Государство как ответчик по жалобам поданным в суд и как третья сторона в деле

Обновлено: 27.03.2024

История и причины учреждения поста Комиссара СЕ по правам человека. Правовые основания деятельности, условия и процедура избрания, компетенция, полномочия и основные функции Комиссара. Участие Комиссара в качестве третьей стороны в делах, рассматриваемых ЕСПЧ: новое полномочие и первый опыт. Визиты как инструмент мониторинга ситуации с правами человека. Доклады Комиссара по результатам посещения России. Ежегодные, тематические и отчётные доклады Комиссара СЕ.

История учреждения и правовые основания деятельности Европейского суда по правам человека. Порядок и процедура формирования Суда: требования к кандидатуре на должность судьи, срок, порядок и условия избрания, замены и освобождения от должности; привилегии и иммунитеты судей. Судьи ad hoc. Структура суда: Председатель (порядок и срок избрания, а также компетенция); Пленарные заседания (состав и направления деятельности); секции; Большая Палата (порядок формирования и работы); Палаты и Комитеты (состав и основные функции); Грефье и Секретариат (организация деятельности и компетенция). Функции Суда: рассмотрение жалоб, толкование норм Конвенции 1950г. и Протоколов к ней, а также подготовка консультативных заключений.

Семинар

1. Комиссар СЕ по правам человека: условия, порядок и срок избрания, компетенция, полномочия и основные функции.

2. Доклады Комиссара СЕ о ситуации с правами человека в России: баланс между правом и политикой?

3. Участие в качестве третьей стороны по делам в Европейском суде по правам человека – новая функция Комиссара.

3. Протокол №14 к ЕКПЧ: основные новеллы, внесённые в работу ЕСПЧ.

4. Рассмотрение жалоб как функция ЕСПЧ.

Кейс-стади

Раздел III . Жалобы в Европейский суд по правам человека: условия приемлемости и процедура рассмотрения. Исполнение Постановлений ЕСПЧ.

Лекция

Предметная компетенция Суда: каталог гарантируемых прав и свобод человека. Субъекты права на обращение в Суд: физические лица, неправительственные организации и группы частных лиц (индивидуальные жалобы) и государства (межгосударственные споры). Понятие «жертва нарушения прав и свобод человека», гарантированных Конвенцией 1950г. и Протоколами к ней, а также условия присвоения этого правового статуса. Государство как ответчик по жалобам, поданным в Суд, и как третья сторона в деле. Условия приемлемости индивидуальных жалоб, подаваемых в Суд (ст. 35 Конвенции). Основания признания жалобы неприемлемой. Протокол №14 к Конвенции: новое условие приемлемости индивидуальных жалоб.

Судебная помощь заявителям: порядок обращения за помощью и условия её предоставления. Предварительные меры Суда как способ обеспечения соблюдения прав и свобод заявителя. Требование о компенсации материального ущерба и морального вреда физических лиц и неправительственных организаций: порядок представления и особенности доказывания. Межгосударственные споры: стороны, основания обращения и условия приемлемости жалоб. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб.

Этапы рассмотрения жалоб. Протокол №14 к Конвенции: новый порядок единоличного рассмотрения жалоб на предмет приемлемости. Обращение в Большую Палату: условия и порядок обращения, а также компетенция Большой Палаты по рассмотрению индивидуальных жалоб.

Постановление Суда: структура, содержание и юридическая сила. Особые мнения судей Суда как часть Постановления по существу дела. Основания и процедура пересмотра Постановлений Суда. Толкование Постановлений Суда по просьбе одной из сторон процесса. Процедура и сроки исполнения Постановлений Суда государством-ответчиком по делу. Надзор за исполнением Постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. Протокол №14 к Конвенции: новые полномочия Комитета министров в связи с Постановлениями, вынесенными Судом. Практика исполнения Постановлений Суда Российской Федерацией.

Семинар

1. Принцип «широких рамок усмотрения государства» и ограничения прав и свобод человека, допускаемые Конвенцией.

2. Особенности применения ст. 13 Конвенции, ст. 14 Конвенции и ст. 17 Конвенции.

3. Компетенция Суда и внутреннее право государств-участников Конвенции (принцип субсидиарности, принцип отказа от абстрактного контроля, принцип соразмерности и пропорциональности).

4. Потенциальная и косвенная жертва нарушения права и свобод человека.

5. Условия приемлемости индивидуальных жалоб, подаваемых в Суд (ст. 35 Конвенции).

6. Государство как ответчик по жалобам, поданным в Суд.

7. Судебная помощь заявителям

8. Межгосударственные споры: стороны, основания обращения и условия приемлемости жалоб.

9. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб.

10. Исполнение Постановлений как стадия судебного разбирательства дела в Суде.

Субъективное право лица всегда предполагает, что ему корреспондирует обязанность другого лица не нарушать это право, а в определенных ситуациях тем или иным образом обеспечить его соблюдение и реализацию. В соответствии со ст.1 Конвенции, государства-участники взяли на себя обязательство уважать права человека, обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, предусмотренные Конвенцией.

Обязательство, в свою очередь, предполагает ответственность в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения. Соответственно государство-участник отвечает перед Европейским Судом за нарушение предусмотренных Конвенцией прав и свобод, а на основании решения Суда - перед тем, чьи права оказались нарушенными и незащищенными национальным правом. Конвенция - это международно-правовой договор, и поэтому она может возложить эту ответственность только на само государство.

В процессуальном аспекте это означает, что ответчиком по индивидуальной жалобе может быть только конкретное государство-участник Конвенции, действия (или бездействие) властей которого повлекли, по мнению заявителя, нарушение его права, гарантированное Конвенцией.

Из этого следует, что ответчиком по индивидуальной жалобе не может быть государство, не являющееся участником Конвенции, а также какая-либо региональная организация европейских государств, например Европейский Союз, даже если все ее члены являются участниками Европейской конвенции.

Необходимо подчеркнуть особо, что, отвечая за действие своих властных структур и органов, государство-участник, как правило, не несет по Конвенции ответственность за действие каких бы то ни было негосударственных организаций.

Каждое государство-участник имеет орган или должностное лицо, на которое возлагается представительство государства в Суде на всех стадиях движения дела - подготовка состязательных бумаг, процедура мирного урегулирования, включая участие в судебных слушаниях.

В Российской Федерации после ратификации Европейской конвенции учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Он назначается Президентом РФ по представлению Министерства иностранных дел, и в его функции входит защита интересов государства при рассмотрении в Европейском Суде дел, где оно выступает ответчиком, изучение правовых последствий решений Европейского Суда, обеспечение в этой связи взаимодействия федеральных и иных государственных органов.

В отличие от большинства государств-участников Конвенции в РФ Уполномоченный по правам человека находится вне системы исполнительной власти, поскольку обеспечение его деятельности возложено на Главное государственно - правовое управление Президента РФ.

Государство может стать участником рассмотрения дела в Суде не только как ответчик. Это довольно редкий случай, но тем не менее он предусмотрен Конвенцией. В соответствии со ст. 36 "Участие третьей стороны" в отношении любого дела, находящегося на рассмотрении какой-либо палаты Суда, каждое государство-участник, гражданин которого является заявителем, вправе представить письменные замечания и принимать участие в слушаниях. Участие государства в качестве третьей стороны может быть осуществлено по праву, но с учетом важного ограничения - оно возможно только в том случае, если в деле речь идет о нарушении прав гражданина этого государства.

В отличие от государства какое-либо иное заинтересованное лицо- гражданин, общественная организация не вправе вступить в дело в качестве третей стороны. Однако в соответствии со ст.36 п.2 Конвенции Председатель Суда в интересах надлежащего отправления правосудия может пригласить лицо, не являющееся заявителем, равно как и государство, принять участие в слушаниях или представить письменные замечания. На практике такие просьбы (достаточно редкие) адресовались государствам-участникам с экспертной целью - для выяснения, как решаются ими ситуации, подобные рассматриваемой в данном деле.

Россия 20 лет назад ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и этим приняла юрисдикцию Европейского суда по правам человека. В 2017 году наша страна заняла пятое место по абсолютному количеству жалоб в ЕСПЧ, а сограждане получили €14,6 млн компенсаций. Если думаете, что хотите оказаться в их числе, ознакомьтесь с нашей инструкцией.

  • Если нарушено право, закрепленное в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, или протоколах к ней;
  • если нарушитель – Россия, Австрия, Азербайджан, Андорра, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Македония, Польша, Норвегия, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Турция, Словения, Финляндия, Украина, Франция, Черногория, Чехия, Хорватия, Эстония, Швейцария, Швеция, а жалоба касается действия или бездействие органов и должностных лиц государственной власти, полиции, судов;
  • если дело уже рассмотрено во всех инстанциях (для России гражданские и административные споры – после второй кассации; уголовные дела и дела об административных правонарушениях – после апелляции; арбитражные споры – после первой кассации, но лучше все же пройти Верховный суд РФ);
  • если с даты вынесения окончательного решения национальным органом прошло не более 6 месяцев.


На сайте ЕСПЧ выложен специальный формуляр, который нужно заполнить, и пример его заполнения. Эксперты рекомендуют не увеличивать размер формуляра, а если для изложения жалобы не хватает места – оформить оставшуюся часть в виде приложения, размер которого не превышает 20 страниц (без учета копий приложенных документов).

Если жалоба будет написана не по правилам, шестимесячный срок на обращение в ЕСПЧ продолжит течь – а значит, возрастет вероятность его пропуска.

На любом из официальных языков стран-членов Совета Европы: русском, английском, французском, азербайджанском, албанском, армянском, болгарском, боснийском, венгерском, греческом, грузинском, датском, ирландском, исландском, испанском, итальянском, каталанском, латышском, литовском, люксембургском, македонском, мальтийском, молдавском, немецком, нидерландском, норвежском, польском, португальском, ретороманском, румынском, сербском, словацком, словенском, турецком, украинском, финском, хорватском, чешском, шведском или эстонском (п. 2 Правила 34 Регламента ЕСПЧ). При этом выбор языка не зависит ни от гражданства, ни от местонахождения сторон.

Приложения к жалобе переводить не надо.

Нет, обращение в ЕСПЧ не облагается пошлиной.


Адрес получателя пишется на английском или французском языке.

Адрес отправителя лучше написать на русском языке, продублировав на иностранном только страну («Russie» по-французски или «Russia» по-английски).

Для подачи жалобы представитель не требуется, однако он нужен во время самого процесса. Выступать представителем в ЕСПЧ вправе только адвокат – человек, правомочный заниматься адвокатской практикой в любом из государств-участников Конвенции. В качестве исключения ЕСПЧ может позволить заявителю представлять себя самостоятельно либо допустить в качестве представителя лицо без статуса адвоката (Правило 36 Регламента ЕСПЧ).

Если на момент подачи жалобы у вас уже есть представитель, его данные надо вписать на третью страницу формуляра. Отдельную доверенность прикладывать не стоит. Если представитель появился уже после подачи жалобы или вам нужно поменять представителя, используйте специальный бланк доверенности. Заверять его у нотариуса не требуется.

Граждане с низким доходом, у которых нет средств на оплату услуг представителя, после коммуницирования жалобы могут обратиться за выделением средств в ЕСПЧ. Однако на практике деньги выделяются крайне редко.

Информация о регистрации жалобы не считается важной и может не высылаться заявителю. Однако обо всех значимых решениях (приемлема ли жалоба, нужна ли по ней дополнительная информация, прошла ли она предварительную оценку и извещено ли о ней государство-ответчик) заявители информируются письменно по почте. Кроме того, вам сообщат номер досье, который надлежит указывать в последующей корреспонденции, а также вышлют набор наклеек со штрих-кодом – их следует использовать при переписке с ЕСПЧ. После получения номера досье отслеживать судьбу жалобы можно по базе ЕСПЧ.


На одном из двух официальных языков Страсбургского суда – английском или французском. Однако по делам большой важности, а также с разрешения Президента секции ЕСПЧ можно продолжить пользоваться одним из официальных языков государств-членов Совета Европы (подп. А п. 3 Правила 34 Регламента ЕСПЧ).


Подавляющее большинство дел решается без проведения слушания. Исключения бывают по просьбе одной из сторон, если слушание необходимо для дополнительного прояснения обстоятельств дела или при высокой значимости спора.

Если ЕСПЧ решил провести слушание по существу жалобы, он письменно информирует об этом стороны, а также перечисляет вопросы, которые необходимо прояснить. Процесс обычно проходит на английском или французском, однако председатель может разрешить использовать официальный язык одного из государств-участников. Длится заседание не более двух часов, при этом сторонам дается на выступление по 30 минут. Если кто-то не явился без уважительной причины, слушание проходит без него.

В день оглашения постановления его текст, а также краткий пресс-релиз публикуются на сайте ЕСПЧ. Затем секретарь суда направляет заверенные копии сторонам по почте. Как правило, постановления написаны на английском или французском, а наиболее важные – сразу на обоих языках (Правило 76 Регламента).

Уведомить об этом ЕСПЧ в течение одного месяца после вынесения постановления – и опечатку (описку, ошибку в вычислениях) исправят (правило 81 Регламента).

Постановление ЕСПЧ может быть пересмотрено Большой палатой. Оно становится окончательным:

  • когда стороны объявляют, что не будут требовать пересмотра дела Большой палатой;
  • спустя три месяца после даты вынесения постановления, если не было просьбы о его пересмотре Большой палатой;
  • если коллегия Большой палаты отклонила просьбу о пересмотре.

А вот постановление Большой палаты уже не подлежит пересмотру.

Если речь идет о присуждении компенсации, Уполномоченный РФ в ЕСПЧ спустя три месяца после вступления постановления Страсбургского суда в силу направляет заявителю письмо, в котором предлагает сообщить счёт в банке. После этого Уполномоченный распоряжается перевести деньги. Если заявитель не может совершать банковские операции (например, отбывает наказание в местах лишения свободы), ему нужно оформить нотариальную доверенность на родственника или представителя.

Когда постановление ЕСПЧ предполагает устранить нарушения прав человека и их последствия, вступившее в силу решение российского суда пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Для этого заявитель в течение трех месяцев со дня вступления в силу постановления ЕСПЧ должен подать заявление о пересмотре дела в российский суд, принявший последнее решение. К заявлению о пересмотре должны быть приложены копии документов, подтверждающих новое обстоятельство. Судья обязан возбудить производство, даже если у заявителя нет перевода постановления ЕСПЧ на русский язык. Если судье нужен перевод, он самостоятельно запрашивает его в аппарате Уполномоченного РФ при ЕСПЧ.

Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека?

Общественная палата РФ планирует привлечь ведущих мировых юристов для подачи исков в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в связи с событиями в Одессе, сообщил первый замсекретаря ОП Владислав Гриб.

В пятницу, 2 мая, в результате столкновений в Одессе и пожара в Доме профсоюзов погибли 46 человек, порядка 200 пострадали.

Что такое ЕСПЧ?

Eвропейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) — это международный судебный орган, расположенный в Страсбурге (Франция).

Он состоит из судей, число которых равно числу государств, являющихся членами Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод — в настоящее время их сорок cемь.

Судьи ЕСПЧ независимы и не являются представителями государства. При рассмотрении жалоб Суду помогает Секретариат, который преимущественно состоит из юристов — граждан государств-членов Совета Европы.

Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

ЕСПЧ рассматривает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Центральный вход Европейского суда по правам человека

Какие права охраняются Конвенцией и протоколами к ней?

Конвенцией охраняются, в частности:

  • право на жизнь;
  • право на справедливое судебное разбирательство в гражданских и уголовных делах;
  • право на уважение частной и семейной жизни;
  • свобода выражения мнения;
  • свобода мысли, совести и религии;
  • право на эффективное средство правовой защиты;
  • право на уважение собственности;
  • право избирать и быть избранным.

Что запрещает Конвенция и протоколы к ней?

Конвенция запрещает, в частности:

  • пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение;
  • незаконное задержание или заключение под стражу;
  • дискриминацию при пользовании правами и свободами, гарантированными Конвенцией;
  • высылку государством своих граждан или запрет на возвращение в страну;
  • смертную казнь;
  • коллективную высылку иностранцев.

Какие жалобы рассматривает ЕСПЧ?

Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы физических и юридических лиц на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека.

Суд рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией критериями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в Суд.

Каждый год ЕСПЧ получает десятки тысяч жалоб и признает неприемлемыми более 90% из них.

Зал суда Европейского суда по правам человека

Суд может рассмотреть Вашу жалобу только в том случае, если:

  • жалоба в Европейский Суд подписана либо заявителем, либо его представителем;
  • речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней;
  • жалоба направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол;
  • жалоба касается событий, за которые несут ответственность государственные органы (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и пр.). Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций;
  • жалоба касается действий или событий, имевших место после ратификации государством Конвенции (для России — после 5 мая 1998 года).
  • дело прошло все судебные инстанции в своей стране;
  • жалобу можно подать не позднее шести месяцев с момента вынесения окончательного решения суда;
  • жалобу необходимо подкрепить вескими доказательствами судебными решениями, медицинскими заключениями, свидетельскими показаниями, экспертизами и другими материалами;
  • жалобы ранее не были предметом рассмотрения в Суде или в другой международной инстанции.

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Для того, чтобы подать жалобу в ЕСПЧ, необходимо правильно заполнить формуляр и приложить копии всех необходимых документов по делу.

Формуляр должен содержать:

  • краткое изложение фактов и предмет жалобы;
  • указание прав, гарантированных Конвенцией, которые были нарушены;
  • указание средств правовой защиты, которые были использованы;
  • копии решений по у делу, вынесенных государственными органами.

На каком языке должна быть написана жалоба?

Жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран — членов Совета Европы, в том числе на русском языке.

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается пошлиной. ЕСПЧ принимает жалобы и рассматривает дела бесплатно. При этом помощь юристов в составлении иска и ведения дела является платной.

The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Как проходит рассмотрение жалоб в Суде?

Процедура рассмотрения жалоб проходит в письменном виде. Суд письменно уведомляет отправителя жалобы о любом решении.

При этом приезжать в Страсбург не требуется. Публичные слушания проводятся в исключительных случаях.

После того, как жалоба будет принята к рассмотрению, и Правительство будет о ней уведомлено, истцу понадобится юридический представитель.

Зал заседаний Европейского суда по правам человека

Каковы основные этапы рассмотрения жалобы в Суде?

В первую очередь Суд проверяет, удовлетворяет ли жалоба определенным требованиям, изложенным в Конвенции. Если эти требования не соблюдены, жалоба будет отклонена.

Если жалоба содержит несколько претензий, Суд может объявить одну или некоторые из них приемлемыми и отклонить другие.

Если жалоба или одно из утверждений о нарушениях объявлено приемлемым, Суд предложит сторонам (Вам и государству-ответчику) прийти к мировому соглашению.

Если же мировое соглашение не будет достигнуто, Суд рассмотрит дело и определит, имело ли место нарушение Конвенции.

Как долго проходит рассмотрение жалобы?

Суд может приступить к начальному рассмотрению жалобы только спустя год.

Некоторые жалобы могут быть признаны срочными и рассмотрены в приоритетном порядке, например, в случае, когда жизни и здоровью заявителя угрожает явная опасность.

На что влияет решение ЕСПЧ?

Eсли Суд придет к выводу, что имело место нарушение, он может:

  • назначить справедливую компенсацию — денежную сумму в качестве возмещения за причиненный вред;
  • присудить государству-ответчику возмещение расходов, понесенных в ходе рассмотрения жалобы.

Суд не уполномочен отменять решения национальных судов или законы.

Контроль за исполнением своих решений также не входит в компетенцию Суда. После вынесения Судом решения оно направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений и выплатой возможных компенсаций.

Европейский Суд по правам человека

Статистическая информация по делам против России

По состоянию на март 2014 года Россия занимает третье место по числу рассматриваемых жалоб в ЕСПЧ. В 2012 году РФ занимала первое место по числу жалоб.

Всего на конец 2012 года на рассмотрении судейских составов находилось 28,6 тысяч жалоб против РФ, или 22,3 % всех рассматриваемых жалоб.

За 2012 год ЕСПЧ было принято 134 постановления по делам против России, из них в 122 усмотрены нарушения.

Чаще всего в российских делах ЕСПЧ усматривал нарушения права на справедливый суд (статья 6 ЕКПЧ).

Eвропейский суд по правам человека (ЕСПЧ, Страсбургский суд) – это международный судебный орган, который рассматривает жалобы частных лиц, организаций и государств на нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства, ратифицировавшие Конвенцию.

ЕСПЧ располагается в Страсбурге (Франция). Жалобы в ЕСПЧ сегодня рассматривают 47 судей – по числу стран-участников Конвенции. Судьи независимы и не являются представителями интересов отдельных государств. Они рассматривают поступившие в суд жалобы и выносят по ним постановления, которые ратифицировавшие Конвенцию страны обязаны выполнять.

Кто и против кого может подавать жалобы?

Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.

Пожаловаться в ЕСПЧ может только то лицо, которое непосредственно стало жертвой нарушения, или законный представитель этого лица. Просто так подать жалобу от лица других граждан нельзя.

Также вы не можете подать в ЕСПЧ общую жалобу на законы страны, которые кажутся вам несправедливыми, если в отношении вас лично государство не нарушило нормы, прописанные в Конвенции.

В каких случаях можно обратиться в ЕСПЧ?

Обратиться в ЕСПЧ можно только в связи с нарушениями норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция охраняет, в частности, право на жизнь, право на свободу мысли и совести, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной жизни, право на свободные выборы, право на свободу передвижения и др.
Запрещены Конвенцией пытки, рабство, принудительный труд, бесчеловечное обращение, незаконный арест, смертная казнь, дискриминация, высылка из страны и т.д.

Важно понимать, что Страсбургский суд – это последняя инстанция, которая может помочь восстановить нарушенные права. Поэтому в ЕСПЧ человек может обратиться только после того, как его претензии рассмотрят судебные органы на национальном уровне. Для обращения в ЕСПЧ нужно как минимум обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях, а нередко и дойти до Верховного или Конституционного суда. Должно иметь место действительное нарушение Конвенции, а если решение национального суда вам просто не нравится, жаловаться в ЕСПЧ бессмысленно.

Обязана ли Россия исполнять постановления Страсбургского суда?

Поскольку Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и часть протоколов к ней, она признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась выполнять принятые им постановления. Однако некоторые протоколы РФ не ратифицировала. Судьей ЕСПЧ от России в октябре 2012 года был избран Дмитрий Дедов.

В последние годы наметилась напряженность в отношениях между Россией и ЕСПЧ. В частности, президент РФ Дмитрий Медведев в 2010 году заявил, что Россия не передавала ЕСПЧ ту часть своего суверенитета, которая позволила бы Страсбургскому суду менять российское законодательство.

В том же году глава Конституционного суда Валерий Зорькин высказал похожую позицию и заявил, что ЕСПЧ руководствуется исключительно Конвенцией и не берет в расчет конституции других стран, и России не обязательно исполнять те решения, которые идут в разрез с Конституцией РФ.

Как правильно подать жалобу?

Адрес Европейского суда по правам человека:
The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Приезжать в Страсбург лично не надо.
Срок подачи жалобы ограничен – это сделать можно только в течение 6 месяцев после того, как было вынесено последнее судебное решение на национальном уровне.

Жалоба должна быть составлена на одном из официальных языков ЕСПЧ (английском или французском) или на официальном языке государства, которое ратифицировало Конвенцию. То есть на русском языке формуляр тоже можно заполнить. Писать надо разборчиво.

В формуляре вы должны кратко написать о предмете жалобы и правах, которые вы считаете нарушенными, и о средствах правовой защиты, которые вы использовали. Также нужно будет указать свое имя и фамилию, адрес, национальность, государство-ответчика и другие личные данные, а также приложить документы по вашему делу, например, судебные решения.

Как узнать, принята ли жалоба?

О том, принята ли ваша жалоба к рассмотрению или отклонена, вас уведомят письменно. Многие жалобы отсеиваются уже на этом этапе из-за того, что не удовлетворяют изложенным в Конвенции требованиям или были поданы неправильно. Если ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой, то это решение обжалованию не подлежит, и повторно обращаться в Страсбургский суд бессмысленно.

Каковы этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ?

Изначально ЕСПЧ решает, приемлема ли жалоба, и удовлетворяет ли она требованиям Конвенции. Явно неприемлемые жалобы сразу же отклоняет единоличный судья. Если жалоба принята, и по делам данного типа уже существует установленная судебная практика, решение выносит Комитет из трех судей. В других случаях дело может быть рассмотрено Палатой из семи судей. Палата сначала доводит суть жалобы до сведения государства-ответчика, потом предоставляет обеим сторонам возможность сделать свои замечания по делу и выносит решение большинством голосов. Иногда назначаются слушания. В исключительных случаях стороны могут в течение трех месяцев после вынесения решения Палатой из семи судей ходатайствовать о рассмотрении дела Большой Палатой из 17 судей. Большая Палата пересматривает дело и выносит окончательное решение.

Нужно ли платить за рассмотрение жалобы в ЕСПЧ?

Нет, Страсбургский суд рассматривает жалобы бесплатно. Это сделано для того, чтобы обратиться в ЕСПЧ могли малоимущие граждане или те, кто находится в труднодоступной местности. На первом этапе рассмотрения адвокат вам не нужен, однако его услуги обязательно понадобятся, когда ЕСПЧ уведомит о вашей жалобе правительство государства-ответчика. Расходы на адвоката и переписку ЕСПЧ оплачивать вам не обязан, однако может в отдельных случаях предоставить вам финансовую помощь.

Сколько нужно ждать до начала рассмотрения жалобы?

Часто от момента подачи до начала рассмотрения проходит не меньше года. Это связано, что в ЕСПЧ поступает огромное количество жалоб из всех стран Европы. Если жизни или здоровью заявителя угрожает опасность, жалобу могут рассмотреть в срочном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: