Государство и право как продукт общественного развития

Обновлено: 19.04.2024

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества.

Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции.

Конституция Российской Федерации закрепляет полновластие народа в условиях многопартийности общества, демократизм, интернационализм, защиту прав и свобод граждан.

В социально-экономической жизни действует принцип правовой охраны собственности. Государство создает условия, необходимые для развития различных форм собственности, и обеспечивает равную защиту всем ее формам. Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности (ст. 10 Конституции РФ). Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством.

Высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей (ст. 15 Конституции РФ).

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом.

По юридической силе все правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия (например, на должностных лиц), акты исключительного действия (при военных действиях, стихийном бедствии).

Законы принимаются законодательным органом государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов.

Норма права отличается от индивидуальных юридических актов, порождающих правовые последствия для конкретных лиц (приказ о зачислении на работу, распоряжение об удержании из заработной платы и др.).

Нормы бывают императивные (от правил которых отступить нельзя, например о форме определенной сделки) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон, например о распределении обязанностей по капитальному или текущему ремонту при заключении договора аренды).

По содержанию норма права состоит из диспозиции, т.е. самого правила поведения, гипотезы - указания на условия применения нормы, санкции - установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

В нашем обществе действуют не только нормы права, но и нормы морали, традиции и обычаи делового оборота.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. И процесс этот имеет исторические параллели.

У разных народов и в разные эпохи возникновение права было связано с особенностями развития каждого народа.

Однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории общества народов мира. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждаются в определенной упорядоченности жизни людей. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения или социальных норм.

В первобытном обществе регулирование общественных отношений осуществлялось на основе мифов, ритуалов, религиозных норм, простейших норм морали, обычаев. Все эти нормы были мононормами, так как совпадали по содержанию. Наиболее распространенными и типичными были обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, которые в результате многократного их повторения вошли в привычку. Они обеспечивались мерами общественного воздействия и были консервативны по своей природе.

С появлением избыточного продукта, частной собственности, с расслоением общества, обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя оказались не способны играть роль регулятора общественных отношений, так как:

а) уже не существовало единства интересов всех членов общества;

б) примирить противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли.

В силу экономических условий отношения раннеземледельческого классового общества требовали появления норм, которые бы:

1) могли формироваться людьми;

2) были четко определены по содержанию;

3) строго проводились в жизнь.

Такие нормы и представляли собой право. С их помощью экономические, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму правовых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общества, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общества.

Пути возникновения права

1. Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (правовые обычаи), охраняемые от нарушений государством.

Правовой обычай – это санкционированный (т.е. одобренный и охраняемый) государством обычай.

В период образования государства отдельные обычаи родового строя стали получать санкцию со стороны государства. За нарушение этих обычаев устанавливались меры государственного принуждения. На ранних стадиях существования государства обычное право представляло почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется правовыми законами государства.

Первые источники права в значительной степени представляли собой санкционированные обычаи:

- законы Хаммурапи (Вавилон),

- законы Ману (Индия),

- законы ХII таблиц (Древний Рим),

- Русская правда и др.

2. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Это осуществляется в ходе правотворческой деятельности государства.

По мере установления общественных отношений государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей правотворческой деятельностью.

Постепенно законы становятся основной формой права.

3. Создание правовых прецедентов.

Правовые нормы могут возникать (особенно, если по данному конкретному вопросу отсутствует обычай или закон) в результате вынесения судебного решения.

Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает обязательную юридическую силу для аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах англо-саксонской системы права.

4. Рецепция права, т.е. использование правового опыта других стран.

"Рим трижды покорил мир: силой оружия, силой религии, силой права" (Иеринг).

5. Экспансия права – это распространение на колонизованные территории права метрополии.

Таким образом, право – это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства.

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.

Государство и право – важнейшие факторы общественного развития. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
По мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве и государстве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако, изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское сохранились.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Понятие, происхождение и функции государства…. ………………. ……….4
Сущность и понятие права……………………………………………………….7
Понятие общественного развития………. ……………………………..….10
Роль государства и права в общественном развитии………………………. 13
Заключение…………………………………………………………………. ….16
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из 1 файл

Государство и право как фактор общественного развития.doc

Средством удовлетворения этих насущных потребностей стало позитивное право как особый вид социальных норм. Под позитивным правом здесь понимается система правовых норм, установленных или санкционированных государством.

Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных свойств права является его тесная связь с государством. Государство устанавливает в обществе единый порядок путем издания общественных законов либо санкционирования устоявшихся обычаев, создания судебных прецедентов. Через свои органы оно обеспечивает исполнение норм права и их охрану от нарушений. Правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального решения государства. Применение, реализация правовых норм в случае необходимости обеспечивается государственным принуждением. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.

Связь права с государством выражается также и в системе воспитания населения в духе уважения к законам, в различных государственных поощрениях за успехи в исполнении законов и т.п.

Наряду с правом в обществе действуют другие социальные нормы: мораль, обычаи, традиции, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они играют важную роль также в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей.

Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы, как правило, распространяются на отдельные социальные группы.

Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, а все иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и только если они не противоречат праву. Их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством, а все другие социальные нормы либо возникают спонтанно и существуют в виде стабильных убеждений людей, общественного мнения (мораль, обычаи, традиции), либо вырабатываются общественными организациями.

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей.

Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами. Обычаи и мораль закрепляют, главным образом, общие принципы или эталоны поведения.

Понятие общественного развития

Под общественным развитием понимается процесс воспроизводства общественной культуры и человеческого потенциала (ресурса).

Такое понимание общественного развития значительно отличается от общеизвестных.

Очевидно, что развитие, основанное на заимствовании «чужой» культуры, характерно для открытых обществ. Что же касается закрытых обществ, например бывшего СССР или Северной Кореи, то их развитие основано на собственной культуре и отличается от развития открытых обществ своей спецификой. Это не означает, что закрытые общества лучше или хуже открытых. Они просто более ограничены в своем развитии и оно более предсказуемо. Открытые общества имеют больше возможностей, так как их культура значительно богаче и разнообразней за счет чужой культуры. Однако открытые общества требуют более высокой культуры управления, позволяющей заранее предвидеть и избегать возможных негативных последствий от влияния «чужой» культуры на развитие общества.

В современной жизни два способа развития в чистом виде не используются, поэтому правильнее говорить о смешанном (комбинированном) развитии с преобладанием демократического или автократического характера развития.

Таким образом, ответ на вопрос, какое развитие лучше, приводит к выводу, что наиболее оптимальным способом является ни демократическое, ни либеральное, ни автократическое, а развитие, основанное на знаниях; развитие, при котором наиболее эффективно будут решаться все общественно значимые проблемы. Такое развитие можно с полным основанием называть устойчивым развитием.

В самом деле, любая общественная проблема грозит обществу потерей устойчивости, поскольку является (по определению) отклонением от общепризнанных социальных норм. Поэтому, чем лучше общество выявляет и решает свои проблемы, тем меньше в нем будет недовольных социальной политикой и тем выше уровень жизни людей.

Весь ход исторического развития России показывает на значительную роль вождей в истории (Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I, Ленин, Сталин, Хрущев, Горбачев, Ельцин), от решений которых во многом зависело будущее страны. Каждый из них, приходя к власти, начинал проведение реформ, исходя из лучших побуждений, с целью улучшить жизнь людей, однако почти всегда получалось наоборот (поэтому и появилась крылатая фраза: «хотелось как лучше, а получилось как всегда»). Причина этого заключается в сложности общества, незнании механизма его функционирования. Поэтому любое неумелое вторжение в этот механизм (а реформы это и есть вторжение) приводило к непредсказуемым последствиям.

В связи с этим можно сделать вывод, что управлять общественным развитием можно и нужно, однако это должно осуществляться с большой осторожностью на основе знания принципов функционирования общества с учетом положительного мирового и отечественного опыта решения социальных проблем. При отсутствии (или недостатке) таких знаний демократическое развитие является предпочтительней, т.к. не связано с неоправданным риском.

Однако демократическое развитие не является оптимальным, поскольку общественное мнение часто ошибается (либо по причине манипулирования со стороны отдельных социальных групп и лиц, либо по причине своей консервативной природы, не принимающей резких изменений), поэтому только научные знания могут правильно подсказать, принимать или не принимать те или иные изменения.

Роль государства и права в общественном развитии

Нарастание сложности обществ в процессе социальной эволюции (семьи, поселения, города, нации, мировые сообщества) могло происходить лишь при условии соответствующего нарастания сложности их систем управления (по закону необходимого разнообразия).

В первобытных обществах были самые простые системы управления, совпадающие с самим обществом. Но уже города требуют специальных систем управления, выделяющихся из обществ. Когда появились первые города (полисы), люди ещё имели смутное представление о системах управления (или социальных механизмах обществ), поэтому понятие «государство» они отождествляли с понятием город (полис). Так появилось сочетание город-государство.

Однако по мере роста городов, образования империй и наций, стало очевидной необходимость выделения особого органа управления, который стал называться государством.

Осознание государства как особой социальной реальности произошло лишь в XIX веке в связи с Великой Французской Революцией, обнажившей противоречия между гражданским обществом и государством как самостоятельным институтом.

Таким образом, на примере государства можно сделать вывод, что процесс «открытия» государства как социальной реальности – это длительный многовековой процесс, который не завершен до сих пор, поскольку до сих пор во многих учебниках государство часто отождествляют с обществом или «политической формой организации общества».

В первобытных обществах не существовало ни государства, ни права, зато существовали обычаи, традиции, религиозные ритуалы, играющих роль регуляторов поведения и деятельности людей. С появлением первых государственных обществ социальные нормы (обычаи, традиции, ритуалы) стали санкционироваться государством и тем самым приобрели правовой характер.

В дальнейшем государство стало не только санкционировать (разрешать) или запрещать те или иные социальные нормы, но стало вводить собственные, новые нормы, которые также получали правовой статус. Этот факт является принципиально важным. Одно дело, когда в обществе закрепляется естественно сложившийся порядок, другое дело, когда вводится новый порядок. Если этот новый порядок не отвечает интересам большинства членов общества, то может возникнуть социальный конфликт.

Таким образом, государство и право могут играть как положительную, так и отрицательную роль в обществе.

С одной стороны, благодаря появлению государства и права стало возможным появление наций, т.е. более крупных и более сложных обществ по сравнению с первобытными догосударственными обществами. С другой стороны, государство, выделившееся из общества, стало «насаждать» (с помощью права) свои «правила игры», которые нарушали естественно сложившийся порядок в обществе и вызывали массовое недовольство, проявляющееся в массовых забастовках, демонстрациях, столкновениях с полицией.

Очевидно, что новые законы должны максимально соответствовать интересам большинства граждан. Только тогда они не будут вызывать социальную напряженность в обществе. Однако, это не единственное требование к новым законам, поскольку в наши дни существуют мощные средства рекламы, СМИ и социальные технологии, позволяющие манипулировать общественным мнением и ликвидировать социальные напряженности даже там, где они объективно обусловлены.

Главное требование к новым законам должно быть их эффективность. Для этого новые законы должны разрабатываться при участии учёных, проходить научную экспертизу, а при необходимости социальный эксперимент и только после этого приниматься Парламентом и утверждаться Президентом как правовая норма.

Таким образом, в правовом пространстве не должно быть неработающих или плохо работающих законов, указов или других нормативно-правовых актов. Это касается и других социально- культурных пространств общества.

Основой социальной стабильности государства является тесное сотрудничество государства и общества в выработке и осуществлении государственной социальной политики во всей ее полноте.

Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины в обществе.

Разумеется, государство, право + общество - не враги. Но их интересы не тождественны, а иногда противоречивы. Государству, например, проще было бы обеспечить борьбу с правонарушениями и охрану правопорядка, если ввести комендантский час, наделить оперативный аппарат правоохранительных органов широкими правомочиями проводить обыски, превентивные задержания, аресты, высыпки, а дела о правонарушениях решать в ускоренном порядке в военных и других чрезвычайных судах. С другой стороны, богатство и свобода в обществе будут быстрее расти и процветать, если граждане не будут обременены налогами, будут свободны от воинских и иных обязанностей, от акцизных сборов, таможенных пошлин и ограничений.

Разные подходы к праву и государству, разные взгляды на роль государства и права в развитии общества обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – общество влияет на развитие права и государства.

Было время, когда государство не существовало. В первобытном обществе, где около 40 тысяч лет тому назад сформировался человек в современном понимании (хомо сапиенс), «экономика» основывалась на общественной собственности, социальная структура - на родовой или племенной общине, власть - на авторитете племенного вождя или совета старейшин, регулирование жизненных отношений - на обычаях, олицетворяющих накопленный опыт наиболее рациональной, выгодной для рода (племени) формы их организации. Но по мере развития тогдашнего общества, особенно благодаря разделению труда, повышению его производительности и расширению обмена, родоплеменной строй изживал себя постепенно.

Как результат общественного развития, началось формирование новых способов организации общественных отношений, более универсальных структур управления жизнедеятельностью общества, с которыми связано происхождение государства. Эти процессы проанализированы в классическом труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанном в 1883-1884 г.г. на базе огромного фактического материала в области археологии, истории и этнографии, включая сюда работу американского ученого Льюиса Генри Моргана «Древнее общество». Если развитие первобытного общества происходило более или менее одинаково во всех уголках нашей планеты, то на стадии появления нового, государственно-организованного общества пути человечества существенно разошлись. В Афинах, Риме, Греции общинный строй разложился, возникла частная собственность на землю либо частное землевладение при сохранении коллективной собственности, начались разделение труда и социальное расслоение населения, что повлекло за собой формирование более могущественными социальными группами своих организационных структур, превратившихся в государство. У германских племен, которым рабовладение в классической форме представлялось невыгодным, имущественная дифференциация, социальное расслоение и разделение труда сопровождались захватом чужих территорий, что ускорило образование у них раннефеодального государства.

В Азии, Африке и доколумбовой Америке постепенному перерастанию родоплеменного строя в государство во многом способствовали такие факторы, как поливное земледелие и строительство ирригационных систем, обусловившие объединение разных племен с созданием межплеменной публичной власти, организованной как государство. Известно множество доктрин, объясняющих происхождение государства. Теологическая концепция (Аквинский , Маритен ) исходит из божественных начал, патриархальная (Аристотель , Михайловский ) - из разрастания отцовской власти, органическая школа (Платон , Спенсер ) - из эволюции человеческого организма, психологическая (Тард , Петражицкий ) - из людской психики, естественно-правовая (Гроций , Радищев ) - из общественного договора, а теория насилия (Гумплович , Каутский ) - из факта завоевания чужих территорий. Существуют многочисленные подходы и к трактовке самого понятия государства. Сторонники теории элит (В. Парето , Г. Моски и др.) видят в государстве организацию власти верхушки общества - элиты, приверженцы технократической концепции (Д. Белл , Г. Саймон , Т. Веблен и др.) - организацию власти специалистов по управлению, представители теории конвергенции (Р. Арон , Д. Гэлбрейт , П. Сорокин и др.) - результат взаимного обогащения между народами, проповедники плюралистической демократии (М. Дюверже , Г. Ласки и др.) - выразителя всеобщих воли и интересов и т.д. Согласно марксистским взглядам, решающую роль в происхождении государства сыграли раскол общества на противоположные классы и непримиримая борьба между ними, породившие государство как орудие классового подавления и подчинения. Марксистский подход к этой проблеме наиболее полно изложен в названной выше работе Ф. Энгельса. Он, однако, тоже страдает изъянами, связанными с гипертрофией классового начала в объяснении происхождения, сущности и исторического предназначения государства. Можно считать установленным, что государство - продукт самого общества на определенной ступени развития, результат социального расслоения населения, появления частной собственности и обострения противоречий в общественном организме.

Государство нигде не навязывается обществу извне. Хотя формы его происхождения у разных народов неодинаковы, тем не менее, государство везде возникло ввиду одних и тех же коренных социально-экономических причин - там, тогда и постольку, где, когда и поскольку социальные противоречия стали неразрешимы прежними, родоплеменными способами. Нельзя, однако, признать достоверным сведение социального расслоения к образованию двух противостоящих друг другу и находящихся в постоянном антагонизме классов, а равно объяснение появления государства исключительно интересами одного, эксплуататорского класса «держать в узде», подавлять сопротивление всех остальных (эксплуатируемых) слоев населения. Гипертрофирование классового антагонизма и его роли в истории искажает не только процессы происхождения, но и сущность, историческое предназначение и деятельность государства.

Общество в широком значении - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общество и государство - понятия не совпадающие.

Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д. Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства также не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. При этом степень самостоятельности государства постоянно меняется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство должно выполнять функции в интересах большинства граждан, разрешать возникающие между ними противоречия, преодолевать кризисные ситуации. Вместе с тем иногда государство может играть и деструктивную роль - возвышаться над создавшим его обществом, превращаться из "слуги" в "хозяина" и т.п.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество - обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество - ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой - соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием (В.М. Корельский).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: