Государственные органы как субъекты трудового права виды компетенция

Обновлено: 19.04.2024

Государственные органы контроля за соблюдением трудового законодательства, в частности инспекции труда, органы государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности, органы государственного энергетического надзора, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью могут участвовать в отношениях по надзору за соблюдением правил поведения другими субъектами трудового права, а также по урегулированию трудовых споров. Из ст. 2 Конституции РФ следует, что защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, является обязанностью государства. Одним из направлений выполнения данной государственной обязанности является осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. В связи с чем праву работников и их представителей на обращение в органы государственного надзора за соблюдением законодательства о труде корреспондирует обязанность названных органов своевременно устранить нарушения прав и свобод в сфере труда. Невыполнение, а также ненадлежащее выполнение перечисленными органами своих обязанностей может стать основанием для их привлечения к установленным в законодательстве мерам ответственности. Например, работники, их представители вправе требовать возмещения убытков, причиненных по вине органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, а также компенсации морального вреда, причиненного виновными и неправомерными действиями должностных лиц указанных органов. В свою очередь, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства вправе потребовать от представителей работодателя устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя устранить такие нарушения. Работодатели, их представители, работники и их представители вправе обжаловать в суд действия и решения должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением законодательства о труде. В этом случае эти органы выступают в качестве заинтересованных лиц, а признание их действий незаконными может стать поводом для предъявления исковых требований о возмещении убытков и компенсации морального вреда. Перечисленные элементы правового статуса органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства позволяют отнести их к числу субъектов трудового права.

Органы по урегулированию индивидуальных трудовых споров также являются субъектами трудового права. Из ст. 18 Конституции РФ следует, что система судов общей юрисдикции существует с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина правосудием, очевидно, что данное конституционное правило распространяется и на права и свободы в сфере труда. В связи с чем праву работников, их представителей обратиться за судебной защитой корреспондирует обязанность суда обеспечить правосудием права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Ненадлежащее выполнение судебными органами данной обязанности может стать поводом для предъявления к государству требований о возмещении понесенных в связи с неправомерными действиями должностных лиц судебной системы убытков и компенсации морального вреда. Работодатели также не лишены возможности требовать возмещения убытков, причиненных по вине нерадивых служителей судебной власти. В связи с чем судебные органы следует признать субъектами трудового права.

КТС как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров также обязана правильно и своевременно разрешать поступающие на ее рассмотрение заявления. Ненадлежащее выполнение данной обязанности может стать основанием для возмещения работодателем, а в ряде случаев и работником понесенных в связи с вынесением решения КТС убытков. Члены КТС несут ответственность перед работниками и работодателем, наделившими их полномочиями по рассмотрению трудовых споров. Сказанное позволяет отнести КТС к числу субъектов трудового права.

Примирительная комиссия, трудовой арбитраж, посредник, служба по урегулированию коллективных трудовых споров также являются субъектами трудового права. Перечисленные органы и лица несут определенные обязанности и обладают отдельными правами по урегулированию коллективных трудовых споров. Ненадлежащее выполнение ими своих функций может стать основанием для ответственности работодателей и представителей работников, а также для отказа от их услуг по урегулированию коллективного трудового спора. Представители указанных органов могут участвовать в деле о признании забастовки незаконной. В связи с чем возможно сделать вывод о том, что перечисленные органы и лица обладают элементами правового статуса субъекта трудового права.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственные органы как субъекты трудового права

Субъектами трудового права являются Федеральная инспекция труда и специализированные государственные службы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет Федеральная инспекция труда (ст.353 ТК) – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

2. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она осуществляет надзор за санитарным состоянием производственных помещений, рабочих мест, производственных столовых, буфетов, общежитий и т.п.; проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил всеми должностными лицами администрации всех производств. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действует на основании Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ».

4. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»).

5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).

6. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).

7. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

S’ами ТП явл. Фед. инспекция труда и специализированные гос. службы, осуществляющие надзор за соблюдением зак-ва о труде и правил по охране труда.

К ним относятся след. органы с их территориальными учреждениями:

Гос. надзор и контроль за соблюдением труд. зак-ва и иных НПА содержащих нормы ТП, всеми работодателями на тер-рии РФ осущ-вляет фед. инспекция труда (ст.353 ТК) – единая централизованная система, состоящая из фед. органа исп. власти, уполномоченного на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением труд. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы ТП, и его тер-риальных органов (гос. инспекций труда);

Гос. надзор за точным и единообразным исполнением труд. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы ТП, осуществляют Ген. прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Гос. санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осущ-вляется Фед. службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она осущ-вляет надзор за санитарным состоянием производственных помещений, рабочих мест, производственных столовых, буфетов, общежитий и т.п.; проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил всеми должностными лицами администрации всех производств. Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действует на основании Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ"

Фед. служба по труду и занятости (Роструд) явл. фед. органом исп. власти, осуществляющим ф-ции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражд. службы, по оказанию гос. услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (Постановление Прав-ва РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Фед. службе по труду и занятости")

Фед. служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) явл. фед. органом исп. власти, осуществляющим ф-ции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные ф-ции в области гос. безопасности в указанной сфере. (Постановление Прав-ва РФ от 30.07.2004 N 401 "О Фед. службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Гос. надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Фед. службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (Постановление Прав-ва РФ от 30.07.2004 N 401 "О Фед. службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исп. власти S’ов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Прав-вом РФ фед. органом исп. власти.

В 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, и тем самым приняла на себя обязательства по созданию системы инспекций труда за соблюдением трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

Правовое положение этих органов как субъектов трудового права закреплено в гл. 57 Трудового кодекса РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Служба действует на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы — государственные инспекции труда. Государственные инспекции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов, городов и межрегиональные государственные инспекции во главе с Федеральной службой по труду и занятости составляют единую централизованную систему государственных органов — Федеральную инспекцию труда. Инспекция уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра здравоохранения и социального развития РФ.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости представляет министру здравоохранения и социального развития РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов и проект положения о территориальных органах Службы.

Федеральная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которым эта служба является органом государственного горного надзора.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (Госсанэпидемнадзор) осуществляет надзор за состоянием производственных помещений, рабочих мест и т.д., проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Вопрос 14. Понятие профессиональных союзов, их задачи и функции. Нормативное правовое регулирование их деятельности.

Право на объединение в профсоюзы — это конституционное право, предусмотренное ст. 30 Конституции РФ.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

В настоящее время деятельность профсоюзов подробно урегулирована Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Субъектом трудового права является не сама массовая организация работников, а ее органы на всех уровнях. Профсоюзы осуществляют свою деятельность на основе принимаемых ими уставов, и государственной регистрации не подлежат. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которая осуществляется в уведомительном порядке.

Профсоюзы являются участниками правового регулирования труда на всех этапах, т.е. при их создании, реализации и контроле (профсоюзном) за соблюдением трудового законодательства.

Система профсоюзов в России в настоящее время выглядит следующим образом:

первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

общероссийский профсоюз;

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;

профсоюзный орган — орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;

профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности, запрещено.

ТК РФ Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

(часть пятая введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: