Государственный фонд социального страхования рк когда создан

Обновлено: 28.03.2024

За долгие годы там собралась огромная сумма с 11 нулями, при этом на фоне таких поступлений платежи кажутся крошечными. Что же происходит с нашими деньгами? И почему социальные функции фонда отошли на второй план, уступив место инвестиционной деятельности, при этом весьма спорной.

Ты помнишь, как все начиналось…

В это же время страна взяла мощный курс на социальную модернизацию, и одним из его результатов стало появление Государственного фонда социального страхования (ГФСС).

Его основной задачей было создание дополнительной формы социальной защиты населения для компенсации части утраченного заработка. И тогда размер обязательных отчислений составлял всего 3 процента. К слову, огромную массу самозанятых тех времен это вообще почти не смущало. Многие работали мимо кассы, в тени. А потому отчислений народ почти не почувствовал, да и пользоваться самими благами фонда тоже массово не спешил.

2008 год, когда в кошельки граждане вдруг стали заглядывать с большей тревогой, ознаменовался увеличением размера выплат в ГФСС на 2 процента. Добавили два “социальных риска”, связанных с беременностью и родами и уходом за ребенком до 1 года.

Эти виды “социальной поддержки” сыграли свою роль, тысячи женщин стали выводить свои доходы из тени, чтобы получить в последующем государственную поддержку. А уже через пять лет разразился скандал, фонд сообщил о введении ограничений на выплаты этих пособий. Потолок упирался в 10 МЗП. Тогда говорили, что фонд оказался чуть ли не на грани разорения из-за беременных женщин. И как тогда ни возмущались матери, система приняла меры.

С тех пор ГФСС нечасто мелькал на первых полосах газет. Но денежки исправно капали, фискальные органы начали активную битву с тенью и легализовали целую армию потенциальных плательщиков. Поэтому жаловаться на поступления в фонд было бы грешно. Лишь с 1 января 2018 года размер обязательных выплат в фонд снизился до 3,5 процента.

К сожалению, узнать точную цифру, сколько же удалось ГФСС накопить денег за весь период работы, нам не удалось несмотря на то, что мы сделали официальный запрос на имя руководителя фонда.

Тайной остались и размеры выплат по разным категориям рисков за прошлые годы. Нам рекомендовали заняться подсчетами самостоятельно, отправив на сайт, где выкладывается информация о поступлениях и платежах по месяцам. При этом сайт вдруг чудесным образом перестал работать на несколько дней. Позже ГФСС сообщили о том, что проводились технические работы.

Впрочем, очередной информационный повод, который вновь сделал деньги ГФСС объектом пристального внимания общественности, все-таки пролил свет на “богатства фонда”.

Накопленные активы на начало года составили 1 триллион 322 миллиарда тенге. Сумма впечатляет! И возникает резонный вопрос, что же происходит со всеми этими деньгами?

Что ГФСС делает с нашими деньгами?

Чтобы понять, как же происходит накопление средств в ГФСС, нам придется взять в пример один месяц. Это капелька в море финансовых возможностей фонда, но тенденции будут видны и в ней. Итак, за декабрь 2017 года в фонд поступило 27 751 641,6 тысячи тенге. Выплаты в тот же месяц составили 14 128 475,3 тысячи тенге, грубо говоря, это всего половина от поступлений.

Самая большая группа получателей – по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста 1 года. А вот самая скромная категория получателей – по случаю потери работы. Всего 7 861 человек по всей стране.

Оптимист скажет, что у нас почти нет безработных, а пессимист, что люди просто не знают о том, что фонд гарантирует им такие выплаты.

Более подробно о финансовом положении компании нам поведал отчет KASE за 2016 год.

Итак, средства фонда поделены на инвестиционный и ликвидный портфели.

Портфель ликвидности необходим для обеспечения своевременных выплат, и в четвертом квартале 2016 года он составил 68 793 миллиона тенге. При этом инвестиционный портфель много тяжелее – в нем 951 758 миллионов тенге.

Создается впечатление, что мы имеем дело с инвестиционной компанией, нежели с фондом социального страхования. При этом назвать удачной инвестиционную деятельность фонда можно едва ли. Доходность портфеля составила 2 процента, что ниже показателя инфляции за 2016 год в 8,5 процента.

Так куда же так вкладываются наши деньги?

На конец 2016 года 63,2 процента портфеля было вложено в государственные облигации, и, как сообщается в отчете, рыночная цена на ГЦБ за 2016 год значительно снизилась. Работают наши денежки и на депозитах. При этом не только из инвестиционного портфеля, но и из того, что обеспечивает гарантированную выплату.

На депозитах фонд заработал 11,64 миллиарда тенге. Подобные методы вызывают у экспертов противоречивые мнения. Некоторые считают, что это выход в тупик.

Впрочем, в начале этого года деньгам фонда придумали неожиданное применение.

Поле чудес

Нежданно-негаданно в начале года объявили, что часть средств ГФСС, не более 10 процентов, направят на выкуп облигаций “КазАгро” для его коммерческой деятельности, в том числе закупки зерна. Хороший спекулянт: почему "КазАгро" не вкладывается в село

– Эти деньги будут использованы и возвращены, – лично заверил новоиспеченный министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев.

В самом “КазАгро” ситуацию прокомментировали так:

Закупленная пшеница будет реализована в период благоприятной цены на внутреннем или внешних рынке, что позволит вернуть средства в полном объеме.

Здесь надо сказать, что в последние годы ситуация на зерновом рынке не улыбалась хорошими ценами. И что будет в грядущие годы – это гадание на кофейной гуще. Более того, настораживает вопрос, каким таким производителям зерна будет оказана эта поддержка.

В серии статей о проблемах в зерновой отрасли “КАРАВАН” не раз писал, что сразу несколько крупных компаний оказались на грани разорения, при этом долгие годы их руководители красовались в списках самых богатых людей страны.

Даже сидя на самых хлебных местах, получая субсидии и дотации, управленцы довели компании до колоссальных долгов.

Мы обратились в “КазАгро” с просьбой предоставить нам список компаний, у которых будет закуплено зерно, нет ли среди них тех самых зерновых магнатов? Также мы попросили предоставить подробные сведения по цене закупа и классу приобретаемой за счет налогоплательщиков пшеницы. Но пока ответ так и не пришел.

Может, лучше заняться социалкой?

Почему бы, если позволяют средства, не поднять размеры выплат по уходу за ребенком до года. Сейчас эта сумма составляет для неработающих матерей чуть больше 30 тысяч тенге в месяц.

За последние годы никак не расширились категории получателей страховых выплат. Например, активно обсуждалась проблема неплательщиков алиментов. Разве уход кормильца от обязанностей не приравнивается к его фактической потере? Зульфия Байсакова из Союза кризисных центров Казахстана еще несколько лет назад выходила с предложением создать алиментный фонд. Тогда все уперлось в отсутствие средств для создания основы алиментного фонда. А предложение задействовать деньги ГФСС предпочли проигнорировать.

Такое впечатление, что министерство труда и социальной защиты вообще иногда забывает про ГФСС. Но возникает здоровый вопрос, почему фонд инвестирует наши деньги в чье-то зерно, при этом не инвестирует их в детей, подрастающее поколение страны?

Мы хотели бы получить эти ответы у руководства самого фонда, но нам прислали отписку. Министр труда и социальной защиты сможет объяснить ситуацию?

Экспертное мнение

Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса парламента РК:

– У ГФСС заявлено, что основная цель деятельности – внедрение системы обязательного социального страхования в Республике Казахстан, обеспечение сохранности и целевого использования социальных отчислений, и одной строкой в основных видах деятельности прописана инвестиционная. В правах первым заявлено – аккумулировать обязательные социальные отчисления и вторым прописано право заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами. В отчете фонда за 2016 год видно: доходность инвестиционного портфеля составила 2 процента, что ниже показателя инфляции, которая составила 8,5 процента. Управленец со вторым видом деятельности явно не справляется.

С учетом того, что ГФСС полностью под контролем правительства, а средства плательщиков не персонифицированы, требования к качеству инвестиций предъявлять просто некому. Все остается на усмотрение бенефициара.

Таким образом, различные квазигосударственные структуры, как плоть от плоти правительства, при первых же трудностях заявляют свои права на помощь, как это происходит сейчас. Деньги ГФСС направляются в квазигосструктуру с не совсем хорошей репутацией. Айкын КОНУРОВ: Про капитализм с человеческим лицом, буксующую экономику и "красный пояс" страны

Отдельно хочется отметить, что использование средства ГФСС и ФОМС, в отличие от республиканского бюджета, находится вне контроля парламента и общественности. Несмотря на то что права владения и пользования государственным пакетом акций фонда переданы министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Но представлять интересы плательщиков оно в принципе не может и особо не хочет, поскольку объемы платежей и получаемых услуг никак не связаны, а граждане не ощущают в достаточной мере заботу министерства о своем благополучии – это мизерные размеры социальных выплат и пособий. Есть целый пласт проблем, требующих решения, но на что всегда не хватает средств. Уже давно общественность и депутаты просят о создании алиментного фонда, ведь все условия у государства, чтобы взыскать алименты с нерадивого родителя, есть.

Средства ГФСС для госхолдинга, несмотря на отрицательное заключение Нацбанка, находятся, а на решение проблем детей нет.

Самое интересное, что когда ЕНПФ, ГФСС – квазигосударственные структуры – покупают ценные бумаги холдингов и нацкомпаний, т. е. других квазигосударственных структур, то функции инвестора и получателя инвестиций сливаются. Этот нонсенс называется квазиинвестиции.

Огромные средства выводятся из реального сектора и карманов граждан, аккумулируются в квазигосударственных структурах, чтобы потом финансировать государство, другие квазигосударственные структуры и коммерческие банки. Безусловно, эта схема удобна для правительства, но экономически она ущербна и выходит убаюкивающей, тупиковой и даже опасной.

Можно долго рассуждать о том, как непредсказуема жизнь, и великие мыслители оставили нам множество мудрых изречений на эту тему. Мы живем в череде событий, важных и незаметных, запланированных и случайных, радостных, а то и трагичных. И в тяжелой ситуации нам необходима поддержка, на которую можно рассчитывать.

Обеспечить и гарантировать такую поддержку, в том числе со стороны государства, призвана система социальной защиты. В Казахстане она представлена в виде трех уровней. Первый, базовый, охватывает всех без исключения граждан страны, независимо от того, работают ли они, выходят на пенсию или пока посещают детский сад. К первому уровню соцзащиты относятся, например, базовые пенсии по достижению установленного возраста, государственные пособия по инвалидности или по потере кормильца. Размеры базовых выплат не зависят от заработной платы получателя.

На втором, дополнительном, уровне действуют уже другие правила. На размер выплат здесь влияют доходы, с которых уплачиваются обязательные пенсионные взносы и социальные отчисления. То есть второй уровень охватывает работающих граждан. Он представлен солидарной и накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием.

Третий уровень - добровольный, он включает в себя любые выплаты, которые гражданин формирует по своему усмотрению. Например, в этот уровень входят пенсионные выплаты за счет добровольных взносов, добровольное страхование от несчастных случаев и другие подобные формы социальной защиты.

Итак, на выплаты из ГФСС могут рассчитывать только те, кто имеет официальный стаж работы и за кого работодатель производил социальные отчисления в ГФСС. Поэтом и размер выплаты напрямую зависит от доходов, с которых уплачивались отчисления, а также от продолжительности их уплаты.

При этом самостоятельно занятые лица тоже не остаются без социального страхования. Относящиеся к этой категории индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, частные судебные исполнители, профессиональные медиаторы самостоятельно производят социальные отчисления в ГФСС, и при наступлении социального риска также могут рассчитывать на выплаты из ГФСС.

Поддержка ГФСС распространяется и на иностранных граждан, постоянно живущих и работающих в Казахстане, поскольку и за них работодатели должны уплачивать социальные отчисления, ведь и у иностранных работников могут возникнуть социальные риски, требующие дополнительной поддержки.

Исключение составляют лица пенсионного возраста - мужчины, достигшие 63 лет, и женщины, которым исполнилось 58 лет. За них социальные отчисления в ГФСС не уплачиваются.

Шесть социальных рисков

Социальные выплаты из ГФСС получают участники системы обязательного социального страхования в случаях, оговоренных законодательно. Во-первых, это случаи утраты трудоспособности, и здесь выплата будет зависеть от степени утраты общей трудоспособности, которая устанавливается путем проведения медико-социальной экспертизы. Важно отметить, что выплата из ГФСС в таких случаях производится независимо от того, прекратил ли получатель социальной выплаты работать или продолжает получать доход.

Другая тяжелая жизненная ситуация - это когда семья остается без кормильца. В этом случае все члены семьи, бывшие на иждивении, получают ежемесячные социальные выплаты из ГФСС. Такое же право имеют члены семьи кормильца, признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим.

Выплаты из ГФСС получают также граждане, потерявшие работу. Но здесь нужно учесть важную деталь: при потере работы необходимо сначала зарегистрироваться в качестве безработного. Только после этого может быть назначена социальная выплата, возмещающая часть потерянного дохода на то время, пока человек ищет работу.

Кроме того, получатели социальных выплат из ГФСС - женщины, ожидающие рождения ребенка (находящиеся в декретном отпуске), при этом в случае осложненных родов выплата увеличивается; лица, усыновившие (удочерившие) новорожденного ребенка (детей); а так же родители, которые ухаживают за ребенком до года (находящиеся в отпуске по уходу за ребенком), в этом случае размер выплат составляет до 40% утраченного дохода.

Таким образом, существует шесть социальных рисков, которые перечислены. Если представить систему выплат в деталях, то каждый из шести случаев имеет свои особенности.

Так, при утрате трудоспособности социальная выплата назначается на весь период ее утраты. При этом важное значение имеет установленная экспертами степень утраты общей трудоспособности.

Если говорить о социальной выплате на случай потери кормильца, то она выплачивается детям умершего родителя до достижения ими совершеннолетия. Но если дети - студенты, что учатся по очной форме обучения, то они будут получать социальные выплаты из ГФСС до 23-летнего возраста.

Социальные выплаты на случай потери работы так же имеют свои особенности. Срок получения этого вида выплат - от одного до четырех месяцев, он зависит от стажа участия работника в системе обязательного социального страхования. В прошлом году срок выплат был увеличен до шести месяцев в случаях увольнения по сокращению штатов, ликвидации организации или снижения объемов производства, и это продление срока распространено только на работников, имеющих стаж участия в системе обязательного социального страхования 36 и более месяцев. Но социальные выплаты могут быть прекращены в случае, если человека снимают с учета в качестве безработного.

Через систему поддержки материнства и детства создаются благоприятные условия для повышения рождаемости и улучшения положения семей с детьми. Более 93% всех выплат из ГФСС - это поддержка женщин, выходящих в декретный отпуск и отпуск по у ход у за ребенком до одного года.

Социальная выплата на случай потери дохода в связи с беременностью и родами из ГФСС выплачивается единовременно и обеспечивает все дни декретного отпуска, в котором находится женщина. При усыновлении (удочерении) новорожденного ребенка (детей), человек также получает все положенные выплаты из ГФСС, связанные с декретным отпуском и отпуском по уходу за ребенком. Нужно помнить, что помимо дополнительной поддержки из ГФСС и работающие, и неработающие родители при появлении на свет малыша получают за счет бюджетных средств единовременное государственное пособие на рождение ребенка.

Следует также отдельно остановиться на факторах, регламентирующих право на получение социальных выплат из ГФСС и их объем. В первую очередь размер социальной выплаты напрямую зависит от суммы поступивших ежемесячных социальных отчислений и стажа участия в системе обязательного социального страхования конкретного человека. Большое значение имеет своевременная и полная уплата социальных отчислений в ГФСС. Поэтому каждому работнику необходимо постоянно контролировать социальные отчисления, которые уплачены за него, и требовать от работодателя своевременного и полного их предоставления.

Нужно также помнить, что на социальные выплаты из ГФСС могут рассчитывать только те, кто до наступления страхового случая официально трудился и за них должны уплачиваться социальные отчисления в ГФСС.

И в связи с этим должна отметить, что в стране обеспечивается широчайший спектр государственной поддержки для трудоустройства граждан. В рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства производится обучение в первую очередь молодежи востребованным на рынке труда специальностям, обучение основам предпринимательства и компьютерной грамотности. Организуются молодежная практика, социальные рабочие места, общественные работы, предоставляются возможности микрокредитования для желающих заняться предпринимательством.

Экономическая основа социальной поддержки

Говоря о том, как формируются резервы ГФСС, необходимо подчеркнуть, что социальные отчисления не удерживаются из заработной платы работника, они уплачиваются за счет средств работодателя. То есть работник не тратит собственные средства. Система построена так, что работодатель обязан страховать своих работников от социальных рисков.

Ставка социальных отчислений составляет 5% от дохода. Если обратиться к цифрам, то, по данным на первое июля текущего года, социальные отчисления уплачивались за 6,6 млн человек. Для сравнения, в 2005 году, когда система обязательного социального страхования делала свои первые шаги, социальные отчисления уплачивались за 4,1 млн человек.

Социальные отчисления расходуются строго по целевому назначению: на социальные вы-

платы на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, по беременности и родам или в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также в связи с уходом за ребенком до одного года.

С начала введения в Казахстане системы обязательного социального страхования (2005 год) более 3,5 млн человек получили социальные выплаты из ГФСС на общую сумму более 825 млрд тенге.

Как финансовый институт, существующий в условиях рынка, ГФСС не должен быть статичным, он развивается и обеспечивает сохранность социальных отчислений путем их размещения в ценные бумаги Национальным банком РК при помощи различных финансовых инструментов, определенных Правительством РК. На первое июля 2017 года активы ГФСС инвестированы в государственные ценные бумаги с минимальным кредитным риском, из них 62% составляют казначейские облигации Министерства финансов, 27% - краткосрочные ноты Национального банка Республики Казахстан, 10% - депозиты Национального банка Республики Казахстан и операции обратного РЕПО.

В целях поддержки покупательской способности социальных выплат также нужно отметить, что с учетом изменений макроэкономических параметров, в том числе инфляции, за счет активов ГФСС каждый год повышаются размеры выплат по утрате трудоспособности и потере кормильца. В текущем году с первого января произведено повышение социальных выплат из ГФСС на 7%.

Куда обратиться?

Это один из наиболее частых вопросов от граждан, желающих получить поддержку от ГФСС. Для получения социальных выплат необходимо обратиться с заявлением в отделения Государственной корпорации «Правительство для граждан» по месту жительства. При этом для удобства обслуживания населения предусмотрена возможность одновременно подать сразу два заявления: на назначение государственного пособия за счет бюджетных средств и назначение социальной выплаты из ГФСС по таким выплатам, как утрата трудоспособности и потеря кормильца. А подавая документы на получение единовременного пособия из бюджета на рождение ребенка, можно сразу же сдать док у менты на социальные выплаты из ГФСС по уходу за ребенком до одного года.

За назначением социальной выплаты по беременности и родам необходимо обратиться в отделение Госкорпорации после получения больничного листа по беременности и родам.

Над усовершенствованием системы оказания услуг и созданием условий быстрого и комфортного оформления всех необходимых документов проводится

постоянная планомерная работа. Например, в тот момент, когда человек обращается в отделение медико-социальной экспертизы за установлением степени утраты трудоспособности, одновременно он может написать несколько заявлений: на назначение государственного пособия по инвалидности, специального государственного пособия за счет средств государственного бюджета и социальной выплаты из ГФСС. Так отпадает необходимость обходить несколько офисов различных социальных служб.

Человек, потерявший работу, при обращении в отделение Центра занятости населения за регистрацией в качестве безработного может там же написать заявление на назначение социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС, обязательно приложив сведения о номере банковского счета для перечисления средств.

С развитием информационных технологий государство с каждым годом совершенствует порядок обращения за получением государственных услуг, в том числе в сфере обязательного социального страхования. Поэтому многие виды услуг можно получить через портал электронного Правительства. Предусмотрена также возможность запроса необходимых документов для назначения социальной выплаты через информационные системы государственных органов и организаций. Если уже есть сведения о регистрации в качестве безработного, то при наличии электронно-цифровой подписи можно подать заявление на назначение социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС через веб-портал электронного Правительства. Также через веб-портал участники системы обязательного социального страхования могут оформить социальную выплату на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до одного года.

Отмечу, что внедрение именно таких дистанционных методов обслуживания граждан, когда все услуги можно получить, не выходя из дома, стало одним из главных приоритетов в совершенствовании деятельности ГФСС.

Система обязательного социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Ее принципиальное отличие от других видов страхования состоит в том, что она предоставляет защиту от материальной необеспеченности и построена по принципу социальной справедливости. Социальным страхованием охвачены только люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых служит заработная плата или доход от предпринимательской деятельности. ГФСС призван поддерживать трудщееся население, и социальные отчисления - это гарантия страхования от возможных социальных рисков.

Анализ становления и развития социального страхования в современной Республика Казахстан позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, оно является основной формой социальной защиты населения и по объему финансовых ресурсов и по массовости охвата и по разнообразию оказываемых социальных услуг и выплат. А во-вторых, к настоящему времени в процессе его становления обозначились существенные проблемы, которые являются тормозящим фактором как для развития непосредственно социального страхования, так и социально- экономических отношений в стране в целом.

В свете реализации Послания Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» главными приоритетами государственной политики нашей страны в социальной сфере являются повышение уровня и качества жизни населения.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. В РК специальным фондом взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих выступает Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

Переход к новым стандартам социального обеспечения обусловил создание в 2004 году Государственного фонда социального страхования (далее - Фонд) в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство. Фонд производит аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска.

Создание Фонда в форме акционерного общества преследовало несколько целей.

Прежде всего, наличие статуса юридического лица позволяет возложить на Фонд бремя ответственности за обязательств по социальным выплатам, не перекладывая их на государственный бюджет. При этом, государственные гарантии по обеспечению сохранности средств в Фонде реализуются через систему законодательных мер, включая целевой характер социальных отчислений на социальные выплаты, контрольные и надзорные функции за деятельностью Фонда, некоммерческим характером его деятельности, ведением раздельного бухгалтерского учета, ограничениями по инвестиционной деятельности и другими. Средства фонда социальной защиты населения формируются за счет трех основных источников:

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты (рисунок 1).

Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

  • всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;
  • гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;
  • обязательность участия в системе социального страхования;
  • использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;
  • обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;
  • гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

  • с 1 января 2005 года - 1,5% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2006 года - 2% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2007 года - 3% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2009 года - 4% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2010 года - 5% от объекта исчислений.

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Динамика поступлений социальных отчислений в АО «Государственный фонд социального страхования» за 2005-2013 гг.

Диаграмма 1 Динамика поступлений социальных отчислений в АО «Государственный фонд социального страхования» за 2005-2013 гг.

Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

Таким образом, фактическими плательщиками социальных платежей предприятий всех форм собственности являются покупатели.

Обязательные социальные взносы государственных некоммерческих учреждений и организаций, финансируемых из бюджета. Для этих целей при составлении сметы расходов предусматриваются ассигнования из бюджета по специальной статье «Взносы на социальное страхование». В связи с тем, что в современных условиях в отдельных бюджетных учреждениях фонд заработной платы состоит не только из бюджетных средств, но и тех, которые получены от разрешенной коммерческой деятельности, сумма социальных взносов в подобных случаях оказывается больше суммы бюджетных ассигнований на эти цели.

Также функционирование Фонда в форме акционерного общества с соответствующим предоставлением финансовой и иной отчетности не позволяет оставлять неучтенными обязательства перед получателями социальных выплат.

За 2005-2013 годы наблюдается динамика роста поступивших сумм социальных отчислений в Фонд.

Обязательное социальное страхование в Казахстане введено с 1 января 2005 года, как дополнительная форма социального обеспечения работающего населения.

Начиная, с 1 января 2005 года из Фонда производятся социальные выплаты по утрате трудоспособности, потере кормильца, потере работы.

В рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире!» с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование материнства и детства. В этой связи, из Фонда назначаются социальные выплаты:

  • -по беременности и родам, усыновлению (удочерению) новорожденного ребенка (детей);
  • -по уходу за ребенком до одного года.

За 2005-2013 годы осуществлены социальные выплаты из Фонда на сумму 424 млрд. тенге по всем видам социальных выплат, из них 388 млрд. тенге или 92% осуществлены на социальные выплаты, связанные с материнством и детством. В целях накопления соответствующего уровня обязательных пенсионных взносов, из назначенных сумм социальных выплат на случай утраты трудоспособности, потери работы и в поддержку материнства и детства из Фонда удерживаются обязательные пенсионные взносы и перечисляются в единый накопительный пенсионный фонд. По прошествии небольшого по историческим мерам промежутка времени уже можно выделить основные особенности казахстанской модели социального страхования.

Уплату социальных отчислений осуществляют работодатели и самостоятельно занятые лица, уплачивающие социальный налог. При этом, введение социального страхования не повлекло увеличения фискальной нагрузки на бизнес, так как на уплаченную сумму социальных отчислений, плательщики уменьшают сумму социального налога. В данном случае имеет место целевое направление средств социального налога именно на социальные нужды.

В настоящее время перед Фондом и всеми участниками системы социального страхования, стоят новые задачи по совершенствованию деятельности в целях повышения уровня социальной защищенности граждан Республики Казахстан и улучшению социального благополучия.

Динамика социальных выплат из АО «Государственный фонд социального страхования» за 2005-2013 гг.

Диаграмма 2 Динамика социальных выплат из АО «Государственный фонд социального страхования» за 2005-2013 гг.

Основными перспективными задачами социального страхования в Республике Казахстан являются обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования, соблюдение общепризнанных страховых принципов, обеспечение адекватности социальных выплат на долгосрочной основе с учетом покупательской способности, повышение эффективности инвестиционного управления активами Фонда, улучшение организационно - функциональной модели обязательного социального страхования и повышение удовлетворенности населения системой обязательного социального страхования

Следует отметить, что социальные отчисления носят обязательный характер. При этом, социальные выплаты при наступлении социальных рисков могут получать только участники системы, т.е. лица, за которых уплачивались социальные отчисления, и размер социальных выплат зависит от размера уплаченных социальных отчислений.

Следует отметить, что социальные отчисления носят обязательный характер. При этом, социальные выплаты при наступлении социальных рисков могут получать только участники системы, т.е. лица, за которых уплачивались социальные отчисления, и размер социальных выплат зависит от размера уплаченных социальных отчислений.

Основными недостатками действующей системы социальной защиты, препятствующими ее эффективному функционированию, являются:

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июня 1997 г. № 926.

В целях обеспечения учета пенсионных взносов, социальных отчислений и социальных выплат, формирования и поддержания соответствующих централизованных баз данных и функционирования эффективной системы выплаты пенсий, пособий и иных выплат Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Сноска. Преамбула в редакции постановления Правительства РК от 30.05.2013 № 551 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

1. Создать Республиканское государственное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий" (далее - Предприятие) на праве оперативного управления.

2. Определить уполномоченным органом соответствующей отрасли Предприятия Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 2 в редакции постановления Правительства РК от 30.05.2013 № 551 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

3. Основными видами деятельности предприятия, отнесенными к государственной монополии, определить:

1) организацию и осуществление выплат пенсионных выплат, пособий, единовременных и иных выплат из предприятия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) формирование базы данных вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и единого списка физических лиц, заключивших договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

3) определение размера обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, фактически внесенных вкладчиком на момент приобретения права на пенсионные выплаты, с учетом прогнозного уровня инфляции на следующий финансовый год;

4) персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени;

5) перевод обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени от агентов в единый накопительный пенсионный фонд;

6) возврат агенту обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени лиц, не имеющих индивидуальный идентификационный номер и (или) договоров о пенсионном обеспечении, и (или) в реквизитах которых допущены ошибки;

7) возврат агенту и (или) Центру обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени из единого накопительного пенсионного фонда по его заявлению;

8) формирование и представление в уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, реестров платежных документов агентов по перечисленным на счет предприятия и возвращенным агенту из Центра суммам обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени по ним;

9) формирование макета дел получателей пенсионных выплат, пособий, единовременных и иных выплат для назначения выплаты органом, назначающим пенсионные выплаты из предприятия;

10) формирование автоматизированных централизованных баз данных и персонифицированный учет получателей пенсионных выплат, пособий, единовременных и иных выплат из предприятия;

11) взаимодействие с агентами, единым накопительным пенсионным фондом по вопросам учета, перевода, возврата пенсионных взносов и (или) пени по ним;

12) организацию мероприятий по обеспечению работоспособности единой информационной системы центрального исполнительного органа;

13) организацию доступа работников структурных подразделений центрального исполнительного и местных исполнительных органов, являющихся пользователями автоматизированных централизованных баз данных предприятия, с соблюдением установленных законами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

14) предоставление информационных услуг физическим и юридическим лицам по видам деятельности предприятия с учетом требований законодательства Республики Казахстан по обеспечению сохранности тайны пенсионных накоплений;

15) персонифицированный учет и формирование централизованной базы данных обязательных социальных отчислений и социальных выплат участников системы обязательного социального страхования;

16) организацию социальных выплат из средств Государственного фонда социального страхования;

17) взаимодействие с уполномоченным органом по назначению социальных выплат по вопросам приема документов, формирования макетов дел на назначение, перерасчетов социальных выплат из Государственного фонда социального страхования;

18) предоставление информационных услуг участникам системы обязательного социального страхования в соответствии с видами деятельности предприятия с учетом требований законодательства Республики Казахстан по обеспечению конфиденциальности информации о состоянии и движении социальных отчислений и социальных выплат;

19) осуществление переводов социальных отчислений и (или) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений от плательщиков в Государственный фонд социального страхования, возвратов плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пеней по ним;

19-1) возврат плательщику сумм социальных отчислений, перечисленных за участника системы обязательного социального страхования, не имеющего индивидуального идентификационного номера, и (или) в реквизитах которого допущены ошибки;

20) организацию и перечисление в единый накопительный пенсионный фонд обязательных пенсионных взносов, удержанных из социальных выплат за счет средств Государственного фонда социального страхования не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем осуществления социальных выплат;

20-1) перечисление в единый накопительный пенсионный фонд обязательных пенсионных взносов, субсидируемых за счет бюджетных средств получателям социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года

21) представление в уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, реестров поступивших и возвращенных социальных отчислений плательщиков;

22) иные виды деятельности, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 04.09.2013 № 922 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования); с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20.03.2014 № 250 (вводится в действие с 01.01.2014).

4. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:

в недельный срок утвердить Устав Предприятия, предусмотрев в нем открытие филиалов Предприятия на местах, и зарегистрировать его в установленном порядке;

совместно с Департаментом управления государственным имуществом и активами Министерства финансов Республики Казахстан обеспечить Предприятие в установленном порядке необходимыми служебными помещениями.

5. Министерству финансов Республики Казахстан:

выделить Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан из резервного фонда Правительства Республики Казахстан 5 (пять) миллионов тенге для уставной деятельности Предприятия;

обеспечить в течение 1997 года своевременное и полное перечисление Предприятию необходимых официальных трансфертов.

Сноска. В пункт 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 27 июня 1997 г. N 1030 P971030 .

6. Министерству юстиции Республики Казахстан осуществить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию Предприятия и внести в Правительство Республики Казахстан предложение о внесении в соответствии с настоящим постановлением дополнения в Перечень республиканских государственных предприятий.

О самой актуальной наболевшей экономической теме этой осени рассуждает научный руководитель AERC Жаксыбек Кулекеев


В 2019 в своем послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству изучить совместно с Национальным банком вопрос использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений для решения текущих проблем, в том числе для покупки жилья или получения образования, а также вопросы консолидации средств трёх внебюджетных фондов: Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), Государственного фонда социального страхования (ГФСС), Фонда обязательного социального медицинского страхования (ФСМС) - в Единый социальный фонд (ЕСФ) и введения единого социального платежа. С этого момента в обществе вопрос активно обсуждается, и на страницах СМИ высказываются разные предложения.

Пенсионная реформа в Казахстане: причём тут Сингапур?

Пенсионная реформа в Казахстане: причём тут Сингапур?

Известно, что эти фонды были образованы для решения разных социальных проблем общества. Например, ЕНПФ создан для предоставления гражданам возможности накопить средства за счёт личных взносов с доходов для обеспечения достойной пенсии в будущем. Поэтому те деньги, которые накапливаются на индивидуальном счёте в ЕНПФ, являются сбережением вкладчиков. Отличие пенсионных накоплений от привычных депозитов состоит в том, что их можно использовать только по достижении пенсионного возраста и только по частям. Во всём остальном средства ЕНПФ ничем не отличаются от традиционных банковских депозитов. В случае смерти владельца средства, находящиеся на счёте, передаются по наследству.

Что касается средств ГФСС и ФСМС, то они являются не персонифицированными, а солидарными, поэтому средства, находящиеся в этих фондах, по наследству не передаются. При этом получателями денег от ГФСС являются физические лица, а от ФСМС – медицинские учреждения. Когда возникает вопрос об объединении средств трёх фондов, то первым делом следует разобраться с правом собственности на средства этих фондов. В том числе надо найти ответ на вопрос: будем ли мы персонифицировать накопления в ГФСС и ФСМС по примеру ЕНПФ, вводя счета для каждого физического лица, тем самым сделав их собственниками всех этих средств или нет?

Когда экономист Олжас Худайбергенов подчёркивает преимущества сингапурской экономической модели, то он отмечает тот факт, что человек в Сингапуре может распоряжаться своими накоплениями, направляя их на жильё, медицинские и образовательные услуги. Это означает, что деньги, находящиеся в Едином фонде в Сингапуре, являются персонифицированными и вкладчики являются собственниками этих счетов.

Недавно Петр Своик в своей статье «Чрезвычайная тройка» от 6 ноября 2019 в газете «Время» отметил необходимость и целесообразность объединения ЕНПФ с двумя другими социальными фондами – ГФСС и ОСМС. Такого же мнения придерживается Олжас Худайбергенов, который также рекомендовал, по опыту Сингапура, создать в Казахстане Единый социальный фонд путем объединения средств трёх отмеченных фондов.

Это вопрос непростой, но на стадии обсуждения многие эксперты в своих рекомендациях обращают внимание на технические аспекты проблемы, забывая о глубинных и содержательных последствиях подобного решения. В этой связи я хотел бы призвать своих коллег не упрощать данный вопрос, а обстоятельно обсудить все аспекты проблемы и только после этого принять такое взвешенное решение, которое даст положительный импульс развитию всей пенсионной системы страны.

Маргулан Сейсембай: Чем больше государства в экономике, тем больше бюрократизма и коррупции

Говоря о способах объединения средств трёх фондов, на мой взгляд, следует обратить внимание на следующие три возможных варианта.

Первый вариант предполагает способ объединения средств ГФСС и ФСМС с ЕНПФ. При этом средства, поступающие в первые два фонда, также должны стать персонифицированными, что упростит процесс объединения вкладов граждан в этих фондах с их пенсионными накоплениями в ЕНПФ. В результате граждане получат один персональный счёт в Едином социальном фонде (ЕСФ), причём накопления на этом счёте должны, по определению, стать собственностью вкладчиков. Возможно, такой способ консолидации средств трёх фондов является, с точки зрения принципов рыночной экономики, наиболее эффективным и справедливым для лиц, осуществляющих ежемесячно солидные отчисления от своих доходов, но окажется тяжёлым для другой категории граждан, которая не сможет отчислять такие средства в ЕСФ в силу незначительности размера ежемесячных доходов, а также для тех лиц, которые в силу разных причин сознательно избегают накопления средств на индивидуальном счёте в ЕСФ.

Второй вариант предполагает объединение ЕНПФ с ГФСС и ФСМС таким образом, чтобы в результате слияния индивидуальные счета вкладчиков ЕНПФ потеряли свою персонифицированность, и средства, находящиеся в ЕСФ, стали солидарными. Деперсонификация накоплений вкладчиков в ЕНПФ означает национализацию пенсионных сбережений населения, следовательно, этот вариант предполагает полный отход от принципов рыночной экономики, а также существующей концепции накопительной пенсионной системы.

Третий вариант предполагает не физическое объединение средств этих фондов, а создание некой надстройки над этими фондами в целях формального выполнения поручения президента. В этом случае целью создания новой структуры станет улучшение координации деятельности трёх фондов путём формирования единой информационной базы.

Возможно, существуют и иные способы объединения этих фондов, однако они могут представлять некую комбинацию отмеченных трёх вариантов, поэтому рассмотрим более подробно только их.

Первый вариант предполагает способ объединения средств ГФСС и ОФМС с ЕНПФ таким образом, чтобы граждане получили один персональный счёт в едином социальном фонде, накопления в котором станут собственностью вкладчика. Что же тогда мы получим? Вот что будет в этом случае.

Почему банки не удовлетворяют потребности казахстанцев

Почему банки не удовлетворяют потребности казахстанцев

Во-первых, человек с высокой заработной платой будет отчислять в ЕСФ значительно больше средств, чем человек с низкой зарплатой, причём они будут храниться на персональных счетах граждан. Различие в размерах средств на персональных счетах граждан приведёт к тому, что люди будут получать медицинские и иные социальные услуги в зависимости от своих накоплений в ЕСФ. Иначе говоря, люди, которые накапливают деньги в ЕСФ, смогут претендовать на получение достойных медицинских услуг только в том случае, если накопленных средств будет достаточно для покрытия стоимости полученных медицинских и иных услуг. Возможно, это хорошо, но у нас в стране очень много людей, которые не могут накопить необходимые средства для получения как достойной пенсии, так и медицинских и иных услуг из-за того, что получают очень низкую заработную плату.

Если эти люди были бы представителями частного сектора, самозанятыми либо индивидуальными предпринимателями, которые по разным причинам избегают регулярного отчисления средств в ЕСФ, то можно найти какое-то оправдание тому, что данной категории людей станет почти недоступными современные медицинские и другие социальные услуги. Но в данном случае я бы хотел затронуть интересы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, таких как работники системы здравоохранения, образования, а также госслужащие низовых звеньев. Если объём получаемых медицинских и иных социальных услуг будет связан с размером накопленных средств в ЕСФ, то, естественно, эти люди не смогут претендовать на хорошую доплату к базовой пенсии и на качественные медицинские и иные услуги. Всё это будет способствовать усилению социального неравенства в обществе, и встанет вопрос относительно справедливости социальной политики нашего государства.

Как будут раскрывать данные казахстанских компаний, работающих в офшорах

Как будут раскрывать данные казахстанских компаний, работающих в офшорах

Во-вторых, в настоящее время примерно 97-98% общих выплат из ГФСС идут на содержание женщин, находящихся в декретном отпуске, то есть единовременное пособие, пособие до рождения ребенка и пособие по уходу за ребёнком выплачиваются из ГФСС. Таким образом, на сегодня ГФСС, по существу, превратился в фонд поддержки женщин, находящихся в декретном отпуске. Конечно, в этом ничего похвального нет, поскольку женщин, находящихся в декретном отпуске, содержат наёмные работники, которые ежемесячно отчисляют проценты от своих доходов в ГФСС. Люди, которые отчисляют нерегулярно или вовсе не отчисляют средства в ГФСС, самоустранились от участия в этом процессе.

Теперь, если средства в ЕСФ станут персонифицированными, то в этом случае возникнет вопрос о содержании женщин, находящихся в декретном отпуске. Когда деньги консолидированы, вопрос с использованием денег на общие цели не возникает, а если они персонифицированы, тогда надо получить согласие вкладчиков. Согласятся ли люди направлять какую-то часть от своих персональных накоплений на содержание женщин, находящихся в декретном отпуске? Скорее всего, нет. В результате выплаты, связанные с содержанием женщин, находящихся в декретном отпуске, следует вернуть в государственный бюджет. В прошлом году расходы ГФСС на содержание женщин, находящихся в декретном отпуске, составили около 520 млрд тенге. Готов ли бюджет взять эти расходы на себя? Этот вопрос требует своего уточнения.

В-третьих, в стране имеется огромное число самозанятого населения и ИП. Многие из них, как правило, не отчисляют или нерегулярно отчисляют выплаты в существующие фонды. В настоящее время более 95% от общих поступлений в эти фонды обеспечивают наёмные работники. Если мы объединим три фонда в ЕСФ и при этом будем придерживаться принципа персонификации средств, то в этом фонде счета будут иметь преимущественно наёмные работники. Тогда медицинские и иные услуги окажутся недоступными для большого количества самозанятого населения и ИП, которые пока должного участия в пополнении средств вышеназванных фондов не принимают. Это может привести к ухудшению здоровья населения страны, сокращению продолжительности жизни, что окажет отрицательное влияние на состояние качественных индикаторов развития страны.

Жаксыбек Кулекеев

Таким образом, прежде чем объединить эти существующие фонды в Единый социальный фонд по первому варианту, следует найти ответ на следующие вопросы:

  1. Готова ли страна на более справедливое, но дифференцированное предоставление медицинских и иных услуг в зависимости от размера накопленных средств в ЕСФ?
  2. Готова ли страна взять затраты по беременности и родам, уходу за ребенком, включая единовременные выплаты, в государственный бюджет?
  3. Чтобы не обострять социальный конфликт, государство должно взять на себя затраты по охвату современными медицинскими и иными услугами категорий лиц с низкой заработной платой. В этой связи готов ли бюджет страны взять на себя дополнительную нагрузку?

Теперь рассмотрим второй способ объединения трёх фондов, который предполагает деперсонификацию вкладов и национализацию пенсионных сбережений населения. Этот вариант предполагает полный отход от принципов рыночной экономики и концепции накопительной пенсионной системы. В этом случае средства в ЕСФ будут носить консолидированный характер, вкладчики потеряют право собственности на свои сбережения. Даже простое обсуждение этого вида объединения фондов вредит нормальному развитию пенсионной системы страны, поскольку порождает недоверие со стороны граждан к проводимой реформе в этой сфере. Желание граждан забрать свои пенсионные накопления, возможно, в какой-то степени продиктовано их недоверием проводимой работе по улучшению ситуации с деятельностью ЕНПФ. Этот вариант является самым нежелательным.

Рассмотрим третий вариант. Он предполагает не объединение средств этих фондов, а создание некой надстройки над этими фондами, которая будет замещать отдельные функции этих фондов, а также формировать их единую информационную базу.

Разворуют ли пенсионный фонд частные управляющие компании?

Разворуют ли пенсионный фонд частные управляющие компании?

Понятно, что этот условный вариант объединения фондов никаких экономических выгод населению не даст, однако потребует дополнительных затрат на создание и содержание вновь созданного института. По оценкам специалистов Министерства труда и социальной защиты населения, потребуется дополнительно около 12 млрд тенге ежегодно на содержание вновь создаваемой надстройки. Для ясности надо отметить, что эти средства будут выделяться не из государственного бюджета, а изыматься из доходов этих фондов, снижая как объёмы пенсионных накоплений, так и поступлений в ФСМС и ГФСС. Конечно, государство может пойти на создание такой надстройки, если выгоды от её создания окажутся больше тех затрат, о которых было сказано выше. Но пока ещё никому не удалось привести весомые аргументы в пользу подобных способов объединения фондов.

Хотелось бы отметить, что это не первый случай, когда в стране инициируется вопрос по объединению средств разных фондов. Например, в 2014, когда все частные компании по управлению пенсионными активами были ликвидированы и их функции были переданы ЕНПФ, президент страны дал поручение объединить средства Пенсионного фонда с Национальным фондом РК. Но в то же время в ходе изучения специалисты поняли, что каждый из этих фондов имеет собственные цели, задачи и функции, которые между собой не пересекаются. Кроме того, в Национальном фонде сосредоточены в консолидированном виде финансовые активы правительства Казахстана, тогда как в ЕНПФ находятся сбережения физических лиц страны. Тогда тоже встал вопрос о национализации средств пенсионных накоплений, поскольку без неё невозможно объединение средств физических лиц из Пенсионного фонда с Национальным фондом.

Мы вновь и вновь возвращаемся к обсуждению вопроса по слиянию тех или иных фондов, которые не дают гражданам ничего, кроме сомнения в справедливости и последовательности проводимых в стране реформ. Подытоживая, хотел бы отметить, что технических препятствий для объединения средств этих трёх фондов не существует, но в содержательном плане будет возникать масса непростых системных вопросов. Поэтому принятию решения о слиянии этих фондов должна предшествовать всесторонняя оценка возможных последствий как для отдельных граждан, так и в целом для общества, чем в настоящее время занимается созданная рабочая группа при правительстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: