Государственные органы налогового контроля рб
Обновлено: 17.04.2024
В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные государственные органы, которым предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:
- Министерство по налогам и сборам РБ и инспекции Министерства по налогом и сборам РБ;
- Государственный таможенный комитет РБ и таможни;
- Государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).
- Комитет государственного контроля РБ и его органы Министерство финансов РБ и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении вопросов, относимых к их компетенции.
В структуру МНС РБ входят:
1) департамент по надзору и контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья, табачных изделий
2) управления, отделы, а также инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах
6 Министерство по налогам и сборам, инспекции министерства по налогам и сборам, их статус, права и обязанности
Права налоговых органов подробным образом изложены в ст.81 НК, а именно:
1) получать от плательщика или иного обязанного лица необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, а также другую информацию, касающуюся имущества плательщиков или иного обязанного лица
2) вызывать в налоговые органы плательщиков и иных обязанных лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка
3) имеет право заявлять ходатайства
4) имеет право в установленном порядке направлять иски в суд
5) взыскивать в установленном налоговым законодательством порядке не уплаченные суммы налогов, сборов, пошлин
6) и другие права
Обязанности налоговых органов изложены в ст.82 НК, а именно:
1) действовать в строгом соответствии с законодательством;
2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);
3) вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других установленных законодательством реестрах;
4) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства
5) обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней;
6) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
7) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;
8) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках;
- Руководство
- Контакты
- Общие сведения о налоговых органах
- Структура налоговых органов
- Структура МНС
- Геральдика налоговых органов
- Стандарты обслуживания плательщиков
- Стратегия развития налоговых органов
- Консультативный совет
- Положение о МНС
- Порядок проведения коллегий
- Прямые телефонные линии
- Охрана труда
- Взаимодействие со СМИ
- Политика обработки персональных данных
Структура налоговых органов Республики Беларусь
Министерство
Для налогоплательщиков
Полезные ссылки
Контакты
Социальные сети
Для входа на Портал МНС с помощью ЭЦП нужно использовать браузер Internet Explorer или Microsoft Edge.
Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
Функции учета налогоплательщиков, взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в Республике Беларусь выполняет Министерство по налогам и сборам РБ. В настоящее время структура: его четко определена, что позволяет ему функционировать в качестве самостоятельного жизнеспособного института финансовой системы. В состав МНС входят центральный аппарат, выполняющий роль методологического, организационного и координирующего центра, а также инспекции в областях, городах и районах республики, которые являются юридическими лицами и призваны защищать интересы государства, права и законные интересы субъектов налогообложения (юридических лиц, в том числе иностранных, независимо от подчиненности и форм собственности, их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, предпринимателей и граждан Республик Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан).
Структура органов МНС постоянно совершенствуется, В настоящее время центральный аппарат МНС состоит из управлений и отделов. Управление методологии налогообложения юридических лиц осуществляет методическую и методологическую работу по совершенствованию исчисления налогов, которые уплачиваются юридическими лицами. В свою очередь данное управление состоит из отделов, занимающихся методологией исчисления налогов, сгруппированных по признаку объекта налогообложения и метода взимания налогов: косвенных налогов (НДС, акцизы), прямых налогов, уплачиваемых из прибыли предприятий (налог на прибыль и доходы), а также налогов и отчислений во внебюджетные фонды, которые имеют стимулирующую или целевую направленность (экологический, земельный, налог на недвижимость, в целевые бюджетные фонды и др.).
Управление методологии исчисления налогов с физических лиц и прочих доходов занимается, совершенствованием, налогообложения доходов и имущества граждан, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
Важную роль в пополнении бюджета играют не только доходы от внутренних источников страны, но и доходы от внешнеэкономической деятельности. Поэтому в составе МНС особо выделено управление методологии налогообложения прибыли и доходов от внешнеэкономической деятельности. Оно подразделено на отделы, которые занимаются методологией налогообложения иностранных юридических лиц, предприятий с иностранными инвестициями и валютных операций, а также методологией исчисления таможенных платежей и сборов.
Контрольное управление МНС разрабатывает методологию осуществления налоговых проверок и ревизий, координирует их, анализирует информацию о результатах налогового контроля и на этой основе осуществляет совершенствование его форм и методов. Отделы контрольного управления охватывают все виды деятельности, как наиболее распространенные: производство и торговлю, так и прочие: деятельность банков, страховых организаций, а также предприятий с иностранными инвестициями.
В целом налоговые органы имеют вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности. Местные органы власти не влияют на кадровую политику налоговых органов, а также не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания.
В состав МНС РБ входит также комитет финансовых расследований Республики Беларусь, который является правоохранительным органом. К его основным задачам относятся предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере применения законодательства о предпринимательстве и налогах, производство дознания и предварительного следствия по делам о данных правонарушениях, обеспечение защиты сотрудников государственных налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей и др.
Основными задачами МНС РБ являются:
контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;
обеспечение учета налогоплательщиков;
обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;
разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы МНС;
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве;
подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
издание методических указаний и разъяснений о порядке, исчисления и взимания налогов.
По рассмотренным материалам о нарушении законодательства о налогах и предпринимательстве инспекции МНС РБ выносят следующие постановления, предписания, распоряжения:
о наложении административного взыскания;
о прекращении административного дела с освобождение нарушителя от административной ответственности в предусмотренных законодательством случаях;
об изъятии документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и иных объектов налогообложения;
о наложении ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве или об изъятии такого имущества;
о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках;
о принудительном взыскании задолженности по платежам в бюджет, финансовых санкций и пени.
Налоговые органы РБ – это специальные государственные органы, обладающие правами юридического лица, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. К налоговым органам относятся Министерство по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ) и его территориальные областные, районные, районные в городах инспекции.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы, Комитет государственного контроля и др. государственные органы.
Министерство по налогам и сборам выполняет ряд функций:
- контроль за соблюдением налогового законодательства;
- организация деятельности инспекций МНС, участие в подборе, расстановке, подготовке и переподготовке кадров;
- участие в разработке налоговой политики и положений законодательства, подготовка предложений по совершенствованию законодательства о налогах и предпринимательстве;
- проведение разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательстве, издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции МНС, разработка и утверждение форм налоговых деклараций, отчетов и других документов по расчету и уплате налогов и сборов; другие функции.
В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции на местах (областные, районные и районные в городах) имеют право:
- получать от плательщиков необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы и иную информацию относительно деятельности и имущества плательщика;
- вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка;
- заявлять ходатайства и подавать иски в суд о ликвидации организаций, об исключении индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП); о лишении организаций, ИП лицензий на осуществление определенных видов деятельности; и признании их деятельности незаконной, а сделок недействительными в случае нарушения установленного порядка осуществления деятельности; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика; об экономической несостоятельности плательщика;
- бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, организаций и физических лиц;
- при проведении налоговой проверки проверять документы, бухгалтерские и статистические и др. отчеты, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и др. имущество; производить личный досмотр вещей, документов и ценностей, находящихся у должностных лиц организаций и физических лиц;
- взыскивать неуплаченные суммы налогов, сборов;
- приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банке;
- проводить осмотр помещений и территории плательщика при проведении налоговой проверки; создавать налоговые посты на территории плательщика;
- проводить контрольную закупку ТМЦ для проверки соблюдения налогового законодательства, правил приема наличных денежных средств;
- назначать инвентаризацию имущества, опечатывать кассы, места хранения документов и имущества плательщика; изымать документы плательщика при проведении выездной проверки;
- вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы РБ физических лиц до погашения ими задолженности по налогам, сборам;
- изымать вещи и ТМЦ плательщика, являющиеся объектами нарушения налогового законодательства.
Налоговые органы, реализуя свои права, обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;
- вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других реестрах;
- информировать плательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов (в том числе с помощью радио, телевидения, печатных изданий);
- проводить налоговые проверки;
- обеспечивать взыскание неуплаченных налогов, сборов, пеней;
- осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, процентов по ним;
- соблюдать налоговую тайну и выполнять другие обязанности по закону.
Соблюдение налогового законодательства контролируется также Комитетом государственного контроля РБ. Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля является самостоятельным правоохранительным органом, осуществляющим предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно – розыскную деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства (в т.ч. пресечение коррупции в налоговых органах, наложение ареста на имущество уклоняющихся от уплаты налогов лиц, проведение проверок, привлечение к административной и уголовной ответственности).
Государственный таможенный комитет руководит процессом исполнения налоговых обязательств по осуществляемым организациями и физическими лицами экспортно-импортным операциям. Таможенные органы следят за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей, оформлением соответствующих документов. Таможенные службы также имеют право приостанавливать операции плательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налоговых обязательств по таможенным платежам.
Налоговые, таможенные органы и их должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность за неправильные решения, действия или бездействие, причиненный налогоплательщикам ущерб. Вопросами налогового управления также занимаются банки и другие кредитные учреждения.
Министерство по налогам и сборам - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, а также в пределах компетенции осуществляющий госрегулирование в рамках обеспечения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, и реализующий государственную политику в сфере игорного бизнеса.
Основные задачи
- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, включая контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных законодательными актами, законодательства о предпринимательстве, лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса, в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья;
- осуществление контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
- учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
- разработка предложений по вопросам регулирования и управления в сфере налогообложения.
Местоположение:
220010, г. Минск, ул. Советская, 9
Официальный сайт:
Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.
Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.
К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.
Автор статьи
Читайте также:
- Основные права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства
- Какая модель социального страхования состоит из данных уровней государство работодатели работник
- Может ли прокуратура проверять судебных приставов
- Виды экспертиз в психиатрии трудовая военная судебная
- Национализация египтом суэцкого канала и запрет прохождения израильских судов