Государство как общественный договор презентация

Обновлено: 27.03.2024

1. Договорная (Естественно-правовая) теория происхождения государства и права

ФГБОУ ВО «Московский государственный институт
международных отношений (Университет) МИД России»
ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННОПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Работа студента 1 курса МП Баторшина Роберта
Преподаватель: доцент кафедры юр. наук Трикоз Е.Н.

2. Основная идея теории

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТЕОРИИ
В договорной теории государство как результат договора, в
который вступают люди, находившиеся до этого в
«естественном», первобытном состоянии. Государство - это
сознательное объединение людей на основе определенного
договора между ними, в силу которого они передают часть своей
свободы, своей власти государству. Впервые подобные идеи
появились еще в античности, например, философ Эпикур писал,
что «государство покоится на взаимном договоре людей. ».
Философ Эпикур (341-269 до н.э.)

3. Представители теории

4. Представители теории

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТЕОРИИ
Джон Локк (1632-1704)
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Джон Локк:
• "Два трактата о государственном
правлении“
• Жизнь в естественном состоянии – люди
живут в мире и гармонии, у каждого
человека есть естественные права
(присутствуют и свобода и частная
собственность)
• Цель договора – защита этого спокойствия.
Люди отказываются от части своих прав в
пользу государства, которое взамен будет
обеспечивать их естественные права
Жан-Жак Руссо:
• Трактат “Об общественном договоре”
• Жизнь в естественном состоянии такая же,
как у Локка
• Цель договора – защита прав, частной
собственности и обеспечение мира

5. Преимущества и недостатки теории

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ
Преимущества
Недостатки
Теория учитывает страх и инстинкт самосохранения
человека
Чтобы осознанно образовать государство,
необходимо иметь о нем хотя бы какое-то
представление
Теория имеет демократический характер
Договор является волей людей - значит он может,
по идеи, быть легко расторгнут
Теория отказывается от религиозного происхождения Договор не будет обладать юридической силой, так
права и государства
как образовался раньше самого государства
Договорная теория недооценивает множество
факторов, влияющих на общество (социальные,
экономические)
Идея того, что в ранней истории изолированный
индивид оказался способен принимать рациональные
решения в своих интересах

6. Теория общественного договора сейчас

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА СЕЙЧАС
• “Теория справедливости”
• Переосмыслил идеи Локка, Гоббса и Руссо
• Отказался от претензий договорной теории на
историчность
• Ролз считал, что люди выбирают порядок, который
гарантирует защиту наиболее незащищённым
слоям населения, так как на их месте может
оказаться каждый
• Теория необходима для обоснования
демократического устройства государства
Джон Ролз (1921-2002)

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник
Томас Гоббс Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского
(Перевод А. Гутермана)
Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права : учебник, схемы, хрестоматия
Джон Локк Два трактата о государственном правлении : трактат
Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник
Жан-Жак Руссо Об общественном договоре : трактат
Алексеев С.С. Теория государства и права : учебник
Джон Ролз Теория справедливости (Перевод с английского В.Целищев, В.Карпович, А.Шевченко)

1 Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия Томас Гоббс ( )Джон Локк ( ) Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 871, ЮАО, г. Москва

2 Т.ГОББС ДЖ. ЛОКК «Философское начало учения о гражданине» (1642 г.) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.) Взгляды сформировались под влиянием Английской революции XVII века «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) Взгляды сформировались в постреволюционный период

3 ОБЩЕЕ В УЧЕНИИ Т. ГОББСА И ДЖ.ЛОККА самые известные философы теории общественного договора до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии рассматривали индивида как основной элемент и трактовали государство как результат общественного договора между индивидами, заключенного с целью прекращения естественного (природного) состояния

4 ОБЩЕЕ В УЧЕНИИ Т. ГОББСА И ДЖ.ЛОККА Теория общественного договора есть теория сущности государства, а не теория возникновения государства Законы создаются по воле большинства, подчинение меньшинства решению большинства Разделяли естественный и гражданский закон

5 РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК естественное состояние - это война всех против всех, так как каждый преследует свои личные интересы и это ведет к взаимному уничтожению права и свободу люди передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, монарху Люди договариваются не из-за того, что нуждаются в защите друг от друга, а в силу необходимости вместе жить Они передают не всю власть монарху, а лишь часть ее – исполнение законов. Другая часть власти – законодательная, а третья - правосудие

6 РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК монарх обладает абсолютным правом и абсолютной свободой (абсолютная власть) Договор граждан между собой принцип разделения властей Договор между гражданами и правящей властью

7 РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК Полной отказ индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства Отрицается право восстания индивиды не жертвуют своими естественными правами. Естественные права никому и ни при каких обстоятельствах не передаются и никем не ограничиваются. народ сохраняет суверенитет, а также право отстранять власть имущих, не оправдавших доверия народа

8 РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК Сторонник абсолютной монархии Естественный закон есть предписание естественного разума, а гражданский закон есть принуждение верховной власти Критиковал абсолютную монархию Естественный закон есть прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, а гражданский закон есть общеобязательный акт законодательного органа, выражающий волю общества

9 РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК страх людей перед другими людьми заставляет их искать защиту у государства, чьим законам они дают согласие подчиняться. Когда все равны перед законом, исчезает основа для страха перед согражданами государство само может вызывать страх. Необходимо держать государство в рамках закона, заставив руководителей государства их соблюдать

Презентация на тему: " Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор." — Транскрипт:

1 Развитие обществознания в Новое время.

2 Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор отрицал. Идея разделения властей на законодательную и исполнительную

3 Французские просветители. Неисчерпаемость разума и, следовательно общественного прогресса. Равенство людей перед законом и правом. Человек находится в гармонии с природой Рост населения и климат приводят к соперничество- во.Появляется неравенство. Для установления гражданского мира заключается Общественный договор.

4 Трудовое общество. Общественные связи между людьми возникают на основе общественного разделения труда. Источник богатства-стремление человека к материальному благополучию. Условия процветания государства: -частная собственность, -невмешательство гос-ва в экономику, -свобода личной инициативы. Основные классы общества: -наемные рабочие(заработная плата), -капиталисты(прибыль), -крупные землевладельцы(рента), Столкновения неизбежны!

5 Золотой век социалистов-утопистов «Остров Утопия» «Город-Солнца» Утопия- 1.Место, которого нет, 2. Благословенная страна. Капитализм-основан на частной собственности.Свободы,равенства и братства принести не может. Идеальное общество- -социальная гармония, -общность интересов, -свободный труд, -равноправие в возможности применить свои способности. Производство должно развиваться на основе плана.Все члены общества трудятся.Бла- га распределяются по труду. Установление социалистического общества- объективный процесс.

6 Этапы развития общества. Попытка практического применения- община «Новая Гармония»

7 Гражданское общество Г.Гегеля. Система всеобщей зависимости Сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей -Абсолютная идея(Мировой дух) возвышается надо всеми. -основа развития-внутренние противоречия вещей. -отрицание отрицания. -обновление и преемственность.

8 На пути к научной социологии. Система наук- математика-астрономия-физика- химия-биология-социология (ввел впервые) Каждая наука опирается на предшествоющую и оперирует новыми понятиями. Два типа общества- -«военное»-основано на принуждении -«промышленное»-добровольное. Общество состоит из 3 систем: -производящая, -распределительная, -регулятивная(социальный контроль держится на страхе). Общество не должно поглощать личность!

9 Марксизм об обществе. -устарел, -виноват в наших бедах, -актуален, -мы до него не доросли. -Достижения общественных наук, -Развитие естественных наук.

10 Марксизм об обществе. Основа развития общества- трудовая деятельность людей В производстве 2 стороны- -производительные силы -производственные отношения.

11 Марксизм об обществе. Люди с их умениями и навыками В процессе производства- производственные отношения

12 Марксизм об обществе. конфликт

13 Марксизм об обществе. Через деятельность людей: -революции, -войны.

14 Марксизм о будущем Маркс: «…бьёт час капиталистической эксплуатации» -свобода выбора между умственным и физическим трудом, -труд не средство к жизни, а первая жизненная потребность, -всестороннее развитие личности, -высочайший уровень развития производительных сил, - «От каждого по способностям - каждому по потребностям»

15 Марксизм о будущем Какой вывод вам кажется наиболее реальным? Ответ обоснуйте.

Презентация на тему: " Теория происхождения государства. Договорная теория Выполнила: студентка 2 курса ГМУ 2 Панасенкова А. С." — Транскрипт:

1 Теория происхождения государства. Договорная теория Выполнила: студентка 2 курса ГМУ2 Панасенкова А. С.

2 Вопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На сей счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: 1.Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но мы «с высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. И в этом нет ничего зазорного, ведь мы все дети своего времени. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права

3 Государство это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории 1. Теологическая (божественная) теория 2. Патриархальная теория 3. Договорная (естественно-правовая) теория 4. Теория насилия 5. Органическая теория 6. Психологическая теория 7. Расовая теория 8. Материалистическая (марксистская) теория Теории возникновения государства

4 Возникла в Древней Греции, получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVIIXVIII вв. Зарождение, представители: Эпикур, Мо-Цзы, Руссо, Гоббс, Локк, Радищев, Монтескьё и др. Договорная (естественно- правовая) теория

5 Государству предшествовало естественное состояние человека, которое определялось разными мыслителями по-разному (царство личной свободы, золотой век человечества). Для обеспечения собственной безопасности и стабильности люди договариваются о создании государства – заключают между народом и правителем договор о создании государства. По этому договору люди уступают часть своих прав в обмен на гарантии собственной безопасности. При этом люди сохраняют за собой право расторжения такого договора при условии, что правитель будет нарушать его условия и не станет заботиться о своем народе. Суть договорной теории возникновения государства

6 1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение); 2) Носит демократический характер; 3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства; 4) Опирается на общественную практику; 5) Государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей Плюсы теории

7 1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе; 2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление; 3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут; 4) Договор не обладает юридической силой, т.к. появился раньше государства. Минусы теории

8 Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Заключение

1. Общественный договор и естественное состояние

• государству предшествует естественное состояние, в котором так или
иначе сталкиваются интересы людей
• ради мира и благополучия заключается общественный договор между
каждым членом общества и создаваемым государством.
• По этому договору люди передают часть своих прав государственной
власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется
охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности,
свободу, безопасность.
• Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это
уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и
сменяемые по его воле.

• Теория договорного происхождения государства не отвечает на
вопросы: где, когда и каким образом состоялся общественный
договор, кто был его участником или свидетелем. Тем не менее,
это фактически первый созданный людьми общественнополитический институт, оказывавший и оказывающий огромное
воздействие на жизнь всего общества и отдельных его членов. Его
можно планомерно совершенствовать, преобразовывать,
приспосабливать к изменяющимся условиям.
• каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не
в состоянии подчинить человека без его согласия. Человек не
обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;
• основой любой законной власти среди людей могут быть лишь
соглашения: законная власть возникает в результате
добровольного соглашения свободных и добродетельных людей.
При этом божественное происхождение власти отвергается;

• С 1608 обучает сыновей аристократов, тем самым попадая в круги
интеллектуальной элиты Англии
• В годы Гражданской войны жил во Франции
• Был учителем принца Карла, но позже получил у Кромвеля
разрешение вернуться
• Активно увлекся геометрией
• Математика и механика для Гоббса – идеальные образцы
научного мышления.
• Государство—составной механизм
• Левиафан (1651)

4. Общество по Гоббсу

• Общество—искусственное образование, а не естественное /как в
античной традиции/
• Возникает не из потребности к общению, а существует не в виде
системы связей
• Основа-рациональный подход, договор

• Человеческая природа—радикальный эгоизм
• Человек человеку—волк, война всех против всех
• Человек в естественном состоянии не зол. Но он стремится к
всему, чего желает. Злы не желания, а поступки из них исходящие
• Человек в ЕС вовсе не является дружелюбным и общительным.
Он ищет выгоду
• Общества образуется ради собственного блага его членов, а не
ради общего блага. Но гораздо больше блага человек может
получить не благодаря сообществу, а с помощью господства
• Почему люди внушают страх друг другу? Из-за своего равенства
• Если бы человека не принуждал страх перед властью, то он
избегал бы обязанностей и не доверяли бы друг другу.

• Человек в естественном состоянии не зол.
• Природа заставляет его избегать зла. В особенность самого
величайшего—смерти
• Естественное право—это свобода в использовании своих
способностей для достижения цели
• Естественное право:
• Право каждого на все
• Свобода использовать любые средства, без которых человек не сможет
существовать
• Война всех против всех приводит к взаимоуничтожению.
Необходимо искать мир
• Ограничение собственной свободы ради безопасности. Разумный
эгоизм

• Абсолютная свобода переходит в свободу гражданскую,
ограниченную.
• Ограничения обеспечиваются законом и защищаются властью
• Все это устанавливается общественным договором
• Это договор, заключенный гражданами между собой о том, чтобы
повиноваться такой власти, которую изберет большинство.
• Избранием этой власти политические полномочия народа
заканчиваются.
• Меньшинство связано также крепко повиновением государству, как и
большинство.
• Люди отказываются от своего права на все и переносят его на суверена
• Подчинение власти основано на страхе смерти. Именно на этом страхе
установлены договоры.
• Но ограничение! Никто не может обязать себя не сопротивляться
смерти
• Гражданское сообщество: искусственное образование основанное на
разуме и обеспечиваемое властью

8. Суверен по Гоббсу

• Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за
исключением тех, которые сочтет целесообразным
предоставить им правительство.
• человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого
нет силы защитить его
• Отрицается право восстания, потому что правитель не связан
никаким договором, тогда как его подданные связаны.
Объединенное таким образом множество людей называется
государством. («Левиафан»)

9. Государство

• Один властитель подчинил всех своей воле: естественное,
деспотическое государство
• Граждане по своей воле подчинили себя господству одного или
собранию нескольких. Это политическое государство
• Власть не может быть разделена! Монарх или парламент, но
никак не система сдержек и противовесов. Иначе гражданская
война
• Суверен наделяется правом вершить суд, обеспечивать
безопасность, объявлять войну и заключать мир
• Верховный правитель неподсуден, обладает абсолютной властью,
не связан законами государства

• верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется
сувереном. Власть суверена в системе Гоббса – неограниченна.
• суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше,
чем анархия
• «тирания» это просто монархия, которую употребляющий это
слово не любит.
• участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается
первым избранием монарха. Престолонаследование должно
определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи,
когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно
изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если
он не имеет детей, и не должно существовать таких законов, которые
мешали бы ему сделать иной выбор.


распад государства, а именно:
– предоставление суверену слишком малой власти;
– разрешение личных суждений подданным;
– теория о том, что всё, что против совести, является грехом;
– вера во вдохновение;
– доктрина о том, что суверен должен подчиняться гражданским законам;
– признание абсолютного права частной собственности;
– разделение верховной власти; подражание грекам и римлянам;
– отделение светской власти от духовной;
– отказ могущественных подданных и свобода спора с сувереном.

• Демократия
• Аристократия
• Монархия
• Произвол ограничен тем, что каждый может защищать свою
жизнь и здоровье всеми способами
• Ориентир суверена: благо народа—высший закон
• Верховный властитель должен обеспечить безопасность, чтоб
народ пользовался результатами своего труда

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: