Государство и малый бизнес финансирование кредитование и налогообложение

Обновлено: 23.04.2024

Малый бизнес относится к видам деятельности, ведение которых не только предоставляет множество возможностей, но и сопровождается серьезными рисками. Тем более – в сегодняшних условиях, когда продолжают действие ограничительные меры, связанные с противодействием пандемии коронавирусной инфекции.

  1. Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства
  2. Виды кредитов для малого бизнеса от государства
    1. Льготный или беспроцентный кредит
    2. Грантовая поддержка
    3. Субсидии
    4. Поддержка от Службы занятости
    5. Поддержка имущественного характера
    6. Микрозаймы от государства
    7. Федеральные программы поддержки бизнеса
    8. Региональные программы поддержки бизнеса
    1. Требования к заемщикам
    2. Куда обращаться
    3. Необходимые документы
    1. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
    2. Банковские организации
    1. Кому адресованы льготные кредиты государства?
    2. На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?
    3. Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?
    4. Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Поэтому нет ничего удивительного в активизации государственной политики в части поддержки предпринимательства. Основным направлением работы в этой сфере стало льготное кредитование малого бизнеса в 2021 году. Такой вариант финансирования по-прежнему остается одной из самых действенных мер поддержки. Выдача государственных кредитов на развитие малого бизнеса ведется разными структурами, а процедура получения заслуживает более внимательного и детального рассмотрения.

    Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства

    Чтобы претендовать на кредит для бизнеса с господдержкой, хозяйствующий субъект – ООО или ИП – должен соответствовать нескольким требованиям. По состоянию на середину 2021 года государственная помощь выделяется так называемым субъектам МСП – малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся три категории ООО или ИП:

    • микропредприятия, имеющие численность персонала в пределах 15 человек и годовой доход, не превышающий 120 млн. руб.;
    • малые предприятия, аналогичные ограничения для которых установлены на уровне 100 сотрудников и 800 млн. руб.;
    • средние предприятия с численностью трудового коллектива до 250 работников и годовым доходом не выше 2 млрд. руб.

    Еще одним критерием для получения государственной поддержки становится структура учредительного капитала юридических лиц. К ней предъявляются три требования:

    • как минимум, 51% принадлежит физическим лицам или субъектам МСП;
    • не более 49% уставного капитала находится в собственности юридических лиц, не отнесенных к малому и среднему предпринимательству;
    • муниципалитетам, региональным и федеральным органам власти, а также НКО принадлежит не более четверти учредительного капитала.

    Но и на этом требования к потенциальным адресатам кредитования для поддержки малого бизнеса от государства не заканчиваются. Дополнительными условиями финансирования выступают:

    • срок деятельности субъекта МСП в пределах 2 лет;
    • обязательная регистрация в налоговом органе;
    • отсутствие долгов по налоговым платежам, другим фискальным выплатам и банковским кредитам;
    • включение организации или ИП в ЕРСМСП (аббревиатура означает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства).

    В рамках реализации отдельных государственных программ могут устанавливаться условия финансирования сверх перечисленных выше. Обычно речь идет о ведении определенных видов деятельности, поддержка которых носит приоритетный характер. К числу таких относятся: здравоохранение, образования, сельское хозяйство, внутренний туризм, культура, торговля (оптовая и розничная) и т.д.

    Приведенный перечень далеко не полон, он может корректироваться и дополняться в зависимости от ситуации в конкретном регионе или в экономике страны в целом.

    Виды кредитов для малого бизнеса от государства

    Государственная политика поддержки малого бизнеса носит широкомасштабный характер. Она включает работу по нескольким направлениям, каждое из которых требуется описать более подробно.

    Льготный или беспроцентный кредит

    Первым и наиболее действенным мероприятием в сфере поддержки малых и средних ООО/ИП стало льготное кредитование. Программа запущена в 2019 году и будет действовать до 2024 года. С высокой вероятностью ее реализация будет продолжена и после указанного срока.

    Выдачей льготных кредитов для малого бизнеса от государства занимается 101 аккредитованный банк (по состоянию на сентябрь 2021 года). В указанное число входят практически все ведущие финансовые организации страны, включая СберБанк, ВТБ, Открытие, Зенит и многих других. Помимо крупных федеральных банков к реализации программы привлекаются и ведущие региональные кредитные структуры, особенно активные в том случае, если помощь бизнесу финансируется за счет бюджетов субъектов РФ.

    Кредит для бизнеса с господдержкой относится к целевым. Полученные средства направляются на решение одной из четырех задач:

    1. Пополнение оборотных активов предприятия. В этом случае деньги расходуются на закупку сырья или выплату зарплаты. Конкретные условия финансирования определяются на уровне регионов. Стандартный срок кредитования не превышает 1 года, лимиты составляют от полумиллиона до 500 млн. руб.
    2. Реализация инвестиционного проекта. Полученные финансовые ресурсы расходуются на развитие бизнеса, например, приобретение оборудования или капитальный ремонт производственных помещений. Сумма кредитования – от полумиллиона до 2 млрд. руб., длительность – в пределах 10 лет.
    3. Развитие бизнес деятельности. Программа поддержки рассчитана исключительно на самозанятых и микропредприятия. Кредитный лимит равняется 10 млн. руб., срок финансирования – не более 5 лет.
    4. Рефинансирование. Деньги направляются на перекредитование на более выгодных, чем существующие условия. Результатом становится снижение финансовой нагрузки на заемщика, так как новые кредит оформляется по льготной ставке, в некоторых случаях – и вовсе под ноль процентов годовых. Срок финансирования не должен быть дольше исходных финансовых обязательств, максимальная продолжительность – 10 лет.

    Важной особенностью льготного кредита для малого бизнеса от государства становится льготная процентная ставка. В общем случае она рассчитывается по предельно простой схеме: ключевая ставка Центробанка плюс 2,75% годовых. Разницу с фактическим процентом банку компенсирует бюджет - федеральный или региональный, в зависимости от того, о какой программе поддержки идет речь.

    Грантовая поддержка

    Отдельное направление государственной поддержки субъектов МСП. Реализуется за счет бюджетов регионального уровня с привлечением территориальных подразделений федеральных структур – Фонда поддержки предпринимательства и Фонда содействия инвестициям. Условия предоставления грантов определяются каждым субъектом РФ.

    Стандартной считается распределение выделенных финансовых ресурсов в рамках проведения специальных конкурсов. Приоритет отдается тем ООО и ИП, которые работают в наиболее важных сферах деятельности, перечисленных выше.

    Субсидии

    Мера поддержки адресована начинающим предпринимателям. Денежные средства направляются на развитие бизнеса в рамках разработанного и утвержденного плана. Сумма финансирования варьируется от 300 тыс. до полумиллиона рублей, что составляет до 50-70% от запланированных затрат. После отчета о целевом расходовании средств они списываются, то есть не подлежат возврату, что становится важным достоинством получения субсидий.

    Отличие от грантовой поддержки

    Субсидии заслуженно считаются более распространенной и широко применяемой мерой государственной поддержки бизнеса. Все, что требуется для их получения – согласование бизнес-плана. Гранты выделяются на конкурсной основе и для представителей определенных сфер деятельности. А потому их получить заметно сложнее.

    Классификация субсидий

    Стандартной целью выделения субсидий становится развитие бизнеса в соответствии с утвержденным планом. Но это не единственное направление возможного расходования средств. В рамках реализации различных государственных программ деньги выдаются на другие цели, включая:

    • лизинг машин и оборудования;
    • компенсация кредитных процентов;
    • участие в выставочных и презентационных мероприятиях;
    • реклама;
    • сертификация продукции, организация экспорта, оформление свидетельств и патентов.

    Поддержка от Службы занятости

    Суть программы – стимулирование неработающих граждан открыть собственный бизнес посредством регистрации ИП. Для получения поддержки необходимо:

    • встать на учет в статусе безработного;
    • подать заявление в центр занятости;
    • пройти обучение с последующей сдачей итогового экзамена;
    • выбрать сферу деятельности;
    • разработать и согласовать бизнес-план;
    • зарегистрировать ИП в налоговых органах;
    • сформировать комплект документов на выделение субсидии.

    Величина субсидии составляет до 60 тыс. руб. Сумма может быть увеличена при найме на работу еще одного человека, состоящего на учете в центре занятости. Выделенных средств обычно хватает как на компенсацию расходов по открытию бизнеса, так и на его запуск.

    Поддержка имущественного характера

    Предполагает предоставление недвижимости в аренду на льготных условиях. Условием получения становится заключение долгосрочного арендного договора длительностью от 5 лет. Льгота заключается в сниженной ставке аренды на первые три года. Ее значение составляет, соответственно, 40%, 60% и 80% от базовой величины платежа. Бонусом становится преимущественное право выкупа арендуемой недвижимости, которое предоставляется субъектам МСП на помещения в пределах одной тысячи кв. м.

    Микрозаймы от государства

    Предусматривают выделение от 100 тыс. до 5 млн. руб. по льготной процентной ставке. Финансирование носит целевой характер. Для суммы в пределах 300 тыс. руб. предоставляется один из двух видов обеспечения – поручительство или залог. Для финансирования свыше указанной цифры необходима гарантия обоих видов. За ее получением можно обратиться в специализированный МСП Банк.

    Федеральные программы поддержки бизнеса

    Основная федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса запущена в 2019 году. Ее дополняют вспомогательные меры, которые были приняты после введения «ковидных» ограничений. Их перечень постоянно меняется и корректируется в зависимости от текущего состояния экономики страны.

    Региональные программы поддержки бизнеса

    Перечень других мер поддержки предпринимателей

    Поддержка бизнеса со стороны государства не ограничивается исключительно финансовыми или имущественными мерами. Другими видами помощи выступают:

    • консультационная. Включает бесплатные консультации грамотных специалистов, доступные всем желающим в центрах «Мой бизнес» или МФЦ;
    • информационная. Выражается в активной разработке и продвижении различных онлайн-сервисов бизнес-тематики. На них размещается актуальная дли предпринимателей информация, в том числе – о мерах государственной поддержки или изменениях в законодательстве;
    • образовательная. Предусматривает повышение квалификации - как самого бизнесмена, так и его персонала – на льготных условиях. Последние заключаются в компенсации до половины расходов на обучение.

    Как получить государственный кредит для бизнеса

    Важной частью поддержки малого бизнеса государством выступает сравнительно простая процедура оформления кредита. Она предусматривает три основных составляющих.

    Требования к заемщикам

    Первое и главное требование к потенциальному получателю льготного кредита – подтверждение принадлежности к субъектам МСП. Основные критерии и дополнительные условия для этого детально описаны выше.

    Куда обращаться

    Перечень банков, аккредитованных на участие в государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса, размещен на сайте «Мой бизнес», которые разработан и ведется в рамках реализации Национального проекта. Список финансовых организаций периодически корректируется. На сегодня в него включены практически все ведущие отечественные банки – как федерального, так и регионального уровня. Для получения льготного кредита можно обращаться в любой из них, работающий по месту регистрации бизнеса.

    Необходимые документы

    Одобрение банком выдачи кредита для бизнеса с господдержкой предусматривает предоставление заемщиком такого набора документов:

    • заявка на кредитование;
    • анкета клиента банковской организации;
    • учредительные документы (для ООО) или паспорт (для ИП);
    • регистрационная документация хозяйствующего субъекта;
    • обязательная отчетность;
    • справка ИФНС об отсутствии долгов;
    • перечень имущества для оформления залога.

    Причины для отказа в выдаче кредита для бизнеса от государства

    Самой частой причиной отказа в льготном кредитовании становится некомплектный набор документов. Еще одним основанием для такого решения выступает предоставление неверной информации о потенциальном заемщике. Другими причинами отказать заявителю выступают: долги перед бюджетом, невыполнение критериев для подтверждения статуса субъекта МСП, отсутствие залога.

    Негосударственная поддержка

    Поддержкой малого бизнеса занимается не только государство. Некоторые участники отечественного финансового рынка разрабатывают и реализуют собственные программы помощи. Особого внимания заслуживает деятельность РАПМСБ и ряда российских банков.

    Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

    Банковские организации

    Значительная часть крупных отечественных банков – СберБанк, РоссельхозБанк, ВТБ, Альфа-Банк и многие другие – активно участвуют в реализации государственных программ помощи бизнесу. Важным бонусом становятся льготы, которые предоставляются самими финансовыми организациями – или в рамках собственных мер поддержки, или как дополнение к государственным.

    Конкретные условия помощи постоянно обновляются и корректируются, а потому перечислять их не имеет смысла. Для получения актуальной информации намного проще и правильнее посетить официальный сайт любого из перечисленных банков.

    Часто задаваемые вопросы

    Кому адресованы льготные кредиты государства?

    Государственная программа помощи рассчитана на так называемых субъектов МСП – малого и среднего предпринимательства. Для отнесения ИП или ООО к таковым, требуется выполнить условия по годовому доходу и численности персонала.

    На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?

    Лимиты определяются в зависимости от целей кредитования и вида программы поддержки. В общем случае речь идет о сумме в пределах 2 млрд. руб. на срок до 10 лет.

    Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?

    Реализацией различных программ помощи занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, ряд федеральных ведомств (фонд занятости, Центробанк), некоторые НКО (Фонд содействия инвестициям, РАПМСР), финансовые организации (банки).

    Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Кредитование происходит на стандартных условиях. Заемщик формирует и предоставляет в банк пакет документов, подтверждающий выполнение всех необходимых требований.

    Елизавета Кобрина

    В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

    Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

    Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

    Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

    Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

    Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

    Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

    Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

    В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

    Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

    Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

    При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

    Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

    В КУДиР сумма субсидии отражается так:

    • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
    • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

    Льготный кредит под 2 % годовых

    Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

    Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

    Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

    Бухучёт кредита на возобновление деятельности

    Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

    В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

    Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

    Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

    Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

    После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

    • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
    • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

    Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

    Бухучёт коронавирусных субсидий

    Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

    Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

    В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

    Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

    У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

    • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
    • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
    • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
    • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
    • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

    Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

    Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

    Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

    Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

    В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

    В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

    • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
    • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
    • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

    Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

    Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

    Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

    Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

    В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

    Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Наше государство старается поддержать малый и средний бизнес различными способами. В 2019 году стартовала программа льготного кредитования для малого и среднего предпринимательства. На какие льготные кредиты вправе претендовать бизнесмены?

    Мы неоднократно слышим, что малый бизнес должен стать движущей силой развития экономики. Государство приняло национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», по которому в 2019 году доля малого и среднего бизнеса в российской экономике должна составить 22,9%.

    Кроме того, в конце 2019 г. государство расширило программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса.

    Нацпроект включает в себя пять подразделов — федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства».

    По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» в 2020 — 2024 годах государство планирует поддержать бизнес в размерах:

    • в 2020 году — 1,38 трлн. рублей;
    • в 2021 году — 1,57 трлн. рублей;
    • в 2022 году — 1,77 трлн. рублей;
    • в 2023 году — 1,97 трлн. рублей;
    • в 2024 году — 2,17 трлн. рублей.

    Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 г. № 1764 (ред. от 28.12.2019 г.) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 — 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“, по льготной ставке» утверждены программы льготного кредитования (далее по тексту — Правила).

    Какие кредиты предусмотрены для малого и среднего бизнеса?

    Правилами предусмотрено несколько видов льготных кредитов для самозанятых граждан и среднего и малого бизнеса.

    Напомним, что в 2019 году в четырех регионах России действовал специальный налоговый режим для самозанятых (граждан, которые работают на себя). С 2020 года к проекту присоединилось еще 19 регионов, а с 1 июля 2020 года Минфин РФ планирует ввести такой режим во всех регионах.

    Кредит на развитие бизнеса (предпринимательской деятельности)

    Кредитный договор на развитие — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику кредит в размере до 10 млн. рублей на срок до 5 лет по ставке, не превышающей 9,95 % годовых.

    Получить такой кредит могут самозанятые граждане и микропредприятия (т.е. если число сотрудников компании не превышает 15 человек, а годовая выручка — 120 млн рублей). Сумма кредита относительно небольшая, но и требования к заемщикам минимальные.

    Кредит на рефинансирование кредита, ранее предоставленного на инвестиционные цели

    Кредитный договор на рефинансирование — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (они указаны в Приложении № 1 к Правилам), кредит для рефинансирования кредита, ранее предоставленного такому заемщику в рублях по кредиту на инвестиционные цели.

    Срок кредита не должен превышать срок первоначального кредита, а процентная ставка не должна превышать 8,5 процента годовых. Размер кредита соответствует размеру непогашенной задолженности ранее взятого кредита.

    Кредит на инвестиционные цели

    Кредитный договор на инвестиционные цели — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (они указаны в Приложении № 1 к Правилам), кредит на приобретение и (или) создание (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации) или целевой кредит на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в размере от 500 тыс. рублей до 2 млрд. рублей на срок до 10 лет по ставке, не превышающей 8,5 процента годовых.

    Кредит на пополнение оборотных средств

    Кредитный договор на пополнение оборотных средств — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (они указаны в Приложении № 1 к Правилам), кредит на пополнение оборотных средств в размере от 500 тыс. рублей до 500 млн. рублей на срок до 3 лет по ставке, не превышающей 8,5 процента годовых.

    Условия получения кредита

    Чтобы претендовать на последние три кредита бизнесмен должен заниматься определенными видами деятельности.

    Приоритетные виды деятельности приведены в Приложении № 1 к Правилам. На сегодняшний день их 20. Например, сельское хозяйство, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма, деятельность в области информации и связи, транспортировка и хранение, деятельность в области здравоохранения, образования, в сфере бытовых услуг, в области культуры, спорта, в сфере розничной торговли и (или) оптовой торговли (при соблюдении определенных условий).

    Вид деятельности подтверждается соответствующим ОКВЭД (основным или дополнительным кодом). Этот перечень действует для малого и среднего бизнеса. На самозанятых граждан это требование не распространяется.

    Претенденты на льготный кредит должны быть: включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам не должна превышать 50 тыс. рублей; не иметь долгов по зарплате; иметь положительную кредитную историю; в отношении них не должна быть введена процедура банкротства.

    Программа стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса

    Бизнесмены могут рассчитывать также на программу стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Корпорации МСП (Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»)

    Но по ней процентные ставки выше: от 9,6 до 10,6%, а минимальная сумма кредита — 3 млн рублей.

    Льготная ставка по этой программе дается только на 3 года, но сам кредит может быть выдан на больший срок.

    • 9,6% — для субъектов малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики, лизинговой компании, факторинговой компании, МФО или организации, управляющей объектами инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • 10,6% — для субъектов МСП в прочих отраслях.

    То есть кредиты по ставке 10,6% через Корпорацию МСП могут получить малые и средние предприятия любой отрасли.

    Размер кредита: от 3 млн рублей до 1 млрд рублей (общий кредитный лимит на заемщика — до 4 млрд рублей).

    Куда обращаться за кредитом?

    Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса выдают в банках — партнерах Корпорации МСП и в банках — участниках программы Минэкономразвития РФ. Перечень таких уполномоченных банков можно найти на сайте Минэкономразвития РФ.

    Бизнесмены должны подготовить пакет документов, которые подтвердят, что бизнес соответствует критериям программ.


    Государственная поддержка малого бизнеса в 2022 году в связи с быстро нарастающим экономическим кризисом принимает всё более масштабные обороты. Занимающиеся разработкой отечественного программного обеспечения ИТ-компании, взявшие кредиты в банке предприниматели из числа МСП, да и простые граждане, оформившие ипотеку, будут в той или иной степени защищены государством. Каким образом? Об этом расскажем в нашем материале.

    К чему приведут расширенные полномочия федеральных и региональных властей

    В начале марта в срочном порядке приняты изменения в Налоговый кодекс и в другие законодательные нормативные акты, благодаря которым были расширены полномочия федеральных и региональных органов властей. Насколько полезным это станет для рядовых налогоплательщиков, покажет время, а пока что правительство оперативно сможет:

    Такие расширенные полномочия Правительства РФ и субъектов уже действовали в сложном 2020 году. В текущем году мы возвращаемся к ним вновь.

    Об основных изменениях в налоговом законодательстве 2022 года читайте в специальном обзоре от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Для просмотра материала оформите бесплатный пробный доступ к системе.

    Проверки малого бизнеса — к чему готовиться

    Надзорные каникулы для субъектов малого бизнеса ввели еще в 2016 году. С тех пор действие моратория периодически продлевалось. В последний раз такое продление было связано с пандемией коронавируса, случившейся в 2020 году. Тогда установили запрет на проверки до конца 2021 года. Однако ситуация 2022 года в очередной раз привела к тому, что «малышей» планово проверять не будут, во всяком случае до конца года. Но нужно понимать, что мораторий не распространяется на налоговые, риск-ориентированные проверки, проверки лицензируемой деятельности и некоторые другие виды проверок.

    Кроме того, отдельно выделены категории субъектов, кто также не подпадет под мораторий. Об этом читайте здесь.

    О том, как используется риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок, узнайте из статьи, подготовленной экспертами СПС К+. Просто воспользуйтесь демодоступом к системе. Это бесплатно.

    Льготное кредитование малого бизнеса — какие ставки будут действовать

    Поднятие ключевой ставки ЦБ РФ до 20% оказалось шоком для всех, кто планировал брать кредиты на ведение бизнеса. Для тех, кто успел заключить кредитные договоры до 28 февраля 2022 года, ставки должны остаться на том же уровне, что были прописаны в условиях. Тех, кто не поторопился, стал волновать вопрос: неужели банку придется отдавать четверть, а то и выше от суммы кредита? Для многих бизнесменов эти цифры касались ужасающими. Стало понятно, что в России без государственной поддержки малого бизнеса в 2022 году в части выдачи заемных средств не обойтись.

    В связи с этим Центробанк совместно с Правительством России разработали программу по льготному кредитованию субъектов МСП со ставками, не превышающими значение в 15% годовых. Заемные средства разрешено использовать как для приобретения оборотных средств или инвестирования в бизнес, так и для рефинансирования старых кредитов.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Резкий рост ключевой ставки предполагает и резкий рост всех рассчитываемых исходя из нее мер ответственности. В связи с этим законодатели планируют отвязать расчет пеней от ставки рефинансирования. Об инициативе властей читайте здесь. Также планируется, что организации в 2022-2023 годах не будут рассчитывать пени по повышенной ставке — 1/150 ставки рефинансирования. Подробнее об этом — здесь.

    Кому помогут кредитные каникулы

    В качестве одной из мер законодатели предложили введение кредитных каникул. Они затронут по большей части физических лиц и представителей малого бизнеса. Оформить кредитные каникулы смогут граждане и предприниматели, заключившие кредитные договоры с банками в срок до 1 марта 2022 года.

    При отсутствии возможности своевременно и в полном объеме вносить платежи заемщики вправе до 30 сентября обратиться в банк с заявлением о предоставлении льготы в виде каникул. Суть последних заключается в отсрочке погашения кредита на срок до 6 месяцев. При этом банк рассмотрит:

    • на какую сумму был заключен кредитный договор;
    • на сколько снизился размер доходов заемщика;
    • действует ли льготный период на момент подачи заявления.

    После рассмотрения всех вопросов банк вынесет решение о возможности (или отсутствии таковой) предоставления кредитных каникул.

    О том, каким критериям должны удовлетворять заемщики, чтобы банк вынес положительное решение, мы выясняли здесь.

    В пандемийный 2020 год, чтобы поддержать людей, правительство впервые решилось на введение кредитных каникул. Тогда многие, кто остался без доходов либо чьи доходы значительно сократились, смогли воспользоваться указанной льготой. Отметим, что право на кредитные каникулы не считается утраченным в нынешнем году, если один раз они уже оформлялись до 30 сентября 2020 года.

    Как государство поддержит айтишников

    В наибольшей степени ощутила на себе в 2022 году государственную поддержку малого бизнеса ИТ-сфера. И это неудивительно — в связи с обещаниями уйти с российского рынка зарубежных разработчиков программного обеспечения нашей стране понадобились собственные разработки, чтобы не остаться без современных технологий. Субъектов данной сферы в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 освобождают от уплаты налога на прибыль и проверок вплоть до 2024 года. Им будут предоставлять бесплатные гранты на разработку ПО, проценты по выдаваемым кредитам станут минимальными, озвучены и другие меры.

    Однако не каждая компания и не каждый ИП смогут воспользоваться предлагаемыми мерами просто так. Нужно будет удовлетворять определенным критериям:

    • наличие государственной аккредитации в области информационных технологий;
    • наличие определенных ОКВЭД в выписке из Единого госреестра и осуществление деятельности по таким кодам: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4 и пр.;
    • большую часть доходов компании (не менее 90%) должны составлять доходы от разработки и продажи собственного программного обеспечения.

    Конечно, государство и раньше помогало отрасли информационных технологий. Так, ставки страховых взносов всегда были низкими для работников данной сферы, ИТ-компании освобождали от уплаты налога на прибыль в части регионального бюджета. Но меры, принятые в текущем году, оказались беспрецедентными.

    Общие антикризисные меры

    Меры господдержки затрагивают не только малый бизнес. Сейчас на рассмотрении лежит достаточно объемный пакет документов, направленный на поддержку предпринимательства в России в целом. Часть мер уже принята и реализуется на практике. Остальные ждут рассмотрения и утверждения. Послабления затронут туристический и строительный бизнес, внешнеэкономическую деятельность. Достаточно ощутимо поддержат аграриев и хлебопеков: в данные отрасли будут выделены миллиарды рублей на выдачу льготных кредитов и компенсацию части затрат. Объявлен четвертый этап амнистии капитала — декларантов освободят ото всех видов ответственности за нарушения, совершенные до 1 января 2022 года.

    Помощь осуществляется не только на федеральном уровне. Власти регионов также инициируют различные проекты по оздоровлению экономической ситуации на местах.

    Туристическая отрасль

    Компании, так или иначе связанные с туризмом, авиаперевозками и т. п., впервые тряхнуло в 2020 году, причем встряска оказалась настолько ощутимой, что многие до сих пор не пришли в себя после нее. Закрытие границ и прочие коронавирусные ограничения привели к медленному угасанию туристической отрасли. Санкции 2022 года ударили по ней с новой силой. Чтобы сгладить их последствия, были внесены предложения:

    • по снижению ставки НДС до 0% для гостиничного бизнеса; при этом право на вычеты НДС у субъектов, подпавших под льготу, не потеряется;
    • установлению нулевой ставки НДС для услуг по предоставлению в аренду объекта туристической индустрии, если такой объект был введен в эксплуатацию после 1 января 2022 года; данное правило коснется и реконструированных объектов;
    • регистрации прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге, и выдаче им отечественных сертификатов летной годности.

    Полномочия ФНС

    Благодаря антикризисным нововведениям налоговые органы станут немного добрее. Заключаться это будет в следующем:

      расчетные счета должников. Такая норма просуществует до 1 июня 2022 года. Кроме того, организации, подпавшие под европейские и американские санкции, смогут обратиться в инспекцию с тем, чтобы по максимуму отодвинуть сроки применения взыскательных мер. И налоговики должны будут пойти им навстречу.
    1. Основной задачей налоговой службы станет не банкротство должников, а содействие им в реструктуризации накопившихся долгов и сохранение бизнеса.
    2. ФНС приостанавливает проверки соблюдения валютного законодательства в части нарушений, установленных законом «О валютном регулировании и контроле». Однако порядок следования новым президентским указам будет проверяться с особой тщательностью.
    3. Налоговые органы не будут штрафовать за невыдачу бумажного чека, если причиной послужит отсутствие кассовой ленты из-за перебоев с поставками. При этом расчет должен быть зафиксирован по кассе, а чек направлен в электронном виде покупателю на электронную почту или мобильный телефон.

    Налогообложение

    В связи с резким скачком цен на импортные автомобили оказалось, что по многим из них транспортный налог придется считать с повышающим коэффициентом. Ведь в большинстве случаев автомобили, ранее пребывавшие в среднем ценовом сегменте, стали стоить свыше 3 миллионов. Именно этот показатель считался пороговым. Чтобы не допустить такой нагрузки на налогоплательщиков, законодатели планируют увеличить порог стоимости легковых авто, не подпадающих под коэффициент, до 10 миллионов рублей.

    В части налогообложения нельзя не упомянуть о планируемой отмене НДФЛ с процентов по депозитам и с матвыгоды по займам.Таким образом граждане будут освобождены от уплаты подоходного налога с процентов по депозитам, превышающим сумму в 1 млн рублей.

    Итоги

    В настоящее время наши законодатели и правительство заняты вопросами восстановления экономики. Зачастую они вынуждены принимать непопулярные законопроекты. Особенно это коснулось валютного регулирования. О некоторых из них мы рассказывали здесь и здесь.

    Однако ведется и разработка мер по всесторонней поддержке бизнеса и простых граждан в условиях экономического кризиса. Хотелось бы верить, что все предлагаемые меры, как-то: льготные кредиты, налоговые каникулы, сниженные ставки по налогам, освобождение от уплаты налогов и прочие — окажутся действенными и помогут бизнесменам оставаться на плаву в сложившейся ситуации.

    Чтобы не запутаться в том, на какую еще помощь можно рассчитывать от государства, предприниматели вправе обратиться на Единый портал господдержки. Там можно получить сведения о субсидиях, полагающихся субъектам бизнеса.

    • Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
    • Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»
    • Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»
    • Налоговый кодекс РФ
    • Информация ЦБ РФ о запуске программы льготного кредитования
    • Информация на сайте ФНС о приостановке проверки соблюдения валютного законодательства

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


    Кредит под 2 процента годовых от Путина банки выдавали с 1 июня по 1 ноября 2020 года. А сейчас окончательно стало понятно, действительно ли можно его не отдавать. Об этом и о том, как отразить данный кредит в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в нашей статье.

    Условия получения кредита на возобновление деятельности под 2%

    Правила выдачи кредитов на возобновление деятельности утверждены постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696. Получить такой кредит могли юрлица. Доступен кредит под 2 процента годовых был и для предпринимателей, у которых есть наемные работники. Ограничений по масштабу деятельности не устанавливалось. Льготный кредит могли взять как субъекты МСП, так и крупные компании.

    Требований к заемщикам было два:

    • они должны работать в пострадавших отраслях либо в отраслях, требующих поддержки для возобновления деятельности;

    Принадлежность к соответствующей отрасли определялся по ОКВЭД (в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020. Причем в данном случае у малых и микропредприятий учитывался не только основной ОКВЭД, но и дополнительные, а у остальных — только основной.

    • не должны находиться в процессе банкротства, приостановления деятельности, а ИП не должен был прекратить деятельность в данном статусе.

    Какую сумму давали и на что ее можно был потратить

    Сумма кредита зависела от двух факторов:

    • численности работников на 1 июня 2020 года;
    • даты заключения кредитного договора.

    Максимальная сумма рассчитывалась по формуле:

    Кредит = (МРОТ с учетом райкоэффициентов и надбавок + 30% МРОТ на страховые взносы) × Численность работников на 01.06.2020 × Количество месяцев с даты заключения договора до 01.12.2020

    Например, в компании работало 20 человек. В июле она могла претендовать на кредит по программе господдержки в сумме 1 576 900 руб. ((12 130 + 12 130 × 30%) × 20 чел. × 5 мес.).

    Кредит выдавался не единовременно. Банк зачислял деньги раз в месяц, причем сумма каждого транша была ограничена произведением двукратного расчетного размера оплаты труда (это те самые МРОТ + 30% от МРОТ из нашей формулы) и численности работников.

    В нашем примере в июле компания получила бы 630 760 руб. ((12 130 + 12 130 × 30%) × 2 × 20 чел.).

    Что касается расходования кредита, то есть некоторые ограничения. Этими деньгами можно было оплачивать любые документально подтвержденные расходы на ведение предпринимательской деятельности, в т. ч. выдавать зарплату и гасить ранее полученные по госпрограммам кредиты. Нельзя было за счет кредита выплачивать дивиденды, выкупать собственные акции и доли в уставном капитале, тратиться на благотворительность. Банк может контролировать целевое использование, поэтому будьте готовы предоставить ему подтверждающие документы.

    Действительно ли кредит невозвратный

    Для тех, кто выполнил все установленные требования, да — кредит и проценты (или половину долга) можно не выплачивать. А требования эти таковы:

    • в течение всего периода кредитования численность ваших работников оставалась не меньше 80% численности на 01.06.2020 (проверяется на конец каждого отчетного месяца);
    • вы не обанкротились, вашу деятельность на приостанавливали по требованию закона;
    • средняя зарплата каждого вашего работника не ниже МРОТ;
    • на 01.03.2021 численность персонала составляет не менее 90% от численности на 01.06.2020 — в этому случае кредит и проценты спишут полностью. Если на 1 марта 2021 года сохранено 80% от численности — долг спишут наполовину.

    Что делать в период действия кредита

    Действия заемщика, получившего кредит под 2 процента, несколько отличаются от традиционных схем кредитования. Здесь выделяются три периода:

    • базовый (до 01.12.2020);
    • наблюдения (с 01.12.2020 по 01.04.2021);
    • погашения (по 30.06.2021).

    Разъясняет "КонсультантПлюс":
    Период наблюдения
    С 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года:
    - заемщик ничего не платит банку;
    - для заемщика действует конечная ставка не выше 2% годовых;
    - начисляемые проценты переносятся в основной долг на дату окончания периода наблюдения.
    Весь долг по кредиту, включая проценты, спишут полностью, если.
    Проверить соблюдение условий списания долга можно в К+, получив бесплатный пробный доступ.

    Тем, кто в течение периодов базового и наблюдения выполнил все установленные условия, сейчас банки должны рассылать уведомления о списании долга по кредиту. Если условия не соблюдены, для вас начался период погашения. Гасить задолженность (тело кредита и начисленные проценты) нужно тремя равными платежами: 30 апреля, 30 мая и 30 июня. При этом с 01.04.2021 по кредиту действует уже не льготная, а стандартная ставка, и проценты по этой ставке начисляются как на сумму основного долга, так и на льготные проценты.

    Важно! Если с погашением данного кредита у вас проблема, проверьте, есть ли у вас возможность перекредитоваться по новой госпрограмме под 3%. Она доступна только тем, кто попал в новый перечень отраслей, которым оказывается поддержка. Подробнее о программе кредитования ФОТ 3.0 читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

    Учитываем льготный кредит в бухучете и налогообложении

    В бухучете льготный кредит нужно отражать так же, как обычный — по правилам ПБУ 15/2008, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99:

    • получение кредита признается кредиторской задолженностью (это не доход) — Дт 51 Кт 66;
    • проценты — расходами, связанными с исполнением кредитного договора, — Дт 91 Кт 66.

    ВАЖНО! Несмотря на то, что до определенного момента проценты по льготному кредиту не уплачивались, они должны были начисляться и присоединяться к основной сумме долга. Начислять их в бухучете нужно было в общем порядке.

    Если кредит вам спишут, списание основного долга и процентов вы признаете прочим доходом — Дт 66 Кт 91. Делать такую запись нужно на дату получения от банка уведомления о списании долга или на дату, которой оно датировано (в разных банках документооборот разный).

    Если кредит все-таки придется оплачивать, отразите погашение кредиторки — Дт 66 Кт 51.

    В налоговом учете при получении и списании (или погашении) основной суммы льготного кредита ни доходов, ни расходов не будет (подп. 10, 21.4 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ), в т. ч. и для упрощенки (п. 1.1 ст. 251, п. 1.1 ст. 345.15 НК РФ).

    Списанные банком проценты также не увеличат налоговую базу. А вот если их придется выплачивать, тогда отразите в расходах на дату уплаты (подп. 12 п. 7 ст. 272, подп. 9 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

    Применяющим ПБУ 18/02 нужно иметь в виду, что при списании кредита и процентов в бухучете будут доходы, а в налоговом нет. Значит, будут разницы. Учесть их по всем правилам вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к нему можно получить бесплатно.

    Итоги

    Получить кредит под 2% на возобновление деятельности и не гасить его в полном объеме или частично можно при соблюдении определенных условий. Расходовать эти деньги было возможно на текущую деятельность, но с рядом ограничений.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: