Государство и право спарты структура особенности развития и функционирования

Обновлено: 18.04.2024

Спарта – это один из самых крупных, известных, а также влиятельных полисов Древней Эллады. Своим менталитетом, укладом Спарта сильно отличается не только от остальных полисов Греции, но и от других государств различных эпох в истории.

Греческие философы, такие как Аристотель, Платон, и многие другие пытались понять, каким образом сложилась такая модель Спартанского полиса, а также пытались объяснить её эффективность.

В своей статье «Спарта как тип полиса» Ю. В. Андреев отметил: «…среди других греческих государств Спарта бесспорно занимает совершенно особое, только ей одной принадлежащее место. В известном смысле она действительно представляла собой аномалию, исключение из общего правила в истории Греции. В весьма специфической и односторонней форме полисный строй достиг здесь достаточно высокой степени развития, продемонстрировав свою военную и политическую эффективность. »[ 1,с. 215].

Источники. В истории Спартанского государства главными источниками считаются труды историков древности: Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Плутарха, а также Афинея.

Геродот в «Истории в 9-ти книгах» описывал общественный и политический строй Спарты уже сформированными институтами власти. Автор «Истории» Фукидид, посвятил книгу главным образом Пелопонесской войне, всё же упоминает о дорийском завоевании и приводит некоторые сведения о военной организации спартанцев. Ксенофонт, автор «Лакедемонской политии», рассказывает о реформах Ликурга, о воспитательной системе, военной организации спаратанцев, а также об органицации государственной власти Древней Спарты. В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх приводит биографию знаменитого спартанского царя Ликурга с описанием его реформаторской деятельности. В «Пирующих софистах» Афинея использовали сведения о положении илотов в Спарте.

Историография. Большой вклад в историографию проблемы внесли крупнейшие историки прошлого. К ним можем отнести Печватнову Л.Г. которая свой труд «История Спарты. Период архаики и классики» посвятила изучению становлению спартанского полиса и началу его кризиса. Кроме того, в исследовании нам помогала работа Колобовой К.М., Глускиной Л.М. «Очерки истории Древней Греции», где почерпнули важные сведения от дорийских завоеваний на Пелопонессе, до организации государсвенных инстритутов Спарты.

Целью данной работы является попытка определить особенности социальной струкутуры и политического строя Спарты.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи:

– выявить особенности образования спартанского государства;

–определить классовую и сословную структуру спартанского общества;

–проанализировать организацию государственной власти Древней Спарты.

Глава I . Особенности образования спартанского государства и его этапы.

Образование спартанского государства неотъемлемо связано с передвижением дорийских племен по Балканскому полуострову. Не менее 150–200 лет в упорной борьбе проходил захват Лаконики. В северной части долины реки Эврот, на левом её берегу, примерно в X в. до н. э. был основан город Спарта, расположенный на нескольких невысоких холмах. Вероятно, этот город возник на месте военного лагеря дорийцев [10].

После захвата северной долины реки Эврот, дорийцы продолжили движение к югу, но оно всё же было приостановлено сопротивлением амикейцев, которое продолжалось, согласно преданиям, до середины VIII в. до н. э. Но, по мнению современных ученых, борьба дорийцев с жителями Амикла завершилась примерно в IX в. до н. э.

Известная нам ранняя история Спарты считается недостоверной по некоторым причинам: до нас не дошли письменные свидетельства того времени, возможно потому как их могло и не быть; при этом эти события были отражены в легендах, что сохранили некие воспоминания о продвижении дорийцев и установлении власти спартанцев.

Согласно преданиям, борьба дорийцев с Амиклами завершилась заключением договора, по которому в единую спартанскую общину объединилось в микейское население с дорийцами Спарты. Эти события повлекли за собой объединение всей Лаконики под властью спартанцев. Город Спарта не был обнесён какими-либо укреплениями, это являлось свидетельством того, что сопротивление спартанской власти было прекращено. Если бы для спартанцев существовала угроза вражеского нападения, это было бы невозможно.

В итоге после захвата территории Лаконики спартанскими дорийцами, а также, последующем их объединения с частью ахейской знати, сложился своеобразный экономический и политический строй Спарты [10] .

Как уже ранее указывалось, имеющиеся сведения античных авторов о возникновении Спартанского государства, довольно отрывочны и скудны.

Одни из наиболее ценных сведений сообщает Геродот, что в своих трудах привёл поименный список царей Спарты, начиная от полубога Геракла – мифического предка спартанцев, и вплоть до V в. до н. э. С помощью этого списка появляется возможность определить последовательность некоторых событий в истории Спарты.

Наиболее достоверные сведения сообщают Геродот и Фукидид, описывая периоды длительной борьбы при захвате Лаконики дорийцами. Согласно Фукидиду, не менее ста лет прошло со времён вторжения в Пелопоннес и до становления прочного государственного строя в Спарте. В результате длительной борьбы на территории Лаконики произошёл переход к классовому обществу и образования Спартанского государства[16].

Дорийские завоеватели в IX в. до н. э. к тому времени взяв под контроль территорию Лаконики, осели в пяти поселениях, образовали главный центр, который и получил название Спарта. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей: Питаны, Мессой, Димны, Киносура, Лимны.

В тесной связи с этим подразделением находилось и распределение территории Лаконики по округам – обам. Такое деление территории основывалось в первую очередь военно-политическими нуждами, а также вследствии порабощения ахейского населения и, конечно, и возникновением государства.

О территории Спарты сказано во Всемирной истории Францева Ю.П.: территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Евротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания[ 15 ].

Также Пикус Н.Н. говорил о том, что с востока Лакония отделена горным хребтом Парноном от морского побережья, а хребе Тайгет отделяет Лаконию от остальных областей Пелопоннеса. И как указывают археологические раскопки, город Спарта возник в X в. до н.э.[ 3 , с.111]

Такое географическое положение Спартанского государства способствовало его возвышению. С точки зрения Печатновой Л.Г., развитию государства на тот период скорее благоприятствовало его удалённость от моря. Спарта находилась в сердце плодородной долины довольно в замкнутом горном пространстве, что имело свои преимущества: выгодные связи с югом и севером, хорошие плодородные поля и выгоны для скота, свежая вода. Но при этом было выбрано совершенно неукреплённое место, что предполагало полное подчинение всей области, что прилегала к Спарте[ 12 , с.4].

После завоевания дорийцами Лаконики, началась упорная борьба за овладение территорий с соседними областями – на востоке с Кинурией, что была завоёвана в VI в. до н.э., и на западе с Мессенией, чьё завоевание началось в VIII веке длительностью около столетия, после чего её территория была поделена на участки между победителями[ 15 , с.668].

Мессения до войны со Спартой, являлась независимой, свободной страной. Её поражение в Мессенских войнах небезосновательно можно считать катастрофой. Была уничтожена ее государственность и надолго прервано ее культурное развитие[ 12 ,с.5].

Но после захвата Мессенских территорий начались раздоры между спартанскими общинами, отмечались факты самоуправства, что привело к разделению аристократии с народом. Главным отличием Спартанской общины от других племён считается, что она имела военный характер в отношении с коренным населением Лаконики. Но это положение усугубилось после завоевания Мессинии, потому как, местные жители также были из дорийского народа, их численность значительно превосходила численность спартанцев, и они ненавидели поработителей.
Во времена Мессенских войн в VIII-VII вв. до н.э. Спарта оформилась как государство рабовладельческой аристократии, которое организованное по военному в целях обеспечения эксплуатации завоеванного населения[ 3 , с.112]

Под властью Спарты в результате двух Мессенских войн оказалась довольно обширная территория с многочисленным населением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. чужестранцев периэков, в то время как полноправных спартанцев – воинов – насчитывалось всего 10 тыс[ 14, с.40].

После завоевания Мессении, в VI в. до н.э. с некоторыми государствами Пелопонесса Спарта заключила военный союз, получивший название Пелопоннесский. Гегемоном данного союза была Спарта, которая следила за властью в союзных государствах[ 3 ]. Не вошли в данный союз лишь Ахайя и Аргос, которые остались самостоятельными. При этом в Пелопоннесский союз входили Мегары, что расположены в Средней Греции[ 8 , с.49].

Таким образом, в IX до н.э. возникло Спартанское государство вследствие захвата дорийскими племенами на Пелопонессе Лаконской территории. После чего были захвачены соседние территории – Мессения и Кенурия. В итоге под властью Спартанского государства оказалась обширная территория – 8400 кв.м., и соответственно многочисленное население – около 240 тыс. человек. Военное могущество Спарты значительно помог укрепить созданный Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти все государства Пелопоннеса, Спарта же и стала гегемоном этого союза.

Глава II . Классовая и сословная структура спартанского общества

2.1. Свободное население Спарты. Спартиаты и периэки

На полуострове Пелопоннес среди расположенных на нём госудраство со второй половины VII в. до н.э. Спарта выдвигается на первое место. В период с IX – первой половины VIII в. до н.э. спартанцы вели захватническую борьбу с соседними племенами в целях господства над Лаконией. Что и следовало, довольно значительная часть местного населения была обращена в рабство, но те кто добровольно признали господство спартанцев, то вошли в состав Лакедемонского государства в статусе периэков. Приэкив в отличие от рабов–илотов могли пользоваться гражданскими правами в полисах или общинах, в которых проживали, а также считались лично свободными, тем не менее к участию в государственных делах периэки не допускались. В то же время в Спарте они считались людьми «второго сорта».

Таким образом, уже в период захвата Лаконии в Спарте формировались особенности общественного строя и экономики, в следствие чего выделились основные классы: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки.

Гомеями, или равными, называли представителей из сословия спартиатов, следовательно все спартиаты составляли так называемую общину равных. Это выражалось в гражданском равноправии, равное имущественное материальное положение, примерно одинаковый быт, единое общественное воспитание, а также единая система духовных ценностей.

Гражданином Спарты мог считаться человек, происходивший от родителей граждан, также имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга) [10].

Согласно законодательству Спарты обязанностью спартиатов перед государством являлась лишь несение военной службы: завоевание новых территорий, держать в повиновении ранее завоёванное население. Занятия ремеслом, земледелием, скотоводство и др. – удел периэков и илотов.

Это было отмечено Ксенофонтом, по его словам, в Спарте свободным было запрещено заниматься чем бы то ни было, связанным с наживой, но установлено признавать подходящими для них такие лишь занятия, которые обеспечивают государству свободу. В одинаковых условия жизни граждан не было смысла стремиться к богатству, к примеру, не было нужды и в богатых одеждах, так как в Спарте украшением служит не роскошь платья, а здоровье тела[11].

Являясь членом «общины равных», спартиат имел все гражданские права и привилегии, а также мог принимать участие в государственных делах на правах воина и члена Народного собрания [9, с.144-147].

Тем не менее, в Спарте произошли некоторые изменения, что привели к расслоению «общины равных». Одной из причин считается изменения в законодательстве относительно земли – в IV в до н.э. эфором была узаконена свободная передача клера, правда на особых условиях: передача могла осуществляться только между спариатами и только по завещанию. Другой причиной считается Пелопонесская война, что повлекла за собой обогащение некоторых спариатов, давая им возможность скупать[10]. Следовательно, это привело к тому, что одни спартанские роды обогащались, другие обнищали. Так как владение клера давала возможность получать соответствующее воспитание, давало право на участие в общественной жизни и другие права и привилегии, то соответственно потеря клера понижала статус спариата и исключала его из числа «равных». Такое положение привело к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты.

Особым классом–сословием общества в Лаконии были периэки, в переводе «живущие вокруг». Проживали в автономных торгово–ремесленных общинах, которые располагались на морском побережье и по западному склону Парнона, в северной части Лаконской долины – область Скиритис. Земли, где проживали периэки, были ограничены от земель населенных илотами, т.к. на подступах к центральным районам, где проживали илоты, периэки создавали естественную защиту, потому и располагались в пограничных районах Спартанского государства [ 9,с. 144-147 ] .

Периэки были лично свободными, несли воинскую повинность, могли приобретать собственность, совершать сделки, но при этом не имели политических прав. Периэки вели своё хозяйство, платили подати, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было много ювелиров и золотых дел мастеров.

Вероятно, первоначально периэки были равноправны со спартиатами и были не сразу включены в состав Спартанского государства, находясь на положении союзников спартанской военной общины, которая позднее подчинила их себе [6 ].

Состав периэков был смешанным, в их число входили как ахейцы, так и дорийцы. Позднее к ним стали приниматься другие племена, что получили право жительства в Спарте. К тому же, в состав периэков включали илоты. Которые получили освобождение за какие-либо заслуги [10] .

Периэки составляли довольно значительную часть населения – около трети числа жителей Спарты. Между периэками и господствующим классом поддерживались довольно спокойные отношения, что обеспечивало наличия местного самоуправления, возможность заниматься собственным хозяйством и, конечно, наличие некоторых гражданских прав.

2.2. Илоты. Их происхождение, экономическое и правовое положение

После дорийского завоевания в Лаконии и ближайших соседних племен спартанцами была покорена значительная часть местного населения, обратив их в рабов–илотов. Численность порабощенной массы возрасла примерно вдвое, что требовало от спратанцев сплочения в единый по военному организованный коллектив с целью защиты и сохранения завоёванных земель, а также поддерживать господство и власть над покорённым населением.

Отношение к илотам, как отдельному классу–сословию в Спарте, имело свои особенности. В экономическом плане такой особенностью считается то, что им предоставлялась достаточная для прокорма семьи часть урожая. Илотам могли жить семьями, работать собственными орудиями труда, иными словами, в ограниченных пределах владеть движимой собственностью. Также илоты были избавлены от посягательств отдельных спариатов, что было необходимым для поддержания интересов рабовладельческой общины равных. Только государству было предоставлено право расправы над илотами [10 ] .

В сравнении с правовым и экономическим положением рабов классического типа, положение илотов было лучше, но с другой стороны превышала степень их унижения. Мысли о собственной ущербности и ничтожности илотам внушались спартанцами целенаправленно, применение такого психологического прессинга способствовало формированию у них психологии раба и соответствующего поведения «рабского» типа.

В сохраненном в трудах Афинея во фрагменте Мирона, указан комплекс мер, который был направлен на подавление илотов, как с физической, так и с моральной и психологической стороны: «Илоты должны нести труды самые позорные и наиболее бесчестящие. Их заставляют носить шляпу из кожи собаки и одеваться в шкуры животных; каждый год им полагается определенное число ударов, даже если они не совершили никакого проступка, для того, чтобы они помнили, что они рабы; более того, если они переходят меру физической силы, которая прилична рабу, их наказывают смертью и на их хозяев накладывают штраф за то, что последние не сумели сдержать их развитие»[2]. Помимо этого была организована ежегодная система террора – криптии. По-другому, это тайные убийства, назначенные в заранее определённые и известные спартиатами дни, когда илоты умерщвлялись. Такая мера была принята для подавления возможности сопротивления илотов.

Обязательным методом в воспитании молодых спариатов в образовательной системе Спарты, являлось внушение презрения и отвращения к илотам, как существам низшего порядка. Для этого им специально демонстрировали пьяных и нелицеприятных илотов, чтобы воспитать к ним глубокое отвращение [ 12 , с.227-231] .

Вооружены илоты не были. И, тем не менее, в военных походах часть илотов участие принимала. Им поручалась постройка военного лагеря, охрана провианта и приготовление пищи, а также вынос с поля боя раненых и мёртвых. Порой их же и выставляли впереди войска, используя как заслон, тогда первый удар врагов обрушивался на рабов; помимо этого обязанностью илотов было окружать спариатов, охраняя их при наступлении врага.

Порабощённое население по численности превосходило самих спариатов, потому этот факт можно считать объяснением такого недоверия и, соответственно, террора по отношению к ним. По количеству рабов Спартанский полис опережал всю Грецию. Не менее семи илотов приходилось на одного спариата, это число рабов часто увеличивалось в связи с постоянным уменьшением свободных граждан[12 ] .

И, тем не менее, несмотря на такую жёсткую систему террора, дух сопротивления не был сломлен, порабощённый народ со своей долей не смирился. Илоты продолжали борьбу против спариатов, объединялись, несмотря на то, что не могли иметь оружия и под угрозой смерти не имели права выходить вечерами далее пределов своей хижины. Гора Ифома стала убежищем восставших илотов. В Спарте восстания в борьбе за свободу то затихали, то поднимались вновь. В V в. до н. э. произошло особенно сильное восстание илотов, как его ещё назвали третьей Мессенской войной [10].

Спартанское государство возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии.Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролемгерусии.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежалоэфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям. Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.


Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о древнем городе-государстве Спарте. Упоминая эту страну, непременно думаешь о силе, мужестве и гордости населявших ее людей. История и культура Древней Спарты вот уже несколько тысячелетий не оставляет в покое ученых, пытающихся понять основы величия и причины падения одного из первых государств на планете. Попробуем разобраться в этом и мы.

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции). Ее просторы омывались двумя морями – Егейским и Ионическим – открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров. Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

крестьянин древней спарты

Необычное название

Свое имя город получил в честь жены древнегреческого мифологического персонажа Лакедемона – Спарты. В исторических документах философа Плутарха сказано, что Лакедемон был царем Лаконии. Он считал, что его отец Зевс, а мать – плеяда Тиагеда. Правил долго, и в связи с этим возник синоним к слову «Спарта» - Лакедемон. Правда, про его политические или военные успехи историк не оставил фактов.

Основание страны

Древняя история Спарты начинает свою страницу с ХІ века до нашей эры, когда территорию Лаконии заселяют ахейцы, вытесняя при этом живший там народ лелег, и проводят войны по завоеванию близлежащих городов – Аргоса, Аркадии и Мессении. Спартанцы проявили небывалое мягкосердечие, не уничтожив побежденных. Они превратили их в рабов и назвали илотами, что в буквальном переводе означает «пленные».

право древней спарты

Законы Ликурга

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга – древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр – коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Ограничения, контролируемые ретрами

Чтобы избежать социального неравенства, спартанцы не использовали денежных единиц. Все материальные сделки осуществлялись с помощью обмена. Нельзя было производить коммерческие манипуляции с землей. Чтобы не свести человека с пути истинного предметами роскоши, спартанцам запрещено было использовать красивые вещи или украшения. Также было запрещено производить эти предметы.

древняя спарта

Особенности семейной жизни в Спарте

Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали. С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен – порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод. Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.

Аскетизм – всему голова

Жизнь Древней Спарты была подчинена контролю и порядку во всем. О спартанском аскетизме до сих пор ходят легенды. Даже аристократы пытались ограничивать себя в еде. Девочек с самого детства воспитывали как будущих матерей и жен для военных. Те же в свою очередь на сражение всегда одевали темно-красный хитон, чтобы в случае ранения никто не смел упрекнуть воина в слабости от кровоизлияния. Часто, они предпочитали тихую смерть на поле боя, ведь попросить помощи у медика считалось грехом. Чего стоит одна только легенда о том, что слабых и неразвитых детей спартанцы скидывали с вершины горы. В эту историю многие верили на протяжении трех тысячелетий, пока ученые не опровергли этот факт тем, что в ущелье горы были найдены только кости взрослых людей.

где находилась древняя спарта

Государственный строй Спарты

Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.

Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.

Названия, как и обязанности у царей были разные:

  • басилей – правитель, не задействованный в военных действиях,
  • архегат – воинствующий спартанец-царь.

Эти два правителя входили в состав герусии - собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных. Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров. Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.

особенности древней спарты

Герусии, как пережиток прошлого

В герусию избирались 28 мужчин старше 60 лет. Они занимались обсуждением важных государственных дел, при некоторых царях даже могли наложить на его решения вето. Со временем, этот законодательный орган упустил возможность влиять на политическую систему, а перешел на судебную практику. Они рассматривали криминальные дела, выносили приговоры, обсуждали, как лучше наказать виновного, особенно жестоко расправлялись с изменниками родины.

Народные собрания (апеллы)

В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.

жизнь древней спарты

Эфоры

Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.

Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.

государственный строй древней спарты

Чем особенна Спарта?

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

культура древней спарты

Илоты

Илотами называли крестьян Древней Спарты. Илоты - это местное население, которое было захвачено спартанцами еще на заре становления государства. Поскольку спартанцы были заняты в военных походах, илоты занимались обработкой государевых земель, уходом и сбором урожая. Правда, они отдавали не всю часть урожая, а только некоторую его долю. Эта часть была фиксирована, и современными словами ее можно назвать налогом. Исторических документов о его размере не сохранилось. Это позволяло илотам жить хотя и бедно, но не умирать с голоду.

Они подчинялись только одному человеку – своему хозяину. Но их права и обязанности регламентировались на государственном уровне. От раба классического образца илот отличался правом иметь семейную жизнь и возможностью копить деньги. У него был свой дом, который передавался по наследству. В криминальном праве с илотами не церемонились. Его могли казнить, высечь или ампутировать часть тела за малейшую оплошность. Чтобы не нажить себе внутреннего врага, спартанцы стремились, чтобы число илотов не превышало полумиллиона человек.

Культура

Культура Древней Спарты не отличается разнообразием. Люди, которые были неспособны заниматься военным делом, презирались. Занятие искусством, письмом, философией высмеивалось. Население было малограмотным, и даже несмотря на то, что в военных школах преподавалось чтение и письмо, будущие воины могли пропускать уроки ради оттачивания своих физических сил. Единственным элементом культуры были патриотические песни. Они заучивались наизусть и воспевались во время военного похода.

Исполнять патриотические песни разрешалось не всем. Слова в этих песнях довольно просты, но каждая фраза направлена на то, чтобы поднять боевое настроение человека. Важным показателем культуры являлась религия. Спартанцы верили в древнегреческих богов. Без религиозного культа не совершался ни один поход, и не начиналась ни одна битва. Перед боем богам делали жертвоприношение, чтобы они находились на стороне воинов во время битвы. После окончания сражения вне зависимости от результатов воздавалась религиозная хвала богам.

Олимпийские игры Древней Спарты

Честью для любого спартанца было принимать участие в Олимпийских играх. Многие годы они были первыми по количеству побед. Спортсмены Спарты придерживались спортивного режима, интенсивно тренировались. Не принимали участие в кулачных боях. Ведь в случае проигрыша нужно было признать свою слабость, что не сопоставлялось с принципами морали спартанцев. Именно на Олимпиадах европейские города-страны начали брать пример с физической подготовленности спортсменов из Спарты.


Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о древнем городе-государстве Спарте. Упоминая эту страну, непременно думаешь о силе, мужестве и гордости населявших ее людей. История и культура Древней Спарты вот уже несколько тысячелетий не оставляет в покое ученых, пытающихся понять основы величия и причины падения одного из первых государств на планете. Попробуем разобраться в этом и мы.

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции). Ее просторы омывались двумя морями – Егейским и Ионическим – открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров. Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

крестьянин древней спарты

Необычное название

Свое имя город получил в честь жены древнегреческого мифологического персонажа Лакедемона – Спарты. В исторических документах философа Плутарха сказано, что Лакедемон был царем Лаконии. Он считал, что его отец Зевс, а мать – плеяда Тиагеда. Правил долго, и в связи с этим возник синоним к слову «Спарта» - Лакедемон. Правда, про его политические или военные успехи историк не оставил фактов.

Основание страны

Древняя история Спарты начинает свою страницу с ХІ века до нашей эры, когда территорию Лаконии заселяют ахейцы, вытесняя при этом живший там народ лелег, и проводят войны по завоеванию близлежащих городов – Аргоса, Аркадии и Мессении. Спартанцы проявили небывалое мягкосердечие, не уничтожив побежденных. Они превратили их в рабов и назвали илотами, что в буквальном переводе означает «пленные».

право древней спарты

Законы Ликурга

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга – древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр – коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Ограничения, контролируемые ретрами

Чтобы избежать социального неравенства, спартанцы не использовали денежных единиц. Все материальные сделки осуществлялись с помощью обмена. Нельзя было производить коммерческие манипуляции с землей. Чтобы не свести человека с пути истинного предметами роскоши, спартанцам запрещено было использовать красивые вещи или украшения. Также было запрещено производить эти предметы.

древняя спарта

Особенности семейной жизни в Спарте

Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали. С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен – порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод. Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.

Аскетизм – всему голова

Жизнь Древней Спарты была подчинена контролю и порядку во всем. О спартанском аскетизме до сих пор ходят легенды. Даже аристократы пытались ограничивать себя в еде. Девочек с самого детства воспитывали как будущих матерей и жен для военных. Те же в свою очередь на сражение всегда одевали темно-красный хитон, чтобы в случае ранения никто не смел упрекнуть воина в слабости от кровоизлияния. Часто, они предпочитали тихую смерть на поле боя, ведь попросить помощи у медика считалось грехом. Чего стоит одна только легенда о том, что слабых и неразвитых детей спартанцы скидывали с вершины горы. В эту историю многие верили на протяжении трех тысячелетий, пока ученые не опровергли этот факт тем, что в ущелье горы были найдены только кости взрослых людей.

где находилась древняя спарта

Государственный строй Спарты

Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.

Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.

Названия, как и обязанности у царей были разные:

  • басилей – правитель, не задействованный в военных действиях,
  • архегат – воинствующий спартанец-царь.

Эти два правителя входили в состав герусии - собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных. Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров. Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.

особенности древней спарты

Герусии, как пережиток прошлого

В герусию избирались 28 мужчин старше 60 лет. Они занимались обсуждением важных государственных дел, при некоторых царях даже могли наложить на его решения вето. Со временем, этот законодательный орган упустил возможность влиять на политическую систему, а перешел на судебную практику. Они рассматривали криминальные дела, выносили приговоры, обсуждали, как лучше наказать виновного, особенно жестоко расправлялись с изменниками родины.

Народные собрания (апеллы)

В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.

жизнь древней спарты

Эфоры

Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.

Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.

государственный строй древней спарты

Чем особенна Спарта?

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

культура древней спарты

Илоты

Илотами называли крестьян Древней Спарты. Илоты - это местное население, которое было захвачено спартанцами еще на заре становления государства. Поскольку спартанцы были заняты в военных походах, илоты занимались обработкой государевых земель, уходом и сбором урожая. Правда, они отдавали не всю часть урожая, а только некоторую его долю. Эта часть была фиксирована, и современными словами ее можно назвать налогом. Исторических документов о его размере не сохранилось. Это позволяло илотам жить хотя и бедно, но не умирать с голоду.

Они подчинялись только одному человеку – своему хозяину. Но их права и обязанности регламентировались на государственном уровне. От раба классического образца илот отличался правом иметь семейную жизнь и возможностью копить деньги. У него был свой дом, который передавался по наследству. В криминальном праве с илотами не церемонились. Его могли казнить, высечь или ампутировать часть тела за малейшую оплошность. Чтобы не нажить себе внутреннего врага, спартанцы стремились, чтобы число илотов не превышало полумиллиона человек.

Культура

Культура Древней Спарты не отличается разнообразием. Люди, которые были неспособны заниматься военным делом, презирались. Занятие искусством, письмом, философией высмеивалось. Население было малограмотным, и даже несмотря на то, что в военных школах преподавалось чтение и письмо, будущие воины могли пропускать уроки ради оттачивания своих физических сил. Единственным элементом культуры были патриотические песни. Они заучивались наизусть и воспевались во время военного похода.

Исполнять патриотические песни разрешалось не всем. Слова в этих песнях довольно просты, но каждая фраза направлена на то, чтобы поднять боевое настроение человека. Важным показателем культуры являлась религия. Спартанцы верили в древнегреческих богов. Без религиозного культа не совершался ни один поход, и не начиналась ни одна битва. Перед боем богам делали жертвоприношение, чтобы они находились на стороне воинов во время битвы. После окончания сражения вне зависимости от результатов воздавалась религиозная хвала богам.

Олимпийские игры Древней Спарты

Честью для любого спартанца было принимать участие в Олимпийских играх. Многие годы они были первыми по количеству побед. Спортсмены Спарты придерживались спортивного режима, интенсивно тренировались. Не принимали участие в кулачных боях. Ведь в случае проигрыша нужно было признать свою слабость, что не сопоставлялось с принципами морали спартанцев. Именно на Олимпиадах европейские города-страны начали брать пример с физической подготовленности спортсменов из Спарты.

Об исторически значимом городе-государстве Древняя Спарта знает практически каждый человек. Одно название страны отождествляется с невероятным мужеством, силой и гордостью людей, ее населявших. Ученые на протяжении нескольких тысячелетий изучают культуру и историю Спарты, пытаются выяснить причины падения, казалось бы, непобедимой и могучей державы.

  • Особенности географического положения
  • Основание страны
  • Законы в древней державе
  • Семейная жизнь
  • Аскетизм как принцип жизни
  • Государственное устройство
  • Герусия и народные собрания
  • Могущество эфоров
  • Суть древнегреческой империи
  • Спартанские крестьяне
  • Отношение к культуре

Древняя Спарта

Особенности географического положения

Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).

Географическое положение

Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв. км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

Афины

История Спарты начинается в конце XI в. до н. э., в то время на ее землях жили ахейцы, вытеснив коренных лелег. Постоянно велись военные сражения за города Мессению, Аркадию, Аргос, Афины. Спартанцы, одержав победу, проявили мягкосердечие и сохранили жизнь проигравшим местным жителям. Они сделали их рабами, дав название «илоты», что означает в переводе «пленные».

Законы в древней державе

Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.

Законы

В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.

Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.

Семейная жизнь

История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:

Семейная жизнь

  • плохое питание;
  • выдача одного хитона на протяжении года;
  • по окончании школы сдача экзамена на выносливость.

Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.

В брачно-семейном праве Спарты имело место понятие развода. Но его мог затребовать только мужчина, уличив жену в измене, или если она являлась бесплодной.

Аскетизм как принцип жизни

Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.

Принцип жизни

Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.

Государственное устройство

История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.

Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:

Государственное устройство

  • управление мирной жизнью города;
  • обеспечение провизией в достаточном количестве всего тыла;
  • подготовка оружейных запасов в случае необходимости подкрепления армии.

Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно. Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных. Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров. Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:

Земельный налог

  • благотворительных денег;
  • жертвенной пищи;
  • земельных налогов.

Герусия и народные собрания

Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.

Народное собрание

Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.

Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей. Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение. Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.

Апеллы имели право присваивать человеку звание спартанца при условии, если он изъявил такое желание. Но голосования проходили не совсем честно. Прав оказывался тот, кто крикнет или переманит на свою сторону других представителей собрания. Честное голосование отсутствовало.

Могущество эфоров

Эти представители власти в количестве 5 человек избирались на 8 лет. Чтобы эфоры были прославлены на века, апеллы называли календарные годы их именами. Правители имели контроль над всеми представителями власти и контролировали любой вид деятельности.

Могущество эфоров

Когда назревало военное сражение, эфоры сопровождали царя, который мог нажиться на военных делах или проявить трусость во время боя. Нередко из таких управленцев выходили настоящие диктаторы, чувствующие безнаказанность за свои действия из-за отсутствия письменных законов. Эфоры наделялись правом изгнания царя, чем и пользовались, чтобы не выполнять его приказы.

Суть древнегреческой империи

Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы. Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством. Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.

Древнегреческая империя

Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.

Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.

Спартанские крестьяне

Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями. Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной. Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.

Спартанские крестьяне

Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.

Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.

Отношение к культуре

В Древней Спарте скудным было развитие той или иной сферы деятельности. Люди, по каким-либо причинам не способные заниматься боевыми искусствами, высмеивались. Презиралось увлечение письмом, искусством, философией.

Культура Древней Спарты

Спартанцы отличались малограмотностью, хотя в военных школах будущим воинам преподавалось письмо с чтением. Но они часто пропускали уроки из-за оттачивания навыков для будущих походов и укрепления физических сил. Основной культурный элемент заключался в патриотических песнях. Однако их исполняли далеко не все. В каждой фразе песни прослеживалась поддержка человека, идущего в бой.

Немаловажный культурный атрибут — религия. В Спарте существовала вера в древнегреческих богов. Каждый поход, любая битва сопровождались особенным культом. Богам подавались жертвоприношения, считалось, что так они будут охранять бойцов в сражениях. Каким бы ни был итог схватки, обязательно воспевалась хвала богам.

Государство и традиции Древней Спарты прошли нелегкий путь, залитый кровью. Но благодаря этому, мир увидел неповторимое достижение человечества — бесстрашных и сильных духом воинов, которые с честью погибали за свою родину.

Чтобы понять, кто такие спартанцы, стоит побывать на месте некогда процветавшего города-государства, соприкоснуться с историей их родной земли, осмотреть руины, оставшиеся на месте поселения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: