Государственное управление в широком смысле это управление делами общества которое осуществляет
Обновлено: 19.04.2024
Государственное управление –в широком смысле слова это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
В узком смысле слова государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государственное управление в узком смысле слова осуществляют органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, администрации краев (областей). Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты.
Субъектами государственного управления являютсягосударственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления— это предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.
Деятельность, которая осуществляется субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной.
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — исполнительная власть.Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации в ст. 10 определила, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом провозгласив принцип разделения властей.
Основными чертами государственного управленияявляется то, что:
1) государственное управление — это организующая деятельность;
2) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;
3) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;
4) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», а также она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Государственное управление строит свою деятельность на основных положениях, или так называемых принципах.
Основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют правила осуществления данного вида деятельности и ее организации, называются принципами государственного управления.
Они отражают наиболее существенные стороны организации и деятельности всей управляющей системы страны.
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.
Общие принципы государственного управления:объективность управления, законность и дисциплина в управлении, конкретность управления, участие граждан в управлении, эффективность управления, сочетание централизации и децентрализации.
Организационные принципы:
1. Отраслевой принципвыступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрасли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства в подчиненные им органы на местах.
2. Территориальный принцип.Суть этого принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе и т.д.).
3. Линейный принцип.Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления.
4. Функциональный принцип.На основе этого принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.).
5. Принцип двойного подчинения.Этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнительной власти.
6. Рациональное распределениеполномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником: урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
7.Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работыпредполагает, что за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.
8. Сочетание единоначалия и коллегиальности.Коллегиальность и единоначалие — это две формы устройства органов и организации их деятельности.
Государственное управление (англ. public administration ) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
- правовой подход;
- политический подход;
- управленческий подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
- следования принципу верховенства права (правовой подход);
- следования воле народа (политический подход);
- следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Г.у. или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Г.у. представляет собой одну из форм этой деятельности. Г.у. носит государственно-властный характер,является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой (финансы, налоги, статистика), социально-политической (оборона, иностранные, внутренние дела и др.), социально-культурной (наука, образование, здравоохранение), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля) и др. областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.
Г.у. имеет четко выраженный публичный характер: проводит в жизнь (исполнение) содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению делами общества. В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Энциклопедия юриста . 2005 .
Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ" в других словарях:
Государственное управление — (англ. public administration) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному … Википедия
Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Энциклопедия права
Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник
Государственное управление в узком смысле слова — это специфический вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений (а именно от законодательной и судебной деятельности), а также от управленческой деятельности общественных объединений и ряда других негосударственных формирований … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
Государственное управление — см. Управление государственное … Большая советская энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР — – исполнительно распорядительная деятельность органов Советского государства, состоящая в практическом осуществлении задач построения коммунистического общества. Советское Г. у. есть организующая деятельность социалистического государства,… … Советский юридический словарь
Государственное управление в широком смысле слова — это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной), поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства, так и любых его… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права
Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Большой юридический словарь
(англ state government) - организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос-ной жизни; высшая форма сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы. Г.у. всегда осуществляется специальными органами, состоящими из штатных профессионалов — государственных служащих. См. также Самоуправление.
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое "Государственное управление" в других словарях:
Государственное управление — (англ. public administration) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному … Википедия
Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Энциклопедия права
Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник
Государственное управление в узком смысле слова — это специфический вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений (а именно от законодательной и судебной деятельности), а также от управленческой деятельности общественных объединений и ряда других негосударственных формирований … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
Государственное управление — см. Управление государственное … Большая советская энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных… … Энциклопедия юриста
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР — – исполнительно распорядительная деятельность органов Советского государства, состоящая в практическом осуществлении задач построения коммунистического общества. Советское Г. у. есть организующая деятельность социалистического государства,… … Советский юридический словарь
Государственное управление в широком смысле слова — это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной), поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства, так и любых его… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права
Государственное управление - в широком смысле слова, это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
В узком смысле слова, государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государственное управление в узком смысле слова осуществляют органы исполнительной власти: Правительство, министерства, государственные комитеты, комитеты, администрации краев (областей). Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями.
Субъектами государственного управления являются государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления - это предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, которая осуществляется субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно - распорядительной.
Конституция РФ отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — «исполнительная власть». Это объясняется тем, что Конституция РФ в ст.10 определила, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом провозгласив принцип разделения властей.
Основными чертами государственного управления является то, что:
1) государственное управление является организующей деятельностью;
2) государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;
3) государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством:
Законодательная власть готовит и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполнительной власти (в пределах, установленных Конституцией РФ, ст.ст.101, 103, 114).
На исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих законов (ст.114 Конституции РФ). Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти возложены на аппарат государственного управления во главе с Правительством. Аппарат, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Именно это является основанием именовать исполнительную власть исполнительно-распорядительной.
Органы судебной власти, согласно ст.118 Конституции РФ, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция - это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц.
Из всего ранее сказанного следует, что исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.
У исполнительной власти есть определенная сфера отношений, где она действует, которая включает в себя:
- отношения власти с гражданином;
- хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;
- отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.
Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:
1) исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;
2) исполнительная власть обладает принудительным характером, она делает упор на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия;
3) предметность - наличие правовых, информационных, технических и организационных ресурсов;
4) исполнительная власть носит организующий характер.
Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию граждан, общества и государства, а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
Автор статьи
Читайте также: