Государственное управление и исполнительная власть соотносятся как политико правовая категория и

Обновлено: 22.04.2024

Исполнительная власть – это совокупность организационно-функциональных механизмов государственно-властного характера для реализации целей и задач государственной политики, закреплённых и изложенных в НПА.

Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Главные цели исполнительной власти:

- обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

- создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

- создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти:

- универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

- предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

- принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

СООТНОШЕНИЕ
С точки зрения теории права государственное управление (управленческая деятельность) представляет собой основанную на нормах законов реализацию уполномоченными субъектами исполнительно-распорядительных функций в различных сферах и областях.

Управленческая сфера – круг общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, т.е. воздействию норм.

Государственное управление осуществляется различными органами государства.

В процессе государственного управления реализуется исполнительная власть.

Исполнительная власть – политико-правовая категория, а государственное управление – организационно-правовая.

· По содержанию. По Монтескье власть – это воля (некая формулировка, норма, правило поведения, выработанное государством) и возможность её навязать (навязывание – реализация)

Государственное управление – деятельность, которая реализует исполнительную власть, навязывание исполнительной власти.

· По кругу субъектов. Государственное управление присуще всем ветвям власти и поэтому оно шире исполнительной власти.

Осуществляется в процессе правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть?

Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. Назначение госуправления – это государственная деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, основывающейся на началах разделения властей.

Реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющихся органами государственного управления.

Таким образом, государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Предметом административного права являются деятельность по госуправлению, исполнительные органы власти, исполнительно-распорядительная деятельность – все это можно объединить одним названием: исполнительная власть. Конституция 1993 г. отказалась от термина «госуправление», закрепив вместо него иной – «исполнительная власть». По ст. 10 Конституции РФ, госвласть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Раньше под госуправлением понималась деятельность исполнительно-распорядительного характера: исполнение – проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов; распорядительство – средство достижения исполнения, то есть использование необходимых юридически властных полномочий.

Органы госуправления рассматривались в качестве исполнительного аппарата госвласти. Согласно теории «разделения властей» вместо органа госуправления – субъект исполнительной власти. Госвласть должна строиться на определенной функциональной и компетентной специализации, вследствие чего выделяют три ветви единого дерева госвласти, самостоятельные и в то же время взаимосвязанные. Каждой ветви соответствует свой субъект – выражающий ее госорган.

Характерные черты исполнительной власти:

1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой госвласти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями;

2) функция исполнительной власти: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе (для этого используется определенная часть государственных властных полномочий);

3) представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти, через деятельность которых она приобретает динамические качества. Однако сама исполнительная власть, как и само госуправление, – это не система госорганов, а осуществляемая ими деятельность;

4) в процессе своей реализации наполнена организационным содержанием, которое предполагает: а) механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; б) этот механизм должен быть сам необходимым образом организован;

5) реализуется во внесудебном порядке;

6) в ведении и распоряжении субъектов, реализующих исполнительную власть, находятся наиболее существенные атрибуты госвласти: финансы, коммуникации, армия, милиция и т. п.

Таким образом, исполнительная власть – понятие политико-правовое, в то время как госуправление – организационно-правовое, государственная деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Госуправление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функцииРазличными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть Таблица

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение) Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на

Исполнительная власть

Исполнительная власть Таблица 21

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии Парламент ФРГ фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней – Бундесрата. Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате

3. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе

3. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе Догосударственное, или первобытное, общество заняло в истории человечества более тридцати тысячелетий и прошло в своем развитии несколько периодов: период зрелого первобытного общества, где

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть Согласно гл. 6 Конституции, РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Деятельность Правительства РФ, его основные функции и его состав регламентируются Конституцией РФ и Федеральным

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные

Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каким связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — органов государственного управления и, во-вторых, прямую направленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в целях урегулирования различных сторон общественной жизни. Различие между устанавливающей общие нормы властью и исполнительной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.

К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие: социальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общиx предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти; 2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами государственного управления и сейчас остающимися таковыми по сути, иногда и с сохранением этого старого наименования; 3) волевые импульсы исполнительной власти проявляются в принятии управленческих решений и организации их исполнения в пpoцecce и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфического вида государственной деятельности и основной формы реализации исполнительной власти.

Таким образом, управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление — это исполнительная власть в действии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функцииРазличными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть Таблица

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права

Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых

1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)

1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк,

Исполнительная власть

Исполнительная власть Таблица 21

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть?

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть? Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии Парламент ФРГ фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней – Бундесрата. Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть Согласно гл. 6 Конституции, РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Деятельность Правительства РФ, его основные функции и его состав регламентируются Конституцией РФ и Федеральным

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные

Различными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности. То есть по своей сути управление представляет собой постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм.

Объектом управления выступают: социальная общность, коллектив, человек, явления, процессы.

Субъект управления — это всегда человек или коллектив людей, то есть так называемая администрация.

Традиционно выделяют три вида управления:

• механическое – управление технологическими процессами;

• биологическое – управление процессами жизнедеятельности живых организмов;

• социальное – управление людьми, организациями, общественными процессами.

Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Социальное управление представляет собой специфический тип отношений между людьми, поскольку это прежде всего управление людьми, группами, обществом. Важно учитывать, что такое управление всегда осуществляется целесообразно и сознательно. Поэтому следующим квалифицирующим признаком социального управления является волевое поведение и выработка определенных программ поведения. Например, управление воинским коллективом осуществляется на основе Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, управление рабочим коллективом завода – на основе специальных локальных нормативных актов.

Разновидностью социального управления выступает государственное управление, которое в теории административного права принято рассматривать в широком и узком понимании.

Государственное управление в широком смысле — это деятельность органов всех ветвей государственной власти. Фактически в данное понятие включается деятельность по управлению государством, ввиду того что все структуры ветвей государственной власти участвуют в целенаправленной государственной политике по реализации соответствующих целей, задач, функций и несут в себе управляющее начало. Однако такое расширительное толкование государственного управления не учитывает особенности частного, поглощает их признаками общего.

Государственное управление в узком смысле — это деятельность административного характера, то есть деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов (деятельность Президента РФ, федеральных министерств, служб, агентств, органов исполнительной власти субъектов РФ). В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком смысле.

Признаки государственного управления

• Государственное управление – это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

• В рамках государственного управления органы государственной власти в пределах своей компетенции вправе осуществлять правотворческую деятельность и контролировать ее соблюдение.

• Государственное управление распространяется не только на государственные подконтрольные сферы деятельности, но и на деятельность частных субъектов, например на некоммерческие организации.

• Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые действуют от имени и по поручению государства.

• Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, то есть фактически обеспечивает внесудебный порядок осуществления уполномоченными органами мер принуждения (применение административно-предупредительных и пресекательных мер, назначение административных наказаний).

Виды государственного управления

• Внутреннее государственное управление.

• Внешнее государственное управление.

• Внутриорганизационное государственное управление.

Функции государственного управления

• Информационное обеспечение деятельности уполномоченных органов.

Вопрос 2. Соотношение государственного управления и исполнительной власти

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственной власти. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.

Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов в общественном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно охарактеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.

Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение субъектов; право и возможность подчинить других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что власть реализуется в отношении различных (коллективных или индивидуальных) элементов государственно-организационного общества. Данное качество исполнительной власти наиболее существенно, так как раскрывает ее особую государственно-правовую природу.

Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности – не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть – сущностное выражение такой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности.

Исполнительная власть имеет определенное субъективное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно, исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.

Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Вопрос 3. Принципы государственного управления

Принципы государственного управления делятся на две группы.

• широкое участие граждан в государственном управлении (народовластие);

• планирование и учет.

• отраслевой. Предполагает наличие единого организационного центра, которому по вертикали подчинена вся совокупность звеньев внутриотраслевого характера, то есть нижестоящие органы управления предприятий, учреждений и организаций. Предназначение данного принципа – осуществление централизованного руководства отраслевыми комплексами, единообразное решение общих для этих комплексов вопросов, наиболее полный учет особенностей и потребностей каждого из них;

• территориальный. Учитывает расположение предприятий, учреждений и организаций различного отраслевого профиля на определенной территории – в районе, городе, области, крае, республике и т. п.;

• функциональный. Обеспечивает в системе государственного управления межотраслевые связи, предназначенные для того, чтобы преодолеть несогласованность действий различных ведомств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел Вопрос 1. Система управления в области иностранных делОсновным нормативным правовым актом, определяющим осуществление важнейших функций в области внешнеполитической деятельности, возложенных на высшие

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть Таблица

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение) Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на

Тема 20. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации

Тема 20. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации 1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах

1. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации

1. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации Иностранные дела Российской Федерации — это область внешнеполитической деятельности государства, связанная с осуществлением разнообразных внешних связей страны с иностранными государствами и

Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации

Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации 1. Понятие обороны и системы военной организации государства На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне» под обороной понимается «система политических, экономических, военных,

Исполнительная власть

Исполнительная власть Таблица 21

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть?

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть? Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой

86. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

86. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть Согласно гл. 6 Конституции, РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Деятельность Правительства РФ, его основные функции и его состав регламентируются Конституцией РФ и Федеральным

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной.

Под социальным управлением принято понимать управление общественными процессами, воздействие на все или отдельные сферы общественной жизни. Оно выражается в обозначенных общих признаках управления, но отражает и особенности организации общественной жизни, а именно:

· осуществляется там, где есть совместная деятельность людей;

· главным назначением является упорядочивающее воздействие на участников этой деятельности, регулирование их поведения для достижения поставленных целей;

· носит властно-волевой характер;

· нуждается в особом механизме воздействия, который предполагает наличие следующих элементов: специальных субъектов управления, объектов управления и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информация о выполнении или невыполнении команд) связи.

Социальное управление подразделяется на несколько видов:

· государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

· местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

· общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

· коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками)

Соотношение исполнительной власти и государственного управления

Исполнительная власть рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «государственное управление», где исполнительная власть — это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других, а государственное управление — подзаконная исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Таким образом, государственное управление по своему назначению не что иное, как государственная деятельность, в рамках которой реализуется исполнительная власть.

Такое понимание соотношения исполнительной власти как политико-правовой категории и государственного управления как организационно – правовой категории возможно в случае, если мы рассматриваем государственное управление в узком смысле. Государственное управление в широком смысле — это организующая, упорядочивающая деятельность государства, целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные сферы общества, поведение индивидов и их коллективов; данная деятельность осуществляется всеми органами государственной власти.

• представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями;

• самостоятельна, но только в функционалъно-компетенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

• не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: