Государство это соединение множества людей подчиненных правовым законам эссе

Обновлено: 27.03.2024

18.1. Правовые и политические учения Канта и Гегеля.Учение И. Канта о праве и государстве.

18.2. Учение Гегеля о государстве и праве.

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник либерализма в Германии, родоначальник классической немецкой философии автор одного из крупнейших направлений в современной теории права.

Кант родился в г. Кенигсберге в семье шорника. Закончил факультет теологии Кенигсберского университета, где в скоре стал профессором. Учение Канта сложилось в начале 70-х. гг. XVIII в. в ходе предпринятого или критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797). В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания (т. е. предшествующие опыту или не зависящие от него). Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т. е. чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета - его цвете, тяжести . Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть одного и того же".

По определению Канта, право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Учение Канта о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. Кроме того, в "Метафизики нравов" была предложена своеобразная трактовка естественного права. Согласно дефиниции в "Метафизики нравов" государство - соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант подчеркивал, что рассматривает не государство, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права". Его учение о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением французской революцией.

Исходя из теории естественного права, И. Кант признавал самоценность всякой личности, которая в своем поведении должна руководствоваться нравственным законом, категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максимум твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Кант считается одним из создателей концепции правового государства, поскольку рассматривал государство как "множество людей, подчиненных правовым законам". Кант выступал против тирании и деспотизма верховной власти, и народного суверенитета. Актуальны идеи Канта о социальных изменениях в обществе путем реформ, сверху исключающих вооруженную борьбу. Мечта Канта - "всеобщий мир" в форме федерации равноправных республик, созданной для удовлетворения разнообразных потребностей нации и основанной на благоразумии и дорой волей правителей, а также просвещении и воспитании народов. (Комментарии по хрестоматии. С. 153-160).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философское учение представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Гегель родился в Штутгарде в семье финансового чиновника. После богословского факультета Тюбингенского университета отказался от карьеры пастора и стал изучать философию. В 1818 г. получил кафедру в Берлинском университете. Основные произведения: "Феноменология духа" (1807) "Наука логики" (1812-1816), "Энциклопедия философских наук" (1817), главное произведение по вопросам государства и права - "Философия права" (1821). Гегель доказывал, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской систему, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятии в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система". Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика - метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. По Гегелю диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философская система Гегеля охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы, философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. "Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета. "

Свое видения предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно, что действительно то разумно при разумном (должном) политическом строе. "Познание того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи".

По Гегелю естественное право относится к положительному так как правовая теория относится к действующему праву. "Познанию того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи". Но подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная воля.

Идея права проходит три ступени в своем развитии; абстрактное право, мораль и нравственность.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установление конституционного строя в Германии путем постепенных реформ с верху.

Гегель оправдывает возможность решать международные споры путем война. "Война очищает дух нации".

(Хрестоматия. Подробные комментарии по тексту. С. 1850207).

Ha рубеже ХУШ-Х1Х вв. с осуждением французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным был Жозеф Де Местер (1753-1821) (долгое время был посланником сардинского короля в Петербургё. Доказывал, что когда Франция встала на путь революции, ее постигла божья карма, отдав страну в руки злодеев.

Особое внимание Д'Местер уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. По словам Д’Местра, человек не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Он не может создать даже насекомое или пылинку, но вообразил, что он источник верховной власти и стал творить конституции. Д'Местер призывал французов вернуться к своей старинной конституции, которую им дала история, и через монарха получить свободу. И тогда Франция снова станет украшением Европы. По утверждению ДМестра, просвещение и образование вредны; знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее "магической". "Универсальным монархом может быть только папа".

Подобные идеи развивал французский политик Виконт Д’Бональ (1754- 1840), он подчеркивал, что демократия произошла от ослабления веры в бога, естественным устройством общества является монархия, ее прообраз и основной элемент семья. В то же время идеал Д’Бональдо - средневековая представительная сословие - монархия с сильной ролью церкви. Государство и религия - "две узды необходимые для сдерживания страстей человеческих". Декларацию прав человека и гражданина предлагал заменить "Декларацией прав Бога", как автора всех совершенных законов.

В 1790 г. английский парламентарий (ирландец) Эдмунтд Берк (1729-1797) опубликовал книгу "Размышления о революции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения, одобрявших события во Франции. По мере развития событий во Франции, подтвердивших худшие опасения Берка, возрастала популярность его сочинения. Книга вызвала много откликов, из которого наиболее известно сочинение Т. Пейна "Права человека".

Берк критиковал Национальное собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава ("из провинциальных адвокатов старых муниципальных чиновников, врачей, деревенских кюре), но и еще более за желание одним махом создать новую конституцию для "огромного королевства и каждой его части "на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками"

Задача сильных политических умов - "сохранить и одновременно реформировать". "Честный реформатор" не может рассматривать свою страну как чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится". Книга Берка стала одним из первых произведений консервативного историзма и традиционализма, противостоящего рационализму революционных политиков-идеалистов. По Берку сила действительной конституции в давности, в традициях. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств, какой является учение идеологов революции.

В начале XIX в. ряд немецких юристов, создавших историческую школу, выступил с критикой рационализма теории естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право - историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным источником права является не закон, произвольно принимаемый, а обычай, выражающий дух народа. Основателем исторической школы права был профессор (права) в Геттингене - Густав Гуго (1764-1844). В книге "Учебник естественного права, или философия положительного права он оспаривает основные положения теории естественного права, концепцию общественного договора отвергает по ряду оснований : 1-таких договоров не было никогда; 2- общественный договор практически невозможен (миллионы незнакомых людей); 3- концепция общественного договора вредна (никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора). Власть и право возникали по-разному. Право же возникает из потребности решения споров. Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний. Он оправдывает рабство и право государства ограничивать свободу мысли.

Многие из рассматриваемых учений носят печать реакционности или консерватизма. Но именно они нашли ряд уязвимых звеньев в идеологии Просвещения.

Великий немецкий философ в этом высказывании касается проблемы становления и внутреннего устройства правового государства, в котором реализуется принцип равенства всех перед законом. Ещё не употребляя термина «правовое государство», Иммануил Кант развивал его идеи: необходимость ликвидации всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех граждан перед законом. Данная мысль явно прослеживается и в этом его изречении.

Я полностью согласен с этими мудрыми словами видного мыслителя XVIII века. Действительно, важнейшими конститутивными признаками правового государства являются верховенство закона и равенство всех граждан перед ним. Народу принадлежит законодательная власть (законы принимают народные депутаты – думы, или парламента). Исполнительная власть находится в подчинённом состоянии по отношению к законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым обеспечивается не только разделение властей, но и их равновесный баланс.

Иммануил Кант

Обратимся к теоретическому смыслу данной цитаты. Государством в обществознании называют форму самоорганизации общества, которая устанавливает правовой порядок на определённой территории, имеет суверенитет и механизмы управления гражданами. Государство обладает монополией на применение легитимного насилия, которые оно использует для поддержания законности.

Правовым государством именуется такая организация социально-политической жизни общества, при которой гарантируются верховенство права и полное равенство всех граждан перед законом; работает система разделения властей, с сильной и независимой судебной властью; обеспечиваются права и свободы личности. Власть в правовом государстве всегда опирается в своей работе на право, ориентируется на законодательство и согласовывает с ним все свои действия. Та государственная власть, которая уклоняется от обеспечения прав и свобод, нарушает законы или «подстраивает их под себя», теряет доверие и уважение своих граждан.

Подобные примеры мы нередко находим в классической литературе. Особенно прославился критикой несправедливого устройства государства великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В своём романе «История одного города» он иносказательно изобразил не только региональную, но и верховную правящую элиту Российской империи. Писатель демонстрирует людей, которые безнаказанно занимаются взяточничеством и казнокрадством, считая себя недостижимыми для правосудия, стоящими «над ним». В то время как с простых граждан они всегда спрашивают по всей строгости закона. Такое несправедливое положение, при котором явно нарушается принцип верховенства права, подрывает авторитет государства, настраивает народ против государственной власти.

Жак Ширак

Как пример из современности, хотелось бы упомянуть об уголовных делах, возбуждённых в отношении руководителей двух крупных европейских государств – Франции и Италии. Жака Ширака и Сильвио Берлускони судьи признали виновными в злоупотреблениях полномочиями, мошенничестве и налоговых преступлениях. Решено было отнять у них все привилегии, положенные экс-главам государства, и приговорить к тюремному заключению. Ширака (в 2011 году) – условно, а Берлускони (в 2013 году) – к реальному сроку. Несмотря на то, что оба они, из-за солидного возраста и плохого состояния здоровья, не отправились в тюрьму, эти случаи показывают: в развитых европейских странах сложилось правовое государство, в котором все равны перед законом, и неподсудных нет, даже «на самом верху» пирамиды власти.

Подводя итоги своих рассуждений, мне хотелось бы сделать следующий вывод. Стабильное, гармоничное, направленное на развитие государство должно строиться на принципе равенства всех его граждан перед законом. Именно этот принцип должен соблюдаться прежде всего.

В своем высказывании автор имел в виду то, что государство, в котором люди соблюдают его законы, крепкое и благополучное. В справедливом государстве царит порядок, народ защищен от опасности и обмана, а преступники несут наказание.

Эврипид

Я согласен с автором в том, что закон – это важная часть государства. Там, где нет законов, царят беспорядки и хаос. Если не будет общепринятых норм и правил, в стране начнется беспредел: разбои, воровство, убийства, что, в конечном счете, приведет к уничтожению государства. Данная проблема является актуальной в современных условиях потому что, в мировом сообществе часто нарушаются законы. С каждым годом растет преступность не только внутри стран, но и во внешнеполитических отношениях. Террористы уничтожают города, распространяют наркотики и оружие. За этими преступлениями часто стоят государственные деятели, имеющие статус неприкосновенности.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Закон – это свод норм и правил, принимаемый органами государственной власти для регулирования общественных отношений. Законы помогают людям доказывать свою невинность и наоборот, наказывать виновных, поддерживать общественный порядок, пользоваться инфраструктурой. Закон защищает человека и его имущество. Закон позволяет человеку получать то, на что он имеет право. Иными словами, все законопослушные граждане находятся под защитой собственного государства. Соблюдение законов прививается гражданам с самого рождения, так как правильное устройство общества – залог надёжного и крепкого государства. Несоблюдение законов нарушает равновесие в обществе и приводит к хаосу.

Обратимся к примерам из истории. На протяжении нескольких веков в Российском государстве труд детей и взрослых приравнивался друг к другу. Только во второй половине XIX века появился закон, который устанавливал запрет на работу детям до 12 лет. Дети в возрасте 12-15 лет не имели права работать более 8 часов в день, причем если работа осуществлялась без перерыва, то рабочий день сокращался до 4 часов. Кроме того, работодатели обязаны были предоставлять детям время для посещения школы, которое составляло не менее 3 часов в день или не менее 16 часов в неделю. Также закон запрещал применять детский труд на производствах с вредными условиями труда. Закон способствовал улучшению здоровья детей и повышению уровня образования среди подростков.

Что нам говорят факты из общественной жизни. В настоящее время в России действует федеральный «Закон об охране окружающей среды», который регламентирует различные стороны хозяйственного использования и бережного отношения к природе. Согласно его положениям, граждане страны обязаны соблюдать требования закона, лично участвовать в приумножении природных богатств (сажать деревья, не мусорить в общественных местах, не разводить костры в лесу и т.п.). Кроме того, в учебных заведениях должны проходить занятия по экологическому воспитанию детей и повышению уровня знаний о природе. Закон устанавливает меру уголовной ответственности за промышленное загрязнение окружающей среды, вырубку лесов, отстрел лесных животных, уничтожение птиц и рыбы.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что законы государства обязаны соблюдать все граждане, живущие в нём. Закон – самая важная характеристика правового и справедливого государства.

И. Кант в своем высказывании поднял проблему становления правового государства, так как именно в правовом государстве осуществляется принцип равенства всех перед законом. Хотя Кант не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданское правовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Поднятая проблема актуальна в наше время, потому что именно сейчас в нашей стране формируется правовое государство.

Я согласна с данной точкой зрения, так как человек может чувствовать себя свободным, защищенным именно в правовом государстве.

Правовое государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

4. Разделение властей.

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать все свои действия. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан.

Пример правового государства можно рассмотреть на нашей стране. Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Выдвижение и защита И. Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режим государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции «правового государства».

Автором данной цитаты высказывается мысль о том, что не существует универсальных единых стандартов свободы, правового и конституционного строя, которые были бы подходящими для всех без исключения. Богдан Кистяковский имеет ввиду, что необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности каждого народа, характерные черты его культуры, быта и традиций, истории, – и не «мерить всех одной меркой».

Я согласен с этим мнением известного российского философа и правоведа. Действительно, для каждой страны и каждого народа существуют свои идеалы, к которым они стремятся. И эти стандарты могут значительно отличаться от принятых в других странах.

Богдан Кистяковский

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания Кистяковского. Из курса обществознания нам известно, что свободой личности называется конституционно-правовая категория – гражданские права, возможность выбора гражданами страны образа их жизни, деятельности и т.п. Степень свободы личности значительно различается в разных странах – в зависимости от того, какие порядки там заведены. Абсолютной свободы быть не может, так как человек является членом общества и обязан считаться с господствующими в нём закономерностями. Кроме того, полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого. Конституционным называется такое государство, в котором власть чётко ограничена юридически и подчинена высшему основному закону – Конституции; в котором признаётся равенство всех граждан перед законом, закреплён принцип разделения властей, и законодательным органом является народное представительство — парламент. Правовой строй, или правовое общество – это организация политической власти в стране, основанная на верховенстве закона и действующая в строго определённых законом границах. Правовое государство выступает посредником между индивидом и обществом. В этом государстве действует свобода, основанная на законах. Народ – это исторически сложившаяся общность людей, с едиными языком, культурой, традициями, мировоззрением и менталитетом. Все эти категории у разных народов могут значительно отличаться друг от друга.

Пример из реальной жизни – в большинстве мусульманских стран женщины обязаны носить хиджаб и иметь массу других ограничений в своей жизнедеятельности. Для европейских женщин все эти традиции выглядят как дискриминация по половому признаку и возмутительное ущемление в правах. Однако западные права и свободы личности не подходят для исламского мира: если там ввести их, то они будут противостоять местной культуре и устоявшимся обычаям, оскорблять религиозные чувства.

Страны третьего мира

По той же причине, как нам известно из истории, демократия плохо приживается в странах «третьего мира». Вопреки надеждам, в большинстве таких государств демократическая система правления не приносит позитивных плодов. Демократия превращается там в оружие, при помощи которого элита и силовики подавляют слабых и творят произвол, а не в систему для защиты прав граждан и контроля над властью. В частности, деколонизация стран Африки, обретение ими независимости и введение в них демократических институтов не привели к значительному развитию этих стран, повышению их «уровня цивилизованности».

В итоге своих рассуждений хотелось бы сделать следующий вывод. Нельзя разрабатывать и стараться вводить такие законы, которые противоречат сущности народа, нарушают его менталитет и многолетние традиции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: