Государственно правовые институты понятие структура виды

Обновлено: 18.04.2024

В правовом институте отражается своеобразие отрасли права, ее основа. Так, например, системообразующим институтом трудового права является трудовой договор, гражданского права – институт собственности, уголовного права – наказание.

Выделяют следующие признаки института права: юридическое единство; полнота регулирования; законодательная обособленность.

Юридическое единство правовых норм, составляющих правовой институт, проявляется в единстве содержания его норм. В институте имеются общие положения, правовые принципы, понятия, единство правового режима регулирования отношений.

Полнота регулирования в институте базируется на разнообразии норм института. В его состав входят как запрещающие и обязывающие, так и дозволяющие нормы, что позволяет институту осуществлять все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений. Каждый институт выполняет присущие ему функции и при этом не пересекается с другими институтами системы права.

Правовой институт, как правило, в тексте нормативного акта определенным образом выделяется, обособляется посредством образования глав, разделов, частей и других элементов нормативных правовых актов. Логическая последовательность и совершенство закона предполагают такую дифференциацию его содержания, которая определяется качественной обособленностью той или иной совокупности норм.

Так, например, трудовой договор – ядро отрасли трудового права – объединяет однородные правовые нормы, имеющие одинаковый предмет и метод правового регулирования. Если в отрасли права предметом выступает сфера общественных отношений, то в институте – вид или род отношений. В институте трудового договора содержатся нормы относительно одного юридического понятия.

Полнота регулирования в институте трудового договора выражается в том, что в него входят нормы, дающие определение этого явления (ст. 56 ТК РФ), его содержание (ст. 57 ТК РФ), срок, стороны, порядок заключения (ст. 59, 61 ТК РФ), порядок изменения (ст. 72–76 ТК РФ), прекращение трудового договора (ст. 77–84 ТК РФ).

Законодательная обособленность института трудового договора состоит в его выделении в тексте Трудового кодекса РФ в специальный раздел III «Трудовой договор», разделенный на главы: 10 «Общие положения», 11 «Заключение трудового договора», 12 «Изменение трудового договора», 13 «Прекращение трудового договора» и 14 «Защита персональных данных работников».

Выделяют следующие виды институтов: отраслевые (например, институт трудового договора) и межотраслевые (институт собственности).

Отраслевыми являются институты, нормы которых находятся в одной отрасли права. В них находит отражение своеобразие отраслей права. Примером отраслевого института может быть материальная ответственность рабочих и служащих в рамках трудового права. Четкая отраслевая принадлежность данного института проявляется в том, что сторонами этого отношения могут быть только работник и работодатель. В основе данного института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на работников.

Межотраслевые институты включают нормы нескольких отраслей права. Они регулируют отношения, имеющие не только большое значение в жизни общества, но и многосторонний режим правовой защиты. Так, например, общие положения о праве собственности, основные формы собственности, возникновение и прекращение этого права регулируются нормами гражданского права, тогда как защита права собственности осуществляется множеством отраслей права, в числе которых и уголовное, и административное, и другие. Особенности права собственности отражаются в семейном, земельном и других отраслях права.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государствен­ном праве — институт гражданства; в административном — ин­ститут должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее. Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и учредительные . Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Напри­мер, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства. Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплекс­ный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве вклю­чает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности. Регулятивные институты направлены на регулирование соот­ветствующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характер­ны для государственного и административного права). Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного норматив­ного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом'. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Частное и публичное право

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Деление на частное и публичное право- это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т.е. интересов государства и общества в целом, и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т.д.). Публичное правонепосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное правопризвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. 1)частное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок; 2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их раз­граничение до какой-то степени является условным.Частное правоявляется правом лично-свободным. Основная функция частного правасостоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами. Основная функция публичного правасостоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть. Частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.Частное правоявляется основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное. Частное право - это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

Правовой институт – это главная инструментальная категория, первостепенная единица системы после нормы.

Это явление является научным, содержащим два блока, классификационный и содержательный. Первое положение при выявлении важности юридических институтов говорит о том, что правовые нормы зависят друг от друга.

Положения формируются во взаимодействии норм, объединенных одной общей целью.

Таким образом, комплекс юридических правил, объединяющий одноплановые взаимоотношения общественных идей и аналогичных целей, гарантирующее запланированное направление юридического управления и целостное включения в юридическую структуру, можно назвать правовым институтом. Выделяют два вида институтов:

Понятие «институт права» является связным звеном определенных видов права с действительными взаимоотношениями, выполняемыми в отдельных сферах через влияние на действия объектов этих взаимоотношений.

Принципы правового института

Эксперты концепции права выделяют следующие положения юридического института:

  • правовая целостность юридических норм, обозначающая предметную сферу взаимоотношений;
  • способность реализовать полноценное управление комплексных однотипных взаимоотношений;
  • способность выделить нормы, создающие институт в единичном акте или в объединенных между собой нескольких актах.

Н. А. Власенко выделяет правовой институт как маленький, уверенный комплекс юридических норм, считающихся отраслью права и регулирующих конкретный вид социальных взаимоотношений.

Специалист нрава Жан-Луи Бержель из Франции считает правовой институт совокупностью юридических правил, который объединяет цепочку отношений социального плана, следующих к одной цели.

Данный признак – ориентация института на регулирование общественными взаимоотношениями в отдельной области – очень значителен и требует особого отношения в ходе законотворчества, а также в ходе создания области права как цельного компонента юридической структуры. Институт абсолютно не схож с правовыми правила и едиными положениями.С этим невозможно не согласиться. Институты в праве создают подгруппы, связывающие нормы по признаку целостности предмета управления и субъектов, исполняющих конкретный интерес или долг в этой юридической подсистеме.

Свойства правовых институтов

Для института права характерны:

  • стабильность;
  • регулярность;
  • продолжительность;
  • приспособляемость.

Еще одно важное свойство правовых институтов – это консолидирующая, развивающая функция взаимосвязи основных групп институтов. Для всей структуры права эту же роль играют общие институты права.

Бержель Ж.Л. заявляет, что за внешним разграничением права на отделы можно разглядеть важные направления положительного права.

Оно показывает связь юридических институтов со структурами общественных интересов и областей деятельности.

Идеологи, изучающие права в России часто прибегают к таким понятиям, как правовое положение и порядок, и реже – к другим разновидностям институтов. Но как раз через правовой институт и реализуется польза данного субъекта, а также регулируется последовательность конкретных предметов, сфер социальных взаимоотношений.

Понятие общих правовых институтов

К общим институтам права относятся:

  • институт прав и свобод гражданина;
  • институты правового равенства, правительственного устройства, суверенитета, законности, ответственности и др.

Название большинства общих институтов и принципов похожи между собой.

Разница между данными группами в том, что положения определяют требования, а институт включает множество юридических норм, обеспечивающих воплощение этих положений.

Общие правовые институты входят в различные области права и создают отраслевые институты, показывающие направление области структуры, в которой существуют и такие институты, которые идеологически и генетически переплетаются с общими положениями и институтами. Отраслевые институты обычно скреплены с предметной областью конкретных взаимоотношений разных субъектов права.

Большая часть норм конституционного права включена не только в конституции, но и содержится в национальном законодательстве и прочих актах.

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливает или санкционирует государство. Они регулируют общественные отношения и составляют однородную группу.

Конституционные нормы отличаются от обычных норм тем, что они определяют формы и методы осуществления власти государства. Такие нормы могут являться фундаментальными с политической точки зрения.

Конституционно-правовые нормы наделены следующими признаками:

  • регулирование особой области общественных отношений, которая представляет собой предмет конституционно-правового регулирования;
  • общерегулятивный характер (нормы в виде принципов, деклараций, определений, целей, программ и др.);
  • наличие специфических источников, в которые эти нормы включены (конституции и др.);
  • учредительный характер предписаний, которые в них содержатся;
  • регулирование поведения широкого круга лиц;
  • большая часть норм, включенных в конституции, представляет собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
  • особенности структуры (гипотеза обладает условным характером, санкция, как правило, не содержится).

Классификация конституционных норм

Наука конституционного права рассматривает классификацию конституционно-правовых норм:

  1. В зависимости от определенности предписании:
    1. диспозитивные нормы (предлагают возможность выбора альтернатив поведения субъекта права, которые изложены в самой правовой норме);
    2. императивные нормы (субъект права должен осуществлять определенное поведение, которое закрепляет конкретная норма).
    1. материальные нормы (определяют состав действий);
    2. процессуальные нормы (определяют формы их реализации).
    1. конституции;
    2. законы;
    3. подзаконные акты.
    1. страны;
    2. отдельных ее регионов;
    3. государственных муниципальных образований.
    1. постоянными (без определенного срока);
    2. временные (содержатся во временных актах, в переходных положениях конституции и т.д.).

    Виды конституционных норм

    Основная масса конституционно-правовых норм представлена нормами-правилами. С их помощью происходит регулирование конкретных отношений в обществе. Они формируют перечень прав и обязанностей участников этих правоотношений, включая их правомерную деятельность.

    В число норм-правил можно включить нормы, устанавливающие права и обязанности граждан. Они могут определять правовой статус государственных органов. В соответствии с характером регулируемых отношений нормы-правила классифицируются на материальные (например, 11 статья Конституции Польши 1997 г., которая призвана устанавливать статус политических партий) и процессуальные (например, 122 статья Конституции Конго, которая формирует процесс принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). В состав материальных норм входят организационные или институционные нормы,. Их учреждением занимаются органы государства, которые определяют их структуру и организацию (например, 24 статья Конституции Франции определяет структуру парламента).

    С помощью норм-целей могут формироваться базовые направления общественного и государственного развития. Они способны ориентировать законодательную работу (например, 3 статья Конституции КНР 1982 г., включающая поправки и изменения 1993 г., формулирует цель страны в виде строительства социализма модернизированного вида).

    Нормы-принципы нормативно определяют принципы организации строя общества и страны (примером может быть специальный раздел «Принципы политики государства» в конституционных положениях Пакистана, Ирландии и Индии).

    В состав норм-определений входит качественная характеристика конституционных институтов, отдельных государственных органов (например, характеристика страны в качестве правовой и социальной структуры в Основном законе ФРГ).

    Конституционно-правовые институты представлены совокупностью норм, которые призваны регулировать определенную область отношений в обществе (местное самоуправление, институт главы страны и др.). Институты различаются в зависимости от объема регулируемых отношений, количества норм и их юридической силы. Принято рассматривать комплексные (генеральные) институты, включающие подинституты.

    Например, народное представительство может быть представлено на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание). Права и свободы человека и гражданина включают институты гражданских, политических, социальных и экономических прав.

    В разных государствах институты, которые близки по содержанию, могут иметь существенные отличия. Помимо этого, институтов, которые есть в одних странах, может не быть в других (например, институт омбудсмена).

    Самые крупные институты конституционного права характеризуются как подотрасли (например избирательное и парламентское право).

    Классификация конституционного права на отдельные институты формирует систему курса «Конституционное право зарубежных стран», которая строится по системе основных государственно-правовых институтов, рассматриваемых в плане сравнительного государствоведения.

    Данный курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права. Он может только устанавливать общие черты и свойства разных государственно-правовых систем. Это дает возможность избежать повторения и предусматривает более глубокий анализ характерных и специфических особенностей.

    'Институт права Вот одна из классических дефиниций правового института:

    Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений.

    — Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [1] :315-316

    Примерами правовых институтов могут служить институты дарения, наследования, купли-продажи в гражданском праве (гражданское право — отрасль).

    Содержание

    Значение и место в системе права

    Институт права является одним из основных структурных элементов системы права, его «составной частью, блоком, звеном». [1] :316 . При этом институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. [2] :562 Таким образом, институты права в иерархии структурных элементов системы права занимают второй уровень: они состоят из норм права; при этом они сами являются составным элементом отраслей права.

    Характерно, что относительную самостоятельность (автономию) и устойчивость функционирования нормы в составе института приобретают в силу того, что регулируют типичные (т.е. сходные) общественные отношения. В отличие от отраслей права, институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида.

    Правовые институты со временем могут перерастать в самостоятельные подотрасли и отрасли, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. [3] :365 К объективным причинам можно отнести материальные, социальные и иные условия жизни общества, определяющие процесс возникновения и существования системы права и объективную необходимость её слаженного и эффективного функционирования [2] :561 (например, развитие отдельных видов общественных отношений, повышение их значения). К субъективным — деятельность законодателя. [4]

    К отраслям и подотраслям права, «выросшим» из институтов можно отнести: [5] [6] :360

    Внешнее выражение

    Правовые институты могут получать своё закрепление как в виде структурных частей нормативных правовых актов (главы, части кодексов, законов), так и в виде отдельных документов, и даже нескольких актов (институт должностного лица закреплён посредством целого ряда законов о государственной службе).

    Классификация

    Классифицировать правовые институты можно по различным критериям.

    По отраслям

    Институты права классифицируются по отраслевой принадлежности исходя из того, что они входят в ту или иную отрасль права (или сразу несколько, см. ниже). Таким образом, все институты могут быть поделены на следующие группы:

    • гражданские (гражданско-правовые)
    • уголовные (уголовно-правовые)
    • конституционные (конституционно-правовые)
    • административные (административно-правовые)

    При этом приведённые примеры отражают лишь одну ступень классификации по отраслевому признаку. Учитывая деление права на частное и публичное, можно также разделить институты на следующие группы:

    Частноправовые институты:

    Публичноправовые институты:

    • уголовные (уголовно-правовые)
    • конституционные (конституционно-правовые)
    • административные (административно-правовые)

    Кроме этого, можно по этому же критерию разделить институты на материальные и процессуальные.

    Материальные институты:

    • гражданские (гражданско-правовые)
    • уголовные (уголовно-правовые)

    Процессуальные институты:

    • гражданско-процессуальные: институты исковой давности, представительства в суде и т.д.
    • уголовно-процессуальные: институты мер пресечения, гражданского иска в уголовном процессе, следственных действий

    По принадлежности к нескольким отраслям

    Как правило, институт функционирует в рамках одной отрасли права. Однако существуют и институты, состоящие из норм различных отраслей права.

    Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли:

    • институты дарения, наследования, купли-продажи в гражданском праве
    • институт президентства в конституционном праве
    • институт необходимой обороны и крайней необходимости в уголовном праве
    • институт должностного лица в административном праве
    • институт брака в семейном праве

    Межотраслевые (смешанные) институты регулируют общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть находящиеся на стыке отраслей:

    • институт собственности(гражданское право, административное право, уголовное право и т. д.)
    • институт юридической ответственности(гражданское, уголовное, административное, финансовое, налоговое, трудовое и др.)
    • институт договора(гражданское, конституционное, административное, трудовое и т. д.)

    По степени сложности

    Характер общественных отношений, урегулированных правовым институтом, оказывает влияние и на структуру самого правового института. Так, сложные, многоэлементные общественные отношения приводят к необходимости более детального правового регулирования. Это обуславливает наличие в институте субинститутов (подинститутов) — более мелких структурных образований.

    Простой институт — небольшой институт, который не содержит в себе никаких других структурных образований (кроме, естественно, правовых норм).

    Сложный (комплексный) институт — относительно крупный институт, имеющий в себе более мелкие структурные образования — субинституты. Так, договор поставки в гражданском праве включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности и т.д. [1] :316

    По функциям

    Правовые институты, так же как и нормы права, в зависимости от функций делятся на несколько категорий. [1] :289-290

    Регулятивные — предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений:

    • институт гражданства
    • институт брака
    • институт президентства

    Охранительные — направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений:

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: