Государство это правовая форма организации и функционирования публичной политической власти
Обновлено: 28.03.2024
Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.
Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:
- Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
- Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
- Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).
В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:
- Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
- Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
- Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).
Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».
В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?
Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).
Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.
1.1.2. Общество и государство. Признаки государства
Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).
Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.
В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.
Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».
Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.
Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.
Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.
Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.
Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.
Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.
Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.
Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:
- Публичный характер власти.
- Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
- Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
- Осуществление власти в рамках определенной территории.
- Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
- Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.
Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.
Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.
Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:
Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.
1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права
Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».
Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.
По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.
Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.
Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.
Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
Не всякая норма является правовой.
Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.
В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.
Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».
Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.
Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.
Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.
Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.
Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.
Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).
Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.
Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.
Общеобязательность для всех лиц.
Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.
Право охраняется принудительной силой государства.
Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):
Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.
1.1.4. О «сущности» государства и права
Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.
В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.
Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.
Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.
Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:
И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».
Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.
По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?
К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.
В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.
В современной науке общепризнанна взаимосвязь государева и права, необходимость правовой основы власти в государстве. Государственной властью является лишь такая публичная политическая власть, при которой хотя бы часть подвластных часть членов общества обладает свободой. На такой основе строятся разные концепции государства. В рамках позитивистского типа понимания права и государства известны социологическая и легистская концепции государства. В рамках непозитивистского, юридического типа правопонимания в современной науке развивается либертарная концепция, объясняющая государство как правовой тип организации и осуществления публичной политической власти.
Социологическая концепция государства. Государство как социальная сила. В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Сущность государства объясняется здесь как организованное насилие, как политическая сила, Государство - это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения определенной территории. Государство как сила первично, а "право" (законы) вторично, государство — это голая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие, не имеет значения для социологической концепции. Верховная власть может осуществляться по закону и вопреки закону — на то она и верховная. Закон ("право") — это то, чего желает верховная власть, волеизъявление суверенной власти. Разновидностью социологической концепции является марксистско-ленинская концепция государства. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие. Согласно марксистско-ленинскому учению, общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства — это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов. В любом варианте социологическая концепция государства не позволяет различать государство и деспотию. Здесь сущность явлений, определяемых как государственные, усматривается в организованном принуждении вплоть до насилия Социологическая концепция государства отрицает естественные права человека и понятие правового государства.
Легистская концепция.Возникла в Германии во второй половине XIX в., распространена в государствоведении в Западной Европе. Феномен государства отождествляется с содержанием законов о публичной политической власти. Прежде, с позиции отождествлении права и закона, эта концепция государства называлась "юридической", т. е. "правовой". Но правильнее называть ее именно легистской, т. е. законнической. Легистская концепция государства подразумевает оформленный законами аппарат политической власти, его законную организацию и функционирование, законную компетенцию властных органов. Фактически государство отождествляется с предписаниями конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т. д. Население государства — это "сфера действия законов страны до кругу лиц". Государственная территория — это "сфера действия законов в пространстве". Государственная власть — это сами предписания законов, действующие в определенном пространстве и по определенному кругу лиц. Распространение легистской концепции государства вызвано стремлением позитивистской науки рассматривать государство с "чисто юридической", вернее, с легистской точки зрения: социологи и политологи изучают реальные властные отношения, философы задаются вопросом об идеальном государстве, а юристы-законоведы должны изучать действующие законы; следовательно, государство представляет профессиональный интерес для законоведов только как содержание законов о власти. Не власть создает законы, а законы создают государственную власть.
Понятие государства в современной либертарной теории. Государство как правовая форма власти. Юридическое понимание государства, объяснение государства как соединения силы с правом или ограничения власти правовым законом, противопоставление государства и деспотии имеют древнюю традицию — начиная с древнегреческой политической мысли. Государство — это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти. Термин "правовая" предполагает различение права и закона. Современная либертарная теория объясняет законы о государственной власти как необходимую форму обеспечения свободы подвластныx и оценивает законы в зависимости от того, как они сообразуются с основным предназначением государственной власти— обеспечивать свободу, безопасность и собственность. Понятие государства предполагает организацию публичной политической власти, но государством является лишь организация публичной политической власти правового типа. С одной стороны, внешними признаками государства являются подвластное население, подвластная территория и суверенная власть, но, с другой стороны, этим признакам, или элементам, государства дается юридическая трактовка. Государственный суверенитет означает, что государственная власть является верховной, но не всесильной.
Государство как правовой тип публичной политической власти. В либертарно-юридическом понимании государство – это властная организация, обеспечивающая правовую свободу. Или: правовой тип и правовая форма организации и функционирования публичной политической власти. Или: правовая организация публичной политической власти свободных индивидов.
Из такого определения вытекает, что государственно организованное сообщество состоит из свободных индивидов, образующих в качестве членов государства совокупность субъектов публичного права. Поэтому в государственно-властных отношениях повелевающие субъекты хотя бы минимально связаны хотя бы минимальной свободой подвластных.
Оговорка “хотя бы” предполагает, что государство в разных правовых культурах будет разным. Есть государство, максимально гарантирующее права человека, и есть государство, обеспечивающее лишь минимум правовой свободы. “Всякое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права и правовой культуры у соответствующего народа и общества” (В.С. Нерсесянц). Но мера связанности властеотношений правом является разной в архаичном аграрном и в современном индустриальном обществе, в государстве авторитарном и либерально-демократическом, в государстве с вековыми традициями конституционализма и в государстве посттоталитарном и т.д.
Сущностное единство права и государства означает, что государство обеспечивает правопорядок и само (как властный порядок) является частью правопорядка. Ибо для любых общеобязательных норм требуются властные институты, обеспечивающие соблюдение этих норм. Для правовых норм нужна правовая организация власти. Поэтому государство – публично-властная организация, необходимая для права, система властных институтов (органов), способных принудительно обеспечить правопорядок. Право – нормативно выражаемая форма свободы, а государство – институциональная, организационная форма осуществления свободы людей в их социальной жизни.
Власть, обеспечивающая право, сама должна быть подчинена праву. Следовательно, государство можно рассматривать через призму правового законодательства, конституирующего государственные институты и отношения. Законы о государственной власти представляют собой необходимую нормативную форму обеспечения правовой свободы.
Но даже в развитой государственно-правовой ситуации конституция и законы дают лишь модель властеотношений, а реальное осуществление государственной власти всегда в некоторой мере отклоняется от заданной модели. Причем эти отклонения не сводятся к неконституционной или противоправной деятельности должностных лиц. Просто реальность государства богаче и многообразнее заданных правовых моделей. Поэтому для полного знания о государстве, его типах, формах, функциях нужно знать не только законы, но и фактический порядок формирования и осуществления государственной власти. Однако эта оговорка никоим образом не затрагивает принципиальный тезис о правовой сущности государства.
Таким образом, государство представляет собой правовое явление, организацию публичной политической власти правового типа. В частности, государственный суверенитет означает, что суверенная власть государства, верховная и независимая, введена в правовые рамки. Это такой механизм политического принуждения, который, так или иначе, опосредован правом, действует в рамках властных правомочий.
Правовое понимание государства терминологически неочевидно в русском языке. Термин “государство” является производным от “государь” (“государь-ство” – это то, что принадлежит единоличному правителю, государево достояние). Напротив, в западноевропейских языках употребляются термины, возникшие в Новое время на основе латинского status (stato, state, Staat, Etat etc.), которые подразумевают властно организованное сообщество правового типа. В сущности, они означают то же, что и древнегреческие pόliς, πολιτεία, латинские civitas, respublica – не государево достояние, а публично-правовое объединение граждан.
Термин stato применительно к публично-правовому состоянию сообщества появился в научном языке в XVI в. Ранее в политическом языке использовались термины “республика”, “правление”, “империум”, а также “княжество”, “принципат” и другие терминологические формы, отражавшие феодальные политико-правовые формы, адекватно выраженные русским термином “государство”.
В итальянском языке stato (как и латинский термин status) означает состояние, положение, сословие и т.д., что выглядит достаточно нейтральным. Но термин stato, как и немецкий Staat или английский state, этимологически не связан с такими терминами и понятиями, как “государь”, “царь”, “господин”, “властелин”, “правитель” и т.п. Термины, производные от stato, возникли в европейской гражданской цивилизации для обозначения сложившегося именно здесь особого типа организации публичной политической власти – правового типа. И было бы неверно употреблять эти термины для обозначения деспотии (“деспотическое государство”) – политического агрегата иного типа, иной сущности нежели pόliς, civitas, stato.
В русском же языке не появился аналогичный термин, обозначающий публично-правовое состояние сообщества, так как термин “государство” всегда был адекватен российской политической действительности. Но если, тем не менее, считать, что термин “государство” адекватно передает содержание, смысл, сущность терминов state, Staatetc., тогда следует признать, что “государство” в современном понимании означает публично-правовое состояние сообщества, организацию публичной политической власти правового типа.
Государство и деспотия. В любой цивилизации существует публичная политическая власть. Однако типы публично-властной организации в деспотических и правовых цивилизациях противоположны. И если властная организация правовой цивилизации – это государство, тогда противоположный тип, деспотия является антигосударством.
Деспотия, деспотический способ интеграции сообщества исключают свободу человека по отношению к коллективу, сообществу. Здесь люди действуют не самостоятельно, а повинуясь власти, в рамках отношений повеления-подчинения. Здесь все социальное бытие политизировано, власть управляет экономикой и культурой, власть определяет общественное развитие.
В цивилизации правового типа сообщество интегрируется не столько политической властью, сколько отношениями обмена, в которые вступают свободные индивиды – субъекты права. В таком сообществе хотя бы часть его членов свободна и может существовать относительно независимо от политической власти. Институты политической (государственной) власти создаются здесь для решения общих дел свободных членов сообщества – при этом у них остается некоторая сфера их частной жизни, хозяйственной и духовной, свободная от государственного управления.
Причем рабы и другие несвободные в исторически неразвитой цивилизации правого типа просто исключены из политических отношений, они представляют собой объекты собственности частных лиц, но не объекты государственно-политического управления. Политическое господство над несвободными как раз и означает деспотизм. Так, крестьяне-общинники, бывшие основной производительной силой в древневосточных деспотиях, были несвободны политически, но они не принадлежали частным лицам, не являлись объектами собственности. Их хозяйственная деятельность управлялась бюрократическим аппаратом.
Сущность государственно-организованного сообщества – это обеспечение личной свободы, безопасности и собственности. Сила государства заключается не в том, что власть способна ограничивать свободу, а в том, что она способна эффективно защищать свободу, действуя в пределах, установленных правовыми законами.
Различение государства и деспотии, как и различение правовых и правонарушающих законов, это отнюдь не изобретение Нового времени. Такое различение возникло еще в древности и существует постольку, поскольку теоретическая мысль отражает реальную противоположность двух типов властной организации – правового (государственно-правового) и силового. Так, еще древнегреческие мыслители не только различали так называемые правильные и неправильные формы государства, но и противопоставляли государство как достижение цивилизации античного полиса и деспотическую организацию власти в варварских странах.
Цивилизации деспотического типа преобладали в эпоху доиндустриального, аграрного общества. Но в эпоху индустриального развития деспотия оказалась неконкурентоспособной по отношению к государственно-правовым системам. Правда, деспотизм умеет приспосабливаться к условиям индустриального общества. В ХХ в. возникла новая форма деспотизма – тоталитаризм. Вначале тоталитарные режимы установились в России, Италии и Германии – как реакция на кризис индустриального развития в этих странах, а затем и в некоторых азиатских странах – как модернизация традиционной деспотической власти. Странам Восточной Европы тоталитаризм был навязан Советским Союзом, занявшим их в ходе второй мировой войны, так что эти страны относительно легко избавились от тоталитаризма после крушения советской империи. В Германии и Италии тоталитарные режимы были уничтожены в ходе второй мировой войны западными державами-победительницами. Тоталитарные режимы, сохраняющиеся в более или менее жестком виде в Китае, в Северной Корее, на Кубе и в некоторых других странах, постепенно и закономерно разлагаются.
Тотальная (всеобъемлющая) власть является антиподом государственно-правовой власти. Так что не может быть “тоталитарного государства”. Например, так называемое Советское государство лишь имитировало государственно-правовые формы. Законодательство тоталитарных систем в общем и целом является неправовым, произвольным, силовым, хотя в некоторых сферах общественной жизни, в ограниченной мере может сохраняться или использоваться правовое регулирование. Но в любой момент тотальная власть способна отбросить любой закон и прибегнуть к открытому насилию, террору. Эта власть уничтожает свободу, и хотя она допускает “личную потребительскую собственность” населения, не гарантирует ее.
Правовое государство и авторитарное государство. Понятие правового государства возможно только в рамках более общего юридического понятия государства. (В силовых или в легистских концепциях правовое государство – это нонсенс или плеоназм).
Хотя государство вообще, государство как таковое представляет собой правовой тип власти, отсюда не следует, что правовое государство – плеоназм. Отсюда лишь вытекает, что государственное принуждение, государственно-властные институты обеспечивают правовую свободу.
И все же государство – это, прежде всего, властная организация, а власть всегда стремится вырваться из правовых рамок. Государственно-властные субъекты стремятся навязать свою волю остальным членам сообщества. При этом они нередко выходят за пределы государственных правомочий. Это явление – авторитаризм – более характерно для исторически неразвитой правовой ситуации. Но и в современных правовых культурах есть авторитарные явления, когда власть нарушает правовую форму.
Таким образом, в любом государстве есть не только правовое, но и авторитарное начало, и они конкурируют. Причем в неразвитых правовых культурах преобладает авторитарное начало, в развитых – правовое. В неразвитых правовых культурах властные институты минимально ограничены правовой свободой и авторитарно вмешиваются в общественную жизнь. В развитых правовых культурах, наоборот, власть максимально ограничена правовой свободой.
В таком контексте следует различать два типа государства – авторитарное государство и правовое государство. Неразвитой правовой культуре соответствует государство авторитарное (полицейское), развитой – правовое (либерально-демократическое) государство, в котором максимально обеспечиваются права человека.
Противопоставление двух типов государства применимо лишь к правовым культурам Нового времени. Древнюю и средневековую государственность следует рассматривать как исторически неразвитую, для которой авторитаризм характерен и закономерен, хотя в ней прослеживается развитие отдельных компонентов правовой государственности.
Правовое государство – идеал, идеальный тип государства, понятие с исторически изменяющимся содержанием. Ибо источником знания о том, что такое максимальная правовая свобода, служит исторически развивающаяся реальность государства. Представления о правовом государстве изменяются в ходе исторического прогресса свободы. То, что считалось максимальным ограничением власти правом в Германии в первой половине XIX в., когда возникло понятие правового государства (Rechtsstaat), сегодня уже таковым не считается. Знание о правовом государстве постоянно обогащается. Так что правовое государство как идеальный тип – это юридическая модель, отражающая уровень правовой свободы, уже достигнутый в наиболее развитых правовых культурах.
Иначе говоря, правовое государство – это государство, наиболее развитое с позиции сегодняшнего научного знания о правовой свободе.
Современные правовые культуры, отстающие в своем развитии, могут в той или иной мере ориентироваться на идеал правовой государственности. Но конституционное провозглашение государства правовым еще не означает, что оно в действительности является таковым. Например, государство, формирующееся в современной России, вопреки конституционно провозглашенному идеалу правовой государственности, ближе к полицейскому нежели правовому государству.
В авторитарном государстве есть хотя бы абсолютный минимум правовой свободы, но даже права, составляющие этот минимум, могут нарушаться законами или злоупотреблениями властью. Авторитарное государство не дает надлежащих гарантий правовой свободы. Здесь права более или менее защищены от нарушений со стороны частных лиц, но не от полицейского произвола.
Тем не менее авторитарное государство относится к правовому типу власти, поскольку здесь все же есть минимум правовой свободы. Само понятие “нарушение правовой свободы” предполагает ее наличие; в деспотических культурах нет нарушений правовой свободы, ибо здесь нет самой правовой свободы.
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )
Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2 )
Существует множество трактовок определения «правое государство»:
– Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3 )
– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4 )
– Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.
Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.
Основными признаками правового государства являются:
– Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
– Верховенство и прямое действие конституции;
– Единство прав и обязанностей граждан;
– Наличие развитого гражданского общества;
– Внешний и внутренний суверенитет государства;
– Взаимная ответственность человека и государства;
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1 )
а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2 )Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.
Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1 )
Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.
Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.
Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.
Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.
б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1 ) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2 )
Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.
Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3 )
в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.
г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.
В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1 )
д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.
Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.
е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.
Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1 )
ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.
3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.
ГОСУДАРСТВО - универсальная суверенная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (организованной силой) и необходимыми ресурсами для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и достижения в нем социального мира. Социальное предназначение Г. как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу. Г. - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это фактически первая планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества. Всякое Г. характеризуют: 1) наличие публичной власти, т.е. особого слоя людей, выделяющихся из общества и выполняющих разнообразные функции по его управлению, имеющих возможность в необходимых случаях прибегать к использованию мер государственного принуждения; 2) особая территориальная организация, объединяющая население в государственно-организованное общество и характеризующая пределы распространения государственной власти; 3) налоги - материальная основа для содержания публичной власти, а также решения ряда общественных задач; 4) специальная система нормативного регулирования - право, посредством которого обеспечивается организующее воздействие государства на общество.
Сущность Г. заключена в том, что Г. есть универсальная организация власти социально неоднородного общества, призванная обеспечивать целостность этого общества и конструктивное взаимодействие всех его структур. Современное Г. - это:
1) универсальная организация общества. Его универсальность проявляется как во времени, так и в пространстве. Органы Г. действуют постоянно и на любой территории. Воздействием Г. охватываются все важнейшие сферы общественной жизни. Государственная власть географически распространяется на все регионы и территории страны. Универсальный характер Г. заключен в его управляющих (организационных) возможностях. В рамках общества Г. предстает главной управляющей системой. Все другие организации находятся в определенной подчиненности от Г., независимо от того, разделяют они его цели и задачи или противоборствуют их достижению. Универсальность Г. определяется его результативностью, способностью организовать общество, управлять активностью больших групп людей, подчинять их своему влиянию, не прибегая к насилию. Для достижения этой цели Г. обладай необходимыми ресурсами, специально обученным персоналом управленцев (аппаратом), специфическими средствами воздействия - государственным принуждением, поощрением и другими стимулами;
2) публично-правовая организация власти. Применительно к обществу Г. предстает центральным институтом власти, к которому тяготеют другие политические силы. От других политических организаций и институтов власти Г. отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием ряда исключительных прав (прерогатив) - на использование силы, на принятие общеобязательных нормативно-юридических актов и др. Можно сказать, что Г. в идеале возникает для того, чтобы подчинить власть интересам общества. Г. - это сила, которая должна выступать против монополизации власти. Современное Г. есть правовая организация власти. По своей природе и социальному назначению Г. есть такое учреждение власти, которое в принципе противостоит произволу и насилию. В современном понимании Г. не может быть ничем иным, как публично-правовой организацией, т.е. правовым Г.;
3) суверенная организация власти. В современном понимании суверенитет государственной власти означает территориальное верховенство; наличие универсальной международной правосубъектности, государственной символики, официального языка общения, единой денежно-кредитной системы, единого гражданства (подданства), единых вооруженных сил и др.;
4) организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Использование Г. легитимного принуждения позволяет ему добиваться цели поддержания в обществе необходимого правопорядка, а также установления монополии на применение принуждения.
Все отмеченные признаки характеризуют Г. как универсальную публично-правовую и суверенную организацию, обладающую относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения. Г. с этой точки зрения есть господствующая в обществе система власти или социально организованная сила, обособленная от общества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительными средствами, целям государственной политики. Г. с этой стороны предстает как особая, отличная от всякой иной организации структура общества, призванная в интересах всего этого общества либо преимущественно в интересах определенного слоя, класса, социальных групп осуществлять государственную власть. В этом (в узком, или собственном) смысле Г. есть организация господства, хорошо организованная машина власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами; есть организация, аппарат в виде системы учреждений, обладающих верховной властью на данной территории.
При этом Г. мыслится не только как организация общества, но и как само это общество. Г. - это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории; это политическое сообщество (публично-правовой союз) или политически организованное на началах демократии общество, определенный политический строй. Г. с этой (широкой) точки зрения есть корпорация людей ("духовная община", по выражению И.А. Ильина), преследующих достижение общих целей; есть институт (сила), интегрирующий общество и обеспечивающий его прогрессивное развитие. Такое понимание сущности Г. основано на договорном, естественно-правовом происхождении Г. Подобный характер Г. очерчен в конституциях - основных законах Г. Все современные конституции содержат нормы, устанавливающие партнерские отношения Г. с населением.
Значит, Г. одновременно есть и политическое сообщество людей, объединенных правом и общими интересами, и публично-правовая, суверенная организация власти общества, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .
Автор статьи
Читайте также:
- Государственные служащие имеют право на забастовку в какой стране
- Отказ от заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд
- Правда ли что польша швеция и норвегия подали в суд на воз за заражение европы
- Исследование веществ маркеров при проведении судебной экспертизы нефтепродуктов
- Когда отдадут голикову под суд