Государственный акт на право пользования землей ссср как восстановить

Обновлено: 18.04.2024

Земля для ИЖС на праве бессрочного пользования предоставлялась нашим умершим родственникам. Является ли инвентарная карточка БТИ 1931 года на земельный участок документом, удостоверяющим предоставление им участка на праве бессрочного пользования, для оформления нами земельного участка в собственность?

Инвентарная карточка объекта недвижимости (домовладения, земельного участка и т.д.) БТИ сама по себе не является тем самым правоустанавливающим документом, который подтверждает право его владельца на конкретный объект недвижимости. Но при этом в инвентарной карточке могут содержаться сведения о правообладателе и документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на конкретный земельный участок.

В 30-е годы ХХ века уже действовал первый Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30.10.1922 (далее − ЗК РСФСР 1922 года), которым предусматривалась земельная регистрация, заключавшаяся в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований (ст. 194 ЗК РСФСР 1922 года).

Статьей 201 ЗК РСФСР 1922 года было предусмотрено, что при органах земельной регистрации в центре и на местах образуются земельные архивы, в которые передаются на хранение земельные дела, акты и планы.

Таким образом, в отношении каждого объекта недвижимости собиралась техническая и правовая документация, которая оформлялась в инвентарное дело каждого конкретного объекта, а органы БТИ осуществляли их инвентаризацию и учет. Архив всей учетной и правоустанавливающей документации, инвентарные дела до настоящего момента хранятся в областных БТИ, которые оказывают услуги гражданам по ознакомлению с инвентарными делами.

Государственные земельные участки предоставлялись трудовым землепользователям в бессрочное и безвозмездное пользование на основании особых договоров под условием выполнения землепользователями специальных правил, устанавливаемых инструкцией Народного комиссариата земледелия РСФСР (прим. 2 ст. 157 ЗК РСФСР 1922 года).

Возвращаясь к конкретному вопросу, документом, удостоверяющим право наследодателя на конкретный земельный участок, в общем порядке будет являться гражданско-правовой договор о предоставлении гражданину в бессрочное пользование земельного участка.

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный органом государственной власти;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения ЛПХ);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право владельцев, документами, косвенно подтверждающими право гражданина на земельный участок, в том числе являются:

- акты об отводе земельных участков для строительства;

- решения исполкомов местных Советов народных депутатов, принятые до 26 августа 1948 г., об отводе гражданам земельных участков для ИЖС (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности);

- инвентаризационно-технические документы в том случае, когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право (п. 2.2 Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 № 380, в настоящий момент уже не действует).

Ссылка на вышеуказанную инструкцию 1985 года и аналогичная точка зрения была изложена Департаментом недвижимости Минэкономразвития России в «Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер». В данном обзоре были даны разъяснения о документах, которые могут подтвердить права владельцев на земельные участки, являющиеся ранее учтенными земельными участками.

По мнению Минэкономразвития России (которое до 2020 года осуществляло полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности Росреестра), «сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания».

Если же не доказана принадлежность земельного участка наследодателю или отсутствует государственная регистрация его прав, наследникам придется обращаться в суд с иском о включении земельного участка в состав наследственного имущества и (или) о признании права собственности на недвижимое имущество, поскольку права наследников могут быть защищены только в судебном порядке.

И Н С Т Р У К Ц И Я
9 марта 1992 г.

О порядке выдачи (замены) государственных актов
на право собственности на землю, пожизненного
наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей

Настоящая Инструкция разработана специалистами Роскомзема во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 и определяет порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.

При подготовке Инструкции были использованы предложения Краснодарского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (А.С.Виднов), РосНИИземпроекта (И.Н.Чепурнов), ЦентрНИИгипрозема (В.В.Талялев), Московского института инженеров землеустройства (В.П.Троицкий), Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (В.Н.Голубев).

Инструкция одобрена Научно-техническим советом и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 9 марта 1992 года.

Инструкция вводится в действие взамен "Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей", утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 7 сентября 1976 г.

I. Общие положения

1.1. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.

1.3. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей* выдается:

по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности;

по форме N 2 - предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

*В дальнейшем именуется "государственный акт".

1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.

1.5. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с:

изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование);

укрупнением или разукрупнением землевладения, землепользования;

внесением в площадь или расположение земельного участка значительных изменений;

внесением в государственный акт большого количества изменений, затрудняющих его чтение и понимание границ на чертеже;

переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю.

1.6. Перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель.

При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.

1.7. Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных участков, государственный акт выдается:

один, если все чересполосные земельные участки расположены в пределах территории, находящейся в ведении одного Совета народных депутатов (районного, городского, поселкового, сельского);

на каждый земельный участок (группу участков), если они расположены на территориях, находящихся в ведении нескольких Советов народных депутатов или предоставленных для разных целей.

1.8 К государственному акту в качестве приложения выдаются:

список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2);

список земельных участков с особым режимом использования земель, предоставляемых в собственность, владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Право собственников на земельную долю удостоверяется справкой по форме приложения 1, выдаваемой в необходимых случаях.

1.9. Государственный акт составляется на государственном (национальном) языке, принятом в данной республике в составе Российской Федерации, автономном образовании с подстрочным русским текстом.

1.10. Бланк государственного акта изготовляется на офсетной бумаге N 1. Размеры бланков: по форме N 1 - 150 х 210 мм на 6 страницах,по форме N 2 - 210 х 300 мм на 8 страницах.

1.11. Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.

Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

1.12. Обеспечение проведения землеустроительных работ,связанных с составлением и выдачей государственных актов, возложено на Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований и Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.

Работы по составлению государственных актов проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением организаций, имеющих право на проведение указанных работ.

II. Порядок составления государственных актов

2.1. При составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово-картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователях, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий.

2.2. При выдаче государственного акта о порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.

В случае установления фактов, когда часть земель не используется или используется неэффективно, не по целевому назначению, по предложению районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам местная администрация может исключить ее из площади, на которую перерегистрируются права на землю, и зачислить в земли запаса или в специальный фонд земель для последующего перераспределения. В земли запаса зачисляются также земли ликвидированных предприятий, учреждений, организаций, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке отказано в перерегистрации их прав на землю.

2.3. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.

Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.

2.4. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.

Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее, чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются.

При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

2.5. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

2.6. В решении о выдаче государственного акта указывается:

наименование или фамилия, имя, отчество собственника, владельца, пользователя земли и его местонахождение или адрес;

основание для выдачи государственного акта (номер и дата решения Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка);

общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям;

цель предоставления земель;

правовое положение земельного участка (собственность, владение, пользование);

особые условия использования земель на предоставленном участке.

2.7. Заполнению государственного акта предшествует составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании*. Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 1 - на 4-й странице, по форме N 2 - на 4-й и 5-й страницах.

Масштаб чертежа выбирается в зависимости от размера и конфигурации землевладения и землепользования и с таким расчетом, чтобы на нем можно было показать все поворотные точки границ земельных участков.

__________________
* В дальнейшем именуется "чертеж границ".

2.8. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.

2.9. На чертеже границ показываются:

поворотные точки границ земельного участка, в т.ч. закрепленные в натуре межевыми знаками;

линейные объекты (дороги, валы, лесополосы, каналы, другие урочища), элементы гидрографической сети (реки, озера), являющиеся границами земельного участка;

границы и номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, арендаторов, земель запаса, населенных пунктов, расположенных в границах земель, предоставляемых по государственному акту (земли постороннего пользования);

границы и номера участков (зон) с особым режимом использования земель;

границы земель, предоставляемых в собственность, из них - бесплатно, во владение или пользование;

номера поворотных точек, меры линий и румбы внешних границ.

В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных обмеров, без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только линейные промеры между точками.

На чертеже показываются границы всех чересполосных участков.

Все элементы чертежа земель вычерчиваются в условных знаках, принятых в землеустройстве.

2.10. Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.

2.11. При заполнении 3-й страницы государственного акта указывается наименование Совета народных депутатов или органа местной администрации, принявшего решение о предоставлении земли.

При заполнении строк на этой же странице, где указывается правовое положение земель, а также на 6-й странице в "Экспликации земель. " проставляются площади земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование. При отсутствии таких площадей ставится прочерк.

На 3-й странице также приводятся номера и наименования всех приложений, выдаваемых вместе с государственным актом.

2.12. На странице 7 государственного акта по форме N 2 в таблице "Земли других собственников, владельцев,пользователей и т.д." записываются наименования всех собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи земельные участки расположены внутри закрепляемого земельного массива, площади и номера этих участков на чертеже. Земли запаса и земли, переданные в ведении сельских (поселковых) Советов народных депутатов, показываются в этой таблице как земли постороннего пользования. В этом случае в таблице приводятся название местного Совета народных депутатов, общие площади земель в разрезе населенных пунктов и участков земель запаса, находящихся в его ведении.

2.13. Одновременно составляются и изготовляются приложения к государственному акту.

Приложение N 1 "Список собственников. " составляется при передаче земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективно-долевую собственность граждан. В нем указывается фамилия, имя, отчество гражданина-собственника (без сокращений) и средний размер земельной доли каждого (сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни, в гектарах).

В приложении N 2 "Список земельных участков с особым режимом использования" указывается номер участка на чертеже границ, наименование территории с особым режимом использования земель, общая площадь, площадь сельскохозяйственных угодий и пашни на участке, установленный режим использования земель. В графе "Установленный режим использования земель" приводится нормативный документ, которым установлен режим на данной территории.

Указанное приложение подписывается председателем районного (межрайонного) комитета по экологии и природопользованию.

2.14. При заполнении таблиц государственного акта и приложений к нему, при наличии чересполосных участков данные заполняются в разрезе каждого чересполосного участка и в целом по землевладению (землепользованию).

2.15. Все таблицы и приложения к государственному акту, чертеж границ подписываются председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

2.16. Материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело, которое должно содержать:

а) копию или выписку из решения местного Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче государственного акта;

б) выписку из Государственной земельной кадастровой книги;

в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;

г) ведомость вычисления координат точек границ земель или абрис с результатами обмера земельных участков;

д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в собственность, владение, пользование, и экспликации;

е) перечень нормативных документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;

от 6 марта 1975 года N 199

О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик Совет Министров СССР

1. Утвердить единую для Союза ССР форму государственного акта на право пользования землей (прилагается).

Установить, что государственный акт на право пользования землей составляется на языке союзной (автономной) республики с подстрочным русским текстом.

2. Государственные акты на право пользования землей выдаются землепользователям исполнительными комитетами районных (городских) Советов депутатов трудящихся.

Государственный акт на право пользования землей составляется в двух экземплярах: первый экземпляр выдается землепользователю, а второй экземпляр хранится в райисполкоме (горисполкоме).

3. Советам Министров союзных республик:

обеспечить руководство работами по осуществлению выдачи государственных актов на право пользования землей;

организовать, где это необходимо, ко времени выдачи государственных актов на право пользования землей выполнение работ по уточнению размеров землепользований, закреплению долговременными межевыми знаками границ землепользований, а также проверку использования всеми землепользователями предоставленных им земель по прямому назначению;

обеспечить в каждом районе ведение районной карты землепользований.

4. Контроль за выполнением работ по выдаче государственных актов на право пользования землей возложить на Министерство сельского хозяйства СССР.

5. В связи с настоящим постановлением признать утратившим силу постановление Совнаркома СССР от 7 июля 1935 года N 1385 "О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей" (СЗ СССР 1935 г. N 34, ст.300).

Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков


ОБРАЗЕЦ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ
НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ

ЗЕМЛЯ В СССР СОСТОИТ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В ПОЛЬЗОВАНИЕ. ДЕЙСТВИЯ, В ПРЯМОЙ ИЛИ СКРЫТОЙ ФОРМЕ НАРУШАЮЩИЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

ЗЕМЛЯ, ЗАНИМАЕМАЯ КОЛХОЗАМИ, ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ ЗА НИМИ В БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ, ТО ЕСТЬ НАВЕЧНО.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО И ОБЯЗАНЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ В ТЕХ ЦЕЛЯХ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОНИ ИМ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ИМ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НЕ СОВЕРШАТЬ НА СВОЕМ УЧАСТКЕ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ СОСЕДНИХ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке выдачи
государственных актов на право собственности на землю,
пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей.
2. Отделу земельной политики, землеустройства и городских

земель (т. Вергазову Р.Р.) обеспечить государственную регистрацию

Утверждена
приказом Госкомзема
Республики Татарстан
от 14 июля 1993 г. N 39

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТОВ НА ПРАВО
СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО
ВЛАДЕНИЯ, БЕССРОЧНОГО (ПОСТОЯННОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ

Инструкция вводится в действие взамен "Инструкции о порядке

составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на

право пользования землей", утвержденной Министерством сельского

хозяйства СССР 7 сентября 1976 года.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Земельным кодексом Республики Татарстан
(статья 23) право собственности на землю, пожизненное наследуемое
владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными
участками удостоверяется государственным актом.
1.2. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан
от 5 мая 1993 года N 251 "Об утверждении форм государственного
акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого
владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"
установлены две формы (N 1 и N 2) государственного акта.
1.3. Государственный акт на право собственности на землю,
пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей, выдается:
по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные
участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества, индивидуального жилищного и дачного
строительства, животноводства, строительства гаражей, для иных
целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства,
предпринимательской деятельности;
по форме N 2 - предприятиям, учреждениям, организациям,
которым предоставляются земельные участки для
сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных
нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских)
хозяйств.
1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются
органами местной администрации всем гражданам, предприятиям,
учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном
порядке земель в собственность, владение, пользование, а также
при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный
участок.
1.5. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей
нового государственного акта производится в связи с:
изменением правового статуса земельного участка
(предоставлением в собственность, владение, пользование);
укрупнением или разукрупнением землевладения,
землепользования;
внесением в площадь или расположение земельного участка
значительных изменений;
внесением в государственный акт большого количества
изменений, затрудняющих его чтение и понимание границ на чертеже;
переходом прав на земельный участок к другому собственнику,
землевладельцу, землепользователю.
1.6. Перерегистрация прав на земельный участок существующих
землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан
производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций,
личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по
земельным ресурсам и земельной реформе на основании ранее
выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным
участком. При отсутствии таких материалов оформление прав на
земельный участок производится после проведения необходимых
землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом
фактического использования земель.
При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты

выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не

являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен

местной администрацией, на основании решения которой, если одна

из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается

1.7. Собственникам земли, землевладельцам и
землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных
участков, государственный акт выдается:
один, если все чересполосные земельные участки расположены в
пределах территории, находящейся в ведении одного Совета народных
депутатов (районного, городского, поселкового, сельского);
на каждый земельный участок (группу участков), если они
расположены на территориях, находящихся в ведении нескольких
Советов народных депутатов или предоставлены для разных целей.
1.8. К государственному акту в качестве приложения выдаются:
список собственников, с указанием размера земельной доли
каждого из них, при передаче в коллективно-долевую собственность
граждан земель колхозов, других кооперативных
сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч.
созданных на базе государственных предприятий и других земель
(при выдаче государственного акта по форме N 2);
список земельных участков с особым режимом использования
земель, предоставляемых в собственность, владение и пользование
гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Право собственников на земельную долю удостоверяется справкой
по форме приложения 1, выдаваемой при выходе граждан из
предприятия или на момент его ликвидации.
1.9. Государственный акт составляется на татарском языке с
подстрочным русским текстом.
1.10. Бланк государственного акта изготовляется на офсетной
бумаге N 1. Размеры бланков: по форме № 1 - 150 х 210 мм на 6
страницах, по форме N 2 - 210 х 300 на 8 страницах.
1.11. Государственный акт составляется в двух экземплярах,
каждый из которых подписывается руководителем местного Совета
народных депутатов и скрепляется гербовой печатью. При передаче
права решения вопросов о выдаче государственных актов
исполнительному органу Совета народных депутатов -
государственный акт подписывается главой местной администрации.
Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику
земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в
районном (городском) комитете по земельным ресурсам и земельной
реформе или сельской, поселковой, городской администрации.
1.12. Обеспечение проведения землеустроительных работ, при
составлении и выдаче государственных актов, возложено на Кабинет
министров Республики Татарстан и Государственный комитет
Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе.
Составление государственных актов и необходимые при этом
землеустроительные работы проводятся районными, городскими
комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе с

привлечением организаций, имеющих право на проведение указанных

II. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТОВ

2.1 При составлении государственного акта проводится проверка
наличия и сбор документов, удостоверяющих право собственности,
пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и
предоставлению земель, планово-картографических материалов,
генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных
пунктов, проектов землеустройства, геодезических и других данных
о границах участка, уточнение наличия посторонних
землепользователей, а также сведений об установленных на
предоставленной территории режимах использования земель. На
основании изучения и анализа собранных материалов, в зависимости
от их качества и вида оформления (первичное предоставление
земельного участка или перерегистрация прав на землю),
устанавливаются виды, содержание и объемы землеустроительных
работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость
установления или восстановления границ, уточнения площадей
земельных угодий.
2.2. При выдаче государственного акта в порядке
перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей,
фактического состояния, полноты, эффективности и целевого
использования земель при необходимости проводятся контрольные
измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При
наличии споров или отсутствии документов, удостоверяющих право
пользования земельным участком, в обязательном порядке
производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся
границ используемого земельного участка.
В случае установления фактов, когда часть земель не
используется или используется неэффективно, не по целевому
назначению, то по предложению районного (городского) комитета по
земельным ресурсам и земельной реформе местная администрация
может исключить ее из площади, на которую перерегистрируются
права на землю, и зачислить в специальный земельный фонд для
последующего перераспределения.
2.3. Границы земельных участков, установленные утвержденным
проектом землеустройства, а также уточненные в порядке
перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру
(на местность) с закреплением внешних границ землевладения
(землепользования) межевыми знаками (железобетонные или
деревянные столбы, железные трубы и уголки).
Установление и закрепление границ в натуре производится в
соответствии с действующими техническими требованиями.
2.4. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на
местности) специалистами землеустроительных органов совместно с
гражданами или представителями тех собственников земли,
землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются
земельные участки, с участием представителей смежных
землепользователей. Все указанные лица извещаются о предстоящих
землеустроительных действиях по установлению границ в натуре
повестками, которые должны быть вручены не позднее, чем за два
дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки)
представителей смежных землепользователей об этом составляется
протокол и землеустроительные действия не прекращаются. Явка
представителей собственников земель, землевладельцев или
землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки,
обязательна.
При определении границ на местности составляется акт
установления (восстановления), в котором дается описание
положения границ на местности и делается запись о передаче
межевых знаков на сохранность собственникам земли,
землевладельцам и землепользователям и об ответственности за их
уничтожение.
2.5. После установления и закрепления границ земельного
участка на местности или когда границы и размеры землевладения
(землепользования) установлены ранее и не являются спорными,
комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе вносится в
местную администрацию предложение для принятия решения о выдаче
на этот участок государственного акта соответствующей формы.
2.6. В решении о выдаче государственного акта указываются:
наименование или фамилия, имя, отчество собственника,
владельца, пользователя земли и его адрес;
основание для выдачи государственного акта (номер и дата
решения Совета народных депутатов о предоставлении земельного
участка);
общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям;
цель предоставления земель;
правовое положение земельного участка (собственность,
владение, пользование);
особые условия использования земель на предоставленном
участке.
2.7. Заполнению государственного акта предшествует
составление "Чертежа границ земель, находящихся в собственности,
владении, пользовании". Чертеж границ размещается в
государственном акте: по форме N 1 - на 4-й странице, по форме N
2 - на 3-й и 4-й страницах.
Масштаб чертежа выбирается в зависимости от размера и
конфигурации землевладения и землепользования и с таким расчетом,
чтобы на нем можно было показать все поворотные точки границ
земельных участков.
2.8. Чертеж границ составляется на основании натурных
измерений, имеющихся планово-картографических материалов, или,
при наличии, планов границ землепользований, прилагаемых к ранее
выданным документам, удостоверяющим право на землю.
2.9. На чертеже границ показываются:
поворотные точки границ земельного участка;
точки, закрепленные в натуре межевыми знаками;
линейные объекты (дороги, валы, лесополосы, каналы и другие),
элементы гидрографической сети (реки, озера), являющиеся
границами закрепляемого участка;
границы и номера земельных участков других собственников,
владельцев и пользователей, арендаторов, земель запаса,
населенных пунктов, расположенных в границах земель,
предоставляемых по государственному акту (земли постороннего
пользования);
границы и номера участков (зон) с особым режимом
использования земель;
границы земель, предоставляемых в собственность.
На чертеже показываются границы всех чересполосных участков.
В случаях, когда площади земельных участков передаваемых в
собственность, владение, пользование определялись путем натурных
обмеров, без координирования поворотных точек, на чертеже границ
в обязательном порядке показываются линейные промеры между
поворотными точками.
Все элементы чертежа земель вычерчиваются в условных знаках,
принятых в землеустройстве.
2.10. Если государственный акт по форме N 2 выдается на
крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж
границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается
вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких
случаях, на 3-ей странице государственного акта, в перечне
приложений, приводится название этого чертежа.
2.11. При заполнении 2-й и 3-й страниц государственного акта
указывается наименование Совета народных депутатов или органа
местной администрации, принявшего решение о предоставлении земли.
При заполнении строк на этих же страницах, где указывается
правовое положение земель, а также на 6-ой странице в
"Экспликации земель. " проставляются площади земельных участков,
предоставляемых в собственность, владение, пользование. При
отсутствии таких площадей ставится прочерк.
На 2-й и 3-й страницах также приводятся номера и наименования
всех приложений, выдаваемых вместе с государственным актом.
2.12. На странице 7 государственного акта по форме N 2 в
таблице "Земли других собственников, владельцев, пользователей и
т.п." записываются наименование всех собственников,
землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи земельные
участки расположены внутри закрепляемого земельного массива, а
также площади и номера этих участков на чертеже.
Как земли постороннего пользования в этой таблице,
показываются также земли запаса и населенных пунктов. В этом
случае приводятся название местного Совета народных депутатов и
общие площади земель в разрезе населенных пунктов и участков
земель запаса, переданных в его ведение.
2.13. Одновременно составляются и изготовляются приложения к
государственному акту.
Приложение N 1 "Список собственников" составляется при
передаче земель колхозов, других кооперативных
сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том
числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных
предприятий, в коллективно-долевую собственность граждан. В нем
указывается фамилия, имя, отчество гражданина (без сокращения) и
размер земельной доли каждого собственника.
В приложении N 2 "Список земельных участков с особым режимом
использования" указывается номер участка на чертеже границ,
наименование территории с особым режимом использования земель,
общая площадь, площадь сельскохозяйственных угодий и пашни на
участке, установленный режим использования земель.
В графе "Установленный режим использования земель" приводится
нормативный документ, которым установлен режим на данной
территории.
Указанное приложение подписывается в обязательном порядке
председателем районного (межрайонного) комитета по экологии и
природопользованию.
2.14. При заполнении таблиц государственного акта и
приложений к нему, при наличии чересполосных участков, данные
заполняют по каждому чересполосному участку и в целом по
землевладению (землепользованию).
2.15. Все таблицы и приложения к государственному акту,
чертеж границ подписываются председателем районного (городского)
комитета по земельным ресурсам и земельной реформе.
2.16. Материалы по составлению и выдаче государственного акта
формируются в землеустроительное дело, которое должно содержать:
а) копию или выписку из решения местного Совета народных
депутатов или местной администрации о предоставлении земельного
участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче
Государственного акта;
б) выписку из государственной земельной кадастровой книги;
в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;
г) ведомость вычисления координат точек границ земель или
абрис с результатами обмера земельных участков;
д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в
собственность, владение, пользование;
е) перечень нормативных документов, на основании которых
установлен особый режим использования земель;
ж) акт установления (восстановления) границ;
з) корешки повесток о вызове представителей с распиской;
и) документы по контролю и приемке работ;
к) журналы и абрис полевых измерений, материалы по их
обработке.
Материалы, указанные в подпунктах б) и в), включаются в дело
при перерегистрации прав на землю.
2.17. Землеустроительные дела по выдаче государственных актов
хранятся в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и
земельной реформе или в сельской, поселковой, городской
администрации.
2.18. Ответственность за правильность составления

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 4-В11-34 Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку, признавая недействительным государственный акт о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, суд не решил вопрос о том, какое нарушенное право истцов по первоначальному иску подлежит защите и каким способом

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 4-В11-34 Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку, признавая недействительным государственный акт о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, суд не решил вопрос о том, какое нарушенное право истцов по первоначальному иску подлежит защите и каким способом

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 4-В11-34

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Харланова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Негищевой Е.Е., Кулагина A.А., Терени Н.И., Станчиц А.Н. к ООО "Протасово МГ", администрации Мытищинского муниципального района Московской области о признании Государственного акта о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей МО-12 N19 недействительным, по встречному иску ООО "Протасово МГ" к Негищевой Е.Е., Кулагину А.А., Терене Н.И., Станчиц А.Н. о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права собственности, исключении записей из ЕГРП, признании недействительными постановления главы Мытищинского района Московской области от 3 февраля 1997 г. N 406 "О выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли членам АОЗТ "Протасово МГ", постановления главы Мытищинского района Московской области от 13 февраля 1997 г. N 539 "О внесении дополнений в постановление главы Мытищинского района от 3 февраля 1997 г. N 406", постановления главы Мытищинского района Московской области от 26 мая 1998 г. N 1659 "О внесении дополнений в постановление главы Мытищинского района от 3 февраля 1997 г. N 406" по надзорной жалобе представителя ООО "Протасово МГ" Полозова А.A. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 10 сентября 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 декабря 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., объяснения представителей ООО "Протасово МГ" - Полозова А.А. и Орехова В.Н., поддержавших доводы надзорной жалобы, представителя администрации Мытищинского муниципального района Московской области - Карманова А.В., представителя Станчиц А.Н. - Шкляева О.Е., представителя Терени Н.И., Негищевой Е.Е. - Горшкова Р.С., возражавших против удовлетворения надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением главы Мытищинского района Московской области N 3235 от 14 октября 1992 г. АОЗТ "Протасово МГ" из земель совхоза "Менжинец" предоставлен земельный участок общей площадью 905,78 га, из них в коллективную совместную собственность бесплатно - 443,33 га, в коллективную совместную собственность за плату - 350,62 га, в долгосрочную аренду сроком на 49 лет без права выкупа - 111,83 га. Земельные участки общей площадью 364,42 га зачислены в земельный фонд для последующего предоставления. На основании указанного постановления АОЗТ "Протасово МГ" выдан Государственный акт о праве собственности на землю, согласно которому АОЗТ "Протасово МГ" предоставлено в коллективную совместную собственность 793,95 га земли, из них бесплатно 443,33 га для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" 1 июля 1994 г. главой Мытищинского района Московской области принято постановление N 2259 "О выдаче собственникам земельных долей свидетельств на право собственности на землю", которым руководителю АОЗТ "Протасово МГ" поручено организовать работу по уточнению и предоставлению в администрацию района списков граждан с указанием размеров принадлежащих им земельных долей.

На основании указанных списков главой Мытищинского района Московской области приняты постановления N 406 от 3 февраля 1997 г., N 539 от 13 февраля 1997 г., N 1659 от 26 мая 1998 г. "О выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли членам АОЗТ "Протасово МГ".

Негищева Е.Е., Кулагин А.А., Тереня И.И. (наследодатель Тереня Н.И.), Федосеева А.С. (наследодатель Станчиц А.Н.) входили в число лиц, имеющих право на получение земельной доли в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан".

В 1999 году проведена инвентаризация земель ЗАО "Протасово МГ" и главой Мытищинского района Московской области 9 марта 2000 г. принято постановление N 574 "О внесении изменений в постановление главы администрации Мытищинского района N 3235 от 14 октября 1992 г.", которым п. 2 указанного постановления изложен в новой редакции: "ЗАО "Протасово МГ" в собственность за плату предоставить 6 (шесть) земельных участков общей площадью 314,4 га, в аренду предоставить земельный участок площадью 111,83 га".

На основании постановления главы Мытищинского района Московской области N 574 от 9 марта 2000 г. ЗАО "Протасово МГ" выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельные участки общей площадью 314,4 га.

Постановлением главы Мытищинского района Московской области N 4593 от 21 ноября 2005 г. внесены изменения в п. 3 постановления N 3235 от 14 октября 1992 г., в соответствии с которыми в общую долевую собственность бесплатно гражданам-собственникам земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения предоставлены для ведения сельскохозяйственного производства земельные участки площадью 533689 кв. м, 372645 кв. м, 434868 кв. м, 1084024 кв. м, утверждены границы этих земельных участков. Земельные участки поставлены на кадастровый учет.

Негищева Е.Е., Кулагин А.А., Тереня Н.И., Станчиц А.Н., указывая на то, что являются участниками общей долевой собственности на указанные земельные участки, обратились с иском в суд к ООО "Протасово МГ", администрации Мытищинского муниципального района Московской области о признании Государственного акта о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей МО-12 N 19 недействительным. Ссылались на то, что он не соответствует требованиям законодательства, действовавшего на момент его выдачи, и нарушает права истцов; кроме того, земельные участки, принадлежащие указанным лицам на праве общей долевой собственности, входят согласно оспариваемому Государственному акту в состав земель ООО "Протасово МГ".

ООО "Протасово МГ" обратилось в суд со встречным иском к Негищевой Е.Е., Кулагину А.А., Терене Н.И., Станчиц А.Н. о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации их права собственности на доли земельных участков, обязании УФРС исключить из ЕГРП записи о регистрации права собственности указанных лиц на доли земельных участков, признании недействительными постановлений главы Мытищинского района Московской области о выдаче свидетельств о праве собственности на землю, указав, что ответчики не являлись акционерами АОЗТ (ЗАО) "Протасово МГ", которое с момента его учреждения состоит из одного учредителя - МНТК "Микрохирургия глаза". АОЗТ (ЗАО) "Протасово МГ" преобразовано в ООО "Протасово МГ" и не относится к юридическим лицам, созданным в результате реорганизации колхозов, совхозов в акционерные общества, члены трудовых коллективов которых имели право на бесплатное получение земельных долей.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 10 сентября 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 декабря 2010 г., первоначальный иск удовлетворен, во встречном иске отказано.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2011 г. отказано в передаче надзорной жалобы представителя ООО "Протасово МГ" - Полозова А.А. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В повторной надзорной жалобе представителем ООО "Протасово МГ" - Полозовым А.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2011 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2011 г. отменено и надзорная жалоба представителя ООО "Протасово МГ" - Полозова А.А. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе, возражения на надзорную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения норм права были допущены судами первой и кассационной инстанций.

Удовлетворяя исковые требования Негищевой Е.Е., Кулагина А.А., Терени Н.И., Станчиц А.Н. и отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, пришел к выводу о том, что оспариваемый Государственный акт не соответствует требованиям законодательства, действовавшего на момент его выдачи, нарушает право долевой собственности истцов, поскольку на основании него ответчику предоставлены земельные участки, внутри границ которых находятся земельные участки, принадлежащие истцам и другим лицам, не поименованным в Государственном акте, местоположение и границы которых не определены и не обозначены в Государственном акте.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что вынесенные судебные постановления приняты без учета норм действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Такое же значение имеют для суда, рассматривающего гражданское дело, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда ( часть 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанных положений, обстоятельства, которые были установлены по ранее рассмотренному делу судом, арбитражным судом, если в другом деле, рассматриваемом судом общей юрисдикции, участвуют те же лица, имеют преюдициальное значение для суда общей юрисдикции, что предполагает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Мытищинского городского суда Московской области от 15 мая 2008 г., установлены обстоятельства, касающиеся создания АОЗТ "Протасово МГ". Суд пришел к выводу о том, что АОЗТ "Протасово МГ" создано не в порядке реорганизации какого-либо колхоза или совхоза, а в соответствии с положением об акционерных обществах, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об утверждении положения об акционерных обществах", единственным учредителем ГУ МНТК "Микрохирургия глаза"; спорные земельные участки приобретены АОЗТ "Протасово МГ" на основании постановления главы Мытищинского района Московской области N 3235 от 14 октября 1992 г. из фонда перераспределения земель, изъятых у совхоза "Менжинец"; в силу юридического статуса данного общества наличие "пайщиков" и "дольщиков" исключалось, так как имущественные паи и земельные доли определялись только трудовым коллективом реорганизуемых колхозов и совхозов.

Лицами, участвовавшими в рассмотренном деле, являлись те же лица, что и в споре по настоящему делу, а именно ООО "Протасово МГ", Кулагин А.А., Негищева Е.Е., Тереня Н.И., Станчиц А.Н. (том 3, л.д. 17-124).

Однако судом при рассмотрении данного дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Мытищинского городского суда Московской области от 15 мая 2008 г., учтены и оценены в порядке статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были.

Из решения суда следует, что довод ответчика ООО "Протасово МГ" о том, что АОЗТ "Протасово МГ" не относится к юридическим лицам, созданным в результате реорганизации колхозов, совхозов в акционерные общества, члены трудовых коллективов которых имели право на получение земельных долей, признан судом несостоятельным.

Однако этот вывод суда сделан без учета положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что решение суда является противоречивым.

Рассматривая дело, суд указал на то, что Государственный акт является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом (том 7, л.д. 438).

Тем не менее, установив, что в период с 1996 по 2005 годы произошли изменения в правовом статусе земельных участков, предоставленных в соответствии с постановлением главы Мытищинского района Московской области N 3235 от 14 октября 1992 г., а также изменения, связанные с их площадью, возникновением общей долевой собственности у истцов, переходом прав на земельные участки к другим собственникам, которые не были внесены ни в Государственный акт, ни в чертеж, приложенный к нему, а вместо нового Государственного акта гражданам и ООО "Протасово МГ" в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" были выданы свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки, расположенные в границах земельных массивов, отображенных на чертеже к Государственному акту, суд пришел к выводу о том, что Государственный акт нарушает право долевой собственности, поскольку на основании него ответчику предоставлены земельные участки, внутри границ которых находятся земельные участки, принадлежащие истцам и другим лицам, не поименованным в Государственном акте, местоположение и границы которых не определены и не обозначены в Государственном акте.

Между тем правоустанавливающий документ, фиксируя определенные факты, сам по себе каких-либо прав не устанавливает и не прекращает.

В связи с этим вывод суда о нарушении Государственным актом права долевой собственности истцов является неправомерным.

Кроме того, суд не учел следующее.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 указанного Кодекса.

Из содержания названной статьи следует, что последствием признания такого акта недействительным является восстановление нарушенного права в общем порядке согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако признавая недействительным Государственный акт о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей МО-12 N 19, суд не решил вопрос о том, какое нарушенное право истцов по первоначальному иску подлежит защите и каким способом.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и кассационной инстанций и названные выше нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и требуют устранения путем отмены вынесенных судебных постановлений.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона, определив все судебные постановления, имеющие преюдициальное значение для данного дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: