Государственные служащие имеют право на забастовку в какой стране

Обновлено: 24.04.2024

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

ГАРАНТ:

Согласно ГК РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г., не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

ГАРАНТ:

О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов см. письмо Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года статьей 8 обязал страны, ратифицировавшие Пакт признать право каждого человека на забастовки при условии их осуществления в соответствии с законами конкретной страны.

В настоящее время право на забастовку закреплено в законодательстве подавляющего числа зарубежных стран, поскольку оно является важной предпосылкой рационального разрешения противоречий в сфере трудовых отношений.

Правовое регулирование забастовок, прежде всего, регламентирует критерии законных и незаконных забастовок, которые существенно отличаются в разрезе стран. Различают следующие критерии или факторы законности/незаконности забастовок с учетом специфики стран:

  • отсутствие предварительного согласования проведения забастовки профессиональным союзом – это фактор незаконности забастовки для США, Германии, Японии и фактор законности забастовки для Великобритании, Италии, Швеции,
  • отсутствие конфликта, связанного с коллективно-договорными отношениями и вызвавшего забастовку – это фактор незаконности забастовки для США, Канады, Германии и фактор законности забастовки для большинства стран,
  • забастовка, связанная с проявлением солидарности – это фактор незаконности забастовки для Великобритании, Японии, Новой Зеландии и фактор законности забастовки для Франции, Италии, Бельгии,
  • политический характер забастовки – это фактор незаконности забастовки для большинства стран и фактор законности забастовки для Швеции, Италии, Германии (при условии, что забастовка не нацелена на подрыв конституционного строя и не сопровождается насилием),
  • участие в забастовке государственных служащих – это фактор незаконности забастовки для США, Дании, Швейцарии, Германии и фактор законности забастовки для большинства стран,
  • участие в забастовке работников, занятых в предоставлении общественных услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения (электроснабжение, водоснабжение, отопление, транспорт, связь, пожарная охрана, неотложная медицинская помощь и др.) – это фактор незаконности забастовки для абсолютного большинства стран и фактор законности забастовки для Франции, Австралии, Канады, Швеции (но только в случае выполнения бастующими в этих странах целого ряда ограничительных условий, минимизирующих риски для общества),

Участие в законной забастовке влечет за собой определенные материальные потери для забастовщиков. Так, за период забастовки им не выплачивается заработная плата, также не выплачивается им и пособие по безработице, поскольку считается, что их безработица носит добровольный характер. Заболевшему забастовщику, как правило, не выплачивается пособие по болезни.

Участие в незаконной забастовке и организация такой забастовки, в соответствии с законодательством зарубежных стран, ведет к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности, как забастовщиков, так и профсоюзов, возглавивших такую забастовку.

Помимо традиционной, коллективной забастовки в ряде стран имеются законы разрешающие индивидуальную забастовку. В этом случае законодательство предоставляет работнику, в случае нарушения его индивидуальных прав, самому принимать решение об отказе выполнять свои обязательства по трудовому договору. Так, например, Трудовой кодекс Азербайджана разрешает работнику при возникновении трудового спора объявить индивидуальную забастовку сроком до одного месяца. Работодатель вправе не выплачивать индивидуальному забастовщику заработную плату. При продолжающейся неурегулированности трудового спора и работник и работодатель могут обратиться в суд с просьбой признать действия сторон незаконными.

3. при невыполнении работодателем соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.

4. при неисполнении решения трудового арбитража

Во всех этих случаях ра­ботники вправе приступить к забастовке.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Забастовка— временный добровольный отказ работников от ис­полнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).

Участие в забастовке является добровольным. Запрещено принуждение к участию в забастовке или отказу от участия в ней и недопустимы угрозы по отношению к тем, кто прекратил работу в связи с забастовкой. Лица, принуждающие к участию в забастовке или отказу от участия в ней, могут при­влекаться к дисциплинарной, адм. ответственности, уг. ответ-ти.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом, например, оно ограничено для государственных служащих Федеральной государственной службы (?).

Являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с зак-вом о чрезв. положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности гос-ва, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезв. ситуаций; в правоохранительных органах; в орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеят-ти населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур

Работодатель, ОИВ, органы МСУ и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять завися­щие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного по­рядка, сохранности имущества работодателя (организации) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых создаст непосред­ственную угрозу жизни и здоровью людей.

В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и при­ступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указан­ного решения суда органу, возглавляющему забастовку, который должен немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда, ко­торым забастовка признана незаконной.

При заявлении (в письменной форме) работником, кот-й не может трудиться в связи с забастовкой и не участвует в ней, о начале простоя в связи с забастовкой производится оплата простоя в порядке и размерах, предусмотренных ТК (ст. 157). Работодатель вправе переводить указанных работников на другую работу в порядке, пре­дусмотренном ст. 74 ТК. Более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, может быть предусмотрен колл. дог­ром, соглашением либо соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения колл. трудового спора.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью лю­дей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся забастовку приостановить также на срок до 30 дней. В особых случаях приостановить забастовку вправе Правитель­ство РФ до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

Представители работодателя и работников, виновные в невыполне­нии обязательств по соглашению, достигнутому в результате примири­тельной процедуры, привлекаются к адм. ответ-ти в порядке, установленном зак-вом РФ об адм. правонарушениях (ч. 2 ст. 416 ТК).

Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, забастовка — это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

Право на забастовку — это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем.

ТК указывает, что право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается способом разрешения коллективного трудового спора. ТК не допускает и ограничивает право на забастовку в некоторых случаях (ст. 413). В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

- в период введения военного или чрезвычайного положения, либо особых мер в связи с этим, в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательными и поисково-спасательными работами, противопожарными работами, предупреждениями и ликвидациями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;

- в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Следовательно, ТК расширил как безусловный, так и условный запрет забастовок и конкретизировал его. Так, запрещено участие в забастовках федеральным государственным служащим.

Порядок объявления забастовки ТК урегулировал четко. Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если на собрании (конференции) присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюза. Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК). Кроме того, предусмотрена возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает на этот период времени минимум необходимых работ (услуг).

Признание забастовки незаконной производится решением ВС республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. А данный орган обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.

Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона» а также забастовки ранее указанных работников, которым закон ограничивает право ее проведения, и забастовки в период чрезвычайного положения.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить неначавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на 10 календарных дней. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективному трудовому спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т.е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка (если на ней выполняются нормы труда) или их тарифной ставки (если эти нормы не выполняются).

Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке. Более того, ст. 415 ТК запрещает локаут, т.е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.

Законом четко установлена ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствует их проведению, несут дисциплинарную или административную ответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере до 50 МРОТ, налагаемый в судебном порядке. Такую же ответственность несут представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате проведения примирительной процедуры.

Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях (ст. 416 ТК).

Закон предусмотрел ответственность работников за продолжающееся проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно уволить. К организаторам незаконной забастовки могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие работников к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству РФ.

Предприятия, организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, несут материальную ответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды предприятия, организации, в том числе и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается бастующим предприятием в соответствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответственность само предприятие, поскольку оно заключало договор. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, то такое возмещение Ущерба производится за счет средств профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.

Конституция обошла вниманием вопрос о системе государственной службы на местах, вследствие этого организация служебной деятельности в управленческом аппарате штатов и местных органов власти является прерогативой властей штатов и местного управления. Служебная деятельность чиновников исполнительных органов штатов, за исключением видов деятельности, финансируемых из федерального бюджета, не подлежит регулированию федеральным законодательством. Работа служащих местных органов власти также в значительной степени строится на независимой от властей штатов основе.

Таким образом, с юридической точки зрения в США не существует единой государственной службы, она разделена по административно-территориальному принципу. Федеральная государственная служба состоит из множества административно-управленческих структур, правовая основа деятельности которых различна. Существуют также особые («исключенные») федеральные службы – заграничная служба, ФБР, ЦРУ и др.

Система организации государственной службы в США носит название «система открытой государственной службы» или «система найма». Должности в государственной администрации классифицируются в зависимости от квалификации и выполняемых задач. Служащий нанимается на конкретную должность, может оставить ее по своему желанию, имеет право перехода в частный сектор.

В основу организации федеральной государственной службы положено деление служащих на две категории – конкурсную и патронажную. К первой категории относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг». Ко второй категории относятся те государственные служащие, которые назначаются на должности единолично президентом, либо по совету и с согласия сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т.п.). Кроме того, к числу патронажных относятся доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных исполнительных органов (советники, секретари министров и др.).

Должности государственных служащих делятся на 18 категорий - первые 8 отведены техническим исполнителям; с 9 по 15 – среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высшей квалификации; с 16 по 18 – высшему руководящему составу.

Законодательство США достаточно эффективно решает задачу ограничения неконтролируемого роста высшего звена государственной службы. Общая ее численность не должна превышать 10777 человек (п.413 Свода законов США). Установлены ограничения и в отношении других категорий служащих. Общее число некарьерных государственных служащих не должно превышать 10% от общей численности высшего руководящего состава.

«Патронажные должности» занимают лица, пользующиеся доверием президента или глав министерств и ведомств. Отбор на должности карьерной службы проводится в двух формах – «открытой» (для должностей конкурсной службы) и «закрытой» (для государственного департамента, служб здравоохранения и лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность может быть занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен. При закрытом наборе занятие постов осуществляется в порядке карьерной службы в данной системе. В целом через конкурсную систему проходят свыше 60% всех государственных служащих. «Закрытая» форма требует от служащего начинать службу с низшей должности, доступ лицам «со стороны» на средние и высшие посты практически невозможен.

Одним из главных принципов государственной службы США является соблюдение равенства возможностей при трудоустройстве, льготы установлены лишь для некоторых категорий, в том числе для ветеранов войны, бывших военнослужащих, представителей национальных меньшинств. Среди условий приема на гражданскую службу важную роль играют вопросы гражданства. Согласно законодательству, в государственные учреждения лица, не имеющие гражданства США, принимаются в том случае, если на данную должность не претендуют граждане страны.

При подборе кадров на высшие должностные посты действует система «патронажа». Отбором персонала в этом случае занимаются советники президента. Служебная деятельность политических служащих подчиняется специальным положениям федеральной службы, где зафиксированы правила приема, порядок установления зарплаты, нормы социального обеспечения и прочие вопросы. В целом численность назначенных по политическому признаку составляет около 3 тыс.

Испытательный срок не должен превышать одного года, по истечении которого кандидат зачисляется в штат.

Продвижение государственных служащих по служебной лестнице осуществляется в соответствии с «системой заслуг», которая характеризуется следующими критериями:

1) набор на государственную службу должен производиться из числа квалифицированных лиц и по возможности из различных слоев общества; отбор кандидатов и продвижение по службе должны осуществляться исключительно с учетом способностей, заданий и профессиональной подготовки на основе справедливого и открытого конкурса, который обеспечивает всем равные возможности;

2) ко всем служащим и претендентам на занятие должности, независимо от их политической принадлежности, вероисповедания, национального происхождения, пола, семейного положения, возраста или физических недостатков, должно проявляться справедливое и беспристрастное отношение при рассмотрении любых вопросов управления кадрами при полном уважении к их частной жизни и конституционным правам;

3) за равную работу должна быть обеспечена равная оплата с учетом как федеральных, так и местных ставок оплата труда для служащих частного сектора, а для высококачественной работы должны быть предусмотрены соответствующие стимулы и поощрения;

4) все служащие должны отвечать высоким требованиям профессионального и должного поведения и заботиться об общественных интересах;

5) федеральная рабочая сила должна использоваться производительно и эффективно;

6) сохранение должностей государственными служащими зависит от результатов их деятельности; деятельность, не соответствующая установленным требованиям, должна быть скорректирована; следует выявлять тех служащих, которые не могут или не желают улучшать качество своей работы в соответствии с установленными стандартами;

7) следует обеспечить эффективное обучение и подготовку служащих при условии, что такое обучение и подготовка имеют своей целью лучшую организацию работы и профессиональной деятельности;

8) служащие должны быть защищены от произвола, протекционизма или принуждения к осуществлению партийно-политических целей, служащим запрещается использовать свое служебное положение или влияние для вмешательства в избирательную кампанию или воздействия на результаты выборов или на выдвижение кандидатов во время избирательных кампаний;

9) служащие должны быть защищены от преследований за законное оглашение информации, которая, как обоснованно считают служащие, свидетельствует: а) о нарушениях какого-либо закона, правила или постановления, либо б) о неправильном управлении, растрате фондов, злоупотреблении властью либо о наличии существенной и реальной опасности для благосостояния или угрозы для безопасности общества (пар. 3301 титула 5 Свода законов США).

Специализированными органами по управлению государственной службой США являются Управление по делам государственной службы, Совет по вопросам защиты системы заслуг, специальная комиссия. Во главе Управления по делам государственной службы стоит директор, назначаемый президентом по совету и с согласия сената на 7 лет. Совет рассматривает жалобы и принимает решения по вопросам системы заслуг в организациях государственной службы США, проводит специальные расследования и докладывает президенту и конгрессу о необходимых мерах. При этом решения Совета обязательны к выполнению всеми органами исполнительной власти и государственными служащими.

Предусмотрены также дополнительные ограничения, призванные защитить политических служащих. В частности, запрещается отставка или перевод не по собственному желанию руководителей, входящих в Службу высших администраторов в первые 120 дней после смены правительственной администрации.

О том, насколько серьезно в США относятся к правам служащих свидетельствует практика вынужденного сокращения штатов. Решения о том, какие должности сохраняются, принимают руководители учреждений. Критерии при планировании этих мер определяются ими строго в соответствии с законами. О сокращении штатов служащим сообщают не менее чем за 60 дней. Служба управления персоналом предлагает сотрудникам конкретное содействие в назначении на ту или иную должность. Сами министерства и ведомства предлагают вакантные места, прежде всего тем, кому грозит сокращение. Единственной причиной, по которой могут уволить работника – это неисполнение или плохое исполнение своих должностных обязанностей. В этом случае неисполнение должно быть доказано документально и рассмотрено независимой комиссией.

В министерствах и ведомствах существует тщательно разработанная система подачи и рассмотрения жалоб. При этом правила гарантируют служащему доступ ко всем материалам, имеющим отношение к его жалобе. Совет по защите системы заслуг представляет собой судебно-арбитражный орган, призванный обеспечить соблюдение законодательства в области работы с кадрами. Особые функции выполняет Служба специального независимого должностного лица Совета по защите системы заслуг, который отвечает за проведение расследований обращений и заявлений служащих в случаях проведения «запрещенной» кадровой политики. Помимо Службы управления персоналом и Совета по защите системы заслуг в США действует Комиссия по равным возможностям занятости, которая взяла на себя функции контроля за соблюдением закона о гражданской службе. Права служащих также отстаивает Федеральная комиссия по трудовым отношениям.

Законодательство особо регламентирует вопрос о назначении должностных окладов. Особенности формирования государственной службы в США обусловили две независимые шкалы оплаты служащих федерального аппарата: для чиновников конкурсной государственной службы и для чиновников заграничной службы. Не определена единая основа оплаты труда в штатах и в системе федеральных органов. Зарплата устанавливается в соответствии с тем местом, которое занимает служащий в должностной иерархии, но при этом установлена определенная градация должностных окладов, что дает возможность изменить их размеры в зависимости от опыта, профессиональных знаний, качества исполнения обязанностей. Шкалы зарплаты большей части работников федеральных органов федеральных ведомств утверждает Конгресс. Ставки гражданских (конкурсных) служащих устанавливает непосредственно администрация министерств. Зарплата работников штатов и местных органов устанавливается в законодательном порядке этими органами.

Обязанности государственных служащих в общих чертах закреплены в Кодексе этики государственной службы, утвержденной Конгрессом в 1958 г. Согласно ему, каждый чиновник обязан:

1. поддерживать Конституцию, законы;

2. работать эффективно и добросовестно, использовать наиболее результативные способы решения рабочих задач;

3. не осуществлять дискриминации;

4. не давать обещаний, касающихся выполнения обязанностей;

5. не использовать конфиденциальной информации для извлечения собственной выгоды;

6. вскрывать все известные ему случаи коррупции.

В случае недобросовестной работы применяются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в должности, временное отстранение от должности без оплаты труда до 14 дней, отпуск без содержания на срок до 30 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы. За некоторые виды должностных проступков предусматривается уголовное наказание. При этом все дисциплинарные меры могут быть обжалованы служащим в Совете по защите системы заслуг.

Государственные служащие имеют право организовывать профсоюзные организации, вступать в них и помогать им. Вместе с тем по закону служащим запрещено принимать участие в забастовках. Запрещено также замедление работы (так называемые «итальянские забастовки») и пикетирование, поскольку при поступлении на государственную службу каждый чиновник дает клятву на верность Конституции и обязуется не участвовать в забастовках против федерального правительства. В штатах, ситуация несколько иная. В 15 южных штатах права служащих на забастовку не предусмотрены, а в остальных 35 штатах практикуются в той или иной мере переговоры между властными органами штатов и профсоюзами государственных служащих. Все условия профессиональной деятельности, за исключением оплаты труда и льгот, оговариваются в коллективном договоре.




Право на забастовку и его реализация
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 Трудового кодекса РФ).
Право на забастовку
Забастовка – крайняя, исключительная мера разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовку, как способ разрешения коллективного трудового спора, признано Конституцией РФ. Это право относится к одному их основных прав и свобод человека и гражданина и может быть реализовано только с использованием установленных федеральным законом правил.

В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка – ультимативное действие работников, давление на работодателя, чтобы путем временного прекращения работы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах.

Забастовка – завершающий, последний этап разрешения коллективного трудового спора (если на предыдущих этапах соглашение не достигнуто). Она может быть организована работниками или их представителями в случаях, если:
Примирительные процедуры не привели стороны к соглашению по трудовому спору.
Работодатель уклоняется от примирительных процедур.
Работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
В этих и других предусмотренных законом случаях работники вправе приступить к забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Право на забастовку включает в себя как право на ее организацию, проведение, так и право на участие в ней. Право профсоюзов на организацию и проведение забастовок как средства защиты социально-трудовых прав и интересов работников предусмотрено ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Право на забастовку может быть ограничено в исключительных случаях, установленных федеральным законом. Задача сбалансированности интересов бастующих работников и интересов общества решается в соответствии со статьей 55 Конституции РФ, в силу которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

В соответствии с трудовым законодательством (ст. 409 ТК РФ) участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Добровольность участия в забастовке является одним из основных условий ее правомерности, которое отражено в самом понятии забастовки.
Орган, возглавляющий забастовку
Правом объявления забастовки обладают работники организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, либо работники, являющиеся членами профсоюзной организации, путем принятия решения на собрании (конференции). Объявление забастовки работниками цеха, участка, отдела, бригады и т.п., не являющихся обособленными подразделениями организации, следует признать неправомерным.

Собрание (конференция) работников принимает решение об объявлении забастовки, а также об основных условиях ее проведения (дате и времени начала забастовки, ее продолжительности и т.д.). Закон не устанавливает специальных требований к процедуре голосования – тайное или открытое. Эти вопросы решаются собранием. Решение оформляется в письменной форме.

Ни представительные органы работников, ни специально созданный орган, возглавляющий забастовку, не могут определять условия ее проведения.

Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимается профсоюзом (объединением профсоюзов), но затем должно быть утверждено на собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности. Исходя из этого можно заключить, что забастовка может проводиться только в тех организациях, работники которых приняли решение об утверждении решения собрания (конференции) об объявлении забастовки.

Работодатель не может препятствовать проведению собрания (конференции) работников по поводу объявления забастовки. Наоборот, согласно ч. 4 ст. 410 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставить для собрания (конференции) помещение и создать необходимые условия для проведения этого собрания (конференции).

Трудовой кодекс РФ в ч. 6 ст. 410 предусматривает право работников на проведение часовой предупредительной забастовки при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Орган, ее возглавляющий, обязан обеспечить минимум необходимых работ (услуг) во время ее проведения.

Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию, цель которой – продемонстрировать готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Прибегнуть к такой акции можно лишь один раз за все время рассмотрения коллективного трудового спора. Объявить предупредительную забастовку может представительный орган работников, участвующий в примирительных процедурах. Предупредительная забастовка может быть признана незаконной по основаниям, предусмотренным статьей 413 Трудового кодекса РФ.

На работодателя возлагается обязанность предупредить соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров о предстоящей забастовке. Предупреждение необходимо для того, чтобы указанный государственный орган имел возможность своевременно оказать сторонам спора содействие в организации примирительных процедур.

Забастовку возглавляет орган, избранный общим собранием (конференцией) при объявлении забастовки, или соответствующий орган профсоюза.

Трудовой кодекс РФ не содержит норм о порядке формирования органа, возглавляющего забастовку. Он только называет этот орган представительным органом работников. При наличии в данной организации профсоюза, члены которого составляют не менее половины работников организации, забастовку возглавляет его выборный орган.
Права органа, возглавляющего забастовку
Основные права органа, возглавляющего забастовку, определены в ч. 2 ст. 411 ТК РФ. В частности, этому органу законодательством предоставлены полномочия, необходимые при разрешении коллективного трудового спора.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право:
По собственной инициативе созывать собрания (конференции) работников, где могут решаться вопросы, например, о приостановлении забастовки, организации выполнения минимума необходимых работ, о прекращении забастовки.
Требовать от работодателя (его представителя) предоставления информации по вопросам, затрагивающих интересы работников, в том числе по производственным, экономическим, хозяйственным, по предмету коллективного трудового спора.
Привлекать для дачи заключений по возникающим вопросам специалистов, например, в области права, экономики, финансов, техники.
Принимать решение о приостановке забастовки.
Принимать решение о возобновлении забастовки.
Приостановка забастовки
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Такое решение принимается по причинам, которые, по мнению этого органа, являются важными, например, урегулирование принципиальных вопросов спора, принятие совместного решения о проведении переговоров.

Специальных условий, которые должны служить основанием приостановки забастовки, трудовое законодательство не предусматривает. Забастовка может быть приостановлена на определенное время, на неопределенное время либо время возобновления забастовки может быть увязано с невыполнением работодателем (его представителем) определенных условий, поставленных органом, возглавляющим забастовку.

Если забастовка приостановлена на определенное время и в решении органа, возглавляющего забастовку, об этом указано, то принятие отдельного решения о продолжении забастовки не требуется. Если забастовка была приостановлена на неопределенное время, то для ее возобновления необходимо принять решение о возобновлении.

О возобновлении забастовки работодатель (его представитель) и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров – не позднее чем за 3 (три) рабочих дня.

Следовательно, в зависимости от конкретных обстоятельств орган, возглавляющий забастовку, принимает решение о приостановке забастовки по собственному усмотрению, руководствуясь сложившимися обстоятельствами при разрешении конкретного коллективного трудового спора.

Обычно приостановка забастовки связана с активизацией переговоров с работодателем, появлением возможности достичь согласия и урегулировать коллективный трудовой спор. Приостановка забастовки может иметь место также для выполнения общественно необходимых работ.

Орган, возглавляющий забастовку, прекращает свою деятельность с окончанием забастовки, по достижении соглашения спорящих сторон или с признанием судом забастовки незаконной.
Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
При проведении забастовки коллективные переговоры сторон должны быть продолжены до разрешения их трудового спора путем примирительных процедур. В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять все меры по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, обеспечению работы непрерывно действующих участков и производства, машин, оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В организациях, филиалах, представительствах, иных обособленных структурных подразделениях, у индивидуального предпринимателя деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важным интересам общества, в каждой отрасли экономики России разрабатываются и утверждаются перечни минимума необходимых работ при забастовке. Их утверждают соответствующие федеральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом, а если в отрасли действует несколько общероссийских профсоюзов, то по согласованию со всеми ними. Порядок разработки и утверждения перечня необходимых работ при забастовке определяет Правительство РФ.

При определении видов работ, включаемых в минимум необходимых, закон указывает на два условия:
Включение определенных видов работ или услуг при забастовке должно быть увязано с вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан.
В минимум необходимых работ или услуг при забастовке не могут быть включены работы или услуги, не предусмотренные соответствующими федеральными, региональными перечнями необходимых работ или услуг.
Разработка минимума необходимых работ или услуг на уровне организации, филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения, а также индивидуального предпринимателя определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в трехдневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

В случае недостижения соглашения между сторонами коллективного трудового спора и органом местного самоуправления по определению минимума необходимых работ или услуг, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, соответствующий минимум необходимых работ или услуг устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Утвержденный и не оспоренный в установленном порядке сторонами коллективного трудового спора перечень минимума необходимых работ или услуг обязателен для сторон коллективного трудового спора. Каждая сторона должна принимать меры по выполнению указанных в перечне работ услуг.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: