Государственное управление в широком смысле это управление делами общества которое осуществляет

Обновлено: 19.04.2024

Государственное управление –в широком смысле слова это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В узком смысле слова государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной органи­зации социальных процессов в обществе. Государственное управление в узком смысле слова осуществляют органы ис­полнительной власти: правительства, министерства, государ­ственные комитеты, администрации краев (обла­стей). Именно они непосредственно решают вопросы обще­го управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреж­дениями, организациями, оказывают управленческое воздей­ствие на негосударственные объекты.

Субъектами государственного управления являютсяго­сударственные органы и должностные лица, которые наде­лены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления— это предпри­ятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.

Деятельность, которая осуществляется субъектами госу­дарственного управления по отношению к объектам, назы­вается исполнительно-распорядительной.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — исполнительная власть.Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации в ст. 10 определила, что государственная власть осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную, таким образом провозгласив принцип раз­деления властей.

Основными чертами государственного управленияяв­ляется то, что:

1) государственное управление — это организующая дея­тельность;

2) государственное управление — деятельность исполни­тельно-распорядительного характера. Основным направ­лением ее является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель ис­пользованием необходимых юридически властных пол­номочий;

3) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и не­посредственного руководства хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим стро­ительством;

4) государственное управление — подзаконная деятель­ность, осуществляемая «на основе и во исполнение зако­на», а также она вторична по отношению к законодатель­ной деятельности.

Государственное управление строит свою деятельность на основных положениях, или так называемых принципах.

Основополагающие начала, руководящие установки, ко­торые определяют правила осуществления данного вида де­ятельности и ее организации, называются принципами го­сударственного управления.

Они отражают наиболее существенные стороны органи­зации и деятельности всей управляющей системы страны.

В системе управленческой, исполнительной деятельно­сти выделяются общие (социально-правовые) и организа­ционные принципы.

Общие принципы государственного управления:объективность управления, законность и дисциплина в управлении, конкретность управления, участие граждан в управлении, эффективность управления, сочетание централизации и децентрализации.

Организационные принципы:

1. Отраслевой принципвыступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих испол­нительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрас­ли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства в подчиненные им органы на местах.

2. Территориальный принцип.Суть этого принципа со­стоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позво­ляет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе и т.д.).

3. Линейный принцип.Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления.

4. Функциональный принцип.На основе этого принци­па формируются специальные органы и аппараты исполни­тельной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.).

5. Принцип двойного подчинения.Этот принцип обес­печивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнитель­ной власти.

6. Рациональное распределениеполномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каж­дым органом и работником: урегулирование их взаимоотно­шений в исполнительной деятельности.

7.Ответственность субъектов исполнительной деятель­ности за результаты работыпредполагает, что за ненадле­жащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.

8. Сочетание единоначалия и коллегиальности.Колле­гиальность и единоначалие — это две формы устройства ор­ганов и организации их деятельности.

Государственное управление (англ. public administration ) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенства права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Г.у. или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Г.у. представляет собой одну из форм этой деятельности. Г.у. носит государственно-властный характер,является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой (финансы, налоги, статистика), социально-политической (оборона, иностранные, внутренние дела и др.), социально-культурной (наука, образование, здравоохранение), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля) и др. областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.

Г.у. имеет четко выраженный публичный характер: проводит в жизнь (исполнение) содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению делами общества. В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ" в других словарях:

Государственное управление — (англ. public administration) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному … Википедия

Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Энциклопедия права

Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник

Государственное управление в узком смысле слова — это специфический вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений (а именно от законодательной и судебной деятельности), а также от управленческой деятельности общественных объединений и ряда других негосударственных формирований … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Государственное управление — см. Управление государственное … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР — – исполнительно распорядительная деятельность органов Советского государства, состоящая в практическом осуществлении задач построения коммунистического общества. Советское Г. у. есть организующая деятельность социалистического государства,… … Советский юридический словарь

Государственное управление в широком смысле слова — это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной), поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства, так и любых его… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Большой юридический словарь

(англ state government) - организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос-ной жизни; высшая форма сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы. Г.у. всегда осуществляется специальными органами, состоящими из штатных профессионалов — государственных служащих. См. также Самоуправление.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Государственное управление" в других словарях:

Государственное управление — (англ. public administration) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному … Википедия

Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Энциклопедия права

Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник

Государственное управление в узком смысле слова — это специфический вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений (а именно от законодательной и судебной деятельности), а также от управленческой деятельности общественных объединений и ряда других негосударственных формирований … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Государственное управление — см. Управление государственное … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных… … Энциклопедия юриста

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР — – исполнительно распорядительная деятельность органов Советского государства, состоящая в практическом осуществлении задач построения коммунистического общества. Советское Г. у. есть организующая деятельность социалистического государства,… … Советский юридический словарь

Государственное управление в широком смысле слова — это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной), поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства, так и любых его… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

Государственное управление - в широком смысле слова, это управление делами государства, которое осуществля­ется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В узком смысле слова, государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государ­ственное управление в узком смысле слова осуществляют органы исполнительной власти: Правительство, министер­ства, государственные комитеты, комитеты, администра­ции краев (областей). Именно они непосредственно ре­шают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями.

Субъектами государственного управления являются госу­дарственные органы и должностные лица, которые наде­лены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления - это предприя­тия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, которая осуществляется субъектами го­сударственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно - распорядительной.

Конституция РФ отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — «исполнительная власть». Это объясняется тем, что Конституция РФ в ст.10 определила, что государственная власть осу­ществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом провозгласив принцип разделения властей.

Основными чертами государственного управления являет­ся то, что:

1) государственное управление является организующей деятельностью;

2) государственное управление - деятельность испол­нительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведе­ние в жизнь законов и подзаконных актов. Достига­ется эта цель использованием необходимых юриди­чески властных полномочий;

3) государственное управление - исполнительная дея­тельность, осуществляемая в процессе повседневно­го и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-полити­ческим строительством:

Законодательная власть готовит и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполни­тельной власти (в пределах, установленных Конституцией РФ, ст.ст.101, 103, 114).

На исполнительную власть возложена задача организо­вать практическую реализацию этих законов (ст.114 Кон­ституции РФ). Полномочия и возможности осуществле­ния исполнительной власти возложены на аппарат госу­дарственного управления во главе с Правительством. Аппарат, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные ми­нистерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федера­ции. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Именно это является основанием именовать исполнитель­ную власть исполнительно-распорядительной.

Органы судебной власти, согласно ст.118 Конститу­ции РФ, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция - это контроль за законностью в дея­тельности органов исполнительной власти и ее должно­стных лиц.

Из всего ранее сказанного следует, что исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судеб­ной властями. Она выражается в деятельности специаль­ных субъектов, наделенных исполнительной компетенци­ей, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

У исполнительной власти есть определенная сфера от­ношений, где она действует, которая включает в себя:

- отношения власти с гражданином;

- хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

- отношения с предприятиями, учреждениями и ины­ми организациями, отношения с трудовыми коллек­тивами этих образований.

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

1) исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функциони­руют человеческие коллективы;

2) исполнительная власть обладает принудительным ха­рактером, она делает упор на силу - возможность са­мостоятельно осуществлять меры воздействия;

3) предметность - наличие правовых, информацион­ных, технических и организационных ресурсов;

4) исполнительная власть носит организующий ха­рактер.

Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию граждан, общества и государства, а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и сво­бод, для свободной политической, экономической, соци­альной и духовной жизни общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: