Государственный долг его природа источники погашения и экономические последствия

Обновлено: 27.03.2024

Государственный долг – это денежные обязательства государства, которые образовались в результате осуществления им на финансовых рынках заимствований с целью покрытия дефицита государственного бюджета.

Общая характеристика государственного долга

Государство является тем субъектом, которое взяло на себя обязательства по удовлетворению разнообразных потребностей общества. Исполнение этих обязательств обеспечивается, прежде всего, за счет денежных средств, мобилизуемых органами государственной власти через системы налогообложения и ведения предпринимательской деятельности. Однако сумма собранных за определенный период доходов иногда оказывается недостаточной для покрытия всех расходов, запланированных государством на тот же период. В этой ситуации оно вынуждено заимствовать финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, населения, финансовых посредников, других государств. Таким образом, образуется государственный долг.

Основной причиной образования государственного долга является дефицит государственного бюджета (т.е. превышение расходов государства над его доходами). Необходимым условием образования государственного долга является наличие у какого-нибудь субъекта экономики временно свободных денежных средств.

Государственный долг оценивают с двух основных точек зрения. Первая предполагает его рассмотрение в абсолютном выражении, как правило, в национальной валюте или в долларах США. Вторая заключается в соотнесении общего объема государственной задолженности к валовому внутреннему продукту государства.

Образование государственного долга обычно происходит в результате применения небольшого набора инструментов. В большинстве случаев используются следующие инструменты:

  • эмиссия государственных ценных бумаг (облигаций);
  • взятие в коммерческих банках кредитов;
  • прямое заимствование у юридических и физических лиц;
  • предоставление банковских гарантий за кредиторов и т.д.

Принято различать внутренний и внешний государственный долг. Денежные обязательства по внутреннему госдолгу выражены в национальной валюте и являются задолженностью перед субъектами-резидентами государства. В случае внешнего государственного долга кредиторами являются субъекты международного права (другие государства, иностранные лица, международные организации и т.д.), а обязательства выражены в иностранной валюте.

Готовые работы на аналогичную тему

Положительные последствия накопления государственного долга

В современной экономической литературе государственный долг рассматривается как один из действенных средств обеспечения экономического развития. Заимствованные денежные средства позволяют государству полностью решить важнейшие и актуальные социально-экономические задачи.

Кроме того, участие государства на финансовых рынках в качестве заемщика является одной из форм государственного регулирования экономических процессов в стране. Осуществляется определенное воздействие на процессы сбережения (накопления) домохозяйств и фирм и на связанные с ними процессы инвестирования. Это воздействие выражается в изменении денежной массы в национальной экономике, а потому – способствует нормализации денежного обращения в стране.

Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства государственных гарантий по кредитам представляет собой одно из эффективных решений проблемы стимулирования воспроизводственного процесса. Вместе с этим в стране также снижается уровень безработицы, что благоприятно сказывается на общем социально-экономическом развитии.

Ещё стоит отметить, что межправительственные займы и иные заимствования у международных финансовых организаций являются существенным фактором укрепления международного сотрудничества.

Отрицательные последствия накопления государственного долга

Помимо перечисленных выше положительных моментов государственного заимствования, у этого процесса имеется и обратная сторона медали. А именно – образование государственного долга зачастую является одним из симптомов протекания в экономике кризисных процессов.

В частности, увеличение государственного долга темпами, выше темпов роста ВВП, даст ведущим рейтинговым агентствам мира повод для снижения суверенного кредитного рейтинга страны. Т.е. привлекательность государства как потенциального заемщика и эмитента финансовых инструментов, в которые могут разместить свои средства инвесторы, значительно уменьшиться.

В настоящее время высока опасность того, что внешний долг государства окажется в несколько раз больше, чем внутренний. Следствием подобной структуры государственного долга станет возрастание зависимости национальной экономики от состояния мировой экономики и доступности для нее международных рынков капитала.

Помимо экономической, повышается и политическая зависимость государства-заемщика. Особенно это касается получения кредитных ресурсов у Международного валютного фонда и Всемирного Банка. Они предъявляют к правительствам ряд условий, которые ограничивают суверенитет и независимость государств.

Государственные облигации считаются большинством участников финансового рынка наименее рискованными. Поэтому основной поток инвестиций будет направлен именно на их приобретение. Это в итоге приведет к тому, что возможности капитальных вложений в реальные сектора экономики достаточно сильно ограничиваются. Да и вообще, на рынке уменьшаются свободные ресурсы, а это вызовет увеличение ставки банковского процента по кредитным ресурсам.

Чрезмерное увеличение обязательств вызовет рост бюджетных расходов на обслуживание государственного долга. В результате это негативно скажется на хозяйственном и социальном развитии страны.

Таким образом, увеличение государственного долга может, с одной стороны, способствовать положительным изменениям в структуре общественного производства, а с другой стороны, отражать кризисные процессы в экономике страны.

Государственный долг. представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2002 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг.

Внутренний государственный долг,— это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг.

Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП)

или более точный показатель отношения темпов роста долга (gD) к темпам роста ВВП (gY)

При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирамиду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в том, что:

• снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

• перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

• усиливается неравенство в доходах;

• рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;

• создается угроза высокой инфляции в будущем;

• необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

• дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:

• выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики;

• бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

• при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особенно при режиме фиксированных валютных курсов) появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису;

Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить

его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из

производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает

вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения

налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести

к снижению уровня их благосостояния

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

1.1. Сущность, причины, последствия и классификация государственного долга

Прежде чем приступить к анализу мировой системы государственных долгов и изучению проблем России, возникших в связи с государственными займами, необходимо разобраться в том, какой смысл вкладывают учёные в понятие «государственный долг», какова его природа, и по каким признакам осуществляется его классификация.

Государственный долг - явление сложное и многогранное, поэтому рассматривать его принято с разных сторон. Оно возникло на стыке двух сфер общественной жизни и символизирует собой единство и взаимосвязь экономики и права. Само наличие государственного долга свидетельствует о вмешательстве государства в экономическую жизнь общества.

Если рассматривать понятие государственного долга с правовой точки зрения, то, согласно Бюджетному кодексу РФ: «К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ» 3 . Как видно из определения, российское законодательство подходит к вопросу государственного долга с практической стороны, и саму суть явления, а так же его причины из этого определения понять сложно.

Что касается экономической сущности государственного долга, то в большинстве учебников по макроэкономике и монографий приводится следующее определение: «Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета» 4 . Подобное определение фигурирует и в работе К.Р.Макконнелла «Экономикс». Таким образом, все исследователи сходятся во мнении, что главной и единственной причиной, по которой государства вынуждены брать взаймы, является наличие бюджетного дефицита. Однако причины возникновения самого бюджетного дефицита далеко не так однозначны.

Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.

Бюджетный дефицит может быть следствием экономической политики государства. Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее их число имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. 5

Отношение к бюджетному дефициту, а, как следствие, и к госдолгу у экономистов разное. На данный момент не существует единого мнения на счёт того, является ли бюджетный дефицит однозначно отрицательным явлением в экономике, с которым необходимо бороться, или неизбежностью, с которой в современных экономических условиях нужно смириться. В связи с этим, в экономической теории сформировалось три подхода к регулированию бюджетного дефицита.

Согласно концепции ежегодно балансируемого бюджета, вне зависимости от экономической ситуации, сложившейся в стране в данный момент времени, бюджет должен оставаться бездефицитным. Однако «Великая депрессия» 1930-х гг. доказала несостоятельность данной теории, так как она противоречит цели стабилизации экономики. Так, например, если экономика страны находится в состоянии спада, что характеризуется высоким уровнем безработицы и инфляции и сокращением государственных доходов, правительство вынуждено прибегнуть к стимулирующей фискальной политике. В то же время, идея сбалансированности бюджета требует увеличить налоговые ставки и сократить расходы государства, т.е. проводить сдерживающую политику, что только углубит кризис и увеличит безработицу. Так, следование данной концепции может приводить к усилению циклических колебаний в экономике страны

Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе предполагает, что бюджет за отдельные годы может быть как дефицитным, так и профицитным; важно лишь, чтобы он оказался сбалансированным в течение экономического цикла. Таким образом, данная концепция не исключает появления бюджетного дефицита и государственного долга в периоды экономического спада. Предполагается, что бюджетный излишек, образовавшийся в период подъема, покроет возникший долг и устранит дисбаланс. Данная теория, на наш взгляд, имеет один существенный недостаток. Экономические спады и подъемы могут серьезно различаться по своей длительности и интенсивности, а это значит, что сформировавшегося профицита может быть не достаточно для погашения долга.

В концепции функционального финансирования бюджета, автором которой считается Дж. Кейнс, особое внимание уделяется сбалансированности не бюджета, а экономики. Ликвидация бюджетного дефицита здесь не является главной целью, так как он не тормозит, а, при определенных обстоятельствах, даже стимулирует развитие экономики. Главное для правительства – добиться стабилизации экономики в целом, что, в конечном счете, приведет и к балансу в бюджете.

На сегодняшний день большинство развитых и развивающихся стран придерживаются именно третьей концепции. Это объясняет тот факт, что в мире практически не осталось стран, которые бы не брали взаймы у других стран или международных организаций.

В ходе экономического развития было разработано несколько способов привлечения финансов для покрытия бюджетного дефицита.

Сеньораж представляется самым очевидным из всех способов финансирования. Это эмиссия бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию 6 . Это быстрая мера, которая может так же способствовать увеличению совокупного спроса. Однако эмиссию следует осуществлять с особой осторожностью и в небольшом количестве. В долгосрочном периоде она может привести к резкому росту инфляции и полной дестабилизации экономики.

Если у государства имеется достаточный объем собственности, то в целях финансирования бюджетного дефицита можно использовать такой нестандартный метод, как продажа государственной собственности. Очевидно, однако, что эта мера может использоваться ограниченное количество раз.

Ужесточение налогообложения также является довольно распространенным способом привлечения финансовых ресурсов. Его недостатком является то, что повышение налогов ведет к уменьшению денежной массы в обороте, а, следовательно, и к уменьшению совокупного спроса, что грозит наступлением экономического спада.

Таким образом, нерассмотренными остаются два способа покрытия бюджетного дефицита: за счет внутреннего и внешнего долга.

Внутренний долг – задолженность правительства данной страны своим гражданам и юридическим лицам. Он представляет собой совокупность всех ценных бумаг (государственных облигаций и векселей), проданных государством своим гражданам и организациям. Средства, полученные от продажи, идут на финансирование превышения расходов бюджета над доходами. Этот способ является оперативным и надежным. Государственные ценные бумаги обычно быстро скупаются, так как они являются высоколиквидными и достаточно доходными (по ним платится процент). Многие исследователи среди достоинств внутренних займов называют еще одно. Как пишет в своей статье М. Ульянецкий: «Дополнительным преимуществом налогов и внутренних займов является их неинфляционный характер» 7 . С этим утверждением мы вынуждены не согласиться. Конечно, само финансирование за счет внутреннего долга не влечет за собой роста инфляции, однако, в долгосрочной перспективе оно приводит к созданию финансовой пирамиды: для выплаты старых долгов правительство, как правило, вынуждено брать новые займы под больший процент, создавая еще больший дефицит. В скором времени величина расходов по обслуживанию долга станет настолько большой, что ее нельзя будет покрыть долговым способом. В этом случае единственным выходом будет прибегнуть к эмиссии, только размер этой эмиссии будет во много раз больше, чем если бы ее провели сразу в небольших количествах и в несколько этапов. Если это произойдет, то сильного всплеска инфляции избежать не удастся. В процессе рассуждений, мы выявили еще один недостаток внутренних займов. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, выпуск государственных облигаций создает «эффект вытеснения» частных инвестиций: граждане и домохозяйства, покупая государственные ценные бумаги, вкладывают средства в непроизводственную сферу, вместо того, чтобы покупать акции частных предприятий и инвестировать производство. Это ведет к сокращению производства, а, как следствие, и ВВП страны. Однако, на наш взгляд, характер последствий этого явления полностью зависит от действий правительства государства. Так, например, «Япония практикует эмиссию облигаций, средства которой идут на определенные инвестиционные проекты» 8 . В данном случае деятельность государства способствует более выгодному распределению средств, чем при прямых инвестициях в производство. Доходы от этих инвестиций иногда могут превышать размеры самого долга и процентов по нему. Следует также отметить, что многие ученые вообще не рассматривают внутренний долг в качестве долга. Это объясняется тем, что население является и держателем госдолга, и, одновременно, в лице государства должником по нему.

Финансирование дефицита бюджета может осуществляться и за счет внешнего долга. К внешнему долгу относят займы у иностранных государств, физических и юридических лиц, а так же международных финансовых организаций. К таким организациям относятся: Международный валютный фонд, Мировой банк, Лондонский и Парижский клубы (неформальные организации банков- и стран-кредиторов соответственно) и т.д. Достоинствами такого способа финансирования являются возможность получения больших сумм и неинфляционный характер. Однако он также имеет и множество недостатков. Во-первых, долг необходимо возвращать (не только сумму займа, но и проценты по нему) и обслуживать, а построение финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга не возможно. Во-вторых, погашение внешнего долга ведет к отвлечению денежных средств из экономики страны, что негативным образом сказывается на ее развитии. И, в-третьих, к наиболее негативным последствиям наличия внешнего государственного долга обычно относят «эффект финансового вытеснения» и долговое бремя, возложенное на будущие поколения. В том, что при умелом использовании заемных средств можно нивелировать негативные последствия «эффекта вытеснения» мы убедились ранее. Что касается долгового бремени, то оно, на наш взгляд, тоже не совсем очевидно. Предполагается, что государство отказывается от повышения налогов в пользу увеличения государственного долга, за который вынуждены будут расплачиваться следующие поколения. Давайте рассмотрим несколько вариантов развития событий в долгосрочном периоде. За столь длительный срок экономическая ситуация в стране может кардинально поменяться. ВВП и доходы бюджета могут значительно возрасти, и государство в будущем окажется способным выплатить долг, не прибегая к рефинансированию или увеличению налогов. Более того, увеличение налогов сегодня не означает их снижение через несколько лет, и, возможно, следующему поколению придется разделить налоговое бремя с настоящим. И, наконец, мы сами можем облегчить жизнь нашим потомкам, откладывая или вкладывая в производство ту сумму, на которую мог бы быть увеличен налог, рассматривая ее как дополнительный доход.

Влияние различных методов финансирования бюджетного дефицита на экономику можно увидеть в сводной таблице (Приложение 1).

Кроме деления долга на внутренний и внешний, которое основано на валюте (внутренний долг – только в рублях, а внешний – в иностранной валюте), существует так же классификация по объему и срокам выплат. Так различают:

капитальный госдолг – вся сумма непогашенных долговых обязательств государства с процентами по ним;

текущий госдолг – все долговые обязательства, срок погашения которых уже наступил.

Важной является классификация государственных внутренних займов:

по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;

по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;

в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

Таким образом, государственный долг – обширное понятие, которое включает в себя внешние и внутренние кредиты и займы государства. Однозначной причиной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит. Наряду с другими формами финансирования бюджетного дефицита внутренний и внешний долг имеют свои достоинства и недостатки, и, все же, являются самыми распространенными средствами нивелирования бюджетных расходов. Именно поэтому на следующем этапе исследования необходимо изучить методы управления государственным долгом, чтобы выявить проблемы, связанные с государственным долгом в России, и предложить пути их решения.

«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

А госдолг России, к примеру, составляет чуть более 20% ВВП. С учетом разницы «весовых категорий» – ВВП США почти в 15 раз больше российского – он представляется совсем мизерным. По состоянию на 1 сентября 2021 года задолженность России перед миром составляет «всего» 20 трлн рублей – около 270 млрд $.

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные и интернациональные корпорации;
  • банки и другие финансовые организации;
  • физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 9% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

  • внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
  • внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

  • положительным – если больше долгов;
  • отрицательным – если больше накоплений.

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.

Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

  • кредитный рейтинг страны;
  • размер накоплений и их ликвидность (возможность быстро перевести в конвертируемую валюту);
  • доходность государственных облигаций (чем она ниже, тем лучше);
  • среднегодовая инфляция в стране;
  • возможность «печатать» деньги, если они относятся к мировым резервным валютам;
  • различные внешнеполитические и внутриполитические факторы.

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Хотите взять кредит? Рассчитайте сумму ежемесячного платежа на нашем удобном калькуляторе и отправляйте заявку в банк.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: