое государство обязано принимать эффективные меры против перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, и налагать наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало,ipso facto свободен.

Статья 14

Все государства обязаны содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

Статья 15

Любое из перечисленных ниже действий является пиратством:

1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный

а) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту,

б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;

2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом,

3) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в пунктах 1 или 2 настоящей статьи.

Статья 16

Пиратские действия, определяемые в статье 15, которые совершаются военным судном или государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил власть над этим судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном.

Статья 17

Судно или летательный аппарат считаются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения действий, предусматриваемых в статье 15. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.

Статья 18

Судно или летательный аппарат может сохранять свою национальность, несмотря на то, что они стали пиратским судном или пиратским летательным аппаратом. Сохранение или утрата национальности определяется законом того государства, которым она была предоставлена.

Статья 19

В открытом море или в любом другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц.

Статья 20

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за всякий вред и всякие убытки, причиненные захватом.

Статья 21

Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или другими судами или летательными аппаратами, состоящими на правительственной службе и на то уполномоченными.

Статья 22

1. За исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший иностранное торговое судно в открытом море, не вправе подвергать его осмотру, если нет достаточных оснований подозревать,

а) что это судно занимается пиратством, или

б) что это судно занимается работорговлей, или

с) что, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

2. В случаях, предусматриваемых в пунктах "а", "б", и "с", военный корабль может произвести проверку судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейшее обследование на борту этого судна, со всей возможной осмотрительностью.

3. Если подозрения оказываются ошибочными, причем осмотренное судно не совершило никаких действий, которые давали бы для этих подозрений основание, ему должны быть возмещены причиненные вред и убытки.

Статья 23

1. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, определенной в статье 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

2. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или в территориальное море какого-либо третьего государства.

3. Преследование считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно или одна из его шлюпок или другие шлюпки, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находятся в пределах территориального моря или, в соответствующих случаях, в прилежащей зоне. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей соответствующему судну его увидеть или услышать.

4. Право преследования может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или же другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и специально на то уполномоченными.

5. В случае преследования летательным аппаратом

а) постановления пунктов с 1 по 3 настоящей статьи применяются mutatis mutandis и в отношении этого способа преследования;

б) летательный аппарат, отдающий приказ об остановке, должен сам активно преследовать судно, пока какое-либо судно или какой-либо летательный аппарат прибрежного государства, предупрежденный летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы продолжать преследование, если только летательный аппарат не может сам задержать судно. Чтобы обосновать задержание какого-либо судна в открытом море, недостаточно только того, чтобы оно было просто замечено летательным аппаратом, как совершившее нарушение или как подозреваемое в совершении нарушения, если только одновременно оно не получило требования остановиться и не было преследуемо самим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами или судами, продолжающими непрерывное преследование.

Вешать пиратов на реях нельзя судить

В последние недели закончились два процесса по делам о пиратстве. В США в конце ноября суд Норфолка (штат Вирджиния) приговорил сомалийца Джаму Айдел Ибрахима (Jama Idle Ibrahim) к 30 годам тюремного заключения за участие в нападении на военный корабль США у берегов Сомали, а 3 декабря Мосгорсуд приговорил к 3 годам исправительной колонии строгого режима латыша Сергейса Демченко, который участвовал в подготовке к захвату пиратами сухогруза Arctic Sea. Но пиратов не всегда судят. 6 мая 2010 года, например, после штурма захваченного пиратами танкера "Московский университет" десантной группой с российского военного корабля "Маршал Шапошников" 10 пиратов были захвачены, а затем, согласно официальной версии, их "отпустили" в открытом море.

Придуманный нами аналог знаменитого крылатого выражения "Казнить нельзя помиловать", вынесенный в заголовок этого интервью, стал символом ситуаций, когда одинаково логичным кажутся прямо противоположные решения. Похоже, сегодня и общественность, и власти многих государств озадачены: как понимать международно-правовые акты о пиратах?

Пиратов – этих hostes humani generis, то есть "врагов рода человеческого" — раньше уничтожали прямо в море, вешали на реях, дабы другим морским разбойникам неповадно было. А сегодня в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года ничего не говорится о казни пиратов, только о том, что их можно арестовать. А после ареста? Охранять, кормить в долгом морском переходе домой? А если на военном корабле нет ни одной лишней каюты? И как этих арестованных пиратов потом передать местным судебным учреждениям, преодолевая бюрократические препятствия? Передать без всяких оснований, без паспортов, без фамилий… Нынешний морской офицер — России, Франции, Великобритании – позавидует своему коллеге XVIII–XIX веков: за уничтоженного в море пирата того офицера ждала государственная награда. А современный военный моряк, имея несравненно лучшее вооружение, зачастую толком и не знает, что ему делать с пиратом.

На эти и другие вопросы корреспонденту "Право.Ru" Ярославу Николаеву ответил член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве России, завкафедрой международного права МГИМО МИД России, д.ю.н., профессор Александр Вылегжанин.

- Александр Николаевич, так что, согласно международному праву, сегодня уже нельзя вешать пиратов на реях, образно выражаясь? Захватившее пиратов государство обязано их судить?

- Не обязано. Любое государство может захватить пиратское судно. Любое государство может арестовать пиратов. Но, повторю, судить не обязано. Международное право предусматривает обязательство государств сотрудничать "в пресечении пиратства". Вот это – обязательство. А пресекать пиратство можно не только посредством ареста. Можно, например, и применением оружия на поражение, что не запрещено международным правом.


- Но в Конвенции 1982 г. об этом, кажется, ничего не говорится…

- Не говорится. Но действующее международное право состоит не только из этой конвенции. И не только из женевской Конвенции об открытом море 1958 года, в которой тоже есть положения о пресечении пиратства (и тоже не весьма детальные). Есть еще обычные нормы международного права, и реальность состоит в том, что они-то как раз ориентируют, прежде всего, на силовое решение вопроса.

Обычно-правовые источники международного права составляют его стержень, и их значение оценивается Международным судом ООН, например, выше, чем значение договорных норм. Суд как-то подчеркнул, что нормы конвенционные, нормы международных договоров могут применяться только на фоне и в контексте международного обычного права.

Формируются обычные нормы международного права в повторяющейся практике государств, в их убеждении, что следование такой практике – это правило. А выявляет такие обычные нормы прежде всего Международный суд ООН.

- И какова практика борьбы государств с пиратами?

- Достаточно солидная. Сошлюсь на несколько ее обобщений. Английский юрист Дженкинс еще в 17 веке отмечал, что цивилизованные государства исходят из того, что "все пираты находятся вне закона". Поэтому каждое государство "управомочено подавить и искоренить их". Наш соотечественник, профессор Военно-юридической академии Н.Коркунов в XIX веке дал характеристику пиратства — со времен Цицерона и Помпея. В том же XIX веке в одном из судебных решений было предусмотрено, что "по отношению к пиратам всегда действуют чрезвычайные права войны".

Именно "чрезвычайные". Они диктуют жесткость, в том числе и в силовых действиях против пиратов в море. И — если пират арестован и судим — также и при установлении наказания судом уже на берегу. Кстати, Комиссия международного права ООН (КМП) в 1956 году в проекте статей по морскому праву включила в том числе и статью относительно пиратства. В своем комментарии к соответствующей статье, касающейся пиратства, КМП подчеркнула, что наказание устанавливает то государство, которое захватило пиратов. При этом "комиссия не нашла необходимым входить в подробности, относящиеся к вопросам о наказании".

Еще раз отмечу: для пресечения пиратства имеется широкая международно-правовая основа, состоящая из обычных и договорных норм. Другой вопрос, что далеко не все государства имеют четкие, единые руководства для командиров военных кораблей, которые по определению должны быть готовы к пресечению пиратства. Командир корабля не обязан копаться в судебных решениях, выявляя обычные нормы или уясняя суть договорных клаузул. У него – вооружение, личный состав, механизмы корабля, то есть ответственность другого рода. Поэтому я считаю, что задача сегодня состоит в сильных ведомственных грамотных инициативах для того, чтобы создать понятное простое руководство для командиров военных кораблей. У США такое руководство, кстати, есть, и неплохое.

- Насколько совершенен международно-правовой режим преследования пиратов на сегодня? Ведь многие эксперты сходятся во мнении, что налицо несовершенство Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и иных международных договоров, в той их части, которая определяет методы борьбы с пиратством. Как Вы это прокомментируете?

- Мнения юристов, как и мнения врачей, могут, конечно, различаться. Отмечу лишь, что юристов-международников в нашей стране готовит более 60 лет только МГИМО, а юристов, специализирующихся на национальном праве — множество вузов. А специализация — международное или национальное право — важна для профессионального роста. Впрочем, востребована и более узкая специализация.


Теперь по сути вопроса. Я не вижу в этой части несовершенства Конвенции 1982 г. Другой вопрос — корректное толкование конвенционных положений. Оно мыслимо только на фоне общего международного права, в контексте его.

- Насколько необходимо создание Международного трибунала для суда над пиратами? Президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию 30 ноября упомянул о российской инициативе создания такого трибунала. Как бы вы могли прокомментировать эту инициативу России?

- Инициатива востребована реалиями. Достаточно напомнить о вреде для международного сообщества, наносимым пиратами у берегов Сомали. Действительно, если международное право предусматривает обязательство государств сотрудничать в пресечении пиратства, если предусмотрено право любого государства захватить пиратское судно, арестовать находящихся на этом судне лиц и имущество, то логично предусмотреть и специализированный международный механизм отправления правосудия над пиратами.

Позиции ряда государств в отношении этой идеи сдержанные. Во-первых, Конвенция 1982 г. говорит только о "судебных учреждениях того государства, которое совершило" захват пиратского судна. То есть о национальных судебных учреждениях, а не о международных. Во-вторых, не все созданные в последние годы международные судебные учреждения снискали себе авторитет и позитивную оценку в глазах международного сообщества. Стоит напомнить хотя бы о спорной беспристрастности трибунала по бывшей Югославии. В-третьих, в последнее время много говорится о фрагментации международного судопроизводства, тенденции к размыванию целостности применения международного права многими судебными и арбитражными органами. На сегодня самое приемлемое – это национальные судебные учреждения.

- Генсек ООН Пан Ги Мун недавно предложил несколько мер по борьбе с пиратством, среди которых — размещение сомалийского судебного органа, применяющего право этой страны, на территории какого-либо третьего государства в регионе, а также создание специальных палат в рамках национальных судебных систем одного или нескольких государств для проведения судебных расследований актов пиратства. Каково Ваше мнение относительно этих предложений?

- По общему правилу, одно государство-суверен не может осуществлять властные – в том числе и судебные - полномочия на территории другого государства-суверена. В силу этого данное предложение нельзя считать юридически проработанным. Да и здравость смысла этого предложения не очень проявляется. Более того, такая мера может только усугубить ситуацию в Сомали.

Что касается "специальных палат", то оценивать надо не термин, который, кстати, не новый, а содержание того механизма, который предлагается. Но содержание-то пока не ясно. Поэтому нечего здесь и оценивать.

- Могли бы Вы сказать о наиболее важных направления усовершенствования международно-правовых основ пресечения пиратства?

- Наиболее перспективным мне представляется мнение о совершенствовании региональных составляющих международно-правовых механизмов борьбы с пиратами. Это может оказаться эффективнее попыток все решить на глобальном уровне. Мы все пытаемся решить на глобальном уровне, но, к примеру, ситуация восточнее Африканского Рога в корне отличается от состояния вещей в Севморпути, и то, что годится здесь, совершенно не годится там. Салтыков-Щедрин писал, что нельзя издавать указ сеять всем чечевицу. Где-то чечевица, а где-то пусть другое что-то растят.


Возможности регионального уровня праворегулирования не используются сегодня в достаточной мере.

Кроме того, плодотворна мысль о толковых совместных мерах государств по выявлению финансовых "схем питания" современного пиратства, то есть их финансирования, о внедрении агентов спецслужб в их верхний эшелон и последующем "обесточивании", то есть лишении их финансовых ресурсов.

- С точки зрения Конвенции ООН по морскому праву бороться с пиратами имеют право только корабли ВМС, а не торговые суда. Само наличие на борту "торговца" вооруженных людей или стрелкового оружия незаконно. Справедливо ли это в нынешних условиях?

- Такое право имеют не только военные корабли или военные летательные аппараты, но и иные суда или аппараты, которые могут быть опознаны как состоящие на правительственной службе и уполномоченные осуществлять захват пиратств. Почему это уточнение важно? К военным кораблям не относятся, к примеру, суда береговой охраны, полиции и т.п., но их можно опознать как состоящие на правительственной службе. И они тоже имеют право активно действовать против пиратов.

Правильно ли то, что торговые суда не уполномочены захватывать пиратские суда? А где альтернатива? Вооружить частновладельческие торговые суда с тем, чтобы уполномочить их осуществлять захват пиратских судов – это открыть ящик Пандоры.

Но не надо путать! То, что по международному праву торговые суда не уполномочены осуществлять захват пиратских судов, не означает, что они не вправе противодействовать пиратам, в том числе и с применением оружия. Международное право не запрещает нахождение на борту торгового судна "вооруженных людей или стрелкового оружия". Не секрет, что в советское время капитаны государственных судов имели оружие на борту. В порядке самообороны торговое судно может сделать с пиратами все, что может, и если на его борту есть оружие, то оно вправе применить оружие против пиратов, в этом и суть пресечения пиратства.

Всегда к пиратам отношение было более суровое, чем, скажем, к разбойникам на дороге, на суше, на тверди. Почему? Потому что мировой океан — это морская пучина, таящая в себе опасности, и мореплаватели по определению подвергаются серьезному риску, связанному с естеством океана. Цунами, айсберг… Много чего неизвестного таит в себе океан. А тут еще появляются те, кто препятствует развитию морских коммуникаций. Поэтому думаю, что здесь каких-то поблажек, снисхождений пираты уж точно не заслуживают.

Враги рода человеческого

БПК "Адмирал Пантелеев" пришел в Аденский залив на смену другому большому противолодочному кораблю ТОФ — "Адмиралу Виноградову", который в составе отряда кораблей ВМФ России выполнил проводку 12 караванов в составе 54 торговых судов из 17 стран мира, предотвратил серию нападений на гражданские суда.

В борьбе с морскими пиратами в Аденском заливе в настоящее время участвуют корабли военно-морских сил более чем полутора десятка государств, входящих в Евросоюз и в блок НАТО. Участие кораблей — "адмиралов" ТОФ ("Адмирал Спиридонов", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Пантелеев" и "Адмирал Трибуц") в международных миссиях по поддержке благоприятного режима судоходства в различных районах Мирового океана имеет богатую историю. Автор этих строк в 1992-1993 году был участником похода БПК Тихоокеанского флота "Адмирал Трибуц" в Персидский залив, а на обратном пути во Владивосток на борту танкера "Илим" вместе с командой судна подвергся пиратской атаке в Южно-Китайском море. Но об этом несколько ниже…

Hostis humani generis

Пираты в веках объявлены hostis humani generis (лат.), то есть, врагами человеческого рода. Международная практика знает немало случаев уничтожения пиратов военными кораблями за пределами территориальных морей. Но пираты, захваченные в момент морского разбоя, в силу так называемой универсальной уголовной юрисдикции подлежат суду и наказанию в любой стране — независимо от гражданства или подданства пиратов и флага, под которым они разбойничали. Здесь действует принцип: "Выдай или суди".

В этой связи показательна позиция Президента РФ Дмитрия Медведева, озвученная в поручении Генеральному прокурору Юрию Чайке о разработке совместно с иностранными правоохранительными органами механизма уголовного преследования морских пиратов. "Нужно посмотреть все возможности, включая, может быть, и создание какого-то международного суда по этой тематике", — заявил президент на встрече с Генпрокурором РФ. Президент подчеркнул, что координации действий между военными моряками различных стран недостаточно для борьбы с пиратами. "…Нам нужны не только собственно военные действия, потому что надавать им, что называется, по мозгам мы всегда сможем. Но и юридическая квалификация в силу того, что происходит, и привлечение лиц, виновных в этих преступлениях, к ответственности". При этом Дмитрий Медведев, как юрист, точно охарактеризовал сложившуюся ситуацию: возникла международная коллизия, при которой морских разбойников в разных странах могут судить по разным законам. При этом Дмитрий Медведев напомнил, что государства, гражданами которых являются пираты, зачастую не борются с преступностью.

От себя добавим, что в уголовном праве Российской Федерации пиратство (морской разбой) является преступлением против общественной безопасности (ст. 227 УК РФ), заключающемся в нападении на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенном с применением насилия либо с угрозой его применения. В случае если сомалийские пираты предстанут перед нашим правосудием и будут признаны судом виновными в совершении "преступления против общественной безопасности", им грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет и штраф до полумиллиона рублей (в то время, как, например, во Франции — пожизненное заключение).Однако весьма сомнительно, что нападение пиратов в Аденском заливе, например, на французскую прогулочную яхту было бы признано российским судом в полном соответствии с буквой закона преступлением против общественной безопасности нашего государства. Следовательно, статья 227 УК РФ в настоящее время нуждается в дополнениях и изменениях.

И в этом свете президентские размышления о создании международного механизма для привлечения пиратов к ответственности, конечно, имеют резон. При наличии целого ряда международных судов, в том числе международного уголовного суда в Гааге, они не предусматривают юрисдикции в отношении "врагов рода человеческого". Другими словами говоря, нужна единая международная судебная практика.

"Аденский синдром"

Пираты Аденского залива, что называется, взяли на абордаж мировое общественное сознание. У сотен миллионов людей сложилось впечатление, будто разбойный промысел на море вызван сомалийскими пиратами XXI века из исторического небытия.

Безусловно, человечество столкнулось с беспрецедентным разгулом морского разбоя на оживленных морских путях в районе Восточной Африки. Согласно докладу, опубликованному Королевским институтом международных отношений Великобритании, только в период с января по сентябрь 2008 года сомалийские пираты захватили более 30 торговых судов, получив за них выкуп в размере около 30 миллионов долларов. Несмотря на принятые международным сообществом меры, захваты судов в 2009 году в акватории залив продолжились. С начала 2009 года захваченными оказались уже до двух десятков судов (эти цифры на момент публикации материала можно уже смело считать устаревшими).

Тем не менее, "Аденский синдром" — всего лишь рецидивная вспышка болезни, охватившей обширнейшие без преувеличения районы Мирового океана. По данным Международного центра по борьбе с пиратством (создан в 1991 году Международной торговой палатой и расположен в малазийской столице Куала-Лумпур), в наши дни этим промыслом на многих широтах (за исключением разве что приполярных) занимаются более сотни крупных группировок. За последние годы в территориальных водах прибрежных морей 56 стран нападениям подверглись суда более 62 стран. По данным Центра, основными районами нападений являются воды, омывающие Юго-Восточную Азию, Западную и Восточную Африку и Южную Америку. И количество судов, подвергающихся абордажам, в XXI веке не снизилось.

По данным Международной морской организации, современное пиратство делится на три вида. Первый из них — шайки, вооруженные стрелковым и холодным оружием. Они нападают на суда в прибрежных водах или гаванях и грабят пассажиров и команду, не покушаясь на захват самого судна. Второй вид — банды, вооруженные тяжелым стрелковым вооружением. Они стремятся захватить судно вместе с грузом, и при этом могут истребить весь экипаж. Скажем, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты обезглавили всю команду китайского сухогруза "Чунг сон" (23 человека), а тела выбросили за борт. Международные организованные группы, которые охотятся за судами с особо ценными грузами, относятся к третьей группе. Они используют современную спутниковую навигацию, средства связи, обладают агентурной сетью в портах, обширными связями в различных эшелонах власти. Разумеется, подобная классификация весьма условна, но все же сомалийских пиратов можно отнести к третьему виду.

Хождение за два океана

БПК "Адмирал Трибуц" и танкер "Илим" вышли из Владивостока 5 декабря 1992 года. Отряду предстояло сменить в Персидском заливе БПК "Адмирал Виноградов" и танкер "Борис Бутома", которые первыми из кораблей ВМФ России вошли в состав международных морских сил ООН, контролировавших соблюдение выполнения резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку (экономическое эмбарго).

Еще раньше, в 1991 году, во время войны коалиции стран ООН и Ирака, оккупировавшего Кувейт (операции "Буря в пустыне" и "Меч пустыни"), задачи боевого дежурства в зоне Персидского залива успешно решили экипажи БПК "Маршал Шапошников" и "Адмирал Спиридонов". В период ирано-иракской войны и американской операции "Буря в пустыне" эти и другие корабли не участвовали в боевых действиях, а обеспечивали безопасность российских танкеров и сухогрузов, выполнявших рейсы по Оманскому и Персидскому заливам. Забегая вперед, скажу, что и в 1993 году БПК "Адмирал Трибуц" не принимал участия в авиационно-ракетных атаках Ираку, которые наносились с авианосцев и атомных подводных лодок ВМС США.

Решение направлять российские корабли для совместных действий с кораблями США, Канады, Франции и других государств было, по заявлению пресс-центра Минобороны РФ, более политическим, нежели военным актом. Именно поэтому был выбран класс больших противолодочных кораблей. Их вооружение предназначено для борьбы с подводными лодками и самообороны корабля от надводного и воздушного противника. Кроме того на борту "Адмирала Трибуца" находилась группа спецназа Минобороны для досмотра судов в Персидском заливе.

Курс нашего отряда пролегал через районы Тихого и Индийского океана, где в разное время были зафиксированы пиратские нападения, в том числе — на российский теплоход и даже военный корабль ВМФ. На теплоходе, если я не запамятовал, был ранен радист, пытавшийся в момент высадки пиратов на палубу теплохода дать в эфир SOS. Что касается военного корабля — это был большой десантный корабль (БДК) Тихоокеанского флота, то пираты в темное время суток приняли его за сухогруз. БДК этого проекта, созданный для доставки в район десантирования подразделений морской пехоты и бронетехники, и в самом деле своими обводами и надстройками напоминает сухогруз. Когда быстроходные пиратские джонки начали маневр с целью вынудить "сухогруз" застопорить или уменьшить ход, с борта БДК открыли предупредительный огонь из артиллерийской установки. Этого было достаточно, чтобы пираты отказались от своих намерений. Поскольку БПК "Адмирал Трибуц" принять за гражданское судно было невозможно даже ночью, а танкер "Илим" находился под его защитой, до Персидского залива отряд добрался без приключений. Плавание БПК в составе международных морских сил продолжалось пять месяцев, и в базу корабль вернулся 23 мая 1993 года. Автору же эти заметок пришлось возвращаться из залива в Россию на борту танкера "Илим" через три месяца плавания.

Потомки мадам Вонг

Встреча танкера с пиратскими джонками произошла на подходе нашего судна к Цусимскому проливу…

Этот район Тихого океана в течение нескольких десятилетий был вотчиной пиратов легендарной мадам Вонг. Собственно, мадам Вонг была супругой известного пирата Вонг Кунгкита. Будущая "королева пиратов" царствовала, но не управляла. С 1940 по 1946 года, вплоть до своей смерти, Вонг Кунгкит был грозой торговцев на реке Янцзы и торговых и пассажирских судов в Южно-Китайском море. Место мужа мадам заняла, застрелив собственноручно двух ближайших помощников покойного супруга, которые предложили ей выбрать одного из них в качестве преемника Вонга. "Короновавшись", мадам провела смотр доставшегося ей флота. Он состоял из 150 джонок, переоборудованных торпедных катеров и канонерок. Мадам решила приобрести в Европе даже подводную лодку, но сделка по каким-то причинам не состоялась.

Первой крупной операцией, проведенной уже под руководством мадам Вонг, стало ограбление в 1947 году голландского парохода "Ван Хойц". В 1951 году в Тайваньском проливе был таким же образом атакован английский пароход "Мэллори". Мадам пошла дальше мужа: она извещала судовладельцев, что их суда будут атакованы в море, если они не заплатят "за безопасность". И судовладельцы, несколько раз убедившись, что мадам не блефует, исправно платили. Во время корейской войны пиратский флот успешно атаковал даже несколько американских транспортов со стратегическими грузами. Интересно отметить, что у полиции стран, наиболее заинтересованных в поимке мадам, не было ее фотографии, и в 1964 году цена за ее фото выросла до 10 тысяч фунтов стерлингов…

Потомки мадам Вонг на двух джонках появились сначала на экране локационной станции танкера Илим". Среди многочисленных неподвижных засветок на экране от малых рыбацких судов вылелялись быстроходные цели, которые настигали "Илим". Через несколько часов два пиратских судна, занявших позиции по корме танкера уже можно было наблюдать в бинокль. Цейсовская оптика позволила мне разглядеть людей, вооруженных автоматами Калашникова. Один из пиратов держал в руках ручной противотанковый гранатомет явно советского производства.

Капитан "Илима" по судовой трансляции немедленно провел инструктаж команды. Это были стандартные рекомендации — как с помощью маневров воспрепятствовать проникновению пиратов на судно и как уменьшить или исключить негативные последствия, если злоумышленники все-таки захватят судно. Пиратская тактика разграбления судна была простой: экипаж загонялся силой оружия в одно из помещений и находился под охраной до тех пор, пока шла перегрузка всего ценного на борт "рейдеров". Алексей Алексеевич (фамилия капитана не сохранилась в памяти) призвал команду сохранять спокойствие и не провоцировать пиратов на применение оружия.

В любом случае оказать сопротивление пиратам команде танкера "Илим" по существу было нечем. Все вооружение на борту танкера — два пистолета Макарова. Один — в капитанском сейфе, другой — у приписанного к команде на весь период плавания офицера военной контрразведки ТОФ. Мое предложение — судовому плотнику срочно изготовить деревянный макет крупнокалиберного пулемета и закрепить на мостике для устрашения пиратов — после короткого совещания был отвергнут: если военная хитрость удастся, пираты могут пустить в ход гранатометы.

С нападением на "Илим" пираты медлили. Почему? Наверное, сыграл свою роль развевающийся на мачте Андреевский флаг, который свидетельствовал о принадлежности танкера к Военно-Морскому Флоту России, а также появление на мостике офицера в военно-морской форме (я несколько часов демонстрировал на крыльях мостика перед окулярами биноклей пиратов свою форму капитана 1 ранга). Однако ближе к вечеру джонки в опасной близости начали поочередно пересекать курс "Илима". Несмотря на это капитан не сбавлял хода даже перед явной угрозой столкновения…

Помощь "Илиму" пришла неожиданно в лице военного фрегата под флагом Южной Кореи. Корабль, очевидно, принадлежал эскадре ВМС республики, контролирующей этот район. С его появлением пиратские джонки круто легли на обратный курс. Через некоторое время они исчезли с экрана локатора. А "кореец" еще несколько часов сопровождал российский танкер…

Вместо эпилога

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое — пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.


— Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

— На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, — безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

— Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

— Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии — один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова — рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали — далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

— Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

— Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов — это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда — де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов — выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда — буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

— А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

— Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, — это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

— Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

— Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы — удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат — наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. — Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70—80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

— В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

— Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США — не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

— 1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

— С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии — несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность — около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал — пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века — прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений — прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру — 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

в 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. — 344
в 2002 г. — 370
в 2003 г. — 344
в 2004 г. — 329
в 2005 г. — 276
в 2006 г. — 239
в 2007 г. — 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды — один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп — 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» — одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы — акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

«При борьбе с пиратами важно не наломать дров»

Комментарий пресс-службы ВМФ

«В районе побережья Сомали сегодня несет дежурство эсминец ВМФ РФ «Неустрашимый». Но он прибыл в этот район на периодической основе для несения планового дежурства. Главком ВМФ заявил, что российский флот начинает патрулирование на постоянной основе в районе Аденского залива. Сейчас не времена «холодной войны», когда СССР мог послать значительные флотские подразделения в Индийский, Тихий и Атлантический океаны для боевого дежурства.

ВМФ РФ пережил кризис 90-х годов и сегодня становится на ноги. Это устойчивая тенденция. В соответствии с Уставом ООН и Конвенцией ООН по борьбе с морским разбоем наши военные корабли начнут патрулирование в Аденском заливе. При борьбе с пиратами важно не наломать дров. Пока есть хотя бы малейшая возможность вести переговоры, мы будем заниматься этим процессом. Пиратство нужно предупреждать. Если морские разбойники будут знать, что в океане несут службу военные корабли какой-либо страны или группы стран, они не станут нападать на торговые суда в этом регионе. Яркий пример: Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня почти безопасен для судоходства, потому что там эффективно противодействуют морскому разбою международные силы. Эпицентр пиратства переместился в Аденский залив. Там дежурят корабли ВМФ США. Там будут и наши корабли. Вместе нам удастся покончить с морским разбоем».


Важное

Ходовые испытания подлодки "Алроса" продолжились

Важное

На "Севмаше" внедряют еще один метод для ускорения производства подлодок

Важное

Источник рассказал о возможном увеличении количества атомных подлодок нового поколения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: