Государственные ценные бумаги со сроками погашения до 31 декабря 1999 года

Обновлено: 19.04.2024

Приобретение ценных бумаг — прекрасный способ сохранить и приумножить свой капитал. Работа с ними достаточно комфортна: они понятны, ликвидны и подходят для регулярной торговли в спокойном темпе. Эмитентами подобных инструментов выступают юридические лица и органы власти, в том числе местного уровня, которым предоставлено право выпуска различных ценных бумаг, подкреплённых обязательствами. Наша статья об одних из самых надёжных их видов — государственных ценных бумагах (ГЦБ).

Понятие и сущность термина

ГЦБ — это ценные бумаги, чаще всего облигации, обязательства по которым гарантированы государством. Их выпуск преследует конкретную цель — наполнить бюджет свободными денежными средствами. Поступления из основных источников — налогов и госпошлин — привязаны к определённым срокам, установленным нормативными актами. Расходы же регулярны, поэтому дефицит финансов на исполнение государственных программ и проектов — вполне закономерное и ожидаемое явление.

ГЦБ относятся к долговым бумагам, эмитенты которых должны погасить задолженность и выплатить проценты в строго оговорённые сроки. Договор купли-продажи ценных бумаг, помимо начисления процентного дохода, может предусматривать иные способы выполнения обязательств, например, индексацию стоимости или выигрыши.

Суть эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении правительством страны средств на развитие и выполнение собственной экономической и социальной политики. Интерес покупателей ГЦБ также понятен — получение гарантированного дохода. Напрашивается вывод: подобные финансовые инструменты — взаимовыгодный и надёжный способ денежного оборота для обеих сторон сделки.

Виды государственных ценных бумаг

Рынок ГЦБ в России насчитывает около сорока видов бумаг. Все они имеют одну общую черту — приносят доход. Классифицировать их можно по различным параметрам:

  • по срокам обращения — долгосрочные (более пяти—семи лет), среднесрочные (до пяти—семи лет), краткосрочные (до одного года);
  • по способу обращения — рыночные (со свободной продажей), нерыночные (нет права перепродажи) и целевые (для определённого круга лиц);
  • виду эмитента — федеральные, муниципальные, госучреждений, со статусом государственных;
  • виду дохода — процентные с фиксированной или плавающей ставкой, дисконтные (прибыль — разница в цене), индексированные (номинальная цена со временем растёт), выигрышные и комбинированные.

Некоторые специалисты выделяют ещё один определяющий фактор — цель выпуска. В соответствии с ним эмиссия ГЦБ обоснована:

  • дефицитом федерального или регионального бюджета;
  • долгов по ранее выданным займам;
  • средств на конкретные проекты;
  • выплат по долговым обязательствам.

Сегодня ГЦБ представлены тремя основными направлениями — облигации, казначейские обязательства и сберегательные сертификаты. Наиболее ходовыми являются облигации. Эти государственные ценные бумаги относятся к долговым. Их эмитент обязан выплатить сумму займа и процент по нему после оговорённого срока. Доход по ним может быть купонным и дисконтным. Первый — периодическое начисление процентов по фиксированной или плавающей ставке. Второй — получение прибыли за счёт разницы в цене при покупке и погашении бумаги.

По времени обращения к ним применима стандартная классификация — кратко-, долго- и среднесрочные. В мировой истории встречались случаи, когда государство эмитировало бессрочные бумаги. Например, так было с военным займом Великобритании — War Loan — во время Второй мировой. Доход по ним составлял 3,5% годовых, а цена на бирже — около 70% от номинала.

Казначейские обязательства — это ценные бумаги, которые оформляются на предъявителя. Их владение — знак участия в бюджете страны и право получения дохода. В нашей стране казначейские обязательства эмитировались в 1994-м, но уже через год их выпуск был прекращён.

Последняя разновидность государственных ценных бумаг — сберегательные сертификаты. Это свидетельства, которые выдаёт банк в качестве подтверждения депонирования денежных средств на определённый срок. После его окончания владелец ценной бумаги возвращает средства и процент по ним. Также термин может использоваться для обозначения облигаций государственных сберегательных займов.

Российская история облигаций обширна. В разные годы в стране выпускались следующие бумаги.

    Облигации российского внутреннего выигрышного займа. Выпущены в свободное обращение в октябре 1992 года, в 2009-м все выплаты прекращены.

2.3. Реструктуризация государственного долга

1. Начался и продолжается пересмотр всех нормативных правовых актов, связанных с заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г.

2. Правительство Российской Федерации примет постановление о реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., предусматривающее следующие основные принципы дальнейшего функционирования рынка ценных бумаг:

задолженность перед организациями, которые в соответствии с действовавшими на 15 августа 1998 г. нормативными актами были обязаны хранить активы в государственных ценных бумагах (пенсионным фондам, страховым компаниям и т.п.), погашается денежными средствами (на дату наступления погашения) с учетом установленных этими нормативными актами пропорций;

ГКО - ОФЗ, приобретенные физическими лицами, погашаются денежными средствами на дату наступления погашения;

государственные ценные бумаги со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., принадлежащие Центральному банку Российской Федерации, переоформляются в государственные ценные бумаги, номинированные в рублях, со сроками погашения с 2013 по 2018 год с выплатой купонного дохода в размере 5 процентов годовых;

возобновляются вторичные торги по ОФЗ - ПД со сроком погашения после 31 декабря 1999 г.

3. Погашение задолженности по государственным ценным бумагам со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. частично осуществляется путем их обмена на государственные ценные бумаги, принимаемые в уплату просроченных налогов и платежей в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 1 июля 1998 г.

4. При реструктуризации государственных ценных бумаг со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. в приоритетном порядке погашается основной долг (средства, вложенные инвесторами в покупку государственных ценных бумаг), а доходы по указанным государственным ценным бумагам переоформляются в долгосрочные обязательства, имеющие хождение на фондовом рынке.

5. Перечень банков - дилеров, через которые будет осуществляться погашение государственных ценных бумаг, определяется Центральным банком Российской Федерации.

6. Будут проинвентаризированы внешние и внутренние заимствования, а также результаты их использования получателями. К числу приоритетных относятся также переговоры с государствами, имеющими задолженность перед Российской Федерацией по полученным ранее государственным кредитам и поставкам сырья и продукции, проводимые в целях ускорения возврата долгов преимущественно в денежной форме. Необходимо решительно навести порядок в этой области, имея в виду в том числе и пресечение злоупотреблений. Координация решения этих задач поручается Министерству финансов Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации.

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 525; N 34, ст. 1976; 1993, N 4, ст. 118; Российская газета, 1993, 3 ноября, N 205; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2823; N 29, ст. 3010; N 32, ст. 3304; 1995, N 18, ст. 1592; N 26, ст. 2402, 2403; N 49, ст. 4695; 1996, N 1, ст. 4, 20; N 51, ст. 5682; 1997, N 3, ст. 357; N 26, ст. 2953; 1998, N 31, ст. 3819, 3821, 3825; N 47, ст. 5702; 1999, N 1, ст. 1; N 2, ст. 237; N 7, ст. 879; N 10, ст. 1162; N 14, ст. 1660; N 18, ст. 2221; 2000, N 32, ст. 3341) следующие изменения и дополнения:

в абзаце шестом слова "реализации данной категории" заменить словами "реализации (выбытия) соответствующей категории";

абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:

"не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации государственных краткосрочных бескупонных облигаций (далее - ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (далее - ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, выплаченные в соответствии с условиями новации денежные средства, учитываемые в качестве частичного возмещения государством предприятию его затрат на приобретение попадающих под новацию государственных ценных бумаг Российской Федерации (в части, касающейся ГКО и ОФЗ) и полученных при реализации государственной программы переселения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, выпущенных в обращение до 27 ноября 1998 года, и стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии (далее - ОВГВЗ серии III).

Предприятия - первичные владельцы полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации определяют прибыль (убыток) при их реализации как разницу между ценой реализации и оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с указанной реализацией. Оплаченная стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, определяется исходя из суммы фактических затрат на приобретение всех обмениваемых при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации, уменьшенной на сумму выплачиваемых в соответствии с условиями новации денежных средств, учитываемых в качестве частичного возмещения государством предприятию его затрат на приобретение попадающих под новацию ГКО и ОФЗ, либо исходя из суммы фактически погашенных Центральному банку Российской Федерации централизованных кредитов, выданных им на реализацию государственной программы переселения, и начисленных по таким кредитам текущих процентов;";

дополнить новыми абзацами девятым и десятым следующего содержания:

"оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги Российской Федерации соответствующего вида определяется как оплаченная совокупная стоимость полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации этого вида, исчисленная пропорционально их стоимости в общей совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, деленная на их количество по видам.

Первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, вправе направлять на погашение убытков от их реализации (выбытия) доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;";

после абзаца десятого дополнить абзацами одиннадцатым - восемнадцатым следующего содержания:

"при погашении государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, в том числе при направлении средств, поступивших от досрочного погашения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД), на уплату просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, первичные владельцы указанных ценных бумаг вправе дополнительно из цены их погашения в пределах полученной прибыли, определяемой в виде разницы между ценой погашения и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с их погашением, исключать часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разницу между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, которые включены в стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, в доле, приходящейся на одну ценную бумагу соответствующего вида.

Предприятия - первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО, ОФЗ и ОВГВЗ серии III, вправе произвести корректировку полученной прибыли (убытка), определяемой при их реализации (выбытии) в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью указанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией (выбытием), в следующем порядке:

предприятия, которые переоценивали стоимость обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ в соответствии с изменением рыночной цены и включали сумму положительного сальдо от их переоценки в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, при реализации (выбытии) государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, вправе прибыль (убыток), определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с их реализацией, уменьшить (увеличить) на сумму положительного сальдо от переоценки обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально стоимости указанных ценных бумаг в общей совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации;

предприятия, которые учитывали стоимость обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III по цене их приобретения, при реализации (выбытии) полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе уменьшить сумму прибыли, определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией, на сумму положительного сальдо курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, возникших за периоды, когда эти курсовые разницы в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежали исключению из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально стоимости указанных ценных бумаг в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III. При этом рублевый эквивалент стоимости полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации с номиналом, выраженным в иностранной валюте, определяется по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 14 ноября 1999 года;

предприятия, которые переоценивали рублевый эквивалент стоимости обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III в соответствии с изменением курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам на отчетную дату (но не позднее 14 ноября 1999 года) и на дату их приобретения (принятия к бухгалтерскому учету), и отражали результаты переоценки при определении суммы валовой прибыли за соответствующий налоговый период, при реализации (выбытии) полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе уменьшить сумму прибыли, определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью указанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией, на сумму, равную положительному сальдо курсовых разниц по ОВГВЗ серии III, образовавшуюся за указанный период, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально их стоимости в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 14 ноября 1999 года. При реализации государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, с убытком, определяемым в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью указанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией, предприятия, ранее учитывавшие изменение курсовых разниц при исчислении суммы налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, вправе уменьшить сумму налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль на сумму убытка (части убытка), равную сумме положительного сальдо курсовых разниц, образовавшихся за период с даты приобретения (принятия к бухгалтерскому учету) ОВГВЗ серии III до 14 ноября 1999 года, когда стоимость указанных ценных бумаг переоценивалась в соответствии с изменением курсовой разницы, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально стоимости указанных ценных бумаг в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 14 ноября 1999 года.

Предприятия - первичные владельцы обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III при реализации (выбытии) полученных ими при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе дополнительно уменьшить сумму валовой прибыли на сумму положительного сальдо курсовых разниц, возникших в период с даты поступления иностранной валюты на счет предприятия или организации и до даты принятия ОВГВЗ серии III к бухгалтерскому учету, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально их стоимости в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 14 ноября 1999 года.

Предприятия, осуществляющие в установленном порядке переоценку стоимости ценных бумаг в соответствии с изменением рыночной цены и учитывающие результаты указанной переоценки при исчислении величины налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, вправе сумму прибыли, определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения ценной бумаги с учетом затрат, связанных с ее приобретением и реализацией, уменьшить на сумму положительного сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги. При реализации ценных бумаг с убытком, исчисляемым в порядке, установленном настоящим абзацем, предприятие вправе уменьшить величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму положительного сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги.

Предприятия, осуществляющие в установленном порядке переоценку рублевого эквивалента стоимости ценных бумаг, номинал которых выражен в иностранной валюте, в связи с изменениями курсов иностранных валют, котируемых Центральным банком Российской Федерации, и учитывающие результаты указанной переоценки при определении суммы налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, вправе сумму прибыли, исчисляемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения ценной бумаги с учетом затрат, связанных с ее приобретением и реализацией, уменьшить на сумму положительного сальдо от данной переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги. При реализации ценных бумаг с убытком, сумма которого определена в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения с учетом затрат на их приобретение и реализацию, предприятие вправе уменьшить сумму налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму положительного сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги;";

2) абзац второй пункта 8 изложить в следующей редакции:

"доходов в виде дивидендов, полученных организацией - акционером (участником) от организации по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе по привилегированным акциям), а также в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, включая проценты по ОВГВЗ серии III, выплаченные за период с 14 мая по 14 ноября 1999 года, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;";

3) в пункте 15 слово "ОВВЗ" заменить словом "ОВГВЗ", после слов "прочем выбытии" дополнить словами ", за исключением новации".

2. Абзац третий пункта 5 статьи 6 исключить.

1) подпункт "а" пункта 1 изложить в следующей редакции:

"а) доходов в виде дивидендов, полученных организацией - акционером (участником) от организации по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе по привилегированным акциям), а также в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

Процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом при размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, в виде процентной ставки к номинальной стоимости указанных ценных бумаг, а по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, - доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисляемой как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признан размещенным.

По государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам процентный доход (перечень ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание у продавца получение процентного дохода, устанавливается Правительством Российской Федерации) определяется за фактическое время нахождения их у очередного владельца исходя из общего срока обращения указанных ценных бумаг в соответствии с условиями выпуска и величиной установленного процентного дохода. Для первичных владельцев указанных ценных бумаг процентным доходом признается доход в виде процентов, начисленных по первому купону с даты эмиссии (выпуска) ценных бумаг, а по государственным ценным бумагам Российской Федерации, полученным при новации ОВГВЗ серии III, - в период с 14 ноября 1999 года по дату погашения купона или дату реализации (выбытия) ценной бумаги.

Не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доход сумма процентов, подлежащих выплате при новации ОФЗ, часть дохода в виде разницы между ценой погашения и ценой приобретения ГКО со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, которые включены в стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, а также выплачиваемые при новации проценты по ОВГВЗ серии III за период с 14 мая по 14 ноября 1999 года.

Не включается в налогооблагаемую базу по налогу на доход разница между ценой погашения и ценой приобретения ГКО со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, полученная в результате выкупа (погашения) указанных ценных бумаг, при условии реинвестирования полученных средств от погашения во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на доход суммы процентов, выплачиваемых по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным при новации ОВГВЗ серии III.";

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Налоги с доходов, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящей статьи (в части, касающейся выплаты дивидендов по акциям и доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых не предусмотрено признание у продавца получение процентного дохода, а также в части, касающейся выплаты дивидендов и процентов, полученных нерезидентами Российской Федерации) и подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи, удерживаются у источника выплаты указанных доходов. Ответственность за удержание и перечисление указанных налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход.

Расчеты по налогам с доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, представляют в налоговые органы по месту своего нахождения предприятия, выплачивающие доходы, в пятидневный срок, считая со дня начисления доходов акционерам, учредителям или иным получателям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Уплата налога с доходов в бюджет производится в пятидневный срок, считая со дня, установленного для представления указанного расчета.

Налог с доходов, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящей статьи (в части, касающейся государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание у продавца получение процентного дохода), уплачивается предприятием, получающим процентный доход при реализации (выбытии) указанных ценных бумаг или выплате процентного дохода при погашении купона. Ответственность за исчисление и уплату указанных налогов в бюджет несет предприятие, получающее доход. Расчеты по налогам с этих доходов представляют в налоговые органы по месту своего нахождения указанные предприятия ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога с доходов в бюджет производится в пятидневный срок, считая со дня, установленного для представления расчета.".

Что такое Ценные бумаги, удерживаемые до погашения (HTM)?

Ценные бумаги, удерживаемые до погашения (HTM), приобретаются для владения до погашения. Например, руководство компании может инвестировать в облигацию, которую они планируют удерживать до погашения. Существуют разные методы учета ценных бумаг HTM по сравнению с ценными бумагами, которые ликвидируются в краткосрочной перспективе.

Как работают ценные бумаги, удерживаемые до погашения (HTM)

Облигации и другие долговые инструменты, такие как депозитные сертификаты (CD), являются наиболее распространенной формой инвестиций HTM. Облигации и другие долговые инструменты имеют определенные (или фиксированные) графики платежей, фиксированный срок погашения, и они приобретаются для удержания до наступления срока погашения. Поскольку акции не имеют срока погашения, они не могут считаться ценными бумагами, удерживаемыми до погашения.

Для целей бухгалтерского учета корпорации используют разные категории для классификации своих инвестиций в долговые и долевые ценные бумаги. Помимо ценных бумаг HTM, другие классификации включают «предназначенные для торговли» и «имеющиеся в наличии для продажи».

В финансовой отчетности компании эти различные категории по-разному рассматриваются с точки зрения их инвестиционной стоимости, а также связанных с ними прибылей и убытков.

Ключевые моменты

  • Ценные бумаги, удерживаемые до погашения (HTM), приобретаются для владения до погашения.
  • Облигации и другие долговые инструменты, такие как депозитные сертификаты (CD), являются наиболее распространенной формой инвестиций, удерживаемых до погашения (HTM).
  • Ценные бумаги, удерживаемые до погашения (HTM), обеспечивают инвесторам стабильный поток доходов; однако они не идеальны, если инвестор ожидает, что в краткосрочной перспективе ему потребуются денежные средства.

Ценные бумаги HTM обычно указываются как внеоборотные активы ; в финансовой отчетности компании указана амортизированная стоимость. Амортизация – это метод бухгалтерского учета, при котором стоимость актива регулируется постепенно на протяжении всего срока его службы. Заработанный процентный доход отображается в отчете о прибылях и убытках компании, но изменения рыночной цены инвестиций не меняются в бухгалтерской отчетности фирмы.

Ценные бумаги HTM учитываются как оборотные активы только в том случае, если они имеют срок погашения не более одного года. Ценные бумаги со сроком погашения более одного года указываются как долгосрочные активы и отражаются в балансе по амортизированной стоимости, то есть первоначальной стоимости приобретения плюс любые дополнительные расходы, понесенные до настоящего времени.

В отличие от ценных бумаг, предназначенных для торговли, временные изменения цен на ценные бумаги, удерживаемые до погашения, не отражаются в корпоративной бухгалтерской отчетности. Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи, и ценные бумаги, предназначенные для торговли, отражаются в бухгалтерской отчетности по справедливой стоимости .

Преимущества и недостатки ценных бумаг, удерживаемых до погашения (HTM)

Привлекательность ценных бумаг HTM зависит от нескольких факторов, в том числе от того, может ли покупатель позволить себе удерживать инвестиции до наступления срока их погашения или от того, может ли возникать ожидаемая необходимость продажи до этого времени.

У инвестора есть предсказуемость регулярной прибыли от инвестиций HTM. Эти регулярные доходы позволяют держателю строить планы на будущее, зная, что этот доход будет продолжаться по установленной ставке до окончательного возврата капитала по окончании срока погашения.

Поскольку полученная процентная ставка фиксирована на дату покупки, возможно, что рыночная процентная ставка вырастет. (Это оставит инвестора в относительном невыгодном положении в этом сценарии, потому что, если ставки повышаются, инвестор зарабатывает меньше, чем если бы он вложил средства по текущей, более высокой рыночной ставке).

По большей части ценные бумаги HTM представляют собой долгосрочный государственный долг или корпоративный долг с высоким кредитным рейтингом. Однако инвесторы должны понимать риск дефолта, если, удерживая долгосрочный долг, основная компания объявляет о банкротстве.

  • Инвестиции HTM позволяют планировать будущее с гарантией их основной прибыли при погашении.
  • Считаются «безопасными» инвестициями с минимальным риском или без него.
  • Процентная ставка дохода зафиксирована и не изменится.
  • Фиксированная доходность определяется заранее, поэтому благоприятное изменение рыночных условий не приносит никакой выгоды.
  • Риск дефолта, хотя и незначительный, все же следует учитывать.
  • Ценные бумаги, удерживаемые до погашения, не являются краткосрочными инвестициями, они предназначены для удержания до срока.

Пример ценной бумаги, удерживаемой до погашения (HTM)

10-летние гособлигации США нота поддерживается правительством США и является одним из самых безопасных инвестиций для инвесторов.1 10-летняя облигация приносит фиксированную доходность.Например, по состоянию на август 2020 года 10-летняя облигация приносит 0,625% годовых и имеет различные сроки погашения.2

Допустим, Apple (AAPL) хочет инвестировать в 10-летнюю облигацию на 1000 долларов и удерживать ее до погашения. Ежегодно Apple будет получать 0,625%. Через десять лет Apple получит номинальную стоимость облигации, или 1000 долларов. Независимо от того, вырастут или упадут процентные ставки в следующие 10 лет, Apple будет получать 0,625%, или 6,25 доллара в год, в виде процентного дохода.

В мире инвестирования государственная безопасность относится к ряду инвестиционных продуктов, предлагаемых государственным органом. Для большинства читателей наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются предметы, выпущенные Казначейством США в форме казначейских облигаций, векселей и банкнот . Однако правительства многих стран будут выпускать эти долговые инструменты для финансирования текущих необходимых операций.

Государственные ценные бумаги поставляются с обещанием полного погашения инвестированной основной суммы при наступлении срока погашения ценной бумаги. По некоторым государственным ценным бумагам также могут выплачиваться периодические выплаты купонов или процентов. Эти ценные бумаги считаются консервативными инвестициями с низким уровнем риска, поскольку они поддерживаются правительством, которое их выпустило.

Ключевые моменты

  • Государственные ценные бумаги – это выпуски государственных долговых обязательств, используемые для финансирования повседневных операций, а также специальных инфраструктурных и военных проектов.
  • Они гарантируют полное погашение инвестированной основной суммы при наступлении срока погашения ценных бумаг и часто выплачивают периодические купонные выплаты или выплаты процентов.
  • Государственные ценные бумаги считаются безрисковыми, поскольку они поддерживаются государством, выпустившим их.
  • Компромисс при покупке безрисковых ценных бумаг заключается в том, что они, как правило, платят более низкую процентную ставку, чем корпоративные облигации.
  • Инвесторы в государственные ценные бумаги либо удерживают их до погашения, либо продают другим инвесторам на вторичном рынке облигаций.

Понимание государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги – это долговые инструменты суверенного правительства. Они продают эти продукты для финансирования повседневных государственных операций и обеспечивают финансирование специальных инфраструктурных и военных проектов. Эти инвестиции работают во многом так же, как выпуск корпоративного долга. Корпорации выпускают облигации как способ получить капитал для покупки оборудования, расширения финансирования и погашения других долгов. Выпуская долговые обязательства, правительства могут избежать повышения налогов или сокращения других статей бюджета каждый раз, когда им нужны дополнительные средства для проекта.

После выпуска государственных ценных бумаг индивидуальные и институциональные инвесторы будут покупать их, чтобы держать до срока погашения или продавать другим инвесторам на вторичном рынке облигаций. Инвесторы покупают и продают ранее выпущенные облигации на рынке по разным причинам. Они могут стремиться получить процентный доход от периодических купонных выплат по облигациям или выделить часть своего портфеля в консервативные безрисковые активы. Эти инвестиции часто считаются безрисковыми, потому что, когда приходит время погашения по истечении срока погашения, правительство всегда может напечатать больше денег, чтобы удовлетворить спрос.

Краткая справка

Государственные ценные бумаги бывают разных форм, но самые известные типы – это те, которые выпущены Казначейством США – казначейские облигации, векселя и банкноты.

США против иностранных ценных бумаг

Как уже упоминалось, Соединенные Штаты – лишь одна из многих стран, которые выпускают государственные ценные бумаги для финансирования операций. Казначейские векселя, облигации и банкноты США считаются безрисковыми активами из-за их поддержки со стороны американского правительства. В Италии, Франции, Германии, Японии и многих других странах также размещаются государственные облигации .

Однако государственные ценные бумаги, выпущенные правительствами иностранных государств, могут нести риск дефолта, то есть невыплаты основной суммы инвестиций. Если правительство страны рухнет или возникнет нестабильность, может произойти дефолт . При покупке иностранных государственных ценных бумаг важно взвесить риски, которые могут включать экономические, страновые и политические риски.

В качестве примера такого риска дефолта не нужно смотреть дальше 1998 года, когда Россия объявила дефолт по своему долгу. Инвесторы были шокированы своими потерями, когда страна обесценила рубль. Этот спад произошел вслед за азиатским финансовым кризисом того же десятилетия и отчасти вызван этим. Азиатский кризис был серией девальваций валют во многих странах Азии, вызвавших потрясение по всему финансовому миру.

Хотя государственные ценные бумаги или казначейские облигации США являются безрисковыми инвестициями, они, как правило, приносят более низкие процентные ставки по сравнению с корпоративными облигациями. В результате государственные ценные бумаги с фиксированной процентной ставкой могут иметь более низкую процентную ставку, чем другие ценные бумаги, в условиях роста ставок, что называется процентным риском. Кроме того, низкая норма прибыли может не поспевать за ростом цен в экономике или темпами инфляции .

Покупка государственных ценных бумаг

Министерство финансов США выпускает государственные ценные бумаги на аукционах институциональным инвесторам для покупки и продажи. веб-сайте Министерства финансов , в банках или через брокеров. Поскольку большинство государственных ценных бумаг США пользуется доверием и доверием правительства США, дефолт по этим продуктам маловероятен.

Покупка иностранных государственных облигаций, также известных как облигации янки , немного сложнее, чем покупка американской версии ценных бумаг. Инвесторы должны работать с брокерами, которые имеют международный опыт и могут нуждаться в определенной квалификации. Некоторые инвесторы возьмут на себя повышенные аспекты политического риска наряду с валютным риском , кредитным риском и риском дефолта, чтобы получить большую прибыль. Некоторые облигации потребуют создания оффшорных счетов и имеют высокий минимальный уровень инвестиций. Кроме того, некоторые иностранные облигации попадают в категорию бросовых из-за риска, связанного с их покупкой.

Контроль денежной массы с помощью государственных ценных бумаг

Федеральная резервная система (ФРС) контролирует денежные потоки посредством многих политик, одной из которых является продажа государственных облигаций. Продавая облигации, они уменьшают количество денег в экономике и повышают процентные ставки. Правительство также может выкупить эти ценные бумаги, влияя на денежную массу и влияя на процентные ставки. Операции на открытом рынке, называемые операциями на открытом рынке (OMO), Федеральная резервная система (ФРС) покупает облигации на открытом рынке, снижая их доступность и повышая стоимость оставшихся облигаций.

По мере роста цен на облигации доходность облигаций падает, что приводит к снижению процентных ставок в экономике в целом. Новые выпуски государственных облигаций также выпускаются с более низкой доходностью на рынке, что еще больше снижает процентные ставки. В результате ФРС может существенно повлиять на траекторию процентных ставок и доходности облигаций в течение многих лет.

Предложение денег также изменяется вместе с покупкой и продажей. Когда ФРС выкупает казначейские облигации у инвесторов, инвесторы вкладывают средства в свой банк или тратят деньги в других сферах экономики. Эти расходы, в свою очередь, стимулируют розничные продажи и экономический рост. Кроме того, поскольку деньги поступают в банки через депозиты, это позволяет этим банкам использовать эти средства для кредитования юридических и физических лиц, что дополнительно стимулирует экономику.

  • Государственные ценные бумаги могут обеспечить стабильный поток процентного дохода
  • Из-за низкого риска дефолта государственные ценные бумаги, как правило, служат убежищем.
  • Некоторые государственные ценные бумаги освобождены от государственных и местных налогов.
  • Государственные ценные бумаги можно легко покупать и продавать
  • Государственные ценные бумаги доступны через паевые инвестиционные фонды и биржевые фонды.
  • Государственные ценные бумаги предлагают низкую доходность по сравнению с другими ценными бумагами.
  • Процентные ставки государственных ценных бумаг обычно не успевают за инфляцией
  • Государственные ценные бумаги, выпущенные правительствами иностранных государств, могут быть рискованными
  • Государственные ценные бумаги часто имеют более низкую ставку на рынке с повышающейся ставкой.

Примеры государственных ценных бумаг

Вот некоторые из наиболее часто выпускаемых государственных ценных бумаг.

Сберегательные облигации

Сберегательные облигации предлагают фиксированные процентные ставки в течение срока действия продукта. Если инвестор держит сберегательную облигацию до ее погашения, он получает номинальную стоимость облигации плюс любые начисленные проценты на основе фиксированной процентной ставки. После покупки сберегательный залог не может быть погашен в течение первых 12 месяцев. Кроме того, погашение облигации в течение первых пяти лет означает, что владелец утратит месячные накопленные проценты.

Казначейские векселя

Казначейские векселя (казначейские векселя) имеют типичный срок погашения 4, 8, 13, 26 и 52 недели. Эти краткосрочные государственные ценные бумаги приносят более высокую процентную ставку по мере увеличения сроков погашения. Например, по состоянию на 4 сентября 2020 года доходность четырехнедельных казначейских векселей составляла 0,09%, а доходность годовых казначейских векселей составляла 0,13%.

Казначейские ноты

Казначейские облигации ( казначейские облигации ) имеют двух, трех, пяти или 10-летние сроки погашения, что делает их среднесрочными облигациями. По этим векселям выплачивается купон с фиксированной ставкой или выплата процентов раз в полгода, и обычно их номинальная стоимость составляет 1000 долларов. Двух- и трехлетние векселя имеют номинальную стоимость 5000 долларов.

Доходность казначейских облигаций меняется ежедневно. Однако, например, доходность 10-летних облигаций закрылась на уровне 0,721% 4 сентября 2020 года. В течение 52-недельного диапазона доходность варьировалась от 0,380% до 1,967%.

Казначейские облигации

Казначейские облигации ( казначейские облигации ) имеют срок погашения от 10 до 30 лет. Эти инвестиции имеют номинальную стоимость 1000 долларов США и выплачиваются полугодовые процентные выплаты. Правительство использует эти облигации для финансирования дефицита федерального бюджета. Кроме того, как упоминалось ранее, ФРС контролирует денежную массу и процентные ставки посредством покупки и продажи этого продукта. Доходность 30-летних казначейских облигаций на 4 сентября 2020 года составила 1,472%.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: