Государство есть результат заключения какого договора

Обновлено: 24.04.2024

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей. » . Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия) , А. Радищева (Россия) , Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия) , Ж. -Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех» . Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству) , но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория договорного происхоиодения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна. (Скакун) .

Договорная теория происхождения государства и права имеет другое название — естественно-правовая теория. У нее множество как приверженцев, так и противников. Одни придерживаются мнения, что эта концепция антинаучная. Другие же называют ее единственно правильной.

Данная теория является одной из древнейших — она возникла в V-IV вв. до н. э. Ее приверженцами были древнекитайский мыслитель Мо-Цзы и древнегреческий историк Геродот.

Суть ее заключается в следующем: государство создано людьми на основе добровольного объединения для всеобщего блага. Два ключевых момента здесь: «людьми» и «добровольно».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. До возникновения государства люди находились в естественном состоянии.
  2. Государство возникает в результате заключения общественного договора.

С этими постулатами согласны все ученые. Однако между ними есть разногласия насчет естественного состояния:

  1. Первое мнение: естественное состояние — это «война всех против всех». У каждого — своя правда, именно поэтому человек волен делать все, то заблагорассудится. Чтобы ограничить свободу, люди договорились жить по общему правилу. В результате они заключают общественный договор. Данной точки зрения придерживались Томас Гоббс, Мо-Цзи, Монтескье.
  2. Противоположной позиции придерживался Жан-Жак Руссо. Он говорил, что естественное состояние — это мир и согласие. Период существования людей до государства — «золотой век человечества». С появлением же частной собственности возникает неравенство, следовательно: противоречия, борьба, «война всех против всех». Руссо идет дальше в своих заключениях: богатые договорились с бедными «давайте жить по общим правилам», но в итоге их обманули — хорошо стали жить только богатые.

Этот «договор» носил не письменный характер и не был заключен юридически, а устанавливался в устной форме.

Истоки теории нашли отражение в ныне действующих документах. Ярким примером является Декларация независимости США, принятая в 1776 г.

Сторонники данной теории приводят в пример Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они правили Новгородским государством. Противники же утверждают, что тогда произошла смена власти, так как государство уже существовало.

Под естественным состоянием понимается состояние, при котором отсутствует установленная политическая власть. По сути, это состояние полной свободы.

Политические теоретики использовали его для лучшего понимания человеческой природы и, как правило, для обоснования рациональности того или иного типа правления.

Сторонники утверждают, что естественное состояние позволяет понять врожденные склонности и наклонности человека. Поскольку поведение индивида не принуждается политической властью, оно будет отражать естественное поведение людей.

Теоретики общественного договора обычно рассуждают о том, какой была бы жизнь в естественном состоянии. Основываясь на своем понимании человеческой природы, они утверждают, что в естественном состоянии люди сталкиваются с определенными угрозами своему благополучию. Следовательно, рациональные люди должны согласиться признать власть государства в обмен на защиту от этих угроз.

Степень власти государства и гарантии, которые оно обязано обеспечить, зависят от взгляда теоретика на природу человека. Как правило, оптимистичный взгляд на человеческую природу приводит к поддержке государства с ограниченными полномочиями, в то время как более пессимистичный взгляд ассоциируется с более могущественным государством.

Природное состояние — это вполне современный подход к изучению природы человека и обоснованию обязанностей государства. В нем воплощены три основных принципа либеральной политической теории: приоритет личности, равенство и свобода личности.

  1. Во-первых, асоциальное состояние природы предполагает, что человека в конечном итоге следует понимать как абстрактную личность.
  2. Во-вторых, люди в состоянии природы считаются морально равными, ни один человек не имеет права доминировать над другим.
  3. В-третьих, люди изображаются как автономные, самоопределяющиеся существа, что подчеркивает свободу как естественное человеческое качество. Такое изображение состояния человека полностью противоречит классическому взгляду, предполагающему, что человека нельзя понять вне общества, в котором он живет.

Основоположники естественно-правовой теории происхождения государства

Рассмотрим происхождение и развитие естественно-правовой теории от античных времен до современности.

Ранняя история

Мифические рассказы о досоциальном и/или дополитическом Золотом веке широко представлены в классической литературе. Известные варианты встречаются в «Трудах и днях» Гесиода и в «Государственном деятеле» Платона. В «Протагоре» Платона заглавный герой описывает изначальное состояние человека как изолированное и опасное от диких зверей и стихий. Божественное вмешательство обеспечило огонь и ремесла, позволившие людям защищаться, а также моральные качества справедливости и уважения, позволившие им жить вместе в мире.

Примерно такой же рассказ был представлен Цицероном. Один из вариантов этих тем заключается в том, что изначально люди жили в состоянии мира и изобилия, пока какое-то событие не породило конфликт, в результате которого возникла необходимость в государстве. Стоик Посидоний объяснял падение человечества возникновением собственности, а согласно Овидию, изменения произошли, когда люди начали есть мясо.

Связь между первоначальным состоянием и происхождением справедливости представлена во второй книге «Республики» Платона. Представитель Платона, Глаукон, утверждает, что справедливость возникла в результате общего компромисса: люди согласились не использовать других в своих интересах в обмен на то, что их самих не будут использовать в своих интересах.

Классические аргументы хорошо сочетались с иудео-христианскими рассказами об Эдемском саде и последующем грехопадении, чтобы поддержать важное средневековое представление о том, что государство возникло как средство от греха.

Но другие теоретики, под влиянием Аристотеля, выступали против традиций естественного состояния и договора, утверждая, что человек по природе своей является политическим животным, и поэтому не могло быть изначального досоциального (или дополитического) состояния. Св. Фома Аквинский и последующие схоластические теоретики утверждали, что даже в Эдемском саду власть была необходима для координации деятельности людей для достижения общего блага.

Гоббс, Локк и Руссо

В период позднего средневековья и раннего нового времени утверждения, согласно которым политическая власть проистекает из дополитического, естественного состояния, обычно поддерживали ограничения на политическую власть.

Новшеством Гоббса было использование аргумента договора для установления абсолютного правительства. Он добился этого, изобразив естественное состояние в ужасающих терминах, как войну всех против всех, в которой жизнь «одинока, бедна, мерзка, жестока и коротка». Гоббс утверждал, что для того, чтобы избежать таких ужасов, люди должны согласиться на абсолютную политическую власть, а только абсолютная власть может предотвратить состояние природы.

Хотя Гоббс использовал устройство естественного состояния в основном в аналитических целях, он также верил в его историческую точность. В качестве доказательств он приводил защитное поведение людей в обществе, «диких людей» в Америке, которые, по его мнению, живут «жестоким образом», и то, как государства противостоят друг другу на международной арене, «в состоянии и позе гладиаторов», с их «крепостями, гарнизонами и пушками», направленными друг на друга.

В состоянии природы, описанном Локком во «Втором трактате о правлении», люди живут по законам природы, которые, в отсутствие правительства, они обеспечивают сами. Люди также устанавливают права собственности, используют деньги и имеют нечто вроде развитой экономики. Но конфликты возникают потому, что люди преследуют собственные интересы и поэтому не беспристрастны в своих спорах.

Признавая необходимость беспристрастного арбитра, локковские индивиды покидают состояние природы, в два этапа формируя сначала общину, а затем правительство. Когда правительство нарушает соглашение, в соответствии с которым оно было создано, люди возвращаются к дополитическому, но не дообщественному состоянию. Природное состояние возвращается только при полном разрушении общества, в результате иностранного вторжения или подобных катастроф.

В своем «Рассуждении о происхождении неравенства» Руссо критиковал других теоретиков за приписывание естественному человеку качеств, которые они находили в своих собственных обществах. Под влиянием антропологических и зоологических открытий Руссо изобразил естественного человека мало чем отличающимся от обезьяны: одиноким, без языка, с ограниченной способностью рассуждать.

Но поскольку его чисто физические потребности удовлетворяются относительно легко, он доволен и, прежде всего, морально невинен. Человек становится развращенным только в процессе постепенного перехода в общество, и Руссо изобразил договор, на основе которого возникает правительство, как ловкое мошенничество, совершаемое богатыми по отношению к бедным.

Политическая теория Руссо стремилась восстановить как можно больше первозданной природной чистоты с помощью нового договора, описанного в «Общественном договоре».

Современное развитие

К концу XVIII века общественный договор подвергся широкой критике на исторических основаниях. Идея была предана забвению, а вместе с ней и естественное состояние. Теория договора была возрождена Джоном Ролзом в книге «Теория справедливости» (1971), хотя Ролз использовал принцип договора для обоснования моральных принципов, а не формы правления.

Принципы справедливости Ролза — это те принципы, которые были бы согласованы в соответствующих справедливых условиях. Состояние природы вновь появляется в его теории как «исходное положение». Его сущность заключается в том, чтобы люди не могли выбрать принципы, выгодные для себя, их помещают за «завесу невежества» и лишают знания об их личных качествах, например, возрасте, религии, расе и богатстве.

Два принципа, выбранные в этих условиях, в высшей степени эгалитарны, гарантируют равную свободу и то, что экономическое неравенство идет на пользу наименее обеспеченным членам общества. По Ролзу, естественное состояние (исходная позиция) теряет всякое историческое притворство. Это просто аналитическое устройство, помогающее определить соответствующие моральные принципы.

Другие теоретики используют договорные механизмы для обоснования моральных принципов, а не правительства. В книге Дэвида Готье «Мораль по соглашению» соответствующие принципы — это те, которые были бы согласованы сторонами, руководствующимися собственными интересами.

«Исходная позиция переговоров» Готье отличается от исходной позиции Ролза тем, что стороны обладают полным знанием своих обстоятельств и интересов. Согласованные принципы представляют собой наименьшую возможную уступку сторон требованиям других, «максимальную относительную уступку».

Существует множество разнообразных концепций возникновения государства. Все они призваны объяснить, как и почему в разных уголках мира на определенных этапах истории стали появляться определенные институты управления, которые трансформировались в государства.

Таблица с основными теориями происхождения государства

Одной из самых популярных концепций является договорная теория.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Договорная теория — концепция, в основе которой лежит представление о том, что государство является результатом заключения общественного договора.

Договорная теория тесно связана с доктриной естественного права.

Естественное право — представление о том, что все люди от рождения обладают неотъемлемыми правами уже по факту своей принадлежности к человеческому роду.

Примеры естественных прав: право на жизнь, свободу совести, достоинство личности.

Естественное право противостоит доктрине правового позитивизма.

Правовой позитивизм — представление о том, что у человека есть только те права, которые дарованы ему государством и прописаны в законах.

В чем заключается главная идея договорной теории

Сущность теории состоит в том, что в основе государства лежит общественный договор. Все члены общества отказываются от части своих интересов ради взаимного блага.

В первобытную эпоху люди жили в естественном состоянии. При этом шла постоянная борьба за выживание с применением физической силы. Когда люди научились взаимодействовать между собой, они добровольно пожертвовали частью собственной независимости ради безопасности всего общества.

Основные функции государства в теории общественного договора:

  • защита граждан от внешней угрозы;
  • упорядочивание отношений;
  • разрешение конфликтов;
  • установление правил и норм поведения в интересах всего социума;
  • обеспечение естественных прав и свобод граждан.

Авторы теоретических положений

Долгое время основателями договорных концепций считали философов-просветителей XVII—XVIII века.

Сейчас достоверно установлено, что идеи, близкие к доктрине общественного договора, стали разрабатывать еще мыслители античной эпохи.

Лучше всего до наших дней дошли представления древнегреческого философа Антифонта, жившего в V веке до нашей эры.

В своем труде «Об истине» Антифонт высказывает следующие идеи:

  1. В основе государства лежит соглашение между людьми.
  2. Цель общественного соглашения — личная безопасность его участников.
  3. Все члены общества призваны охранять государственный договор.

При этом Антифонт отмечает недостатки сложившейся в его время государственной системы:

  1. Законы слишком ограничивают свободу человека («Есть законы для глаз, ушей и даже мыслей»).
  2. Законы не всегда охраняют людей от взаимных обид, а часто сами служат источником вражды.
  3. В отсутствии свидетелей законы нарушаются, и за это не следует никакого наказания.

Основные положения концепции общественного договора были сформулированы в эпоху Нового времени европейскими мыслителями.

Наибольший вклад в развитие договорной теории внесли:

  1. Гуго Гроций (1583—1645) — голландский философ, юрист, драматург. Заложил основы современного международного права. В своем труде «О праве войны и мира» он высказал фундаментальную мысль о том, что государство представляет собой «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Эта идея стала отправной точкой для развития теории общественного договора.
  2. Томас Гоббс (1588—1679) — английский мыслитель-теоретик. Создал теорию механистического материализма, стоял у истоков политической философии и концепции государственного суверенитета. В своей главной книге «Левиафан» он утверждает, что люди объединяются в государства, чтобы выйти из состояния «войны всех против всех».
  3. Джон Локк (1632—1704) — английский педагог и философ. Один из самых влиятельных философов эпохи Просвещения и теоретиков либерализма. Его идеи позже нашли отражение в Декларации независимости США. В работе «Два трактата о правлении» он описывает государство как добровольное объединение людей. Граждане дают права суверену и подчиняются ему для того чтобы сохранить свои права и свободы. Локк высказывает новаторские и очень смелые для своего времени мысли о том, что власть государства не должна быть безграничной и абсолютной. Естественные права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это требуется для охранения себя и других. Правители не должны произвольно распоряжаться жизнью и имуществом граждан.
  4. Шарль-Луи Монтескье (1689—1755) — французский философ, писатель и правовед. Один из основоположников идеологии либерализма. Разработал концепцию о необходимости разделения власти на три независимых ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В своем главном трактате «О духе законов» он писал о необходимости политической свободы. Она может быть достигнута только через надлежащую организацию государственности и установление справедливых законов. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
  5. Жан-Жак Руссо (1712—1778) — франко-швейцарский мыслитель и писатель, одна из ключевых фигур эпохи Просвещения. В труде «Об общественном договоре» Руссо высказывает мысль о том, что человечество эволюционирует в своем развитии от дикости до общественного состояния. Затем происходит разделение общества на классы, появляется имущественное и политическое неравенство. Политическая элита заключает с обществом соглашение, принимая на себя функции правового урегулирования, но на самом деле она заинтересована только в защите своих корыстных интересов. Впоследствии добровольно переданная власть превращается в тиранию. Деспотия является неотъемлемым признаком молодого государства. Защитой он нее служит развитие гражданского общества и формирование талантливого управленческого аппарата.

В России одним из первых сторонников и популяризаторов теории общественного договора был философ и писатель Александр Радищев (1749—1802). За свои вольнолюбивые мысли он был отправлен Екатериной II в ссылку.

Особенности договорной теории

В договорных теориях государства есть некоторые различия. Например, Жан-Жак Руссо критиковал идеи Локка и Гоббса о существовании людей в «естественном состоянии» до образования государства. Но в целом содержание договорных концепций имеет много схожих черт.

Основные особенности теории:

  1. В большинстве концепций основополагающим является представление о наличии у человека врожденных естественных прав.
  2. Государство возникло в результате добровольного объединения людей на определенном историческом этапе.
  3. Причиной отказа людей от части собственных прав и интересов является стремление к правопорядку и всеобщему благу.
  4. В результате заключенного соглашения формируется система взаимных прав и обязанностей государства и его отдельных граждан.
  5. При нарушении индивидом установленных законов органы власти вправе предать его наказанию. Но и граждане вправе бороться с властью, если она коренным образом нарушает их естественные права.

Представление о договорном характере государства дает гражданам право расторгать соглашение с властью, если она плохо справляется со своими обязанностями.

Наиболее радикальные взгляды среди сторонников договорной теории высказывал Жан-Жак Руссо. Он проповедовал идею социального равенства и прямо говорил о праве народа на восстание против несправедливых правителей. Неслучайно этого философа называют одним из «отцов» Великой французской революции.

Преимущества и недостатки теории

Главным недостатком договорной теории является ее идеализированный характер. Не существует доказательств, что в определенный исторический период на конкретных территориях путем заключения соглашений создавались государства.

Сторонники договорных концепций пытаются объяснить это тем, что речь идет не о подписании конкретных бумаг, а об определенном состоянии общества, при котором люди были готовы принять ту или иную государственно-организационную форму.

Иногда отдельно выделяют 2 договора между государством и обществом:

  1. Первичное соглашение об объединении.
  2. Вторичный договор о подчинении.

В качестве примера договорного создания государства часто ошибочно приводят легенду о призвании на княжение скандинавского правителя Рюрика славянскими племенами. На самом деле процесс создания государства не может ограничиваться приходом к власти конкретного человека или даже целой династии. Это сильное упрощение исторических процессов.

Минусы концепции:

  1. «Общественный договор» — это абстрактная конструкция, результат теоретического обобщения.
  2. В описании концепции учитываются только правовые характеристики. При этом не берутся во внимание экономические, социальные, культурные и иные признаки государства.
  3. Общество рассматривается как единое целое. На самом деле оно состоит из различных социальных групп, часто имеющих противоположные интересы.

Плюсы:

  1. Договорные теории имели решающее значение в формировании современных демократических режимов и становлении гражданского общества.
  2. Впервые была сформулирована идея о народном суверенитете, то есть о том, что власть принадлежит народу.
  3. Подчеркивалось, что государство должно служить интересам всего общества, а не только узкому слою правящей элиты.

Теория общественного договора стала той почвой, на которой из реакционных монархий возникли современные демократические республики.

Примеры государств

Не существует государств, в отношении которых было бы доказано, что они возникли на основе заключения соглашения между членами общества. Но есть ряд стран, в становлении государственности которых огромную роль сыграла теория общественного договора.

Соединенные Штаты Америки возникли путем подписания договора, но на основе уже имеющейся государственности. При этом Декларация независимости США во многом заимствовала идеи договорной теории.

Основные положения Декларации от 1776 года:

  • все люди от рождения наделены неотчуждаемыми правами;
  • для обеспечения этих прав люди учредили правительства;
  • представители власти берут на себя обязательства по справедливому правлению и соблюдению естественных прав;
  • если власть нарушает права человека, народ вправе свергнуть правительство и учредить новое.

Франция

Франция прошла долгий путь к установлению демократической формы правления. В конце XVIII века в этой стране происходила кровавая революция, сторонники которой во многом были вдохновлены идеями французских просветителей.

В ходе революции народ реализовал свое право на восстание против несправедливой власти, как это предписывалось в концепции общественного договора.

В XIX веке в стране несколько раз менялась монархическая и республиканская форма правления. В настоящее время Франция — это одна из самых развитых демократий в мире. В преамбуле французской Конституции содержится Декларация прав человека и гражданина, принятая еще в ходе Великой французской революции.

Основные положения Декларации 1789 года:

  • каждый человек от рождения имеет право на свободу личности, слова и убеждений;
  • все люди равноправны;
  • цель любого политического союза — обеспечение прав граждан;
  • источником власти является народ;
  • каждый гражданин имеет право на сопротивление угнетению.

Швейцария

Швейцария представляет собой конфедерацию, то есть союз государств. В основе союза лежит договор о взаимных правах и обязанностях.

Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».

Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.

Договорная теория Т.Гоббса

Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».

Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.

Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.

Теория общественного договора Дж.Локка

Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.

Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.

Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.

Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

Из современных мыслителей можно отметить Дж. Ролза (1921 – 2002), который взял договорную теорию как основу в свою концепцию справедливости. В работе «Теория справедливости» Ролз отмечает, что в условиях отказа людей от «природного состояния» существовало два варианта: первый вариант - выбор принципа равенства в приписывании основных прав и обязанностей, включая равенство в собственности. Данный принцип означает выбор коллективистического государства и коллективистического общества. Второй вариант – принцип социального и экономического неравенства, по которому неравное положение людей справедливо в том случае, если оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека и, в частности, для менее преуспевающих членов общества. Этот принцип означает выбор индивидуалистического государства и индивидуалистического общества.

Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.

Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.

Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: