Государственные и муниципальные органы как субъекты налогового права

Обновлено: 24.04.2024

Социальные отношения не могут существовать без лица, которое бы участвовало в реализации правовых отношений в качестве составной части регулирования права. Для того, чтобы стать таким лицом, требуется обладать свойствами субъекта права, что значит иметь возможность стать участником в правовых отношениях.

В Налоговом Кодексе России не применяется понятие «субъект правоотношения», а употребляется понятие «участник отношений». Таким образом, исходя из ст.9 Налогового Кодекса РФ, участниками таких правоотношений, которые регулируются на уровне законодательства о налогах и сборах, значатся:

  • предприятия и физические лица, которые признаны налогоплательщиками или плательщиками сборов согласно Правовому Кодексу РФ, также те, которых Налоговый Кодекс признает налоговыми агентами;
  • налоговые органы (орган исполнительной власти федерального уровня, который уполномочен по контролю и надзору в сфере налогов и сборов);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти и находящиеся у него в подчинении, которые уполномочены в сфере таможенного дела).

Понятием «субъект налогового правоотношения» является категорией, которая используется в юридической науке, где до настоящего времени не определено целостной позиции на этот счет.

В.В. Гриценко отмечает субъектами налоговых отношений налоговые органы, банки и налогоплательщиков, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета казначейства. А государство также выступает в роли участника налоговых правоотношений, потому что оно лично вводит налоги и обеспечивает данными правами местные органы.

А Н.П. Кучерявенко делит участников налоговых правоотношений на три разных категории:

  • государство (уполномоченные органы);
  • налоговые органы;
  • налогоплательщик.

В литературе можно найти также замечания о лицах, которые содействовали уплате налогов.

Субъекты и участники налоговых правоотношений

Необходимо разделять термины «сторона» и «субъект налогового правоотношения». Мнение Н.П. Кучерявенко заключается в том, что представлять сторону правоотношений вправе несколько лиц в двустороннем правоотношении (например, налогоплательщик или налоговый агент с одной стороны, а структура контролирующих органов – с другой).

Вследствие этого важно ставить четкие границы многосторонними налоговыми правоотношениями, где все участники могут выражать свою независимость, и двусторонними, где много участников, имеющих свободу.

Такая точка зрения выглядит достаточно убедительной, что подкреплено теорией, однако, и для обозначения субъекта налогового правоотношения автор употребляет понятие «участник». Субъектом налогового правоотношения может являться лицо, имеющее права на выступление в качестве участника налогового правоотношения, носитель личных прав и обязанностей.

С.Г. Пепеляев более подробно рассмотрел группы участников налоговых правоотношений, разделив их на основных и факультативных участников, где основными участниками являются:

  • государственные органы, наделенные правом контролировать и управлять в области налогов, таможенные органы;
  • лица хозяйственной деятельности:
    • налоговые агенты;
    • налогоплательщики;

    Ко второй категории он отнес:

    • субъекты, которые обеспечивают перечисление налогов и сборов:
      • сборщики налогов и сборов;
      • банки;
      • регистрационные органы;
      • органы лицензирования;
      • нотариусы;
      • судьи;
      • нотариусы;
      • регистрирующие органы;
      • свидетели и понятые;
      • эксперты, специалисты и т.д.;
      • представители;
      • налоговые консультанты.

      Неизменным главным участником налоговых правоотношений выступает само государство, так как значится владельцем получаемых налоговых доходов (не в качестве уполномоченных государственных органов), а причиненный налоговым органам ущерб, компенсируется за счет государственного бюджета.

      Помимо этого, оно выступает одной из сторон при заключении договоров международного уровня, с целью избежать двукратного налогообложения в качестве независимого субъекта международного права (в данной роли оно выступает также при формировании и внедрении налогов). Из вышеописанного можно прийти к заключению, что государство может как участвовать в правоотношениях сферы налогов, так и являться субъектом таких отношений.

      Н. П. Кучерявенко отмечает в ряду возможных субъектов налоговых правоотношений:

      • государство и его уполномоченные органы;
      • местное самоуправление;
      • физические и юридические лица.

      В статье 9 Правового Кодекса РФ применяется понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах», что допускает возможным обозначить большее количество принимавших участие в отношениях лиц, однако, в список участвующих не входят те, о ком говорится в других статьях НК РФ, а именно:

      • свидетели и понятые;
      • эксперты и специалисты;
      • представители;
      • переводчики и т.п.

      За ними сохранены конкретные права и обязанности в области налогов и сборов.

      В числе участников не упомянуты представительные органы власти государства, ее субъекты и муниципальные образования, однако, в статье 2 Налогового Кодекса РФ упоминается, что отношения относительно создания и введения налогов и сборов, входят в число отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, что неразделимо с деятельностью органов законодательной власти.

      Следовательно, необходимо учитывать, что помимо вышеперечисленных в статье 9 НК РФ возможных участников, как показывает практика, в налоговые правоотношения по факту входит большее количество лиц, а группа участников таких отношений значительно обширнее, чем группа их субъектов. В качестве субъектов налоговых правоотношений подразумевается государство, включая его уполномоченные органы, муниципальные образование или налогоплательщиков, у которых материальный интерес. Другие лица, которые вступают в налоговые отношения, значатся в качестве их участников.

      Государству противопоставлен налогоплательщик в лице функционального подчиненного субъекта. Касаемо физических лиц, платить налоги вправе как граждане РФ, так и граждане других стран или лица без гражданства, которые попадают под налоговую суверенность страны в соответствии с нормами государственного законодательства.

      В конституционном определении, которое указано статье 57 Конституции РФ говорится о том, что все должны уплачивать установленные законом налоги и сборы. Из чего следует, что налоговый статус физического лица определяется не его гражданством, а налоговым резидентством.

      Понятия правоспособность и дееспособность

      Налогоплательщики наделены отдельной собственностью, что делает возможным их участие в гражданском обороте и несет за собой появление обязательств по выплате налогов. Чтобы вступить в какое-либо налоговое правоотношение, его субъекту нужно владеть налоговой дееспособностью и правоспособностью, иными словами налоговой правосубъектностью, значащейся в качестве социально-юридического свойства, которое государство предоставляет лицу согласно требованиям социального развития в сфере налоговых отношений. Правосубъектность является нормой, которая юридически определяет рамки, в чьих границах у налогоплательщика появляются права и обязанности.

      Нужно подчеркнуть, что в общественных правоотношениях правоспособность выражается с помощью юридических обязанностей. Наряду с этим войти в то или иное правоотношение и быть его субъектом можно лишь при существовании связи между правосубъектностью, субъективными правами и обязанностями, которая выражается юридическими доводами, закрепляется нормативно-правовыми актами и позволяет исполнять эти права и обязанности.

      Способность, учтенная нормами налогового права, личной деятельностью создавать и реализовывать права и обязанности называется налоговой дееспособностью, и заключается в осуществлении лицом деятельности, которая направлена на получение прав и создание обязанностей, их реализацию, на получение возможности нести ответственность за нарушения прав в налоговой сфере.

      Правоспособность формируется с момента появления (например, рождение человека), а дееспособность – при выполнении какого-либо условия (достижение какого-либо возраста), иногда они возникают единовременно.

      Когда время возникновения правоспособности юридического лица, приходится на появление дееспособности, это связано с появлением у юридического лица гражданской правосубъектности и определенной имущественной независимости организации – налогоплательщика, иными словами налоговая правосубъектность в этом примере имеет вторичную форму. А налоговая правоспособность физического лица – частного характера, так как это лицо получает налоговую правоспособность с самого рождения, а налоговая дееспособность появляется позже.

      На данный момент статья 107 Налогового Кодекса РФ отчетливо определяет только возраст деликтоспособности физического лица, налогоплательщика, который составляет 16 лет (это значит, что долг на уплату налогов накладывается с момента рождения, а отвечать за его невыполнение можно будет только по достижению этого возраста).

      Так как возраст деликтоспособности и дееспособности должен быть одинаковый, образование налоговой дееспособности физического лица приходится на возраст с 16 лет. До наступления этого возраста за физическое лицо и невыполнение им своих налоговых обязанностей, несут его законные представители.

      Вследствие этого Д. В. Винницкий подчеркивает, что как налоговая правосубъектность, так и правоспособность того или иного субъекта налогового права во всех случаях значится специальной, другими словами субъекты налоговых отношений могут принимать участие только в некоторых категориях правоотношений в пределах некоторых сфер права.

      Субъектами налогового правоотношения становятся и те лица, кто освобожден от уплаты, по причине получения налоговых льгот.

      Налогоплательщики-предприятия и ИП представляются субъектами таких правоотношений, даже если у них нет дохода, а так как нет предмета налогообложения, это необходимо засвидетельствовать, для этого налогоплательщик входит в контрольные налоговые правоотношения.

      Предприятие в момент реализации бизнеса не освобождается от уплаты налогов, даже в случае не постановки на налоговый учет, но образование ее полной налоговой правосубъектности относится именно к этому, потому что это осуществимо, только зарегистрировавшись в налоговых органах и встав на учет.

      Отличия правосубъектности какого-либо предприятия зависят от ее статуса, реализации ее бизнеса, получения прибыли и т.п. Наряду с этим предприятие во многих случаях может быть не только в качестве налогоплательщика, но и исполнителя какой-либо деятельности в роли налогового агента.

      Как отмечает Д. В. Винницкий, предприятие может осуществить свою налоговую дееспособность только через свои органы управления и законных или уполномоченных представителей, так как действия предприятия будут считаться в качестве действий самого предприятия, а вина юридического лица зависит от вины должностных лиц.

      Любая юридически важная деятельность предприятия является итогом взаимных действий между структурных подразделений и должностных лиц.

      Вступить в налоговые правоотношения налогоплательщиков могут и иностранные граждане. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

      Вместе с тем, будет затруднительно миновать двойное налогообложение. Для устранения данной проблемы государства заключают между собой специальные соглашения.

      Фундаментом для заключения таких соглашений обычно является Типовой договор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об устранении двойного налогообложения 1977 г. Он является лишь рекомендательным, но многие государства, в т.ч. и РФ (не являющаяся членом ОЭСР), применяют его в качестве образца для того, чтобы заключить похожее соглашение с другой страной.

      В качестве образца могут браться и Типовые договоры США или ООН. Все вышеперечисленные случаи сопровождаются появлением правоотношений между двумя государствами, которые заключили договор о миновании двойного налогообложения. На практике, это формирует обязательство для налогоплательщика платить налог одной из заключивших данное соглашение сторон.

      Плательщики налогов и сборов или налоговые агенты вправе принимать участие в налоговых отношениях через личного представителя (об этом говорится в статье 26 НК РФ), только если другое не учтено НК РФ.

      Если налогоплательщик принял решение участвовать сам, он не лишен права иметь своего представителя, так же как и участие представителя не отменяет право налогоплательщика на его личное участие. Но в случае с представителем, он должен быть уполномочен, что необходимо подтвердить документально доверенностью.

      Виды представителей и их определение

      Представитель может быть двух видов:

      Законным представителем налогоплательщика-предприятия является лицо, которое уполномочено на деятельность от его лица, основываясь на законах или учредительных документах (например, им может быть директор предприятия). Если же речь о представителе физического лица, то представлять его может лицо, основываясь на гражданский кодекс РФ (например, родители могут представлять своего несовершеннолетнего ребенка).

      Уполномоченный представитель – физическое или юридическое лицо, которое уполномочено налогоплательщиком на какую-либо деятельность от его лица с налоговыми органами или другими участниками налоговых отношений.

      В отличие от ситуации в гражданских правоотношениях, представительство в налоговых правоотношениях имеет некоторые ограничения касаемо группы лиц, которые имеют право быть уполномоченными представителями. Например, ими не могут стать должностные лица налоговых и таможенных органов, судьи, следователи, прокуроры, органов внутренних дел.

      При начале правоотношений налоговым представителем в них также участвует и сам налогоплательщик, так как в пункте 1 статьи 26 Налогового Кодекса РФ говорится о том, что он может участвовать в них с помощью законного или уполномоченного представителя, когда другое не предусматривается Налоговым Кодексом РФ.

      Из этого следует заключение, что в данных правоотношениях участвует налогоплательщик, но процесс осуществляется, при помощи вышеописанных представителей.

      Это мнение подтверждает пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ», в котором идет речь о том, что, согласно главе 4 НК РФ, включая пункт 1 статья 26, налогоплательщик – субъект налоговых правоотношений в независимости от его личного участия или же через какого-либо из представителей.

      Государство как субъект налоговых правоотношений

      Особенным субъектом налоговых правоотношений представляется государство, оно выступает в качестве обладателя суверенности, которая выражена правом государства вводить налоги и сборы.

      Так как эти отношения публично-правового вида, присутствие государства в качестве субъекта налоговых правоотношений носит обязательный характер. С учетом введения и установления налогов, оно как организует подвластные субъекты правоотношений, так и самолично участвует в них, реализуя свое суверенное право.

      Общее число прав и обязанностей властных субъектов налоговых отношений (государства или органа, который осуществляет его полномочия в налоговой сфере) возможно классифицировать в качестве его правосубъектности и власти, показывающих главные виды деятельности субъекта, а именно: его роль, точный вид деятельности, а также права и обязанности.

      Органы государственной власти, осуществляя свои права в сфере налогов, реализуют и другие права, которые предоставляет государство, создавая таким образом сильный общественный характер налоговых правоотношений.

      Введение и взыскание налогов необходимо рассматривать, как преобладание государства в отношении власти, которая создается во время жизнедеятельности социума. Деятельность государства в качестве владельца налоговых поступлений осуществляется при помощи правоотношений, где принимают участие разные органы в виде представителей государства, но ответственным за незаконное взыскание налогов является само государство.

      Если участниками налоговых правоотношений становятся государственные органы, то лично они и создают сильный характер правоотношений. В то же время должностные лица налоговых органов, которые выделяются законодательством в роли отдельных участников налоговых отношений, по факту осуществляют права необходимого налогового органа, не становясь обладателями отдельных прав и обязанностей, присущих исключительно им.

      Таким образом, распределение прав и обязанностей по подразделениям налогового органа нельзя отнести к налоговым правоотношениям. Эта деятельность осуществляется только в рамках административного или конституционного права.

      У государства в налоговых отношениях есть законные требования материального характера в отношении налогоплательщиков, и в то же время оно обязано защищать интересы налогоплательщиков. У плательщика обязательство выплачивать налоги появляется непосредственно перед государством, так как именно оно вводит общие понятия касаемо налогообложения, а также определенные налоги и сборы.

      Полученными средствами по итогам взимания налогов владеет государство, его субъекты и муниципальные образования.

      В большинстве случаев государство лично не принимает участие в налоговых отношениях, а осуществляет это через структуру уполномоченных органов, но государственный фискальный интерес и ведомственный интерес уполномоченного органа могут не совпадать.

      В некоторых ситуациях налогоплательщик имеет право представить иск не в адрес государства, а определенного налогового органа, но в таком случае материально-ответственным будет определенное публично-территориальное образование и его бюджет, что подтверждает целостность правоспособности и дееспособности государства и его органов. В лице каких органов государство будет входить в налоговые правоотношения, зависит от их типа.

      Если речь о взыскании налогов и сборов, то государство выступает в лице налоговых и таможенных органов, если отношения касаемо реализации налогового контроля, то государство выступает в лице налоговых или правоохранительных органов. Как налоговые органы, так и арбитражный суд, суд общей юрисдикции наделены полномочием привлекать к ответственности за нарушения в области налогов и сборов, также они могут оспаривать акты, предоставленные налоговыми органами и соответствующими должностными лицами. Но главную роль в отношениях относительно ввода налогов и сборов имеют законодательные органы РФ, субъекты страны или представительные органы местного самоуправления, что зависит от типа вводимых налогов.

      НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

      2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

      3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с настоящим Кодексом.

      (абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

      (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

      Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

      Местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.

      (абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      (п. 4 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

      6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

      7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

      Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

      Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

      (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

      виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

      (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

      ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

      (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

      налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

      1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

      2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

      3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

      Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

      При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

      Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

      В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

      Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

      При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

      5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

      6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

      7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

      Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

      Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов

      ГАРАНТ:

      1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

      2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

      Информация об изменениях:

      Пункт 3 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

      3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

      При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      Региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с настоящим Кодексом.

      Информация об изменениях:

      Пункт 4 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

      4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

      Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

      В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

      Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

      Местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.

      При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

      5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

      6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

      Информация об изменениях:

      Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 232-ФЗ в пункт 7 статьи 12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

      7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

      Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

      Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

      виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

      ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

      налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

      В статье 57 Конституции записано, что «каждый обязан платить установленные налоги и сборы».

      Федеральная налоговая служба России, или сокращенно ФНС, — это федеральный орган исполнительной власти, который контролирует исполнение законодательства о налогах и сборах.

      ФНС — это не налоговая инспекция. В быту часто говорят «налоговая». Под этим понятием подразумевают не федеральную службу, а налоговую инспекцию — ИФНС. Именно в нее юрлица и физлица сдают отчетность, она же приходит на проверки, запрашивает документы и так далее.

      Нормативная база. Деятельность всей этой системы регулирует Закон РФ «О налоговых органах РФ». Закон определяет, для чего необходимы такие органы, чем они занимаются, кто им может помогать и так далее, а также формулирует главную задачу налоговиков — контролировать правильность расчета и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.

      Что именно и как контролируют сотрудники налоговых органов, определено в другом нормативном документе — налоговом кодексе. Кодекс указывает виды налогов и сборов, которые есть в России, права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за налоговые нарушения и так далее.

      Помимо этих двух законов, существуют типовые положения, административные регламенты и другие документы ФНС. Кроме того, ведомство выпускает приказы и письма, адресованные в основном налогоплательщикам.

      Для региональных управлений ФНС разработаны типовые положения, полностью определяющие их функционирование. В них указывается, чем занимается подразделение, кто назначает его начальника, кому тот подчиняется и так далее.

      Административными регламентами определяются конкретные функции налоговых органов. Например, существует административный регламент, в котором описаны процедуры регистрации ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств: подробно рассказано, как проходит регистрация, какие документы нужно представить заявителю, в какой срок надо рассмотреть заявление, почему могут отказать в регистрации и так далее.

      Кроме этого, ФНС взаимодействует с госорганами, и порядок такого взаимодействия также зафиксирован нормативными документами. Например, статья 5 закона «О налоговых органах» обязывает работников органов внутренних дел оказывать практическую помощь работникам налоговых органов в их работе и наказывать тех, кто им мешает. Детали взаимодействия между МВД и ФНС описаны в специальном соглашении между ведомствами.

      Например, инспектор неоднократно направлял повестку о вызове на допрос директора фирмы, которую подозревают в неуплате налогов. Но повестки почта возвращала, по телефону директор не отвечал. Инспектор решил, что директор уклоняется от явки, и направил в полицию запрос о его розыске. Полиция подключилась, директора нашли, повестку вручили, явку на допрос обеспечили. Такой порядок взаимодействия между налоговиками и полицией прописан в административном регламенте.

      ФНС издает приказы и выпускает письма. Приказами утверждают административные регламенты и формы документов, например деклараций или протоколов, актов, решений. Приказы имеют статус нормативно-правового акта, то есть документа, который обязателен для инспекторов, плательщиков или и тех и других одновременно.

      В письмах рассматриваются конкретные налоговые ситуации, даются разъяснения по ним. Также бывают письма с обзорами судебной практики. Письма для налогоплательщиков носят информационный характер. Они не имеют статуса нормативно-правового акта, то есть следовать рекомендациям необязательно. Но они полезны тем, что в них изложена позиция ФНС по конкретному налоговому вопросу. А значит, плательщик будет знать, что ждать от налогового инспектора.

      Функции и задачи налоговой службы

      Главная задача налоговой службы — следить, чтобы плательщики правильно рассчитывали налоги, взносы и сборы, и собирать их.

      Вообще, у налоговой службы несколько десятков функций. В том числе она взаимодействует на международном уровне по вопросам налогообложения и налогового администрирования — например, чтобы бороться против уклонения от налогов и искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена.

      Расскажу об основных функциях налоговой службы.

      Контрольно-надзорная функция, когда налоговая организует и проводит различные мероприятия налогового контроля. Это могут быть:

      • предварительные мероприятия, когда сотрудники собирают, обрабатывают и анализируют информацию о плательщиках, планируют налоговые проверки;
      • непосредственно налоговые проверки, в процессе которых инспекция анализирует, насколько корректно отражены различные операции в документах и достоверны ли данные отчетности, которые предоставили в налоговые органы;
      • последующий контроль и взыскание налогов.

      Цель таких проверок — убедиться, что:

      • налогоплательщики соблюдают сроки сдачи отчетности и уплаты положенных налогов;
      • доходы учтены полностью;
      • расходы приняты обоснованно.

      Практически весь контроль налогоплательщиков осуществляется через компьютерные программы, вручную инспекторы почти ничего не считают и не проверяют.

      Информирование о налогах. ФНС и налоговые инспекции должны объяснять гражданам и организациям, за что и сколько они должны платить. Подробные разъяснения есть на официальном сайте ФНС, но информацию должны давать и инспекторы в налоговых. Вспомните объявления СМИ, где инспекторы напоминают о последнем дне уплаты налогов, или уведомления в личном кабинете налогоплательщика.

      Контроль за исполнением налоговой обязанности. Инспекция следит, чтобы налоги платили вовремя. Если плательщики не выполняют это требование, налоговая будет взыскивать долги.

      Например, если ИП задолжал бюджету, с него попытаются взыскать эту сумму. Сначала налоговая пришлет требование о погашении задолженности и укажет срок. Если ИП не исполнит требование, налоговая может приостановить банковские операции, списать нужную сумму со счетов ИП и перечислить деньги в бюджет государства. Решение суда для этого не понадобится.

      Валютный контроль. Налоговая проверяет, как резиденты и нерезиденты соблюдают валютное законодательство и насколько полно и достоверно предоставляют отчетность по валютным операциям.

      То есть она контролирует и проверяет открытие резидентами РФ счетов в зарубежных банках, отчеты по движению денег на счетах или вкладах за рубежом и контролирует отчетность по контрактам участников ВЭД (импортеры, экспортеры).

      Регистрирующая функция. Есть специальные инспекции, которые регистрируют индивидуальных предпринимателей, а также создание, реорганизацию и ликвидацию организации. Это все можно сделать на сайте ФНС. Инспекция передает данные в реестры ИП и юридических лиц. Их ведет отдельное подразделение ФНС. Выписки из реестра выдают также через сайт ФНС.

      Налоговая регистрирует онлайн-кассы , ведет реестры ККТ и фискальных накопителей. Все это делается с одной целью — чтобы как можно больше налогов поступало в казну государства.

      Кроме этого, ФНС ведет учет налогоплательщиков, выдает лицензии игорному бизнесу, букмекерским конторам, тотализаторам.

      Еще налоговая служба ведет статистику и аналитику в рамках своей деятельности. Подсчитывает, сколько проверок провела, сколько налогов поступило, от кого и в какой бюджет, сколько в стране ИП, ООО и так далее.

      Структура налоговой службы РФ

      Кому подчиняется ФНС. Служба находится в ведении Минфина. Главу ее назначает на должность правительство, но по рекомендации министра финансов.

      Иерархия ФНС. Федеральная налоговая служба РФ — это огромная централизованная система налоговых органов. Состоит из центрального аппарата, региональных управлений, межрегиональных, городских и районных налоговых инспекций.

      Центральный аппарат ФНС занимает восьмиэтажное здание в Москве на улице Неглинной, 23. В нем 29 управлений, в их числе, например, управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов и управление налогообложения имущества. Эти подразделения занимаются налогами, которые платят обычные граждане: НДФЛ и имущественными.

      Непосредственно расчетом налогов и контролем за их уплатой центральный аппарат не занимается. Сотрудники головного ведомства контролируют деятельность нижестоящих коллег, готовят позиции службы по тому или иному вопросу, собирают аналитику и обобщают данные, которые поступают от управлений ФНС по регионам и территориальных налоговых инспекций.

      Межрегиональные инспекции — крупные подразделения, которые входят в систему налоговых органов. Одни из них занимаются какими-то конкретными задачами, другие обеспечивают отдельные направления деятельности ФНС. Так, к примеру, МИ ФНС по централизованной обработке данных призвана, помимо прочего, обеспечить гражданам или компаниям доступ к сведениям из реестров (например, ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и выдавать через интернет выписки из них.

      Другие межрегиональные инспекции курируют крупнейших налогоплательщиков страны, за каждой из них закреплены конкретные отрасли. Так, в Межрегиональной инспекции ФНС № 1 стоят на учете крупнейшие налогоплательщики, отнесенные к транснациональным компаниям, — например, российские подразделения «Кока-Колы» и Гугла. А МИ ФНС № 2 курирует тех, кто занимается добычей нефти и газа, производством, торговлей и переработкой нефтепродуктов.

      Управления ФНС по субъектам федерации существуют во всех регионах страны. У них в подчинении находятся межрайонные и обычные городские или районные инспекции.

      Правда, у некоторых региональных управлений отдельных территориальных подразделений в виде инспекций в подчинении нет. Это не значит, что в таком регионе управление ФНС размещено только в одном месте и нужно ехать в столицу края или республики, чтобы, например, подать жалобу. Дело в том, что в таких регионах функции территориальных инспекций выполняют обособленные подразделения управления ФНС.

      Например, в Москве работает управление ФНС и 37 налоговых инспекций разного калибра — от обычных до межрайонных. А вот в Чеченской республике инспекций как таковых нет. Только пять обособленных подразделений управления ФНС по Чеченской Республике. Проще говоря, в Чечне работает только управление ФНС, которое имеет «отделы» в нескольких городах.

      Нижестоящий уровень — городские и районные налоговые инспекции, или ИФНС. Именно их имеют в виду, когда в быту говорят «налоговая». Эти учреждения занимаются взаимодействием с основной массой налогоплательщиков: физическими и юридическими лицами.

      Как узнать, к какой инспекции относится налогоплательщик

      Чтобы определить свою инспекцию, плательщику нужно в первую очередь посмотреть на адрес регистрации. Причем налоговая «прописка» есть не только у граждан, но и у юрлиц и ИП.

      Организация или ИП получает при регистрации в налоговых органах пакет документов, в том числе свидетельство о постановке на учет и ИНН. В них написано, в какую инспекцию нужно обращаться, сдавать отчетность, например декларации.

      Обычный человек или юрлицо может узнать принадлежность к инспекции по своему адресу на сайте ФНС.

      Полномочия налоговых органов

      Логично предположить, что в строгой иерархии налоговых органов у каждого звена есть свои полномочия, которые реализуются во взаимодействии с плательщиками налогов.

      Так, в центральный аппарат можно обратиться напрямую и в специальном разделе задать вопрос, который касается работы налоговых органов. Например, правильно ли вам рассчитали транспортный налог.

      Кроме этого, в центральный аппарат можно пожаловаться на территориальные инспекции (такие обращения подаются в личном кабинете на сайте ФНС).

      Управления ФНС по субъектам заняты преимущественно координацией работы и контролем подчиненных инспекций. Так, в сферу их деятельности входят повторные проверки плательщиков — организаций или ИП, а также рассмотрение жалоб на действия нижестоящих инспекций.

      Кроме этого, управления ФНС, как вышестоящие налоговые органы по отношению к территориальным инспекциям, занимаются досудебным урегулированием налоговых споров. Решение инспекции в отношении организации или ИП нужно сначала обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем налоговом органе — то есть обратиться в управление ФНС.

      Что касается территориальных инспекций, то круг их полномочий довольно широк. Они проводят выездные и камеральные налоговые проверки, могут вызвать на допрос, провести выемку документов и прийти в компанию с осмотром. Именно территориальные органы взыскивают налоги, если их кто-то вовремя не заплатил.

      Вот как это происходит на практике. Гражданин получает уведомление об уплате налога — например, на машину. В документе указана марка авто, мощность двигателя, период, за который нужно заплатить (предположим, весь 2021 год), сумма и срок уплаты налога. Если деньги вовремя не поступили, гражданину придет требование об уплате налога.

      Если он не заплатит налог в установленный срок, инспекторы обратятся в суд, получат решение и передадут его судебным приставам. В свою очередь, те запустят исполнительное производство, и деньги могут просто списать с карты.

      Если сумма долга вместе со штрафами и пенями составляет не более 100 000 Р , то инспекция обращается с заявлением о взыскании налога в мировой суд. Его преимущество в том, что он рассматривает дела без вызова сторон и выносит судебный приказ. Надо сказать, что в год мировые судьи выносят более чем 3 млн судебных приказов по налоговым делам. Из них граждане оспаривают только 1%.

      Если сумма налогового долга более 100 000 Р , инспекция должна обращаться в районный или городской суд — в зависимости от того, какой из них работает по месту прописки должника.

      Неправомерные действия и злоупотребления. Ошибки, допускаемые сотрудниками налоговой в работе, связаны, как правило, с несовершенством закона или банальной загруженностью инспекторов. Но встречаются и откровенные случаи некомпетентности рядовых сотрудников. Обычно такие ситуации быстро исправляют их старшие коллеги.

      Например, на камеральную проверку декларации 3-НДФЛ налоговый кодекс отводит три месяца. Этот срок инспекторы часто нарушают, так как деклараций поступает много и они не справляются. Ответственность для инспекторов за нарушение срока проверки возможна только дисциплинарная, да и то если пожаловаться начальнику налоговой инспекции или в управление ФНС.

      Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия. Неправомерные действия сотрудников инспекции в отношении физлица или юрлица можно обжаловать. Жалоба пишется на имя начальника инспекции, если это не поможет — направляется в управление ФНС. Если и это не принесет результата, можно обратиться в центральный аппарат ФНС, Следственный комитет или прокуратуру.

      Например, в начале 2022 года в Самарской области Следственный комитет завел уголовные дела на двух работниц налоговой инспекции: начальника контрольно-аналитического отдела и замначальника МИ ФНС.

      В результате эти организации внезапно оказались злостными неплательщиками, контрагенты расторгли с ними контракты и отказались сотрудничать.

      На момент написания этой статьи следствие еще идет. Если суд признает вину налоговиков, обвиняемым грозит до четырех лет заключения.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: