Государство это правовая суверенная организация публичной власти свободных людей огэ

Обновлено: 17.04.2024

ГОСУДАРСТВО - универсальная суверенная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (организованной силой) и необходимыми ресурсами для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и достижения в нем социального мира. Социальное предназначение Г. как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу. Г. - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это фактически первая планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества. Всякое Г. характеризуют: 1) наличие публичной власти, т.е. особого слоя людей, выделяющихся из общества и выполняющих разнообразные функции по его управлению, имеющих возможность в необходимых случаях прибегать к использованию мер государственного принуждения; 2) особая территориальная организация, объединяющая население в государственно-организованное общество и характеризующая пределы распространения государственной власти; 3) налоги - материальная основа для содержания публичной власти, а также решения ряда общественных задач; 4) специальная система нормативного регулирования - право, посредством которого обеспечивается организующее воздействие государства на общество.

Сущность Г. заключена в том, что Г. есть универсальная организация власти социально неоднородного общества, призванная обеспечивать целостность этого общества и конструктивное взаимодействие всех его структур. Современное Г. - это:

1) универсальная организация общества. Его универсальность проявляется как во времени, так и в пространстве. Органы Г. действуют постоянно и на любой территории. Воздействием Г. охватываются все важнейшие сферы общественной жизни. Государственная власть географически распространяется на все регионы и территории страны. Универсальный характер Г. заключен в его управляющих (организационных) возможностях. В рамках общества Г. предстает главной управляющей системой. Все другие организации находятся в определенной подчиненности от Г., независимо от того, разделяют они его цели и задачи или противоборствуют их достижению. Универсальность Г. определяется его результативностью, способностью организовать общество, управлять активностью больших групп людей, подчинять их своему влиянию, не прибегая к насилию. Для достижения этой цели Г. обладай необходимыми ресурсами, специально обученным персоналом управленцев (аппаратом), специфическими средствами воздействия - государственным принуждением, поощрением и другими стимулами;

2) публично-правовая организация власти. Применительно к обществу Г. предстает центральным институтом власти, к которому тяготеют другие политические силы. От других политических организаций и институтов власти Г. отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием ряда исключительных прав (прерогатив) - на использование силы, на принятие общеобязательных нормативно-юридических актов и др. Можно сказать, что Г. в идеале возникает для того, чтобы подчинить власть интересам общества. Г. - это сила, которая должна выступать против монополизации власти. Современное Г. есть правовая организация власти. По своей природе и социальному назначению Г. есть такое учреждение власти, которое в принципе противостоит произволу и насилию. В современном понимании Г. не может быть ничем иным, как публично-правовой организацией, т.е. правовым Г.;

3) суверенная организация власти. В современном понимании суверенитет государственной власти означает территориальное верховенство; наличие универсальной международной правосубъектности, государственной символики, официального языка общения, единой денежно-кредитной системы, единого гражданства (подданства), единых вооруженных сил и др.;

4) организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Использование Г. легитимного принуждения позволяет ему добиваться цели поддержания в обществе необходимого правопорядка, а также установления монополии на применение принуждения.

Все отмеченные признаки характеризуют Г. как универсальную публично-правовую и суверенную организацию, обладающую относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения. Г. с этой точки зрения есть господствующая в обществе система власти или социально организованная сила, обособленная от общества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительными средствами, целям государственной политики. Г. с этой стороны предстает как особая, отличная от всякой иной организации структура общества, призванная в интересах всего этого общества либо преимущественно в интересах определенного слоя, класса, социальных групп осуществлять государственную власть. В этом (в узком, или собственном) смысле Г. есть организация господства, хорошо организованная машина власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами; есть организация, аппарат в виде системы учреждений, обладающих верховной властью на данной территории.

При этом Г. мыслится не только как организация общества, но и как само это общество. Г. - это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории; это политическое сообщество (публично-правовой союз) или политически организованное на началах демократии общество, определенный политический строй. Г. с этой (широкой) точки зрения есть корпорация людей ("духовная община", по выражению И.А. Ильина), преследующих достижение общих целей; есть институт (сила), интегрирующий общество и обеспечивающий его прогрессивное развитие. Такое понимание сущности Г. основано на договорном, естественно-правовом происхождении Г. Подобный характер Г. очерчен в конституциях - основных законах Г. Все современные конституции содержат нормы, устанавливающие партнерские отношения Г. с населением.

Значит, Г. одновременно есть и политическое сообщество людей, объединенных правом и общими интересами, и публично-правовая, суверенная организация власти общества, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .


Тип 21 № 24915 (задание учителя)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста

и озаглавьте каждый из них.

Государство — это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, то есть такая деятельность государства, которая порождается его природой и соответствует его сущности.

Специфика всей функциональной деятельности государства состоит в организации, реализации и защите определённого государственно-правового порядка жизни свободных людей.

Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка.

К числу таких отдельных основных функций государства относятся: правоустановительная функция, правореализаторская функция, правозащитная функция, внешнегосударственная функция.

В числе названных функций три первые являются внутренними функциями и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета государства. Четвёртая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществление внешнего суверенитета государства.

Внутренние и внешняя функции государства тесно взаимосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга.

Применительно к социальному государству в литературе принято в числе функций выделять и социальную функцию, под которой имеется в виду деятельность государства по социальной защите людей и обеспечению достойных условий жизни для всех членов общества. Определённые основания для этого содержатся и в Конституции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества

  • Экономическая функция государства — организация, координация, регулирование экономических процессов в стране.
  • Социальная функция – обеспечение граждан гарантированным минимумом жизненных благ, удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья.
  • Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение гарантии равенства всех перед законом.
  • Образовательная – выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до высшего профессионального.
  • Культурно-воспитательная функцияи идеологическая — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ
  • Политическая функция государства – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса; формирование легитимной (законной) и эффективной системы управления жизнью общества.
  • Экологическая функция – с помощью законодательства установление правового режима рационального природопользования, обеспечение здоровой, нормальной среды обитания, сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни.

Внешние функции.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

Теория права и государства

В учебнике изложены все темы по вузовской программе теории права и государства. Он написан с позиций разработанной нами либертарно-юридической теории права и государства, в основе которой лежит понимание и понятие права и соответствующее правовое понимание (и понятие) государства как форм выражения принципа формального равенства, а именно как всеобщих и необходимых форм свободы, равенства и справедливости в общественной жизни людей.

Учебник состоит из четырех разделов.

В первом разделе традиционные вопросы предмета и метода теории права и государства изложены в контексте либертарно-юридической концепции юриспруденции и соответствующих новых представлений о месте и роли теории права и государства в системе юридических наук.

Основные положения либертарно-юридического учения о сущности, понятии и ценности права и государства — в его соотношении с естественноправовыми и легистскими учениями — изложены во втором разделе.

Общетеоретические темы учебного курса, относящиеся к проблематике происхождения и развития права и государства, их типологии, характеристике их форм и функций, соотношению гражданского общества и правового государства, изложены в третьем разделе.

Либертарно-юридическая концепция доктрины и догмы позитивного права, включая освещение всех соответствующих тем и вопросов учебной программы, изложена в заключительном четвертом разделе.

Содержащаяся в учебнике либертарно-юридическая трактовка вопросов теории права и государства сочетается с изложением основных положений других подходов к этим проблемам.

Раздел I. Теория права и государства как общеюридическая дисциплина

Глава 1. Предмет и метод теории права и государства

1. Предмет и метод теории права и государства как общенаучной юридической дисциплины

Теория права и государства занимает фундаментальное место в системе юридических наук. Эта основополагающая юридическая дисциплина по своим задачам, функциям, предмету и методу имеет общенаучное значение для юриспруденции в целом. В ней сконцентрированы все наиболее существенные достижения научно-теоретической мысли о праве и государстве, все теоретически наиболее важное и значимое в совокупном знании о праве и государстве.

В рамках теории права и государства выявляется, определяется и разрабатывается вся общенаучная (общетеоретическая) проблематика предмета и метода юриспруденции в целом, ее научной концепции и понятийного аппарата, ее системы и структуры, ее онтологических, гносеологических и аксиологических характеристик, ее места и роли в системе других наук.

Основная общенаучная задача теории права и государства состоит в определении и обосновании предмета и метода всей юриспруденции как отдельной самостоятельной науки. В этом прежде всего заключается существо предмета и метода самой теории права и государства. Определить предмет и метод теории права и государства — это означает определить предмет и метод юриспруденции в целом, т. е. той науки (и научной системы юридических дисциплин), общей теорией и общенаучной основой которой и является данная теория права и государства.

С учетом такого общенаучного статуса и роли теории права и государства можно сказать, что предмет и методология теории права и государства — это научно-теоретическое обоснование (выявление, объяснение, раскрытие и развитие) предмета и методологии всей юридической науки.

2. Дуализм объектов и единство предмета юриспруденции

Каждая наука — это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается. В этом смысле юридическая наука является определенным способом производства и организации юридических знаний, т. е. научных знаний о таких объектах, как право и государство.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода.

Объект — это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т. е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития. Научное (теоретическое) познание тем самым представляет собой творческий процесс глубинного постижения изучаемого объекта в мышлении, в созидании его мысленного образа (модели) в виде определенной системы понятий о сущностных свойствах данного объекта.

Эти искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и являются предметом соответствующей науки.

В весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки — это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет — это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания. Речь по существу идет о различении познаваемого объекта и идеи (теоретического смысла, мыслительного образа, логической модели и т. д.) познанного объекта.

Приведенные положения об объекте и предмете науки в целом относятся и к юридической науке. Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметом — основные сущностные свойства права и государства. Иначе говоря, предметом юридической науки являются понятие права и понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можно адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие.

Хотя юридическая наука и изучает два объекта (право и государство), однако она, как и всякая наука, имеет и вообще может иметь лишь один предмет. Это означает, что два фактически разных объекта (право и государство) исследуются и познаются в рамках и с позиций юридической науки в качестве двух необходимых компонентов (составных моментов) одного единого предмета данной науки.

Предметом единой науки о праве и государстве, таким образом, может быть или понятие права, включающее в себя правовое понятие государства (т. е. правовое учение о государстве, юридическую теорию государства), или понятие государства, включающее в себя понятие права (т. е. государственное учение о праве, государственную теорию права). Третьего пути к понятийно-предметному единству одной теоретически последовательной науки о двух разных объектах (праве и государстве) нет и логически не может быть. Без логической первичности одного из этих двух понятий мы будем иметь дело не с единой наукой (единой теорией), а с эклектическим, внутренне противоречивым конгломератом характеристик и определений разных понятий и предметов.

Юридическая наука возникла, развивалась и развивается как юриспруденция, предмет которой — понятие права и соответствующее правовое понятие государства.

История и теория юриспруденции как единой юридической науки о праве и государстве свидетельствуют о том, что в рамках данной науки дуализм понятия права и понятия государства преодолевается и необходимое понятийно-предметное единство достигается именно на основе и с позиций определенного понятия права, включающего в себя и соответствующее правовое понятие государства, т. е. сущностные (с позиций этого понятия права) правовые свойства государства.

В процессе освещения проблем данного учебника мы исходим из либертарно-юридического понятия права (и соответственно государства) и трактуем право как формальное равенство свободных индивидов, т. е. как всеобщую и необходимую форму свободы людей. Этим общим понятием права в единый предмет юридико-либертарной концепции юриспруденции охватываются оба ее объекта — и позитивное право как нормативная форма свободы, и государство как институциональная (организационно-властная) форма этой же свободы.

Политическая власть это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России такую законотворческую функцию осуществляет Федеральное собрание: парламент, состоящий из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Исполнительная власть — Правительство и административные органы — самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

ГОСУДАРСТВО

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Оно является
главным институтом политической системы.

Среди признаков государства можно выделить:

§ территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы)

§ публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления)

§ суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях)

§ принудительный характер власти («монополия на законное насилие»)

§ исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег

§ обязательность членства в государстве

§ представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага

§ наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов. Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами.

Основные функции государства:

§ Обеспечение национальной безопасности

§ Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере

§ Развитие взаимовыгодного сотрудничества

§ Участие в решении глобальных проблем

§ Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)

§ Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)

§ Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)

§ Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Современные монархии принято делить на абсолютные и конституционные.

1. Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства. Примеры – ОАЭ, Катар

2. Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Примеры – Марокко, Иордания

3. Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. Примеры – Швеция, Норвегия, Великобритания

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

1. Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки)

2. Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария)

3. Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция)

Современный мир знает три основных формы территориально-государственного устройства:

1. Унитарное государство — единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство

2. Федерация — объединение нескольких территориальных единиц в одно государство

3. Конфедерация — объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии

Унитарное государство

Конфедерация

Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью

Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью

Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность

Союза и субъектов, верховенство конституции союза

В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях

Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены

Государства- участники осуществляют международную деятельность

Право расторжения договора

Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации

Может быть расторгнут в одностороннем порядке

Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция

Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария

Политический режим — это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Выделяется три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

Государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

Государство, осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни

Государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни

Одна господствующая партия

Правящая партия огосударствлена

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

Права и свободы населения

Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан

Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

Смешанная, доминирует частный сектор

Централизованная, наличие государственного планирования и жесткой производственной дисциплины

сектор может уживаться с рыночной экономикой

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Основные формы политического участия граждан:

§ Обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями

§ Участие в деятельности политических партий, организаций, движений

§ Участие в выборах и референдумах

§ Прямые действия (участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т. д.)

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Референдум — всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

§ Нацеленность на завоевание и участие в осуществлении власти

§ Наличие определенной идеологии и программы действий

§ Проведение общественных акций

§ Наличие определенной внутренней структуры: устава, руководящих органов, формы членства, организаций на местах

Кадровые и массовые

По отношению к закону

Легальные и нелегальные

По отношению к власти

Правящие и оппозиционные

Локальные, региональные, федеральные

Националистические, религиозные, консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, анархистские

По шкале политического спектра

Правые, центристские, левые

Внутренние :

1. Набор новых членов партии

2. Пополнение партийной кассы

3. Оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.

§ Борьба за завоевание политической власти

§ Реализация партийной программы

§ Выражение интересов отдельных социальных групп и слоев

§ Обеспечение связи граждан с государственными структурами

§ Замена стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами

§ Отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба

§ Участие с их помощью в политическом управлении

§ Подготовка и участие в избирательной кампании

§ Осуществление политической социализации граждан

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. Все структуры власти правового государства подчинены закону.

Признаки правового государства:

§ Взаимная ответственность государства и личности

§ Гарантия прав и свобод человека

§ Правовая защита собственности

Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:

1. Совет Федерации (верхняя) – в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ)

2. Государственная Дума (нижняя) — состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

Они выполняют следующие функции:

3. Установление налогов и сборов, финансовое регулирование

4. Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира

5. Вопросы статуса и защиты государственных границ

Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:

1. Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета

2. Осуществление управления федеральной собственностью

3. Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения экологии, а также – единой финансовой и денежно-кредитной политики

4. Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высший судебный орган – Конституционный суд РФ : он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.

Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

1. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина

2. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности

3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

4. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства

5. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.

1. Государственная целостность

2. Единство системы государственной власти

3. Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов

4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации

5. Принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения

6. Установление русского языка как единого государственного языка на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики

Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: