Государство и право ссср в условиях великой отечественной войны

Обновлено: 28.03.2024

22 июня 1941 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Было введено военное положение, объявлена мобилизация. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции государства также были подчинены решению основной задачи — разбить врага.

В период войны продолжали действовать все органы государственной власти, предусмотренные Конституцией СССР 1936 г. (Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР, Верховные советы союзных республик, областные советы и др.). При этом не проводились очередные выборы в органы советской власти и продолжали работать Советы старого созыва. Высший орган власти – Верховный Совет СССР в годы войны в силу чрезвычайных обстоятельств работал нерегулярно, периодичность созыва сессий этого органа нарушалась. Фактически все основные решения в данный период оперативно принимались Президиумом Верховного Совета СССР посредством указов. Также в условиях военного времени продолжали функционировать и органы отраслевого управления – народные комиссариаты, но их система была изменена за счет формирования специальных военно–промышленных наркоматов (например, танковой промышленности, минометного вооружения). Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особых органов власти. Так, 30 июня 1941 г. был образован Государственный комитет обороны (ГКО), в который входили высшие государственные и партийные деятели. ГКО на период войны стал высшим органом государственной власти. К числу ключевых органов, созданных в начальный период войны, относились также Ставка Верховного Главнокомандования, являвшаяся высшим военным органом, и Совет по эвакуации, деятельность которого обеспечила быстрый перевод экономики страны на военные рельсы. Позднее создавались и другие органы. Так, в августе 1943 г. при СНК

СССР был образован специальный Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации. В период войны в СССР произошли определенные территориальные изменения. Так, в 1944 г. в состав Советского государства на добровольной основе вошла Тувинская Народная Республика на основании решения высшего органа власти Тувы – Малого Хурала. Решение о принятии Тувы в состав СССР было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1944 г. В итоге Тува была включена в состав РСФСР на правах автономной области. В 1945 г. был подписан договор между Чехословакией и СССР, в соответствии с которым в состав Советского государства вошла Закарпатская Украина, – она была включена в состав Украинской ССР. В этом же году по договору СССР с Польшей был произведен обмен территориями – Белостокская область отошла к Польскому государству, а район с центром в городе Владимир-Волынский – к Украинской ССР. На Крымской конференции в феврале 1945 г. решение о присоединении к СССР западных областей Украины и Белоруссии было признано правомерным. После победы над Германией и Японией к СССР официально перешла часть Восточной Пруссии, а также территория Южного Сахалина и Курильские острова.

Изменения в праве в этот период обусловлены прежде всего войной с фашистской Германией и решали проблемы, вызванные ею.

В условиях военного времени сохраняли свою силу нормативные акты, принятые в довоенный период. Как и государственный механизм, в части своей они оказались применимы в чрезвычайной обстановке. С целью эффективного регулирования общественных отношений в период войны было сформировано законодательство военного времени, которое было весьма жестким, но в итоге обеспечило победу над врагом. Большинство актов, принятых во время войны, носило временный характер. Вскоре после ее окончания они либо были отменены, либо сами утратили силу в связи с изменением обстановки. Однако ряд актов (например, в семейном праве) продолжали действовать и в послевоенную эпоху. Законов в годы войны было издано мало, так как Верховный Совет СССР собирался редко и нерегулярно. Гораздо чаще принимались указы Президиума Верховного Совета СССР.

Военным временем были обусловлены изменения в правовом регулировании имущественных отношений. Так, государством устанавливались ограничения прав собственности на определенное имущество. Для противодействия возможным паническим настроениям все граждане должны были сдать имевшиеся у них радиоприемники; для нужд фронта государство осуществляло реквизицию автомашин и других транспортных средств, у колхозов происходило отчуждение лошадей и техники.

Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории, так что всякого рода гражданско-правовые сделки, совершённые на территории во время её оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства, признавались недействительными. Так, имущество эвакуировавшихся граждан оказывалось в чужом фактическом владении, причем эти владельцы нередко не склонны были возвращать имущество по принадлежности. Во многих случаях вещи выбывших граждан переходили до их возвращения из одних рук в другие. Поэтому одной из наиболее распространенных категорий дел в судах в период войны и в первые послевоенные годы стали споры о возврате имущества из чужого незаконного владения (виндикация).

Государство стремилось обеспечить дополнительными правовыми гарантиями в первую очередь собственников (владельцев) – фронтовиков и членов их семей. Так, в августе 1941 г. СНК СССР установил, что на время войны за всеми лицами, состоявшими на военной службе, бесплатно сохранялась их жилая площадь. Временные жильцы, поселившиеся в

жилом помещении военнослужащего, должны были немедленно ее освободить по возвращении хозяина. За эвакуированными гражданами также сохранялась их жилплощадь при условии надлежащего оформления эвакуации и внесения квартплаты. В этом случае возвратившийся из эвакуации был вправе в судебном порядке требовать освобождения занятого жилья. Если же жилье было предоставлено лицу, переселенному из разрушенного здания, возвратившийся мог ходатайствовать в местном совете о выделении ему другой жилплощади. Не сохранялось жилье только за одной категорией эвакуированных – теми, кто уехал вместе со своим перевезенным предприятием. Такие граждане получали жилье на новом месте, а их прежняя жилплощадь поступала в распоряжение местных советов для наделения нуждавшихся в ней лиц.

Изменения в годы войны произошли и в советском наследственном праве. Значительное ухудшение материального положения граждан поставило на повестку дня вопрос об упрощении для наследников процедуры получения наследства. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1942 г. были приостановлены «в связи с обстоятельствами военного времени» сроки принятия наследства по ст. 430 и 433 ГК РСФСР (они составляли 6 месяцев). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры. 14 марта 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «О наследовании по закону и по завещанию». Он значительно изменил механизм наследования – впервые в наследственном праве устанавливалась очередность наследования (3 очереди). Наследники первой очереди наследовали имущество в равных долях, наследники последующих очередей могли привлекаться к наследованию только при отсутствии наследников предшествующей очереди. По завещанию гражданин мог оставить свое имущество одному или нескольким лицам из числа наследников по закону (любой очереди), а также государственным органам и общественным организациям. Тем самым свобода завещания была ограничена кругом наследников по закону. Наследодатель получал право оставить наследство любому лицу только в том случае, если у него не было наследников по закону.

Семенное право было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о супругах.

- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В соответствии с данным актом налогом облагались одинокие и семейные, не имевшие детей граждане: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины в возрасте от 20 до 45 лет. От уплаты налога освобождались военнослужащие и их жены, учащиеся средних и высших учебных заведений (мужчины – до 25 лет, женщины – до 23 лет), лица, которым по состоянию здоровья было противопоказано деторождение.граждан.

- 8 июля 1944 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждения ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». Этот акт, несмотря на его отдельные достоинства (например, был увеличен отпуск женщине по беременности и родам с 63 до 77 дней, вводились государственные награды женщинам–матерям), мгновенно отбросил отечественное семейное законодательство на столетие назад.

- Усложнялся процесс развода, который производился теперь только в судебном порядке. Причём процесс состоял из двух стадий: принятие мер к примирению супругов в народном суде и решение вопроса о разводе в суде вышестоящем. - - Указ запрещал установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Добровольное признание отцовства, а также отыскание отца в судебном порядке запрещалось. У детей не возникало права на получение алиментов от фактического отца. Незначительное смягчение указанных правил произошло 14 марта 1945 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью. Для того чтобы учесть интересы внебрачных детей, государство выплачивало их матерям денежные пособия. Однако они были очень незначительны (50 рублей) и не могли заменить алиментные платежи.

- В 1943 году были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении. Усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей с присвоением им фамилии и отчества усыновителей.

В связи обстановкой военного времени чрезвычайные меры в сфере правового регулирования труда, предпринятые в предвоенный период, были еще более ужесточены

- 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ.

- Указ от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», администрация предприятий получала право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день. Кроме того, этим же указом отменялись очередные и дополнительные отпуска. Отпуска сохранялись только за подростками, не достигшими 16-летнего возраста, остальным работникам предусматривалась денежная компенсация, которая переводилась на депозит и до окончания войны не могла быть получена.

- 26 декабря 1941 г. был издан очередной Указ Президиума Верховного Совета СССР, который значительно повысил ответственность за самовольный уход с работы граждан, трудившихся на предприятиях военной промышленности. Этот указ объявил всех рабочих и служащих предприятий военной промышленности мобилизованными и закрепленными на период войны за теми предприятиями, на которых они работали. За нарушение этой нормы виновный привлекался к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет. Позднее положения этого Указа были распространены на другие категории работников (в угольной, нефтяной, текстильной и другой промышленности).

- 26 декабря 1941 г. был издан очередной Указ Президиума Верховного Совета СССР, который значите Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. все рабочие и служащие железнодорожного транспорта были признаны мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте на все время войны. Позднее этот указ был распространен на трудящихся речного и морского транспорта.

- 10 августа 1942 г. было принято Постановление СНК СССР, которое подробно определяло порядок привлечения граждан к трудовой повинности (сроки привлечения, оплата труда, основания освобождения от выполнения повинности). Привлечение к трудовой повинности допускалось на срок до 2 месяцев для заготовки топлива и других оборонных работ, в том числе и в другой местности. Освобождались от повинности женщины в возрасте до 16 и старше 50 лет и мужчины в возрасте до 16 и старше 55 лет.

- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

- 6 июня 1945 года была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве. Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году. На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6 - 10-х классов, студентов техникумов и вузов. В колхозном праве того периода были введены и действовали чрезвычайные меры.

В годы Великой Отечественной войны общая часть советского уголовного права не подвергалась существенным изменениям. В силу того что на оккупированных врагом территориях продолжало действовать советское право, за все деяния, совершенные советскими гражданами и считавшиеся преступными по советскому уголовному законодательству, они подлежали соответствующей ответственности. При этом наиболее жесткие меры применялись к лицам, изменявшим своему государству и сотрудничавшим с оккупантами. Что касается особенной части, то были криминализированы деяния, характерные для военной эпохи.

- Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. была введена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения – за совершение таких действий предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

- В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну. Санкцией за такое деяние предусматривалось лишение свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан – до 3 лет.

- 19 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, в соответствии с которым за пособничество фашистам и преступления против местного населения на оккупированных территориях вводились новые виды наказаний – повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания. document.getElementById("rek1").innerHTML='

'; //document.getElementById("rek2").innerHTML=' '; //document.getElementById("rek3").innerHTML=' '; //document.getElementById("rek4").innerHTML=' '; //document.getElementById("rek5").innerHTML=' ';

Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло более 50 лет. Этот срок можно соотнести со всей Историей Советского государства, чтобы понять, что по продолжительности этот период составляет ее большую половину и превосходит все, что было до нее и было после.

Германское государство в течение длительного срока готовилось к этой разрушительной войне, экономика и право Германии служили надежной опорой в этой агрессивной политике. 22 июня началась самая разрушительная и самая губительная в мире война. Страна была превращена в единый боевой лагерь. В сфере государственного управления были созданы новые органы. Изменен порядок комплектования и прохождения военной службы.

Права военного командования были существенно расширены. С врагом стал на битву весь советский народ, все советское государство. 1418 ночей и дней длилась война и закончилась победой советского народа, перед страной встала необходимость восстановления народного хозяйства.

Был принят пятилетний план.

1. Изменение в государственном аппарате в годы войны и послевоенные годы

22 июня 1941 года Германия, вероломно нарушив пакт о ненападении, развязала войну против Советского Союза.

Возникла необходимость перестройки государственного аппарата на военный лад. 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принимает указ "О военном положении".

Согласно данного указа: "Военное положение в соответствии с ст.49 Конституции СССР, объявлялось в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности".

В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечение общественного порядка и государственной безопасности принадлежат Военным Советам фронтов, армий, военных округов, а там где нет Военных Советов - высшему командованию соединений.

В местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставляется право:

* привлекать граждан к трудовой повинности,

* устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей,

* объявлять трудовую и автогужевую повинность,

* регулировать время работы,

* воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении.

СНК СССР и ПБ ВКП(б) обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена программа по борьбе с фашистскими агрессорами. В период Великой Отечественной войны сохранили свои полномочия и действовали высшие органы государственной власти: Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет народных комиссаров, общественные ведомства, местные советские органы.

При СНК СССР создан ряд новых органов:

1. Совет по эвакуации,

2. учреждения, ведавшие снабжением народного хозяйства:

Создан ряд новых народных комиссариатов по отраслям, производивших вооружение, боеприпасы, снаряжения.

В период Великой Отечественной войны произошли характерные изменения в структуре наркоматов. Наркомат являлся центральным отраслевым органом.

Произошли следующие изменения:

* были упразднены учетно-статистические подразделения;

* упразднены отделы и управления учебными заведениями;

* упразднено юридическое бюро.

1 июля 1941 года Совет народных комиссаров принял постановление "О расширении прав наркомов СССР в условиях военного времени", на основании которого руководителям центральных органов предоставлено право перераспределения капитальных вложений в строительство перспективных планов.

В истории развитии государственного аппарата выделяется 2 этапа:

* от начала войны до конца 1942 года;

* с начала 1943 года до конца 1945 года.

К началу Великой Отечественной войны из административно-политических органов существовал лишь созданный указом Президиума Верховного Совета СССР наркомат государственного управления. Члены наркоматов, Государственного Комитета Обороны персонально отвечали за различные области работы.

Произошли существенные изменения в органах разведки и контрразведки. В городах, расположенных в непосредственной близости от фронта, создавались чрезвычайные органы - городские комитеты или штабы обороны (1941 г.).

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 17 июля 1941 года и 10 января органы военной контрразведки были выделены из наркома обороны. И преобразованы в особые отделы с подчинением их Наркомату Внутренних дел СССР.

Исходя из сложившейся обстановки и в целях более тесного объединения усилий органов государственной безопасности, указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1941 года НКВД и НКГБ объединены в единый наркомат внутренних дел.

На организацию государственного управления оказало влияние в стране введение специальных режимов в соответствии с Указом о военном положении высшим чрезвычайным органом был Государственный Комитет Обороны (ГКО). Этот орган был узко коллегиальным (9 чел). Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР принял постановление об образовании ГКО 30 июня 1941 года.

Ввиду создавшегося чрезвычайного положения было признано необходимым:

1. Создать Государственный Комитет Обороны.

2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороны. Произошли изменения в руководстве Вооруженными Силами. Строительство Вооруженных Сил.

В июле 1941 года образован орган стратегического руководства вооруженной борьбой - Ставка Верховного Главнокомандования. ГКО постановил: Ставку Главного Командования преобразовать в ставку Верховного Главнокомандования и определить ее в составе: Председателя ГКО т. Сталина, заместителя Председателя ГКО т. Молотова, Маршалов Тимошенко, Буденного, Ворошилова, Шапошникова, Начальника Генштаба генерала армии Жукова. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы округов.

Ставка Верховного Главнокомандования имела следующие функции:

* Координация действия фронтов,

* Контроль за исполнением директив верховного Главнокомандования,

* Подготовка и осуществления операций.

Для партийного руководства Вооруженными силами в июле 1941 года в соответствии с Указом Верховного Совета СССР о реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-крестьянской Красной Армии 16 июля 1941 года.

Управления и отделы политической пропаганды были реорганизованы в политические управления, политические отделы РККА. Во всех полках и дивизиях ввести институт военных комиссаров, а во всех ротах, батареях - институт политических руководителей.

Деятельность военных комиссаров регулировать положение о военных комиссарах. Военным Советам фронтов, армий было предоставлено право присваивать внеочередные звания начальствующему составу, младшим командирам и красноармейцам, отличившимся в боях за Родину.

Присвоение лучшим соединениям действующим армии гвардейским наименований стало мощным стимулом для остальных в совершенствовании боевого мастерства. В декабре 1941 года появилась гвардейская авиационная часть, в январе 1942 года - артиллерийские части, появились гвардейские армии, гвардейские корабли. Всем гвардейским частям и подразделениям в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР вручались особые гвардейские знамена, а кораблям гвардейский военно-морской флаг.

Начальствующему составу гвардейских соединений и частей выплачивался полуторный оклад, а рядовому составу - двойной оклад денежного содержания. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года устанавливались гвардейские звания и вводился особый нагрудный знак "Гвардия". С началом войны и в годы войны были расширены сеть и емкость военно-учебных заведений, устанавливались сокращенные сроки обучения от 3 до 10 месяцев, в военных академиях от 6 до 12 месяцев. В октябре 1941 года были организованы курсы младших лейтенантов, выпускавшие командиров взводов стрелковых войск. Курсы комплектовались отличившихся в боях сержантами и солдатами.

Исключительно важное значение для совершенствования военных знаний командных и политических кадров имело издание в 1942 году Боевого Устава пехоты (БУП-42).

Наставления по боевой службе штабов и в 1943 году проекта Полевого Устава (ПУ-43), а также ряда уставов и наставлений родов войск. В них творчески обогащался боевой опыт Великой Отечественной войны. Уставы установили новые формы и способы ведения боевых действий с использованием стрелковых войск, бронетанковых, авиационных и артиллерийских частей.

Органы юстиции и суда

В годы Великой Отечественной войны органами правосудия были Военные трибуналы и общие суды (Верховный суд СССР) краевые, народные, областные суды, Верховные суды автономных республик. Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с "Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах действий".

На основании ст.57 закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

б) при армиях, при корпусах, военных флотилиях.

Линейные суды железнодорожного, водного транспорта, реорганизуется в военных трибуналы.

Подсудность дел военным трибуналам осуществлялась по персональному признаку. ВТ дивизии - до командира роты и приравненных к нему по должностному положению лиц. ВТ корпуса до командира батальона включительно, ВТ армии до помощника командира полка. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Общие суды рассматривали дела не отнесенные к компетенции военных трибуналов.

Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.

Великая Отечественная война закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Представительные органы претерпели ряд изменений. Повышен был возрастной ценз для избирания депутатов в Верховный Совет СССР - 23 года, в Верховные Советы СССР - 21 год.

После войны были упразднены чрезвычайные и другие органы военного времени. Наркоматы стали именоваться министерствами. В феврале 1947 года было образовано 36 общесоюзных министерств и 22 союзно-республиканских. Для избрания в судебные органы был установлен возрастной ценз для судей и народных заседателей - 23 года. Указ от 15 июня 1948 года установлена ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии образовывались при судах СССР. 19 марта 1948 года принят закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный. 5 октября 1946 года принято постановление о развитии юридического образования в СССР.

Советские законы распространяли свое действие и на оккупированную территорию. Т.е., если сделка не соответствует советским законам или интересам, то она – недействительна.

Общие тенденции:

Гражданское право. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы Особое внимание уделялось договору жилищного найма. Указание пленума ВС СССР от 23 июня 1941 годаприостановило все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и их семей. Постановление от 5 августа 1941 года. Вводились некоторые ограничения на право собственности, а именно: граждане должны были временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества. Также граждане должны были сдать трофейное имущество, и то имущество, собственник которого неизвестен. «Постановление СНК и ВКП(б) от 21 августа 1943 года» обязывало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который был эвакуирован на восток. В обязательственном праве усиливается применение административно-правовых, плановых методов, прежде всего это касалось поставки военной продукции, нефти, угля, металла. Купля-продажа часто замещалась простой передачей имущества от госоргана госоргану. В принятом в 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам. Сужалось применение гражданско-правовых договоров, и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введением льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников, в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название "О наследниках по закону и по завещанию". Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

Были установлены следующие очереди:

* дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь,

* братья и сестры.

Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество 1 или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти. При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

* эвакуация должна быть документально оформлена;

* квартирная плата должна своевременно вносится;

* лица, проживающие ранее, должна быть выселены.

В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года - договор, признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов. Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности как в городе, так и вне его, количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м."

Семейное право.В годы Великой Отечественной войны всемирно заботились о здоровье женщин и детей. Так Указ от 8 июня 1944 года увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почетное звание "Мать-героиня" и установлена медаль "За материнство".Пособие одиноким матерям устанавливалось в следующих размерах: 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей.С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней.

Трудовое право.Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Указом от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день (кроме беременных женщин начиная с шестого месяца и кормящих матерей). Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пенсии.

В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране труда женщин и подростков. 13 декабря 1956 года СНК было принято постановление "Об усилении охраны труда подростков". Был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть приняты подростки в возрасте 15 лет. 10 марта 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ о сокращенной продолжительности рабочего дня в предвыходные и выходные дни. Продолжительность рабочего дня составляла 6 часов. 25 апреля 1956 года выходит указ "Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительной причины". В июле 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. Делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. СМ СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные - между предприятиями. Для решения трудовых споров между предприятиями, внутри предприятий, предприятия и рабочего были созданы трудовые комиссии. Было утверждено положение "О порядке рассмотрения трудовых споров".

Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановлением ВЦСПС от 21 июня 1947 года не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкция министерства здравоохранения от 21 июня 1949 года на предприятиях должен производится обязательный медицинский осмотр на предприятиях с вредными условиями труда. 08.02.1951 года президиум ВЦСПС созданы общественные комиссии охраны труда при ФЗМК. Указом от 19.05.49 г. женщинам, имеющих детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на время войны был повышен обязательный минимум трудодней в году до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности. Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающие на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студентов с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам стипендии.

Уголовное право.Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 года при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В декабре 1942 г. расширяется состав спекуляции (в нее включаются продажа махорки и самогона в больших количествах). В уголовном порядке наказывалось нарушение правил Противовоздушной обороны. Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Довоенные нормы уголовного права были дополнены. В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "об ответственности за распространение в военное время ложных слухов"; такое деяние наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников") вводятся особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы на срок до 20 лет. В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму. Шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составе уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942).

В уголовном праве в послевоенные годы проявляются гуманистические тенденции. 07.07.45 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией. От отбытия наказания освобождались осужденные, срок наказания которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину.

Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.

Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам.

Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении.

Жизнь населения СССР в период Великой Отечественной войны

Период Великой Отечественной войны – это особый период в истории развития СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , который пришелся на годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Великая Отечественная война подвергла серьезному испытанию общественный и государственный строй страны. Внешние функции государства были направлены на создание антигитлеровской коалиции, отражение агрессии, организацию помощи странам, которые боролись за собственное освобождение от фашизма. Внутри страны усилия правительства были направлены на моральное и экономическое обеспечение ведения освободительной войны.

С началом войны были созданы чрезвычайные органы управления и власти, совершенствовались вооруженные силы.

Все народное хозяйство подчинялось удовлетворению нужд фронта. Вся промышленность была ориентирована на победу и оборону. Большая доля промышленных предприятий (около 1,5 тыс.) была эвакуирована в восточные районы страны. В небывало короткий срок на новом месте был налажен выпуск военной продукции.

Значительные нагрузки эвакуации по промышленности и населения, по снабжению фронта выдержал железнодорожный транспорт. Огромные усилия проявили крестьяне (женщины, подростки и старики) в вопросах снабжения страны продовольствием. Деятельность советских ученых была подчинена осуществлению важных народно-хозяйственных задач, направленных на оборону страны. Большой вклад в патриотическое воспитание внесли работники искусства и литературы.

Победы Красной Армии, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге значительно подняли дух советского народа, подняли авторитет Советского Союза, побудили страны запада (США, Англию По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее , Японию и др.) укрепить военное сотрудничество с СССР.

Готовые работы на аналогичную тему

Важными событиями стали:

  • заключение двухстороннего договора с Англией и США;
  • Тегеранская конференция;
  • Ялтинская конференция.

Ялтинская конференция сыграла значительную роль в окончательном разгроме Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее и устройстве Европы в послевоенный период.

Переустройство государственного механизма в годы Великой Отечественной войны

С началом войны 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета По данной теме мы уже выполнили творческую работу Президиум Верховного Суда РФ подробнее СССР принял Указ о военном положении. ЦК ВКП(б) и СНК СССР 29 июня обратились к советским и партийным органам с директивой, в которой излагалась программа мероприятий государства и Коммунистической партии по борьбе с фашизмом. В директиве указывалось, что партийные и государственные органы должны искоренить беспечность, чрезвычайно опасную в военных условиях, обеспечить укрепление государственной, общественной, трудовой и военной дисциплины, мобилизовать все силы на борьбу с фашизмом.

Перестройка государственного аппарата включала:

  • усиление роли центральных государственных органов власти и управления;
  • проведена определенная децентрализация, что было вызвано необходимостью быстро решать некоторые вопросы управления;
  • изменилась структура управленческого аппарата, убраны некоторые подразделения параллельного действия, значительно сокращены штаты.

Свои полномочия сохранили высшие органы власти и управления СССР:

  • Верховный Совет По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Организация деятельности конституционного суда России. подробнее , Президиум Верховного Совета;
  • Совет Народных Комиссаров;
  • отраслевые, республиканские органы власти;
  • местные органы власти и управления.

Государственный Комитет Обороны По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное управление в области обороны подробнее и временные чрезвычайные органы власти и управления опирались на аппарат Советов, конституционные органы.

Великая Отечественная война помешала проведению очередных выборов в Советы По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Поручительство подробнее всех уровней. Президиум Верховного Совета СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее неоднократно на протяжении войны продлевал полномочия соответствующих Советов. В силу военной обстановки нарушались сроки созыва сессий Советов. К началу 1945 года из состава предвоенных местных Советов осталось меньше половины депутатов. За все годы войны сессии Верховного Совета созывались три раза (1942 г., 1944 г., 1945 г.).

В годы войны являлись полномочными такие сессии Советов, на которых было 2/3 наличного состава депутатов. Намного возросла роль женщин-депутатов. Усилилась роль исполнительных органов Советов, исполкомы осуществляли ряд исключительных полномочий Советов.

В восстановлении Советов на освобожденной территории большую роль сыграли специальные партийно-советские оперативные группы.

В условиях Великой Отечественной войны были объективно оправданны централизация государственного управления, значительное повышение роли узко-коллегиальных исполнительно-распорядительных органов.

Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны

Война обусловила усиление слияние, интеграцию государственного и партийного руководства различных уровней. Задачи военного времени было сложно решить традиционными методами государственного регулирования, которые выполнялись коммунистами в силу партийной обязанности, партийного долга и ответственности.

В деятельности Советов депутатов По данной теме мы уже выполнили эссе Решение собрания подробнее в первую очередь решалась функция организации защиты государства от внешнего врага.

В полномочия органов власти входили:

  • военная мобилизация;
  • создание резервов и отправке пополнений на фронт;
  • материальное снабжение войск;
  • оборонительное строительство;
  • местная противовоздушная оборона.

Органы власти поддерживали организованность и порядок, следили за выполнением законов военного времени. Исполкомы осуществляли хозяйственно-организаторскую функцию, принимая активное участие в военной перестройке народного хозяйства, в обеспечении необходимых условий труда и жизни для населения городов, сел, областей.

Президиум Верховного Совета СССР в центре принимал важные правовые акты - указы о мобилизации, о введении военного положения, создании новых государственных органов (в том числе, чрезвычайных), о ратификации международных договоров, о структуре вооруженных сил и др.

Деятельность Совнаркома СССР во время войны значительно усилилась. Военно-хозяйственные вопросы решались совместно Совнаркомом и ЦК ВКП(б). Большое внимание уделялось новому порядку руководства военной экономикой.

Основной формой планирования стали хозяйственные планы – декадные, месячные, квартальные. Перевод экономики на военное производство завершился к 1943 году, после чего начался период общего подъема военного производства. В освобожденных от оккупантов территориях были разработаны и приняты планы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.

Конституционные основы советского государства и права в период Великой Отечественной войны оставались неизменными, но военные условия потребовали развития и ужесточения правовых норм и институтов государственного управления. 23 июля 1941 года была создана Ставка Главнокомандования (позже – Ставка Верховного Главнокомандования) – внешний стратегический военный орган, который вскоре возглавил Ген Сек ЦК ВКП(б) И.В. Сталин.

Через неделю был создан государственный комитет обороны (ГКО), орган чрезвычайной власти, которому должны были подчиняться как все государственные, так и общественные учреждения.

По указу Президиума Верховного Совета СССР была объявлена всеобщая мобилизация мужчин 1905-1918 годов рождения, началось формирование народного ополчения, на военное производство была переведены вся промышленность, были созданы специальные наркоматы (боеприпасов, танковой промышленности и т.д.), чрезвычайными мерами была организована эвакуация важнейших промышленных объектов из западных областей на Урал и в Сибирь. Вся полнота верховной власти государственной и партийной была сосредоточена в руках В.И. Сталина.

В период войны шли изменения в форме государственного единства (были присоединены новые территории, депортировались по обвинению в пособничестве фашистам чеченцы, ингуши, крымские татары и др.), были изменения в гражданском, хозяйственном, уголовном, трудовом, семейном праве.

В годы войны были приняты законы по совершенствования наследственного права, по защите материнства и помощи многодетным, существенные изменения внесены в Кодекс семейно – брачных отношений, направленные главным образом на укрепление семей, повышение рождаемости, на защиту имущественных прав субъектов права. Холостяки, одинокие и малосемейные граждане еще в 1941 г. были обложены специальным налогом.

Существенные изменения претерпело трудовое и уголовное право. Уже 26 июня введен Указ Президиума ВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», по которому вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска на время войны, ужесточались меры ответственности за нарушение трудовой дисциплины, запрещались увольнения по личным заявлениям. Далее последовал ряд актов, вводивших следующие чрезвычайные меры в трудов.праве Административная ответственность заменялась уголовной. Для колхозников был увеличен минимум обязательных трудодней, обязательным стал труд подростков с 14 лет, расширялся перечень и увеличивался объем обязательных поставок государству с колхозного двора.

Из военных мер самым жестоким был Приказ № 227 Наркомата обороны СССР от 28 июля 1942 года, по которому на фронтах военных действий вводились заградительные отряды с правом расстрела всех отступающих. Широкие полномочия получили действовавшие с первых дней войны в прифронтовых районах военные трибуналы, санкции которых распространялись не только на военных, но и на гражданское население в случаях хищения, нарушения общественного порядка, уклонения от воинских обязанностей и др.

В уголовном праве Законодатель ввел ряд новых составов уголовной ответственности, таких как самовольный уход с работы (декабрь 1941 год), уклонение от воинского учета (январь 1942 года) и др.

В июле 1941 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР за распространение ложных слухов следовала та же санкция, что и за контрреволюционную агитацию. С января 1942 года кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах стала приравниваться к бандитизму, мелкая торговля (например, продажа махорки) стала квалифицироваться как спекуляция, поломка сельхозтехники в колхозе также стала уголовным преступлением.

Особо жестокие меры наказания следовали за хищением социалистической собственности, разглашение государственной тайны, дезертирство или уклонения от воинской службы, пособничество оккупантам (введено повешение) и др.

Тяжкими нарушениями рассматривались в годы войны невыполнение хозяйственных планов или распоряжений ГКО, выпуск бракованной продукции, разбазаривание продуктов (т.е. не предусмотренное расходование).

Благодаря жесткой и жесточайшей мобилизации всех средств и ресурсов, особенно людских, СССР выстоял в войне с фашистской Германией.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: