Государственная служба как социально правовой институт курсовая

Обновлено: 26.04.2024

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Оглавление

- Государственная служба как социально-правовой институт и сфера деятельности.

- Понятия, связанные с государственной службой, ее основное назначение.

- Виды государственной службы.

- Основы правового статуса и классификации государственных служащих.

- Министерство юстиции РФ в системе органов исполнительной власти РФ.

- Общие положения Министерства юстиции РФ.

- Полномочия Министерства юстиции РФ.

- Организация деятельности Министерства юстиции РФ.

- Управление государственной службой.

- Список использованных источников.

Заключение

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Список литературы

- Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. - М., - Изд-во РАГС. - 2006.-320с.

- Воробьев В.В. Проблемы становления и тенденции развития государственной службы России. - М., 2007.-412с.

- Государственная служба: комплексный подход / Отв. ред. А.В. Оболонский -М., 2006.-254с.

- Государственная служба: теория и организация. - Ростов-на-Дону, М., 2006.-256с.

- Капачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Российской Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. - Н. Новгород, 2005.-215с.

- Козбаненко В.А. Основы государственной службы и кадровой политики Российской Федерации. - М., 2006.-412с.

- Лазарев Б.Ю. Государственная служба. Изд. - во "ЮНИТИ", М., 2006.-345с.

- Наздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 2007.-265с.

- Профессионализм в системе государственной службы. - Ростов-на-Дону, 2006.-198с.

Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной службы. Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание государственной службы………………. 7
Понятие государственной службы……………………………..7
Задачи и функции государственной службы…………………10
Нормативно-правовое регулирование государственной службы…………………………………………………………..16
Глава 2. Этапы становления и институты государственной службы………………………………………………………………..20
История развития государственной службы…………………20
Институты государственной службы…………………………29
Глава 3. Перспективы развития государственной службы………………………………………………………………..36
Основные результаты реформирования государственной службы…………………………………………………………..36
Перспективы развития законодательства о государственной службе…………………………………………………………. 38
Заключение.…………………………………………………………. 42
Список используемой литературы…………………………………..44

Файлы: 1 файл

государственная служба как социально-правовой институт.docx

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

  • охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
  • формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
  • обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
  • совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
  • обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
  • создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет уяснить не только её основное назначение, но и выявить нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

Функции государственной службы как социально-государственного явления необходимо отличать от функций государственной службы как правового института. В этом смысле можно говорить о соотношении двух категорий – функции права (служебного права) и функции государства (профессиональной деятельности государственных служащих). Эти две категории взаимосвязаны и напрямую воздействуют друг на друга. Они имеют как общие черты, так и различия. Единство функций права и государства заключается в том, что они отражают сущность и социальное назначение соответственно права и государства и весьма часто призваны решать общие задачи. Отличия функций права от функций государства состоят в том, что:

  • они являются выражением различных сущностей, определяющих их специфику и самостоятельный характер;
  • различаются пути, способы и формы осуществления этих функций;
  • количество и виды реализуемых функций полностью не совпадают;

разными являются также пределы осуществления функций.

Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

Наряду с функциями государственной службы как видом социально полезной профессиональной деятельности можно говорить и о функциях правового института государственной службы, т.е. о функционировании правовой системы, представленной в виде государственной службы, или, иначе говоря, о функциях права. Функции государственной службы в этом смысле – это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные (муниципально-служебные) отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами. Каждый подинститут государственной службы выполняет наряду с общими и, следовательно, характерными для всего правового института функциями, также специфические. Например, для подинститута аттестации государственных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

С точки зрения функций права государственная служба как правовой институт выполняет традиционные для правовой системы функции:

  • обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;
  • интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;
  • регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности «организованный» вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;
  • коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;
  • охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

Наряду с функциями права государственная служба выполняет функции государственной администрации, аппарата управления, государственных органов, а, в конечном счете, – функции самого государства, его органов и функции государственных служащих. Государственная служба сравнима по своим функциям с ролью и социально-правовым назначением всего государства и государственного управления, с авторитетом органов публичной власти. В.М. Манохин справедливо отмечает, что государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Задачи и функции государства находя своё реальное воплощение в деятельности государственных служащих. В государственной должности заключена часть компетенции государственного органа, она является органической частью его структуры и имеет целью организацию личного состава государственного органа, т.е. государственных служащих. Социальная роль государства, (исполнительно- распорядительное назначение государственного управления и компетенция государственных органов) неразрывно связана, с осуществляемыми в процессе государственной деятельности, функциями государственной службы, под которыми можно понимать самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий (должностные, организационные, принудительные и т.д.).

Говоря о функциях государственной службы, надо помнить о том, что государственная служба решает задачи государства, осуществляет его функции и функции государственных органов. Таким образом, государственная служба с функциональной точки зрения представляет собой определенное целенаправленное воздействие субъекта государственно-служебных отношений с целью упорядочения организации и практической деятельности системы государственных органов. Это воздействие носит ярко выраженный управленческий характер. Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком смысле, т.е. как управленческая деятельность всех государственных органов в системе исполнительной, представительной и судебной власти. В рамках осуществления функций государственной службы реализуется государственная управленческая деятельность, под которой понимается осуществление субъектами государственного управления, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления.

1.3 Нормативное правовое регулирование государственной службы Российской Федерации

Государственная служба в плане нормативно-правового регулирования опирается на соответствующие нормы международного, конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового, уголовного и других отраслей права, сформулированные, прежде всего в принятой в 1978 г. международной Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе и в Рекомендациях о процедурах определения условий занятости на государственной службе. На этих же принципах основываются Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», другие федеральные законы Российской Федерации, касающиеся государственной службы, и прежде всего основные начала организации и функционирования аппарата органов государственной власти и государственной службы в нем, сформулированные в Конституции Российской Федерации.

Конституция играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. Именно она определяет, какие руководящие государственные должности Российской Федерации относятся к категории «А» и в чем заключаются их отличия о других государственных должностей (категории «Б» и «В»). В ней определена также компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.

На сегодняшний день, к огромному сожалению, еще нет ясности в государственной службе как государственно-правового явления. Из-за этого каждому присуще субъективное понимание. Например, заведующий кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, социолог говорит: «для нынешнего состояния государственной службы характерны: заторможенность процесса развития правовой базы; неэффективность системы управления, прежде всего Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации:

концептуальная неопределенность ее модели в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

правовая и кадровая автаркизация вследствие существующего нормотворчества субъектов Российской Федерации;

не разработанность государственной кадровой политики и, как результат, отсутствие единой нормативно-правовой базы для реализации кадровых технологий, стабильности кадрового состава, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма;

весьма слабая научно-методическая обеспеченность, недостаточное использование информационных технологий в управлении государственной службой Российской Федерации».

Принимая во внимание все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что законодатель понимает проблему, которая стоит перед ним, и в скором будущем уже ожидается разработка новой современной законодательной базы для государственной службы с учетом предыдущего опыта.

В конце 2000 года Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента и Правительства Российской Федерации начало разрабатывать предложения по Концепции реформирования государственной службы. Распоряжением Администрации Президента РФ была сформирована межведомственная комиссия, которую возглавил Д.А. Медведев, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ, и в которую вошли заместители федеральных министров, представители Федерального собрания, Конституционного суда, других судебных учреждений, заинтересованных ведомств и ведущих научных учреждений.

Три подгруппы разрабатывали вопросы реформирования гражданской, военной служб и службы в правоохранительных органах. Единый текст Концепции обсуждался отдельно в каждой из них. 15 августа 2001 года Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации была утверждена Президентом вместе с планом первоочередных мер.

Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной службы. Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание государственной службы………………. 7
Понятие государственной службы……………………………..7
Задачи и функции государственной службы…………………10
Нормативно-правовое регулирование государственной службы…………………………………………………………..16
Глава 2. Этапы становления и институты государственной службы………………………………………………………………..20
История развития государственной службы…………………20
Институты государственной службы…………………………29
Глава 3. Перспективы развития государственной службы………………………………………………………………..36
Основные результаты реформирования государственной службы…………………………………………………………..36
Перспективы развития законодательства о государственной службе…………………………………………………………. 38
Заключение.…………………………………………………………. 42
Список используемой литературы…………………………………..44

Файлы: 1 файл

государственная служба как социально-правовой институт.docx

Государственное и муниципальное управление

Государственная служба как социально-правовой институт

Руководитель курсовых работ:

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Содержание государственной службы……………….. ..7

    1. Понятие государственной службы……………………………..7
    2. Задачи и функции государственной службы…………………10
    3. Нормативно-правовое регулирование государственной службы………………………………………………………….. 16

    Глава 2. Этапы становления и институты государственной службы……………………………………………………………… ..20

      1. История развития государственной службы…………………20
      2. Институты государственной службы…………………………29

      Глава 3. Перспективы развития государственной службы…………………… …………………………………………..36

        1. Основные результаты реформирования государственной службы………………………………………………………….. 36
        2. Перспективы развития законодательства о государственной службе………………………………………………………….. .38

        Список используемой литературы…………………………………..44

        Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной службы.

        Несмотря на значительный объем действующего законодательства о государственной службе, в нем не решены важнейшие задачи ее правового регулирования:

        • недостаточно четко определена законодательная компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной службы;
        • не обеспечена взаимосвязь между различными видами государственной службы;
        • не установлены законом надежные правовые и социальные гарантии для государственных служащих.

        Эти и другие общие недостатки правового регулирования государственной службы можно и нужно устранить, ориентируясь на создание на этой основе стабильной унифицированной нормативно- правовой базы государственно-служебных отношений на уровне законов, путем разработки новых норм с определением первоочередных приоритетов правового обеспечения государственной службы.

        В последнее десятилетие в Российской Федерации проходит процесс формирования новых законодательных основ государственной службы – важнейшего механизма государственного управления в современных условиях. Использование накопленного опыта правового регулирования государственной службы и функционирования государственного аппарата в целом, имеющего как позитивную, так и негативную составляющую, - обязательное условие качественного реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

        15 августа 2001 года Президентом РФ была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации и План первоочередных мероприятий по ее реализации. Принципиально, что Концепция – это не только политические положения о приведении системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями. Данный документ следует одновременно рассматривать и как модель правового регулирования государственной службы. К числу ведущих положений Концепции следует отнести идею формирования единой системы государственной службы Российской Федерации.

        В результате реформирования государственная служба будет представлять собой целостную, базирующуюся на единых принципах государственную службу, и включать в себя две подсистемы: федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. В свою очередь, предполагается, что федеральная государственная служба будет состоять из трех относительно самостоятельных блоков: федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы. Таким образом, если государственная гражданская служба будет существовать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, то военная служба и правоохранительная служба – только на федеральном уровне. Следует отметить, что наряду с перечисленными блоками в систему федеральной государственной службы могут быть включены и другие ее виды, но только путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

        Современный период реформирования государственной службы характеризуется длительностью и незавершенностью процесса оформления соответствующего законодательства. Существующее федеральное и региональное законодательство о государственной службе пока еще не регулирует полностью весь комплекс государственно-служебных проблем.

        Учеными проделана значительная работа по такому направлению реформирования государственной службы, как создание научно-теоретических положений, но, к сожалению, такие разработки почти не используются в практической деятельности.

        Многие проблемы правового регулирования государственно- служебной деятельности исследовались учеными- административистами: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.В. Кудашкин, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов и др.

        Указанные научные исследования помогли изучить, объяснить особенности правового регулирования государственной службы.

        Моя курсовая работа посвящена изучению темы: Государственная служба как социально- правовой институт.

        Актуальность темы исследования состоит в том, что происходящие в современном российском государстве изменения, вызывают острую необходимость реформирования государственной службы и требуют комплексного подхода к решению проблем государственной службы.

        Объектом исследования является государственная служба Российской Федерации.

        Предметом исследования выступают социально-экономические механизмы развития системы государственной службы Российской Федерации.

        Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

        Гипотеза исследования состоит в том, что развитие и реформирование государственной службы невозможно без разумной и целенаправленной поддержки со стороны государства.

        Для решения задач, поставленных в исследовании были использованы следующие методы:

        • анализ специальной литературы и законодательных актов;
        • анализ документальных источников

        Задачи, стоящие перед государством решаются непосредственно государственными служащими, поэтому эффективное функционирование государства напрямую зависит от результативной работы государственной службы.

        Целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ и дать определение государственной службе как социально – правового института. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
        - изучить основы становления современной государственной службы в Российской Федерации;
        - дать полное определение государственной службе;
        - дать определение государственной службы как правового института;
        - дать определение государственной службы как социального института.

        Оглавление

        Введение 3
        1. Основы становления современной государственной службы Российской Федерации 6
        2. Определение государственной службы Российской Федерации 10
        3. Государственная служба как правовой институт 16
        3. Государственная служба как социальный институт 20
        Заключение 28
        Список литературы 30

        Файлы: 1 файл

        Государственная служба как правовой и социальный институт.doc

        Национальный Открытый Институт г. Санкт-Петербург

        Кафедра теории и практики государственного и муниципального управления

        Дисциплина государственная служба и кадровая политика

        Студента (-ки) группы______________

        Дяченко Ольги Николаевна

        (фамилия, имя, отчество)

        Государственная служба как правовой и социальный институт.

        Профиль Государственное и муниципальное управление

        Выполнила ___ Дяченко О.Н.____

        1. Основы становления современной государственной службы Российской Федерации 6

        2. Определение государственной службы Российской Федерации 10

        3. Государственная служба как правовой институт 16

        3. Государственная служба как социальный институт 20

        Список литературы 30

        Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства.

        В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

        В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность [2]. То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов.

        В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института. Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорили крах советской системы. Не случайно начало XXI в. охарактеризовалось поиском системы государственной власти в стране, соответствующей историческим традициям управления и способной адекватно ответить на современные вызовы. Спустя десятилетие после принятия Конституции Российской Федерации было осознано, что необходимо не просто сформировать те или иные органы власти, а превратить их в государственные институты, эффективность функционирования которых в минимальной степени была бы обусловлена субъективными особенностями, волей и способностями того или иного государственного деятеля.

        В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института. Данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию места государственной службы в современном российском государстве, а также с реформами, приводящимися в данном направлении. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

        Целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ и дать определение государственной службе как социально – правового института. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:

        - изучить основы становления современной государственной службы в Российской Федерации;

        - дать полное определение государственной службе;

        - дать определение государственной службы как правового института;

        - дать определение государственной службы как социального института.

        Решение данных задач позволит получить достаточно ясное представление об организации государственной службы в Российской Федерации как правового и социального института.

        При написании курсовой работы было изучено законодательство Российской Федерации, монографии, научная и учебная литература, реферативная и обзорная информация, периодические издания, информация из сети Интернет, материалы научно-практических конференций, труды российских и зарубежных авторов по проблеме социально-правовых аспектов государственной службы.

        В курсовой работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация положений и выводов отечествен ных и зарубежных ученых, изучение эмпирических данных и результатов научных исследований, касающихся вопросов государственной службы.

        1. Основы становления современной государственной службы Российской Федерации.

        Отношение к государственной службе, к её организации и
        регламентированию, к её прохождению чиновниками служит показателем
        устройства государства и его аппарата.

        Становление современной государственной службы в Российской Федерации проходило на рубеже 1991 - 1993 гг. Для этого возникли определенные объективные предпосылки: начался процесс создания правового социального государства; стал внедряться принцип разделения ветвей государственной власти; стала изменяться система государственного управления; возникла система многопартийности, потребовавшая отделения партийной деятельности от государственной службы. Развитие демократических преобразований в стране вызвало реализацию принципа равного доступа граждан России к государственной службе. В политической правящей власти утвердилось понимание необходимости создания государственной службы как особого правового института. Наряду с этим были устранены условия сращивания социальных институтов государственной службы и партийной (советской) элиты. Отменено приравнивание заработной платы государственного служащего к оплате труда среднего рабочего, а также "уравниловка" ее кадрового корпуса по правовому положению с другими слоями населения Российской Федерации.

        Становление российской системы государственной службы происходило в стране скачкообразным порядком [15]. Как отмечали в свое время исследователи, "после крушения службы партийно-государственного типа аппарат государственных органов находился в хаотическом состоянии" [14, С.339]. Под хаотическим состоянием понимается поведение и деятельность государственных служащих при неопределенном состоянии их правового статуса, организации, структуры и функционирования государственной службы, неясности ее целей, функций и задач.

        В тот период государственная структура Российской Федерации состояла из взаимоисключающих начал. С одной стороны, президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. С другой - система Советов с ее монополией на власть и коллективной ответственностью за принимаемые решения.

        За период с 1992 по 2001 г. в России была проведена кропотливая работа по реформированию и созданию новой системы государственности, в том числе становлению современной государственной службы.

        В то же время тогда еще не было оснований утверждать, что становление государственной службы в Российской Федерации завершилось. Она не приобрела еще необходимой достаточности, определенности, законченности и зрелых форм. Служба функционировала во многом на основе циклического воспроизведения некоторых связей и отношений, существовавших в дореформенный период. Оставалось множество нерешенных вопросов в области укрепления государственности и совершенствования регулирования современной системы государственной службы. В результате вновь возникла необходимость дальнейшего реформирования государственной службы в России.

        Подтверждение этому мы находим в научно-практических изысканиях ученых, отмечающих, что "на рубеже конца 90-х годов в службе накопился ряд проблемных аспектов: отсутствие общей целостности системы государств енной службы; она функционирует как служба в отдельном органе государственной власти, то есть носит ведомственный характер; заметно снизились эффективность и престиж государственной службы; слабо используются современные технологии государственного управления; непоследовательно ведется кадровая политика; не сформированы соответствующие механизмы профилактики коррупции в службе; статус государственных служащих не соответствует возлагаемой на них ответственности; усиливаются бюрократизация и информационная закрытость деятельности органов государственного управления; не разработаны пути эффективного взаимодействия государственной и муниципальной службы" [14, С.340]. Отмечалось отсутствие функционирования конституционного поля, согласованного правового законодательства, вертикали федеральной исполнительной власти, слабость судебной системы и органов прокуратуры, отсутствие государственной дисциплины, высокая коррумпированность функционирующих государственных структур, развитие сепаратизма и местничества [4, С.70].

        Эти правовые пробелы был призван решить вступивший в силу с 1 февраля 2005 г. Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установивший правовые, организационные и финансово-экономические основы в правоприменительной деятельности государственной гражданской службы.

        Как отмечал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев во вступительном слове к Комментарию к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "формирование законодательства о государственной службе, оптимально сочетающее мировые стандарты нормативного качества с историческими особенностями отечественного опыта, представляет собой необходимый элемент правового обеспечения преобразований, осуществляемых на современном уровне государственного строительства" [13, С.2].

        В этих условиях современная государственная служба как государственный правовой институт стала представлять собой определенную совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию, функционирование и объединение государственных служащих, их служебное поведение, личный правовой статус и правоприменительную деятельность по реализации основных положений и правовых норм Конституции и соответствующих федеральных законов Российской Федерации.

        В соответствии со своим предназначением государственная служба представляет собой и процессуальное явление, определяющее порядок исполнения функций государственной власти в управлении общественными процессами. Служба функционирует тогда, когда государственная власть реально служит обществу, удовлетворяет те или иные нужды гражданина. Тем самым государственная служба принадлежит к публично-правовой сфере, регулирующей общественную и государственную жизнь граждан. Она как публичный социально-правовой институт должна органично включать в себя единство двух групп, состоящих из следующих элементов:

        - системы правовых, организационных и процессуальных институтов (форм, методов, принципов и т.д.), определяющих соответствующий порядок формирования и реализации целей и функций государства, а также применения государственной власти;

        - совокупности граждан, профессионально подготовленных и квалифицирова нно задействованных в государственном аппарате [4, С.219, С.115].

        Первая группа элементов отвечает на вопрос: что и как должно делаться по осуществлению компетенции государственных органов, вторая - кто это делает? Такое единство придает государственной службе параметры социально-правового института, что позволяет ей занимать отдельное самостоятельное место среди других государственных, правовых и общественных образований и объединений. В этой связи государственная служба как социально-правовой государственный институт представляет определенный интерес и для экономических наук. С ее помощью осуществляется государственное регулирование большей части социально-экономических процессов. В частности, путем эффективного и целевого использования выделяемых государством на эти цели бюджетных средств. Функционирование государственной службы требует значительных финансовых затрат, поэтому размер их во многом зависит от социально-экономического статуса государственных служащих. В современном российском обществе этот статус сравнивается со статусом низкооплачиваемых категорий населения. В западноевропейских странах он соответствует статусному положению бизнесменов, менеджеров и управленцев в сфере экономики.

        Современное становление государственной службы видится в том, чтобы превратить государственный аппарат в полноценную действующую структуру, в которой должны быть сосредоточены и активно развиваться элитные интеллектуальные и нравственные силы граждан России. В общекультурных, профессиональных и личностных качествах каждого служащего государственной службы следует, прежде всего, искать талант, совесть и преданность стране. На сегодняшний день сложилась весьма благоприятная обстановка для того, чтобы в кадровом корпусе государственных служащих совершить определенный психологический перелом по отношению к службе. Тем более что во всем государственном, видимо, завершилась длившаяся годами внутриполитическая борьба, вечное противостояние правых и левых, радикалов и умеренных, идеалистов и прагматиков [11].

        2. Определение государственной службы Российской Федерации.

        Для раскрытия вопроса о государственной службе субъектов Российской Федерации как социально-правовом институте необходимо определиться с понятием "государственная служба".

        Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят корнями в глубины времени более чем на тысячу лет. Наша страна переходила от этапа к этапу постепенно, от дружинной «администрации» к дворянской, далее к государевой службе, главным достижением которой, в свое время был Указ Петра I «Табель о рангах». Часто дата его принятия (24 января 1722 г.) отождествляется с началом государственной службы в России [3].

        Далее история государственной службы проходила, соответствуя истории монархической России. Точку в этой истории поставила революция 1917г.

        Однако, еще в дореволюционной юридической литературе встречаются толкования государственной службы как особого вида деятельности. К примеру, известный ученый А.И. Елистратов подчеркивал, что "то, что делает государственная власть во внутреннем управлении, науку административного права интересует постольку, поскольку эта деятельность касается граждан. Власть, управление не может являться субъектом юридического отношения в какой-либо отвлеченной, безличной форме. Участниками публичного правоотношения могут быть лишь живые люди - должностные лица, облеченные этой властью" [6, С.41-42].

        Также Н.М. Коркунов отмечал, что "службой государству в широком смысле можно назвать всякую деятельность в пользу государству". Давая определение государственной службе, он трактовал ее как "особое публично-правовое отношение служащих к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности" [7, Т.1,С.136]. Данные подходы делают акцент на принцип служения государству.

        Цель данной работы – дать определение государственной службе как социально – правового института и дать определение государственной службе как профессиональной служебной деятельности.. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
        - дать определение государственной службы как социального института;
        - дать определение государственной службы как правового института.;
        - исследовать государственную службу как профессиональная служебная деятельность.

        Работа состоит из 1 файл

        гос служба как публичный социально правовой институит.docx

        Организационные цели – это организационно – техническое обеспечение органов государственной власти, профессионализма государственного аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования качественного и количественного состава государственных служащих, их продвижение по службе, приведение структуры государственного аппарата в соответствии с задачами государства и государственной службы.

        Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации государственными служащими законодательство страны. Это прежде всего правоприменение, обеспечение соблюдения законности в обществе, а так же разработка специального законодательства о государственной службе, создающего правовые основы функционирования государственного аппарата, повышения правового статуса государственных служащих.

        К средствам деятельности государственных служащих относятся административные (технологии управления), а также материальные (ЭВМ, множительная техника, информация) и интеллектуально – духовные средства (идеи, традиции, правила).

        Процесс деятельности государственных служащих представляет собой исполнение служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

        Существуют значительные трудности с определением и оценкой результатов деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Трудность заключается в критериях оценки результативности труда чиновников и государственного аппарата в целом. Результаты нельзя оценивать по числу принятых управленческих решений, разработанных проектов и аналитических записок, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т.д. Результат деятельности государственных служащих – это качество принимаемых и реализуемых управленческих решений, успехи в реализации социально – экономической и другой политики государства, высокий уровень жизни народа, авторитет и престиж государственной службы среди населения.

        Профессиональная деятельность применительно к государственной службе. Что бы определить это понятие, следует обратиться к интерпретации терминов «профессионализм», «профессионал» и посмотреть, как они соотносятся с государственной службой.

        Государственная служба – это профессия, требующая специальных знаний, умений и навыков, опыт работы. Следовательно, государственный служащий должен и обязан быть профессионалом – работником высшего класса, специалистом своего дела.

        Государственная служба как профессиональная служебная деятельность принципиально отличается от других видов профессиональной деятельности, существующих в госбюджетной сфере или в негосударственном секторе. Отличительные признаки государственной службы как профессиональной деятельности следующие.

        1. Государственная служба выполняет прежде всего управленческую функцию, решает задачи государственного управления, являясь его механизмом. При этом она обеспечивает решение как общегосударственных административно – политических задач, так и частных задач государственного управления. Управленческая функция является основой и в профессиональной деятельности чиновника.

        2. Государственный служащий является не просто наемным работником, а лицом, представляющим государство, выступающим от его имени и защищающим его интересы, а через него – общества. Чиновник – это человек не корпоративный, не ведомственный, а государственный, хотя у него могут быть корпоративные, групповые интересы.

        3. Государственная служба и государственные служащие наделены особым правовым статусом, подлежащим строгому государственно – правовому регулированию. Законодательство достаточно четко определяет правовые основы государственной службы и правовой статус государственных служащих – их прав, обязанности, правоограничения, гарантии и т.д. В отличии от других работников государственные служащие подпадают под нормы прежде всего служебного, а потом уже трудового права. Федеральные законы о государственной службе, служебный контракт и должностной регламент в основном регулируют государственно – служебные отношения на гражданской службе.

        4. На государственной службе существуют правоограничения и запреты, ущемляющие в определенной мере права и свободы государственных служащих как граждан. Так, практически отсутствует правовое равенство между представителем нанимателя и государственным служащим (назначение на должность осуществляется как односторонний акт работодателя); существует запрет на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей; отсутствует право на забастовку; законодательно прямо незапрещенно, но фактически невозможно заниматься партийной деятельностью.

        5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована. Вследствие этого чиновники находятся на должностях, ранжированных на группы и категории должностей. Им присваивают определенные классные чины гражданской службы, воинские и специальные знания, дипломатические ранги. Военная и правоохранительная службы имеют для своих служащих специальные знаки отличия, форму одежды. Подобного, как правило, нет в сфере профессиональной деятельности лиц, находящихся не на государственной службе.

        Вид деятельности государственных служащих указывает на то общее, что имеется в деятельности ряда государственных органов, объединенных по какому либо существенному признаку. Один из таких признаков - государственное управление определенной сферой общественной жизни и определенными социальными процессами. Этот критерий типологии управления является основным содержанием государственной службы Российской Федерации.

        Каждый из видов профессиональной государственной службы можно условно подразделить на отрасли, определяемые специализацией содержания профессиональной службой деятельности и полномочиями конкретных государственных органов. Например, в рамках гражданской службы можно выделить:

        • управление экономическими процессами (Министерство экономического развития);

        • управление финансово – бюджетной сферой (Министерство финансов);

        • управление военной сферой (Министерство обороны);

        • управление внешнеполитической деятельности (Министерство иностранных дел);

        • управление социальной сферой (Министерство здравоохранения и социального развития);

        • управление образованием и процессами в сфере культуры (Министерство образования и науки) и т.д.

        Круг лиц, профессиональная деятельность которых считается государственной службой, составляют лица, замещающие государственные должности государственной службы, которые внесены в Реестр. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79- ФЗ к государственным гражданским служащим относятся лица, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники - советники», «специалисты» и « обеспечивающие специалисты».

        Действующим законодательством определено, что государственные служащие непосредственно не «исполняют», а «обеспечивают исполнение» полномочий государства, государственных органов и должностных лиц. Исполняют эти полномочия политики, т.е. лица, замещающие государственные должности.

        Под обеспечение исполнения полномочий государственных органов понимается прежде всего профессиональное обеспечение – прогностическое, аналитическое, интеллектуальное, организационное, распорядительное, кадровое, информационное, координационное, контрольное, материальное. Хозяйственное и техническое обеспечение – это, как правило, не государственная служба, поскольку работники этого профиля, находятся в штате государственного органа на хозяйственной должности (водители, повара, уборщицы и т.д.), не занимают должность государственной службы, занесенную в Реестр. Но в персонал государственного органа они входят.

        Социально - правовой институт предстает перед нами гигантской социально – правовой системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных и правовых норм, санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д. Развитие социально - правовых институтов осуществляется путем возникновения новых социальных – правовых институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социально – правовых институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: