Государство формирует право в виде завершите высказывание

Обновлено: 24.04.2024

А5. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):

2) средства массовой информации

3) общественные движения

А6. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?

1) политическая коммуникация

3) политическое управление

4) политический режим

А7. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):

1) средства массовой информации

2) предпринимательские и профессиональные союзы

3) государственные органы

4) правоохранительные органы

А8. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству

2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть

4) передача верховной власти по наследству

А9. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?

Средства массовой информации как политический институт: А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе

Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Любое государство характеризуется:

1) разделением властей

2) наличием армии

3) осуществлением тотального контроля над личностью

A11. Политическая партия — это организация, которая:

1) борется за власть

2) решает хозяйственные вопросы

3) объединяет людей по интересам

4) образуется стихийно

А12. Политическим режимом называют:

1) форму государства

2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов

4) официальную идеологию

А13. К формам территориально-государственного устройства относится:

А14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

А. Выборы являются всеобщими и равными.

Б. Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии?

А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом.

Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А16. Исключительным признаком правового государства является

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт президентства

А17. Кто является источником власти в демократической стране?

2) Передовой общественный класс

3) Представители крупного бизнеса

4) Интеллектуальная элита общества

А18. Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А19. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии

3) правоохранительные органы

4) публичная власть

А20. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение

4) права и обязанности

А21. Оппозиционные политические партии:

1) имеют большинство в законодательном собрании

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства

А22. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина — по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% +1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором — большинство относительное.

А23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задания уровня В

В1. Закончите фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется . ».

В2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются . и республика».

В3. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Основой политики является . »

В4. Вставьте пропущенные слова: «Формирование местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся к полномочиям органов . »

В5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.

ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1. Разделение властей

2. Политический плюрализм

3. Политический монополизм

4. Всеобщие выборы

В6. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

Д. Политическая система

А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений

2. Политическая коммуникация

Б. Правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы

3. Политическое управление

В. Механизм формирования и осуществления политической власти

4. Политические нормы

Г. Распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом

В7. Закончите фразу:

«Теократическая монархия это . монархия»,

В8. Что из указанного относится к функциям государства?

1. Выражение интересов страны на международной арене.

2. Выдвижение кандидатов на выборах.

3. Создание религиозных организаций.

4. Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.

5. Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Раскройте следующее теоретическое положение: «Представительная демократия выражается в том, что . »

С2. В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной

попутчицей. Попутчица подала в суд и .

Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная попутчица. Укажите, на какое понятие вы опираетесь в своем прогнозе.

СЗ. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н. Бердяев)

Дайте определение государства.

Какие функции оно призвано выполнять?

Объясните, как вы понимаете слова автора.

А как бы вы определили цели государства и современного российского

С4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ

Выборность властей является формой реализации принципа представительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой. Именно это создает возможность реального выбора между политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкурирующих фирм и организаций. Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить к власти. Демократия — это система, при которой партии проигрывают выборы.

Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок. Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты.

А.Ю. Мелъвиль. Политология

1) Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ организации власти следует считать демократическим. Какими двумя возможностями обладает, по их мнению, общество по отношению к власти в условиях демократии?

2) Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства? .

3) Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократических? Назовите три отличия, указанные в тексте. На основе знания обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.

4) Авторы приводят парадоксальное определение демократии: «. это система, при которой партии проигрывают выборы». Найдите в тексте три объяснения, которыми они обосновывают данный вывод. Почему именно этот признак является определяющим при демократии?

С5. Выберите одйо из предложенных ниже высказываний и изложите Свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе, опираясь на понятие обществоведческого курса, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

1. «Государственным благом является справедливость». (Аристотель)

2. «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». (Г. Моргентау)

Высказывание А.Кененова, несмотря на его утверждающий характер и правовую обоснованность, при тщательном обдумывании вызывает достаточно противоречивые мысли и не дает возможности согласиться с ним в полной, абсолютной мере.

Что хотел сказать автор своим высказыванием? Автор хотел сказать, что государство и право находятся в некой зависимости друг от друга, в неком взаимодействии. Государство обеспечивает порядок на своей территории посредством права, а право, обеспечивается силой государства, силой власти, которая, так или иначе, причастна к тому, каким именно будет право в данном государстве.

Как уже говорилось выше, на мой взгляд, нельзя согласиться с А.Кененовым в полной мере.

Чтобы в этом убедиться, нужно найти определенные аргументы. В данном случае, я считаю уместным, рассматривать предложенное высказывание по частям.

Часть высказывания, говорящая о том, что государство находит в праве порядок, является логичным следствием из того понятия права, которое свойственно современной науке. Известно, что право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, регулирующая общественные отношения и обеспечиваемая принудительной силой государства. Очень важно остановиться на том, что именно право, в отличии от множества других социальных норм, является обязательным для исполнения и обеспечивается это исполнение именно силой государства, силой действующей власти. То есть, можно сказать, что со стороны государства, право – это регулятор, призванный поддерживать необходимый в обществе порядок. Однако стоит задуматься, а так ли нужен государству этот порядок? Точнее даже вопрос не в этом, а в том, так ли нужно государству право, в качестве регулятора данного порядка? Может ли быть такое, что государство, являясь источником легитимной власти, захочет и будет поддерживать порядок на свой территории другими методами? Вопрос, разумеется, неоднозначный. Чтобы найти на него ответ, который не заставит сомневаться в такой возможности, достаточно привести конкретный пример. В качестве такого примера, я хочу привести небезызвестный для истории Руси период опричнины, имеющий место быть во время правления царя Ивана IV, более известного как Грозного и, продлившийся 7 лет, с 1565 по 1672 год. Любому человеку известно, что этот период славится массовым кровопролитием населения. Существует масса точек зрения на этот счет и, самая популярная среди них, это психическое нездоровье царя. Однако, также существуют взгляды, оправдывающие царя, который, применяя такие методы, пытался не только укрепить самодержавие, но и защитить свою страну. То есть, таким образом навести порядок. Можно много рассуждать по этому поводу, но факт остается фактом – Иван Грозный, нашел способ навести порядок в стране, не прибегая к праву, как к основному регулятору общественных отношений. Какой вывод можно из этого сделать? Главным образом такой, что выражение «государство находит в праве порядок», справедливо, но в рамках правового государства. Хотя, впрочем, и в этом контексте стоит понимать, что носители государственной власти не только находят в праве порядок, то есть используют его как регулятор, но и сами обязаны ему подчиняться, сами являются объектом его регулирования.

А находит ли право в государстве ту власть, которую оно утверждает? Подходя к этому вопросу, надо понимать, что его в принципе стоит рассматривать только в контексте правового государства. Так как государство – всегда государство, независимо от политического режима, исторического периода и, соответственно, методов воздействия. Праву же отводится действительно значимая роль исключительно в контексте правового государства. Таким образом, необходимо ответить на вопрос, а находит ли в правовом государстве право ту власть, которую утверждает? То есть, перефразируя, можно выразиться так: «Содержит ли право в себе волеизъявление действующей власти, соответствует ли оно ее взглядам и желаниям?». Сразу приходит на ум тот факт, что в правовом, демократическом государстве, право – это не волеизъявление отдельных представителей государства, а волеизъявление народа. Однако, возвратившись к определению демократического государства, мы можем понять, что единственный источник власти в таком государстве и есть народ. А работники законодательных органов, непосредственно принимающие законы и формирующие правовую базу государства, соответственно, представители этого народа, представители его воли.

Исходя из всего сказанного выше, я соглашусь с высказыванием А. Кененова. Обращая внимание на то, что сделать это можно только в контексте размышлений о правовом государстве.

В своем высказывании автор имел в виду то, что государство и правопорядок находятся в зависимости друг от друга. Государство для обеспечения порядка создает свод правил и законов, которые обеспечивают ему власть. С помощью созданных правовых норм государство принудительной силой контролирует общественную жизнь.

А.Кененов

Я согласен с автором в том, что государство контролирует общественные отношения с помощью права, состоящего из свода норм и правил поведения. Чтобы вести контроль за соблюдением законов государство имеет специальный аппарат, который в своей деятельности опирается на право. Данная проблема является актуальной в современных условиях потому что, государство и право тесно взаимосвязаны между собой, но не всегда подчиняются друг другу. Некоторые государственные структуры отходят от исполнения норм и правил, а государство не обращает на это внимания. Связано это с коррупцией и беспределом в органах политической власти.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Государство и право – связанные между собой явления. Они вместе возникли, функционируют и развиваются. Взаимодействие государства и права состоит в следующем:

  • Государство создает право, изменяет его, охраняет от нарушителей, способствует его распространению, заставляет граждан исполнять его законы.
  • Право создает и закрепляет внутреннюю организацию государства (принцип разделения властей, обязанности и компетенции различных органов и должностных лиц).

Государство нуждается в праве, так как не может без него адекватно решать свои задачи. В центре право-государственных отношений стоит человек и его свобода. Не всегда отношения права и государства проходят мирно. Иногда государственные деятели нарушают закон в силу своей неприкосновенности, в том числе издают неправомерные законы.

Обратимся к примерам из истории. Коррупция на Руси появилась в тот момент, когда возникло первое государство. С этой проблемой боролись всегда, но не очень эффективно. Особенно жестоко бороться с коррупцией на Руси начал царь Иван Грозный. Он понимал, какой вред государству наносит данный вид правонарушения и в 1550 году в судебнике появилось наказание за взятничество в виде смертной казни. В 1556 году участником первой показательной казни стал дьяк, который получил взятку в виде гуся, набитого золотыми монетами. Казнь была жестокой: дьяку сначала отрубили руки, потом ноги, а после и голову. Жестокая статья поспособствовала снижению коррупции на Руси, но не смогла искоренить его совсем.

Что нам говорят факты из общественной жизни. В современном законодательстве предусмотрен ряд мер принуждения, способствующих установлению порядка. Так, штрафным санкциям подлежат лица, переходящие дорогу в неположенном месте, пьяные водители, проезжающие на красный свет. Оштрафовать могут за отказ от назначенного медицинского освидетельствования, эксплуатацию автомобиля без регистрационных знаков, пренебрежение скоростным режимом. Водитель может лишиться прав за пересечение сплошной линии, а за совершение ДТП в нетрезвом виде и вовсе сесть в тюрьму. Результаты проверок ГИБДД показали, что за последний год количество правонарушений уменьшилось на 13%. Кому-то из водителей санкции кажутся слишком жестокими, но только так можно сократить количество ДТП на дорогах.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что государство создает право, а право помогает государству поддерживать порядок, даже если приходится прибегать к принуждению граждан.

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <. >А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи.

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

3)Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

4)Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

5)Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

6)Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение? Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения называется …….

В2. Запишите пропущенное слово: Примером нормы ……. права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

В3. Какое слово пропущено? ………. права - обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

В4. Вставьте пропущенное слово: Субъектами правоотношений являются физические и ………. лица.

В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

В6. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.

В7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Теория прав человека должна сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. (2) Такие принципы формировались исторически, совершенствовались, и сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. (3) Эти принципы закреплены в Основном Законе Российской Федерации. (4) Статья 2 Конституции РФ провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

В8. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует.

В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

В10. Завершите фразу: «Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется ………. правом».

В11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к конституционному праву РФ.

1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.

2) Идеологическое многообразие.

3) Условия и порядок заключения трудового договора.

4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответственности.

В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.__

Задания уровня СДайте развернутый ответ.

С1. Назовите любые три вида правоотношений.

С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его определили.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Существует следующее понимание сущности права: право - это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному. Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные идеалы?

Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «правовой» тот или иной закон или «не правовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права, их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм.

1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулированные в тексте.

2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.

3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Назовите три основных источника права.

4) Какую функцию права называет автор? Назовите любые три других функции права в обществе.

С4. Назовите три любых признака гражданского общества.

С5. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опираясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)

2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек». (Античный афоризм)

3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)

Ответы по теме: Право

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

№ задания Ответ
Право
Гражданское
Источники
Юридические
Правовые чувства
1А 2В 3Б
1Б 2Б 3А 4А
1А 2Б 3Б 4А
1Б 2А 3Б 4Б
Публичным
1 2 5
1 2 4
1А 2Б 3Б 4А 5Б

С1. Административные, гражданские, трудовые, уголовные.

С2. В ответе должен быть дан утвердительный ответ и названы признаки правонарушения: компакт-диск был взят без разрешения; незаконно присвоен; тем самым был нанесен материальный урон владельцу компакт-диска.

С4. Могут быть названы любые три признака гражданского общества: - социальная основа - средние классы; - правовая основа - судебная и общественная защита прав человека; - нравственная - взаимное доверие людей; - культурная: наличие возможностей для массового приобщения к культуре; - не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности; - не закон лежит в основе прав человека, а права человека - в основе закона и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: