Государственное и муниципальное управление что входит в обязанности

Обновлено: 19.04.2024

Специальность ГМУ (государственное и муниципальное управление) появилась всего 25 лет назад, что считается совершенно незначительным сроком. Федеральный стандарт для нее был обновлен лишь около 2 лет назад, но сделано это было по серьезному поводу – профессиональный чиновник, которым становится каждый получивший специальность ГМУ человек, оказался одним из наиболее востребованных специалистов на рынке труда.

Содержимое направления выясняется уже из названия профиля – управление высшей категории. После получения диплома бакалавр/магистр ГМУ становится управленцем, консультантом или уполномоченным представителем государства перед населением. Как обратный вариант – представитель интересов граждан во властных структурах.

Где можно работать?

Выпускник по специальности ГМУ может работать в двух основных направлениях:

  • Государственный сектор – руководитель разных учреждений, сотрудник ведомственных госорганов или межгосударственных органов власти.
  • Негосударственный сектор – управленец, консультант, представитель компании на международной арене.

Диплом «Синергии» по данному профилю предоставляет безграничные возможности – с ним можно работать внутри страны и на международном рынке, а также строить карьеру в общественных инстанциях, муниципалитетах, гражданских институтах, ведомствах и мэриях. Но и это не все – таких специалистов ждут в разных НИИ и экспертных фирмах.

ТОП-5 должностей

На этих местах специалист ГМУ может особенно успешно воплотить свой потенциал:

  • Менеджер разных департаментов или отделов.
  • Сотрудник любого госучреждения.
  • Помощник руководителя по самоуправленческих вопросам.
  • Представитель разных ведомств.
  • Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности.




Формы и сроки обучения

Очная Очно-Заочная Заочная
4 г 3-4,5 г* 3-4,5 г*

*В зависимости от ранее полученного образования

Стоимость обучения

Очная Очно-Заочная Заочная
65 000 р. 45 000 р. 25 000 р.

*Cтоимость указана за семестр

Преимущества специальности ГМУ

Их достаточно много:

  • Престижность. Исследования ВЦИОМ показали, что государственный служащий является третьей по авторитетности профессией в стране. Выше только доктора и адвокаты.
  • Льготы. В государственных структурах их множество.
  • Универсальность специальности. ГМУ сочетает в себе управление, экономику и современные цифровые технологии, а также основы антикризисного управления. Сотрудник с такой подготовкой нужен на всех уровнях госслужбы и бизнеса.
  • Возможность двигаться по карьерной лестнице. Не только вверх, но горизонтально. Это значит, что в профессии есть много путей для развития и роста квалификации.
  • Интересная работа. Трудиться на благо государства очень достойно и благородно.
  • Хорошая зарплата. Да, на начальном этапе, как и во многих других профессия, не получится рассчитывать на вознаграждение выше 25-30 тысяч рублей, но после выбора конкретного направления и роста внутри него зарплата поднимается до 40-50 тысяч рублей и это только начало.
  • Большие перспективы. Особенно в сфере частного международного бизнеса. Та же зарплата консультанта составляет в среднем от 70 тысяч рублей и выше.

Особенности специальности

Факультет государственного и муниципального управления – это факультет менеджмента. А менеджмент, в свою очередь, налагает определенную ответственность. При условии, что ГМУ – это высший разряд менеджмента, то и нагрузка получается максимальной. Каждый шаг сотрудника должен быть продуман и выверен. Он должен умело соединять административные и правовые инструменты, понимать цели и задачи, правильно работать с обществом – вести общение с большими группами людей, не допуская конфликта и т.д.

Работа за пределами государственных структур

Выпускнику «Синергии» доступны не только госструктуры, но и коммерческая область. Вот только несколько вариантов трудоустройства после учебы:

  • Консультирование частых российских компаний.
  • Работа с государственными инстанциями в штате фирмы-нерезидента.
  • Обслуживание крупных госзаказов и госпроектов.

Программы обучения

Будущая должность и перспективы во многом определяются квалификацией специалиста. Базовый уровень подготовки – бакалавриат подойдет для работы в федеральных или региональных структурах. На практике известно, что бакалавров успешно принимают и в органы местного самоуправления, и в статусные частные компании.

Но амбициозным молодым людям желательно окончить магистратуру. После обучения у магистров управления есть возможность участвовать в больших госпроектах, руководить исследовательской и научной деятельностью, а также занимать руководящие должности.

Продолжительность обучения на бакалавриате – 4-4,5 года. В магистратуре – 6-6,5 лет. Но при этом обучение в магистратуре можно совмещать с работой, на которую возьмут уже с квалификацией бакалавра. Такой подход даст необходимый для успешного выпуска опыт и позволит еще до получения диплома продвинуться по карьерной лестнице.

Многих молодых людей, желающих получить образование, интересует вопрос: государственное и муниципальное управление, что за профессия? Эта специальность в сокращенном названии ГМУ довольно молодая, ей только 25 лет. Но она достаточно важная и престижная. Не каждый будущий студент знает, где можно устроиться, получив такое образование. Сегодня мы рассмотрим плюсы и минусы данной профессии, узнаем о месте работы и заработной плате.

Иллюстрация на тему Государственное и муниципальное управление - что за профессия

Общие сведения

В человеческом обществе власть является его неотъемлемой частью. Она способна его организовать. Сегодня подготовка высокопрофессиональных кадров занимает важнейшее место в жизни. Уровней управления существует всего три:

  • Общественное. Производится различными гражданскими объединениями.
  • Верховная власть. Административные органы, судебная система и законотворчество.
  • Бюрократия на местных уровнях.

ГМУ охватывает большую часть различных социальных процессов в обществе. Государственная власть должна функционировать сбалансировано. Ей необходимо следить за появлением конфликтов и своевременно разрешать их. Исполнительной власти требуется обеспечивать стабильность работы всех государственных институтов. Чтобы подготовить кадры, осуществляющие управление местными и центральными органами госструктур, для чиновников были созданы специальные программы обучения. Сегодня государственный служащий должен разбираться в следующем:

  • В концептуальных основах госслужбы.
  • В инструментарии, помогающем осуществлять реформы.
  • В способах диагностирования социальных проблем.
  • В менеджменте по связям с общественностью.

В учебных заведениях происходит обучение будущих государственных служащих, которые становятся профессионалами в сфере госуправления. Из плюсов такой работы стоит выделить следующие:

  • Престижность профессии. Она занимает 3 место после юриста и врача.
  • Вы будете получать различные льготы.
  • ГМУ является универсальным направлением. Профессия достаточно востребована.
  • Есть возможность карьерного роста и профессионального развития.

Из негативных моментов, можно выделить довольно высокую сложность работы и большую ответственность. Также уровень заработной платы является средним. Если вы хотите работать в органах государственного управления, необходимо обладать такими качествами:

  • Требуется совершенствовать ораторское искусство и коммуникационные навыки.
  • Нужно развивать качества лидера.
  • Необходимо изучать психологию.
  • Нужно учиться управлять общественным мнением.
  • Необходимо следить за своим имиджем.
  • Нужно уметь своевременно высказывать собственное мнение.

Также на первых порах требуется быть готовым работать в качестве волонтера. Это поможет приобрести нужные для дальнейшей работы связи.

Иллюстрация на тему Государственное и муниципальное управление - что за профессия

Обязанности

Если вы собрались выучиться на специалиста в области госуправления, необходимо иметь устойчивые моральные принципы. Вы должны хотеть проводить изменения к лучшему, как в социальную, так и в экономическую жизнь общества. Обязанности такого служащего следующие:

  • Необходимо писать нормативные акты, приказы и проекты.
  • Требуется общаться с гражданами и оказывать им помощь.
  • Нужно работать со средствами массовой информации.
  • Требуется участвовать в деловых переговорах.
  • Нужно вести аналитику, статистику и заниматься прогнозированием.
  • Требуется писать отчеты, документы, докладные.

Еще важной обязанностью государственного служащего является умение выступать на различных публичных мероприятиях.

Место работы

Выпускники профильных учебных заведений смогут устроиться после получения образования на довольно престижные должности в государственных организациях. Также у вас появится возможность вырасти по карьерной лестнице. Вам придется работать посредником между гражданами и государством. Работу можно получить в разнообразных ведомствах либо службах. Также вам предстоит разрабатывать разнообразные проекты, принимать людей, помогать им в решении различных жизненно важных вопросов. Вы можете заниматься в сфере решения жилищных, образовательных и культурных вопросов.

С подобным образованием вы легко получите работу в таких учреждениях:

  • Органах муниципальной, государственной власти и в местном самоуправлении.
  • В организациях международного масштаба.
  • В общественном секторе.
  • В коммерческих компаниях.
  • В образовательных учреждениях.
  • В учреждениях с научно-исследовательским направлением.

После окончания института сразу рассчитывать на получение высокой заработной платы не стоит. Необходимо получить определенный опыт работы.

Иллюстрация на тему Государственное и муниципальное управление - что за профессия

Обучение

Прежде, чем выбирать ВУЗ, нужно учитывать определенные показатели. Следует обратить внимание на то, сколько лет проходит обучение, какой рейтинг заведения, насколько большой процент трудоустройства выпускников. Обязательно не забудьте поинтересоваться, имеется ли у ВУЗа лицензия и когда проводилась его аттестация. Также учитывайте, что стоимость обучения данной профессии не бывает низкой.

Чтобы выучиться по специальности “государственное и муниципальное управление”, необходимо поступить в одно из ниже перечисленных учебных заведений:

Иллюстрация на тему Государственное и муниципальное управление - что за профессия

Заработная плата

Здесь, как и у любой профессии, заработная плата варьируется в зависимости от региона трудоустройства, стажа и некоторых других факторов. Когда вы завершили обучение и устроились на работу в государственные органы власти, ваша минимальная заработная плата будет составлять 25 тысяч рублей. Средняя зарплата – 35 тысяч рублей. Чтобы добиться максимального уровня дохода, нужно проработать некоторое время. Уровень зарплаты растет поступательно. Это касается государственных органов власти. Если вы решите работать в коммерческих структурах, доход будет выше. Он может составлять 90-100 тысяч рублей.

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное – куда потом пойти работать.

государственное и муниципальное управление кем потом работать

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия – это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

 система государственного и муниципального управления

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

 специальность государственное и муниципальное управление

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель – это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе – все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем – это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

Не секрет, слово «бюрократ» имеет уничижительный смысловой оттенок — порой небеспочвенно, но иногда и несправедливо. «Чинуш» и «клерков» готовит немало вузов.

Мы стремимся преодолеть эту негативную тенденцию через своих выпускников, прививая им принципиально иную картину мира и задавая высокий потенциал креативности.

Наши выпускники умеют не только принимать и реализовывать управленческие решения, но и обладают системным и стратегическим мышлением — «специалисты узкой специализации, но с широким профессиональным кругозором в сфере публичного управления».

Уникальность процесса профессионализации нашего выпускника — развитие экспертно-аналитических и инструментальных компетенций по принципу «то, что в результате профессиональной деятельности не может быть запущено в оборот, не существует».

Иными словами, вышкинец способен как подготовить с чистого листа любой «канцелярский» документ (первичный «атом» управленческого бытия), так и предложить руководителю самого высокого ранга детальную дорожную карту решения злободневной задачи высочайшей степени сложности и провести его в жизнь (вершина технологического мастерства).

Выпускник отлично знает, как устроен и функционирует государственный аппарат (и его «сателлиты») в России и в других ведущих державах. В век глобализации это расширяет возможности карьеры «поверх границ» в целях трудовой и академический мобильности.

Еще одна отличительная черта — непосредственный опыт изучения социально-экономических и экзистенциальных реалий в регионах России и на местах.

Компетентность и эрудиция наших выпускников сочетаются с активной гражданской позицией, высокой культурой, социальной ответственностью и этической безупречностью.

«Идеальный» управленец, окончивший НИУ ВШЭ — это лучший кандидат для лидерства в следующем поколении административной элиты страны. Он будет востребован на рынке труда и сразу после окончания обучения, и спустя долгие-долгие годы.

Программе всего 10 лет, но наши выпускники, судя по скорости развития их карьеры и достигнутых успехов на поприще служения человеку, обществу и государству, — будущие Сперанские, Витте, Столыпины, Косыгины, Гайдары, Черномырдины, Примаковы.



М.М. Сперанский


С.Ю. Витте


П.А. Столыпин


А.Н. Косыгин


Е.Т. Гайдар


В.С. Черномырдин

Что умеет наш выпускник?

В качестве федерального чиновника он сможет эффективно:

  • разрабатывать и участвовать в реализации проектов развития (концепции, стратегии, программы);
  • разрабатывать кадровую политику и осуществлять функциональное и профессионально-квалификационное развитие персонала;
  • разрабатывать административные регламенты, показатели эффективности деятельности министерств и ведомств, а также показатели результативности трудовой (служебной) деятельности работников;
  • сопровождать деятельность координационных, совещательных и консультативных органов при Президенте, палатах Федерального Собрания, Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти;
  • готовить проекты официальных заключений, отзывов и финансово-экономических обоснований (с необходимыми расчетами) к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, поручениям уполномоченных органов и должностных лиц, а также проводить их антикоррупционную экспертизу;
  • проводить оценку регулирующего воздействия, мониторинг и оценку качества государственных услуг;
  • обладает знаниями по финансовому устройству государства, действию финансовых и бюджетных механизмов управления, а также глубокими навыками финансовых расчетов, анализа финансовой деятельности, учета и контроля;
  • оптимизировать закупочную деятельность, осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части планирования закупочной деятельности, реализации конкурентных процедур, заключения контрактов и их управления, осуществления контрольных мероприятий закупочной деятельности;

В качестве регионального чиновника он сможет:

  • разрабатывать проекты, программы и направления устойчивого развития субъекта РФ и повышения его конкурентоспособности, кластерную политику;
  • развивать межрегиональное сотрудничество;
  • повышать миграционную привлекательность регионов;
  • сопровождать деятельность высших региональных законодательных и исполнительных органов и органов местного самоуправления, а также соответствующих координационных, совещательных и консультативных органов;
  • обосновывать и участвовать в мониторинге исполнения проектов, программ, различных направлений развития городов и городских сообществ, управления пространственным развитием агломераций, а также в разработке и экспертизе документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории.
  • проводить оценку и мониторинг практик общественной самоорганизации, проявлений социальной солидарности и социальной напряжённости в местном обществе, мероприятий по ее предупреждению и преодолению;
  • «вести» вопросы местного значения;
  • осуществлять закупки для муниципальных нужд, в том числе в части планирования закупочной деятельности, реализации конкурентных процедур, заключения контрактов и их управления, осуществления контрольных мероприятий закупочной деятельности.

Как специалист в области некоммерческого сектора выпускник программы:

Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов по управлению в организациях общественного сектора (государственная и муниципальная служба, бюджетные учреждения, государственные корпорации, некоммерческие организации), менеджеров государственных корпораций, а также научно-педагогических работников.

Выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» получат навыки подготовки проектов нормативных правовых актов, разработки методик, финансово-экономических обоснований управленческих решений, стратегий, планов, программ и проектов. Магистры будут готовы к ведению переговорного процесса, участию в организации проектов, проведению научно-исследовательских работ, а также к педагогической деятельности.

На выпускников программы уже сегодня предъявляют спрос как государственные структуры различного уровня – федеральные и региональные органы власти, так и негосударственный сектор – аналитические и консалтинговые центры, подразделения крупных компаний, некоммерческие организации, СМИ, академические центры и вузы.

Наши выпускники успешно работают в государственном и негосударственном секторах экономики. Большая часть выпускников в качестве места своей работы выбирает государственные органы, около четверти – в бюджетные учреждения, государственные корпорации, фонды, некоммерческие организации.

Места работы выпускников магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» с 2006 года по настоящее время, %*


* По результатам выборочного обследования в Москве (исключая региональные государственные и негосударственные компании).

Топ-50 государственных органов и организаций, в которых работают выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» с 2006 года по настоящее время, %*


* По результатам выборочного обследования в Москве (исключая государственные органы субъектов РФ и региональные государственные и негосударственные компании).

Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов по управлению в организациях общественного сектора (государственная и муниципальная служба, бюджетные учреждения, государственные корпорации, некоммерческие организации), менеджеров государственных корпораций, а также научно-педагогических работников.

Выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» получат навыки подготовки проектов нормативных правовых актов, разработки методик, финансово-экономических обоснований управленческих решений, стратегий, планов, программ и проектов. Магистры будут готовы к ведению переговорного процесса, участию в организации проектов, проведению научно-исследовательских работ, а также к педагогической деятельности.

На выпускников программы уже сегодня предъявляют спрос как государственные структуры различного уровня – федеральные и региональные органы власти, так и негосударственный сектор – аналитические и консалтинговые центры, подразделения крупных компаний, некоммерческие организации, СМИ, академические центры и вузы.

Наши выпускники успешно работают в государственном и негосударственном секторах экономики. Большая часть выпускников в качестве места своей работы выбирает государственные органы, около четверти – в бюджетные учреждения, государственные корпорации, фонды, некоммерческие организации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: