Государственно правовая материя это

Обновлено: 19.04.2024

Сигалов К.Е., профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Пространство и время как формы бытия материи всегда окружали человека, они близки как в теоретической, так и обыденной жизни. Вместе с тем и пространство, и время всегда вызывали у человека чувство опасения, порой они были загадочны и непознаваемы. Зевс начинает свой победоносный путь на Олимп с победы над своим отцом, жестоким Кроносом (Временем), пожиравшим своих детей. У греков Кронос олицетворялся с внешней силой, перед которой невозможно устоять и которую человек не может одолеть. Но в целом для мифологической трактовки времени характерно семантико-аксиологическое разделение времени сакрального, отраженного в креационных мифах, и эмпирического (профанного), события которого проецируются на время сакральное .

См.: Всемирная энциклопедия. Философия. М. - Минск, 2001. С. 993.

Восприятия пространства и времени различны у разных народов, и это довольно четко отражается в языке. Есть языки, в которых только три времени, а есть языки, в которых существуют относительные времена, дающие ступенчатое отражение восприятия времени в грамматике относительно точки отсчета конкретного события. Следовательно, в разных культурах восприятие и описание временных параметров также различно. В немецком языке пространственное понятие "Raum" связывается с понятием чистоты, пустоты и ограничения даже фонетически. В русском языке пространство означает прежде всего широту, пространственность, неограниченность. Отсюда становится ясным, что в смысловом плане более содержателен и понятен немецкий термин "Rechtsraum", нежели его русский перевод - правовое пространство.

На Востоке восприятие пространственно-временного континуума еще сложнее. В Древнем Китае время не являлось последовательностью равномерных и направленных в будущее событий, а, наоборот, было совокупностью неоднородных отрезков. Историческое время получает свои личные имена, связанные с жизнью императоров или династий. Такое представление о времени требовало и иного представления о пространстве. Замкнутое пространство и цикличное время - такова модель китайского мира. Будущее в этом мире рассматривалось не как нечто стоящее впереди и еще неосуществленное, а, скорее, как нечто уже бывшее. Реальностью обладало не только бытие, но и небытие, поэтому уход в небытие был просто перемещением в пространстве и времени.

Сложность понимания категорий социально-исторического пространства и времени связана прежде всего с необходимостью повседневного оперирования ими. Человек может и не задумываться об их физическом и социально-историческом смысле - для него гораздо важнее чисто субъективные восприятия этих категорий. В детстве и юности время обычно тянется медленно, все пространства кажутся огромными. Зрелый возраст раздвигает пространственные границы, заставляет время бежать с все большей и большей скоростью. Кажется, что времени катастрофически не хватает, и мир становится чересчур узким для пассионарной личности. А вот китайский мыслитель Хун Цзычэн, живший в XVI - XVII вв., писал: "Продолжительность времени зависит от нашего настроения. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, когда душа не в беспокойстве, один день равен тысяче веков, а когда помыслы широки, крохотная хижина вмещает в себя целый мир" .

Философская афористика. М., 1996. С. 392.

Для европейцев течение времени парадоксально: его бытие заключается в его небытии, т.е. существование в постоянном исчезновении, долгота - в дроблении на участки и невозможности исчисления конечности этих участков. Аврелий Августин Блаженный (354 - 430) так разрешал этот парадокс: "Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание" .

Августин А. Исповедь // Исповедь: П. Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. С. 170.

Пространственно-временные характеристики буквально пронизывают культуру. Для любого человека они являются наиболее фундаментальными категориями (наряду с категорией движения), через которые он воспринимает социальное бытие. Все науки как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов так или иначе оперируют этими категориями.

Для государственно-юридической науки и практики понятия пространства и времени означают чрезвычайно много. Огромное разнообразие форм государственного устройства, обусловленных историческим временем, в которых эти государственные образования существуют, предполагает огромное разнообразие их пространственного оформления (большие и малые государства, унитарные и федеративные, мононациональные и полинациональные, находящиеся в различных регионах, климатических поясах, природных условиях и т.п.). История политических и правовых учений дает гигантское разнообразие представлений о связи пространственной парадигмы с формой государственного устройства, режимом правления, национальными традициями и т.п. Право, так же как и любое социокультурное явление, развивается во времени и пространстве. Это проявляется только в том, что действие нормативно-правовых актов происходит во времени и пространстве, не только в том, что существуют сами современные правовые системы, имеют весьма большие различия в зависимости от регионов и национальной принадлежности (континентальная, общего права, мусульманская и т.п. правовые семьи). Несмотря ни на что наше государство становится все более правовым, общество все более оперирует правовыми понятиями, поэтому введение термина "правовое пространство" представляется весьма уместным. Это не означает, что ранее правового пространства не существовало. В данном случае имеется в виду прежде всего то, что все большее количество людей живет правовой жизнью, каждодневно и сознательно обращаясь к закону, т.е. живет в правовом пространстве. Право - это живой организм, оно развивается во времени, с учетом национальных (т.е. пространственных) традиций и особенностей. Пространственно-временные параметры, будучи всеобщими атрибутами материи, являются универсальными среди всех ее проявлений. Высшей и наиболее сложной по организации формой движения материи является ее социальная форма. Социальность права вполне очевидна, и пространственно-временные параметры его проявления составляют неотъемлемый атрибут среды права. Однако здесь исследователя подстерегает некоторая опасность, ибо вследствие виртуальности исторического, правового или культурного пространства и времени гносеологические барьеры преодолеваются методом абстрагирования. На эту сторону познания идеологической стороны социальной действительности обращал внимание еще Ф. Энгельс: "Чем дальше удаляется от экономической та область, которую мы исследуем, чем больше она приближается к чисто абстрактно-идеологической, тем больше будем мы находить в ее развитии случайностей, тем более зигзагообразной является ее кривая. Если Вы начертите среднюю ось кривой, то найдете, что, чем длиннее изучаемый период, чем шире изучаемая область, тем более приближается эта ось к оси экономического развития, тем более параллельно ей она идет" .

Энгельс Ф. Письмо В. Боргиусу, 25 января 1894 г. // Сочинения. Т. 39. С. 176.

Социально-историческое пространство, детерминированное дезинтеграционным сценарием развития, - мир, опрокинутый в прошедшее время. В прошлом для уходящих эпох цивилизационная самодостаточность имела основополагающее значение. Религиозная, расовая, кастовая, национальная определенность была непреодолимым барьером для общения между людьми. "Осевое время", важнейший ясперовский концепт, обозначающий исторический период, имеющий смыслообразующее значение для мировой цивилизации (с VIII по II в. до н.э.) , было именно тем периодом, когда собственно и возникает противоположность закона и преступления, когда целый разряд деяний (инцест, людоедство, кражи, убийства и др.) из разряда табуированных превращаются в системе морально-правовых координат в преступления.

См. подробнее: Сигалов К.Е. Логические и историко-правовые основания "осевого времени" // История государства и права. 2002. N 1. С. 38 - 40.

Изменение мыслительного пространства, логически и практически связанное со сменой пространства социального, обеспечивает эксклюзивный контроль над ситуацией обладателям юридической компетенции. "Судебное поле представляет собой упорядоченное социальное пространство, в котором и через которое происходит преобразование конфликта непосредственно заинтересованных сторон в юридически регламентированные прения между профессионалами, ведущими дело по доверенности и разделяющими знание и признание правил юридической игры, т.е. писаных и неписаных законов поля; в том числе тех, которые необходимы для того, чтобы суметь обойти букву закона" . Профессионализм юристов создает поле их деятельности - то пространство, которое, в известной мере, недоступно другим. В этом пространстве особым образом "высвечены" значимость законов, процедура их соблюдения, корпоративная солидарность и профессиональное правосознание.

Бурдье П. Власть права: основы социологии юридического поля // Социальное пространство: поля и практики. М. - СПб., 2007. С. 95.

Право является одним из важнейших инструментов, регулирующих отношения в обществе. Сегодня все сложнее осуществлять принцип применения равной меры к разным людям. Пространственные характеристики являются всеобщими, характерными как для природы, так и для общества и мышления. Государственно-правовые феномены не составляют в этом плане никакого исключения, более того, принадлежность пространственным параметрам является неотъемлемым элементом права: они развиваются на определенной территории - на земле, воде, в воздухе, в космосе и даже, более того, в виртуальном пространстве. Наличие государственно-правовых феноменов обусловлено их расположенностью в пространстве, ограниченном некими рамками или пределами, отделенными от других определенными дистанциями, разграниченными на некоторые части или разделы. Современный мир состоит из большого числа государственных образований, каждое из которых имеет свою правовую систему, подчас неоднородную в различных частях государства. Правовые отношения могут развиваться как внутри одного государства, так и между его отдельными частями , между различными государствами и группами государств. Поскольку каждое государство располагает собственной системой права, собственными законами, действующими исключительно на собственной территории, то и все юридические ситуации подчинены исключительно этому праву, праву, которое на данной территории применяется.

Например, договорные отношения о разграничении полномочий между федеральным центром и регионами.

В основе мутабельности права лежит его нормативная функция, которая варьируется в зависимости от характера задач общественного развития, способов их разрешения и характера отношений, сложившихся в обществе. Разные правовые системы, разные отрасли и институты права изменяются по-разному, с различной быстротой, но мутации подвержены все элементы права. В то же время право в целом, если его сравнивать с другими социальными феноменами, достаточно консервативно. Революции в праве крайне редки, а правовые рецепции, наоборот, - явление достаточно распространенное.

Период становления права наиболее рельефно показывает значение времени права. Правовая нормативность, проходя путь от единичного к особенному, а затем и всеобщему, рождается из прецедента, становится правовым обычаем, а затем уже выкристаллизовывается в правовую норму. Правовая норма основывается на большом количестве прецедентов и на том времени, в течение которого прецеденты и правовые обычаи из единичного и особенного становятся всеобщим - т.е. нормой.

Известно, что право является продуктом исторического развития общества, отражает те реалии, в которых живут народы соответственно своему экономическому, технологическому, политическому, религиозному, интеллектуальному, социокультурному, моральному развитию. Ни один из этих факторов самостоятельно не может обусловить становление права обладающим гигантским резервом самодостаточности. Право имеет разнообразные возможности изменять социальный мир. Так, кодификация выступает в роли модели для последующих решений, формирует и логику прецедента, которая лежит в основе образца правового характера рассуждения, принятия решения и действия. "Благодаря этому право непрерывно связывает настоящее с прошлым и создает гарантии того, что будущее будет создаваться по образу прошлого, что неизбежные адаптации будут осмыслены и сформулированы на языке, не противоречащем прошлому" .

Бурдье П. Власть права: основы социологии юридического поля // Социальное пространство: поля и практики. М. СПб., 2007. С. 112.

Историческая школа права Савиньи сформулировала принцип, согласно которому право есть творение времени, продукт непрекращающегося молчаливого и коллективного действия. Можно соглашаться или не соглашаться с данной концепцией: в происхождении и функционировании права нет и никогда не было жесткого детерминизма, но рациональный момент все же здесь присутствует. Действие права всегда обусловлено временными параметрами, необходимо для "контроля за ритмом юридической жизни" .

Догодайло Е.Ю. Философско-логические основы анализа современных правовых способов фиксации и управления временем в социальной жизни // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Выпуск I. М., 2005. С. 140.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: