Государство как общественный договор обязанности государства и граждан

Обновлено: 28.03.2024

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется «общественным договором».

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса ,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

Джон Локк об общественном договоре.

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704).

В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается «общественный договор» между людьми , так возникает государство.

Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу.

Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами . Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.

Локк стал основателем классического либерализма. Он поддерживает идею о том, что государство - это результат общественного договора. Исходя из эмпиризма, он считает, что человек изначально ни добр и ни зол, а каждый человек - результат опыта. Поэтому дальнейшее развитие человека и общества зависит от опыта, от того, как общество будет организовано.

Теория общественного договора – это концепция, объясняющая происхождение государства тем, что между людьми существует договор, который отражает их соглашение о переходе из естественного состояния в гражданское состояние.

Истоками данной концепции можно считать учения раннего буддизма, древнегреческой китайской философии, концепции античности (труды Лукреция Кара или Эпикура), философские течения Средних веков. В современном виде теория общественного договора была сформирована в XVII-XVIII веках учеными Западной Европы.

В качестве основателя данной теории называют голландского государственного деятеля и юриста, философа Гуго де Гроота. По его мнению, у власти нет божественного происхождения, ее создание – заслуга людей, которые стремятся к праву и общей пользе.

Наибольший вклад в развитие теории договорного происхождения государства вложили такие ученые как:

  • Томас Гоббс,
  • Джон Локк,
  • Жан-Жак Руссо.

Теория общественного происхождения государства Томаса Гоббса

Английский философ XVII века Томас Гоббс изучал вопросы происхождения государства, которые изложил в труде «Левиафан». В этом труде также впервые была изложена его трактовка теории общественного договора.

В соответствии с теорией Гоббса создание государства предваряет естественное состояние людей, характеризующееся их абсолютной свободой и равенством прав и способностей. Естественное состояние – это война всех против всех. Человек в абсолютной свободе стремится к анархии, борьбе, хаосу, способен оправдать даже убийство.

Как следствие, абсолютная свобода требует введения ограничений, способных принести блага и порядок всему обществу. Существование в состоянии мира обусловлено взаимными ограничениями свободы людей. По этой причине люди договариваются о введении ограничений, что называется общественным договором.

Готовые работы на аналогичную тему

Договорившись между собой, люди осуществляют передачу полномочий, суть которой состоит в поддержании порядка и защите договора, отдельным людям или их группам. Этот процесс и становится процессом создания государства.

Государство обладает суверенитетом и независимостью от внутренних и внешних сил. Власть государство имеет абсолютный характер, позволяющий ему применять любые меры принуждения по отношению к гражданам. В качестве идеального государства Томас Гоббс рассматривал абсолютную монархию, которая характеризуется неограниченной властью по отношению к населению.

Теория общественного происхождения государства Джона Локка

Также в XVII веке вопросами общественного происхождения государства занимался английский философ Джон Локк. Им был написан труд «Два трактата о государственном правлении».

Джон Локк имеет иной взгляд на естественное состояние людей. Он не согласен с тем, что оно представляет собой войну всех против всех. Абсолютная свобода выступает не источником борьбы, а выражением естественного права на равенство и готовность следовать природным, естественным законам. Наличие у людей такой естественной готовности позволяет им осознать необходимость объединения ради общего блага. Так люди сохраняют свою свободу, но часть функций делегируют государству в лице правительства, которое работает над развитием общества.

Государство нацелено на защиту естественных прав своих граждан, в том числе на свободу, жизнь и собственность. Согласно Локку государство не имеет абсолютной власти, оно получает лишь часть естественной свободы граждан. При этом государство обязано защищать права своих граждан, в том числе на свободу.

Наличие прав у гражданина ведет к возникновению у него обязанностей перед государством и обществом. Общественный договор определяет ответственность государства перед обществом. При невыполнении государством своего долга перед обществом, государство может утратить свою власть, поскольку люди имеют право на борьбу против него.

Таким образом, Джоном Локком высказывались мысли о демократической основе государства. В качестве идеала он рассматривал английскую конституционную монархию, которая способна уравновесить интересы личности и государства.

Теория общественного происхождения государства Жан Жака Руссо

Жан-Жак Руссо является основоположником отдельного направления общественной мысли – политического радикализма. Его вклад в теорию общественного договора как источника формирования государства отличается от мнение других ученых. Руссо, высказывая свое мнение о данной теории, отмечал ошибки предыдущих мыслителей, состоящие в рассмотрении «дикого» человека как гражданина. Он считал естественное состояние человека определенной гипотезой, которая обеспечивала лучшее понимание человека.

Вопрос теории общественного происхождения государства рассматривался Жан-Жаком Руссо в рамках его труда «Об общественном договоре». В этом труде Жан-Жак Руссо высказывал мнение об обязанности государства осуществлять защиту личности и имущества каждого члена общества. Именно предоставление такой защиты побуждает граждан вступать в договорные отношения с государством. При этом за гражданами сохраняется право на расторжение договора, если выявляются случаи злоупотребления властью со стороны государства или попытки установления диктатуры посредством революции.

По мнению Жан-Жака Руссо, необходимо ограничивать естественное состояние для обеспечения цели полезности, которую может принести объединение, основанное на общественном договоре. Полезность состоит в том, что люди следуют общей цели, определяя приоритетность общественных интересов перед частными.

Руссо также отмечал необходимость оценки политического устройства в зависимости от социально-политического положения населения государства.

В основе происхождения государства согласно Руссо находится политическое неравенство, следствием которого является предложение богатых членов общества защищать все общество посредством учреждения публичной власти. Люди, желающие обрести свободу и равенство, по доброй воле вступают такой договор и образуют государство.

Что такое общественный договор? Суть кратко, простыми словами. Теория общественного договора: концепция и суть. Общественный договор и государство. Сторонники и представители теории общественного договора: Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак-Руссо.

Фото Общественный договор - это. Теория общественного договора Руссо, Гоббса и Локка

Джон Трамбулл. Представление Декларации независимости США на заседании континентального конгресса (1817-19 гг.)

Что значит общественный договор. Простыми словами

Общественный договор - это концепция, гласящая, что люди добровольно отказываются от некоторых своих прав в пользу общества и государства, чтобы те защищали их права и обеспечивали безопасность.

Изначально люди жили в состоянии полной свободы, объясняли авторы данной теории: например, сильный мог убить слабого или забрать его имущество. Тогда, чтобы обеспечить безопасность и справедливость, люди заключили неформальный договор друг с другом о правах и обязанностях. Так появилось общество, а затем и государство.

Суть теории общественного договора в том, что государство служит людям - они согласились подчиняться законам и власти в обмен на безопасность и защиту своих прав. Если же власти станут нарушать договор с народом, нарушать права людей, то граждане вправе расторгнуть договор и свергнуть правительство, потерявшее легитимность.

Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.

Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.

Теорией общественного договора вдохновлялись участники революций, свергнувших монархию в Англии в XVII веке и во Франции в XVIII веке, а также участники Войны за независимость в Северной Америке. Идеи общественного договора легли в основу государственности США - они отражены в Декларации независимости и Конституции.

Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк

Наиболее известные представители теории общественного договора - Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо.

Томас Гоббс - английский философ XVII века. Он первым сформулировал идею общественного договора в своем сочинении «Левиафан» (1651 год). По версии Гоббса, древние люди жили в «естественном состоянии» анархии - без общества, государства и законов. Это была «война всех против всех» - люди жестоко сражались за ресурсы.

Все изменилось, когда возник общественный договор - люди стали добровольно отказываться от части своих прав, писал Гоббс. Например, от права убивать друг друга. Так появилось общество, а затем и государство, защищавшее права людей. Инструменты государства - принуждение и сила.


«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса

Англичанин Джон Локк , один из отцов либерализма, развивал идеи общественного договора в «Двух трактатах о правлении» (1689 год). Как и Гоббс, он писал о естественном состоянии полной свободы, на смену которому пришло общество и государство.

У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.

Государство не может нарушать законы и покушаться на естественные права людей. Если оно это делает, то народ имеет право на восстание против тиранической власти, считал мыслитель. Даже состояние естественной свободы - анархии - лучше, чем деспотизм, полагал Локк. Ведь при анархии каждый может защищать себя от чужих посягательств, а при тариническом режиме защититься невозможно.

Локк выступал сторонником конституционной монархии, правового государства и гражданского общества. Также Джон Локк - автор идеи о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая сегодня считается обязательным признаком демократии.


Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста

Жан-Жак Руссо - французский просветитель XVIII века. В трактате «Об общественном договоре» (1762 год) он изложил идею народного суверенитета. Владыка - народ, а монархическое или республиканское правительство - лишь его служитель, считал Руссо.

Народ является источником власти, и эта власть неотчуждаема, поэтому необходимо прямое народное представительство, писал Руссо. Английский представительный парламент вызывал у него насмешку - люди избирают депутатов, а затем оказываются у них в рабстве. Граждане должны сами определять нормы, по которым будут жить, а в случае необходимость - пересматривать эти нормы, учил просветитель.

Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.


Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images

Общественный договор является теорией, объясняющей происхождение гражданского общества, государственности, права в результате соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает под собой, что человечество частично откажется от суверенитета, передаст его в руки правительству либо иной власти для того, чтобы получать или поддерживать строй общества через призму господства права. Общественный договор подразумевает под собой соглашение управляемыми на наборе правил, по которым они ими управляют.

Самыми известными представителями теории общественного договора являются:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Жан-Жак Руссо.

Томас Гоббс и его теория общественного договора

В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы, равных в собственных правах и возможностях. Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех». Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком.

В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы любого для общего блага и порядка во всем. Люди должны ограничить собственную свободу для того, чтобы могли жить и развиваться в состоянии мирного общества. Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором.

Готовые работы на аналогичную тему

Ограничив собственную естественную свободу, люди совместно с этим отдают полномочия поддержания порядка, а так же надзора за соблюдением условий договоренности какой-либо группе или конкретному человеку. Так появилось государство, власть которого является суверенной, то есть независимой абсолютно ни от каких внешних либо внутренних сил. Государственная власть, по мнению Гоббса, должна быть абсолютной, государство имеет право в общественных интересах в целом принимать какие угодно меры принуждения к своим гражданам. Именно поэтому идеал государства для Гоббса - абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе.

Джон Локк об общественном договоре

Несколько отличных взглядов придерживался другой мыслитель английского происхождения 17 века. В своих работах он выдвинул другой взгляд на первоначальное, естественное состояние человечества.

В отличие от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства, а так же готовности последовать разумным природным, естественным законам.

Эта естественная готовность человечества подвела его к осознанию того, что в интересах общественного блага важно, сохранив свободу, группу функций передать правительству, призванному обеспечивать дальнейшее успешное развитие общества. Так достигался общественный договор между людьми, именно так происходит государство.

Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность. С

ледует отметить, что Локк существенно отошел в сторону от теории Гоббса. Гоббс акцентировал внимание на абсолютной власти государства над обществом и человечеством. Локк же делает акцент на другое: люди передают государству только частицу собственной естественной свободы. Государство ставит своей обязанностью защиту их естественных прав на собственность, жизнь и свободу. Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом.

При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью. По мнению Локка, общественный договор предполагает ответственность государства перед людьми. Если государство не выполнило собственный долг перед гражданами, если оно нарушило их естественные свободы - люди имеют право на борьбу, направленную против такого государства.

Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой воплощается равновесие интересов человека и государства.

Взгляды Локка получили мощное выражение в:

  • "Декларации независимости США";
  • "Декларации прав человека и гражданина Франции".

Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо

Жан Жак Руссо являлся одним из наиболее крупных представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора имела множество отличий от взглядов Гоббса и мировоззрений Локка.

Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой. Человек не имеет нужд ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематичном труде. Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех». Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности. Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду.

Неравенство развивалось медленно: изначально признаются богатство с бедностью, позже - могущество с беззащитностью, в итоге - господство с порабощением. Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству.

Общественный договор – это теория, которая объясняет, как сформировалось гражданское общество и государство в качестве соглашения между всеми людьми.

Понятием общественного договора предусматривается, что люди должны частично отказаться от суверенитета, передав его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй посредством господства прав и свобод. Общественный договор предполагает соглашение управляемыми на набор правил, которые должны соблюдаться при управлении. К наиболее известным философам теории общественного договора относят;

Томаса Гоббса По данной теме мы уже выполнили эссе Схоластическое аспекты политического проекта Томаса Гоббса подробнее , Джона Локка По данной теме мы уже выполнили реферат Теория познания Д. Локка подробнее , Жан-Жака Руссо.

Томас Гоббс и его взгляд на теорию общественного договора

Томас Гоббс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Томас Гоббс и концепция подробнее – английский философ XVII века, впервые изложивший в своем труде «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической, то аргументированной, форме.

Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее считал, что появление государства предупреждает так называемое естественное состояние, то есть состояние абсолютной, не ограниченной ничем свободы людей, имеющих равные права и способности. Все равны между собой и в желании господствовать и обладать одними и теми же правами. В связи с этим, естественным состоянием Гоббс считал состояние войны всех против всех. Абсолютная свобода человека – это его стремление к анархии и хаосу, к беспрерывной борьбе, в которой есть место оправданию убийства человека другим человеком.

Готовые работы на аналогичную тему

В такой ситуации естественным выходом представляется ограничение абсолютной свободы каждого человека, для порядка и блага всех окружающих. Люди должны взаимно ограничивать свободу друг другу, чтобы жить в условиях общественного мира. Они договорились между собой о таком ограничении, которое и получило название общественного договора.

Вместе с ограничением своей естественной свободы, люди передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора какой-то группе или отдельному индивиду. Так возникает государство с суверенной властью, то есть независимой ни от каких внешних или внутренних обстоятельств. Государственная власть, как считал Гоббс, должна быть абсолютной, государство может в интересах общества предпринимать любые шаги принуждения относительно своих граждан. В связи с этим идеал государства – это абсолютная монархия с неограниченной властью по отношению к обществу.

Джон Локк и общественный договор

Джон Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее придерживался немного других взглядов. В своих работах он выдвигал иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. Локк считал первоначальной абсолютной свободой людей не источник войны всех против всех, а выражение их естественного равенства и готовность следовать за разумными естественными природными законами. Такая естественная готовность людей вызывает осознание того, что для достижения общего блага необходимо, сохраняя свободу, часть функций отдать правительству, которое будет обеспечивать дальнейшее общественное развитие. Таким образом достигается общественный договор между людьми и возникает государство.

Основной целью государства является стремление защитить естественные права людей, право на жизнь, свободу и собственность. Локк значительно отошел от теории Гоббса. Гоббс говорил об абсолютной власти государства над обществом. Локк же делает акцент на другом: люди отдают государству только некоторую часть своих естественных свобод. Государство же должно защитить их естественные права на жизнь, свободу и собственность. Чем больше прав дано человеку, тем шире круг его общественных обязанностей. При этом у государства нет абсолютной произвольной власти. По мнению Локка, общественные договор предполагает ответственность государства перед гражданами. Если государство не будет выполнять своего долга перед людьми, то оно нарушит естественные свободы и люди могут бороться против такого государства.

Локка часто относят к основным теоретикам демократического государственного устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой интересы личности и государства находятся в равновесии.

Теория общественного договора Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Просвещения Жан-Жак Руссо подробнее – крупнейший представитель французского Просвещения По данной теме мы уже выполнили реферат Философия французского Просвещения подробнее . Его теория общественного договора имеет значительные отличия от взглядов Локка и Гоббса.

Руссо трактовал естественное состояние людей как первобытную гармонию с природой. Человеку не нужны ни общественные ограничители, ни мораль, ни систематический труд. Способность к самосохранению удерживает человека от войны всех против всех. Но население постоянно увеличивается, изменяются природные и географические условия, развиваются потребности и способности людей, что в конечном счете вызывает установление частной собственности. Общество становится классовым, появляются богатые и бедные, могущественные и притесненные, враждующие между собой.

Неравенство нарастает постепенно: сперва признаю бедность и богатство, чуть позже – могущество и беззащитность, а в последнюю очередь – господство и порабощение. Обществу необходим гражданский мир, в чем и заключается общественный договор, в соответствии с которым власть над обществом передается в руки государства.

Руссо считал основой государственной власти волю и свободы каждого отдельного человека. Эти воля и свобода остаются абсолютными, неограниченными даже после заключения общественного договора. В связи с этим Руссо выдвинул свой знаменитый тезис, касающийся того, что носитель и источник власти – народ, который может и должен свергать власть, нарушая условия общественного договора. Суверенным является не государство, а народ. Именно народом творятся законы, он же их и меняет, принимая новые.

Такие взгляды отличает радикализм и революционность. Именно они являлись основой идеологии самой крайней группы революционеров периода Французской революции – якобинцев, выступая обоснованием якобинского террора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: