Государственный суверенитет это политико правовое свойство государства

Обновлено: 28.03.2024

Суверенитет государства (нем. souveranitat, франц. souverainete - верховная власть)— это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от власти иного государства.

Внутренняя сторона государственного суверенитета состоит в том, что государство самостоятельно учреждает и формирует систему своих органов, наделяет их определенными властными полномочиями, устанавливает в обществе правопорядок путем принятия законов, системой своих органов поддерживает, охраняет этот правопорядок, независимо от других государств осуществляет юрисдикционную деятельность по рассмотрению и разрешению различного рода юридических дел (уголовных, гражданских и т. п.).

Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что государство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам, по своей воле и в интересах общества, которое оно представляет: вступает в международные организации, союзы, сообщества, заключает договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий.

Суверенитет государства во многом зависит от экономической базы государства и его военной мощи. Государство экономически слабое и слабое в военном отношении может утратить суверенитет полностью или частично. Полным суверенитетом в прошлом обладали мировые империи: Римская, Оттоманская, Российская, в недавнем прошлом — Советский Союз.

Внутренний суверенитет трактуется как принцип внутригосударственного права, а внешний — как принцип международного права.

Суверенитет как "фактическое состояние независимости государства может быть различной степени (большей или меньшей). Однако минимум суверенитета неотъемлемая черта государства. Его наличие является необходимым условием его признания в качестве государства со стороны других государств.

Государственный суверенитет является политико-юридической формой суверенитета (независимости) нации, народа.

Народ независим от других народов, если независимо его государство. В суверенитете демократических государств, как правило, выражается суверенитет народа.

В конституциях этих государств существуют такие положения, как ≪вся власть от народа≫, ≪народ — источник власти≫. Имеется в виду весь народ независимо от национальной принадлежности. Суверенитет государства, выражающий провозглашение государственного суверенитета как суверенитета национального, суверенитета отдельной, обычно называемой титульной, нации, дающей название государству, в современных условиях является недемократическим, могущим послужить ограничению, ущемлению прав наций нетитульных.

Поскольку государство не всегда было центра­лизованным единым царством или республикой, суверенитет, на­пример, феодального государства в средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха бывала по отношению к княжествам и герцогст­вам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгоро­дом и Тверью в XIV-XV веке, французских королей с герцогством Бургундским в XV-XVI веке.

Следует остановиться на проблеме неделимости государственного суверенитета. Некоторые авторы, в том числе и авто­ры учебников по конституционному праву, исходят из признания де­лимости суверенитета и поэтому ведут речь о «разделе суверенитета», о «долях суверенитета» и т.д. В сущности она проистекает из того, что государственный су­веренитет отождествляется с компетенцией, совокупностью прав, сум­мой полномочий и предметов ведения государства, что неправомерно. Конечно, нельзя не видеть взаимосвязи между этими разными характеристиками состояния государственной власти, точно так же, как не­возможно отрицать взаимообусловленность качественных и количест­венных параметров какого-либо явления или процесса. Но это, как известно, не дает оснований для их отождествления, отказа от их раз­граничения.

Суверенитет — это не количественная, а качественная характерис­тика государственной власти, ее неотъемлемое и неделимое свойство, которое по самой своей природе либо есть, либо его нет. И потому нельзя быть суверенным на треть, наполовину или на три четверти. Другое дело компетенция, права и обязанности, полномочия и предме­ты ведения, которые делимы, могут быть больше или меньше в своей совокупности, сумме, увеличиваться или уменьшаться. Но точно так же, как не всякое количественное изменение ведет к смене качества, так и не всякое, а лишь связанное с нарушением меры ограничение прав, в том числе и суверенных, ведет к потере суверенитета. В связи с этим, когда, например, рассматривается проблема суверенитета в федератив­ном государстве, то речь должна идти не о «разделе суверенитета» между федерацией и ее субъектами, не об их полусуверенности и не о «долях суверенитета» у каждого из них (если субъекты федерации суверенны), а о сосуществовании двух сопряженных, взаимосвязанных и взаимообусловленных разноуровневых суверенитетов, каждый из ко­торых не может успешно реализовываться обособленно, в отрыве от другого. Сопряженный, взаимосвязанный суверенитет — это не частич­ный, разделенный суверенитет, а суверенитет, своеобразие действия и проявления которого определяется условиями одновременного сосу­ществования и совмещения двух разных суверенитетов. Концепция сопряженных суверенитетов в федеративном государстве ничего обще­го не имеет ни с концепцией делимости государственного суверенитета, ни с концепцией его абсолютности.

Правильным представляется следующее решение: в федератив­ном государстве, субъектами которого являются суверенные единицы, на одной и той же территории такого субъекта одновременно действует и реализуется как суверенитет федерации, так и суверенитет ее соот­ветствующего субъекта, не исключая друг друга, а сопрягаясь, согласовываясь, совмещаясь друг с другом, дополняя друг друга. Это находит свое наглядное проявление в разграничении предметов ведения и пол­номочий. Почему, спрашивается, государства — субъекты федерации не могут быть признаны суверенными, если в пределах своих предме­тов ведения и полномочий они сохраняют всю полноту государствен­ной власти на своей территории. Концепция сочетания, совмещения, сосуществования, сопряжения, взаимодействия, взаимодополнения указанных суверенитетов в федеративном государстве не сталкивает друг с другом федерацию и ее субъекты, не правополагает их, а исходит из возможности, необходимости и целесообразности сочетания их пра­вомочий, интересов и целей.

Государственный суверенитет - это политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти внутри страны и за ее пределами. Этот признак принято рассматривать в качестве одного из ключевых признаков, т. к. ни одна организация в обществе суверенитетом не обладает.

Государство - всеобъемлющая, универсальная организация (объединяет всех членов общества, проникает во все сферы жизни общества, следствием чего является создание иллюзии, что общество и государство -одно и то же).

Государство - это организация, обладающая публичной властью со специальным аппаратом управления и принуждения (суть самого государства). Аппарат управления - это материальное олицетворение публичной власти.

Государство - это организация, осуществляющая управление обществом внутри страны и представляющая его интересы за пределами страны.

В связи с вышеизложенным можно дать определение государства в узком смысле.

Государство есть всеобъемлющая, суверенная, политико-территориальная организация, обладающая публичной властью со специальным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство (управление) обществом (в интересах либо народа в целом, либо каких-то классов или социальных групп) внутри страны и представляющая его интересы за ее пределами.

3.2. Сущность государства

Данный вопрос очень тесно связан с вопросом о понятии государства, а, следовательно, нельзя до конца понять, что такое государство, не выяснив его сущность, т.к. сущность - это сердцевина каждого явления, это то внутреннее, что скрыто от внешнего созерцания. Вопрос о сущности государства призван раскрыть суть государства и показать, что есть государство на самом деле. Сущность можно выяснить только путём анализа (агностицизм -его родоначальником является И. Кант - считает, что познать сущность явления нельзя, он указывал на непознаваемость сущности какого-либо явления). Надо заметить, что познаваемость сущности - очень трудоёмкий процесс.

В настоящее время в науке ТГП вопрос о сущности государства относится к числу дискуссионных. При рассмотрении данного вопроса используется два основных подхода: классовый и надклассовый (общесоциальный). Классовый подход наиболее ярко выражен в марксистской теории (эта теория рассматривает государство с сугубо классовых позиций). С точки зрения этой теории государство - это орудие классового господства, машина для подавления одного класса другим. Марксизм связывал появление государства с расколом общества на классы, при этом утверждалось, что с исчезновением классов государство перестанет быть необходимым. В своей известной работе «Революция и государство» В.И. Ленин указывал, что государство диктатуры пролетариата - это полугосударство. С точки зрения марксизма-ленинизма государство всегда выражает интересы определённого класса, причём экономически господствующего, защищает этот класс в интересах этого же класса, подавляет угнетенные классы. В настоящее время классовый подход в понимании государства подвергается критике. Надклассовый подход нашел свое выражение в различных немарксистских теориях, в частности, в теории правового государства, теории элит, теории плюралистической демократии, теории государства всеобщего благоденствия, технократических теориях и некоторых других.

Государственный суверенитет это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Формально он представляется государственными символами (герб, флаг, гимн).

Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые основы. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основа суверенитета - существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое "Государственный суверенитет" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Юридический словарь

Государственный суверенитет — см. Суверенитет … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Юридическая энциклопедия

Государственный суверенитет — (фр. souveraineté верховная власть) это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

государственный суверенитет — см. суверенитет. * * * см. Суверенитет … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а т.ж. подчинение государства властям иностранных государств в сфере… … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Энциклопедия юриста

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см.: Суверенитет … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Энциклопедический словарь экономики и права

Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Ученые, которые занимаются проблемами государства и права, выделяют несколько основных признаков, которые присущи правовому государству, одним из основных является суверенитет.

Под суверенитетом понимают наивысшую, неограниченную власть государства по отношению ко всем лицам и организациям, которые действуют на территории данного государства.

Также многие ученые добавляют к данному определения и/или ставят в его основу независимость, то есть возможность вести свои внутренние дела и проводить внешнюю политику независимо от других государств и иных политически активных субъектов.

Суверенитет как признак государства

Любой субъект права, который признан государством, вправе осуществлять свою высшую власть в рамках обозначенной для него территории. Данный субъект самостоятельно определяет характер взаимоотношений с другими государствами, которые не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику этой страны. Суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства вне зависимости от величины территории, политического, социально-экономического, религиозного уклада и любых других факторов.

Государственный суверенитет включает в себя несколько ключевых для любого государства понятий, таких как:

  • Единство/неделимость территории;
  • Неприкосновенность его территориальных границ;
  • Невмешательство во внутреннюю политику.

В случае вмешательства иностранного государства и/или его представителей во внутренние дела государства, нарушение его границ, то говорится о нарушении суверенитета. Нарушение суверенитета является признаком слабости данного политического образования, его неспособности защитить свои интересы и интересы своих граждан от влияния из вне.

Готовые работы на аналогичную тему

Суверенитет включает себя ряд следующих аспектов:

  • Экономический аспект суверенитета любого государства предполагает владение определенной территорией, собственностью, культурными и иными ценностями.
  • Политический аспект суверенитета любого государства заключается в стабильности и развитости политических институтов внутри данного образования.
  • Правовой аспект суверенитета для любого государства заключается в законодательном закреплении его основ как на внутриполитическом, так и на международном уровнях. Законодательно должны быть закреплены основы территориальной целостности страны, равенство всех государств на международной арене, невмешательство во внутриполитические дела государства, а так же право наций на самоопределение.

Суверенитет, являясь признаком государства, характеризует его как особого субъекта политических отношений, а так же как основной компонент политической системы общества.

В рамках теории конституционного права принято выделить три основных разновидности суверенитета, которые находят выражение в следующих положениях:


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт второго высшего и заочного обучения

Дисциплина «Теория государства и права»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ :

Выполнил: Жанситов Д.И.,

студент 1 курса специальности:

40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность»

1.Определение понятие государство. Правовой характер организации и деятельности государства .

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Характеристикой правового государства является экономическая, социальная и нравственная основы.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, частной, кооперативной и других).

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса.

В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

2.Основные составляющие сущность государства: экономическая, идеологическая, социальная.

Сущность государства – в наиболее общем виде может быть определена как социальное предназначение.

Как, нам известно, что любое государство есть организация политической власти, что является формальной её стороной.

Государственная власть определяется в конечном счете, властью экономической. Это выражает эко­номические потребности и интересы властвующего субъекта.

По­литическая власть является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство, деньги.

В отличие от по­литической экономическая власть как бы сторонится всякой внеш­ней атрибутики, не выставляет себя напоказ, однако в значитель­ной мере обусловливает поведение людей на политической сце­не.

Всякая власть по-настоящему устойчива, прежде всего, за счет своей социальной основы. Государственная власть функциониру­ет в обществе, разделенном на классы, различные социальные груп­пы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами.

Для разрешения социальных противоречий, государствен­ная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. Удается решить такие задачи обычно демократической власти. Веру народа в гуманные цели и дей­ствия власти, доверие к ней принято называть социальной легитимностъю власти, важнейшим условием ее стабильности. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обще­стве, делают более прочной и стабильной.

Иначе говоря, если государственная власть экономически, социально и нравственно детерминирована (определена, обусловлена), опира­ется на традиции, ценности, принятые в обществе, она становится в глазах народа авторитетной и уважаемой, а потому все реже и реже использует метод государственного принуждения.

3.Признаки государства: генетический (исторический) и институциональный.

Институциональный смысл государства заключается в том, что оно выступает как организация, которой общество поручает защиту права собственности, обеспечение общественного порядка, поддержание мира и безопасности людей.


  1. наличие публичной власти (этот признак означает, что власть организационно оформлена и неперсонифицирована, обладает аппаратом управления и принуждения, выступает единственным представителем всего общества);

  2. территориальную организацию власти (т.е. государство имеет свою территорию, которая является пространственным пределом государственной власти);

  3. территориальную организацию населения (жители определённого государства в своём большинстве являются его гражданами);

  4. - государственный суверенитет (свойство государственной власти осуществлять всю свою полноту с позиции верховенства внутри страны);

  5. легитимность власти (опора власти на народ);

  6. налоги и займы как средство материального обеспечения деятельности государства;

  7. наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности;

  8. организацию жизни на правовых началах;

  9. наличие государственной символики;

  10. государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.

4.Государственный суверенитет.

Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет).

Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти, таких как, универсальность; прерогатива; наличие особых средств воздействия на население, каких нет, ни у какой иной власти (правосудие, армия).


  1. Государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

  2. Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

  3. Государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

  4. Государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

  5. Государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

Нормативные правовые акты:

- Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: