Государственный контроль за соблюдением правового режима в зоне эвакуации осуществляется кем

Обновлено: 28.03.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Elimination of emergencies. General requirements

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. № 654.

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

4. Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О пожарной безопасности”.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Нормативные ссылки

4. Общие положения

5. Общие требования

5.1 Разведка в зоне ЧС

5.2 Неотложные работы в зоне ЧС

5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС – по ГОСТ Р 22.0.02

5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС

5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.

ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила.

ГОСТ Р 22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила

ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.

ГОСТ Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования.

ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.

ГОСТ Р 22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования.

ГОСТ Р 22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.

ГОСТ Р 22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования.

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1. биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.2. инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.

3.1.3. медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.

3.1.4. радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.

3.1.5. химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.

3.1.6. санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.7. пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.

3.1.8. санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.

3.1.9. дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.10. детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

3.1.11. дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.

3.1.12. дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.13. Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 – ГОСТ Р 22.0.05.

4.1. Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

4.2. Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:

- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;

- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;

- принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- обеспечение процесса ликвидации ЧС;

- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.1.1. Основными видами разведки являются:

5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:

- полнота и достоверность данных.

5.1.3. Биологическая разведка должна:

- определить масштабы и границы зон заражения;

- выявить источники, определить вид и характер заражения;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

5.1.4. Инженерная разведка должна:

- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;

- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

- установить нахождение пострадавших.

5.1.5. Медицинская разведка должна:

- выявить пораженных, их численность и состояние;

- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

5.1.6. Радиационная разведка должна:

- выявить источники радиоактивного загрязнения;

- определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;

- предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

- предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

5.1.8. Химическая разведка должна:

- выявить источники химического загрязнения;

- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить обходы участков химического заражения;

- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

5.1.9. Пожарная разведка должна:

- определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;

- оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;

- определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;

- определить состояние систем противопожарного водоснабжения.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.1. Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.

К аварийно-спасательным работам относят:

- работы, связанные с тушением пожаров;

- работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.2. Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.3. Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.4. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:

- разведку в интересах проведения указанных работ;

- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;

- поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;

- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;

- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;

- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.

Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:

- проведение биологической и медицинской разведок;

- определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;

- оказание пораженным первой медицинской помощи;

- оказание пораженным первой врачебной помощи;

- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;

- лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.

5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки;

- установление характера инфекционной патологии;

- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;

- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;

- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;

- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;

- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);

- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;

- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;

- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.

5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС.

Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:

- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;

- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;

- пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;

- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;

- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;

- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.2. Основными видами обеспечения являются:

- радиационное и химическое;

5.4.3. Требования к обеспечению:

5.4.4. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.

5.4.5. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.6. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.

5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.

5.4.8. Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.

5.4.9. Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.

5.4.10. Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.

5.4.11. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.

5.4.12. Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.

5.4.13. Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.

5.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

- в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;

- в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

- установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;

- по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.

5.5.2. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.5.3. Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;

Принадлежащие предприятиям (объединениям), независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, в том числе те, за которые выплачена компенсация, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного и зоны последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.

На собственников земельных участков, иных землепользователей, имеющих земельные участки на территориях радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные Кодексом о земле, с ограничениями, предусматриваемыми Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Они обязаны проводить в соответствии с рекомендациями комплекс специальных агрохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, позволяющих снизить поступление радионуклидов в производимую продукцию. Все затраты на проведение указанных мероприятий возмещаются в полном объёме за счёт средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, обеспечиваются строгий природоохранный режим, охрана территорий, памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством. Охрана общественного порядка, государственной собственности, тушение пожаров и пожарно-профилактический надзор в зонах первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются уполномоченными на то органами. Контроль за выполнением этих мер осуществляется в названных зонах соответствующими областными исполнительными и распорядительными органами, а в зоне эвакуации (отчуждения) – Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Затраты на выполнение этих мероприятий финансируются за счёт средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС.

На территориях радиоактивного загрязнения могут создаваться свободные экономические зоны. Порядок их создания и срок действия устанавливаются Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» (с измен. и дополн.) [Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1999. – № 25. – Ст. 428; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 161. – 2/1583]. Положение и правовой режим свободной экономической зоны, определяющие порядок и условия передачи объектов коммунальной собственности юридическим и физическим лицам (в том числе и иностранным) в собственность или аренду, порядок регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, порядок въезда, выезда и проживания граждан на данной территории, регулирование всех видов внешнеэкономической деятельности, решение вопросов налогообложения, кредитования, регулирования финансово-бюджетной и другой деятельности, разрабатываются на основании действующего законодательства Республики Беларусь областными исполнительными и распорядительными органами совместно с МЧС и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Государственный контроль за соблюдением правового режима в зоне эвакуации (отчуждения) осуществляется Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а в остальных зонах – областными исполнительными и распорядительными органами, а также иными уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, которая обеспечивала бы радиационную безопасность, предотвращение переноса радиоактивных веществ, выполнение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в неё людей, всех видов наземного транспорта и другой техники.

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается:

• постоянное проживание населения, несанкционированное пребывание людей;

• несанкционированный въезд всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса;

• привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия;

• вывоз без специального разрешения Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС или особо уполномоченных им органов строительных машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).

Кроме того, в данной зоне не допускается любая иная деятельность, не санкционированная уполномоченным на то органом. Пребывание в зоне эвакуации (отчуждения) допускается только при наличии специального разрешения. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц в указанную зону установлены Положением, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 299 «Об утверждении Положения об обеспечении контрольно-пропускного режима на территории зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население, и порядке допуска лиц на указанные территории» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 38. – 5/21003; 2009. – № 119. – 5/29736].

Для снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях радиоактивного загрязнения осуществляются периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, помещений, медико-биологический и радиоэкологический мониторинг, а также дезактивация территории специализированными подразделениями (в случае необходимости).

Действующее законодательство запрещает строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение работающих предприятий независимо от ведомственной подчинённости в зонах эвакуации (отчуждения), зонах первоочередного и последующего отселения и зонах с правом на отселение без комплексной оценки состояния окружающей среды в данном регионе. Эти виды деятельности осуществляются только по решению Совета Министров Республики Беларусь или в порядке, им устанавливаемом [См., например: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 1992 г. № 571 «Об утверждении Порядка строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий в зонах радиоактивного загрязнения» (с измен. и дополн.) // Собрание постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1992. – № 27. – Ст. 494; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 19. – 5/31087].

Режим работы предприятий, учреждений и организаций, которые расположены на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и на которые распространяется действие Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяется Советом Министров Республики Беларусь. В частности, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 1992 г. № 640 [Собрание постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1992. – № 30. – Ст. 543], в зоне эвакуации (отчуждения) работы проводятся в соответствии с действующими Нормами радиационной безопасности и Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений. В данной зоне установлен шестичасовой рабочий день (при 36-часовой неделе), производится фиксированная доплата работающим, а в рабочие дни выдаётся трёхразовое питание.

Содержание территорий радиоактивного загрязнения (включая населённые пункты, транспортные магистрали, сети энергообеспечения, связи, водоохранные, мелиоративные системы и другие сооружения), ведение лесного хозяйства, научных исследований, радиационного контроля, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия и другие виды деятельности финансируются за счёт государственных средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других фондов.

Контроль за соблюдением норм и технологии захоронения радиоактивных отходов на территориях радиоактивного загрязнения, а также продуктов, материалов и других веществ, загрязнённых радионуклидами, осуществляется Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а надзор за соблюдением норм радиационной безопасности и правил по содержанию захоронений – Минздравом, а также указанным Департаментом в установленном порядке.

Государственный контроль за соблюдением природоохранного (специального правового) режима, природопользования на территориях радиоактивного загрязнения призван обеспечить соблюдение всеми предприятиями (объединениями), независимо от форм собственности, учреждениями и гражданами требований законодательства Республики Беларусь в целях снижения радиационного воздействия на население и экологические системы, проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, рациональное использование хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Этот контроль (надзор) осуществляется областными исполнительными и распорядительными органами, Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другими специально уполномоченными на то органами.

Государственный надзор за измерениями радиоактивного загрязнения природной среды и всех видов сырья и продукции осуществляет Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь (Госстандарт) и его территориальные органы. Для определения содержания радиоактивных веществ допускается применять только средства измерений, прошедшие поверку или метрологическую аттестацию в установленном порядке.

Экологические требования по использованию и охране земель. Правовая охрана окружающей среды и компонентов природной среды в процессе землепользования. Нормирование вредных воздействий на почву

Правоустанавливающие нормы экологического права, определяющие обязательные для исполнения всеми субъектами экологических отношений правила использования и охраны объектов окружающей среды, в первоочередном порядке относятся и к земле как главному и неотъемлемому её компоненту.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», экологические требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также нормативами в области охраны окружающей среды.

Экологические требования по использованию и охране земель содержатся в Кодексе о земле, законах «Об охране окружающей среды», «О мелиорации земель», Государственной программе сохранения и использования мелиорированных земель на 2011–2015 гг., декретах, указах Президента Республики Беларусь, постановлениях правительства и иных актах законодательства. Так, в соответствии со статьёй 89 Кодекса о земле юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утверждёнными ими планами, согласованными с территориальными органами Минприроды. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объёмах и источниках финансирования этих мероприятий.

В соответствии с земельным и природоохранным законодательством юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, а также обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, хранение горюче-смазочных материалов, органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других препаратов, должны обеспечивать выполнение требований в области охраны окружающей среды, в том числе земель.

В этих целях землепользователи должны осуществлять мероприятия по бережному отношению к земле, не допускать накопление в почве избыточного количества токсичных веществ, различных вредных химических соединений, радиоактивных веществ, способных оказывать пагубное воздействие на окружающую среду и человека.

На обеспечение создания и поддержания оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв для объектов растительного мира направлена мелиорация земель, порядок проведения которой устанавливается прежде всего Законом Республики Беларусь «О мелиорации земель».

На восстановление продуктивности, гидрологического режима и хозяйственной ценности нарушенных земель, их почвенного слоя и природного ландшафта направлен комплекс мероприятий, связанный с восстановлением (рекультивацией) земель, порядок проведения которой регулируется Положением, утверждённым приказом Госкомзема от 25 апреля 1997 г. № 22, и является обязательным для всех землепользователей, а также иных субъектов хозяйствования

На предотвращение развития и устранения деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязнённых территорий направлена консервация земель. Порядок использования радиоактивно загрязнённых территорий, выведенных из оборота на длительный период в результате аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» установлены требования в области использования и охраны не только земель сельскохозяйственного назначения, но и других категорий земель. Так, при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции населённых пунктов должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, в том числе земель, обеспечивающие благоприятную для жизни и здоровья граждан окружающую среду. Объекты хозяйственной и иной деятельности должны размещаться с учётом требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных, противопожарных, строительных и иных требований законодательства. При планировании и застройке населённых пунктов должны предусматриваться мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды, соблюдаться требования в области охраны земель, приниматься меры по очистке сточных вод, санитарной очистке, сбору, перевозке, использованию и обезвреживанию отходов, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ, а также по рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению экологической безопасности. Вокруг населённых пунктов должны создаваться зелёные зоны, размеры которых определяются при разработке схем и проектов районной планировки административно-территориальных единиц, генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки, проектов благоустройства населённых пунктов и иных проектов с учётом численности граждан и природно-климатических условий.

Отношения, связанные с охраной и использованием земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и растительного мира, возникающие при обращении с отходами, регулируются законодательством об охране и использовании земель, о недрах, об охране и использовании вод, об охране атмосферного воздуха, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, если эти отношения не урегулированы Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами» (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 183. – 2/1368; 2010. – № 6. – 2/1645].

Юридические лица и граждане, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, в том числе земель, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством .

Важнейшими принципами в области обращения с отходами, установленными указанным Законом, являются приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учётом экономической эффективности, а также ответственность за нарушение природоохранных требований при обращении с отходами и возмещение вреда, причинённого при обращении с отходами окружающей среде, здоровью граждан и имуществу.

Обращение с отходами должно осуществляться с соблюдением таких требований, как лицензирование деятельности по обращению с отходами, обладающими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащими возбудителей инфекционных болезней либо представляющими непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды, в том числе земель, и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Как установлено статьёй 17 Закона «Об обращении с отходами», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды, в том числе земель, и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия.

Отходы, образующиеся на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, разрабатываемыми с учётом требований Закона «Об обращении с отходами» и иных актов законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов.

Размещение, проектирование и строительство объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов производятся в соответствии с требованиями законодательства об охране и использовании земель, о недрах, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемическом благополучии населения и осуществляются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке территориальными программами в области обращения с отходами.

1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Комментарии к ст. 18 ВЗК РФ

Контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации возложен на органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которыми являются: Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, а также оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В соответствии с наделенными полномочиями Межведомственная комиссия для решения стоящих перед ней задач осуществляет контроль за выполнением пользователями воздушного пространства решений Межведомственной комиссии, запрашивает у них необходимые документы и материалы по вопросам использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Оперативные органы ЕС ОрВД создаются Министерством обороны Российской Федерации и/или Федеральным агентством воздушного транспорта для обеспечения установления структуры воздушного пространства, разрешительного порядка, планирования и координирования его использования, организации воздушного движения, а также контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства.

Контроль за использованием воздушного пространства осуществляется органами ЕС ОрВД, органами ВВС и ПВО, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства в установленных для них зонах и районах ЕС ОрВД.

Контроль за правильностью оформления и адресования заявок на использование воздушного пространства возложен на ЗЦ ЕС ОрВД, в зоне ЕС ОрВД которого подана заявка.

Контроль за соблюдением временных, местных режимов и кратковременных ограничений осуществляют органы, которые довели их до пользователей воздушного пространства.

Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ, Управление государственного регулирования организации воздушного движения, оперативные органы ЕС ОрВД Российской Федерации, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений Федеральных правил использования воздушного пространства.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;

(пп. "в" в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

(пп. "л" введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 412-ФЗ)

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(пп. "м" в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

н) устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

(пп. "н" введен Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 31-ФЗ, от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;

(пп. "о" введен Федеральным законом от 11.02.2013 N 9-ФЗ)

п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

с) утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(пп. "с" в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

т) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации;

(пп. "т" введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;

ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.

1.1. В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "у" и "ф" пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

(пп. "л" введен Федеральным законом от 11.02.2013 N 9-ФЗ)

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований;

(пп. "о" введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

п) устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

(пп. "п" введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

2.1. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

(п. 3 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 119-ФЗ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: