Государственные органы налогового контроля рб

Обновлено: 17.04.2024

В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные госу­дарственные органы, которым предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включа­ются:

- Министерство по налогам и сборам РБ и инспекции Министерства по налогом и сборам РБ;

- Государственный таможенный комитет РБ и таможни;

- Государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также упол­номоченные организации и должностные лица, осуществляю­щие в установленном порядке помимо налоговых и таможен­ных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).

- Комитет государственного контроля РБ и его органы Министерство финансов РБ и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении вопросов, относимых к их компетенции.

В структуру МНС РБ входят:

1) департамент по надзору и контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья, табачных изделий

2) управления, отделы, а также инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах

6 Министерство по налогам и сборам, инспекции министерства по налогам и сборам, их статус, права и обязанности

Права налоговых органов подробным образом изложены в ст.81 НК, а именно:

1) получать от плательщика или иного обязанного лица необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, а также другую информацию, касающуюся имущества плательщиков или иного обязанного лица

2) вызывать в налоговые органы плательщиков и иных обязанных лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка

3) имеет право заявлять ходатайства

4) имеет право в установленном порядке направлять иски в суд

5) взыскивать в установленном налоговым законодательством порядке не уплаченные суммы налогов, сборов, пошлин

6) и другие права

Обязанности налоговых органов изложены в ст.82 НК, а именно:

1) действовать в строгом соответствии с законодательством;

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);

3) вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других установленных законодательством реестрах;

4) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства

5) обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней;

6) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

7) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

8) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках;

Современные инструменты в действии. Парламентарии ознакомились с ходом цифровизации налоговых сервисов

В МНС Республики Беларусь состоялась встреча с представителями ФНС России

Министерстве по налогам и сборам квалификационный аттестат вручен 500-му налоговому консультанту

1 сентября 2020 года заместитель Министра по налогам и сборам Шевченко Светлана Александровна посетила ГУО «Гимназия № 24 г.Минска»

Консультант предпринимателя

Журнал «Налоги Беларуси»



В проекте

coat-of-arms
mns_logo

  • Руководство
  • Контакты
  • Общие сведения о налоговых органах
  • Структура налоговых органов
  • Структура МНС
  • Геральдика налоговых органов
  • Стандарты обслуживания плательщиков
  • Стратегия развития налоговых органов
  • Консультативный совет
  • Положение о МНС
  • Порядок проведения коллегий
  • Прямые телефонные линии
  • Охрана труда
  • Взаимодействие со СМИ
  • Политика обработки персональных данных

Структура налоговых органов Республики Беларусь

Министерство
Для налогоплательщиков
Полезные ссылки
Контакты
Социальные сети

Для входа на Портал МНС с помощью ЭЦП нужно использовать браузер Internet Explorer или Microsoft Edge.

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Функции учета налогоплательщиков, взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в Республике Беларусь выполняет Министерство по налогам и сборам РБ. В настоящее время структура: его четко определена, что позволяет ему функционировать в качестве самостоятельного жизнеспособного института финансовой системы. В состав МНС входят центральный аппарат, выполняющий роль методологического, организационного и координирующего центра, а также инспекции в областях, городах и районах республики, которые являются юридическими лицами и призваны защищать интересы государства, права и законные интересы субъектов налогообложения (юридических лиц, в том числе иностранных, независимо от подчиненности и форм собственности, их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, предпринимателей и граждан Республик Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан).

Структура органов МНС постоянно совершенствуется, В настоящее время центральный аппарат МНС состоит из управлений и отделов. Управление методологии налогообложения юридических лиц осуществляет методическую и методологическую работу по совершенствованию исчисления налогов, которые уплачиваются юридическими лицами. В свою очередь данное управление состоит из отделов, занимающихся методологией исчисления налогов, сгруппированных по признаку объекта налогообложения и метода взимания налогов: косвенных налогов (НДС, акцизы), прямых налогов, уплачиваемых из прибыли предприятий (налог на прибыль и доходы), а также налогов и отчислений во внебюджетные фонды, которые имеют стимулирующую или целевую направленность (экологический, земельный, налог на недвижимость, в целевые бюджетные фонды и др.).

Управление методологии исчисления налогов с физических лиц и прочих доходов занимается, совершенствованием, налогооб­ложения доходов и имущества граждан, а также предпринимате­лей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Важную роль в пополнении бюджета играют не только доходы от внутренних источников страны, но и доходы от внешнеэкономической деятельности. Поэтому в составе МНС особо выделено управление методологии налогообложения прибыли и доходов от внешнеэкономической деятельности. Оно подразделено на отделы, которые занимаются методологией налогообложения иностранных юридических лиц, предприятий с иностранными инвести­циями и валютных операций, а также методологией исчисления таможенных платежей и сборов.

Контрольное управление МНС разрабатывает методологию осуществления налоговых проверок и ревизий, координирует их, анализирует информацию о результатах налогового контроля и на этой основе осуществляет совершенствование его форм и методов. Отделы контрольного управления охватывают все виды деятельности, как наиболее распространенные: производство и торговлю, так и прочие: деятельность банков, страховых организа­ций, а также предприятий с иностранными инвестициями.

В целом налоговые органы имеют вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности. Местные органы власти не влияют на кадровую политику налоговых органов, а также не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания.

В состав МНС РБ входит также комитет финансовых расследований Республики Беларусь, который является правоохранительным органом. К его основным задачам относятся предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере применения законодательства о предпринимательстве и налогах, производство дознания и предварительного следствия по делам о данных правонарушениях, обеспечение защиты сотрудников государственных налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей и др.

Основными задачами МНС РБ являются:

контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

обеспечение учета налогоплательщиков;

обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы МНС;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве;

подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

издание методических указаний и разъяснений о порядке, исчисления и взимания налогов.

По рассмотренным материалам о нарушении законодательства о налогах и предпринимательстве инспекции МНС РБ выносят следующие постановления, предписания, распоряжения:

о наложении административного взыскания;

о прекращении административного дела с освобождение нарушителя от административной ответственности в предусмотренных законодательством случаях;

об изъятии документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и иных объектов налогообложения;

о наложении ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве или об изъятии такого имущества;

о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках;

о принудительном взыскании задолженности по платежам в бюджет, финансовых санкций и пени.

Налоговые органы РБ – это специальные государственные органы, обладающие правами юридического лица, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. К налоговым органам относятся Министерство по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ) и его территориальные областные, районные, районные в городах инспекции.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы, Комитет государственного контроля и др. государственные органы.

Министерство по налогам и сборам выполняет ряд функций:

- контроль за соблюдением налогового законодательства;

- организация деятельности инспекций МНС, участие в подборе, расстановке, подготовке и переподготовке кадров;

- участие в разработке налоговой политики и положений законодательства, подготовка предложений по совершенствованию законодательства о налогах и предпринимательстве;

- проведение разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательстве, издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции МНС, разработка и утверждение форм налоговых деклараций, отчетов и других документов по расчету и уплате налогов и сборов; другие функции.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции на местах (областные, районные и районные в городах) имеют право:

- получать от плательщиков необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы и иную информацию относительно деятельности и имущества плательщика;

- вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка;

- заявлять ходатайства и подавать иски в суд о ликвидации организаций, об исключении индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП); о лишении организаций, ИП лицензий на осуществление определенных видов деятельности; и признании их деятельности незаконной, а сделок недействительными в случае нарушения установленного порядка осуществления деятельности; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика; об экономической несостоятельности плательщика;

- бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, организаций и физических лиц;

- при проведении налоговой проверки проверять документы, бухгалтерские и статистические и др. отчеты, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и др. имущество; производить личный досмотр вещей, документов и ценностей, находящихся у должностных лиц организаций и физических лиц;

- взыскивать неуплаченные суммы налогов, сборов;

- приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банке;

- проводить осмотр помещений и территории плательщика при проведении налоговой проверки; создавать налоговые посты на территории плательщика;

- проводить контрольную закупку ТМЦ для проверки соблюдения налогового законодательства, правил приема наличных денежных средств;

- назначать инвентаризацию имущества, опечатывать кассы, места хранения документов и имущества плательщика; изымать документы плательщика при проведении выездной проверки;

- вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы РБ физических лиц до погашения ими задолженности по налогам, сборам;

- изымать вещи и ТМЦ плательщика, являющиеся объектами нарушения налогового законодательства.

Налоговые органы, реализуя свои права, обязаны:

- действовать в строгом соответствии с законодательством;

- контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;

- вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других реестрах;

- информировать плательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов (в том числе с помощью радио, телевидения, печатных изданий);

- проводить налоговые проверки;

- обеспечивать взыскание неуплаченных налогов, сборов, пеней;

- осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, процентов по ним;

- соблюдать налоговую тайну и выполнять другие обязанности по закону.

Соблюдение налогового законодательства контролируется также Комитетом государственного контроля РБ. Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля является самостоятельным правоохранительным органом, осуществляющим предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно – розыскную деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства (в т.ч. пресечение коррупции в налоговых органах, наложение ареста на имущество уклоняющихся от уплаты налогов лиц, проведение проверок, привлечение к административной и уголовной ответственности).

Государственный таможенный комитет руководит процессом исполнения налоговых обязательств по осуществляемым организациями и физическими лицами экспортно-импортным операциям. Таможенные органы следят за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей, оформлением соответствующих документов. Таможенные службы также имеют право приостанавливать операции плательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налоговых обязательств по таможенным платежам.

Налоговые, таможенные органы и их должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность за неправильные решения, действия или бездействие, причиненный налогоплательщикам ущерб. Вопросами налогового управления также занимаются банки и другие кредитные учреждения.

Министерство по налогам и сборам - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, а также в пределах компетенции осуществляющий госрегулирование в рамках обеспечения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, и реализующий государственную политику в сфере игорного бизнеса.

Основные задачи

  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, включая контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных законодательными актами, законодательства о предпринимательстве, лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса, в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья;
  • осуществление контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
  • учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  • разработка предложений по вопросам регулирования и управления в сфере налогообложения.


Местоположение:

220010, г. Минск, ул. Советская, 9

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: