Государственные корпорации как юридические лица публичного права

Обновлено: 18.04.2024

О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
22 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2016 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение публично-правовых компаний, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Статья 2. Понятие публично-правовой компании

1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации (далее также - решение о создании публично-правовой компании) и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава.

3. Публично-правовая компания может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (за исключением государственных корпораций, указанных в части 4 настоящей статьи), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, федеральных государственных учреждений в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр", а также некоммерческой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление функций по формированию компенсационного фонда долевого строительства, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации.

4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2018 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 452-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

Статья 3. Решение о создании публично-правовой компании

Решением о создании публично-правовой компании должны быть определены, в том числе в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом:

1) ее наименование, цели деятельности;

2) функции и полномочия публично-правового характера, осуществление которых возлагается на публично-правовую компанию, порядок их осуществления;

3) место ее нахождения;

4) виды деятельности, которые она вправе осуществлять;

5) источники, порядок, способы и сроки формирования имущества публично-правовой компании;

6) порядок распоряжения имуществом публично-правовой компании;

7) направления расходования средств публично-правовой компании, полученных в том числе в результате приносящей доход деятельности;

8) порядок осуществления от имени Российской Федерации функций и полномочий учредителя публично-правовой компании;

9) порядок формирования и компетенция органов публично-правовой компании;

10) иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Устав публично-правовой компании

Устав публично-правовой компании должен содержать сведения о наименовании, месте нахождения, порядке управления деятельностью публично-правовой компании, а также другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и решением о создании публично-правовой компании.

Статья 5. Правовое положение публично-правовой компании

1. Учредителем публично-правовой компании является Российская Федерация.

2. Публично-правовая компания имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

3. Публично-правовая компания имеет счет в Центральном банке Российской Федерации и (или) лицевые счета в органах Федерального казначейства, а также вправе открывать счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, если иное не предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

3_1. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в кредитных организациях на территории Российской Федерации, которые перестали соответствовать указанным требованиям. При установлении требований к кредитным организациям Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) кредитной организации и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76_1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Банком России. Правительство Российской Федерации вправе установить лимиты размещения средств публично-правовой компанией в кредитной организации в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации. Публично-правовая компания уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о каждом открытии, закрытии, об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, о заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками и внесении в них изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к иностранным банкам, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в иностранных банках, которые перестали соответствовать указанным требованиям.

(Часть дополнительно включена с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 267-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 394-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3_2. Публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского счета, банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" в случае, если это предусмотрено Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".

(Часть дополнительно включена с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 267-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 470-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2018 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 452-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3_3. Публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета, заключать договоры банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с частью 3_1 настоящей статьи, в случае включения таких кредитных организаций в перечень кредитных организаций, размещенный для указанных целей Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

(Часть дополнительно включена с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 267-ФЗ)

3_4. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, публично-правовая компания вправе открывать в таком банке банковские и иные счета, заключать с ним договоры банковского вклада (депозита) вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 3_1 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. При этом в случае установления Правительством Российской Федерации лимитов размещения средств публично-правовой компанией в кредитных организациях в соответствии с частью 3_1 настоящей статьи указанные лимиты в отношении такого банка определяются на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка.

(Часть дополнительно включен с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 469-ФЗ)

3_5. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 3_3 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Банка России указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

(Часть дополнительно включен с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 469-ФЗ)

3_6. В случае, если банк, включенный в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 3_3 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана, такой банк включается Банком России в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия этого решения.

(Часть дополнительно включен с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 469-ФЗ)

4. Публично-правовая компания имеет право:

1) создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

2) создавать коммерческие организации и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами, принимать участие в российских организациях и иностранных организациях, в том числе в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, для достижения целей, предусмотренных решением о создании публично-правовой компании. Порядок участия в иностранных организациях устанавливается наблюдательным советом публично-правовой компании;

3) являться участником ассоциаций (союзов).

5. Публично-правовая компания вправе осуществлять иные права, предусмотренные решением о создании публично-правовой компании.

6. Публично-правовая компания вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено решением о создании публично-правовой компании и ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

7. Публично-правовая компания отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Российская Федерация не отвечает по обязательствам публично-правовой компании, а публично-правовая компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

9. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют внешний государственный аудит (контроль) в отношении публично-правовой компании.

10. Федеральными законами о создании публично-правовых компаний, а также правовыми актами Президента Российской Федерации может быть предусмотрено осуществление Президентом Российской Федерации отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Глава 2. Имущество публично-правовой компании

Статья 6. Имущество публично-правовой компании

1. Имущество публично-правовой компании формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате преобразования юридических лиц в публично-правовую компанию, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

2. Состав имущества, передаваемого публично-правовой компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации. Одновременно Правительством Российской Федерации может быть установлен перечень имущества и (или) видов имущества публично-правовой компании, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании.

2_1. Предоставление публично-правовой компании средств федерального бюджета для формирования ее имущества осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(Часть дополнительно включена с 4 мая 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года N 93-ФЗ)

3. Имущество публично-правовой компании принадлежит ей на праве собственности и используется для достижения целей деятельности публично-правовой компании и осуществления возложенных на нее функций и полномочий.

4. Часть имущества публично-правовой компании по решению наблюдательного совета публично-правовой компании может быть безвозмездно передана в собственность Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

5. Публично-правовая компания может формировать резервный фонд и иные целевые фонды на основании решения наблюдательного совета публично-правовой компании.

6. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени публично-правовой компании, возмещения убытков, причиненных публично-правовой компании по вине органов управления публично-правовой компании.

Глава 3. Управление публично-правовой компанией

Статья 7. Органы управления публично-правовой компании

Органами управления публично-правовой компании являются наблюдательный совет публично-правовой компании, генеральный директор публично-правовой компании, а также правление публично-правовой компании в случае, если его создание предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

Статья 8. Наблюдательный совет публично-правовой компании

1. Высшим органом управления публично-правовой компании является наблюдательный совет публично-правовой компании.

2. Наблюдательный совет публично-правовой компании осуществляет контроль за деятельностью публично-правовой компании, в том числе за исполнением принимаемых органами управления публично-правовой компании решений, использованием средств публично-правовой компании, соблюдением публично-правовой компанией положений настоящего Федерального закона, решения о создании публично-правовой компании, устава публично-правовой компании.

Статья 2. Понятие публично-правовой компании

1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации (далее также - решение о создании публично-правовой компании) и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава.

3. Публично-правовая компания может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (за исключением государственных корпораций, указанных в части 4 настоящей статьи), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, федеральных государственных учреждений в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр", а также некоммерческой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление функций по формированию компенсационного фонда долевого строительства, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 2287-р Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 г. перерегистрирована в открытое акционерное общество "Роснано".
Это вызвало серьезные возражения как у самих госкорпораций, так и у ряда ученых. Гендиректор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов в своих публичных выступлениях доказывал, что коммерческие организации не в состоянии решать задачи по стабилизации банковской системы и сами подвержены кризисам. АСВ же, по словам господина Турбанова, имеет определенные властные полномочия, а функции агентства "являются продолжением функций органов государственной власти, в частности Банка России". Появилась идея сделать такие организации юридическими лицами публичного права, приняв соответствующее законодательство.
Что же будет с государственными корпорациями в ближайшем будущем остается вопросом.
На самом деле госкорпорации, по нашему мнению, изначально и являлись юридическими лицами публичного права, статус которых до сих пор в современном законодательстве не нашел своего должного отражения.
Следует разобраться, что же такое государственная корпорация.
"Словарь русского языка" под корпорацией признает:
1. Объединенную группу, круг лиц одной профессии, одного сословия.
2. Одну из форм монополистического объединения .
--------------------------------
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 298.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Однако на современном этапе термин "корпорация" часто используют не для характеристики организационно-правовой формы предприятия, а как справедливо замечает О.В. Романовская, для придания своему наименованию солидности .
--------------------------------
См.: Романовская О.В. Публичные корпорации в российском праве. М., 2010. С. 348.

Но когда речь идет именно о государственных корпорациях, то тут еще более неясной становится организационно-правовая форма данного вида юридического лица.
Хотя в российском законодательстве не существует термина "юридическое лицо публичного права", на практике же оно несомненно существует.
Государственные корпорации, по нашему мнению, являются одним из видов публичных юридических лиц, наряду с самим государством и его органами, а также Банком России, Счетной палатой и другими необходимыми структурами, регулирование которых невозможно восполнить только положениями о юридических лицах, содержащихся в Гражданском кодексе. Публичная сущность госкорпораций заключается в достижении поставленных государством общественных интересов.
В доказательство этому можно привести следующее:
- явное отличие госкорпорации от других видов некоммерческих организаций, которые по общему правилу должны обладать единой организационно-правовой формой;
- подконтрольность госкорпораций государству в сфере функционирования исключительно в государственных целях;
- отсутствие контроля в сфере управления и расходования средств, выделенных государством.
Государственная корпорация обладает как административными правами, так и административными обязанностями, а именно исполнением публичных поручений.
Тем самым очевиден факт обладания госкорпорациями административной правосубъектностью. Административная правосубъектность госкорпораций представляется как сложная правовая категория, которая имеет свою структуру и характеристику.
Но некоммерческие организации, видом которых по законодательству является госкорпорация, не могут и не должны помогать осуществлять самому государству его же задачи. Факт выполнения госкорпорациями некоторых функций государства отрицать невозможно.
Особенность административно-правового статуса государственных корпораций заключается в том, что они учреждаются на базе государственной собственности, предназначены для реализации деятельности, направленной на удовлетворение публичных интересов. Таким образом, одним из элементов статуса госкорпорации являются ее цели и задачи. Цель следует понимать как обеспечение социальных потребностей населения страны.
Факт приравнивания статуса работника государственной корпорации к статусу государственного гражданского служащего также свидетельствует именно о публичном статусе данного учреждения.
--------------------------------
См.: Кудашкин В.В. Особенности правового статуса работников госкорпораций // Журнал российского права. 2011. N 8. С. 19.

Сложным и неопределенным в законе остается вопрос, касающийся юридической природы собственности на имущество госкорпораций. С одной стороны, законом определяется, что имущество, переданное государством, является собственностью госкорпораций, с другой стороны, в период существования государственной корпорации право РФ на переданное ей государственное имущество приостанавливается. Оно восстанавливается на переданное корпорации имущество и приобретается государством на имущество, заново созданное и приобретенное государственной корпорацией во время ее действия .
--------------------------------
См.: ч. 3 ст. 41 ФЗ "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

В своем диссертационном исследовании С.Ю. Каплин предлагает следующее: "Переданное в собственность государственных корпораций имущество следует рассматривать как новую форму собственности - госкорпоративную, поскольку государственное имущество получено в собственность для реализации государственных интересов и участия в экономических отношениях как полноправный участник рынка, размещая полученное в качестве взноса имущество для получения прибыли, используя свободные активы для реализации интересов корпорации" . Считаем, что термин "госкорпоративная собственность" нельзя считать полезным для российского права. Так как передача государственной собственности госкорпорациям не является феноменом и прослеживается в других видах некоммерческих организаций, таких как фонд, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Исходя из предложения выделения госкорпоративной собственности можно выделить и фондовую собственность. Вопрос, для чего и что от этого изменится, остается открытым.
--------------------------------
См.: Каплин С.Ю. Государственная корпорация как субъект права: Дис. . канд. юрид. наук. Самара, 2011.

На наш взгляд, собственность госкорпораций следует признавать как временно переданную собственность государства для выполнения государственных целей и задач. Данную точку зрения поддерживает В.П. Мозолин, который считает, что право собственности в государственной корпорации как публично-правовой организации и принадлежащее ей имущество продолжают оставаться едиными и неделимыми, относящимися к федеральной государственной собственности .
--------------------------------
См.: Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 20.

На примере законодательства Германии можно увидеть следующее: публичные корпорации также существуют. Корпорации публичного права (Koperschaft des ofentlichen Rechts) являются органами, выполняющими функции публичной власти, однако они не представляют собой "государственные органы" в узком смысле этого понятия, поскольку государство через них осуществляет лишь опосредованное управление. Корпорации публичного права создаются на основании соответствующего закона или нормативного подзаконного акта административного органа. Кроме того, для их создания необходим разрешительный акт надзорного органа.
Не трудно заметить сходство между публичными корпорациями в Германии и в России. Однако немецкие госкорпорации отвечают своей организационно-правовой форме и являются именно юридическими лицами публичного права, понятие которых закреплено в § 1 Закона ФРГ "О порядке производства дел, находящихся в ведении административных органов".
Проблему организационно-правового статуса государственных корпораций сможет решить закрепление института юридических лиц публичного права как объединения граждан, наделенных государственно-властными полномочиями.
Тем самым данные юридические лица можно включить в механизм осуществления государственной власти.
Наряду с органами исполнительной власти, некоторые из которых являются юридическими лицами, что содержится в положениях об их создании, государственные корпорации являются юридическими лицами именно публичного (административного) права.
Справедливым является высказывание Л.Л. Чантурия: "Гражданское право не должно стремится разработать нормы, регулирующие порядок учреждения и деятельности юридических лиц публичного права по той простой причине, что это выходит за рамки гражданско-правового регулирования и гражданское право не в состоянии предусмотреть все формы и особенности этих лиц" .
--------------------------------
См.: Чантурия Л.Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регулирования // Государство и право. 2008. N 3. С. 12.

Что касается госкорпораций, то законодательное закрепление их в качестве вида некоммерческих организаций считаем неэффективным и противоречащим нормам Гражданского кодекса шагом. Нельзя не согласиться с предложением А. Курбатова: "Пример ЦБ РФ показывает, что в ГК РФ должна быть предусмотрена отдельная организационно-правовая форма юридических лиц, относящихся к некоммерческим и некорпоративным организациям. Это те юридические лица, которые учреждаются Российской Федерацией и выполняют определенные публичные функции под контролем высших исполнительных органов власти, утверждающих их уставы. При этом они не должны являться собственниками переданного им имущества" .
--------------------------------
См.: Курбатов А.Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // СПС "КонсультантПлюс".

Само по себе учреждение госкорпораций могло стать весьма перспективным решением важных стратегических задач государства. Однако в той организационно-правовой форме, в которой они существуют сейчас, нетрудно заметить, что их деятельность сопряжена с коррупцией.
Государственные корпорации наделены функциями, характерными для министерств, служб и агентств, и наряду с этим они являются хозяйственными субъектами. Реорганизация госкорпораций в акционерные общества приведет к главному - исчезновению общественно-полезной цели функционирования.
И в заключении хотелось бы сказать, что при создании государственных корпораций на них возлагались большие надежды. Справедливо в свое время говорила И.В. Ершова: "Их создание в различных областях экономики реально позволит упростить весьма громоздкую структуру органов исполнительной власти, создать реальное связующее звено между государством и хозяйствующими субъектами" .
--------------------------------
См.: Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. N 6. С. 41.

На наш взгляд, деятельность госкорпораций является важной и целесообразной как для государства, так и для всего общества в целом. Проблема их заключается в отсутствии должного урегулирования статуса.
Для того чтобы деятельность государственных корпораций была эффективной и направленной на достижение общественно-полезного результата, а не на субъективные интересы руководителей (которые по своему статусу являются чиновниками), необходимо уделить должное внимание их организационно-правовому положению. Следует организовать должный контроль за расходованием средств, переданных государством, обеспечить работников соответствующим уровнем заработной платы, с целью предотвращения коррупционной составляющей.
Представляется возможным создание института юридических лиц публичного права, в число которых будут входить государственные корпорации. Данные юридические лица несомненно должны быть урегулированы административным правом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:


Сборник статей, посвященных исследованию правового статуса государственных корпораций, продолжает серию публикаций в сфере конституционной экономики. Ответственный редактор сборника – руководитель Лаборатории конституционной экономики ГУ «Высшая школа экономики» Судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев, в числе авторов – генеральный директор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» доктор юридических наук A.B. Турбанов, специалисты в области административного права – A.B. Винницкий и Э.В. Талапина, гражданского и предпринимательского права – Д.В. Пятков, А.Я. Курбатов, В.В. Бондаренко, В.П. Мозолин, В.В. Долинская, в области конституционного и финансового права – H.A. Шевелева, в области экономического анализа права – В.В. Кесслер (юридический факультет Гумбольдского университета, г. Берлин) и другие авторы. Данные о госкорпорациях как правовом явлении, полученные совместными усилиями специалистов в области административного, гражданского права, экономического анализа права, обобщаются на основе применения методов конституционной экономики – нового научно-практического направления, образовавшегося на стыке конституционного права и экономики. Авторов объединяют выводы о том, что вопрос, надо ли сохранять госкорпорации как самостоятельную организационно-правовую форму, необходимо решать не только исходя из внутренней логики гражданского права, но и руководствуясь положениями конституционного права. Межотраслевой юридико-экономический анализ проблем госкорпораций позволяет обосновать следующий вывод: система юридических лиц должна быть подвергнута корректировке путем признания в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц публичного права.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года: госкорпорации – юридические лица публичного права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Данная работа посвящена институту государственных корпораций в Российской Федерации. Понятие государственная корпорация рассматривается как в широком смысле, так и как особенный субъект, который закреплен в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Автор рассматривает разные теории корпораций, а также прослеживает историческое развитие государственных корпораций в России и мире в целом. Институт государственных корпораций выступает в работе как вид юридического лица публичного права. Автор дает свою оценку развития концепции юридических лиц публичного права в России. В работе детально проанализирована нормативная база, которая определяет статус государственных корпораций. Автор выделяет наибольшие проблемы, которые существуют в нынешнем законодательстве об госкорпорациях. В работе присутствуют предложения по усовершенствованию законодательства, а также прогнозирование развития данного института в России. На примере Роскосмоса был проведено сравнение с иностранными субъектами (такими как NASA, Японское космическое агентство и тд), которые занимаются подобной деятельностью. Автор неоднозначно отзывается о деятельности государственных корпораций, но приходит к выводу, что подобные институты необходимы для экономического развития страны и нуждаются в модернизации.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2016 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: