Государственное социальное страхование как вид социального обеспечения курсовая работа

Обновлено: 24.04.2024

Государственное социальное страхование носит обязатель­ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра­ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме­сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус­тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра­вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ­ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо­вания. Это:

• фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра­зом, работающих);

Все эти фонды организационно обособлены и предостав­ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —' взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста­новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред­ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ­ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю­щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп­лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле­чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно­му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече­нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со­циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени­ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти­вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко­миссии избираются также на собрании трудового коллектива.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна­чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по­ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по­вышения квалификации, переподготовки по направлению орга­нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна­значены для финансирования страховой организацией меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла­чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь­зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так­же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно­сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус­тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

• пособия по временной нетрудоспособности;

• пособия по беременности и родам (для женщин);

• единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

• пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• пособия по случаю рождения ребенка;

• пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь­зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда­ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти­не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де­тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо­собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече­ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов­лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре­бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На­значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра­тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци­альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста­новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ­ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За­коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают­ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

• по случаю потери кормильца;

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости­жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус­танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот­ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст­венных пенсий», предусматривающий переход на принципи­ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про­фессионального заболевания, независимо от продолжительно­сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру­довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз­мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно­сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь­ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час­тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен­сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ­ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо­способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль­ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь­ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра­вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу­чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель­ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав­ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль­ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован­ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы­шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль­ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе­ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус­луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще­ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во­просам похоронного дела производится предприятием, органи­зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.

Цель курсовой работы – показать место и роль социального страхования в обществе.
Актуальность этой темы заключается в том, что социальное страхование является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Работая на предприятиях, пользуясь медицинскими услугами, отдыхая на курорте и т.д., каждый из нас сталкивается с этой формой социальной защиты, будь то обязательное социальное страхование или же добровольное. Любой человек должен быть уверен, что при наступлении страхового случая его жизнь и имущество защищены, и, что он или его семья смогут получить некую компенсацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….5
Сущность, предмет, объект социального страхования. …………………………………………………………….7
Понятие социального страхования…………………………………7
Виды социального страхования……………..……………………. 9
По старости……………………………………………………..9
По инвалидности……………………………………………. 10
По случаю потери кормильца………………………………..10
Пенсия за выслугу лет………………………………………..10
Социальные пенсии………………………………………..…10
Принципы социального страхования……………………………..11
Система социального в РФ………………………………………. 12
Общие положения о Фонде…………………………………..12
Задачи Фонда………………………………………. ………..13
Средства Фонда…………………………………………. …..14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………. 18
Моделирование условной практической ситуации………. 18
Последовательность выполнения……..…………………………..18
Заявление на социальное страхование……………………………22
Уведомление фонда социального страхования…………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Социальное страхование — основа системы социальной защиты населения.doc

  1. Сущность, предмет, объект социального страхования . ………………………………………… ………………….7
    1. Понятие социального страхования…………………………………7
    2. Виды социального страхования……………..……………………. 9
      1. По старости…………………………………………………….. 9
      2. По инвалидности……………………………………………. ..10
      3. По случаю потери кормильца………………………………..10
      4. Пенсия за выслугу лет………………………………………..10
      5. Социальные пенсии………………………………………..…10
      1. Общие положения о Фонде…………………………………..12
      2. Задачи Фонда………………………………………. ………..13
      3. Средства Фонда…………………………………………. …..14
      1. Моделирование условной практической ситуации………. 18
      2. Последовательность выполнения……..…………………………..18
      3. Заявление на социальное страхование……………………………22
      4. Уведомление фонда социального страхования…………………..24

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27

      Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

      Одна из основных черт рыночных отношений — наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

      Социальное страхование — это один из важнейших механизмов регулирования социально — трудовой сферы. В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у многих специалистов.

      Предметом исследования в данной курсовой работе является система социального страхования.

      Объектом исследования – история развития и становления социального страхования в современных условиях экономическом и социальном развитии России.

      Цель курсовой работы – показать место и роль социального страхования в обществе.

      Актуальность этой темы заключается в том, что социальное страхование является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Работая на предприятиях, пользуясь медицинскими услугами, отдыхая на курорте и т.д., каждый из нас сталкивается с этой формой социальной защиты, будь то обязательное социальное страхование или же добровольное. Любой человек должен быть уверен, что при наступлении страхового случая его жизнь и имущество защищены, и, что он или его семья смогут получить некую компенсацию.

      1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

      1.1 Понятие социального страхования

      Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию.

      Данное определение обязательного социального страхования заключает в себе два важных положительных свойства в сравнении с рассмотренными выше трактовками этого понятия. Во-первых, оно распространяет социальное страхование и на неработающих граждан. Во-вторых, четко определена целевая направленность этой формы социального страхования. Сущность социального страхования выражается в определенных общественных отношениях, регулирующихся нормами права.

      Социальное страхование представляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорами страхования отношений между гражданами — застрахованными лицами (выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственными организациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимного страхования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованных лиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социального положения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных законом и/или договором страхования событий (страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).

      Предметом социального страхования является социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан. Предмет социального страхования включает комплекс трудовых и социальных отношений по поводу социальной защиты работников и членов их семей в случае наступления для них массовых социальных рисков утраты трудоспособности и/или места работы. Являясь наукой, социальное страхование разрабатывает категории (понятийный аппарат) и принципы построения своих экономических, социальных и правовых механизмов.

      В круг задач научной дисциплины «социальное страхование» входят:

      1. получение объективных знаний о способах, качестве и уровне социальной защиты работников и членов их семей;
      2. формирование ценностных ориентиров в области организации солидарной взаимопомощи людей труда, т.е. знаний о механизмах социальной поддержки друг друга в трудных жизненных обстоятельствах.

      Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и/или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

      Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан — застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни.

      1.2 Виды социального страхования

      В настоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий:

      • по старости;
      • по инвалидности;
      • по случаю потери кормильца;
      • пенсия за выслугу лет;
      • социальная пенсия — лицам, не имеющим права на получение трудовой пенсии.

      1.2.1 По старости

      Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20, м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа (превышающего требуемый), но не более 75% заработка.

      Для исчисления пенсии на усмотрение работника может быть взят заработок за последние 2 года (с премиальными и доплатами), либо средний за любые 5 лет подряд в течение трудового стажа.

      Для большинства пенсионеров пенсия не представляет среднюю за 2 года, так как существует максимальный размер пенсии — 3 минимальных заработных платы. Минимальный размер пенсии — 1 минимальная заработная плата.

      1.2.2 По инвалидности

      Пенсии по инвалидности выплачивается инвалидам I и II группы в размере 75% заработной платы, получаемой до пенсии, III группы — 30%. Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax для I и II группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсии по старости, max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года.

      1.2.3 По случаю потери кормильца

      Пенсии по потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на его иждивении (дети, жена, родители). Размер равен 30% заработной платы кормильца на каждого иждивенца (до 18 лет?). Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.

      1.2.4 Пенсия за выслугу лет

      Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

      1.2.5 Социальные пенсии

      Социальные пенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.

      Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.

      1.3 Принципы социального страхования

      Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

      Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

      Глава 1 Исторические аспекты и теоретические основы государственного социального страхования в России……………………………………………….

      1.1 История развития и становления государственного социального страхования в России………………………………………………………..

      осс 1.2 Понятие и сущность государственного социального страхования в России, его цели, задачи, функции и основные принципы……….. 1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности фондов государственного социального страхования в России……………………

      Глава 2 Государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы в России, проблемы и перспективы развития……………….

      2.1 Государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы в России…………………………………………………………

      2.2 Деятельностьфондовгосударственного социального страхования в России………………………………………

      2.3 Проблемы правоприменения и перспективы развития государственного социального страхования в России на современном этапе…………………………………………………………………………

      Приложения……………………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ Государственное социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных страховых рисков, которые связаны с потерей трудоспособности, отсутствия средств к существованию (доходов), материнством и т.д. Система государственного социального страхования действует в двух направлениях. Первое направление деятельности должно обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности застрахованных работников предприятий и организаций, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий. Второе направление гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших её.В эпоху рыночных отношений и на фоне экономического кризиса 2013-2016 годов современное состояние государственного социального страхования в России можно оценить как удовлетворительное.

      Актуальность выбранной темы заключается в том, что государственное социальное страхование в его различных организационно-правовых формах затрагивает интересы практически всего населения России.

      Актуальность исследования заключается в том, что в наше время, когда вопросы государственного социального страхования работников, работниц и лиц, занятых на работах с вредными или тяжёлыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда совершенствуется законодательство в области государственного социального страхования, бывает очень сложно даже специалисту разобраться во всех хитросплетениях законодательных актов и в деятельности самих внебюджетных фондов. Что уж тут говорить об обычных гражданах, вынужденных зачастую отстаивать в спорах свое право на получение пенсий, страховых выплат по нетрудоспособности, по потери трудоспособности, в связи с материнством и детством?

      Объектом исследования является государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы в России.

      Целью исследования курсовой работы является анализ государственного социального обеспечения за счет средств федерального бюджета.
      Поставленная в работе цель предопределила рассмотрение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
       изучить сущность и содержание государственного социального обеспечения в России;
       раскрыть значение социального обеспечения для различных групп населения;

      Содержание

      Введение 2
      1 Сущность и содержание государственного социального обеспечения в России 4
      1.1 Понятие, функции и виды государственного социального обеспечения 4
      1.2 Значение социального обеспечения для различных групп населения 14
      2 Государственное управление социальным обеспечением в Российской Федерации 19
      2.1 Принципы управления социальной сферой на современном этапе 19
      2.2 Виды и классификация пособий, выплачиваемые за счет федерального бюджета 25
      3 Рекомендации по усовершенствованию социального обеспечения в Российской Федерации 31
      Заключение 36
      Список используемой литературы 39

      Вложенные файлы: 1 файл

      12322 гос.соц.обеспечение за счет средств федерального бюджета.doc

      Введение

      На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

      Данная курсовая работа посвящена вопросу государственного социального обеспечения за счет средств федерального бюджета.

      С актуальностью этой темы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как социальная сфера касается каждого гражданина. Каждый из нас, так или иначе, в повседневной жизни сталкивается с данной сферой и качество, комфорт данной сферы зависит именно от расходов государственного бюджета на данную сферу. Увеличение или уменьшение расходов государственного бюджета на социальные нужды ощущает на себе каждый гражданин государства.

      Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов государственного бюджета на социальные нужды государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами.

      Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического и социального регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса.

      Целью исследования курсовой работы является анализ государственного социального обеспечения за счет средств федерального бюджета.

      Поставленная в работе цель предопределила рассмотрение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:

      • изучить сущность и содержание государственного социального обеспечения в России;
      • раскрыть значение социального обеспечения для различных групп населения;
      • рассмотреть принципы государственного управления социальной сферой на современном этапе;
      • изучить основные виды субсидирования в социальном обеспечении России;
      • сформулировать рекомендации по совершенствованию социального обеспечения в Российской Федерации.

      Объектом исследования является государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.

      Предметом данной курсовой работы является рассмотрение сущности и содержания государственного социального обеспечения в Российской Федерации на современном этапе.

      Нормативно-правовую базу курсовой работы явились Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации.

      Теоретической базой для написания данной курсовой работы явились работы таких экономистов как Калмыков В.В., Немова Л.А., Осадчая Г.И., Светкина Г.Д., Гриценко Е.А., Стафилова О.В. и других.

      В рассмотрении данного вопроса применялись следующие методы: монографический, обследования, обобщения и систематизация теоретического материала.

      1 Сущность и содержание государственного социального обеспечения в России

      1.1 Понятие, функции и виды государственного социального обеспечения

      Содержание понятия социального обеспечения, его параметры сформировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране.

      Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение1.

      В то же время социальное обеспечение – это и правовая категория, так как государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно – правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

      Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией. Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

      1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

      2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

      3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

      4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления2.

      Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. К основным функциям социального обеспечения относятся:

      1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

      2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

      3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

      4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

      5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

      Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают два вида социального обеспечения:

      • государственное социальное обеспечение,
      • негосударственное социальное обеспечение.

      В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

      • государственное социальное страхование,
      • государственное социальное обеспечение,
      • государственная социальная помощь3.

      Государственное социальное страхование – это система созданных государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством4.

      Государственная социальная помощь – новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий5.

      Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособия,компенсации,социальное обслуживание.

      Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

      К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий. Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.

      Социальные пособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Цель социальных пособий - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д. По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие по случаю рождению ребёнка; пособие на период по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

      С учётом изложенного можно дать определение социальных пособий - это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи6.

      Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:

      1. по целевому назначению - выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);

      2. по продолжительности выплат ы - ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);

      3. по источнику выплаты - из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета.

      Для студентов и слушателей курсов по праву социального обеспечения - социальные пособия классифицируются по смешанному критерию: по видам пособий, целевому назначению и по значимости:по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; пособие по безработице; иные пособия. Полной классификации социальных пособий в правовой литературе нет.

      Гражданам не могут назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то же время граждане могут одновременно получать два и более пособий. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет). В законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия или на возможность получения одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособия по временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: