Государственные воздушные суда это

Обновлено: 22.04.2024

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО — воздушное судно, используемое, в частности, на военной, таможенной и полицейской службах (ст. 3 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). К Г.в.с. положения и нормы этой Конвенции в целом не применяются. Полеты Г.в.с. над территорией другого государства осуществляются только по разрешению, предоставляемому специальным соглашением, или по разовому разрешению и в соответствии с их условиями. Государства при установлении правил полетов для своих Г.в.с. обязаны обращать должное внимание на безопасность гражданских воздушных судов. Воздушный кодекс РФ 1997 г. относит к государственной авиацию, используемую для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а тж. для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

Юридическая энциклопедия . 2015 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО — воздушное судно, используемое, в частности, на военной, таможенной и полицейской службах (ст. 3 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). К Г.в.с. положения и нормы этой Конвенции в целом не применяются. Полеты Г.в.с. над… … Энциклопедический словарь экономики и права

ВОЗДУШНОЕ СУДНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО … Юридическая энциклопедия

ВОЗДУШНОЕ СУДНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — воздушное судно, используемое на военной, таможенной, полицейской (милицейской) и другой государственной службе, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач. Полеты В.с.г. над территорией другого государства осуществляются только по… … Юридический словарь

ВОЗДУШНОЕ СУДНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО) … Энциклопедический словарь экономики и права

воздушное судно государственное — воздушное судно, используемое на военной, таможенной, полицейской (милицейской) и другой государственной службе, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач. Полеты В.с.г. над территорией другого государства осуществляются только по… … Большой юридический словарь

СУДНО ВОЗДУШНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ — ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО … Юридическая энциклопедия

Судно воздушное государственное — Государственное воздушное судно воздушное судно, используемое для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач. Источник: СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ… … Официальная терминология

СУДНО ВОЗДУШНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО) … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСТ Р 54580-2011: Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 54580 2011: Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения оригинал документа: 3.1.1 вертолет: Воздушное судно тяжелее воздуха, которое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РД 52.21.703-2008: Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии — Терминология РД 52.21.703 2008: Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии: 2.1.1 авиационная метеорология: Прикладная дисциплина, изучающая метеорологические условия деятельности авиации, влияние их на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Основные принципы, касающиеся юрисдикции государств над воздушным пространством и воздушными судами, были сформулированы на Чикагской конференции по международной гражданской авиации 1944 года и закреплены в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Данный документ вступил в действие в 1947 году и в настоящее время ее участниками является 191 государство мира.

Оба вышеназванных договора регулируют порядок осуществления контроля над невоенными воздушными судами, хотя они не содержат положений, регламентирующих регулярные пассажирские перевозки. Подобные перевозки, в свою очередь, регулируются рядом двусторонних соглашений, включающих единые стандарты обеспечения безопасности международных перевозок, а также правила навигации и контроля за воздушными судами, утвержденные Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В связи с ростом количества незаконных захватов (угонов) и других действий, наносящих ущерб безопасности международному воздушному транспорту, был заключен ряд договоров, касающихся актов на борту воздушного судна. Основные международно-правовые положения содержится в Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года, которая дополняется Монреальской конвенцией ИКАО о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности международной гражданской авиации 1971 года.

Согласно Гаагской конвенции 1970 года, каждая из договаривающихся сторон обязуется применять в отношении угонов воздушных судов «суровые меры наказания». В конвенции также закрепляется ряд принципов, устанавливающих порядок осуществления юрисдикции в отношении подобных преступлений.

Аналогичные положения, касающиеся юрисдикции государств над воздушными судами, содержатся в Монреальской конвенции 1971 года.

Фактически, Гаагская конвенция явилась большим шагом на пути признания воздушного пиратства как преступления универсальной юрисдикции, которая, по крайней мере, для сторон договора, применяется в соответствии с положениями ст. 7.

Одной из слабых сторон Конвенции является то, что она не налагает позитивное обязательство выдавать преступника, а лишь обязывает своих участников включать угон воздушного судна в качестве преступления, влекущего выдачу, в любые договоры о выдаче, заключаемые между договаривающимися государствами (ст. 8). Строго говоря, в экстрадиции не было бы необходимости, если бы все государства применяли универсальную юрисдикцию. Тем не менее, тот факт, что угон иногда рассматривается как «политическое» преступление означает, что некоторые государства не считают угонщиков преступниками безусловно.

Нормы, касающиеся юрисдикции над воздушными судами, содержащиеся в Чикагской конвенции 1944 года, образуют достаточно полную систему, но, как всегда, фактическое осуществление юрисдикции во многом зависит как от воли самих государств, так и от прав, предоставленных им в соответствии с международными соглашениями.

Превосходный пример многогранной проблемы, которая может появится в связи с преступлениями, совершаемых на борту воздушных судов, является дело об инциденте над Локерби.

Похожие записи

Государственные воздушные суда – это воздушные суда, принадлежащие и эксплуатируемые государственными органами. Такое достаточно

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — это специализированное учреждение ООН, основанное с целью обеспечения

Государственные воздушные суда

Государственные воздушные суда – это воздушные суда, принадлежащие и эксплуатируемые государственными органами. Такое достаточно объемное определение основывается на праве собственности. Следовательно, не только воздушные суда, используемые на военной, полицейской или таможенной службах, но и воздушные суда, принадлежащие и эксплуатируемые государственными органами в коммерческих целях, должны рассматриваться как государственные воздушные суда. Хотя рамки такого определения могут быть слишком широкими, оно отличается ясностью и прозрачностью.

Другой подход предусматривает квалификацию воздушных судов, главным образом, на основе их целевого назначения. Если воздушное судно используется в гражданских целях, оно считается гражданским воздушным судном; если для государственных нужд – государственным воздушным судном. Воздушное судно используется для государственных целей, когда оно эксплуатируется государственными структурами и выполняет исключительно государственно-служебные функции или обязанности. Это определение будет включать в себя самолеты и вертолеты, используемые для осуществления военной, полицейской, таможенной, пограничной, поисково-спасательной, пожарной, почтовой и многих других служб.

Развитие международно-правовых норм.

Конвенция о регулировании воздушных передвижений, подписанная в Париже 13 октября 1919 года, (Парижская конвенция) была первой кодификацией воздушного права. В статье 30 Парижской конвенции проводилось разграничение между частными и государственными воздушными судами. В соответствии с этим положением государственными считались:

  1. военные воздушные суда; и
  2. воздушные суда, используемые исключительно для осуществления какой-либо государственной службы, как то: почтовой, таможенной, полицейской.

В статье 31 Парижской конвенции приводилось определение военно-воздушного судна как воздушного судна, состоящего под командованием лица, находящегося на военной службе. В Конвенции содержались специальные ограничения для военных, таможенных и полицейских самолетов, вместе с тем признавалось существование других категорий государственных воздушных судов, к которым применялись общие положения конвенции.

Правовая ситуация существенно изменилась с принятием 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). В отличие от Парижской конвенции Чикагская конвенция, в соответствии с ее статьей 3, п. a, не применяется к государственным воздушным судам. Статья 3, п. b Чикагской конвенции заявляет, что воздушные суда, используемые на военной, таможенной или полицейской службах, рассматриваются в качестве государственных воздушных судов. К сожалению, в Чикагской конвенции не содержится определения государственных воздушных судов, таким образом, сфера действия статьи 3 остается неопределенной.

Кроме того, опираясь на положения Чикагской конвенции, воздушные суда, используемые на военных, таможенных или полицейских службах, были исключены из сферы действия Женевской конвенции о международном признании прав на воздушные суда (1948), Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963), Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970) и Монреальской конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971). Эти конвенции не применяются в отношении указанных категорий воздушных судов, однако распространяются на прочие государственные воздушные суда.

Государственные воздушные суда

Современное правовое положение.

Международное воздушное право предусматривает, что государства обладают суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией, включая территориальное море. Следовательно, никакие летательные аппараты, будь то гражданские или государственные, не могут пересекать границу и производить полет над территорией другого государства без предварительно полученного разрешения. Чикагская конвенция подтверждает данную обычно-правовую норму, но ее режим устанавливает определенные привилегии на влет или транзитный полет для гражданских воздушных судов, включая принадлежащие или контролируемые государством. Что касается военных, таможенных и полицейских самолетов, ст. 3, п. c Чикагской конвенции определяет, что они могут совершать полет над территорией другого государства, только получив специальное разрешение и соблюдая его условия.

Государственные воздушные суда, которые согласно Чикагской конвенции приравниваются к частным, подпадают под действие статьи 3-бис данной конвенции. Следовательно, государства должны воздерживаться от применения силы против таких самолетов в полете, даже если они летят без разрешения в воздушном пространстве над его территорией или отклоняются от назначенных маршрутов.

В мирное время военные, таможенные и полицейские воздушные суда, нарушающие иностранное воздушное пространство, могут быть перехвачены и идентифицированы, выдворены, сопровождены и принуждены к посадке на указанном аэродроме. Как правило, они не могут быть атакованы, хотя допускается производить предупредительный огонь, если данные летательные аппараты нарушают установленный порядок. Что касается военно-воздушных судов, они могут подвергаться нападению, но только в том случае, когда есть основания полагать, что нарушитель имеет недружественные намерения. В период войны будут применяться законы военного времени. Если военный самолет пересекает нейтральное воздушное пространство, он может быть перехвачен и принужден к посадке, после чего экипаж и воздушное судно будут интернированы.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года (см. также Международное морское право), государственные воздушные суда, согласно ст. 87, п. 1 и ст. 58, п. 1 указанной конвенции, могут свободно пересекать открытое море и исключительную экономическую зону и при определенных условиях пользоваться правом пролета через международные проливы и воздушные коридоры над архипелажными водами.

В соответствии со статьями 39 и 54 Конвенции ООН по морскому праву государственные воздушные суда, пролетающие над международными проливами и архипелажными морскими коридорами, должны, как правило, соблюдать Правила полетов, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), и действовать с должным учетом безопасности полетов. Кроме того, государства-участники Чикагской конвенции согласились в статье 3, п. d уделять должное внимание безопасности навигации гражданских воздушных судов при установлении правил для своих государственных воздушных судов.

На государственные воздушные суда распространяются определенные иммунитеты. Статья 32 Парижской конвенции констатирует, что военно-воздушные суда, получившие разрешение на полет в иностранном воздушном пространстве, пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются иностранным военным кораблям. В частности, военно-воздушные суда, находящиеся в аэропорту, не подпадают под юрисдикцию территориального государства, не могут быть задержаны и конфискованы региональными властями, а местные должностные лица не могут подниматься на борт воздушного судна без согласия его командира. Однако, военные самолеты и вертолеты должны соблюдать требования местных служб безопасности, правила воздушного движения, фискальные и санитарные нормы, либо незамедлительно покинуть суверенное воздушное пространство. Кроме того, получив соответствующие указания, они обязаны немедленно удалиться из запрещенного района.

Территориальное государство не имеет юрисдикции в отношении экипажа за деяния, совершенные на борту или в связи с обслуживанием летательного аппарата. Военные воздушные суда, несанкционированно попавшие в иностранное воздушное пространство, даже в случае бедствия или форс-мажорных обстоятельств, не пользуются данными иммунитетами. Следовательно, военный самолет или вертолет может быть конфискован, а экипаж подвергнут мерам наказания.

Вопрос о том, пользуются ли другие государственные воздушные суда какими-либо иммунитетами и привилегиями, остается неясным.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО - воздушное судно, используемое, в частности, на военной, таможенной и полицейской службах (ст. 3 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). К Г.в.с. положения и нормы этой Конвенции в целом не применяются. Полеты Г.в.с. над территорией другого государства осуществляются только по разрешению, предоставляемому специальным соглашением, или по разовому разрешению и в соответствии с их условиями. Государства при установлении правил полетов для своих Г.в.с. обязаны обращать должное внимание на безопасность гражданских воздушных судов. Воздушный кодекс РФ 1997 г. относит к государственной авиацию, используемую для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а т.ж. для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО — воздушное судно, используемое, в частности, на военной, таможенной и полицейской службах (ст. 3 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). К Г.в.с. положения и нормы этой Конвенции в целом не применяются. Полеты Г.в.с. над… … Юридическая энциклопедия

ВОЗДУШНОЕ СУДНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО … Юридическая энциклопедия

ВОЗДУШНОЕ СУДНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — воздушное судно, используемое на военной, таможенной, полицейской (милицейской) и другой государственной службе, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач. Полеты В.с.г. над территорией другого государства осуществляются только по… … Юридический словарь

ВОЗДУШНОЕ СУДНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО) … Энциклопедический словарь экономики и права

воздушное судно государственное — воздушное судно, используемое на военной, таможенной, полицейской (милицейской) и другой государственной службе, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач. Полеты В.с.г. над территорией другого государства осуществляются только по… … Большой юридический словарь

СУДНО ВОЗДУШНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ — ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО … Юридическая энциклопедия

Судно воздушное государственное — Государственное воздушное судно воздушное судно, используемое для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач. Источник: СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ… … Официальная терминология

СУДНО ВОЗДУШНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО) … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСТ Р 54580-2011: Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 54580 2011: Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения оригинал документа: 3.1.1 вертолет: Воздушное судно тяжелее воздуха, которое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РД 52.21.703-2008: Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии — Терминология РД 52.21.703 2008: Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии: 2.1.1 авиационная метеорология: Прикладная дисциплина, изучающая метеорологические условия деятельности авиации, влияние их на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

Полезное

Смотреть что такое "Воздушное судно" в других словарях:

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. Источник: Руководство по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ВОЗДУШНОЕ СУДНО — по определению Воздушного кодекса РФ летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды . B.C. считается имеющим национальную… … Юридический словарь

воздушное судно — сущ., кол во синонимов: 1 • самолет (97) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

воздушное судно — ВС Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. [ФАП от 31 марта 2002] Тематики авиационные правила Синонимы ВС … Справочник технического переводчика

Воздушное судно — (англ. air vessel) в воздушном законодательстве РФ летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст. 32 ВозК РФ*). B.C.,… … Энциклопедия права

ВОЗДУШНОЕ СУДНО — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. В.с. считается имеющим национальную принадлежность того государства, в котором… … Юридическая энциклопедия

Воздушное судно — Airbus A380 самый большой серийный авиалайнер в мире. У этого термина существуют и другие значения, см. Воздушный корабль (значения). Воздушное судно, в соответстви … Википедия

Воздушное судно — 1. Воздушное судно летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Источник: Воздушный кодекс Российской Федерации от… … Официальная терминология

Воздушное судно, потерпевшее бедствие, — Воздушное судно, потерпевшее бедствие, воздушное судно, получившее при взлете, полете, посадке или при падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома. Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ВОЗДУШНОЕ СУДНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — воздушное судно, используемое на военной, таможенной, полицейской (милицейской) и другой государственной службе, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач. Полеты В.с.г. над территорией другого государства осуществляются только по… … Юридический словарь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: