Государство это множество людей при господстве права кто сказал

Обновлено: 27.03.2024

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

§ 1. ПОНЯТИЕ О ЗАКОНОВЕДЕНИИ

Когда человек стремится к знанию, то он часто не дает себе отчета в том, что значит «знать». А между тем без этого он не может удовлетворить своего стремления и нередко блуждает в темноте.

Знать – значит, прежде всего, представлять себе что-нибудь. Тот, кто ничего себе не представляет, тот и не знает ничего; это мы выражаем словами: «он не имеет никакого представления». Однако не всякое представление может быть названо знанием. «Какие-нибудь» представления имеются у каждого человека: с утра до вечера наша душа занята чем-нибудь; она представляет себе то одно, то другое, останавливаясь на многом, – то по очереди, то сразу, то внимательно, то небрежно. Наши представления бывают при этом нередко смутными и неопределенными. В противоположность этому знающий имеет представления ясные и определенные. Это означает, что знание всегда говорит об определенном предмете. Нельзя знать сразу обо всем; тот, кто хочет знать, тот должен согласиться на разделение и ограничение. Поэтому каждая наука как совокупность знаний имеет дело с каким-нибудь определенным предметом. Об этом едином, определенном предмете наука дает нам представления отчетливые. Смутные, сбивчивые представления не имеют цены в науке; кто представляет себе что-нибудь смутно, тот не может ни понять, ни запомнить. Понять значит «принять в душу» и овладеть мыслью, а для того, чтобы сознание овладело предметом, оно должно представить себе его с самою большою ясностью. Знающий владеет своим предметом и может всегда в нужный момент вызвать в душе отчетливое представление, воспроизвести его и выразить его в словах.

Итак, «знать» значит ясно и отчетливо представлять себе что-нибудь определенное или, что то же, понимать и помнить.

Однако понять и запомнить можно верное, но можно и ошибочное. Тот, кто усвоил что-нибудь неверное, тот не обладает истинным знанием. Вопрос о том, чтò есть истина, решается, вообще говоря, в научных исследованиях; там собираются и излагаются те основания и соображения, в силу которых одно следует признать истинным, а другое ложным. Эти основания называются доказательствами. Каждое научное исследование стремится установить при помощи доказательств верное или истинное знание о своем предмете, будь то о фигурах в пространстве (геометрия), или о движении тел (механика), или о жизни существ (биология), или же о сущности добра и зла (этика). Наука есть совокупность доказанных истин или истинных знаний об определенном предмете.

То, что добыто научными исследованиями в известной отрасли знания, может быть изложено отдельно от научных доказательств; такое изложение, дающее готовые итоги и не входящее в рассмотрение доказательств, останавливается обыкновенно только на самых важных вопросах; оно сообщает наиболее существенные, основные сведения в общедоступной форме. Такое изложение научных итогов придает науке подготовительный, или пропедевтический, характер. Именно такой характер имеет Законоведение: оно излагает вкратце зрелые итоги, добытые в науках, изучающих сущность права и законов. В этом основное отличие законоведения от других юридических наук. Законоведение есть наука несамостоятельная и общая. Оно несамостоятельно потому, что само не исследует предмета, но подводит краткие итоги другим, самостоятельным наукам о праве. Оно имеет общий характер потому, что излагает основные выводы многих, главных юридических наук, останавливаясь на том, что важно для всякого юриста, и опуская то, что имеет более специальный интерес.

Таков характер законоведения как особой отрасли научного знания (по-славянски «ведения»). Законоведение, как подготовительная, или пропедевтическая, наука, имеет определенный предмет: именно, оно содержит основные сведения о тех обязательных правилах поведения (нормах), которые устанавливаются уполномоченными и потому авторитетными людьми; общественная жизнь подчиняется этим правилам (правовым нормам) и превращается через это в мирную, упорядоченную и организованную жизнь; люди объединяются в государственный союз и работают сообща над усовершенствованием своей внешней и внутренней жизни.

Первые сведения об этих правилах и об этом порядке дает общее учение о праве и государстве.

§ 2. ПОНЯТИЕ О ЗАКОНЕ И НОРМЕ

Чем бы ни интересовался человек и чем бы он ни занимался, ему всегда приходится иметь дело с множеством разнообразных вещей или предметов. В небе он видит множество светил – неподвижных звезд и планет; на земле – множество растений и животных; он окружен множеством людей и даже в душе своей замечает много различных представлений, чувств, желаний и помыслов. Числа в арифметике, фигуры и части фигур в геометрии, молекулы и атомы вещества в физике – все это образует огромное множество единиц или элементов, перед которым человек может и растеряться. Однако он скоро замечает, что все эти элементы стоят друг с другом в некоторых отношениях, которые или всегда остаются неизменными, или же от времени до времени повторяются. Так, например, отношения чисел или геометрических фигур остаются всегда одинаковыми; расположение планет в небе или связь представлений в душе человека – повторяются от времени до времени. Заметив это, человек направляет все свое внимание на то, чтобы подметить как можно больше таких устойчивых или повторяющихся отношений, которые могут быть названы постоянными связями. Он замечает при этом, что как самые элементы, так и связи их имеют в разных областях различный характер. Так, например, математика изучает преимущественно связи между величинами и количествами, и связи эти состоят в том, что один элемент всегда больше другого, или всегда меньше другого, или всегда равен другому; естественные науки исследуют преимущественно причинные связи между вещами (их изменениями и движениями) или явлениями природы, и связи эти состоят в том, что появление одного элемента (напр., огня) всегда влечет за собою появление другого элемента (напр., теплоты) и т. д. При всем разнообразии этих элементов и отношений, среди них есть постоянные связи; то, что казалось на первый взгляд беспорядком или даже хаосом, скрывает в себе, очевидно, какой-то постоянный и необходимый порядок. Все науки пытаются уловить этот порядок, формулировать его в виде суждений и выразить в словах. Напр.: «сумма всех углов треугольника всегда равна двум прямым»; «угол падения всегда равен углу отражения»; «растения поглощают углекислоту и освобождают кислород» и т. п. Суждения, которые утверждают какой-нибудь постоянный и необходимый порядок, называются законами.

Понятно, что всякая наука имеет дело с законами. Однако необходимо точно отличать законы бытия и законы долженствования. Правовые законы, изучаемые в законоведении, относятся именно к числу последних.

Законы бытия говорят о том, что в действительности есть известный порядок. Этот порядок существует или обстоит на самом деле; плох он или хорош, полезен людям или вреден, прост или сложен – он имеется налицо. Таковы не только законы математики, но и законы природы. Закон природы говорит о том, что существует в действительности или, точнее – что всегда и необходимо совершается, например, среди атомов, или среди минералов, или в мире планет, или в царстве растений и животных. Законы бытия говорят о постоянных связях, существующих в действительности.

Напротив, законы долженствования говорят о тех связях или отношениях, которые должны осуществляться людьми в их жизни и деятельности. Эти законы суть правила, которые людям следует соблюдать. Каждый раз, как живой человек действует или совершает известный поступок, он может делать свое дело лучше и хуже. При этом, если он живет сознательной жизнью, он имеет возможность обдумывать свой образ действий, выбирать лучший путь и решать в его пользу. Во всех этих случаях человек имеет перед собою известные правила, которые указывают ему искомый лучший жизненный путь. Эти правила говорят не о том, что существует на самом деле; но о том, как следует людям жить, действовать и поступать. Эти правила могут быть названы законами потому, что они указывают постоянный и необходимый порядок, который людям надлежит осуществлять в их деятельности. Понятно, что «постоянство» этого порядка состоит не в том, что «так всегда бывает»: люди могут соблюдать правила, но могут и не соблюдать их, и в действительности они часто их не соблюдают. «Постоянство» означает здесь, что люди всегда должны действовать так, а не иначе и что они будут неправы каждый раз, как только нарушат эти правила. Точно так же «необходимость» этого порядка состоит не в том, что «иначе не может быть»; но в том, что соблюдение этих законов есть единственный путь, при котором люди будут правы. Тот, кто поступает согласно закону долженствования, тот не может быть неправ – вот смысл этой «необходимости». Такие законы правильного, надлежащего поведения мы будем называть нормами.

Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.
Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.
Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.
Войны, грубая сила ― вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.
Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно ― высшая форма человеческого общения. Государственная власть ― это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.
Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других ― подчиняться. Народ ― пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

1) Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира. Теологическая

2) Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство. Марксистская

3) Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов. Расовая

4) Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными. Теория насилия

5) Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи. Патриархальная

Кто и с связи какого события произнёс эту фразу: «Здесь между народами, загрубевшими в невежестве, первый закон есть сила. Один только страх оружия может удержать горцев в покорности»

Великий немецкий философ в этом высказывании касается проблемы становления и внутреннего устройства правового государства, в котором реализуется принцип равенства всех перед законом. Ещё не употребляя термина «правовое государство», Иммануил Кант развивал его идеи: необходимость ликвидации всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех граждан перед законом. Данная мысль явно прослеживается и в этом его изречении.

Я полностью согласен с этими мудрыми словами видного мыслителя XVIII века. Действительно, важнейшими конститутивными признаками правового государства являются верховенство закона и равенство всех граждан перед ним. Народу принадлежит законодательная власть (законы принимают народные депутаты – думы, или парламента). Исполнительная власть находится в подчинённом состоянии по отношению к законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым обеспечивается не только разделение властей, но и их равновесный баланс.

Иммануил Кант

Обратимся к теоретическому смыслу данной цитаты. Государством в обществознании называют форму самоорганизации общества, которая устанавливает правовой порядок на определённой территории, имеет суверенитет и механизмы управления гражданами. Государство обладает монополией на применение легитимного насилия, которые оно использует для поддержания законности.

Правовым государством именуется такая организация социально-политической жизни общества, при которой гарантируются верховенство права и полное равенство всех граждан перед законом; работает система разделения властей, с сильной и независимой судебной властью; обеспечиваются права и свободы личности. Власть в правовом государстве всегда опирается в своей работе на право, ориентируется на законодательство и согласовывает с ним все свои действия. Та государственная власть, которая уклоняется от обеспечения прав и свобод, нарушает законы или «подстраивает их под себя», теряет доверие и уважение своих граждан.

Подобные примеры мы нередко находим в классической литературе. Особенно прославился критикой несправедливого устройства государства великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В своём романе «История одного города» он иносказательно изобразил не только региональную, но и верховную правящую элиту Российской империи. Писатель демонстрирует людей, которые безнаказанно занимаются взяточничеством и казнокрадством, считая себя недостижимыми для правосудия, стоящими «над ним». В то время как с простых граждан они всегда спрашивают по всей строгости закона. Такое несправедливое положение, при котором явно нарушается принцип верховенства права, подрывает авторитет государства, настраивает народ против государственной власти.

Жак Ширак

Как пример из современности, хотелось бы упомянуть об уголовных делах, возбуждённых в отношении руководителей двух крупных европейских государств – Франции и Италии. Жака Ширака и Сильвио Берлускони судьи признали виновными в злоупотреблениях полномочиями, мошенничестве и налоговых преступлениях. Решено было отнять у них все привилегии, положенные экс-главам государства, и приговорить к тюремному заключению. Ширака (в 2011 году) – условно, а Берлускони (в 2013 году) – к реальному сроку. Несмотря на то, что оба они, из-за солидного возраста и плохого состояния здоровья, не отправились в тюрьму, эти случаи показывают: в развитых европейских странах сложилось правовое государство, в котором все равны перед законом, и неподсудных нет, даже «на самом верху» пирамиды власти.

Подводя итоги своих рассуждений, мне хотелось бы сделать следующий вывод. Стабильное, гармоничное, направленное на развитие государство должно строиться на принципе равенства всех его граждан перед законом. Именно этот принцип должен соблюдаться прежде всего.

И. Кант в своем высказывании поднял проблему становления правового государства, так как именно в правовом государстве осуществляется принцип равенства всех перед законом. Хотя Кант не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданское правовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Поднятая проблема актуальна в наше время, потому что именно сейчас в нашей стране формируется правовое государство.

Я согласна с данной точкой зрения, так как человек может чувствовать себя свободным, защищенным именно в правовом государстве.

Правовое государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

4. Разделение властей.

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать все свои действия. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан.

Пример правового государства можно рассмотреть на нашей стране. Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Выдвижение и защита И. Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режим государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции «правового государства».

В научной литературе можно встретить различные представления о правовом государстве. В основе большинства из них лежит мысль Канта о том, что государство – есть множество людей, объединенных правовыми законами, где заложена идея о первичности общества людей перед государством.

Современное правовое государство характеризуется тем, что для человека, личности создаются все условия для правовой свободы, в которых лежит принцип «дозволено все, что не запрещено законом». Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, политике, социальной, духовной, культурной жизни.

В процессе становления демократического правового государства меняются подходы во взаимоотношениях личности и государства, к юридической регламентации их статусов. Как отмечалось выше, интересы личности должны стоять на первом месте, а правовой режим ограничения создается преимущественно для государства.

Под правовым государством понимается демократическое государство, в котором обеспечивается господство права и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Природа правового государства раскрывается в следующих его принципах.

Правовое государство может быть только демократическим. При демократическом режиме законодательно провозглашаются и обеспечива­ются права и свободы человека, а гражданскому обществу предо­ставляется реальная возможность влиять на состав государствен­ных органов и содержание их наиболее значимых решений, га­рантируется политический плюрализм. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Демократический режим характеризуется следующими чертами:

1) источником власти в государстве является народ. Он избирает прежде всего представительные органы власти и наделяет их правом принимать законы.

2) право гражданского общества влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций протеста или поддержки, лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Это его право гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

3) политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на общество, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

Принцип господства права, означает рассмотрение всех вопросов жизни государства и общества с позиции права; правовую организацию государственной власти. Существует научная дискуссия о господстве не права, а закона. Однако декларация данного признака не гарантирует, что государство будет правовым (например, история свидетельствует, что в полицейских и тоталитарных государствах господствовал закон).

По мнению В.С. Нерсесянца,[222] общерегулятивное значение конституционных положений о правах и свободах человека и гражданина являются наиболее важным и, в конечном счете, единственным настоящим критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности государства. Так Конституция РФ, наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивает общезначимость и обязанность этих прав и свобод для всего государства в целом. Статья 18 закрепляет положение о том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правовые законы должны закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.

Поэтому отличительной чертой правового государства от так называемых «государств законности» является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.

Вместе с тем в современной действительности мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на конституционное закрепление в Российской Федерации смысла и содержания правового закона, принимаются нормативные правовые акты, ущемляющие права и свободы человека и гражданина по сравнению с действующим законодательством. В теории государства и права существует проблема понимания права и критериев его отличия от произвола, субъективистских и авторитарных установлений. По мнению В.М. Сырых, «ни одна из концепций правопонимания не способна назвать критерии, позволяющие сколько-нибудь удовлетворительно отличить подлинно правовой закон от неправового». [223]

Принцип верховенства закона, есть производная от принципа господства права. Его содержание предполагает признание законов, принятых представительными органами власти, актами, обладающими высшей юридической силой. Законы содержат исходные нормы, имеющие общеобязательное значение для всех органов государства, должностных лиц и граждан. Все нормативные правовые акты органов государственной власти, принимаемые в развитие законов, не должны им противоречить.

Вместе с тем, законы могут быть справедливыми и несправедливыми, отражающими общесоциальные и классовые интересы и т.д. Следовательно, в правовом государстве закон должен соответствовать праву.

Принцип разделения властей. Для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений со стороны каких-либо социальных группы, учреждения, либо отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями и структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть. При этом каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специальных формах[224], так называемой системы «сдержек» и противовесов. В Российской Федерации эта система «сдержек», предусмотренная Конституцией РФ, федеральными законами, представляет собой совокупность правовых ограничений (пределов) в отношении конкретной ветви государственной власти. Так, законодательная власть ограничивается принципами права и основами конституционного строя, возможностью роспуска при определенных обстоятельствах, жесткой юридической процедурой законодательного процесса, регламентированием его стадий.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на регламентацию ведомственными актами отношений, которые подлежат урегулированию только законом. Сюда можно отнести возможность выражения вотума недоверия правительству, его отставку, парламентский и судебный контроль, запрет на занятия коммерческой деятельностью и т.д.

Для судебной власти так же есть свои правоограничивающие средства, выраженные в Конституции РФ, процессуальном законодательстве, в его гарантиях: презумпциях невиновности, право на защиту, состязательность процесса, его гласность и т.д. возможность обжалования не законного и не обоснованного решения. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда, который в своей деятельности руководствуется только законом, и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия – важнейшая гарантия прав и свобод граждан.

В системе «сдержек» важную роль играет Президент Российской Федерации, наделенный правом отклонять принятые законы, формирования правительства, его отставки и роспуска Государственной Думы.

Итак, согласно принципу разделения властей, все ветви власти в правовом государстве, равновелики по силе и должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из ветвей власти, предотвращать возможные злоупотребления.

Важнейшим принципом правового государства является гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой оно выходить не может. Правовое государство формируется и действует в интересах обеспечения потребностей гражданского общества и личности, оно не только признает, но гарантирует и защищает от произвола общепризнанные права и свободы личности. Отношение государства к правам человека и гражданина является главным показателем демократичности государства в современном мире.

Принцип взаимной ответственности государства, личности и обществаозначает, что взаимоотношения между ними должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя сферу свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. На уровне законов должна быть закреплена возможность отзыва депутатов, ответственность правительства перед парламентом, уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей перед гражданами. Возможность судебной защиты от органов государства, нарушающих права и свободы, включая право на обращение за защитой в Европейский Суд по правам человека.

На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. При этом применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, идея правового государства есть идея об оптимальной наиболее эффективной и менее довлеющей организации государственной власти в обществе. Это своего рода идеальная модель государственного устройства, к которой современный мир должен стремится. В этом развитии кто-то успел больше, кто-то отстал, но сказать, что какое-то государство реализовало все принципы, присущие правовому государству – преждевременно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: