Государственный деятель предложивший императору александру 1 проект постепенного предоставления

Обновлено: 19.04.2024

Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, в первую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществлённые при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершённость. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

Дворцовый перворот 1801 г. и свержение Павла, его причины и последсвия

Александр I пришёл к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлён противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведён Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жёсткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

Деятельность Негласного комитета

Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники — «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 — 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, привёдших его на трон, — с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками которой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа — вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената — Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования — было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

Подготовка реформ М. М. Сперанским1809 — 1811 гг. и их провал

В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому — заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «конституционного» внешнего вида, не меняя её самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

Государственную Думу избирать путём всенародных выборов, наделить её законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

разделить всё население России на три сословия — дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

наделить избирательным правом только дворян и представителей «среднего состояния»;

ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;

Сенат — высший судебный орган — формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

связующим звеном между тремя ветвями власти — Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган — Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделённый широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

«Записка о древней и новой России» Н. Карамзина

Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия — единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почётную ссылку.

Первые конституционные акты Александра I

После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ — «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект — Государственная уставная грамота Российской Империи»— содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели своё самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведённая на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобождённые крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить её.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

П. Аракчеев и «аракчеевщина»

В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества — военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями — военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени — сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жёсткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

11. Разделяя российскую историю XIX века на первую и вторую его половины, в качестве рубежа часто избирают 1861год-год крестьянской реформы. В связи с этим можно говорить также о России дореформенной и пореформенной.

1) В чем проявилась историческая необходимость отмены крепостного права.

2) Перечислите основные положения реформы 1861 года.

12. Россия стояла на пути планов мирового господства, к которому стремился Наполеон. Она не хотела быть послушным орудием французской внешней политики. 12 июня 1812 года «Великая армия» переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи.

1) В чем вы видите причины быстрого продвижения армии Наполеона по территории России в начале войны?

2) Перечислите решения Венского конгресса. Дайте их характеристику.

1. Годы правления Александра I

а) 1801-1825гг б) 1810-1825гг в) 1801-1827гг

2. К характерным чертам политики Александра I относятся меры направленные на

а) формирование системы полицейского государства

б) разработка проекта введения в России конституционного устройства

в) полную ликвидацию политической цензуры

3. Развитию капитализма в России во второй половине XIX века способствовало

а) сохранение барщины

б) освобождение крестьян от крепостной зависимости

в) существование крестьянской общины

4. В результате законоположений 19 февраля 1861г крепостные крестьяне до выплаты 20% выкупных платежей оставались

а) временнообязанными б) приписными в) черносошными

5. Что из названого относится к преобразованиям первого десятилетия царствования

а) создание III отделения его императорского величества канцелярии

б) учреждение должности земских начальников

в) создание Государственного совета.

6. Что из названного относится к политике правления Николая I

а) указ о вольных хлебопашцах

б) учреждение суда присяжных заседателей

в) кодификация законов Российской империи

7. Что из названного относится к Великим реформам Александра II

а) созыв Государственной думы

б) учреждение Государственного Совета

в) введение всеобщей воинской повинности

8. Для борьбы с противниками самодержавия Николай I создал тайную полицию, учредив для этого знаменитое Третье отделение во главе с генералом …………….

9. 14 декабря 1825 г в Петербурге состоялось………..

10. Назовите не менее трех русских художников XIX века и их произведения.

11. С 1861года в России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ.

1) Назовите основные положения крестьянской реформы 1861 года в России.

2) В чем историческое значение этой реформы?

12. Общественно-политическое развитие страны отражало интересы и ожидания различных сословий и групп населения. Мыслящие русские люди все чаще задавались вопросами о будущем страны.

1) Почему в декабристских организациях преобладали дворяне-офицеры? Каковы были главные требования декабристов?

2) Назовите первых русских социалистов.

10-Пушкин. Лермонтов, Некрасов

11. 1) Поражение России в Крымской войне, народные волнения, крепостное право было безнравственно.

2) Крестьяне получили личную свободу, свободу передвижения, право перехода в другие сословия, но сохраняли «временнообязанное» положение.

12. 1) Наполеон напал без объявления войны, его армия превосходила русскую по численности солдат и вооружения.

2) Восстановление монархий в Европе, заключен «Священный союз», началась реакция против буржуазии и революционеров.

10-Репин, Саврасов, Васнецов

11. 1) Крестьяне становились свободными сельскими обывателями, получили свободу передвижения и перехода в другие сословия. Землю у помещика крестьянин должен был выкупить.

2) Страна вступила в новую историческую эпоху, все жители страны стали свободными гражданами, началась модернизация промышленности.

12. 1) Декабристами были в основном дворяне так как – это были образованные люди, участники наполеоновских войн, испытавших идеи революционной Франции.

Их главными требованиями была отмена крепостного права и введение в стране конституции.

2) Первые русские социалисты: Герцен, Достоевский, Буташевич-Петрашевский.

А) орган дворянского сословного самоуправления в XIX в.

Б) совещательный орган при императоре для обсуждения проектов реформ

В) орган тайного политического сыска

Г) первое высшее элитное учебное заведение в Санкт-Петербурге

4. Как назывались учреждённые при Александре I центральные исполнительные органы власти?

А) конференции Б) министерства В) коллегии Г) приказы

5. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»:

А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой земли

Б) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землей

В) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службы

Г) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян

6. Негласный комитет эпохи Александра I – это:

А) кружок близких друзей императора.

Б) комиссия по разработке конституции Российской империи

В) тайная полиция

Г) государственный орган

7. Продолжите предложение: В 1815 г. Александр I даровал Коституцию

А) княжеству Финляндскому Б) царству Польскому

В) прибалтийским губерниям Г) Бессарабии

8. В основу государственного устройства М.М. Сперанский предлагал положить принцип…

А) православия, самодержавия, народности Б) единоначалия и коллегиальности

В) демократического централизма Г) разделения властей.

9. Назовите государственного деятеля, на которого было возложено создание военных поселений:

А) М.М. Сперанский Б) А.Х. Бенкендорф В) А.А. Аракчеев Г) М.И.Кутузов

10. Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

Восточный вопрос – это…

А) проблема установления дальневосточной границы России и Китая

в конце XVIII – XIX в.

Б) борьба России и Англии за влияние в Средней Азии в XIX в.

В) борьба европейских государств и России за территории, находившиеся под контролем Османской империи (конец XVIII – XIX вв.)

Г) борьба России и европейских стран за влияние в Китае

11. После начала Отечественной войны 1812 года Александр I отказался от должности главнокомандующего. Временно исполнял обязанности главнокомандующего

А) Кутузов Б) Барклай-де-Толли В) Багратион Г) Раевский

12. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813 г., в которой были разбиты войска Наполеона:

А) под Берлином Б) под Аустерлицем В) под Лейпцигом Г) при Ватерлоо

13. Назовите имя героя-партизана, который прославился во время Отечественной войны 1812 г.:

А) Д.В.Давыдов Б) М.И.Кутузов В) П.И.Багратион Г) М.Б.Барклай де Толли

14. Соотнесите даты и события:

А) образование Священного союза 1) 1803 г.

Б) заключение Тильзитского мира 2) 1802 г.

В) указ «О вольных хлебопашцах» 3) 1815 г.

Г) учреждение министерств 4) 1807 г.

15. Какое из событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже остальных?

А) Смоленское сражение Б) Тарутинский маневр

В) совет в Филях Г) Бородинское сражение

16. Определите территорию, которая отошла к России после окончания войны с Наполеоном:

А) Вестфалия Б) большая часть герцогства Варшавского

В) часть Сардинского королевства Г) Силезия.

Задание 2. Впишите ответ

1. Наполеон, собираясь напасть на Россию рассматривал три варианта развития событий. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв … , я поражу ее в самое сердце”. О каком городе говорил Наполеон?

2. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах для помощи регулярной армии. В 1812 г. основные силы этого формирования собирались и проходили военную подготовку под Тарутино.

3. Полевые земляные укрепления в виде наконечника стрелы, вершиной тупого угла к противнику. Использовались П.И.Багратионом для укрепления левого фланга на Бородинском поле.

4. Совещание стран-победителей, созданное для решения вопросов послевоенного устройства Европы после разгрома империи Наполеона.

5. О каком историческом деятеле идёт речь?

Военную службу начал в 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось, смертельно ранен. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в его честь был учреждён орден трёх степеней.

Задание 3. Назовите причины победы России в Отечественной войне 1812 (указать не менее трёх).

Тест по теме: «Правление Александра I»

Задание 1. Выберите правильный ответ:

1. В каком году был опубликован Указ о вольных хлебопашцах?

А) 1803 г. Б) 1812 г. В) 1810 г. Г) 1825 г.

2. Что из названного ниже относится к внутренней политике Александра I в начале его правления?

А) запрещение переходов крестьян от одного помещика к другому

Б) объявление амнистии для пострадавших при Павле I

В) разработка Жалованной грамоты дворянству

Г) создание дворянского самоуправления

3. В начале XIX в. высшая власть в Российском государстве принадлежала

А) Сенату Б) Государственному совету

В) императору Г) Верховному тайному совету

4. Император Александр I взошёл на престол в результате

А) дворцового переворота

Б) выборов наследника престола Верховным тайным советом

В) по Указу о престолонаследии

Г) решения Земского собора

5. Какое событие произошло раньше остальных?

А) учреждение министерств вместо петровских коллегий

Б) введение указа «О вольных хлебопашцах»

В) составление А.А. Аракчеевым проекта отмены крепостного права

Г) вхождение России в состав Священного союза

6. Кто был инициатором создания в России военных поселений

А) М.М. Сперанский Б) А.Х. Бенкендорф В) А.А. Аракчеев Г) Александр I

7. Какой административный орган был создан в России в первой половине XIX века

А) комитет министров Б) Государственный совет

В) Сенат Г) Негласный комитет

8. В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны

Б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императора

В) все они были единомышленниками Павла I

Г) русские полководцы

9. В реформаторском конституционном проекте Новосильцева предусматривалось:

А) введение республиканской формы правления

Б) создание двухпалатного парламента

В) отмена крепостного права

Г) сохранение самодержавия

10. На рассвете 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию, перейдя пограничную реку

А) Неман Б) Висла В) Припять Г) Западная Двина

11. После начала войны русское командование приняло решение соединить силы 1-й и 2-й армии. Обе армии соединились у города

А) Смоленска Б) Витебска В) Орши Г) Бобруйска

12. Соотнесите даты и события Отечественной войны 1812 г .

Даты События

1) 12 июня 1812 г. а) Бородинское сражение

2) 26 августа 1812 г. б) переправа через Березину

3) 1 сентября 1812 г. в) начало Отечественной войны

4) 14-16 ноября 1812 г. г) Совет в Филях

13. Чем закончилась битва под Аустерлицем в 1805 г.?

А) русские войска разгромили турецкую армию

Б) русские войска разгромили шведов и заняли Финляндию

В) французы разгромили русско-австрийские войска

Г) Суворов нанес поражение французскому генералу Массене

14. После отступления из Москвы М.И. Кутузов занял позиции у деревни

А) Тушино Б) Колпино В) Тарутино Г) Шевардино

15. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 г. был поставлен:

А) Раевский Б) Тормасов В) Кутузов Г) Багратион

16. Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в.

А) участие в разделах Польши

Б) возвращение смоленских земель

В) завоевание выхода в Азовское море

Г) борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье

Задание 2. Впишите пропущенные слова:

1. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в ноябре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите эту реку ___________________________.

2. Центральные органы государственного управления, осуществлявшие руководство определенной отраслью. Введены при Александре I в 1802 г. вместо петровских коллегий.

3. Запрет, установленный Наполеоном на экономические связи между странами Европейского континента и Англией

4. Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах- _______

5. О ком идёт речь? Укажите имя исторического деятеля.

Сын сельского священника. Учился в семинарии. Домашний секретарь князя А.Б. Куракина. В 28 лет действительный статский советник (чин, равный генеральскому). Директор департамента министерства внутренних дел, заместитель министра юстиции. Разрабатывал и проводил реформы. Обвинён чуть ли не в измене Отечеству, арестован и сослан в Нижний Новгород. А.А. Аракчеев видел в нём единственного человека в России, в ком он признавал ум, намного превосходящий его собственный.

Контрольно-оценочные средства по предмету "История" для текущей аттестации учащихся первого и второго курса учреждений начального профессионального образования.

ВложениеРазмер
tekushchaya_attestaciya.doc 505.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 19»

текущей аттестации по предмету история

Текущий контроль знаний

Текущий контроль знаний проводится в виде тестов. Тесты охватывают содержание курса истории «России и мира с древнейших времен до конца XX века» .Содержание материала по истории представлено по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок . Тесты составлены в соответствии с заданиями ЕГЭ.

Инструкция Общее число заданий в тестах – 12. Часть I – это задания с 1 – 7 с выбором одного верного ответа из трех предложенных. С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, процессов . Часть II – это задания 8 – 10 с открытым кратким ответом ( слово, дата, термин) Эти задания позволяют, в дополнение к вышеуказанным элементам, проверить умение извлекать информацию, классифицировать и систематизировать факты. Задания 11-12 предусматривают представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений, рассмотрение исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, сравнение. Вопросы 1-10 предполагают один правильный ответ и оцениваются в один балл. Вопросы 11-12 оцениваются в три балла, в зависимости от полноты ответа. На выполнение работы отводится 45 минут учебного времени.

Результатом освоения учебной дисциплины является проверка знания :

1) дат и периодизация истории

2) основных фактов, явлений

3) исторических понятий и терминов

4) соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений

5) группировку исторической информации

А также формирование умений анализировать историческую информацию и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Древний мир и раннее Средневековье

1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему это -
А) неолитическая революция

Б) демографический взрыв

В) промышленный переворот

2 Ранние цивилизации, возникшие в У-Ш тыс. до н.э. получили название
А) «морские» Б) «земледельческие» В) «речные»

3. Особая форма государства, при которой власть и собственность неразделимы, это
А) демократия Б) деспотия В) республика

4. Античная цивилизация сформировалась в

А) Египте Б) Средиземноморье В) Европе

5. Города-государства, возникшие на территории Греции - это

А) полисы Б) общины В) комунны

6. Массовое передвижение племен, охватившее огромное пространство Европы и Азии, получило название

А) Великого переселения народов

Б) урбанизации В) колонизация

7. Собственник земли

А) феодал Б) холоп В) вассал

  1. Главным храмом православного мира стал построенный в VI в. в Константинополе
    собор
  1. Рисунок, выполненный красками по сырой штукатурке
  1. Замкнутая экономическая система, в которой продукты производятся не для продажи на рынке, а для внутреннего потребления это
  1. Результатом поступательного развития человеческого общества стало возникновение цивилизации
  1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества.
  1. Чем одна цивилизационная общность отличается от другой.
  1. Для средневековой западноевропейской цивилизации было характерно утверждение феодальных отношений и господство католической церкви. Недолгий период существования централизованных империй сменился временем феодальной раздробленности

1) Назовите основные черты феодализма.

Древний мир и раннее Средневековье

1. «Речные цивилизации» возникли в долинах великих рек

а) Африки и Азии Б) Европы В) Руси

2. Правитель Египта ■

А) вождь Б) князь В) фараон

3. Особая форма государства - деспотия возникла на (в)

А) Востоке Б) Руси В) Греции

4. Священная книга христиан

А) Библия Б) Коран В) Евангелие

5. Европейское феодальное общество было разделено на

А) классы Б) сословия В) группы

6. Прямой наследницей Римской империи была

А) Византия Б) Македония В) Индия

7. Тип правления, при котором высшая государственная власть принадлежит
духовенству; в одном лице происходит сочетание функций главы государства и религиозной организации это

А) демократия Б) теократия В) деспотия

8. Западноевропейский феодал, получавший земельное владение от более крупного феодала-сеньора и обязанный нести за это военную службу – это_____________

9. Основатель ислама (пророк)______________________________________

10. Период в истории средневековой Европы, для которого характерно дробление государств на крупные и мелкие феодальные владения — это

11. Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.

1) Какими были социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?

2) Какое влияние оказала античность на эпоху Средневековья?

12. Арабский халифат послужил колыбелью для формирования мусульманской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за пределы Аравийского государства, вовлекая в свой круг многие народы.

Почему в начале XIX в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?

1. Новый император

В марте 1801 г. на российский престол вступил новый император — Александр I, сын Павла I. Он занимал престол в течение всей первой четверти XIX в. (1801 —1825). Значительный отпечаток на личность, характер Александра нанесли обстоятельства, сопровождавшие его детство и юность. Воспитание наследника престола полностью контролировала бабка, Екатерина II, с детских лет отдалив мальчика от родителей. Властная Екатерина стремилась привить ему идеи Просвещения.


Александр I. Художник Ф. Крюгер

Одним из воспитателей Александра I был швейцарский правовед Ф. Лагарп, приверженец идей либерализма, широко образованный человек. Он много говорил об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе введения конституции и управления страной на основе законов, а не желаний правителя, при участии выборных учреждений (парламента) в принятии этих законов, ратовал за предоставление населению гражданских свобод и т. д.

Но и отец, Павел I, также оказывал влияние на Александра. Именно от него император унаследовал страсть к военным парадам и манёврам — зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость лавировать между дворами бабки и отца, очень разными по духу, также наложила отпечаток на характер Александра I.

Став императором огромной Российской империи в возрасте 24 лет, Александр I был полон желания обновить страну, улучшить в ней многое. В манифесте о восшествии на престол он заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».

2. Негласный комитет

Вокруг царя сложился круг «молодых друзей»: единомышленников, сверстников, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Это были граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей. Они составили так называемый Негласный комитет, на заседаниях комитета обсуждались проекты преобразований в духе идей либерализма.

При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: отменены многие законы, принятые Павлом I и вызвавшие особое недовольство дворян. Так, уже в апреле 1801 г. восстановлено в полном объёме действие Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам, помилованы многие пострадавшие при Павле, улучшено содержание заключённых, открыты границы, разрешено свободно ввозить зарубежные книги.

Заседания Негласного комитета начались в июне 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г. Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось, был согласен и сам царь. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.

3. Реформа управления: учреждение министерств


П. А. Строганов


В. П. Кочубей

Идеи об улучшении управления страной нашли своё отражение в министерской реформе Александра I. По указу 1802 г. существовавшая ещё со времён Петра I система коллегий была упразднена. Вместо коллегий было образовано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления был учреждён Комитет министров.

Министерства, в отличие от коллегий, были основаны не на принципе коллегиальности, а на принципе единоличной власти. Во главе каждого Министерства стоял министр, имевший широкие полномочия, нёсший личную ответственность за принимаемые им решения.

Министерствам по принципу линейности подчинялись органы власти на местах. Например, Министерству внутренних дел подчинялись главы губерний — губернаторы, которым, в свою очередь, подчинялись главы уездов — капитан-исправники, и т. п. Так было построено централизованное управление огромной страной.

Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции назначили Новосильцева, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).

В 1802 г. изменились функции Сената. Он стал высшим судебным органом, также он должен был контролировать деятельность местных властей.

4. Реформа образования

Указами 1803—1804 гг. Александр заложил основы единой системы образования в стране. Была создана единая сеть учебных заведений. В приходских школах могли обучаться дети крестьян, в уездных училищах — дети мещан, в губернских гимназиях — дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей).


Здания гимназий. Художник Н. А. Розанов

5. Политика в отношении крестьян

Основой экономики в стране по-прежнему оставалось крепостное хозяйство. Александр издал ряд указов по так называемому «крестьянскому вопросу», но они не повлияли серьёзно на положение крестьян.

В 1801 г. Александр I предоставил право купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли (т. е. земли без крепостных крестьян, прикреплённых к ним).

Одним из самых важных решений Александра I стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Указ разрешил помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его практическое применение было незначительно. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о «раздаче своей собственности».

В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: чётко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра I, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России».

6*. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Негласный комитет прекратил свою работу в 1803 г. Но полностью от реформаторских идей Александр I не отказался. Попытки продолжить реформы в духе ограничения самодержавной власти и привлечения к управлению страной разных слоёв населения оказались связаны с именем М. М. Сперанского.


Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839)

Государственный деятель, происходил из семьи бедного сельского священника, жившего под Владимиром. После окончания санкт-петербургской Александро-Невской академии (высшего духовного учебного заведения) он некоторое время работал учителем, а затем секретарём у князя

А. Б. Куракина — любимца Павла I. С 1802 г. перешёл на службу в Министерство внутренних дел. Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В период болезни министра Кочубея Сперанский заменил его на личных докладах императору о положении дел. Во время этих докладов Александр обратил на него внимание, увидев в Сперанском того, кто способен сформулировать задуманные преобразования. С 1807 г. Сперанский был статс-секретарём императора, а с 1808 г. — заместителем министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената. Сперанский подготовил ряд проектов, предполагавших проведение в стране либеральных реформ.


М. М. Сперанский

Александр поручил Сперанскому подготовить проект реформ. В октябре 1809 г. Сперанский представил «План государственного преобразования». Главная его идея состояла в создании органов управления на местах, которые помогли бы императору управлять огромной страной. Сперанский предлагал:

— на местах образовать органы самоуправления — думы: волостные, уездные, губернские, и венчающую их Государственную думу;

— ввести управление государством на основе разделения властей: законодательная власть будет принадлежать новому выборному учреждению — Государственной думе; исполнительная власть — министерствам; судебная власть — Сенату;

— образовать ещё один новый орган — Государственный совет, который должен будет помогать императору определять, какие законопроекты следует вносить в Государственную думу;

— установить три основных сословия общества: 1) дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне); 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

— политические права предоставить только первым двум сословиям («свободным сословиям»), а третьему сословию дать общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и возможность по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие;

— избирательное право предоставить только тем, кто обладает движимым и недвижимым имуществом (т. е. представителям первых двух сословий);

— выборы в Государственную думу сделать четырёхступенчатыми (вначале должны проходить выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те в свою очередь — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

— руководить работой Думы должен был назначаемый царём канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учётом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был учреждён Государственный совет. Отныне устанавливалась чёткая процедура подготовки и принятия законов. Все проекты законов должны были обязательно обсуждаться Государственным советом. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчёты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.


Н. М. Карамзин

Таким образом, Государственный совет был не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлён.

Александр ознакомил с «Планом государственного преобразования» придворных и высших сановников, однако те восприняли его в штыки, посчитав, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра предоставить крепостным гражданские права также вызывали негодование крупнопоместного дворянства. Точку зрения консервативно настроенных кругов общества выразил Н. М. Карамзин в своей «Записке о древней и новой России».

По этим причинам Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Он прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были.


Уже в первые годы правления Александра I проявилось его твёрдое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. Реформаторские поиски и планы Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?

2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны? 3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему? 4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I. 5. Почему проект Сперанского не был реализован?

ИЗ УКАЗА АЛЕКСАНДРА I ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1803

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли. то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём. к министру внутренних дел для рассмотрения. <. >Крестьяне и селения, от помещиков. с землёю отпускаемые. могут оставаться на собственных их землях земледельцами и. составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

. Крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать её, закладывать и оставлять в наследие. равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казённой палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.

ИЗ «ПЛАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ»

М. М. СПЕРАНСКОГО

Положение наших финансов требует непременно новых и весьма нарочитых налогов, без чего никак и ни к чему приступить невозможно. Налоги тягостны бывают особенно потому, что кажутся произвольными. Нельзя каждому с очевидностью и подробностью доказать их необходимость. Следовательно, очевидность сию должно заменить убеждением в том, что не действием произвола, но точною необходимостью, признанною и представленною от Совета, налагаются налоги. Таким образом, власть державная сохранит к себе всю целость народной любви, нужной ей для счастья самого народа.

ИЗ ПИСЬМА АЛЕКСАНДРА I. 1797 г.

Но когда же придёт мой черёд, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я. удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им.

ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ПОПЕЧИТЕЛЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА Д. П. РУНИЧА

Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим.

1. Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему? 2. Проанализируйте третий и четвёртый документы. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам. Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение. 2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым? 3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными? 4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему? 5. С помощью Интернета соберите материал для проведения в классе дискуссии на тему «Могли ли быть осуществлены все планы М. М. Сперанского в России начала XIX в.?». 6. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу 1803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: