Государственное управление в узком смысле это деятельность органов законодательной власти

Обновлено: 15.04.2024

Государственное управление в узком смысле слова это специфический вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений (а именно — от законодательной и судебной деятельности), а также от управленческой деятельности общественных объединений и ряда других негосударственных формирований (трудовых коллективов, коммерческих структур и т. п.), и связанный с функционированием системы исполнительной власти в Российской Федерации на всех ее национально-государственных и территориальных уровнях. Таким образом, государственное управление — это, по сути, вид государственной деятельности, в рамках которой осуществляется практическая реализация исполнительной власти. И именно это (узкое) понимание государственного управления как раз и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий . В. В. Степанюк . 2010 .

Смотреть что такое "Государственное управление в узком смысле слова" в других словарях:

Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник

Денежная масса — (Money supply) Денежная масса это наличные средства, находящиеся в обращении, и безналичные средства, находящиеся на счетах в банках Понятие денежной массы: агрегаты денежной массы М0, М1, М2, М3, М4, ее ликвидность, наличные и безналичные… … Энциклопедия инвестора

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Центральный банк — (Central bank) Центральный банк это орган проведения денежно кредитной политики Информация о деятельности, политике, функциях, операциях Центрального банка, ставка рефинансирования Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

История лезгин — Эту страницу предлагается переименовать в История лезгинского народа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/20 августа 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия

Египет — I (греч. Αϊγυπτος; лат. Aegyptus; фр. Egypte; англ. Egypt; нем. Aegypten; итал. Egytto; арабск. Masz). Положение, границы. Страна Е. (в узком, историческом смысле слова) лежит между 24°5 и 31°35 северной широты и 28°50 и 34°41 восточной долготы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Государственное управление –в широком смысле слова это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В узком смысле слова государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной органи­зации социальных процессов в обществе. Государственное управление в узком смысле слова осуществляют органы ис­полнительной власти: правительства, министерства, государ­ственные комитеты, администрации краев (обла­стей). Именно они непосредственно решают вопросы обще­го управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреж­дениями, организациями, оказывают управленческое воздей­ствие на негосударственные объекты.

Субъектами государственного управления являютсяго­сударственные органы и должностные лица, которые наде­лены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления— это предпри­ятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.

Деятельность, которая осуществляется субъектами госу­дарственного управления по отношению к объектам, назы­вается исполнительно-распорядительной.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — исполнительная власть.Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации в ст. 10 определила, что государственная власть осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную, таким образом провозгласив принцип раз­деления властей.

Основными чертами государственного управленияяв­ляется то, что:

1) государственное управление — это организующая дея­тельность;

2) государственное управление — деятельность исполни­тельно-распорядительного характера. Основным направ­лением ее является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель ис­пользованием необходимых юридически властных пол­номочий;

3) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и не­посредственного руководства хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим стро­ительством;

4) государственное управление — подзаконная деятель­ность, осуществляемая «на основе и во исполнение зако­на», а также она вторична по отношению к законодатель­ной деятельности.

Государственное управление строит свою деятельность на основных положениях, или так называемых принципах.

Основополагающие начала, руководящие установки, ко­торые определяют правила осуществления данного вида де­ятельности и ее организации, называются принципами го­сударственного управления.

Они отражают наиболее существенные стороны органи­зации и деятельности всей управляющей системы страны.

В системе управленческой, исполнительной деятельно­сти выделяются общие (социально-правовые) и организа­ционные принципы.

Общие принципы государственного управления:объективность управления, законность и дисциплина в управлении, конкретность управления, участие граждан в управлении, эффективность управления, сочетание централизации и децентрализации.

Организационные принципы:

1. Отраслевой принципвыступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих испол­нительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрас­ли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства в подчиненные им органы на местах.

2. Территориальный принцип.Суть этого принципа со­стоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позво­ляет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе и т.д.).

3. Линейный принцип.Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления.

4. Функциональный принцип.На основе этого принци­па формируются специальные органы и аппараты исполни­тельной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.).

5. Принцип двойного подчинения.Этот принцип обес­печивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнитель­ной власти.

6. Рациональное распределениеполномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каж­дым органом и работником: урегулирование их взаимоотно­шений в исполнительной деятельности.

7.Ответственность субъектов исполнительной деятель­ности за результаты работыпредполагает, что за ненадле­жащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.

8. Сочетание единоначалия и коллегиальности.Колле­гиальность и единоначалие — это две формы устройства ор­ганов и организации их деятельности.

61. Главная функция административной юрисдикции — это:
• правоохранительная

62. Главным критерием, которому должна удовлетворять вся деятельность исполнительной власти и ее решения, является:
• эффективность

63. Государственная и естественная монополии .
• частично совпадают

64. Государственная регистрация хозяйствующих субъектов — юридических лиц и граждан без образования юридического лица — осуществляется в:
• инспекциях Министерства РФ по налогам и сборам

65. Государственно-правовое и общественно-правовое принуждение различают по:
• субъекту

66. Государственное регулирование (в узком смысле слова) — это:
• одна из функций государственного управления

67. Государственное регулирование (в широком смысле слова) — это:
• деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений

68. Государственное регулирование по сравнению с государственным управлением — это более _____________ воздействие со стороны государства на хозяйствующие субъекты.
• мягкое

69. Государственное управление — это:
• исполнительно-распорядительная деятельность государственной администрации, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства

70. Государственное управление гражданским воздушным транспортом осуществляет:
• Министерство транспорта РФ

71. Государственную регистрацию кредитных учреждений осуществляет(-ют):
• Центральный Банк России

72. Государственные заказы в настоящее время .
• применяются

73. Государственные и муниципальные организации культуры по закону не вправе .
• использовать культурные ценности в качестве обеспечения кредита

74. Государственные программы, применяемые в государственном регулировании, представляют собой разновидность:
• политико-правовых актов

75. Государственные служащие, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять юридически властные требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися в их служебном подчинении, должностными лицами, органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной подчиненности - это:
• представители исполнительной власти

1. Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию. Государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

2. Государственное управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление). Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).

3. Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности). Государственное управление осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества — хозяйственно-экономическое строительство, социально- культурная и административно-политическая сферы (признак масштабности). Государственное управление распространяется не только на принадлежащие государству объекты, но и на не государственные коммерческие и некоммерческие организации; в последнем случае имеет место государственное регулирование посредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур.

4. Государственное управление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности. В процессе государственного управления решаются задачи и осуществляются функции государства и обеспечиваются как интересы государства, так и конституционные права и свободы граждан.

5. Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления. Действуя по поручению и от имени государства и реализуя функции государственного управления, эти органы наделяются полномочиями государственно-властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами.

6. Государственное управление отвечает принципу законности, т. е. деятельность органов исполнительной власти основывается на положениях и требованиях федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ. Управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции.

7. Государственное управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений. В большей мере распространены вертикальные отношения, т. е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. В последние годы появились новые формы организации — горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. В данном случае можно говорить о перераспределении полномочий между органами исполнительной власти, заключении публичных (административных) договоров.

8. Государственное управление основывается на принципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма. Организационная деятельность органов государственного управления включает исполнение как внешних, так и внутренних административных функций. Внутриорганизационная деятельность осуществляется также законодательными органами, судами, прокуратурой, создавая при этом необходимые условия для реализации непосредственных функций самих этих органов (законотворчество, правосудие, осуществление прокурорского надзора).

9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего» управления (например, назначение административных наказаний, применение мер административного предупреждения или административного пресечения)[7].

Видами государственного управления являются:

1) внутреннее государственное управление, осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти, совершенствованию института государственной службы, разработка и принятие нормативных правовых актов);

2) внешнее государственное управлениеосуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);

3) внутриорганизационное государственное управление осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.

Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

В самом общем виде функции государства и его органов — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

Основные функции государственного управления— это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

Трудности в определении понятия административного права обусловлены, прежде всего, широчайшим объемом и многообразием общественных отношений, составляющих сферу действия законодательства, именуемого административным. В переводе с латыни, английского и многих европейских языков «административный» - значит «управленческий». «Административное право» - значит «управленческое право» или «право управления».

Термин – «государственное управление» широко используется в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, был конституционным, давая тем самым конституционные основы для выделения данного вида государственной деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин - исполнительная власть. Означает ли это, что государственное управление впредь не существует? Или же налицо чисто терминологическая реформация? Положительный ответ может быть дан лишь на второй вопрос. При этом все объясняется конституционным провозглашением разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти – самостоятельны.

Что изменилось в связи с этим? Государственная власть всегда едина в своих основных проявлениях - законотворчества, исполнительно-распорядительной деятельности, правосудия. Тем не менее, разделение властей ранее игнорировалось. Оно официально признавалось чисто "западным" явлением, неприемлемым для наших условий, якобы, подрывающим единство государственной власти.

В действительности же теория "разделения властей" исходит из принципиальной позиции о том, что государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создает угрозу тоталитарного, антидемократического режима.

Классическая дефиниция определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной власти, которая осуществляется вне границ законодательства и правосудия.

Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления.

1. Государственное управление (в широком смысле) –это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.).

2. Государственное управление в узком смысле слова это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании.

Государственное управление в узком смысле – это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления.

Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, имеет следующие характерные черты, (то, что отличает ее от деятельности представительных и судебных органов):

1.Это деятельность именно исполнительная (по отношению к органам представительной власти и судам, а также законодательству).

2.Это деятельность распорядительная: при ее осуществлении используются государственно-властные полномочия, включая административное принуждение.

3.Она имеет общегосударственный характер: охватывает все имеющие значение для государства стороны жизни общества.

4. Она носит подзаконный характер.

5.Имеет непрерывный и оперативный характер. Государственное управление осуществляется в процессе постоянного и повседневного, непосредственного руководства хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством в стране.

6. Имеет ярко выраженное организационное содержание.

Остановимся на принципах государственного управления (в собственном смысле слова). Термин «принципы государственного управления» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, определение основ, содержание и значение самого государственного управления.

Профессор А.П. Коренев, в системе управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности выделяет общие (социально-правовые) и организационные принципы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: