Государство и право как важнейшие социальные феномены

Обновлено: 25.04.2024

Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой - право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право.

Можно выделить пять основных подходов в трактовке данного вопроса, которые играют определенную роль в различные периоды развития общества.

Первый подход получил название этатистский. Согласно ему, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения.

Второй - сложился на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этого подхода возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третий - дуалистический и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.

Четвертый - позитивистский. Он базируется на философии юридического позитивизма, который был распространен в конце XIX века в Германии и России. Рассматриваемый подход проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятый подход обычно именуется либерально-демократическим. Он обосновывает идею связанности государства правом и исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Кроме рассмотренных выше подходов представляется интересным рассмотреть взаимное воздействие государства и права друг на друга.

В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство:

- на внутреннюю организацию государства (т.е. право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма). Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации - разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации;

- на деятельность государства (т.е. право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения).

Государство в свою очередь воздействует на право:

- являясь непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права - характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т.д.;

- обеспечивая реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

- оказывая праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность государства и с каких позиций можно ее рассмотреть?

2. Какие подходы к сущности государства Вы знаете?

3. Расскажите о социальном назначении государства?

4. В чем заключается сущность социального и эксплуататорского государств?

5. В чем заключается сущность социалистического государства? Назовите разницу между социальным государством и социалистическим?

6. Зачем необходимо право в современном обществе?

7. Почему право не может существовать без государства?

8. В чем по Вашему мнению заключается сущность права?

9. Расскажите о теориях сущности государства и права?

10. Каково взаимодействие государства и права?

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 3.7. Соотношение государства и права

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

§ 3.3. Соотношение права и морали

§ 3.3. Соотношение права и морали Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно

1.4.2. Соотношение права и политики

1.4.2. Соотношение права и политики Подход правовых реалистов к соотношению права и политики может быть рассмотрен как альтернатива традиционному двухвариантному видению «права как политики» в естественно-правовых концепциях versus «либо право, либо политика» в правовом

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее коммерческое право и предпринимательское право – разные отрасли права.

2. Соотношение коммерческого и торгового права

2. Соотношение коммерческого и торгового права Между коммерческим и торговым правом существует значительное различие. Торговое право – это элемент подготовки специалистов в советское время. В постсоветское время активно развивается коммерческое право. В настоящее

§ 5. Соотношение общества и государства

§ 5. Соотношение общества и государства Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий

§ 7. Соотношение государства и права

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права Трудовое право как самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в то же время тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права – конституционным,

2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА

2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.Соотношение

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Данная статья будет более полезна в теоретическом плане, нежели в практическом и представляет собой интерес прежде всего для читателей, интересующихся вопросами государства и права как социальными явлениями, которые определяют политические и правовые отношения между гражданами в обществе, решают круг социально-значимых задач как для граждан, так и для политической элиты. Государство и право необходимо рассмотреть с общих теоретических позиций, которые раскрывают характеристику данных социальных институтов.
Говоря о государстве, как о сложном социальном явлении, надо отметить, что государство, как таковое, является элементом устройства современного общества, хотя оно уже существовало в далеком прошлом. Первые государства были известны со времен существования древнейших цивилизаций, как восточных, так и западно-европейских, где первые признаки зарождались с момента разделения труда. Известными примерами здесь могут послужить Месопотамия, Македонская империя, Римская республика, Урарту. Государством по сути является политическая организация власти в обществе, находящемся на определенной территории, имеющей свои границы, валюту, атрибуты, включающие флаг, герб и гимн. Государство имеет свои подразделения, имущество, органы управления, армию, бюджет, штат государственных служащих и должностных лиц, также государство теоретически должно обладать суверенитетом. Под суверенитетом следует понимать народ, живущий на определенной территории, имеющий свою власть, которая осуществляется в рамках государственных границ независимо от других государств. На практике в мировой истории многие государства теряли свой суверенитет, распадались на несколько независимых государств, либо становились колониями, зависящими от метрополий. Яркими примерами являются страны Африки, Южной Америки которые имели зависимость от стран Западной Европы, Китай в свое время был японской колонией, многие восточные страны находились в колониальной зависимости от Великобритании. В современном мире возможно возникновение новых государств в силу геополитических конфликтов, в результате отделения части территории суверенного государства в самостоятельную и независимую путем проведения референдума, с последующем присвоением ей статуса нового государства.
Государство как социально-политическое устройство общества, как привило имеет свою форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Самыми популярными формами правления считаются монархия и республика. Форма государства может меняться от одной к другой в силу особенностей менталитета нации или народа, а также в зависимости от современной политической ситуации. Монархия предполагает наличие единоличного правителя, стоящего у власти, который передает ее по наследству, образуя при этом династию. Монархия может быть абсолютной и ограниченной (либо парламентом, либо на основании конституции). Монархии в свое время были популярны в Европе, странах Востока, но, при этом в современном мире во многих странах до сих пор формально закреплена монархия. Республика предполагает более демократический государственный строй с выборностью органов власти, наличием института президента, принципа разделения властей.
Также, следует упомянуть политический аспект для более точной характеристики государства, который выражается в том, что в мире могут существовать более властные государства, которые показывают себя в качестве империй, захватывая соседние государства, устанавливая над ними контроль, что является проявлением свой власти и влияния. Примеров империй довольно много, в мире некогда была сильна Османская империя, Британская империя, Российская империя, частично СССР можно считать империей. Большинство империй распались по определенным причинам. В настоящее время в мире существует единственная империя мирового масштаба — Соединенные Штаты Америки, которая более менее старается удержать свои имперские позиции.
Формами государственного устройства являются: федерация, унитарное государство. Самыми популярными федерациями являются США, Индия, Швейцария, Российская Федерация. Федерация включает в себя несколько субъектов (регионов), которые являются составными частями единого государства, и обладают частичным суверенитетом ,т. е. политической и юридической самостоятельностью по отношению к федеральному центру. Суть федерации опасна, поскольку в геополитических войнах федерации имеют опасность подвергнуться расколу и выделению какого-либо субъекта из состава федерации и предоставлении ему качеств суверенного государства, что ведет к частичной утрате суверенитета со стороны федеративного государства. Известным всем примером является Чеченская республика, которая заявила о своем суверенитете и выходе из состава Российской Федерации. Унитарное государство является единым и целым, его составные части не являются государственными образованиями и полностью подчиняются высшим органам государства.
Касаемо политического режима можно выделить несколько самых распространенных: демократический, авторитарный, тоталитарный режимы. С демократическим режимом все довольно понятно, поскольку данный режим официально установлен в Российской Федерации и был сильно проявлен в 1990-е годы в виду перехода от советского тоталитаризма, однако в последнее время в России сильно наблюдаются черты авторитарного политического режима. Под авторитарным режимом следует понимать всевозможные ограничения прав и свобод человека со стороны государства, частые притеснения определенных граждан, частичный запрет на свободу слова, фальсификации результатов выборов. Тоталитарный политический режим оказывает сильное давление на общество со стороны государства, присутствуют частые нарушения прав человека со стороны государства и организаций, неразвитые механизмы защиты прав в судебном порядке, правоохранительные органы имеют высокую подготовку и часто могут беспокоить граждан, подозревая их в совершении преступления применяя при этом грубое обращение, редко с применение специальных средств, нарушая их права при проведении допроса, и прочих следственных действиях. Часто в государствах с тоталитарным политическим режимом предусмотрена смертная казнь. Яркими примерами здесь являются нацистская Германия, СССР, Кампучия при режиме Пол Пота, который является самым кровавым и антидемократическим за вторую половину XX века.
Государство призвано выполнять определенные функции, обеспечивающие развитие, стабильность и благосостояние общества, что в не всегда совпадает с реальностью. Это в первую очередь военная функция, целью которой является защита своей территории и граждан, а также ведение внешних войн с целью расширения своего влияния, присоединения новых территорий. Государство обязано проводить социальную политику и в связи с этим выполнять социальную функцию, которая заключается в обеспечении граждан различными социальными благами, будь то пенсии по старости, по случаю потери кормильца, предоставление ночлега для бездомных, выплаты пособий на содержание ребенка семьям с одним родителем, налоговые льготы и вычеты малоимущим гражданам и так далее. Государство также осуществляет правоохранительную функцию через систему правоохранительных органов, куда входят органы внутренних дел, противопожарная служба, органы прокуратуры, следствия, судебная система. Правоохранительные органы занимаются предупреждением преступлений и административных правонарушений, защищают граждан от преступных посягательств, осуществляют поимку и задержание преступников, исполняют наказания в исправительных учреждениях и прочее. В целом у государства довольно большое количество функций, и с учетом его состояния они могут добавляться по мере необходимости.
Вторым рассматриваемым социальным явлением является право, которое создается государством. Для начала следует выделить несколько регуляторов общественных отношений, которые по своей природе схожи с правом. К ним относятся: мораль, религия, корпоративные нормы, внутренние правила определенной группы лиц (правила общения в среде молодежной субкультуры, преступной организации и т. д.). Все названные социальные регуляторы, кроме права, регулируют общественные отношения, но важным отличием права от вышеперечисленных тут является то, что право является общеобязательным для выполнения для всех членов общества независимо от социальной или религиозной принадлежности, должностного положения. Если мораль или религиозное правило можно нарушить, то в случае нарушения нормы права для человека может наступить юридическая ответственность. Право может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право понимается как совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных государством на основании закона, или иного правового акта (указа, постановления, устава, положения). Право в объективном смысле делится на отрасли: конституционное (государственное) право, гражданское право,трудовое право, уголовное право,административное право и т. д. Отрасли права в целом составляют систему, в которой каждая отрасль права регулирует свой круг общественных вопросов. Право в субъективном смысле понимается как конкретное право (возможность) субъекта (человека либо организации, государства) получить какое-либо материальное или нематериальное благо. Субъективное право может быть предоставлено государством на основании Конституции, а также на основании закона. В России данному вопросу посвящена глава 2 Конституции, в которой содержится весь перечень прав человека, гарантированных в государстве (право на жизнь, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.) Право может быть предоставлено на основании договора. К примеру можно привести договор купли-продажи между покупателем и продавцом магазина, по которому покупатель приобретает право собственности на купленную вещь. Наряду с субъективными правами существуют и обязанности. Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержит в себе принципы - основополагающие идеи, начала, которые идейно пронизывают всю систему права или ее отдельную отрасль. Примерами принципов права являются: «равенство всех перед законом и судом», «незнание закона не освобождает от ответственности», «презумпция невиновности», «свобода договора», «независимость суда» и так далее.
Важно отметить, что государство и право являются взаимосвязанными социальными институтами, и говоря о политической составляющей, можно определить тот факт, что круг людей, находящихся у власти государства, может по своему усмотрению менять его форму, функции, атрибуты государства в целях удобства управления обществом. К сожалению такая же ситуация обстоит и с правом, поскольку оно в основном исходит из законодательства, которое принимается органами законодательной власти государства.

И всё-таки будущее за социальными государствами!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

цель работы: установление характера и особенностей соотношения государства и права как социальных явлений на современном этапе.
Для этого нам необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. определиться в понятиях государства и права, охарактеризовать их сущностные признаки;
2. проанализировать все имеющиеся подходы к соотношению государства и права;
3. выявить какое воздействие государство и право оказывают друг на друга;
4. характер и особенности соотношения государства и права на современном этапе развития общества.

Файлы: 1 файл

право и государство.doc

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Можно выявить общие и отличительные признаки между ними.

Так, различия между государством и правом проявляются в следующем:

во-первых, если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

во-вторых, если государство выражает силу, то право – волю;

в-третьих, если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;

в-четвертых, они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Единство между государством и правом состоит в том, что они:

во-первых, возникают и развиваются совместно;

во-вторых, и государство, и право являются объективно необходимыми социальными явлениями;

в-третьих, у них существует общая цель – упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества;

в-четвертых, и государство, и право вместе с развитием общества эволюционируют, совершенствуются, переходят от одного типа к другому.

Таким, образом, государство и право – те социальные явления, которые взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга, сохраняя при этом свои самостоятельные особенности и свойства.

Как же соотносятся государство и право? Что имеет приоритет: государство или право? Как государство воздействует на право и наоборот? Ответы на поставленные вопросы необходимо дать в данной работе.

Таким образом, цель работы: установление характера и особенностей соотношения государства и права как социальных явлений на современном этапе.

Для этого нам необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. определиться в понятиях государства и права, охарактеризовать их сущностные признаки;

2. проанализировать все имеющиеся подходы к соотношению государства и права;

3. выявить какое воздействие государство и право оказывают друг на друга;

4. характер и особенности соотношения государства и права на современном этапе развития общества.

Данная работа представляет собой дальнейшее исследование одной из фундаментальных проблем по теории государства и права. Особое значение это приобретает с учетом новизны исследовательских подходов, отражающих цивилизационный уровень научного знания и позволяющих по-новому взглянуть на проблему, преодолевая односторонность и догматизм. Теоретические выводы исследования позволяют определить особенности и характер соотношения правовых и государственных основ общества на различных этапах его исторической эволюции, выявить наиболее существенные и значимые условия и принципы их позитивного взаимодействия, и на этой основе определить основополагающие принципы оптимального сочетания институтов права и государства в современной действительности.

1. Понятие права и государства:

Для того чтобы ответить на вопрос – как соотносятся право и государство, необходимо дать понятие каждому из них и раскрыть их признаки.

Что касается права, то многие мыслители пытались проникнуть в тайны права, определить его, дать точное понимание этого важного социального института. И это неслучайно. Право пронизывает всю нашу жизнедеятельность.

Виднейший русский теоретик права Н.М. Коркунов еще в начале XX века заметил: «…можно, пожалуй, найти человека, во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое… По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать» (Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С.7). 1

Действительно, право – явление сложное, многогранное, имеющее разнообразное понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов), в рамках которого речь идет о нравственных, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов. Например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести и т.п.

Во-вторых, выделяют право в специально- юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством. Однако в этом юридическом значении термин «право» используется по-разному, ибо есть право субъективное и объективное.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь,

свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

«Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений». 2 Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права.

Подразделение права на субъективное и объективное корениться в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. Нас интересует право в сугубо юридическом и объективном смысле.

Можно выделить следующие признаки права:

1. Право – особый социальный регулятор поведения.

2. Нормативность: означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общеобязательных, формально определенных правил поведения, устанавливаемых или санкционированных и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

3. Общеобязательность права: право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

4. Формальная определенность: характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру. Определенность проявляется в точности воплощения модели поведения субъектов, четкости проведения границ правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Формальность же есть документальное закрепление содержания права в различных его источниках. Другими словами, право имеет внешне выраженную письменную форму, оно обязательно должно быть объективировано, воплощено вовне.

Некоторые ученые выделяют два самостоятельных признака: формализованность и определенность. 3

Формализованность: для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.). Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия. 4

Определенность: правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому. 5

5. Системность: означает, что право – не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая часть его имеет свое место и играет свою роль. Право сложное социальное образование, элементы которого связаны друг с другом, находятся во взаимодействии. В частности, в нем органически соединены различные отрасли и институты и т.д.

6. Призвано верно отражать реальную действительность.

7. Связь с государством, которая проявляется в государственной природе и государственной защите права.

Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека. 6

Государственная защита: этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Эта позиция обосновывает подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третья позиция — дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.

Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества. Либерально-демократический подход получил в последнее время наибольшее признание. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство.

В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства.

Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком.

Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения.

Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т. д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Выше отмечалось, что воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической (правовой) политике. Она часть общей политики государства. Под юридической политикой понимаются основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан правовой культуры, способности использовать правовые средства для осуществления своих интересов (проф. В. И. Червонюк).

Есть более короткое определение юридической (правовой) политики; это общие цели и требования, которые в целом должны выражаться в законодательстве (Т. Н. Радько).

Однако данное определение характеризует лишь одно направление правовой политики — законодательное и не охватывает всего многообразия проявления правовой политики.

В юридической науке нет общепризнанного определения понятия правовой политики. Наиболее удачным представляется определение, данное проф. Н. И. Матузовым. Он характеризует правовую политику как комплекс идей, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом в сфере действия права, на основе права и посредством права.

Правовая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Правовая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере. Поэтому ее подразделяют на три вида: а) законодательную; б) правоприменительную; в) правоохранительную.

Таким образом, правовая политика имеет комплексный характер. Это обусловлено тем, что: во-первых, в ней выражаются наиболее значимые интересы и ценности общества (политические, социально-экономические, культурные и др.), требующие официального признания со стороны государства и обеспечения государственно-правовыми средствами; во-вторых, она организует процессы формирования и реализации всех видов юридической деятельности; в-третьих, обладает сложной структурой, комплексом элементов, обеспечивающих ее целостность и функциональность. Центральное место в этом комплексе отводится государственно-правовой стратегии и тактике, выражающим правовое развитие общества, прогнозирование основных тенденций его движения, систему наиболее эффективных средств, приемов, методов и способов достижения государственно-правовых целей.

Следовательно, правовая политика определяется общим политическим курсом государства в правовой сфере, выражает его официальную позицию по основополагающим вопросам правового развития и направлена на совершенствование и обеспечение эффективности действия права на конкретно-историческом этапе его развития.

Интегрирующим направлением в правовой политике современного государства выступает конституционно-правовая политика. Она составляет фундамент правовой политики Российского государства и направлена на:

1) обеспечение единого правового пространства в стране, верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

2) выработку единых стандартов прав, свобод и законных интересов личности;

3) создание общегосударственных гарантий законности и правопорядка;

4) формирование ключевых принципов законодательной, правоприменительной, правоохранительной и иной юридически значимой деятельности в масштабах всего государства.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001 N 45-ФЗ)Нормы главы 17 в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ Статья 288. Собственность на жилое помещение1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые помещения

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СТАТЬЯ 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ Статья 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения Статья 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СТАТЬЯ 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

Глава 24 Негативные социальные явления, связанные с преступностью, и их предупреждение

Об авторах 1. Агапов А.Ф., доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России, канд. юрид. наук, доцент – гл. 12, 22.2. Баринова Л.B., канд. юрид. наук, доцент – гл. 13.3. Гриб В.Г., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МГЛУ, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук,

12.5 Право и социальные интересы

12.5 Право и социальные интересы Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые

§ 14*. Право и другие сферы общества

§ 14*. Право и другие сферы общества Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни: моралью, религией, экономикой, духовной жизнью, не говоря уже о политике.Право и мораль. Прежде всего следует отметить близость этих родственных, в сущности,

Существует множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государств, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или определенной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство. Также имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления в истории общественной мысли.

В настоящее время используются пять основных подходов к анализу сущности государства: теологический, арифметический (классический), юридический, социологический, информационно-кибернетический.

Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. К ним относятся право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Социальное назначение государства раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Цель его - действовать во имя всеобщего блага.

Изучая государство, важно понимать, что современное государство является государством социальным, соединяющим все социальные группы населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Социальное государство имеет ряд присущих только ему особенностей, а такая характеристика говорит о выполнении им специальных, социальных функций, направленных на защиту интересов различных малозащищенных и малообеспеченных группах населения.

Современное государство немыслимо без эффективных механизмов обеспечения компромисса между властью и народом. Именно этим компромиссом определяется взаимоотношения государства и права, являющееся мерилом демократичности и цивилизованности.

Право является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества. Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии.

Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни.

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов: гносеологический (познавательный), классово-волевой и динамический.

Существует достаточно много теорий сущности государства и права. Теории сущности государства: расовая теория, теория элит, технократическая теория, плюралистическая демократия, теория всеобщего благоденствия, теория правового государства, теория технократического государства, теория конвенгерции. Из теорий сущности права можно выделить нормативистскую, социологическую, теорию солидаризма, либертарную и этическую теории.

Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата.

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства Фома Аквинский (1224–1274) считается крупнейшим схоластом своего времени. Наибольшее раздражение у него вызывало учение Аверроэса о «двойственной истине», предполагавшее относительность суждений. Церковные постулаты

73. Воззрения Канта на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства Кант считал, что государственность порождается и оправдывается требованиями категорического императива. Осуществление права как общеобязательного возможно лишь через его наделение принудительной силой, а это обеспечивает

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 3.1. Сущность государства

§ 3.1. Сущность государства Сущность государства как общественного явления представляет собой "многогранный стержень", который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей

Глава I Возникновение права и государства

Глава I Возникновение права и государства Предварительные понятия Условимся в определении понятия права как социального явления. Право есть система норм, вынуждаемых к исполнению общественной властью в Интересах господствующих классов и закрепляющих в пользу

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право — мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства 1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти

§ 4. Сущность государства

§ 4. Сущность государства Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

3.2 Сущность государства

3.2 Сущность государства Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: