Государство как основной инструмент обеспечения безопасности жизнедеятельности

Обновлено: 28.03.2024

Государственная и общественная безопасность

42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:

разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

44. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

45. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.

47. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;

создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;

укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;

принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;

осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

48. Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.

49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова оз­начает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутрен­них и внешних угроз.

Существенным в оценке степени безопас­ности является то, как и кем определяются указанные интересы, насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом необходимо особенно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением возможности прогрессивного раз­вития личности и общества.

Можно выделить следующие условия, выполнение которых не­обходимо для обеспечения социальной безопасности:

- устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;

- стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;

- устоявшийся, «нормальный» политический процесс, пред­полагающий высокую степень легитимности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неизбежных конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем про­цедуры;

- отсутствие или достаточная слабость незаконно существу­ющих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль при­надлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Од­нако судебная власть стоит в нем в определенной мере особняком. Безусловно, суд - основной гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглав­ляет («контролирует и координирует») президент, то из нее авто­матически должен быть исключен суд. Этого требует принцип раз­деления властей.

Основной объем непосредственной деятельности по обеспече­нию безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспе­чения безопасности.

Не только государство и его органы являются субъектами обес­печения безопасности, но и общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспече­нии безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности ба­зируется на строгом соблюдении принципов законности; баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответст­венности по обеспечению безопасности; интеграции с международ­ными системами безопасности. Важнейшим же принципом явля­ется недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом предусматриваются определенные гарантии про­тив неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обес­печения безопасности; ответственность должностных лиц, превы­сивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др.

Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возмож­ности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках.

Компетенция высшего органа представительной власти опре­деляется его ролью в механизме государства главным образом как законодательного органа. Он разрабатывает систему правового ре­гулирования отношений в сфере безопасности, отражая в ней приоритеты в защите жизненно важных интересов личности, обще­ства и государства, а также порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюд­жетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президен­та о состоянии общественной безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, осуществляя, в частности, конституционный контроль, ре­ализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Наконец, обеспе­чивают судебную защиту граждан, общественных и иных органи­заций и объединений, чьи права были нарушены в связи с дея­тельностью по обеспечению безопасности.

В то же время функция по обеспечению безопасности - это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно орга­ны исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они обладают необходимыми силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

Для защиты интересов личности и общества эволюционно сформировалась социальная организация, высшей формой которой является государство и его институты. Социальная организация также включает организации граждан, в частности политические партии, общественные организации, которые защищают интересы отдельных слоев общества.

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность: контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг, отдельных составляющих безопасности.

Существующий уровень научного осмысления обществом и осознания отдельными личностями опасностей, связанных с негативной динамикой ЧС природного, техногенного и социального характера, пока не соответствует их реальной значимости для безопасности личности, общества, государства и человечества. Это приводит к запаздыванию адекватной реакции общества, государства, мирового сообщества на возникающие угрозы, возрастанию в связи с этим всех видов ущербов и, как результат, кризисному развитию социально-экономических систем, деградации природной среды, ставит под угрозу устойчивое развитие отдельных государств и человечества в целом.

Также имеет место несоответствие существующей социальной организации общества постоянно изменяющемуся спектру опасностей и угроз. Поэтому необходимо научное осмысление места человека в современном мире, всего спектра опасностей и угроз для устойчивого развития человечества, обоснования направлений совершенствования социальной организации общества, приведения ее в соответствие со все новыми и новыми реалиями, в частности, ухудшением окружающей среды и возможностью глобального изменения климата, процессом экономической глобализации, учета их часто непредсказуемых последствий в интересах выработки рациональных управляющих воздействий, обеспечения устойчивого развития.

Роль государства в обеспечении техноприродной безопасности. В последние годы во всех развитых странах большое внимание уделяется теории национальной безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике, в том числе в части, касающейся техноприродной и экологической безопасности. В период «холодной» войны концепции национальной безопасности в большинстве государств, том числе в России и США, фокусировались главным образом на военной опасности и угрозах, связанных с понятием внешнего врага. В 70-х годах впервые встал вопрос о внесении существенных коррективов во взгляды на национальную безопасность. Причиной этому был глобальный энергетический кризис и связанное с этим рассмотрение в ООН вопросов охраны окружающей среды. Произошла определенная экологизация общественного сознания и международных отношений. Начиная с середины 70-х годов в основных развитых странах акцент, стали делать на виды безопасности, не относящиеся к сфере вооруженной борьбы. В настоящее время, в интегральное понятие национальной безопасности обычно включаются такие ее виды, как политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная, террористическая и др.

Угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внешней и внутренней (в том числе природно-техногенной) безопасности. Так как основным субъектом обеспечения безопасности является государство, то состояние безопасности достигается проведением им единой государственной политики в данной области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и самого государства.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом, выполнения своих функций, которые свести к двум основным:

· управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества);

· охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины. В настоящее время возникла насущная потребность в разработке целостной системы обеспечения БЖ – «практика – теория – образование». В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Как научная дисциплина безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖ – комплексная научная дисциплина, так как изучает все опасности, угрожающие социуму (человеку, обществу, государству) – природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные. Поскольку она самым непосредственным образом связана с человеком и его деятельностью,™ имеет ярко выраженный социальный (общественный) характер.

О социальных аспектах безопасности жизнедеятельности можно говорить в широком и узком смысле. В широком значении – это все направления обеспечения безопасности, связанные с природой, техникой, экологией и человеком. С этой точки зрения безопасность жизнедеятельности можно назвать социальной (общественной) безопасностью. Вместе с тем особо выделяются социальные аспекты БЖ в узком значении, т. е. речь идет о защите личности, семьи, общества и государства.

Следует также отметить, что в рамках данной дисциплины не рассматриваются конкретные проблемы таких видов безопасности, как радиационная, пожарная, дорожная, трудовая и пр. Она является научно-методической базой для специальных дисциплин, занимающихся их изучением, и содержит лишь общие положения обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных областях.

Обеспечение БЖ предполагает:

• идентификацию (распознавание) опасностей, т. е. выяснение их вида, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба возможного ущерба и пр.;

• профилактику (предупреждение) идентифицированной опасности;

• действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить специалисту в сфере безопасности, и прежде всего будущему учителю:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и во времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные.

Ключевое понятие безопасности жизнедеятельности – опасность. Оно охватывает явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие человеку и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.

В социальной сфере опасные ситуации – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные принести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле как месту обитания человека или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.

Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

Одной из форм опасности выступает риск – возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим. В государственных делах – политике, экономике, обороне – чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемый успех, выгода, допустимая цена, последствия и пр.

Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза – это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству».[1]

Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. В методологическом плане важно подчеркнуть, что человек, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз.

Как любая научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности имеет свою методологию, т. е. совокупность методологических принципов и методов изучения. Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности жизнедеятельности является принцип системности. В соответствии с ним каждое явление в сфере безопасности изучается как целое, относительно самостоятельное, включающее ряд явлений меньшего масштаба, и в то же время как часть большего явления, которая испытывает его влияние и сама воздействует на него.


Рис. 1. Система «субъект – объект – система безопасности»

В плане исследований в сфере безопасности жизнедеятельности под целым понимается система «субъект – объект – система безопасности» для любых объектов, уровней и масштабов (рис. 1). Субъектом в данном случае являются источники угроз, а в качестве объекта может выступать любая система, в том числе планета, страна, личность, технические средства, сооружения, элементы природной среды, т. е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.

Соотношение части и целого изучается общенаучными методами анализа и синтеза. Рассмотрим их более подробно.

Анализ – это процесс расчленения исследуемого события, явления на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их с целью раскрытия сущности. Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорное, е. до или после нежелательного события.

Априорный анализ заключается в том, что исследователь выбирает нежелательные события, потенциально возможные для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению. Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательное событие уже произошло. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Оба вида анализа дополняют друг друга, и каждый может быть прямым и обратным.

Прямой метод анализа состоит в изучении причин, с тем чтобы предвидеть последствия той или иной угрозы безопасности. При обратном методе анализируются последствия для того, чтобы определить причины реализованной опасности, т. е. анализ начинается со свершившегося события. Конечная цель всегда одна – предотвращение нежелательных событий.

Синтез – это процесс установления связей между выделенными элементами, признаками, противоположностями, соединение их и воспроизведение используемого события. Анализ и синтез – противоположно направленные (первый – от целого к части, второй – от частей к целому) и вместе с тем неразрывно связанные способы познания.

Другим методологическим принципом изучения проблем безопасности является принцип взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое: все его части неразрывно связаны между собой – ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных предметов, явлений и процессов.

В исследовании проблем безопасности жизнедеятельности широко применяется и принцип определяющих факторов. Следование ему предполагает выделение связей и отношений, оказывающих решающее влияние на состояние безопасности. Тем самым отслеживаются второстепенные воздействия, которые не влияют существенным образом на функционирование тех или иных исследуемых систем.

Помимо указанных методологических принципов и методов исследования проблем безопасности можно использовать и другие методы – как общетеоретические и частнонаучные, так и специальные (в зависимости от условий, целей и задач исследования). Главное при этом обеспечить корректность, чистоту и объективность результатов, адекватно отражающих явления и процессы, происходящие в сфере безопасности.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – это комплексная дисциплина, в рамках которой изучаются проблемы идентификации опасностей, их профилактика и защита от них. Основные методологические принципы исследования в этой области – принципы системности, взаимосвязи и взаимозависимости, определяющих факторов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6.1. Поведение как юридический источник существования и развития жизнедеятельности человека

6.1. Поведение как юридический источник существования и развития жизнедеятельности человека Всякое исследование любой области жизнедеятельности человека стремиться к обобщению результатов, а именно, к такому обобщению, чтобы оно было доступным, доходчивым, простым и

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам,

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ Статья 29. Представители работников Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ Статья 29. Представители работников Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Статья 29. Представители работниковПредставителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики 1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую

§ 1. Сущность и понятие оперативно-розыскной деятельности, ее основные задачи

§ 1. Сущность и понятие оперативно-розыскной деятельности, ее основные задачи Значительная часть преступлений совершается в условиях латентности, и поэтому их раскрытие и расследование — дело достаточно сложное и трудоемкое, требующее умелого сочетания процессуальных

Глава 1 Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина: социальный аспект

Глава 1 Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина: социальный аспект Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития

1.2 Характеристика системы «человек – социальная среда» в общем контексте безопасности жизнедеятельности

1.2 Характеристика системы «человек – социальная среда» в общем контексте безопасности жизнедеятельности Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек –

Причинение имущественного ущерба (ст.165 УК РФ) в современном правовом контексте

Причинение имущественного ущерба (ст.165 УК РФ) в современном правовом контексте Произошедшие в последние годы изменения законодательных положений, прямо или косвенно связанных с признаками причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием,

15. Сведения, составляющие коммерческую тайну

15. Сведения, составляющие коммерческую тайну Многие предприниматели не придают значения тому, что коммерческая тайна – это не просто гриф на документе, а организованная определенным образом «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих

Криминальная новость и ее составляющие

Криминальная новость и ее составляющие Для примера того, как может строиться работа криминального репортера, возьмем уже знакомое нам событие – убийство в Санкт-Петербурге депутата Законодательного собрания города Виктора Новоселова. Преступление это оказалось столь

1.1. Методологические основы изучения государственного управления: основные понятия, природа и сущность

1.1. Методологические основы изучения государственного управления: основные понятия, природа и сущность Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами организации


Исследуются подходы к определению понятия «механизм государства» в ракурсе реализации государством функции по обеспечению национальной безопасности с помощью специальных органов государства.

Ключевые слова: государство, национальная безопасность, механизм государства.

Государство — политическая форма организации общества на определенной территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется все населения страны, главной функцией которой является защита от внешних и внутренних угроз [1].

Обеспечение безопасности личности, гарантирование прав и свобод — это прямая обязанность государства по отношению к личности. Взаимоотношения личности и государства, личности и общества строятся на основе единства их прав и обязанностей по отношению друг к другу. Только при таком условии осуществляется баланс интересов личности, общества и государства, посредством которого достигается стабильность мирного разрешения возникающих проблем и конфликтов [2].

Субъектом обеспечения национальной безопасности является тот, кто может обеспечить защиту национальных интересов. В ст. 2 ранее действовавшего Закона РФ «О безопасности» 1992 г. в качестве основного субъекта обеспечения безопасности было представлено государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В Федеральном законе «О безопасности» нет статьи, которая указывала бы на то, что государство является основным субъектом обеспечения национальной безопасности. В гл. 2 этого закона представлены только полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

Личность, социальные общности, институты, т. е. общество в целом тоже являются субъектом обеспечения национальной безопасности, просто государство выступает как основной субъект, поскольку оно наделено специальными правами и полномочиями имеет соответствующие органы и институты, которые позволяют осуществлять деятельность по обеспечению национальной безопасности [3].

Ш. Монтескье отмечал, что, осуществляя роль «охранника, блюстителя, гаранта порядка и покоя граждан, главного заступника и бдительного попечителя их интересов», государство, однако, может превратиться в угрозу для безопасности личности и общества. Для того чтобы предотвратить эту угрозу, существует принцип «разделения властей», являющийся сегодня нормой для всех демократических государств [4].

Задача законодательной власти от имени государства выступает разработка и реализация системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере национальной безопасности. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в этой области, формируют или преобразуют органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью, выделяют им соответствующие ресурсы [5].

Конституция РФ предусматривает исключительную компетенцию Российской Федерации в области безопасности (п. «м» ст. 71), а общественную и экологическую безопасность относит к компетенции субъектов РФ (п. «б», «д» ст. 72). Таким образом, четкое разграничение сфер компетенции в области национальной безопасности России и субъектов РФ представляется важным направлением правового регулирования.

К субъектам обеспечения национальной безопасности можно отнести не только государственные органы, но и отдельные социальные группы и личность. Это нашло отражение в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О безопасности»: «Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности». Различные общественные объединения выявляют опасности и угрозы, мобилизуя общественное мнение.

Эффективность деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в большой степени зависит от инициативы граждан в своевременном предоставлении информации об угрозах национальной безопасности и оказании помощи государственным органам. Участие граждан в обеспечении национальной безопасности определяется законодательством (например, право на участие в выборах в органы государственной власти и управления). Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе, действуя в рамках закона, не пренебрегая интересами общества и государства [6].

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей мощью, которая определяется его геополитическим положением, уровнем развития экономики, природными ресурсами, военным потенциалом. Надежно обеспечивается национальная безопасность в сильном государстве, но применение вооруженной силы возможно только в случае защиты его национальных интересов. При обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет невоенных средств (правовых, политических, дипломатических и др.). Поэтому при выполнении даже внутренних функций главной целью является восстановление законности и правопорядка, создание условий для решения конфликта «несиловыми» методами [7].

На основе анализа определения понятия государства как основного субъекта реализации национальной безопасности предлагается рассмотреть механизм государства, который содержит в себе механизм обеспечения исследуемой категории.

В. А. Козлов определяет механизм государства как систему органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства [8].

Сходной точки зрения придерживается М. И. Абдулаев, рассматривая механизм государства как совокупность государственных организаций, направленную на непосредственную реализацию государственной власти, обеспечение руководства обществом [9].

До недавнего времени широкое распространение имело определение механизма государства, предложенное В. В. Копейчиковым: «Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций — организованных государством коллективов людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства в зависимости от существа стоящих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т. д., делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения» [10].

М. И. Байтин определяет механизм современного Российского государства как пронизанную едиными, законодательно закрепленными принципами, основанную на разделении властей и располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства [11].

Под механизмом государства в современной литературе понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов [12].

Механизм обеспечения национальной безопасности — динамическая система, в которой выделяются следующие этапы: формулирование интересов, защита которых будет обеспечиваться; выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества и государства; выработка системы мер по противодействию угрозам; нейтрализация угроз; осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности. [13].

Основным структурным элементом механизма государства является система его государственных органов и учреждений, обеспечивающих защиту основных интересов государства и общества [14].

Одним из центральных субъектов обеспечения безопасности личности, общества и государства является правоохранительная система государства — это система государственных органов обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от противоправных действий [15].

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (структура) — Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, судебная система Российской Федерации, система прокурорского надзора, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации [16].

С нашей точки зрения, именно фундаментальная потребность общества в безопасности, защите от внешних и внутренних угроз и являлось предпосылкой возникновение системы органов, осуществляющих функции защиты. Государственные органы по осуществлению безопасности государства и общества должны быть выделены в особую, базовую систему органов государства, составляющую основной элемент механизма государства. [17]

Представляется целесообразным выделить из системы органов государственного управления систему органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, определив их как государственновластные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих стабильность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом. [18]

Таким образом, реализация мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, осуществляется посредством механизма государства с привлечением к этому процессу негосударственных организаций и отдельных индивидов. При этом органы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации представляют собой государственно-властные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом.

  1. 1 Абдурахманов М. И., Баришполец В. А. Основы национальной безопасности России. — М.: Норма, 2003. С. 93.
  2. Устрялов Н. В. Элементы государства. — М.: Луч, 2004. С. 512.
  3. Курбатов М. Д. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М.: Ученый, 2003. С. 31.
  4. Нижник Н. С. Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика. — СПб.: Эстет, 2002. С. 312.
  5. Там же. С. 112.
  6. Аврутин Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). — СПб.: Знания, 1998. С. 139.
  7. Нижник Н. С. Указ. соч. С. 167.
  8. Козлов В. А. Лекции по общему государственному праву. — СПб.: СПбГУ, 1989. С. 211.
  9. Абдулаев М. И. Проблемы теории государства и права. — СПб.: Норма, 2003. С. 83.
  10. Копейчиков В. В. Механизм социалистического государства. — М.: Луч, 1968. С. 30.
  11. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. — М.: Эстет, 1996. № 3. С. 9.
  12. Пьянов Н. А. Указ. соч. С. 273.
  13. Нижник Н. С. Указ. соч. С. 169.
  14. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Российская газета. 1995. № 3.
  15. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система как субъект обеспечения безопасности личности, общества и государства.- М:Успех, 2004. С. 159.
  16. Устрялов Н. В. Элементы государства: Территория. Население. Власть // Вестник китайского права. Сб. 2. Харбин, 1931. Апрель-июнь. С. 512.
  17. Лабуш Н. С. Силовой механизм государства и обеспечение национальной безопасности. — М.: Норма, 2009. С. 311.
  18. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. 2001. № 3. С. 54.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, механизм государства, Российская Федерация, орган, государство, государственная власть, обеспечение, общество, система органов, субъект обеспечения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: