Государственное планирование как механизм противодействия коррупции рк презентация

Обновлено: 25.04.2024

Презентация на тему: " Казахстанский опыт борьбы с коррупцией 1. Как социальное явление коррупция является серьезной проблемой для любого общества и характерна для всех государств." — Транскрипт:

1 Казахстанский опыт борьбы с коррупцией 1

2 Как социальное явление коррупция является серьезной проблемой для любого общества и характерна для всех государств мира, в том числе с развитой экономикой и давними демократическими традициями 2

3 Система государственного управления Республики Казахстан Исполнительная власть Законодательная власть Судебная власть 3

4 Законодательная власть Республики Казахстан Нижняя палата Мажилис Республики Казахстан Верхняя палата Сенат Республики Казахстан 4

5 Исполнительная власть Республики Казахстан 19 Министерств 6 Агентств 5

6 Судебная власть Республики Казахстан Верховный суд Республики Казахстан Районный суд Республики Казахстан Областной суд Республики Казахстан 6

7 Государственная программа борьбы с коррупцией на годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года ПРИОРИТЕТы Совершенствование правовых инструментов: антикоррупционных законов и подзаконных актов Республики Казахстан Принятие государственных мер по снижению коррупции Совершенствование правоохранительной и судебной систем Укрепление международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией Широкая антикоррупционная пропаганда среди населения, посредством использования потенциала средств массовой информации Взаимодействие с гражданским обществом 7

8 Уголовный Кодекс Кодекс об административных правонарушениях Кодекс чести Закон о борьбе с коррупцией Закон о государственной службе Закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией Антикоррупционное законодательство Республики Казахстан Указ Президента о дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности Республики Казахстан Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией 8

9 Закон о борьбе с коррупцией Республики Казахстан от 2 июля 1998 года Коррупция – это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными служащими и приравненными к ним лицами, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. 9

10 Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года ОПРЕДЕЛЯЕТ Основы организации государственной службы Правовое положение государственных служащих Социальную защищенность государственных служащих Отношения в сфере государственной службы Ответственность государственных служащих Одной из новелл этого Закона стало введение в 2009 году обязанности государственных служащих незамедлительно доводить до сведения руководства государственных служащих незамедлительно доводить до сведения руководства государственного органа, в котором они работают, или до правоохранительных органов о ставших им известных случаях коррупционных правонарушений. 10

11 Кодекс чести Республики Казахстан Кодекс чести устанавливает основные стандарты поведения государственных служащих Республики Казахстан и соответствует международным стандартам (Рекомендация Комитета министров Совета Европы R (2000) 10 от 11 мая 2000 года)R (2000) 10 от 11 мая 2000 года) 11

12 Дополнительные меры по предупреждению и борьбе с коррупцией Внедрение четких стандартов предоставления государственных услуг Введение «электронного правительства » Каждый государственный орган обеспечил функционирование собственного веб-сайта Руководители министерств и ведомств на правительственном Портале создали личные блоги Сокращено количество лицензируемых видов деятельности Упорядочен порядок проведения проверок субъектовпредпринимательства Введена конфискация имущества, добытого преступным путем и переданного осужденным в собственность других лиц Ужесточена ответственность судей за совершение правонарушений и несоблюдение судейской этики Введен запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения 12

13 Блог-платформа Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) 13

14 Перечень коррупционных преступлений ст.176 Присвоение или растрата вверенного чужого имущества ст.176 Присвоение или растрата вверенного чужого имущества ст.177 Мошенничество ст.177 Мошенничество ст.192 Лжепредпринимательство ст.192 Лжепредпринимательство ст.193 Легализация денежных средств или иного имущества, ст.193 Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем ст.209 Экономическая контрабанда ст.209 Экономическая контрабанда ст.307 Злоупотребление должностными полномочиями ст.307 Злоупотребление должностными полномочиями ст.308 Превышение власти или должностных полномочий ст.308 Превышение власти или должностных полномочий ст.310 Незаконное участие в предпринимательской деятельности ст.310 Незаконное участие в предпринимательской деятельности ст.311 Получение взятки ст.311 Получение взятки ст.312 Дача взятки ст.312 Дача взятки ст.313 Посредничество во взяточничестве ст.313 Посредничество во взяточничестве ст.314 Служебный подлог ст.314 Служебный подлог ст.315 Бездействие по службе ст.315 Бездействие по службе ст.380 Злоупотребление властью, превышение или бездействие ст.380 Злоупотребление властью, превышение или бездействиевласти 14

15 Субъект коррупционного преступления Должностные лица Республики Казахстан Должностные лица иностранных государств 15

16 ст.532 Нарушение мер финансового контроляст.532 Нарушение мер финансового контроля ст.533 Предоставление незаконного материального вознагражденияст.533 Предоставление незаконного материального вознаграждения физическим лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним ст Получение незаконного материального вознаграждения лицом,ст Получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом ст.534 Предоставление незаконного материального вознагражденияст.534 Предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами ст.535 Осуществление незаконной предпринимательской деятельностист.535 Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления ст.537 Непринятие мер руководителями либо ответственными секретарямист.537 Непринятие мер руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, государственных органов по борьбе с коррупцией ст Принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционноест Принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционноепреступление Перечень коррупционных правонарушений 16

17 Закон Республики Казахстан «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» Законом устанавливается система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества, законных прав, интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, членов их семей и близких родственников 17

18 Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» Уполномоченным органом по обеспечению соблюдения финансовой дисциплины является Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан 18

19 Проект Закона Республики Казахстан «О введении уголовной ответственности юридических лиц» Юридическое лицо будет нести ответственность за преступные деяния, совершенные физическим лицом, только в случаях: лицом, только в случаях : Если преступное деяние в пользу или в интересах юридического лица было совершено физическим лицом С санкции или одобрения С санкции или одобрения органа или лица, осуществляющего функции управления юридическим лицом Либо физическим лицом имеющим право: А) представлять юридическое лицо; Б) принимать решения от имени юридического лица; В) контролировать деятельность юридического лица 19

21 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией» от 7 декабря 2009 года Законом введена уголовная ответственность за получение взятки в пользу третьих лиц 21

22 Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Комиссия при Президенте Республики Казахстан по борьбе с коррупцией Антикоррупционную политику в Казахстане осуществляют 22

23 Агентство Республики Казахстан Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовая полиция) Департамент по г.Астана Департамент по г.Астана Департамент по Департамент поВосточно-Казахстанскойобласти Департамент по г.Алматы Департамент по г.Алматы Департамент по Департамент по Акмолинской области Департамент по Департамент по Актюбинской области Департамент по Департамент по Алматинской области Департамент по Департамент по Жамбылской области Департамент по Департамент поЗападно-Казахстанскойобласти Карагандинской области Департамент по Департамент по Костанайской области Департамент по Департамент по Кызылординской области Департамент по Департамент по Мангистауской области Департамент по Департамент по Павлодарской области Департамент по Департамент поСеверо-Казахстанскойобласти Южно-Казахстанскойобласти Атырауской области Департаменты по борьбе с экономической и коррупционной преступностью 23

24 В 2009 году в государственные органы Республики Казахстан было внесено 1372 представления 24

25 Международно-договорная база Агентства Подписаны Соглашения с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Германией, Грузией, Египтом, Китаем, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Польшей, Россией, Румынией, Словакией, Таджикистаном, Туркменистаном, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Францией, Хорватией и Эстонией По линии Агентства Подписаны Протокола о приграничном сотрудничестве с компетентными органами России и Кыргызстана 25

26 Расширение международно-договорной базы органов финансовой полиции Агентством разработаны проекты Законов «О ратификации Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков, и Протокола к ней» и «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных от преступной деятельности», которые в скором времени будут внесены на рассмотрение Парламента Республики Казахстан Прорабатывается вопрос о заключении соглашений по вопросам борьбы с коррупцией с Австрией, Бельгией, Великобританией, Грецией, Италией, Канадой, Нидерландами и Норвегией В настоящее время, Агентством разработаны и находятся на согласовании у контрагентов проекты Меморандумов о сотрудничестве в борьбе с коррупцией с компетентными органами Испании, Кыргызстана и России 26

27 ОрганизацияОбъединенныхНации Сотрудничествос международными Сотрудничество с международнымиорганизациями Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Организацияэкономическогосотрудничества и развития ТранспэренсиИнтернэшнлКоординационныйсоветруководителей органов налоговых (финансовых)расследованийгосударств-участниковСНГАссоциацияАнтикоррупционныхоргановМеждународный центр по налогам и инвестициям 27

28 Международная антикоррупционная конференция: «Борьба с коррупцией и надлежащее управление, как условия для экономического и социального развития Восточной Европы и Центральной Азии» (г.Астана, сентября 2009 года) В работе Конференции приняли участие руководители антикоррупционных ведомств руководители антикоррупционных ведомств и эксперты из более 40 стран мира, ведущих борьбу с коррупцией (США, Германия, Финляндия, Франция, Сингапур, Россия, Китай, Бразилия и др.), а также неправительственных организаций: Транспэренси Интернэшнл,ООН, ОБСЕ, ГРЕКО В ней был одобрен уникальный международный документ – «Астанинское заявление о надлежащем управлении и борьбе с коррупцией 28

29 Закон Республики Казахстан «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» от 4 мая 2008 года Казахстан, ратифицировав Конвенцию ООН против коррупции в целом, реализовал взятые на себя обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с нормами Конвенции 29

30 Сотрудничество с неправительственными организациями Заключены меморандумы о сотрудничестве Народно-демократическая партия «Нур-Отан» Национальнаяэкономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» Объединение юридических лиц «Гражданскийальянс»ФорумпредпринимателейКазахстана 30

31 Широкомасштабная акция «СКАЖЕМ КОРРУПЦИИ – НЕТ!» При поддержке общественных организаций и государственных органов прошла широкомасштабная акция «СКАЖЕМ КОРРУПЦИИ – НЕТ!», которая охватила практически все слои населения. 31

32 Агентством на постоянной основе на теле- и радиоканалах транслируются видео- и аудиоматериалы антикоррупционной тематики. В общественных местах размещены 44 информационных билбордов и 377 баннеров с указанием нашего телефона доверия «144» 32

34 Важный вклад в сфере борьбы с коррупцией внесла Академия финансовой полиции. В мае 2007 года решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств Академии финансовой полиции придан статус базового высшего учебного заведения по подготовке и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований этих стран. 34

35 Контактные данные Агентства: Республика Казахстан, , г.Астана, ул.Омарова, 60 тел.: (7172) , факс: (7172) эл.почта: веб-сайт: 35

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ КОРПОРАЦИЯ
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ АРХИТЕКТУРЫ
Борьба с коррупцией в Казахстане
Выполнили: ст.гр. Арх 14-8 Кайым А.Ф.
Проверил(а):ассоц. проф. Богенбаева А.К.
АЛМАТЫ 2017

Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно
использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав
целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и
политической элите.


Коррупция в Казахстане представляет собой существенную проблему для
экономического и политического развития страны. В 2004 Transparency
International отвёл Казахстану 122 место (которое было поделено с
несколькими другими странами) по уровню коррумпированности в списке из
146 стран. Общий балл Казахстана равняется 2,2 из 10 возможных (при том,
что балл ниже 3 обозначает «безудержную коррупцию»)[1]. Президент
Назарбаев объявил «священную войну» коррупции и приказал принять «10
мер против коррупции»[2] для борьбы с коррупцией на всех уровнях
государства и общества. По итогам 2014 года Казахстан занял 126-е место из
175 стран мира по уровню восприятия коррупции по версии Transparency
International[3][4].

•Несколько международных НПО обвинили правительство Назарбаева в пустом
создании видимости в антикоррупционной активности. Несмотря на председательство
в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в 2010, некоторые
активисты в самой стране и за её пределами утверждают, что было приложено
минимум усилий в решении проблем «ущемления человеческих прав» и «широко
распространённой коррупции». Сама семья Назарбаевых была впутана в серию
расследований по отмыванию денег, подкупу, убийствам, проводимых
правительствами Западных стран. Среди данных расследований приводится так
называемый Казахгейт, в результате которого Министерство юстиции США не
подтвердило вину семьи Назарбаевых и закрыло дело в августе 2010

• Международная правозащитная организация
Global Witness обвиняла компанию «Казахмыс» в
сокрытии информации о владельцах и директорах
компании, указывая на свидетельства, говорящие о
том, что она принадлежит лично президенту
Казахстана Нурсултану Назарбаеву.
• Бывший министр в правительстве Назарбаева,
Заманбек Нуркадилов (впоследствии был убит)
заявил, что Назарбаев должен ответить на
обвинения, что казахстанские чиновники приняли
миллионы долларов в виде взяток от посредника для
американских нефтяных фирм в 1990 году.

7. Коррупция и уровень жизни населения в Казахстане

• Мировой опыт говорит о том, что уровень
коррумпированности общества напрямую зависит от
уровня жизни его населения. Результаты опроса
населения, проведенного компанией “Сэндж Маркетинг
Рисерч” по заказу Юридического департамента школы
Вартон Университета Пенсильвании в семи областях
Казахстана, показали, что после спада экономики (50,6%)
по важности общественных проблем на втором месте
находится коррупция (14,6%), далее население волнует
организованная преступность (10,6%). По исследованию
английских консалтинговых компаний, Казахстан занял по
уровню коррупции 7-е место в мире. Опрос же
казахстанских парламентариев показал, что 91% из них к
числу приоритетных относит проблемы развития
отечественного производства, а также борьбу с
преступностью и коррупцией.

9. Факторы, детерминирующие коррупцию

• Коррупция на государственном уровне становится во
многих развивающихся странах обычным явлением.
По оценкам специалистов, в некоторых из них потери
от мошенничества в финансовой сфере
эквивалентны сумме, составляющей 10% годового
ВВП.
• Всемирный банк в своей новой антикоррупционной
стратегии особенное внимание уделил вопросам
оказания помощи странам, обращающимся к банку
за содействием в борьбе с коррупцией. В настоящее
время работа по внедрению антикоррупционных
стратегий уже ведется банком в 19 странах.

11. Законодательные и организационно-правовые меры по предупреждению коррупции

• Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. “О
борьбе с коррупцией” определяет ее как “не
предусмотренное законом принятие лично или
через посредников имущественных благ и
преимуществ лицами, выполняющими
государственные функции, а также лицами,
приравненными к ним, с использованием своих
должностных полномочий и связанных с ними
возможностей, а равно подкуп данных лиц путем
противоправного предоставления или
физическими, или юридическими лицами
указанных благ и преимуществ" (ст. 2).

2. «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина художника Герарда Давида 1498 г

Позитивная динамика в
международных рейтингах
131
место
против
+5
140
в 2014 г.
Индекс
восприятия
коррупции
+9
+10
+10
по
по легкости
Индекс развития по прозрачности
неформальным
ведения бизнеса е-правительства принимаемых
платежам и
решений
ООН
взяткам
+16
по незаконному
использованию
государственных
средств

Коррупционная карта мира
Transparency International
средний
Китай
Бразилия
Индия
Казахстан
Россия
Иран
очень
высокий
США
Австралия
Франция
высокий
Канада
Финляндия
Германия
ниже
среднего
низкий
Уровень коррупции
Афганистан
Судан
Венесуэла
КАЗАХСТАН ЗАНИМАЕТ
131 МЕСТО ИЗ 176 ВОЗМОЖНЫХ

КАЗАХСТАНСКАЯ
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА
ПРОФИЛАКТИКА
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
И ОБРАЗОВАНИЕ
КАРАТЕЛЬНЫЕ
МЕРЫ

6. Антикоррупционная стратегия РК на 2015-2025 гг.

Цели
сокращение
масштабов
коррупции
прозрачность
деятельности
госорганов и
Правительства
открытость
квазигосударственного
и частного секторов

7. Антикоррупционная стратегия РК на 2015-2025 гг.

Ключевые направления противодействия коррупции
1
государственная служба
4
общественный контроль
2
судебные и
правоохранительные
органы
5
прозрачность
государственных процедур
3
квазигосударственный
и частный секторы
6
антикоррупционная
культура
7
международное
сотрудничество

8. Комплексный подход в противодействии коррупции

ПРИНЯТО
КОРРУПЦИИ»
«ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ
СОВЕТАХ»
ЗАКОНОВ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЕ»
«О ДОСТУПЕ
К ИНФОРМАЦИИ»
ПОЛОЖЕНИЕ
КАЖДОГО
ЗАКОНА НАПРАВЛЕНО
НА
МИНИМИЗАЦИЮ
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
«О ВСЕОБЩЕМ
ДЕКЛАРИРОВАНИИ»
ЗАКОНЫ
56
«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

Закон «О противодействии коррупции»
ВВЕДЕНО НОВОЕ ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ С КОНВЕНЦИЕЙ
ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ЗАКРЕПЛЕНЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
РАБОТНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЗВЕНА
КВАЗИГОССЕКТОРА ПРИРАВНЕНЫ К ЛИЦАМ,
УПОЛНОМОЧЕННЫМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСФУНКЦИЙ
ВВЕДЕНЫ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ГОССЛУЖАЩИХ
И РАБОТНИКОВ КВАЗИГОССЕКТОРА

Репрессивные меры
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
РАССТРЕЛ
Китай, Иран, Ирак,
Саудовская Аравия,
Таиланд, Куба
За 10 лет в Китае расстреляно более
10 тыс. коррумпированных чиновников.
ОТРУБАНИЕ РУК
В ОАЭ коррупция
является формой
воровства, за что
предусмотрено
аналогичное
наказание
ОАЭ, Катар,
Бахрейн
БИТЬЕ
Сингапур, Индия,
Пакистан
за мелкую коррупцию
ротанговыми палками
ПАЛКАМИ 5-24 удара

Превентивные меры
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГОСАППАРАТА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА
ПЕРЕХОД К ТРАНСПАРЕНТНОМУ И
ПОДОТЧЕТНОМУ ГОСУДАРСТВУ
ФОРМИРОВАНИЕ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЗАРПЛАТА
ГОССЛУЖАЩИХ И ПРИНЦИПЫ
МЕРИТОКРАТИИ
Канада
Франция
Страны
ОЭСР
Япония
Южная Корея
Австралия
Малайзия
Гонконг
Сингапур
Швеция
США

Превентивные меры
ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
Страны ОЭСР
ВЫЯВЛЕНИЕ И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
Нидерланды
Израиль
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА
Саудовская Аравия
Иран
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И
РАСХОДОВ, АУДИТ
ОЭСР
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ
ПРОЗРАЧНОСТИ ГОСУСЛУГ
Южная Корея
Канада
Грузия

Совершенствование системы
госслужбы
Введена карьерная модель на
основе 3-ступенчатого отбора
тестирование на знание законодательства
автоматизированная оценка личных качеств
собеседование
на 20-40%
вдвое
в 27 раз
заработная плата госслужащих
сменяемость госслужащих
командные перемещения

Этический кодекс госслужащего
Разграничены коррупционные и этические правонарушения
Внедрены стандарты поведения госслужащего
Внедрен институт уполномоченного по этике
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
СОВЕТЫ
СОВЕТЫ ПО ЭТИКЕ
рассматривают
итоги анализов коррупционных рисков
работу уполномоченных по этике
новые формы превенции коррупции

НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ПРЕВЕНЦИИ КОРРУПЦИИ
СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА С КАРАТЕЛЬНЫХ МЕР НА ПРЕВЕНЦИЮ
Антикоррупционный
мониторинг
Антикоррупционные
ограничения и стандарты
Анализ
коррупционных рисков
Меры финансового
контроля
Антикоррупционное
просвещение

2020 2017
Поэтапное внедрение всеобщего
декларирования
1 774 000 человек
Для госслужащих и лиц, уполномоченных на
выполнение госфункций, вводится
обязательство декларировать не только
доходы, но и крупные расходы (покупка
недвижимости, транспорта и др.)
11 900 000 человек
Введение декларирования всех физических лиц
Обязательность публикации деклараций о доходах
и расходах публичных должностных лиц
(политических служащих, административных
служащих корпуса «А», судей, депутатов
Парламента, руководителей компаний
квазигосударственного сектора)

ЕСЛИ
ПОДАРОК
получен в ходе
официальных
встреч
ЕСЛИ
ПОДАРОК
НЕ ПЕРЕДАН
В СРОК
Необходимо передать
в течение
7дней
Комитет
государственного
имущества МФ РК
Свыше:
Уголовная
(расценивается как
ответственность взятка)
До:
дисциплинарная или
административная
2
4242 тенге
МРП
ПОКАЗ РОЛИКА

Реформирование сферы госуслуг
Электронное
правительство
Госкорпорация
«Правительство
для граждан»
Мобильное
правительство
Совершенствование
стандартов и
регламентов
госуслуг
Повышение качества госуслуг – залог минимизации коррупции

ХАРАКТЕРНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ
РИСКИ
Истребование
документов, не
предусмотренных
стандартами госуслуг
Дискреционные
сроки
Несоблюдение
стандартов и регламентов
Несоответствие
процессов госуслуг

СФЕРА ГОСУСЛУГ
8 МЕСЯЦЕВ
2015
2016
4,26 МЛН.
2,32 МЛН.
2 347 313
(55%)
968 705
(42%)
980 480 (23%)
479 775
(21%)
932 591 (22%)
872 762
(37%)

Персональная ответственность
руководителей
Работа должна строиться по принципу
персональной ответственности
руководителей всех уровней
:
:

Национальный доклад о
противодействии коррупции
НАЦКОМПАНИИ
НПО
ГОСОРГАНЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Взаимодействие
государства и
общества
Усиление роли
общественных
советов
при госорганах
Повышение роли
СМИ и соцсетей в
вопросах
противодействия
коррупции
Развитие
гражданского
общества –
ключевой фактор
сокращения
коррупции
Активная работа
общественных
объединений, НПО,
бизнес-сообществ
Вовлечение
религиозных
объединений в
борьбу с
коррупцией

25. Взаимоотношение?

• Это искусство и наука достижения
гармонии с внешним окружением
посредством
взаимопонимания,
основанного на правде и полной
информированности
(Сэм Блэк, в своей книге «Что такое
PR?»).

26. Девять правил эффективного общения Сэма Блэка:

27. Доступность Call-центра как для городских телефонов, так и для мобильных операторов

28. Общее количество поступивших звонков – свыше 30 тыс.

5,6%
5,7%
5,7%
8,4%
6%
5,7%
7,1%
5,8%
5,5%
5,7%
5,5%
5,6%
5,6%
7,1%
6,1%
8,9%
Значительное количество звонков приходится
на 4 региона: ЮКО, ВКО, г.г. Астана и Алматы
28

30. Инсайдер!

• Дело концерна DaimlerChrysler о подкупе
чиновников за рубежом.
• Штраф для юридического лица DaimlerChrysler
составил 360 миллионов долларов.
• Согласно Американскому законодательству
заявителю отдано 10% от суммы штрафа- это 36
миллионов долларов.

по особо тяжким коррупционным
преступлениям
по тяжким коррупционным
преступлениям
по коррупционным преступлениям
средней тяжести
по коррупционным преступлениям
небольшой тяжести
по административным делам о
коррупционных правонарушениях
+
С начала 2016 года поощрено 78 лиц на 10,2 млн. тенге,
что составляет в среднем 130 тыс. тенге на человека

Презентация на тему: " Проблемная лекция «Борьба с коррупцией в Казахстане. Процессуальное право Республики Казахстан». Подготовила ст.преподаватель Бакирова А.М." — Транскрипт:

1 Проблемная лекция «Борьба с коррупцией в Казахстане. Процессуальное право Республики Казахстан». Подготовила ст.преподаватель Бакирова А.М.

2 План лекции Понятие коррупции. Понятие процессуального права.

3 Цель лекции Студент по завершению должен знать меры борьбы с коррупцией в Казахстане и владеть основами процессуального права.

4 1-ый проблемный вопрос Почему меры принимаемые в государстве по борьбе с коррупцией не приводят к положительному результату?

5 Коррупция (от лат. corrumpere «растлевать») термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова

6 Понятие коррупции Под коррупцией согласно Закона «О борьбе с коррупцией» понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

7 Виды коррупции Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

8 Понятие "коррупция" часто ассоциируется у наших граждан с понятием " государственная служба". Не случайно борьба с коррупцией поставлена в Казахстане на государственно -политический уровень и контролируется непосредственно Главой государства.

9 Для борьбы с коррупцией в республике сформирована законодательная база, а именно Закон РК "О борьбе с коррупцией", Указ Президента РК "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республики Казахстан", и другие нормативные правовые акты, а также ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневой экономики, борьбу с правонарушениями в сфере экономики и т.д.

11 Казахстан первым среди стран СНГ разработал и принял Закон "О борьбе с коррупцией", который направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности РК от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

13 Борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица. Указ Президента РК "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в РК" был принят в целях усиления противодействия преступности и коррупции, дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности. В Указе особое внимание уделено вопросам преодоления проблем борьбы с коррупцией и мерам предупреждению её проявлений.

15 Для искоренения коррупции должно бороться все общество в целом. Только когда в обществе создастся атмосфера нетерпимости к коррупции, можно рассчитывать на положительные результаты в борьбе с этим злом.

16 2-ой проблемный вопрос. Владение навыками процессуального права, является мерой повышения правового сознания?

18 Процессуальное право - часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. П.п. неразрывно связано с материальным правом, т.к. закрепляет формы, необходимые для его осуществления и защиты.

19 Гражданское процессуальное законодательство РК Гражданское процессуальное законодательство РК регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их компетенции, посредством императивно- диспозитивного метода.

20 Гражданское процессуальное право состоит из 2 частей: Общей и Особенной. Нормы Общей части гражданского процесса содержат общие правила судопроизводства. Данные нормы имеют значение в определении порядка всего гражданского судопроизводства. К ним относятся: гражданское процессуальное законодательство; задачи и принципы гражданского судопроизводства; подведомственность гражданских дел; подсудность гражданских дел; состав суда и отводы (самоотводы); лица, участвующие в деле; представительство в суде; доказательства и доказывание; судебные расходы; меры принуждения; процессуальные сроки; судебные извещения и вызовы; досудебное урегулирование имущественных споров.

21 Нормы Особенной части Нормы Особенной части имеют значение для отдельной стадии гражданского процесса. Данные нормы регулируют: производство в суде первой инстанции; производство по пересмотру судебных постановлений; нормы, регулирующие порядок восстановления утраченного производства и судопроизводства с участием субъектов иностранного права; нормы об исполнении судебных актов. Действующий ГПК РК предусматривает три вида гражданского судопроизводства: исковое; особое исковое; особое приказное. По объекту правового регулирования принципы гражданского процессуального права подразделяют на организационно- функциональные и функциональные. Гражданские процессуальные правоотношения подразделяются на главные, дополнительные и служебно-вспомогательные

22 Принципы Для гражданской процессуальной формы характерны такие принципы, как детальность правовой регламентации процессуальных действий и документов, оптимальное соотношение процессуальных прав и обязанностей в статусе каждого участника, непрерывность процессуальной деятельности, судебный контроль и самоконтроль, принцип тождества. Участие иностранных граждан и организаций в гражданском процессе нашей страны определяется принципами национального режима, равенства перед законом, единства прав, свобод и обязанностей, а также их гарантированности.

23 Процессуальные нормы Процессуальные нормы регламентируют правоохранительный процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными органами в случаях совершения преступлений и других правонарушений или в разногласиях, когда субъекты правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд.

24 ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Процессуальное право – система правовых норм, регламентирующих порядок и форму правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, которая направлена на реализацию норм различных отраслей права. Основу процессуального права составляют принципы, на которых строится деятельность правоохранительных органов и суда. «Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, невыводимые друг из друга и охватывающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам». Понять процессуальное право без знания формирующих его принципов невозможно: принципы в концентрированном виде выражают само право.

25 В соответствии со ст. 26 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» их независимость обеспечивается: 1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; 2) установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; 3) неприкосновенностью судьи; 4) установленным Конституцией Республики Казахстан и названным Конституционным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; 5) предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

26 Литература: Основная: 1.Конституция РК от года с изменениями. 2.Гражданский кодекс РК от г года с изменениями (общая часть). 3. Гражданский кодекс РК от г с изменениями (особенная часть). 4.Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие / Отв. ред. Г.С. Сапаралиев – Алматы: Жеті Жар ғ ы, 1999г 5.Закон РК «О борьбе с коррупцией в Казахстане» 6.ГПК РК с изменениями на 2011 год. 7.УПК РК с изменениями на 2011 год Дополнительная: 1.Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2005 г. 2.Дауранов И.И. Организация государственного управления: Монография – Алматы. Издательство НВГИГУ, с., приложения.

27 Контрольные вопросы (обратная связь) Понятие государственных служащих. Состав преступления. Основы процессуального права.

Презентация на тему: " КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультатив: Казахстанское право Тема 11: Антикоррупционное законодательство Республики Казахстан." — Транскрипт:

1 КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультатив: Казахстанское право Тема 11: Антикоррупционное законодательство Республики Казахстан Карасартова М.М., магистр юриспруденции, ст. преподаватель кафедры СГД

2 Коррупция - одна из наиболее серьезных проблем, которая угрожает демократическим, морально-этическим основам общества, а потому требует тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия.

3 В конце XX в. коррупция обрела глобальные, мировые масштабы. Международные организации, такие как ООН, Совет Европы, Организация Американских государств, Европейский Союз, Европейская комиссия и другие, создают и принимают различные программы борьбы с коррупцией, законодательства многих стран предусматривают уголовную ответственность за преступления, связанные с коррупцией.

4 Казахстан – одно из первых государств СНГ, принявших антикоррупционное законодательство и присоединившихся к международным конвенциям по данному вопросу. Анализ принятых в Республике Казахстан законодательных актов, Государственных программ борьбы с коррупцией показывает, что в них заложен серьезный антикоррупционный потенциал и реализован ряд мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции, сформирована определенная законодательная база для борьбы с коррупцией.

5 В Республике Казахстан о коррупции, как об особо опасном явлении, стали говорить с 1991 года. Так, с 1992 года издано несколько Указов Президента, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, в том числе исторический Указ «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией» от 17 марта 1992 года, который стал первым политико-правовым актом, направленным на борьбу с коррупцией, заложил организационные предпосылки для борьбы с данными преступлениями.

6 Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан – 2030» в числе семи основных принципов стратегии развития назвал и беспощадную борьбу с коррупцией. Логичным продолжением стало принятие в период 1998 – 1999 гг. Законов Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», а также Указа Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан», которые стали действенным средством борьбы с коррупцией и определили статус, права и обязанности государственных служащих, требования к их морально- нравственному облику и деловым качествам.

7 Закон «О борьбе с коррупцией» впервые в законодательстве Республики Казахстан дает юридическое понятие коррупции и правонарушений, связанных с ней, определяет субъектов коррупционных правонарушений, предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую и административную ответственность. Коррупция - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

8 Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним: неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций; использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников; предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе и в государственных организациях; оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

9 оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной, связанной с извлечением дохода, деятельности; использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению; необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации; требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

10 дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества; явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов; передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа.

11 На протяжении последних лет противодействию коррупции в Казахстане уделяется большое внимание на наивысшем уровне государственного управления. Цель – предотвращения и борьбы против коррупции закреплена в многочисленных документах о государственной политике, в том числе ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, Стратегическом плане развития Казахстана до 2020 года.

12 Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции и принял законодательство, направленное на выполнение отдельных ее положений, наделил Агентство финансовой полиции полномочиями специализированного антикоррупционного органа, принял в первом чтении законопроект об ответственности юридических лиц за коррупционные нарушения.

13 После завершения действия в 2010 году очередной стратегии по борьбе с коррупцией 31 марта 2011 года был утвержден новый программный документ в виде Отраслевой программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на годы, целью которой является повышение эффективности противодействия коррупции.

14 Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: 1. Расширение международного сотрудничества и совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции; 2. Повышение эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков; 3. Повышение антикоррупционного мировоззрения; 4. Снижение уровня теневой экономики.

15 Законодательство Казахстана устанавливает разграничение административных и политических должностей на государственной службе, предусматривает конкурсный отбор на административные должности, ограничения при получении подарков. Позитивными также являются изменения, внесенные в декабре 2010 г., которыми, среди прочего, были предусмотрены положения об ограничениях после увольнения с государственной службы, обязанность государственного служащего информировать о коррупционных правонарушениях. В апреле 2011 г. в новой редакции был изложен Кодекс чести государственных служащих.

16 Анализ действующей политики государственного регулирования противодействия коррупции показывает, что в настоящее время, в Республике Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. В то же время существующая правовая система противодействия коррупции отстает в ряде направлений от требований и норм международного законодательства, что создает угрозу снижения эффективности проводимых антикоррупционных программ и требует проведения дополнительной нормотворческой работы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: