Государство и право как специфические социальные институты органически взаимосвязанные между собой

Обновлено: 24.04.2024

Каждая наука имеет свой предмет и объект исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются воздействия субъектов – людей. Если объект может быть общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Предметом любой науки является определенный круг вопросов, изучаемый данной наукой. Через предмет определяется каждая конкретная наука и её отличие от других наук. Особенностями или характерными чертами предмета теории государства и права являются: 1) общие специфические закономерности: возникновение и историческое движение государства и права; развитие и функционирование государства и права; переход одного типа государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка; формирование правового государства; 2) основные коренные вопросы: сущность, тип, формы, функции, структура и механизм воздействия государства и права, эволюция государств, соотношении государства и установленного в нем права, характеристики современных политических взглядов в конкретном государстве; 3) общая теория - теория государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются другие науки, является основой всех других гуманитарных наук; 4) единство науки - является единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии. Из названия этой юридической науки следует, что предметом ее изучения являются два взаимосвязанных института — государство и право. При этом нельзя смешивать институты государства и права как определенные формы социальных отношений и науку о них — теорию государства и права.

Не спешите заказать дипломную в москве не прочитав отзывы.

. Под предметом понимается то, что изучает данная наука. Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом: - система основных понятий юриспруденции; - государство и право как взаимосвязанные явления (их зарождение, развитие, современное состояние). Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и органически связанных с ними иных социальных явлений и процессов. Происхождение государства и права Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет– собраниевсех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, который выбирал своего старейшину. По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена. Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения – обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы. Переход к государству совершался в различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций. Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами: -Древний Египет; - государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата); - Шумер и Аккад; - Ассирия; - Вавилон; - государства долин Инда и Ганга (территория Индии); - Древний Китай; -древнегреческие полисы; -Древний Рим; -государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки). В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства. Различие теорий возникновения государства связано с тем, что: -возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

Право и государство находятся в диалектическом, т.е. противоречивом единстве. В теории по проблеме соотношения права и государства существуют два подхода. 1. Этатистский, исходящий из приоритета государства над правом. Здесь право рассматривается как продукт государственной деятельности, как следствие деятельности государства. Право находится в подчиненном виде к государству. Подход к понятию права как совокупность норм, издаваемых государством, приводит к принижению права. 2. Ограничение государства правом (школа естественного права): приоритет права по сравнению с государством, право возникает до государства, старше его, государство не есть источник права. Существует и третья точка зрения, состоящая в том, что их взаимоотношения носят характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а, значит, между ними имеется функциональная связь. Такой подход представляется более правильным, лишенным односторонности. В юридической науке утверждается, что государство является непосредственным фактором создания права и главной силой его осуществления. Оно (государство) использует право для достижения целей государственной политики. Так, С.С. Алексеев пишет, что государство выступает в качестве формулирующего и обеспечивающего фактора. Оно сообщает определенным нормам поведения людей общеобязательное значение. Из этого видно, что государство непосредственно устанавливает (учреждает) общие нормы, является фактором, формирующим право. Оно придает праву определенные юридические формы, создает право на институциональном уровне. Данное положение нельзя рассматривать в авторитарном смысле, ибо глубинные истоки права находятся в экономике, культуре, традициях, обычаях. Забвение этого ведет к юридическому позитивизму, к признанию государства учредителем, творцом права.Вместе с тем неверно рассматривать право в полном отрыве от государства. Велика роль государства в обеспечении реализации права. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношении через функцию принуждения. Право потеряло бы свое значение без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Даже только угроза принуждения охраняет право. Государство объективно способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников отношений действовать в соответствии с правом. Государство нуждается в праве не в меньшей степени, чем право в государстве. Существует определенная зависимость государства от права. Зависимость государства от права проявляется, во-первых, в системе внутренней организации государства и, во-вторых, в его деятельности.

Абашидзе А.Х., И.И. Лукашук. Глобализация, государство, право, XXI век// Гос-во и право. - 2001. - № 10. Большой юридический словарь/ сост.А.Я.Сухарев. – М.: Инфра-М, 2007 Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007. Горбунова М.Ю. «Общая социология» 2008г. Давыдов С.А. «Социология: конспект лекций» 2008г. Данукин В.П. Право: история, теория, практика// Гос-во и право. - 2000. - № 8. Лапин Н.И., Гвишиани Д.М. «Краткий словарь по социологии» 1989г. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 22. Першиц А.Н., Алексеев В.П. История первобытного общества. - М., 1990. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы гос-ва и права. - 1999. - № 7.

Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества, о государственно-правовых явлениях не может быть монополией какой-то одной науки. Общественные и юридические науки в той или иной мере рассматривают в качестве объекта своего исследования государственно-правовые явления, отсюда их тесное взаимодействие.

В число общественных наук, наряду с другими, например, политическими и экономическими науками, входит юридическая наука. ТГП относится к циклу юридических наук.

ТГП связана со многими общественными науками:

С историей (наукой, изучающей прошлое человечества во всём его многообразии). Так, выясняя причины возникновения государства и права, исследуя их поступательное развитие, ТГП опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и т.п. В то же время, историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями, выработанными ТГП.

С философией (наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление в процессе познания). ТГП широко использует философские категории и всеобщие понятия, законы философии. Философия закладывает мировоззренческую основу учёного, исследующего предмет ТГП.

С социологией ( наукой, изучающей структурные элементы общества во взаимосвязи, условиях их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе). В рамках ТГП исследуются такие вопросы как понятие, признаки общества, социальное регулирование, социальные нормы, механизм правового регулирования и др. Их исследование осуществляется на основе и в тесной взаимосвязи с научными знаниями, полученными социологией.

С политологией (наукой о политике, политической системе общества). Государственно-правовые явления неотделимы от политики. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, ТГП рассматривает её с точки зрения места и роли в ней государства, и его взаимодействия с другими участниками политических отношений. Предмет политологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как государственная власть, форма государства, политическая система общества, др. В свою очередь, политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государства, законности, правопорядка и т. д.

С психологией (наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности). Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенно особенностями общественной жизни. Предмет психологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как правосознание (элементом которой является юридическая психология), субъективная сторона правомерного и неправомерного поведения, способы и методы правового регулирования, др.

С экономической наукой (наукой, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие исторически сменяющие друг друга социально-экономические формации). Опираясь на положения и выводы экономической мысли, ТГП исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотделимые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органичной связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Государство и право, возникая (в том числе) в ответ на экономические по­требности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.

С культурологией (наукой о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижений культуры). Культура является важнейшим фактором развития общества. Так, в рамках ТГП исследуются такие вопросы как правовая культура, правовой нигилизм и правовой идеализм, правовое воспитание, а также рассматривается типология государств с точки зрения цивилизационного подхода, правовая система общества, др.

Взаимосвязь ТГП с юридическими науками:

Юридическая наука включает в себя, помимо ТГП, и другие области правовых знаний. В зависимости от того, на каких явлениях правовой жизни сосредотачивает своё внимание каждая область науки, формируется её собственный предмет исследования.

Юридические науки – это общественные науки, изучающие право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества.

Если основанием для выделения ТГП в общей системе общественных наук служит объект познания – вся сфера государственной и правовой жизни общества в целом, то в системе юриспруденции она выделяется по предмету познания.

В системе юриспруденции можно выделить несколько относительно самостоятельных групп правовых наук:

Ø историко-правовые (ТГП, ИППУ, ИГП, …)) ТГП использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опор­ные, базовые.

Ø отраслевые (наука гражданского права, наука уголовного права, наука административного права, …) изучают государственно-правовые явления, общественные отношения в той или иной сфере общественной жизни, соответствующие отрасли права (как систему правовых норм). По отношению к отраслевымнаукам ТГП выступает как обобщающая, синте­зирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, ТГП играет методологическую роль в юриспруденции.

Ø прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, юридическая психология, правовая статистика,…). Значительно меньше ТГП взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Она выполняет по отношению к ним методологическую роль.

Ø науки международного и зарубежного права (международное публичное и частное право, торговое право, конституционное право зарубежных стран, …)

Основной смысл взаимодействия ТГП с другими науками состоит в том, что она использует их теоретические данные в качестве средства для решения своих проблем, в методологических целях (то есть для разработки своего предмета). Все соприкасающиеся науки нашли место в методологическом арсенале ТГП. А взамен ТГП предлагает другим наукам выявленные закономерности, взаимосвязи государственно-правовых явлений, выработанные ею понятия.

5. Общество: понятие, признаки, структура. Социальные институты.

Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой необходимостью удовлетворения общих потребностей и взаимодействующих друг с другом на основе социальных норм.

Общество – это сложная саморазвивающаяся система связей людей, общественных отношений. То есть общество предполагает взаимодействие между людьми, которое выражается в том, что люди вступают в общественные отношения. Вне взаимодействия, общественных отношений общество не существует.

Рассмотрение общества в качестве системы общест­венных отношений, основу которых составляют эконо­мические (материальные), политические и духовные (культурные) отношения, позволяет:

во-пер­вых, подходить к нему конкретно-исторически, выде­лять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);

во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);

в-трётьих, чётко определить субъектов социального общения (личность, семь нация и др.).

В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Признаки общества:

1. это объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения общих значимых для них потребностей. Это потребности, например, в общении, в пище, в безопасности и др. Удовлетворить эти потребности наиболее эффективно можно только в скоординированной деятельности. Это не означает, что в обществе отсутствуют социальные противоречия, обусловленные несовпадением частных, индивидуальных интересов. Индивидуальные интересы людей будут различаться, так как все люди не одинаковы с психологической, физической точки зрения, а так же их способностей и моральных устоев.

2. это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. В обществе должны существовать осмысленные, сознательные, волевые взаимосвязи, отношения друг к другу. Люди осознают «выгодность» и необходимость существования именно в такой форме организации как общество.

3. характеризуется особой устойчивостью. Она обусловлена объективно, так как потребности, лежащие в основе объединения людей в общество, его формирования, существуют постоянно, требуют каждодневного удовлетворения.

4. самодостаточность. Т.е. общество способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать всё необходимое для себя: и материальные, и духовные блага. Таким образом, общество не является частью более крупной социальной системы.

5. наличие власти и специальных норм регулирования общественных отношений. Любое взаимодействие элементов требует определённых правил, законов. Люди, объединяясь в общество, тоже должны следовать определённым выработанным самим обществом нормам, правилам поведения и взаимодействия, которые дают возможность реализации индивидуальных и общественных интересов, обеспечения определённой упорядоченности общественных отношений. Но необходимо учитывать, что создаваемые нормы могут не устраивать ту или иную группу людей, что приводит к их нарушению. Поэтому в целях обеспечения соблюдения вырабатываемых норм в обществе организуется социальная власть, способная подчинить человека установленным правилам.

6. наличие культуры, которая придаёт духовный смысл человеческой жизнедеятельности, унифицирует человеческие желания и стремления.

Сферы общественной жизни, которые определяют необходимые типы взаимной деятельности: 1). материальная 2). духовная 3). организационная (коммуникативная).

Вместе с обществом возникает социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле.

Общество не может обойтись без социальных институтов.

Социальные институты – это устойчивые социальные объединения, общности и группы, выполняющие необходимые функции и взаимодействующие друг с другом на основе различных социальных норм.

Социальные связи в них обусловлены организацией управления, то есть именно необходимость удовлетворения тех или иных интересов, т.е. выполнение функции в сфере управления, лежит в основе формирования и деятельности социального института. Эти связи являются институциональными, т.е. создаются социальные институты именно как объединения людей.

Социальная общность – это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы. Понятие социальной группы является однопорядковым.

Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных интересов и потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др.

К социальным институтам относятся община, род, семья, нации, сословия, касты, социально-профессиональные группы, население города, религиозные концессии, трудовые коллективы, система образования, СМИ семьи и др. Первым крупнейшим политическим институтом стало государство.

По характеру организации различают формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции).

Например: Социальные слои – большие группы людей, отличающиеся друг от друга положением в социальной структуре общества (по уровню дохода, собственности, социальным правам и привилегиям). Каста – социальная группа, членство в которой обусловлено исключительно рождением. Сословие – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, осуществляющих конкретную социальную функцию. Социальные институты выполняют в обществе функцию социального управления и социального контроля. Каждый социальный институт появляется в связи с возникновением определённой необходимости в обществе, в целях удовлетворения тех или иных потребностей членов общества. С этим связывается функциональное назначение социального института.

Каждый социальный институт можно проанализировать с:

1. функциональной стороны (для реализации каких функций он был создан, т.е. для удовлетворения каких потребностей какой части общества)

2. внешней (структурной) стороны (кто включается в данный социальный институт, по каким критериям те или иные лица или учреждения входят в социальный институт)

3. внутренней (содержательной) стороны (это система определённых правил поведения, социальных норм, на основе которых строится деятельность социального института)

Например, Семья: создаётся в целях продолжения рода, люди объединены по принципу кровного родства, взаимодействие строится на основе семейных норм. Судебная система: создана для отправления правосудия, состоит из судов, действует на основе норм права. Государство: создаётся в целях осуществления управления и обеспечения правопорядка, интеграции общества, политическая организация общества в лице гос. органов и должностных лиц, действует на основе норм права.

Социальным институтам присуща, таким образом, объективность (возникают в ответ на объективные потребности общества) и историчность (возникают в процессе исторического развития).

Условиями для возникновения социальных институтов являются:

1. возникновение социальной потребности

2. наличие ресурсов (материальных, организационных)

3. наличие социокультурной среды (люди с наличием соответствующих интересов)

Это вопрос о соотношении права и гос-ва и наоборот. ГиП тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии П и Г в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) Г т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к П, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а П является определяющим фактором. Г зависит от П и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено П. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение Г или П, а рассматривает Г и П в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с Г. Оно не может существовать без Г, равно как и Г не может существовть без него. Позитивное право не может сущ-ть без Г в силу следующих обстоятельств: 1. Позит-ое право не может возникнуть без Г поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется Г-ом. 2. Позитивное право не может функционировать без Г, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Т.о. право не может не возникнут не сущ-ть без Г. Г в свою очередь не может обойтися без права: при помощи позит-го права Г себя конституирует т.е. юрид-ки оформляет (с помощью конституции, законов и др). Г использует позит–ое право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права Г устанавливает в общ-ве именно тот порядок, который необходим и выгоден Г.

ТГиП рассматривается не только в их органической взаимосвязи, но и как относительно самостоятельные социальные институты: теория Г и теория П. ТГ рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г. ТП изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества. Но хотя ГиП являются самостоятельными социальными институтами, между ними существуют органические, реальные связи – и в процессах их возникновения, и в процессах функционирования. ГиП неразрывно связаны между собой общностью причин возникновения, взаимодействием в процессе функционирования и другими необходимыми взаимосвязями. В реальной действительности они не могут существовать раздельно.

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчинении к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности нору, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Они (связь) видит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узко-нормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимом, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом государства, его признаком или атрибутом.

Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

В настоящем государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

1) В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

2) В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права является характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

3) Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуя с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного проведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивает правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствуя.

Воздействие права на государство. Связанность государства правом.

Тем не менее, государство нуждается в праве не менее чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

1) Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и её субъектов, федеральных органов и органов членов Федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства.

2) Известны два метода, посредством которых государство навязывает волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государства, цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении государства:

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности.

Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в её взаимоотношениях с нациями и народностями.

Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.

Право является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Современная литература рассматривает 3 вероятные модели, которые характеризуют взаимосвязь государства и права:

  • тоталитарная (страна выше права и им не связана);
  • либерализм (право выше страны);
  • прагматическая (страна поддерживает и увеличивает силу права, но связана им).

Первая из рассмотренных моделей предполагает, что право является продуктом государственной деятельности, его следствием. В российской правовой литературе еще не так давно считалось, что право подчинено государству. Фактическое условие этого этатистского подхода представлено политической практикой, которая склонялась к рассмотрению права как некоего придатка государства.

В теории предпосылкой этой позиции можно считать формально-догматическое отношение к понятию права в качестве системы норм, которые издает государство. Тем не менее, Однако современная Россия уже не использует этот подход.

Либеральный подход, рассматривающий соотношение государства и права, утверждается в рамках представлений, которые вывели категорию государства из общественного договора, из ограничения его правом. Считалось, что это было основано на нерушимости естественного закона и неотчуждаемости субъективных публичных прав индивидов, основанных на нем. С точки зрения этого подхода право обладает безусловным приоритетом, если сравнивать его с государством. Рассматриваемый подход наделен определенными преимуществами. Он представляет собой философскую платформу для утверждения в политической практике идеи правового господства. Тем не менее, эта идея скорее выражает желаемое, чем действительное.

Прагматический подход к вопросу дает возможность в определенной мере произвести интеграцию этатистских и либеральных взглядов. Наряду с этим, он позволяет исключить крайности, оценивая связь права и государства. В соответствии с этим подходом связь права и государства не имеет однозначного причинно-следственного характера (оно порождает право или рождается из права), а становится более сложной. Эта связь имеет двустороннюю зависимость: право и государство друг без друга не существуют, следовательно, можно говорить о функциональной связи между ними.

Подход с точки зрения прагматичности дает возможность выявления глубинных связей государства и права, избегая односторонность. Он позволяет понять, что дает право государству, выясняя истинное значение государства в обеспечении права.

Сегодня прагматический подход является преобладающим в нашей юридической науке. Анализ подобных зависимостей играет принципиально важную роль для всей отечественной общественной практики.

Особенности прагматического подхода

Принято рассматривать 3 основные аспекты прагматической модели соотношения государства и права:

  • единство,
  • отличие,
  • взаимодействие.

Первое из них может выражаться одновременным происхождением государства и права по одинаковым причинам, типологии; одинаковой обусловленности экономических, культурных и иных условий; общей исторической судьбой; наконец в том, что право и государство выступают в качестве средства социальной регуляции и упорядочения. В этом аспекте они аккумулируют и создают баланс между общими и индивидуальными интересами, дают гарантию правам личности и др. Все это не означает, что то, что свойственно государству свойственно и праву, как и наоборот. Они могут оставаться достаточно автономными и самобытными образованиями. Образно выражаясь, государство и право ни на минуту не могут остаться наедине, с глазу на глаз, при этом каждый из них имеет свою жизнь, собственные цели, задачи, методы.

Различия происходят из определений понятий государства и права. Если первое является особой политико-территориальной организацией публичной власти, являющейся формой существования общества, то второе характеризуется в качестве совокупности правил поведения, которые определяют рамки свободы и равенства людей в их интересах. Исполнение интересов происходит за счет актов и принудительной силы государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Таким образом, они не совпадают по своей форме, структуре, элементам, содержанию. Их необходимо относить к разным областям общественной жизни. Государство и право могут по-своему отражать реальную действительность, насущные потребности. Их по-разному воспринимает и оценивает общественное сознание. Наконец, при наступлении известных обстоятельств государство и право начинают работать в противоположных направлениях. Это способствует порождению коллизии между ними.

Взаимодействие права и государства

Взаимодействие права и государства выражено в их разностороннем влиянии друг на друга.

Государственное воздействие заключается, в первую очередь, в формировании, изменении, совершенствовании, охране от нарушителей, претворении права в жизнь. По этой причине можно говорить о непрерывном воздействии государства на право (начинается от создания права и заканчивается реализацией в общественных отношениях). Государство влияет на распространение права в социальном пространстве, обязывая членов общественных отношений действовать по праву, исключая противоправные подходы в процессе достижения результатов, значимых для общества.

Есть и объективные пределы в воздействии государства на право, обусловленные регулятивным потенциалом права, возможностями государства осуществлять обеспечение действие права в этих общественных условиях. Государственные возможности нельзя переоценить, поскольку это в любом случае приводит к идеализации правовых средств, снижая, в конечном счете, социальную ценность права. Государство не использует право в противоречии с его истинной ролью, так как необходима научно обоснованная, эффективная юридическая государственная политика, которая позволит максимально рационально и в интересах общества использовать инструменты права.

Не менее существенным и многообразным является обратное влияние права на государство. История показала, что для собственного существования государству в качестве организации право необходимо не меньше, чем праву государство. Проявление зависимости государства от права характеризуется внутренней организацией страны в ее деятельности.

Посредством права закрепляется внутренняя организация государства, включая его форму, структуру, аппарат (механизм) управления, статус и компетенцию органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важна роль права во внутренней организации государства. Она проявляется в создании юридических гарантий против возможностей узурпации власти одной из ветвей власти. Этим внутреннее функционирование государства может быть поставлено на правовую основу, происходит создание юридических предпосылок для эффективного действия всех элементов государственной машины.

В деятельностном плане с помощью права достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции государства. Оно способствует проведению его внутренней и внешней политики, законодательному определению и закреплению конституционного строя, положения личности в обществе. Если не будет права, то воля государства не становится общеобязательной. Основной язык, на котором государство ведет разговор со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, — это язык права. По этой причине демократическое государство современности не может действовать без и помимо права. Право как бы «навязывается» государству по причине необходимости. По этой причине последнее в принципе не способно пренебречь правовой формой. Государство, не причиняя ущерб обществу, не может манипулировать правом или освобождаться от него. Право определенным образом «облагораживает» государственность, делая ее полноценной и зрелой.

В современном мире связующее значение права в отношении государства усиливается с каждым днем. В этом процессе наблюдается определенная закономерность: чем более точно право отражает объективные потребности развития общества, тем в большей степени оно связывает государство. Активные действия государства в этом случае не подавляются, напротив, они результативны и направлены только на интересы общества и отдельного человека.

Общее начало любого правового государства представлено его связанностью правом. Право посредством своих начал, норм и предписаний способно выражать взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимное равновесие этих частей представляет уравновешенность свободы, условие обеспечения правовой справедливости.

Еще И. Кант в свое время выдвинул концепцию правового государства как такой государственной власти, целью которой является именно право. С точки зрения современного анализа это значит, что государство, связанное правом, может действовать «свободно».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: